Руководства, Инструкции, Бланки

методическая система педагогического работника образец img-1

методическая система педагогического работника образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1863 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал на тему: Описание методической системы педагога

Материал на тему:
Описание методической системы педагога
автор: Удилова Татьяна Александровна, учитель биологии, экологии МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Моя методическая система направлена на формирование ценностного отношения к здоровью. и сформировалась в течение последних пяти лет. Актуальность применения такой методической системы обусловлена наблюдениями психологов, физиологов, педагогов, статистическими данными показывающими, что уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей школьного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей. Поэтому на сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего эле мента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологичес кой, социальной. На получение этого результата у обучающихся и нацелена моя методическая система.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю:

- систематизацию методических приёмов для разных типов уроков способствующих уменьшению утомляемости обучающихся;

- освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания имеющих наиболее оптимальные возможности формирования ценностного отношения к здоровью;

- отбор и систематизацию релаксационных пауз и психогимнастических упражнений;

- освоение методик профилактической гимнастики и самомассажа точек по Уманской, которые можно применять на уроках.

Работа с учебным содержанием предметов экологии и биологии заключалась в систематизации учебных тем здоровьеформирующей направленности, обогащении учебного содержания информацией из дополнительных источников способствующей профилактике заболеваний и глубокому пониманию зависимости состояния здоровья человека от комплекса факторов воздействующих на него. Наличие банка источников информации подобранного к большинству тем здоровьесберегающей направленности дает педагогу возможность вести предметный разговор на уроках о способах сохранения здоровья, воспитывать культуру здоровья, разрабатывать компетентностно-ориентированные задания и привлекать к их выполнению обучающихся на уроке и вне его.

Основные методы. используемые при организации обучения частично-поисковый, проблемный и проектный используются для:

- стимулирования познавательного интереса;

- создания условий для овладения теоретическим стилем мышления;

- формирования готовности к саморазвитию, к самостоятельному конструированию и интегрированию знаний;

- развитию навыка защиты продукта собственной деятельности;

- развитию критического мышления.

Использование этих методов требует от учителя комплекса педагогических компетенций:

- в разработке рабочих программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений;

- в организации педагогической деятельности на уроке;

- в постановке целей и задач педагогической деятельности с вовлечением обучающихся;

- в мотивировании обучающихся;

- в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

- в области личностных качеств,

а также системного подхода к использованию данных методов с целью получения стойкого результата, проявляющегося в принятии здоровья как наивысшей ценности и снижения уровня заболеваемости детей (хотя этот факт зависит также и от ряда других условий).

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и принятия здоровья как ценности являются:

- технологизация процесса обучения с учётом возрастных особенностей и соответствия содержанию учебного материала (ТРКМ, РИТС, игровая технология, проблемно-диалогического обучения, проектного обучения);

- повышение доли учебного времени отведённого для самостоятельной работы при наличии уровневой дифференциации заданий с учетом ведущих модальностей обучаемых;

- использование средств ИТ (мультимедийные презентации, флеш-анимации и др.) для облегчения восприятия большого объёма информации;

- включение в каждый урок мотивация на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья;

- регулярное проведение психогимнастических упражнений для профилактики утомления: обращение к притчам, байкам, нетрадиционным комплексам гимнастики. Данные приемы позволяют преодолевать психологический коммуникативный барьер с детьми любого возраста.

Основной организационной формой является урок. Но структура уроков зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием и формируемых компетенций. Типология уроков рекомендуемых в рамках методической системы следующая:

Для изучения нового материала:

- урок изучения нового материала с учетом особенности технологии развития критического мышления – стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии;

Для закрепления и обобщения материала:

- урок-экскурсия (реальная или виртуальная);

- урок работы с информационным материалом.

Для контроля знаний:

- урок-тестирования (открытые тесты с выбором одного верного или одного неверного ответа);

- урок комплексной проверки знаний с использованием тестов различных типов, биологического диктанта, работы с биологическими рисунками и пр.;

- урок защиты проектов.

