Руководства, Инструкции, Бланки

образец заявления начальнику фмс о проверке наличия гражданства img-1

образец заявления начальнику фмс о проверке наличия гражданства

Рейтинг: 4.3/5.0 (1826 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Определение наличия гражданства Российской Федерации

Главная Документы Определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (пункты 51 - 52 Положения)

Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 (ред. от 29.04.2010) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве.

Определение наличия гражданства Российской Федерации.

Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии

либо отсутствии гражданства Российской Федерации

15. Процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

15.1. Заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.

15.2. Заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о:

постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты;

постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта;

прибытии на территорию Российской Федерации на жительство до 6 февраля 1992 г. и после;

приобретении гражданства Российской Федерации;

месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства;

прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, на 6 февраля 1992 года, или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 года;

зачислении курсантами в военные учебные заведения Российской Федерации на 1 сентября 1991 года;

принадлежности к членам семей военнослужащих, с представлением соответствующей справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений о регистрации (проживании) на территории России до 6 февраля 1992 года, с последующим выездом и регистрацией на территории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведения о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания), постановка на миграционный учет по месту пребывания);

наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;

последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 года или на указанную дату в отношении лиц, отбывающих наказание, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию Российской Федерации;

об изменении по различным причинам установочных данных (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица.

Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.

Должностное лицо осуществляет прием заявления от заявителя, проверку комплектности и правильности заполнения пакета документов. Максимальное время приема пакета документов от заявителя составляет 30 минут.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.

15.3. Принятые материалы подлежат регистрации и докладу руководителю (заместителю руководителя, курирующему данное направление деятельности) полномочного органа, который организует проведение проверочных мероприятий, назначает ответственное должностное лицо, уполномоченное проводить подобные проверки <1>, и устанавливает срок исполнения.

<1> Далее - "исполнитель".

15.4. Исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации <1>, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.

<1> Далее - "КД МИД России".

При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.

(в ред. Приказа ФМС РФ от 29.04.2010 N 102)

(см. текст в предыдущей редакции )

15.5. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.

В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

(в ред. Приказа ФМС РФ от 29.04.2010 N 102)

(см. текст в предыдущей редакции )

15.6. По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона.

15.7. Исполнитель оформляет учетную карточку ( приложение N 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям ( приложения N 12 - 14 к Административному регламенту), а также в установленном порядке передает электронные сообщения в ФМС России, согласно базовому реквизитному составу Государственной информационной системы миграционного учета.

Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.

15.8. В случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации ему в порядке, установленном пунктом 59 Положения, выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена), а при подтверждении наличия гражданства выдается паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

15.9. Исполнитель формирует дело и оформляет его для дальнейшего пятилетнего хранения, после чего в соответствии с пунктом 43 Положения дело подлежит сдаче на централизованное архивное хранение.

15.10. В случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.

15.11. При осуществлении проверки по запросам компетентных органов в случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, инициатору проверки направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

15.12. Мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки, направляется инициатору запроса.

Материалы проверки подлежат сдаче в архив в установленном порядке.

15.13. По запросам федеральных органов исполнительной власти проверку наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации осуществляет ФМС России.

По аналогичным запросам компетентных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проверку проводят территориальные органы по месту их расположения.

Другие статьи

Как правильно отправить заявление начальнику УФМС по вопросу Запрос сведений

Как правильно отправить заявление начальнику УФМС по вопросу Запрос сведений

Удостовериться, что действительно въезд закрыт можно на информационном портале УФМС.

Попытаться узнать основания запрета въезда можно обратившись в УФМС лично. (если решение принято УФМС по Московской области): 143053 Р Ф. Московская область, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д.4, УФМС России по Московской области. Либо лично, прием населения ведется: понедельник с 10-00 до 14-00, четверг с 14-00 до 17-00 по адресу: 109028, г. Москва, ул. Солянка, д.9-А, стр.1 (м. Китай-город). Если УФМС по городу Москве. Б. Ордынка д. 16/4 стр. 4.

Но на практике, информацию удаётся получить лишь обратившись в суд.

Решение УФМС о не разрешении въезда в РФ. оспаривается в суд, в порядке главы 25 ГПК РФ.

Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Судебные шаблоны

Заявление об оспаривании решения уфмс образец

Заявление об оспаривании действий

Образец заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, с учетом последних изменений действующего законодательства.

Такое заявление может подать лицо, чьи права и законные интересы нарушены органом государственной или муниципальной власти, должностными лицами этих органов.

Желательно обжаловать только письменные решения органов власти. Так будет проще доказать нарушение своих прав. Для этого сначала обращайтесь в соответствующий орган с письменным заявлением, поставьте на своем экземпляре отметку о его принятии. Можно отправить заявление по почте с описью вложения. После получения ответа в течение 3 месяцев необходимо обратиться в суд. Этот срок может быть восстановлен только при наличии уважительных причин: Заявление о восстановлении срока. Если ответ не получен в суд подается жалоба на бездействие.

