Руководства, Инструкции, Бланки

образец резюме спортсмена дзюдоиста img-1

образец резюме спортсмена дзюдоиста

Рейтинг: 4.8/5.0 (1878 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образцы резюме тренера по самбо, дзюдо

Образцы резюме в сфере Тренер по самбо, дзюдо

Обучение теории истории техники практики дзюдо. методическое и практическое обеспечение учебно - тренировочного процесса по дзюдо. Нагевадза, Невадза, Шимевадза, Осаекомивадза, Канцетсувадза; кихонвадза

Организация и проведение мероприятий по дзюдо регионального и межрегионального федерального уровня (соревнования, семинары, учебно тренировочные сборы, фестивали, летние тренировочные лагеря, на территории МНР и КНР, мастер классы и товарищеские встречи в клубах и школах дзюдо Забайкаль .

Руководитель секции дзюдо

Тренер по самбо, дзюдо | Старший | Образование, обучение, воспитание | Краснокаменск, Заб. край | 09/02/13

2009 - 2015: ПГУ им.Т.Г.Шевченко г.Тирасполь,
Тренер преподаватель по физической культуре


Тренер по борьбе дзюдо


Тираспольская СДЮШОР борьбы и бокса
Тренер отделения борьбы дзюдо

-набор детей в группы начальной подготовки

-учебно-тренировочная и воспитательная работа

-использование разнообразных приемов,методов и средств обучения.

- отбор в спортивную ориентацию наиболее перспективных

для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся.

- повышение уровня физической, теоретической,

морально-волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся,

укрепление и охрану их здоровья в п .

Другие статьи

Развитие личности спортсмена в дзюдо

Интенсивная тренировка должна вести к развитию личности спортсмена.
Развитие личности направлено на повышение психической закалки по отношению к специфической нагрузке в ходе борьбы. Величина психической нагрузки растет в зависимости от значения соревнования. Приспособление этим специфическим нагрузкам достигается длительным воздействием тренировки.
Моделирование тренировки осуществляется на разных уровнях. Для дзюдоиста самое важное - моделирование на уровне технико-тактических нагрузок, учикоми, рандори и других упражнениях дзюдоист решает определенные задачи и ситуации. Для этого он должен мобилизовать свои технические и тактичес-кие способности, волю.
Формирование личности спортсмена осуществляется формами идейной, моральной и волевой подготовок.
Идейная подготовка расширяет политический и культурный кругозор спортсмена, формирует его мировоззрение и характер. В эту подготовку включаются оценки достижений спортсмена со стороны тренера, судей, товарищей по команде, самооценка. Такая подготовка направлена на развитие самостоятельности, самокритики и инициативы спортсмена. Моральная подготовка включает воспитание трудолюбия, уважения к людям, честности, ответственности, чувства коллективизма. Средствами морального воспитания являются поощрения, награды, наказания, но они должны быть объективными и справедливыми.
Волевая подготовка направлена на воспитание выносливости, умения преодолевать трудности. Волевая подготовка всегда проявляется в борьбе, т. к. для победы спортсмен должен приложить максимум усилий. Волей управляет вторая сигнальная система, она включает самоконтроль, самоприказы: "я должен", "выдержать" и т. д.
Основные методы развития воли - нингакэ и все формы рандори.
Развитие способности к тур-нирной борьбе тоже важная составная часть психической подготовки. На турнире побеждает тот, кто лучше подготовлен и умеет выгоднее использовать свои способности. Встречаются дзюдоисты, которые во время тренировок показывают замечательные результаты, непобедимы, но на соревнованиях выступают плохо, и, наоборот, есть такие спортсмены, которые на тренировках неудачливы, а на соревнованиях побеждают.
Таким образом, мы видим, что способность состязаться не у всех спортсменов одинаково развита. Она зависит от личных качеств дзюдоиста, но ее можно вырабатывать в процессе тренировок. Развитию этих качеств во многом способствует мотивировка, которая опирается на знание особенностей характера спортсмена, его способностей. Наиболее верное направление мотивировки определит психолог с помощью тестов, но и хороший тренер тоже должен уметь его находить.
На некоторых спортсменов влияют моральная, на других материальная заинтересованность, на третьих похвала, критика, убеждение. Нужно чтобы постепенно преобладала моральная заинтересованность. Психическое состояние зависит от оптимального уровня активности в определенный период соревнования.
Для сильных, уравновешенных, хорошо подготовленных спортсменов состояние оптимально повышенной активности типично в течение соревнования. Они настроены оптимистично, уверены в победе. И в тоже время для каждого спортсмена характерно предстартовое волнение.
Каждое соревнование считается большим событием в жизни дзюдоиста, он никогда не приступает к нему без волнения, поэтому от него требуется максимум сосредоточенности.
Состояние глубокой сосредоточенности - киан - часто сопровождается внешними явлениями: бледностью, несвязностью речи, дрожью и т. д. Так что до начала первой схватки спортсмен должен выиграть сам у себя душевный бой, преодолеть сомнение, приобрести уверенность в своих силах.
Плохо, когда спортсмен до начала состязаний очень самоуверен. Если приемы в ходе борьбы не получаются, то самоуверенность часто переходит в нетерпение или в неуверенность.
Таким образом, регулирование психического состояния - продолжение той работы, которая ведется на тренировках.