Диагностический компонент является неотъемлемой частью методической системы и обеспечивает обратную связь. Выявление уровня сформированности ценностного отношения здоровья может быть произведено как через прямую диагностику, так и косвенно в процессе педагогического наблюдения, так как данный процесс включает в себя три «кита»: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование ЗОТ, как основного инструмента педагогической работы. Вместе взятые эти компоненты состав ляют единое целое – дорогу к здоровью. Фундаменталь ный принцип педагогической тактики при этом состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен зап росить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача педагога – научить учащегося спрашиват ь. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осоз нание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос – данная работа направлена как на главную цель методической системы педагога, так и на формирование коммуникативной компетенции. Частично показателем сформированнлсти данной компетенции и достижения поставленной цели является наблюдаемая потребность детей в поиске ответов на вопросы: как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков. Если за ответами на все эти вопросы ребенок обращается к учителю, то полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на прак тике в ходе выполнения т ворческих исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 – 11 кл. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в твор ческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адап тационный потенциал. А в целом способствует достижению основной цели моей работы – развитию личности учащегося и снижает вероятность наступле ния утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без твор ческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, являет ся насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здо ровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Принятие обучающимися здоровья как наивысшей ценности является показателем сформированности таких личностных УУД, как самоопределение и нравственно-этическое оценивание. Достижения принятия ценности здоровья большинством позволяет включить в процесс взаимного общения всех учащихся, репродуктивные задания заменять решением творческих учебных и практических задач, при этом внешние мотивы вытесняются формированием осознанного личного мотива на сохранение здоровья.

Для подтверждения действенности методической системы педагогом дважды проводилась диагностика обучающихся: в 2007/2008 и в 2010/2011 учебном году.

Для диагностирования им было предложено выполнить одно задание: «Распределите человеческие ценности, расположив их в том порядке, в каком они для вас значимы, начиная с наиболее значимого: дружба со сверстниками, успешная учёба, сохранение личного здоровья, возможность заниматься любимым делом, жизнь, здоровье родных, любовь».

Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики представлены на диаграммах ( приложение 1, приложение 2 ) и свидетельствует о положительных результатах представленной методической системы.

Другие статьи

Аттестационное портфолио педагогического работника (1)

- на всероссийском (международном) уровне: ___________________________

6. Наличие квалификационной категории ______________________________

7. На какую квалификационную категорию претендует _________________

8. Повышение квалификации (название организации, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов) _____________________________________

«___»__________ 20___ г. ____________________________

(Число, месяц, год составления раздела 1) (Ф.И.О. руководителя, печать)

9. Контактный телефон педагогического работника ___________________

10. Особое мнение педагогического работника ________________________

Раздел 2. Информационно-аналитическая справка. Отражает эффективность профессиональной деятельности педагогического работника.

Для педагогических работников, претендующих напервую категорию, в информационно-аналитической справке должны быть представлены :

? устойчиво положительная результативность по итогам внутреннего мониторинга профессиональной деятельности;

? стабильные результаты освоения образовательных программ обучающимися, воспитанниками и положительная динамика их достижений на уровне не ниже средних в муниципальном образовании;

? личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, и опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности на уровне муниципального образования.

Для педагогических работников, претендующих навысшую категорию, в информационно-аналитической справке должны быть представлены :

? положительная динамика результативности деятельности по итогам внутреннего мониторинга профессиональной деятельности;

? положительная динамика результатов освоения образовательных программ обучающимися и воспитанниками и их показатели не ниже средних в субъекте Российской Федерации;

? победители (призеры) в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках и других мероприятиях, если деятельность педагогических работников связана с направлением педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся;

? личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий и опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, на уровне субъекта Федерации;

? высокий рейтинг среди обучающихся, родителей, педагогического сообщества;

? активное участие в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров, в работе методических объединений, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Раздел 3. Краткое описание методической системы педагогического работника.

Материалы этого раздела позволяют судить о том, какой личный вклад педагогический работник вносит в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания (инновационная деятельность).

Данный раздел может быть представлен в виде блок-схемы, модели с кратким описанием системы.

В приложении педагогический работник представляет следующие сведения (межаттестационный период – 5 лет):

Система методической работы в ДОУ

Система методической работы в ДОУ

Елена Смирнова
Система методической работы в ДОУ

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др. являются характеристики самого методического процесса:

1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;

– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;

– освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:

а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;

б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;

в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;

г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.

В содержание методической работы включаются следующие направления:

воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.

воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

На основании опытной работы нами были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.