Заявление подается в районный (городской) суд. Заявитель может выбрать суд по своему месту жительства или по месту нахождения лица, чьи действия обжалуются. При подаче заявления уплачивается госпошлина в размере 200 руб.

Срок рассмотрения такого дела в суде составляет 10 дней. Неявка заявителя или лица, действия которого обжалуются, не является препятствием для рассмотрения дела

(ФИО полностью, адрес)

Заинтересованное лицо: __________

(наименование органа власти. адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ об оспаривании действий органа власти (должностного лица)

«___»_________ ____ г. я обратился с заявлением _________ (указать, о чем заявление) в _________ (указать наименование органа власти, ФИО должностного лица). В обоснование заявления указал, что _________ (привести краткое содержание заявления). Основанием для обращения явилось то, что _________ (указать события, предшествовавшие обращению).

«___»_________ ____ г. был получен ответ, в котором мне отказано в удовлетворении заявления, поскольку _________ (привести причины отказа).

С отказом я не согласен _________ (указать причины), поскольку он нарушает мои права _________ (привести перечень нарушенных прав).

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 -27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 131-132, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ ,

    Признать незаконными действия _________ (перечислить незаконные действия). Обязать _________ (наименование органа власти или ФИО должностного лица) устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод).

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

    Копия заявления Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины Заявление в орган власти Обжалуемый ответ ____ (дата, номер) Документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении об оспаривании действий

Дата подачи заявления ___ _________ ____ г. Подпись _______

Скачать образец заявления:

Заявление об оспаривании действий органа власти (должностного лица) (18,5 KiB, 1 220 hits)

анализ сайта Joomla

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года Кузьминский районный суд г. Москвы в составе судьи Прониной И.А. при секретаре Луконькиной И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4622/11 по заявлению Гайтиева АН об оспаривании решения органа государственной власти .

Гайтиев А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения старшего инспектора отделения по району Текстильщики ОУФМС России по г. Москве в ЮВАО. утвержденного начальником УФМС России по г. Москве ХХХ, которым ему отказано в выдаче паспорта гражданина РФ, ссылаясь на то, что данное решение незаконно и нарушает его права, поскольку он является гражданином России по рождению, его гражданство приобретено на основании закона, из-за неправомерных действий должностных лиц заявитель проживает без удостоверения личности и не имеет возможности реализовать свои права и свободы гражданина РФ. В соответствии с уточненными в судебном заседании требованиями заявитель просит признать неправомерным признание его не приобретшим гражданство РФ. обязать ОУФМС по району Текстильщики повторно рассмотреть его заявление о документировании паспортом гражданина РФ.

Заявитель в судебное заседание явился, заявление поддержал, пояснил, что он проживал на территории ХХХг. затем с семьей переехал в ХХХ, у него имелись паспорта и ХХХ, которые у него украли на ХХХ рынке в г. Москве.

УФМС России по г. Москве, отделение по району Текстильщики ОУФМС России по г. Москве в ЮВАО извещены о дне рассмотрения дела, в судебное заседание представители не явились.

Суд, выслушав заявителя, его представителя, изучив материалы дела и подлинное личное дело Гайтиева А.Н. считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти. органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

В соответствии со ст. 13 п.1 Закона РФ от 28.11.1991 г. «О гражданстве РФ» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления настоящего закона в законную силу, т.е. на момент 06.02.1992 г. если они в течение года после наступления этого дня не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 г №12-П по делу о проверке конституционности пункта «г» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве», при признании бывших граждан СССР гражданами РФ на основании ст. 1 закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза. Признание принадлежности к гражданству РФ не требует каких-либо действий со стороны граждан, а также вынесения по этому вопросу решения государственными органами.

В судебном заседании установлено, что ХХХг. от заявителя Гайтиева А.Н. в орган ФМС поступило заявление о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у него гражданства РФ.

Решением старшего инспектора отделения по району Текстильщики ОУФМС России по г. Москве в ЮВАО, утвержденного начальником УФМС России по г. Москве ХХХ, было постановлено - Гайтиева А.Н. ХХХг. рождения, уроженца г. ХХХ, считать не приобретшим гражданство РФ.

В соответствии с п.п.51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 №1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

ссПроверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

При этом, сроки проведения проверки наличия гражданства законом не ограничены.

Отделением УФМС по району Текстильщики в результате проведенной проверки по заявлению Гайтиева А.Н. было установлено следующее.

Какие-либо сведения в отношении Гайтиева А.Н. в базах данных УФМС России по городу Москве отсутствуют, наличие сведений в отношении Гайтиева А.Н. не было установлено.