Исследование мотивации достижения у профессиональных спортсменов (на примере женской сборной команды России по дзюдо)

Исследование мотивации достижения у профессиональных спортсменов (на примере женской сборной команды России по дзюдо).

Целью нашего исследования было выявление особенностей мотивации достижения у профессиональных спортсменов – представителей женской сборной команды России по дзюдо.
Эта цель достигалась в ходе решения следующих задач :
- на основе анализа литературы исследовать феномен мотивации достижения у профессиональных спортсменов и выявить его критерии для эмпирического исследования особенностей данного феномена у представителей женской сборной команды России по дзюдо;
- провести эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения у профессиональных спортсменов - представителей женской сборной команды России по дзюдо.
Гипотеза исследования заключалась в том, что особенность мотивации достижения у профессиональных спортсменов по сравнению с непрофессиональными обусловлена различием в мотивационных компонентах уровня притязаний, соотношением мотивации достижения и избегания и уровнем потребности в достижении.
Обобщая результаты теоретического анализа исследования особенностей мотивации достижения у профессиональных спортсменов на примере женской сборной России по дзюдо мы пришли к следующим выводам.
1. Феномен мотивации достижения изучался разными авторами и был представлен как элемент мотивационно-потребностной сферы, который характеризуется как стремление к успехам или избежанием неуспеха в различных видах деятельности. Так же мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата или избежать неудачи. А вот феномен мотивации достижения у профессиональных спортсменов изучался мало, но его определяют как наиболее устойчивое состояние личности, обычно свойственное этапу реализации индивидуальных возможностей. Его характеризует наиболее полное совпадение потребностей и способностей спортсмена достичь самых высоких спортивных результатов.
2. Нами были выделены критерии мотивации достижения, которые наиболее отвечают решаемым в нашем исследовании задачам. Так профессиональные спортсмены мотивированы стремлением к успеху или желанием избежать неудачи. У спортсменов высокой квалификации потребность добиться успеха выражена сильнее, чем потребность избегания неудачи. Такое соотношение побуждает этих спортсменов проявлять высокую активность в достижении цели. Спортсмены с выpa­женной мотивацией достижения успеха более активны, уверенны в своих силах, имеют адекватную самооценку, проявляют стремление добиться успеха, мобилизацией всех сил для победы, настойчивы при стремлении к цели, а главной целью является превзойти полученные результаты, что позволяет развить чрезвычайные усилия. Спортсмены с преобладанием мотивации на избежание неудачи, как правило, неуверенны в себе, имеют заниженную самооценку и отсутствие четко поставленных целей, а выраженная у них цель предсоревновательной подготовки и в соревновании заключается в избежании неудачного выступления.
4. Уровень притязания это одна из важнейших характеристик личности, определяющая относительно устойчивый уровень надежды на успех в деятельности и являющаяся критерием мотивации достижения. Оптимальным для спорта следует признать слегка завышенный уровень притязаний, на грани адекватного и высокого. Спортсмен устанавливает для себя уровень притязания, превосходящий достигнутый им ранее результат. Цель превзойти полученные результаты позволяет развить чрезвычайные усилия.
5. Рассмотренные критерии показали, что люди с выpa­женной потребностью в достижении предпочитают выполнять задачи умеренной или чуть выше средней трудности. Спортсмены с выраженной мотивацией достижения успеха проявляют стремление добиться успеха в соревнованиях, у них выражена высокая степень уверенности, решительны в неопре­деленных ситуациях, настойчивы при стремлении к цели, склонны к разумному риску, имеют адекватную самооценку, а у некоторых и незначительное ее завышение. Адекватный сред­ний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи.
Спортсмены с преобладанием мотивации на избежание неудачи, как правило, неуверенны в себе, имеют заниженную самооценку и отсутствие четко поставленных целей, а выраженная у них цель предсоревновательной подготовки и в соревновании заключается в избежании неудачного выступления.
Эмпирическое исследование проводилось на женщинах занимающихся дзюдо в возрасте от 20-30 лет. Из них 20 профессиональных спортсменов, члены сборной команды России по дзюдо, (далее - профессиональные спортсменки) и 20 непрофессиональных спортсменов, представительниц любительского дзюдо (далее - непрофессиональные спортсменки).
Для решения указанных выше задач и проверки выдвинутой гипотезы использован комплекс следующих методик:

  • Измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан).
  • Шкала оценки потребности в достижении (Ю.М.Орлов).
  • Опросник В.Гербачевского на уровень притязания.

Статистическая обработка полученных в результате психодиагностического исследования результатов проводилась c использованием программ SPSS и Excel.
Результаты исследования по мотивации достижения у профессиональных спортсменок показал, что высокий уровень мотивации достижения выявлен у 30% (6 человек) спортсменок, 10% (2 человека) из числа испытуемых профессионалок показали низкий уровень мотивации достижений, остальные 60% (12 человек) не обладают четко выраженной мотивацией на достижение успеха или избегания неудач.
У не профессиональных спортсменок было выявлено, что высокий уровень мотивации достижения выявлен у 25% (5 человек) спортсменок, 15% (3 человека) из числа испытуемых непрофессионалов показали низкий уровень мотивации достижений, остальные 60% (12 человек) не обладают четко выраженной мотивацией на достижение успеха или избегания неудач.
Диаграмма. Распределение профессиональных и непрофессиональных спортсменов по уровню мотивации достижения
Профессиональные спортсменки Непрофессиональные спортсменки

Таким образом, профессиональные спортсменки лишь незначительно отличаются от непрофессиональных по мотивации достижения/избегания как личностной характеристике. Это объясняется и видом спорта и самим фактом занятия спортом. Иначе говоря, если имеются различия профессиональных спортсменок от непрофессиональных по мотивации достижений, то они могут быть обнаружены во внутренней структуре мотивационных компонентов, а так же в их соотношении.
Для установления взаимосвязи между мотивацией достижения и внутренними мотивационными показателями уровня притязаний был проведен корреляционный анализ.