Ситуации методической работы

Виды ситуации Их методические функции

1. «Выражение собственного мнения»

Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции

2. «Профессиональный диалог»

Усвоение различных вариантов опыта

3. «Выбор приоритетов»

Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности

4. «Отказ от стереотипов»

Критическая переоценка собственного опыта

Методические формы повышения

квалификации воспитателей в ДОУ

Индивидуальные. Групповые. Фронтальные

– Консультации заведующей, методиста, психолога

– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя – Проблемные консультации

– Школа педагогического мастерства

– Организационно-деятель-ностные, ролевые игры

– Школа молодого воспитателя

– АКС (анализ конкретных ситуаций)

– Творческие мастерские – Педсовет

– Аукционы знаний, методических находок, идей

– Педагогические и методические ринги

– «Час защиты позиций»

– Теоретические, методические и практические конференции

– КМН (конкурс методических находок)

– Фестиваль методических идей

2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей.

Выделяют три уровня педагогического мастерства:

В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.

Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений, осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

3. Этапность – показатели эффективности методической работы.

Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:

1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2-й этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;

4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Публикации по теме:

Приглашаем всех на День рождение театра сказкок!.

Просто так "Просто так!"Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!"У многих из вас, дома есть книги и игрушки, из которых дети "выросли", не играют. Можно.

Конкурс для педагогов, учителей 2016

Конкурсы для педагогов, учителей 2016 Всероссийский педагогический конкурс «Методическая система эффективного учителя»

В методической литературе выделяется следующая иерархия систем: педагогическая > дидактическая > методическая. Методическая система начинается с целей, задаваемых федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и социальным заказом общества, и включает следующие основные компоненты: содержание, методы, формы, средства и результат. Наиболее стабильным звеном в данной цепочке являются «цели», т.к они играют определяющую роль во всей системе. Формы учебного процесса – самый гибкий элемент, тк. они зависят от всех вышестоящих ступеней методической системы и призваны подстраиваться к ним. В методической системе должны быть заложены тенденции для её направленного и закономерного развития, под влиянием изменяющихся внешних факторов. В условиях модернизации современного образования педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и хаотичности, переориентируясь на стандартизацию, информационную поддержку, диагостичность целей и результатов.

Цель конкурса: повышение эффективности обучения учащихся; стимулирование инновационной деятельности; мотивация педагогов к активному использованию инновационных технологий в образовательном процессе; представление и популяризация педагогического опыта работников образования.

Задачи конкурса:
• планирование, контроль, анализ и корректировка учебного процесса;
• разработка новшеств в обучении и организации образовательного процесса;

На конкурс представляется методическая система учителя.

Критерии оценки материалов Конкурса для педагогов, учителей, воспитателей «Методическая система эффективного учителя»:

1. Научно-обоснованное планирование процесса обучения.

2. Проведен качественный анализ предлагаемой методики.

3. Насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения.

Творческих Вам успехов!

Желаем удачи и успешного участия в Конкурсе!

В помощь аттестующимся

В помощь аттестующимся. Из личного опыта

«Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе». Уважаемые коллеги, неслучайно я начала свое повествование со слов В.А. Сластенова, автора научной работы «Исторический анализ возникновения и становления педагогической профессии» [1]. На мой взгляд именно эти слова как нельзя лучше характеризуют современные тенденции в системе образования. Педагог как представитель системы образования должен мобильно реагировать на запросы современного общества, а нашему активно развивающемуся обществу, в данный момент требуются компетентные специалисты, обладающие такими качествами как мобильность, умение ориентироваться в большом потоке информации, умение работать с современной техникой, умением предвидеть трудности, принимать решения, умением сотрудничать, координировать свою деятельность…

В связи с этим, планируя свою педагогическую деятельность я учитываю научно-технический прогресс и совершенствование качества моего собственного преподавания, требования тенденций гуманизации образования, кмпетентностного, личностно-ориентированного подхода: разрабатываю новые методические комплексы, дидактические материалы, учебные программы, направленные, прежде всего, на совершенствование и развитие личностных качеств обучающихся. Новая система методических разработок не ограничивает обучающихся только получением знаний ради знаний, а нацеливает их на самообразование, саморазвитие, самораскрытие.

Психологи утверждают, что любые изменения в деятельности человека начинаются с изменения его внутренней позиции [2].