В связи с отсутствием у Гайтиева А.Н. каких-либо документов, удостоверяющих его личность, ХХХгода отделением по району Текстильщики ОУФМС России по городу Москве составлен акт о тождественности личности Гайтиева А.Н. о чем ему ХХХгода была выдана справка.

Из объяснений Гайтиева А.Н. данных в ФМС, следует, что по месту жительства он постоянно не зарегистрирован, фактически проживает по адресу: г. ХХХ. С мая ХХХ года и по ХХХ год он проживал в городе ХХХ, по вопросу о месте жительства в данный период ничего не сообщил в связи с тем, что ничего не помнит. В ХХХ году он переехал с семьей в ХХХ, где проживал до ХХХ года, у него был паспорт гражданина ХХХ, а также и паспорт гражданина ХХХ, который он получил с его слов ориентировочно в ХХХ г. в городе ХХХ, по вопросу приобретения российского гражданства Гайтиев А.Н. также ничего не смог пояснить в связи с отсутствием воспоминаний. Отец заявителя ХХХ. уроженец города ХХХ, проживает там с момента рождения заявителя и до настоящего времени, в Казахстан не выезжал, место жительства и место регистрации отца заявитель не знает, так как не поддерживает с ним отношения. Вопросами гражданства Казахстана, получения паспорта занималась мать заявителя ХХХ.

Оригиналы свидетельства о рождении, паспорта - гражданина ХХХ, ХХХ, какие-либо документы, подтверждающие его принадлежность к российскому гражданству со стороны заявителя в органы ФМС представлены не были, справка об утрате паспортов также не представлены.

Заявителем представлена копия адресного листка убытия из Республики ХХХ ХХХгода в город ХХХпо свидетельству о рождении №ХХХ.

Сведения о регистрации по месту жительства на территории г. ХХХ в базе данных ОАСР УФМС России по г. Москве отсутствуют. Мать Гайтиева А.Н. ХХХ, ХХХг.р. уроженка ХХХ, приобрела гражданство РФ и в соответствии с п. «а» ст. 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» на основании Решения Посольства РФ в ХХХгода. Из ее объяснения следует, что с рождения и до 1980 г. она проживала в ХХХ, в ХХХг. вступила в брак с ХХХг.р. уроженцем города ХХХ, в ХХХ году в городе ХХХ она родила сына - Гайтиева АН, который с рождения он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ХХХ, был там зарегистрирован до ХХХ года. В ХХХ году из-за военных событий она выехала с детьми - ХХХ, Гайтиевым А.Н. в ХХХ как беженцы. В связи с необходимостью обучения в школе, она оформила Гайтиеву А.Н.(заявителю) паспорт гражданина ХХХ, срок действия которого истек в ХХХ г. но гражданство ХХХ ее сын не принимал. В ХХХгода заявитель ездил в ХХХ, где его прописал дедушка ХХХпо адресу: ХХХ, после чего Гайтиев А.Н. получил паспорт гражданина ХХХ, который был им утерян в ХХХ на ХХХ рынке города Москвы. Когда ХХХ принимала российское гражданство в ХХХ году в ее сын не писал никаких заявлений о приеме в гражданство России, так как им в посольстве пояснили, что, поскольку он рожден в городе Грозном, то принимать ему гражданство России не обязательно.

ХХХ представлена справка за ХХХ года, оформленная консульским отделом посольства РФ в ХХХ о рекомендации ее семьи для представления статуса вынужденного переселенца с учетом отсутствия в стране двойного гражданства.

По информации УФМС России по ХХХ Республике по базе данных гражданин ХХХг.р. документирован паспортом гражданина РФ от ХХХг. зарегистрирован с ХХХгода по месту жительства по адресу: ХХХ. ХХХ по данным ОАСР УФМС России по ХХХ Республике документированными либо снятыми с регистрационного учета на территории ХХХ Республики не значатся, подтвердить факт их проживания на 06.02.1992 г. в г. ХХХ не представляется возможным в связи с тем, что учеты и архивы ПВС и ПУЖКХ г. Грозного за период до 2000 г. не сохранились, по базе данных «Регион» информация в отношении Гайтиева А.Н. отсутствует, сведения о приобретении российского гражданства заявителем отсутствует.

Изучив принятое по вопросу заявителя решение, а также материалы его личного дела, представленные заявителем документы, данное решение Суд считает не обоснованным, поскольку оно основывается на недостаточно изученных обстоятельствах, факт наличия гражданства РФ у заявителя частично подтверждается, однако органом ФМС по району Текстильщики в надлежащем объеме проверка проведена не была, не была учтена справка о его обучении в средней школе в г. ХХХ в период до 1993 г, не были истребованы сведения о дате выезда из г. ХХХ, въезде в республику ХХХ, не было учтено, что на 1992 г. и до 2000г. заявитель был несовершеннолетним, а его мать - ХХХприобрела гражданство РФ на основании решения Посольства РФ в ХХХг. сестра заявителя ХХХявляется гражданкой России в соответствии с ч.1 ст. 26 Закона РФ «О гражданстве РФ».