Корреляционные связи мотивации достижений в группе
профессиональных спортсменок

оценка уровня достигнутых результатов

оценка своего потенциала

ожидаемый уровень результатов

потребность в
достижении

Учитывая тесноту и значимость коэффициентов корреляции можно сделать вывод, что у профессиональных спортсменок, чем выше оценка своего потенциала, тем выше мотив на достижение успеха и меньше сама потребность в достижении. Более выраженное ожидание уровня результатов связано с низкой потребностью в достижении. Мотив достижения у профессионалок тем выше, чем выше закономерность ожидаемого результата их деятельности. Мотивация достижения также достаточно тесно взаимосвязана с мотивом самоуважения, оценкой уровня уже достигнутых результатов и сложностью выполняемого задания. Корреляционный анализ показал, что потребность в достижении актуальна для людей с низким мотивом самоуважения и в то же время мотив достижения связан с мотивом самоуважения.
Корреляционный анализ переменных в группе непрофессиональных спортсменок показал, что высокие показатели мотива достижений соответствуют высокоразвитому мотиву самоуважения, высокой оценке уровня достигнутых результатов, высокой оценке своего потенциала, высокой уверенности в закономерность результатов. При этом сложность задания снижает уровень мотива достижений. Потребность в достижении среди непрофессиональных спортсменок связана лишь с ожидаемым уровнем результатов.

Корреляционные связи мотивации достижений в группе
непрофессиональных спортсменок

оценка уровня достигнутых результатов

оценка своего потенциала

ожидаемый уровень
результатов

Таким образом, проведя эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения на примере женской сборной команды России по дзюдо в сравнении с мотивацией достижения у представительниц любительского дзюдо, и обработав, эти данные мы выявили следующие различия:
- в мотивации достижения успеха и избегания неудач есть незначительные различия между профессиональными и непрофессиональными спортсменками. Тенденции преобладания мотивации достижения успеха и избегания неудач у двух категорий спортсменок не выявлено, так как у тех и других достижение успеха преобладает над избеганием неудач. А вот само достижение успеха в группе профессиональных спортсменок выражено сильнее, чем в группе непрофессиональных. Так же у непрофессиональных спортсменок избегание неудач выражено ярче, чем у профессиональных;
- в уровне притязания у профессиональных и непрофессиональных спортсменок выявлены следующие различия: мотив самоуважения и состязательный мотив, то есть нацеленность на победу и стремление достичь высоких результатов в деятельности у профессионалок выше, чем у непрофессионалок;
- у профессиональных спортсменок при высоком ожидаемом уровне результатов и высокой оценки своего потенциала низкая потребность в достижении, тем самым можно отметить, чем сложней задание, тем меньше мотив достижения, и чем выше мотив самоуважения тем меньше потребность в достижении. У непрофессиональных спортсменок чем сложней задание, тем мотивы достижения ниже. Если оценка своего потенциала высокая, то мотив достижения выше. И чем выше ожидаемый уровень результата, тем выше потребность в достижении.
Следовательно, особенности мотивации достижения у профессиональных спортсменов по сравнению с непрофессиональными обусловлена различием в мотивационных компонентах уровня притязаний, соотношением мотивации достижения и избегания и уровнем потребности в достижении, что подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу.

Подготовка дзюдоистов высокого класса

Чтобы подготовить спортсменов-дзюдоистов высокого класса, необходим многолетний и многогранный процесс обучения, в ходе которого будут совершенствоваться как спортивные навыки, так и система воспитания спортсмена. Программа подготовки профессиональных дзюдоистов расписана по годам и включает в себя несколько разделов, где содержится нужный материал, незаменимый во время обучения спортсменов.

Примерная схема многоуровневой подготовки дзюдоистов, рассчитанная на несколько лет занятий, показана ниже. Рассматривая ее, можно представить подготовку дзюдоистов в качестве многоэтажного здания, которое сложено из отдельных кирпичиков от фундамента до кровли по определенной схеме и с конкретной последовательностью. Программа обучения данному виду восточных единоборств напоминает многолетний институт. при этом тренер должен располагать подробным планом по любому разделу, учитывая каждый год.

На начальном этапе незнание основных техник дзюдо напоминает свободные ячейки, куда впоследствии соответствующая информация будет заложена специалистами. Такую информацию следует предварительно систематизировать, и только затем предложить для практического использования тренерам дзюдо.