Работая над своим самосовершенствованием, я составила формулу-программу <Рисунок 1 >, которая способствует моему личностному успеху, а значит, помогает достичь успеха и моим детям, моим ученикам: прежде всего я женщина – нежная, ранимая, слабая, сильная, беспомощная, всемогущая…; мать безумно любящая своих детей; жена – терпеливая, заботливая, внимательная; Патриот – Гражданин своего Отечества; все это «ВО МНЕ» помогает, формирует меня как учителя – профессионала, а учитель я по-призванию, я из династии учителей, любовь к преподаванию зажгла во мне моя мама – Учитель с большой буквы. Ко всему в своей жизни я стараюсь подходить творчески: к себе – женщине, матери, жене; к отношениям с коллегами, подругами; к моей педагогической деятельности; к окружающим меня обстоятельствам, событиям. Все это, помогает мне внести свой посильный вклад в формирование компетентностных качеств моих учеников: личных, творческих, гражданских.

Прояснить свою педагогическую позицию во многом мне помогла аттестация, научила ориентироваться в своей трудовой деятельности: научила эффективнее оценивать уровень продуктивности, профессионализма и квалифицированности моей работы. Помогла принять решение о направлении совершенствования моей педагогической деятельности, и способствовала формированию моих личностных качеств. Самой трудной во всей процедуре аттестации, с моей точки зрения, и многие коллеги со мной в этом согласны, является систематизация огромного педагогического потенциала, накопленного за время работы в системе образования. Я хочу предложить вам алгоритм написания самоанализа, который я, в результате множества бессонных ночей, изучив огромное количество литературы и новаторского опыта, определила как наиболее приемлемый для себя. Буду рада если он поможет вам.

Большое количество исследователей (З.И. Васильева, В.В. Краевский, А.И. Пискунов, А.П. Тряпицына, Г.И. Щукина и др.) рассматривают педагогическую деятельность как некоторую систему <Рисунок 2 >, то есть как множество элементов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство [3]. Данный подход называется системным, который, с одной стороны, позволяет рассмотреть педагогическую деятельность, как элемент, вписанный в более широкую систему, а с другой – рассмотреть саму педагогическую деятельность как самостоятельную систему и выделить элементы и связи внутри нее. Именно такай подход для описания своей педагогической деятельности выбрала я <Рисунок 3 >.

Цель должна отражать суть вашей работы, должна быть четкая, конкретная, достижимая, в цели должен прослеживаться конечный результат вашей работы. Поэтапное раскрытие цели должно быть отражено в задачах. Иными словами, цель – это то чего вы хотите добиться, а задачи – это то, как вы собираетесь это делать.

Размышляя над своим самоанализом я пришла к следующему выводу: формирование творческого мышления – один из основополагающих принципов обучения. Раскрыть творческий потенциал в ребенке может только творческая личность, поэтому я, прежде всего, ищу творческое начало в себе, и это помогает мне увидеть и раскрыть творческое начало в детях. Поэтому я поставила перед собой следующую цель. «Развитие собственного творческого потенциала как основного фактора для развития творчества в учащихся» Поставленную цель я реализовывала через следующие задачи :

1. Повышение собственного творческого потенциала: развитие гибкости, нестандартности мышления, отказ от консерватизма, поиск новых оптимальных решений через рефлексию, самообразование, саморазвитие.

2. Формирование и развитие творческих задатков учащихся как одного из основных факторов эффективной адаптации к условиям социума.

На реализацию поставленной цели и задач направлена вся система моей педагогической деятельности.

2) Выбор темы самообразования

Выбор темы самообразования несомненно должен вытекать из поставленной цели. Вы уже определились с темой вашего самообразования?
За длительный период работы вы можете внести неоценимый вклад в педагогическую науку, а почему бы и нет, изучив детально выбранную тему, исследовав ее, постепенно усложняя саму ее суть.

Еще в 2003-2004 учебном году я решила для себя, что наиболее эффективное понимание, усвоение, а затем и применение на практике, полученной информации по предмету Информатика, бывает лишь тогда, когда сумеешь заинтересовать ребят, побудить их к поиску новых, нестандартных решений для, казалось бы, совершенно обыкновенных задач. Информатика дает огромное поле для подобного рода деятельности. Компьютер – это окно в мир для современного Человека – Личности – Гражданина. Я решила помочь ребятам открыть, каждому для себя, это окно. Поэтому я выбрала темой своего самообразования – «Развитие творческого мышления на уроках информатики», постепенно я усложняла ее. Это позволило мне раскрыть новые предметные возможности, позволяющие формировать ключевые компетенции обучающихся и способствовать эффективной социализации их личности в условиях современного информационного общества. В 2004-2005 учебном году я рассмотрела, изучила и исследовала тему: «Творчество – высшая форма самостоятельности мышления», а в 2005-2006 учебном году – «Творческий педагог как катализатор развития творчества в личности ученика».