При таких обстоятельствах, заявление Гайтиева А.Н. надлежит удовлетворить, при этом решение УФМС подлежит отмене, а по заявлению Гайтиева А.Н. уполномоченному органу ФМС надлежит провести проверку в вышеуказанном объеме для установления всех обстоятельств по делу заявителя и вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.193, ст.ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ, суд

Признать незаконным решение старшего инспектора отделения по району Текстильщики отдела УФМС России по г. Москве в ЮВАО старшего лейтенанта внутренней службы ХХХг. о признании Гайтиева АН г.р. уроженца г. ХХХ, не приобретшим гражданство Российской Федерации, отменить его.

Обязать УФМС России по г. Москве рассмотреть заявление Гайтиева АН о наличии либо отсутствии у него гражданства Российской Федерации от ХХХг. и дать заключение в установленные сроки.

Обязать УФМС России по г. Москве сообщить суду и Гайтиеву Адаму Наибовичу об исполнении решения суда в течение месяца со дня получения его копии.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Кузьминский районный суд .

юрист на сайте Горлышева Е.В.

юрист на сайте "Центр Юридической Поддержки Населения и Бизнеса"

юрист на сайте Коливошко В.В.

юрист на сайте Центр содействия бизнесу "СТЭНЛИ"

юрист на сайте "Норма – Права"

юрист на сайте Арестов К.П.

юрист на сайте Дружинин И.М.

Определение наличия гражданства Российской Федерации

ПРИКАЗ ФМС РФ от 19-03-2008 64 (ред от 29-04-2010) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ. Актуально в 2016 году

Определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (пункты 51 - 52 Положения)

15. Процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

15.1. Заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.

15.2. Заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о:

постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты;

постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта;

прибытии на территорию Российской Федерации на жительство до 6 февраля 1992 г. и после;

приобретении гражданства Российской Федерации;

месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства;

прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, на 6 февраля 1992 года, или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 года;

зачислении курсантами в военные учебные заведения Российской Федерации на 1 сентября 1991 года;

принадлежности к членам семей военнослужащих, с представлением соответствующей справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений о регистрации (проживании) на территории России до 6 февраля 1992 года, с последующим выездом и регистрацией на территории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведения о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания), постановка на миграционный учет по месту пребывания);

наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;

последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 года или на указанную дату в отношении лиц, отбывающих наказание, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию Российской Федерации;

об изменении по различным причинам установочных данных (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица.

Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.

Должностное лицо осуществляет прием заявления от заявителя, проверку комплектности и правильности заполнения пакета документов. Максимальное время приема пакета документов от заявителя составляет 30 минут.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.

15.3. Принятые материалы подлежат регистрации и докладу руководителю (заместителю руководителя, курирующему данное направление деятельности) полномочного органа, который организует проведение проверочных мероприятий, назначает ответственное должностное лицо, уполномоченное проводить подобные проверки <1>, и устанавливает срок исполнения.

<1> Далее - "исполнитель".

15.4. Исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации <1>, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.

<1> Далее - "КД МИД России".

При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.

15.5. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.

В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

15.6. По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона.

15.7. Исполнитель оформляет учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12 - 14 к Административному регламенту), а также в установленном порядке передает электронные сообщения в ФМС России, согласно базовому реквизитному составу Государственной информационной системы миграционного учета.

Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.

15.8. В случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации ему в порядке, установленном пунктом 59 Положения, выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена), а при подтверждении наличия гражданства выдается паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

15.9. Исполнитель формирует дело и оформляет его для дальнейшего пятилетнего хранения, после чего в соответствии с пунктом 43 Положения дело подлежит сдаче на централизованное архивное хранение.

15.10. В случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.

15.11. При осуществлении проверки по запросам компетентных органов в случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, инициатору проверки направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

15.12. Мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки, направляется инициатору запроса.

Материалы проверки подлежат сдаче в архив в установленном порядке.

15.13. По запросам федеральных органов исполнительной власти проверку наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации осуществляет ФМС России.

По аналогичным запросам компетентных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проверку проводят территориальные органы по месту их расположения.

Подтверждение гражданства РФ

Подтверждение гражданства РФ

В некоторых случаях у гражданина России может возникнуть необходимость документального подтверждения наличия у него или у его ребенка российского гражданства. С другой стороны, нередки также случаи, когда должностные лица ФМС России, не имея на это законного права, могут неправомерно потребовать от человека подтвердить наличие у него или у его ребенка гражданства РФ.

Давайте разберемся, какими документами подтверждается гражданство РФ, в каких случаях необходимо подтверждение гражданства РФ, как это можно сделать, в каких случаях требования должностных лиц о необходимости документального подтверждения наличия у человека гражданства РФ являются неправомерными и что следует в этом случае делать.

