Руководства, Инструкции, Бланки

тест керна йирасека бланк распечатать img-1

тест керна йирасека бланк распечатать

Рейтинг: 4.1/5.0 (1822 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учебно-методический материал по теме: Образец теста к школьной готовности Керна-Йирасека

Учебно-методический материал по теме:
Образец теста к школьной готовности Керна-Йирасека
Предварительный просмотр:

Анализ Ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йерасека. Состоит из 3-х заданий.

  • Первое задание – Рисование женской фигуры по памяти
  • второе – срисовывание письменных букв
  • третье – срисовывание группы фигур.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1высший балл; 5низший балл). а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.

  • Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:
  • - от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего
  • - от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень
  • - от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.

Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углублённо обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка (рисунок женской фигуры по памяти). Задание « срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы фигур»

Инструкция к заданию №1:

«Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какую-нибудь женщину. Так как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается.

Инструкция к заданию №2:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:

Инструкция к заданию №3:

«Посмотри, здесь нарисованы точки

Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».

При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях

Вывод: Федоров Арсений в возрасте 6 лет выполнил задания:

Первое задание – рисование женской фигуры набрал 2 балла

Второе задание – срисовывание письменных букв набрал 3 балла

третье задание – срисовывание фигур 2 балла

Вывод. В ходе проведения ориентировочного теста школьной зрелости Арсений С. Набрал 7 баллов. У Арсения Ф. Средний уровень развития школьной зрелости. У Арсения хорошо развита мелкая моторика, мышления, память.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания.

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе.

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка.

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п.

Диагностика ПО ТЕСТУ КЕРНА-ЙИРАСЕКА

Тест ориентировочной школьной зрелости Керна - Йирасека.

Цель теста проверка готовности 6-7 летних детей к школьному обучению.

Видео

Другие статьи

Персональный сайт - Методика ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Методика "ориентировочный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека

Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости.- В кн. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.- Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.

По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам - математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации из-за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50 % случаев (то есть вероятность точного прогноза - на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка) - это недостаточное основание для определенного вывода о "неготовности".

Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) - проведения углубленного психологического обследования.

Диагностика готовности к школьному обучению.
"Oриентировочный тест школьной зрелости"
(воспроизводится версия оригинала по источнику: Йирасек Ярослав.

Диагностика школьной зрелости. - В кн. Шванцара И. Диагностика психического развития. - Прага, 1978).

Задание. Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания. 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий. 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание N1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на рис. 1 ??

Задание N2. Посмотри, здесь что-то написано. (По практическим соображениям текст оставлен на чешском языке - прим, переводчика) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так.Пять образцов для оценки приведены на рис. 2

Задание N3. Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же. Пять образцов для оценки приведены на рис. 3

Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5)

Задание N1. Рисунок мужской фигуры (рис. 1).


1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.

Задание N2. Подражание письменным буквам (рис. 2).

1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".

Задание N3.Срисовывание группы точек (рис. 3).

1. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.

4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы

Общий результат теста - это сумма баллов по отдельным заданиям.

Тест Керна

Тест Керна - Иерасека

Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания. 1. Рисование фигуры человека. 2. Графическое копирование фразы из письменных букв. 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Инструкция. Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. Методика состоит из трех заданий: 1. Срисовывание письменных букв. 2. Срисовывание группы точек. 3. Рисование мужской фигуры. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы "Ей дан чай" Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также. 1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°. 2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна. 3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 5 балл - каракули.

Б. Срисовывание группы точек Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где). 1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое. 2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек. 3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается. 4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем. 5 баллов - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция. "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину. При оценке рисунка человека учитывается: - наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; - наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; - способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей. 1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища. 2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги. 3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". 5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Итоги: Если общая сумма баллов: 1-6 - высокий уровень 7-11 - средний уровень 12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

Тест школьной зрелости Керна Йирасека ориентационный - скачать бланк бесплатно

Тест школьной зрелости Керна Йирасека Тест школьной зрелости Керна Йирасека

В данной статье мы опишем тест Керна Йирасека, ответим на вопрос, что это, зачем это и как, собственно, его пройти.