3) Раскрытие системы педагогической деятельности

Следующим этапом самоанализа является непосредственно систематизация собственной педагогической деятельности. Я рассматривала ее с двух сторон: с одной стороны как элемента, вписанного в более широкую систему школы, города, округа, государства, а с другой – рассматривала саму педагогическую деятельность как самостоятельную систему и выделяла элементы и связи внутри нее самой. Затем я представила ее в виде взаимовлияющих, взаимопроникающих, взаимодействующих, взаимосвязанных блоков:

Первый блок – «Методический ». В нем необходимо детально рассмотреть всю вашу методическую деятельность – ваш творческий поиск, вашу педагогическую позицию.

Второй блок – «Функционально-операционный ». Это непосредственно ваша преподавательская деятельность: разработка образовательных программ и конкретных уроков, а также налаживание сотрудничества с обучающимися на уроках.

Третий блок – «Внеурочная педагогическая деятельность ». В этом блоке ваша работа может быть представлена несколькими направлениями: научно-исследовательской, организаторской, кружковой и др. работой.

Четвертый блок – «Информационно-рефлексивный ». Здесь, прежде всего, рассматривается саморефлексия – анализ личностных и профессиональных качеств, достижений, неудач, а также учитывается мнение о вас обучающихся, поскольку, на мой взгляд, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик увидел в вас, не только преподавателя, но и личность.

Пятый блок – «Перспективный » – это ваше дальнейшее профессиональное и личностное становление.

Ниже я предлагаю вам подробный анализ содержания этих блоков.

§ 2. Анализ содержания блоков педагогической деятельности

Работая над своим самоанализом, я рекомендую вам подробно рассмотреть каждый блок своей деятельности как отдельную систему, и, одновременно, как элемент системы вашей педагогической деятельности, определить внешние и внутренние связи между элементами блоков.

Основой педагогической и методической деятельности является нормативно-правовая база. мировое законодательство и законодательство РФ, в том числе в области защиты прав ребенка (Конституция и законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенция о правах ребенка и т.д.).

Методический блок <Рисунок 4 > включает в себя также и знание «Методики преподавания предмета» и воспитательной работы, педагогики, «Основ возрастной и общей психологии». возрастной физиологии, школьной гигиены.

Структурный элемент методического блока «Методические идеи» включает в себяразработки учебно-методических комплексов, дидактических материалов, оформление методических стендов, программы и УМК элективных курсов и др.

Не менее важным является и компонент «Самообразование и самореализация». Здесь следует дать описание того, как вы пополняете копилку своих знаний: курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, online-сертификация и др. Опишите результаты вашего личного творчества: сертифицированные печатные издания, (методические разработки, книги, брошюры и т.п.), статьи в СМИ, в том числе в школьных СМИ и пр. Опишите, как вы работали, покажите результаты вашего труда, расскажите о планах на будущее. Кроме того, возможно перечисление тех мероприятий, которые вы провели с целью саморазвития и самообразования: открытые уроки, мастер-классы, семинары, участие в научных конференциях и пр. Укажите, какие педагогические технологии, методы и формы учебной работы вы при этом применяли (изучали), наглядно продемонстрируйте этапы возрастания субъективности обучающихся на проведенных вами мероприятиях <Приложение 5 >. а также укажите, как примененные вами технологии могут быть использованы другими учителями – предметниками. Постарайтесь проследить межпредметную интеграцию – тем самым вы внесете посильный вклад в решение одной из основных задач современной школы – воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации, а также создать у ученика целостное представление об окружающем мире, т.е. формировать мировоззрение.

И самое ценное звено методического блока, безусловно, «Обмен опытом». который всегда дает плодотворные результаты, если вы этого захотите. Посещайте уроки коллег, сотрудничайте с коллегами в вашей школе, а так же в других образовательных учреждениях – проводите совместные мероприятия – делитесь тем, что знаете и умеете сами, а также черпайте необходимую информацию из опыта коллег, новаторского опыта… при любой возможности.