Хотелось бы отметить, что в силу ряда объективных обстоятельств, а также особенностей российского законодательства вопрос подтверждения наличия гражданства РФ является весьма сложным, неоднозначным и противоречивым с юридической точки зрения. Поэтому мы рассмотрим данную проблему применительно к наиболее распространенным на практике жизненным ситуациям и дадим Вам рекомендации о последовательности действий по подтверждению гражданства РФ в случае необходимости в этом.

При изложении информации по вопросам подтверждения наличия гражданства РФ мы, в необходимых случаях, будем делать ссылки на нормы действующего российского законодательства о гражданстве, а именно, на Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон) и на Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (далее по тексту – Положение).

Ссылки на нормы указанных нормативно-правовых актов помогут Вам отстоять свои законные права в случае их нарушения должностными лицами.

Прежде всего, следует детально рассмотреть перечень документов, которые подтверждают наличие у человека гражданства РФ. Этот перечень закреплен в п. 45 Положения.

Документы, подтверждающие наличие гражданства РФ у совершеннолетнего лица

Наличие у совершеннолетнего лица российского гражданства может подтверждаться (удостоверяться) любым из следующих документов:

внутренним паспортом гражданина РФ;

заграничным паспортом гражданина РФ;

военным билетом военнослужащего, в котором имеется вкладыш, свидетельствующий о наличии у него гражданства России;

служебным паспортом гражданина РФ;

дипломатическим паспортом гражданина РФ.

Документы, подтверждающие наличие гражданства РФ у ребенка

Перечень документов, подтверждающих гражданство РФ у ребенка значительно шире. Так, наряду с внутренним паспортом (для ребенка, достигшего 14-летнего возраста) и заграничным паспортом гражданина РФ (для ребенка в любом возрасте) такими документами могут являться:

свидетельство о рождении – для ребенка, родившегося после 1 июля 2002 года, т. е. после даты вступления в силу Федерального закона и признаваемого гражданином России по рождению в соответствии с ч.1 статьи 12 этого закона.

Возможна также достаточно редко встречающаяся на практике ситуация, когда ребенку, родившемуся после ранее указанной даты, для подтверждения гражданства РФ свидетельства о рождении недостаточно. Для этого может дополнительно потребоваться соответствующая отметка в данном документе о наличии у него гражданства России.

Все подробности читайте в статье:

свидетельство о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства РФ.

Указанный вкладыш к свидетельству о рождении ребенка выдавался в соответствии с ранее действовавшим (до 6 февраля 2007 года) порядком. В настоящее время (после указанной даты) его заменила отметка (в виде штампа) в свидетельстве о рождении о наличии гражданства России.

внутренний, заграничный, служебный или дипломатический паспорт гражданина РФ законного представителя ребенка, в который в установленном порядке внесены сведения о нем.

Указом Президента РФ от 13 апреля 2011 г. N 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации" в перечень документов, удостоверяющих гражданство РФ у ребенка, внесены еще два, а именно:

Перевод на русский язык документа, который выдан в подтверждение акта регистрации рождения ребенка органом иностранного государства с отметкой о наличии гражданства РФ.

Указанная отметка о наличии российского гражданства может быть проставлена должностными лицами, как Федеральной миграционной службы России, так и должностными лицами консульского учреждения или консульского отдела дипломатического представительства России за пределами страны.

Вкладыш, подтверждающий наличие российского гражданства, выданный к свидетельству о рождении либо к иному документу, удостоверяющему акт регистрации рождения ребенка, которые выданы органом иностранного государства.

В каких случаях подтверждение гражданства РФ не требуется

Ранее мы рассмотрели перечень документов, наличие любого из которых, соответственно, у совершеннолетнего лица или у ребенка является абсолютно бесспорным и однозначным подтверждением наличия у него российского гражданства. Данное утверждение непосредственно следует из норм действующего российского законодательства.

Отсюда можно сделать очень важный вывод. Наличие у человека хотя бы одного из вышеуказанных документов является основанием для выдачи, с соблюдением установленного порядка, любого другого (других) документа (документов), при этом гражданин не обязан подтверждать наличие у него гражданства России какими-либо другими дополнительными документами. Достаточно предъявить должностным лицам уже имеющийся документ, удостоверяющий наличие гражданства РФ.

В качестве примеров, рассмотрим, самые распространенные на практике случаи, когда для подтверждения гражданства РФ совершать какие-либо дополнительные действия или представлять какие-либо дополнительные документы не требуется, а должностные лица не имеют права это требовать.

Если у ребенка имеется свидетельство о рождении, удостоверяющее приобретение им гражданства РФ по рождению, свидетельство о рождении с вкладышем или отметкой, подтверждающими наличие у него гражданства РФ и (или) сведения о нем внесены в российский паспорт (внутренний или заграничный) законного представителя, то при получении ребенком внутреннего или заграничного паспорта подтверждать гражданство РФ каким-либо иным способом не нужно. Достаточно предъявить имеющийся документ, удостоверяющий наличие российского гражданства.