В 1978 году специалистами в области обучения детей был опубликован некий тест, который предназначался для дошкольников. Авторами текста были ученые Керн и Йирасек. По сути последний слегка изменил уже существующий тест и создал еще одно, четвертое по счету, задание, содержащее в себе двадцать вопросов. Смысл его был том, чтобы по итогам прохождения можно было понять, готов ли ребенок к школьным занятиям и вообще к обучению в школе. Тест Керна Йирасека помогает еще и предсказать хорошую успеваемость (у тех, кто успешно проходит этот тест) и плохую ( естественно, у тех кто данный тест проваливает). Последним требуется родительская поддержка и помощь на первых этапах школьного образования. К плюсам теста Керна Йирасека можно отнести то, что он не занимает много времени (для маленьких детей это особенно актуально), может быть проведен для одного человека и для нескольких. У теста есть четко прописанные нормативы, которые дают ясно понять об уровне развития ребёнка. Для того, чтобы пройти тест не нужно каких-либо особенных условий или предметов – используем все, что есть под рукой.

Из чего состоит тест Керна Йирасека?

В тесте всего три пункта. Все эти три пункта содержат в себе задания для определения возможностей координации кистей рук, моторики глаз. Как не трудно догадаться, все эти функции отвечают за усвоение навыков письма и чтения. Ко всему прочему, тест определит и умственное развитие вашего ребенка. Есть в тесте Керна Йирасека задание, где ребенку необходимо показать навыки срисовывания – это показывает усидчивость и целеустремленность малыша.

Итак, три основных задания теста Керна Йирасека:

  • Переписать словосочетания из письменных символов.
  • Нарисовать силуэт человека по памяти.
  • Скопировать рисунок, состоящий из точек.

Кстати, не стоит делать скоропалительных выводов, ибо сам Йирасек утверждал, что результаты теста покажут уровень готовности вашего чада к школе, но не общий уровень интеллекта, ведь бывали случаи, что ребенок, умеющий хорошо рисовать, несколькими чертами обозначал силуэт мужчины, и это, естественно, потом отразилось на конечной сумме баллов.

Как следует оценивать результаты?

Строго по пятибалльной шкале. Причем, не как в школе, а строго наоборот, то есть 1 – это отлично, а 5 – очень плохо. Сложите все баллы за три задания и вычислите итоговую сумму. Если сумма получилась от трех до шести баллов, то ваш ребенок «выступил» выше среднего, если сумма вышла от семи и до одиннадцати, то это можно расценивать как средний показатель, и если, наконец, ваш ребенок получил от двенадцати до пятнадцати, то его готовность к школе ниже среднего.

Как проводить тест Керна Йирасека?

Несколько простых рекомендаций к проведению:

  • Первое задание. Ребенок должен нарисовать силуэт мужчины. Не надо давать какие-либо объяснения и указания.
  • Нельзя помогать ребенку, подсказывать, указывать на ошибки.
  • Нужно подбодрить и оказать поддержку ребенку, если у него никак не получается задание. Но помощь эта должна быть в устной форме.
  • Нарисовать нужно исключительно мужчину, а не женщину.
  • После рисования переворачиваем листок и просим ребенка срисовать словосочетание. Пусть будет, к примеру, словосочетание «Это мячик».
  • В следующем задании просим ребенка срисовать изображение точек. Некоторым детям, страдающим отсутствием концентрации, можно помочь и указать, где следует нарисовать эти точки.

Тест Керна Йирасека прекрасно подойдет для, так скажем, первого знакомства с ребенком. Напомним, что он дает представить общую картинку умственного развития вашего ребенка. Например, по прохождению первого этапа можно сделать выводы о внутренних качествах вашего чада. Оценивайте все мелочи: ширину линий, расположение самой фигуры на листе бумаги, обводку, контур, цветовую гамму, увеличенные или уменьшенные размеры частей тела нарисованного мужчины, как нарисованы глаза, какие части тела отсутствуют. Очень часто бывает, что дети изображают очень большую голову или маленькие глаза – это особенности общения ребенка с сильным полом. Если линии контура резкие, жирные, много раз обведенные, то это, несомненно, признак внутренней тревоги и стресса ребенка. О самооценке ребенка, о его мироощущении может сказать композиция рисунка. Если мужчина на рисунке малыша изображен в углу – это верный признак скромности и нелюдимости. Но опять же напомним, что все эти «доказательства» являются лишь вероятностью, а не стопроцентным фактом, поэтому бить в набат, если ваш ребенок нарисовал женщину вместо мужчины, да еще и в углу, не стоит. Просто понаблюдайте за ним, попробуйте пообщаться.