Ваша методическая деятельность должна постоянно развиваться, обогащаться профессиональным и жизненным опытом, должна быть динамична, это будет способствовать тому, что вы сможете реализовать свои педагогические идеи в глубоких научных разработках.

«Каждый урок – педагогическое произведение» (Воронов В.В.) <Рисунок 5 >. Разрабатывая уроки, старайтесь придерживаться этого принципа, ибо, как сказал Н.Ф. Гербарт, «смертельный грех учителя – быть скучным». Работая над этим блоком, опишите, какие рабочие программы вы применяете, укажите их тип, уровень соответствия Российскому стандарту школьного образования по предмету и, при необходимости, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», кроме того, укажите, какие модифицированные программы факультативных курсов вами разработаны и внедрены.

Укажите, как построены ваши программы – желательно, чтобы это была взаимосвязанная система тем. Важно также указать, что являлось главным условием при выборе программ для того или иного факультативного курса – характер, специфика программы, развитию каких качеств данная программа способствует: чем будет полезен ученику предлагаемый курс, какие педагогические технологии целесообразнее использовать и почему именно их, к чему готовит обучающихся данный курс и т.п. Далее опишите, как вы разрабатываете планы уроков по представленным программам. ВАЖНО!Не забывайте, что на протяжении всей вашей работы должна четко прослеживать тема вашего самообразования.
При разработке каждого конкретного урока самое важное – это целеполагание. Только поставив четкую, конкретную, достижимую цель, можно подбирать оптимальную педагогическую технологию. осуществлять выбор методов, форм обученияи контроля, форму, тип урока. В самоанализе можно описать один или несколько проведенных вами открытых уроков, соблюдая всю структуру: от замысла до его самоанализа и экспертизы.

Реализация в учебной деятельности поставленных целей и задач осуществляется более эффективно, если удается наладить на уроке систему сотрудничества с учащимися, а именно обмен информационной деятельностью и различные варианты управления этой деятельностью. Ведь даже самый небольшой личный успех учеников, можно считать залогом их будущего успеха в жизни.

Хочу поделиться с вами системой сотрудничества <Приложение 4 > с обучающимися на уроках <Рисунок 6 > которую я организовала: я обратила внимание, что процесс усвоения знаний обучающимися на моих занятиях происходит более полно и глубоко, если это сотрудничество осуществляется сразу на разных уровнях возрастания субъективности процесса взаимодействия:
  1. Управление учителем процессом изучения предмета – учитель объясняет классу предметную тему.
  2. Включение учеников в этот процесс – беседа с учащимися, обсуждение темы.
  3. Управление учениками компьютером, как предметом учебной деятельности – ребята на практике выполняют те операции, о которых говорили в момент обсуждения.
  4. Коллективный обмен информацией – между самими учащимися, между педагогом и учащимися; контроль и самоконтроль (сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми).
  5. Процесс интериорезации – переход внешних знаний в конкретные практические умения и навыки, а также доведение этих навыков до автоматизма, превращение их в личностные достижения.

Таким образом, учитывая вышесказанное, мне удается осуществлять основную и самую сложную часть педагогической деятельности – функционально-операционную. Именно в процессе реализации этой части работы реализуются основные цели моего самообразования, поскольку разработка учебных программ и уроков – это неиссякаемый источник проявления креативности.

Дополнительный блок, способствующий реализации целей вашего саморазвития – это внеурочная педагогическая деятельность. которая может быть представлена несколькими направлениями: научно-исследовательской, организаторской и кружковой работой и <Рисунок 7 > пр.

Научно-исследовательская <Рисунок 8 > деятельность реализуется, например, в научном руководстве проектной работой обучающихся, в подготовке их к участию в научно-исследовательских конференциях школьного (городского) научного общества, в городских, российских фестивалях исследовательских и творческих работ.

В этом же блоке можно описать, в каких видах деятельности проявляются ваши организаторские качества (в качестве примера приведите одно или несколько мероприятий подготовленных и проведенных вами или, ваше участие в подготовке ученика, школьной команды для участия в городских, российских мероприятиях). Желательно дать подробное описание того, какие это мероприятия, какие цели, задачи они преследуют, на какие результаты нацелены, что это даст обучающимся (развитие творческого, эстетического, интеллектуального потенциала).