При замене внутреннего или заграничного паспорта (по любым причинам), заявитель не обязан представлять какие-либо дополнительные документы, подтверждающие наличие у него гражданства РФ. В этом случае достаточно представить подлежащий замене паспорт гражданина РФ. Здесь имеется исключение в части замены заграничного паспорта гражданина РФ, которое рассмотрено в данной статье ниже (подраздел «В каких случаях подтверждение гражданства РФ требуется», ситуация № 4).

При получении внутреннего или заграничного паспорта впервые, подтверждать российское гражданство какими-либо дополнительными документами не нужно, при наличии у заявителя любого другого документа, удостоверяющего наличие у него гражданства РФ.

При получении внутреннего или заграничного паспорта в связи с его утратой подтверждать российское гражданство не нужно, так как соответствующие должностные лица обязаны проверить по имеющимся у них учетом факт наличия в прошлом у человек утраченного паспорта гражданина РФ.

При получении заграничного паспорта гражданина РФ на основании внутреннего российского паспорта, и, наоборот, при получении внутреннего паспорта гражданина РФ на основании российского заграничного паспорта, выданного консульским учреждением или консульским отделом дипломатического представительства России за пределами страны заявителю подтверждать российское гражданство дополнительными документами не нужно.

Возможны и любые другие варианты, когда наличие у заявителя какого-либо действительного документа, удостоверяющего наличие у него российского гражданства, освобождает его от обязанности дополнительно документально подтверждать данное обстоятельство.

Однако на практике в ранее указанных случаях должностные лица очень часто незаконно требуют от гражданина России документально подтвердить наличие у него гражданства РФ.

Выражаться это может, например, в следующем:

В требовании документально подтвердить наличие у заявителя постоянной прописки по состоянию на 6 февраля 1992 года, т. е. на дату вступления в силу Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации».

Очень часто, домовая книга, карточка регистрации (карточка прописки) или поквартирная карточка, подтверждающие соответствующее обстоятельство не сохранились (утрачены, заменены на новые, их место нахождения не известно, жилое помещение разрушено и др.) Факт отсутствия по какой-либо причине этих документов вовсе не свидетельствует о том, что человек не является гражданином России или о том, что он незаконно получил ранее документ, удостоверяющий наличие у него гражданства РФ. Должностные лица в этом случае обязаны довольствоваться уже имеющимся у российского гражданина документом, подтверждающим наличие у него гражданства РФ, а также, имеющимися в распоряжении чиновников учетами.

В требовании сообщить адрес, где гражданин постоянно проживал по состоянию на вышеуказанную дату, а затем дождаться поступления письменного ответа соответствующего подразделения ФМС России на запрос о подтверждении указанного факта.

Речь идет о случае, когда гражданин России по состоянию на 6 февраля 1992 года проживал в другом населенном пункте.

В отказе принять заявление о выдаче того или иного документа до получения письменного ответа на запрос в тот государственный орган который выдал имеющийся у заявителя документ, подтверждающий законность его выдачи.

Любые подобные требования, абсолютно незаконны и грубо ущемляют права заявителя, так как, на практике, существенно нарушают сроки оказания той или иной государственной услуги, что является абсолютно неприемлемо.

Возможны и другие ситуации, когда должностные лица могут незаконно потребовать у гражданина РФ, уже имеющего документ, подтверждающий гражданство РФ, дополнительные документы. В этом случае мы рекомендуем не соглашаться с предъявленными требованиями, а немедленно обратиться за защитой своих нарушенных прав к вышестоящему руководству или в прокуратуру.

В данном случае последовательность действий человека по защите своих законных прав будет аналогична подробно описанной нами в статье «Сроки получения гражданства РФ» последовательности действий заявителя при нарушении чиновниками установленных сроков получения российского гражданства.

В каких случаях подтверждение гражданства РФ требуется

Рассмотрим наиболее распространенные на практике случаи и жизненные ситуации, когда требования должностных лиц о необходимости документального подтверждения наличия у человека российского гражданства будут правомерны.

Человек постоянно проживал на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года, выход из российского гражданства не оформлял, но не имеет никакого документа, подтверждающего наличие у него гражданства РФ.

Если человек соответствует указанным условиям, то можно сделать абсолютно однозначный вывод – он является гражданином России в соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" с применением ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации».

При этом не имеет значения, имеет ли гражданин России гражданство иностранного государства или нет, имеется ли у него документ, удостоверяющий его личность и принадлежность к иностранному гражданству или подобный документ у него отсутствует, проживает ли он на территории России или за пределами страны. В последнем случае (если проживет за пределами страны) не имеет также значения, когда именно он выехал за пределы России, и какой промежуток времени он не проживает в России и др.