Как следует оценивать задания теста Керна Йирасека?

В конце статьи вы сможете скачать полный тест Керна Йирасека, в котором будет отображена вся шкала оценки «художественных произведений» вашего малыша. Здесь же мы вкратце разберем первый этап, чтобы была некая ясность и представление о выставлении баллов.

В первом задании один балл начисляется, если силуэт мужчины имеет голову, тело и конечности. Голова имеет нормальные пропорции. Имеются черты лица. Есть пятипалая конечность. Присутствует элементы мужского гардероба, все более-менее логично и адекватно. Два балла могут быть начислены, если, в отличие от вышеуказанных параметров, нет каких-либо трех элементов туловища, головы или гардероба. Три балла приписываем, если есть голова, тело и нарисованные руки и ноги. Может не быть бровей, губ, пальцев и какой-то одежды, которая логически вроде бы туда просится. Начисляем четыре балла, если имеем дело с очень упрощенным, схематическим рисунком. Конечности выглядят как черточки. Пять баллов, то есть низшую оценку начисляем, если нет четкости в изображении туловища либо ребенок вовсе сделал каракули.

Скачать бланк теста Керна Йирасека

В данной статье мы рассмотрели тест Керна Йирасека, узнали, для кого он предназначается и как, собственно, его провести для своего ребенка.

Тест Керна-Йерасика

Тест Керна-Йерасика. В своей работе с будущими первоклассниками я достаточно часто использую ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика,являющийся модификацией теста А.Керна.

Тест Керна-Йерасика позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.

При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.

Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п.,это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.

«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.

1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.

«Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

5 баллов – каракули.

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Будущий первоклассник. Страх школы.
  • Будущий первоклассник. Тестирование при поступлении в 1-й класс.
  • Проверяем готовность к школьному обучению. Скачайте книгу бесплатно.
  • Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека - Готовимся к школе - Страна Мам

    Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека

    Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация существующей методики А. Керна и получил объединенное название. В 1978 г. графический тест Керна—Йирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

    К сожалению, некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.

    О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?

    Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

    Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

    Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”.

    Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

    Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

    Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

    1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
    2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.
    3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

    Итак, мы выполнили тест. Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.

    Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.

    Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития.7-11 – средний показатель.

    12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.
    Считаем баллы

    По первому заданию

    * 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
    * 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.
    * 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
    * 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
    * 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.

    По второму заданию:

    * 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
    * 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
    * 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
    * 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
    * 5 баллов – каракули.

    По третьему заданию:

    * 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
    * 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
    * 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
    * 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
    * 5 баллов – каракули.

    ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я. ЙИРАСЕКА

    1. Какое животное больше — лошадь или собака?

    Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

    2. Утром вы завтракаете, а днем.

    Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

    3. Днем светло, а ночью.

    Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

    4. Небо голубое, а трава.

    Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

    5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это.

    Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

    6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

    Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

    7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

    Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

    8. Который час показывают часы (показать на часах)?

    Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

    9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это. маленькая овечка — это.

    Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

    10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

    На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

    11. Почему во всех автомобилях тормоза?

    Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

    Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

    12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

    Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

    13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

    Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.

    Неправильный ответ = 0 баллов.

    14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

    У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

    15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это.

    Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

    16. Какие ты знаешь транспортные средства?

    Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

    Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

    17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

    Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

    уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

    чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

    1 или 2 различия = 2 балла.

    Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = О

    18. Почему люди занимаются спортом?

    Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

    Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

    19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

    Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

    20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

    Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

    После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

    1 группа — плюс 24 и более;

    2 группа — плюс 14 до 23;

    3 группа — от 0 до 13;

    4 группа — от минус 1 до минус 10;

    5 группа — менее минус 11.

    По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

    Общая оценка результатов тестирования

    Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

    Существует много других тестов и методик по определению школьной готовности. В школе могут создать и свой пакет для собеседования или тестирования детей.

    Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений. Читайте об этом в других разделах сайта.