Кроме того, укажите, способствуют ли подобные мероприятия личностному становлению учащихся: развитию ответственности, самосознания обучающихся, укрепляют ли они веру в себя, в свои силы и возможности, помогают ли налаживанию эффективных сотруднических, дружеских взаимоотношений между разновозрастными учащимися, их родителями и педагогами.

В этом же блоке можно представить имеющиеся у вас дипломы, сертификаты, награды. Обязательно скажите о перспективах развития вашей педагогической – внеурочной деятельности.

Ни одна деятельность не будет эффективной, если в ней нет учета анализа наличного состояния и прошлых ошибок. Поэтому особое внимание уделите собственной информационно-рефлексивной деятельности <Рисунок 9 >. Ее можно даже выделить отдельным блоком.

Этот блок, прежде всего, включает саморефлексию – анализ личностных и профессиональных качеств, достижений, неудач, а также учет мнения о вас учащихся, коллег. С целью диагностики личных и профессиональных качеств можно провести анкетирование. Проанализируйте результаты анкетирования, представьте в наглядной форме (в виде схем, графиков). В анкету можно включить вопросы касающиеся качества преподавания предмета, педагогической деятельности учителя-предметника, качества подготовки к уроку, дисциплины, возможности проявления творчества, настроения обучающихся на уроке. Обязательно учитывайте и, по возможности, реализуйте предложения и пожелания, высказанные в анкетах.

Еще одним структурным звеном этого блока может быть диагностика усвоения учебного материала учащимися на каждом уроке (покажите методику диагностики, которую вы используете).

Необходимо также описать, как вы осуществляете контроль и анализ учебной деятельности (формы, методы, измерительные материалы).
Укажите, какие формы анализа успеваемости и качества знаний учащихся вы применяете (текущий, периодический, итоговый контроль, лонгитюдное исследование). Проведенный вами мониторинг качества знаний обязательно должен быть заверен директором вашего учебного заведения.

В этом блоке необходимо дать детальное описание вашего дальнейшего профессионального и личностного становления.

Обобщите все, что вы представили: укажите, как были реализованы поставленные вами перед самим собой цели и задачи самообразования, сделайте особый акцент на то, что вся система вашей педагогической деятельности направлена именно на их достижение, что и было наглядно вами представлено. Обязательно скажите, какие сложности у вас еще есть и как вы планируете их преодолеть, но, наличный уровень уже выполняемой работы, позволяет вам с уверенностью говорить о том, что поставленные на данном этапе цели и задачи решаются успешно.
Укажите, что вам необходимо для повышения квалификации и как конкретно вы планируете ее повысить. Например, мне для реализации задуманного потребуется приобретение дополнительно опыта работы, повышение квалификации через посещение уроков педагогов-мастеров, занятий ГМО, педсоветов, семинаров и курсов повышения квалификации, а также через систему самообразования и дистанционное обучение.

Идея использования portfolio в последнее время получает широкое распространение в педагогической практике. Portfolio представляет собой папку-накопитель достижений человека, в которую помещаются материалы на бумажном носителе. Представленные в portfolio материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Следует отметить, что некоего стандартного образца portfolio или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать [4]. Методический Portfolio должен отражать субъективную позицию аттестуемого педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения – в умении систематизировать свою педагогическую деятельность.
Хочу предложить вам блочную систему оформления portfolio <Рисунок 10 >. которую я разработала и которая полностью соответствует системе моей педагогической деятельности:

Копии наиболее важных документов об образовании (диплом(ы), сертификаты, свидетельства, грамоты, наградные документы и т.п.)

В этом разделе помещаются все имеющиеся копии сертифицированных документов, подтверждающих индивидуальные достижения: грамоты за участия в конкурсах, сертификаты (свидетельства) о прохождении курсов повышения квалификации.