Человек родился после 6 февраля 1992 года (т. е. после даты вступления в силу Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации»), но до 1 июля 2002 года (т. е. до даты вступления в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ), на день его рождения оба родителя или единственный родитель являлись гражданами РФ, выход из российского гражданства не оформлял, но не имеет никакого документа, подтверждающего наличие у него гражданства РФ. При этом место его рождения (Россия или иностранное государство) не имеет значения.

Если человек соответствует указанным требованиям, то можно сделать абсолютно однозначный вывод – он является гражданином России в соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" с применением ст. 14 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации».

В рассматриваемом нами случае значительной спецификой обладает ситуация, когда человек соответствующий вышеуказанным условиям, является ребенком, т. е. лицом, не достигшим 18-летнего возраста. Поэтому данный вопрос нами отдельно и подробно рассмотрен в статье нашего сайта:

Человек ранее обращался с заявлением о приеме в гражданство России в Федеральную миграционную службу России (до 2006 года – в паспортно-визовую службу МВД России), либо в консульское учреждение или в консульский отдел дипломатического представительства России в стране проживания, но, по каким-либо причинам, не был ознакомлен с состоявшимся положительным решением и, как следствие, не получил документ, подтверждающий наличие у него гражданства РФ.

Причины этого могут быть разными, например, до вынесения положительного решения по его заявлению человек изменил место своего проживания или даже страну проживания, чиновники из-за своей халатности не уведомили его о принятом решении, он являлся ребенком и не знал, что в отношении него законный представитель подал заявление о приеме в российское гражданство и т. д.

В данном случае человек является гражданином России.

В рассматриваемой ситуации хотелось бы обратить внимание на два весьма важных обстоятельства:

Вышесказанное полностью актуально как для заявителей, ранее обратившихся или в отношении которых ранее обратились их законные представители по вопросу приема в российское гражданство после 1 июля 2002 года, т. е. после вступления в силу Федерального закона, так и для заявителей, сделавших это в период действия Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации», т. е. в период времени с 6 февраля 1992 года по 1 июля 2002 года.

Не имеет никакого значения, насколько давно было вынесено решение о приеме в российское гражданство. Оно могло быть принято, например, двадцать и более лет назад. Продолжительность указанного временного интервала никак не влияет на то обстоятельство, что человек является гражданином России.

С точки зрения российского законодательства о гражданстве не имеют никакого значения также такие обстоятельства, как проживание человека всего промежутка времени после приобретения им российского законодательства за пределами России; получение им в указанный период времени гражданства какого-либо другого иностранного государства или статуса лица без гражданства, а также получение каких-либо документов, удостоверяющих личность и гражданскую принадлежность и другое.

Главное в данной ситуации заключается в следующем – если человек приобрел ранее российское гражданство, то при любых обстоятельствах он продолжает оставаться гражданином России, а значит, имеет право на получение внутреннего или заграничного паспорта гражданина РФ (оформить ранее выход из российского гражданства в данном случае человек в любом случае не мог, т. к. у него отсутствовал документ, подтверждающий его личность гражданина РФ).

Гражданин России постоянно проживает за пределами России, у него отсутствует иной действительный документ, удостоверяющий его личность гражданина России (например, внутренний паспорт), а срок действия имеющегося у него заграничного паспорта истек (т. е. данный документ стал недействительным).

В рассматриваемом случае человек продолжает оставаться гражданином России в том случае, если он не оформил ранее выход из российского гражданства.

Порядок подтверждения гражданства РФ в ситуациях, когда это требуется

В рассмотренных Выше ситуациях, как уже отмечалось ранее, человек в любом случае является гражданином России, но документа, подтверждающего данное обстоятельство, не имеет, или имеющийся у него загранпаспорт гражданина РФ является недействительным (Ситуация № 4).

Для получения документа, подтверждающего гражданство РФ, ему необходимо пройти процедуру определения наличия у него гражданства РФ в порядке п. п. 51, 52 Положения, а именно, обратиться с письменным заявлением произвольной формы о проведении проверки наличия у заявителя российского гражданства, а также представить документы для подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства РФ и (или) сообщить о себе соответствующие сведения для проведения соответствующими должностными лицами необходимой проверки.

Российские должностные лица, приняв ранее указанные документы, обязаны провести необходимую проверку всех обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии либо отсутствии у заявителя гражданства РФ, и вынести в установленном порядке заключение о признании его гражданином РФ. После этого у гражданина России появляется возможность обратиться с заявлением о выдаче ему паспорта гражданина РФ.

Хотелось бы так же отметить, что с заявлением о проведении проверки наличия гражданства РФ заявитель, проживающий на территории России, обращается в Федеральную миграционную службу России, а заявитель, проживающий за пределами страны – в консульское учреждение или в консульский отдел дипломатического представительства России в стране проживания.