Индивидуальный план прохождения аттестации [5]

1. Подготовительный этап

Эмоционально-ценностное самоопределение к участию в аттестации:
  • знакомство с основными нормативными документами, раскрывающими цели и задачи аттестации «__» ______ 2010г.;
  • консультации по процедуре и содержанию аттестации у заместителя директора по НМР, методиста, председателя городской аттестационной комиссии, педагога-психолога «__» ______ 2010г.
Составление представления о механизме аттестации:
  • изучение документов, описывающих механизм аттестации «__» ______ 2010г.;
  • индивидуальные консультации с педагогами, прошедшими аттестацию, педагогами др. образовательных учреждений «__» ______ 2010г.
Анализ и первичная диагностика собственной педагогической деятельности за три – пять лет:
  • изучение соответствия педагогической деятельности требованиям квалификационных характеристик по заявленной категории «__» ______ 2010г.;
  • анализ собственной педагогической деятельности «__» ______ 2010г.;
  • сбор и оформление документов, необходимых для участия в аттестации «__» ______ 2010г.

Оформление portfolio: «__» ______ 2010г.
Разработка открытого урока (мероприятия): «__» ______ 2010г.
Подготовка материала для творческого отчета (или др. формы аттестации): «__» ______ 2010г.
Проведение открытых мероприятий: «__», «__», «__» ______ 2010г.
Консультации с преподавателями аттестационной комиссии: «__» ______ 2010г.

3. Аттестационный этап

Открытое мероприятие: «__» ______ 2010г.
Творческий отчет: «__» ______ 2010г.

4. Постаттестационный этап

Консультации с преподавателями и администрацией ОУ с целью оценки моей деятельности в период аттестации: «__» ______ 2010г.
Анализ творческой деятельности в период аттестации: «__» ______ 2010г.
Определение задач постаттестационного периода: «__» ______ 2010г.

Система педагогической деятельности:
  1. Самоанализ
  2. Схема системы педагогической деятельности.
Далее все материалы должны бать разложены строго следуя схеме, разработанной на основе самоанализа:
  • методический блок (нормативно-правовая основа, локальные документы (если необходимо); ваши наработки (следуя схеме));
  • функционально-операционный блок (рабочие программы, программы факультативных курсов, используемые технологии, методы и формы работы и т.д. (следуя схеме));
  • блок внеурочной педагогической деятельности (материалы, разработки, документы, проекты обучающихся, творческие работы обучающихся, опыт общественной работы и т.д. (следуя схеме));
  • информационно-рефлексивный блок (результаты мониторинга качества образования, исследований, анкетирования и т.д. (следуя схеме));
  • перспективный блок (программа вашего самосовершенствования).

Библиография (в алфавитном порядке).

P.S.
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что мой опыт поможет вам в самой сложной, на мой взгляд, части подготовки к аттестации – составлении ваших самоанализов и оформлении ваших методических…
Желаю вам терпения, здоровья, много сил и выносливости для преодоления очередного рубежа вашего педагогического становления – аттестации.
С уважением, ваш коллега Петрова Татьяна Валентиновна.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснование суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного образования.
/Дэвид Клустер США/
Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.
В-пятых критическое мышление – мышление социальное.
Интеллектуальные умения критического мышления. уметь осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; уметь осмыслить полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; уметь активизировать информацию; уметь применять полученные данные для решения поставленных задач; уметь обобщать полученные данные; уметь делать выводы; уметь оценить полученные знания, информацию.
Креативность (от анг. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Интериоризация (от лат. Interioris - внутренний) – переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. Социологом Э. Дюркегеймом, отждествляющим его с социализацией. И. – одно из основополагающих понятий культурно исторической теории отечественного психолога Л.С. Выгодского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. Психологов П. Пиаже, Ж. Пиаже.
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) – длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.
Толерантность ( от лат. tolerantia - терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Например, Т. К тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе Т. Лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидить выход из ситуации – с другой. Формирование у себя Т. – одна из важных задач профессионального воспитания учителя.
Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

Литература :
  1. С.Е. Шишов, В.А. Кальней. Школа: мониторинг качества образования. – М. Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  2. М.С. Норбеков. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавится от очков – СПб. ИД «ВЕСЬ», 2003. – 316 с. ил.
  3. Система аттестации педагогических работников как объект междисциплинарных научных исследований. Системный подход в анализе педагогической деятельности с. 22.
  4. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом: Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений /Под ред. Ю.С. Алферова, В.С. Лазарева. – М. Российское педагогическое агентство.1997.
  5. Индивидуальный план прохождения аттестации. Автор-составитель Гогунская Г.Ф.. зам.дир. по НМР МОУ МУК №1 г. Сургута.
  6. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М. «AcademiA», 2000.