Выше мы рассмотрели вопросы подтверждения гражданства РФ применительно к наиболее распространенным жизненным ситуациям.

Однако хотелось бы отметить, что в рамках данной статьи невозможно рассмотреть абсолютно все возможные на практике жизненные ситуации во всем их многообразии и, тем более, невозможно дать исчерпывающие и подробные рекомендации о порядке действий человека во всех возможных на практике случаях из-за присущих им особенностей. Поэтому, если Вам необходима бесплатная юридическая консультация по вопросам подтверждения гражданства РФ, Вы имеет возможность ее получить, перейдя по ссылке:

Комментарии

#1 Подтверждение гражданства — Андрей86 13.12.2015 13:52

Добрый день! Моя цель подтвердить своё гражданство и получить паспорт РФ. Подскажите, пожалуйста, как грамотно к этому подойти. Я родился на Украине в 1986, с 1988 по 1996 я проживал на территории России, в свидетельстве о рождении есть вкладыш, о том, что я являюсь гражданином РФ на основании ст. 14 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года (вкладыш выдан 25 сентября 1996 года). В 1996 году я переехал (с матерью) на Украину, где в 2003 году надомной было взято опекунство гражданкой Украины, и я получил украинский паспорт (мать оставалась гражданкой РФ до 2005 года, после чего отказалась от него и получила украинский паспорт). Как мне лучше действовать при обращении в ФМС?

#2 RE: Подтверждение гражданства РФ — Сергей Горлышев 14.12.2015 15:39

Здравствуйте, Андрей!
Вы являетесь гражданином России в том случае, если ни Вы, ни Ваши законные представители (мать, опекун – когда Вы являлись ребенком), не оформили Вам ранее выход из российского гражданства. Если это так, то Вам следует добиваться признания Вас гражданином России на основании ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 года с применением ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года (таковы правовые основания признания Вас гражданином России). При этом Вам необходимо будет при общении с должностными лицами проявить настойчивость, а может быть и упорство, а также хорошее знание российского законодательств а, так как сделать это, исходя из моей практики, будет достаточно сложно по следующим обстоятельствам:
1.В имеющемся у Вас вкладыше к свидетельству о рождении сделана грубейшая ошибка – указано неверное основание наличия у Вас российского гражданства. По статье 14 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года признаются гражданами России по рождению дети, родившиеся после 6 февраля 1992 года, на день рождения которых оба родителя (единственный родитель) являлись (являлся) гражданами России (гражданином России). В девяностые годы подобные ошибки встречались часто.
2.Чиновники ФМС России, в абсолютном большинстве случаев, весьма неохотно принимают заявление о проведении проверки наличия у человека российского гражданства, как правило, пытаются отказать в этом по любым надуманным причинам. Происходит это по целому ряду обстоятельств – поверхностное регламентирован ие данной процедуры российским законодательств ом и, как следствие, множество законодательно неурегулированн ых нюансов, дающих право отказать человеку в приеме заявления, ее сложность для чиновников, необходимость проведения множества проверок путем направления разного рода запросов и другое.
3.В Вашем случае сложностью будет являться также наличие у Вас паспорта гражданина Украины. Уже по этой причине Вам будут пытаться тупо отказать в приеме соответствующег о заявления и предлагать пройти процедуру приема в гражданство РФ. Многие чиновники ФМС России, из-за слабой профессионально й подготовки, просто не знают, что иностранный гражданин также может быть признан гражданином России, например, как в Вашем случае, на основании факта постоянного проживания на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года.

Процедура определения наличия у Вас российского гражданства должна выглядеть следующим образом:

1.Обращение с письменным заявлением произвольной формы об определении наличия у Вас гражданства РФ в соответствии с п. п. 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325.
К указанному заявлению, наравне с другими, Вам следует приложить документы, подтверждающие факт Вашего постоянного проживания на территории России с 1988 г. по 1996 г. в том числе по состоянию на 6 февраля 1992 года, т. е. на дату вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 года. В Вашем случае такими документами могут быть домовая книга, карточка регистрации, поквартирная карточка и (или) похозяйственная книга подтверждающие наличие у Вас и у Ваших законных представителей (родителей или единственного родителя) постоянной прописки на территории России.

2.После приема заявления и других необходимых документов должностные лица ФМС России обязаны провести проверку наличия соответствующих обстоятельств, свидетельствующ их о наличии у Вас российского гражданства и вынести заключение о признании Вас гражданином России.

3.Обращение с заявлением о выдаче Вам паспорта гражданина РФ впервые по форме № 1П.

Зачастую, описанная мною выше процедура признания человека гражданином России, на практике, оказывается весьма трудновыполнимо й и более сложной, чем, например, прием в гражданство РФ в упрощенном порядке, например, в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественник ов, проживающих за рубежом. Многое будет зависеть от профессионально й подготовки и компетентности должностных лиц, к которым Вы обратитесь по данному вопросу.
Удачи Вам!