Верхняя часть схемы построена по принципу возрастно-этапной градации с учетом социальных факторов и возрастных особенностей человека. Психологи отмечают, что жизнь человека проходит согласно возрастным этапам, включающим как плавные изменения личности, так и «кризисы», во время которых наблюдается резкий переход личности на новую ступень развития. К примеру, в 15 лет человек получает неполное среднее образование, выбирает профессию, поступает в училища и колледжи, в 17 лет происходит подобный выбор профессии, а также поступление в ВУЗы.

Уже в 20 лет, когда происходит демобилизация парней из армии, они пересматривают собственное отношение к спорту, начинают самостоятельную жизнь, а также подвержены возрастным изменениям мотивации. Поэтому во время обучения дзюдо этапы подготовки проходят согласно возрастному критерию с учетом стажа занятий и возраста спортсмена, а также уровня предварительной спортивной подготовки.

В 10-12 лет при занятиях дзюдо проходит этап предварительной подготовки на общем и специальном уровне, а обучающиеся узнают основные техники дзюдо. На данном периоде молодежь обычно проходит отбор с учетом дальнейшей специализации, хотя в зависимости от условий методики и проводящихся занятий данный этап обучения нередко начинается в более раннем возрасте.

В 12-15 лет обучающиеся готовы к этапу начального изучения важнейших техник дзюдо, а тренеры отдают должное обучение классической технике, для которой характерно получение поясов различных уровней.

В 15-17 лет технику дзюдо уже можно изучать более углубленно, совершенствовать полученные навыки, изучать неклассические методики, а также закладывать базу для дальнейшей технической подготовки.

В 17-20 лет наступает этап спортивного совершенствования, в котором главная роль отдается индивидуальному мастерству спортсмена, широко применяющему тактику дзюдо. В этот период нужно заложить базу для соревновательной подготовки, так как в данном возрасте дзюдоисты могут уже показывать довольно высокие результаты на проводящихся соревнованиях. При этом на данном этапе объем нагрузки на спортсмена обычно достигает максимальных величин.

В 20-22 года наступает этап наибольшей готовности дзюдоиста, и если предварительная подготовка спортсменов на всех предыдущих этапах происходила без срывов, они должны показывать самые высокие результаты. Как правило, в этом возрасте дзюдоисты способны выполнять нормативы, характерные для мастеров спорта международного класса.

В дальнейшем спортивная судьба дзюдоиста, ее долголетие и стабильность во многом зависят от рационного и правильного использования всех открывающихся перед спортсменом возможностей. А вертикальную схему подготовки дзюдоиста можно условно подразделить на три раздела:

I Раздел. Планирование спортивной деятельности и ее контроль
Для данного раздела характерна точная постановка целей и определение важнейших задач, причем характеристика периодизации года дается поэтапно. При этом определяется недельный и среднегодовой объем нагрузки, рассчитывается процентное соотношение средств СП и ОФП, оценивается уровень интенсивности работы. На данном этапе нужно рассчитать число тренировочных часов и дней, по отдельно взятым периодам года предусмотреть план микроцикла, выполнить поэтапное определение контрольных нормативов, благодаря которым можно отразить все аспекты подготовки дзюдоиста.

II Раздел. Тактико-техническая подготовка
В данный раздел включается тактическая и техническая подготовка на общефизическом и теоретическом, психологическом и морально-волевом уровне. На данном этапе спортсмен должен освоить простейшие навыки боевых искусств, улучшить двигательную базу и усилить собственный интерес к спорту. В этом разделе вместе с другими направлениями подготовки предусмотрены оздоровительные мероприятия, а также реабилитация дзюдоистов и их восстановление после значительных физических нагрузок.

III Раздел.Функциональная подготовка и развитие физических качеств
В данном разделе изложены планы на год и конкретный период, эффективные средства и методики направленного развития гибкости и ловкости, скорости и силы, скоростной и силовой выносливости. Так как функциональная подготовка оказывает огромное влияние на другие аспекты подготовки спортсмена-дзюдоиста, на данном этапе следует планировать основные пути энергообеспечения – лактатный и аэробный, алактатный и смешанный.

Если по каждому из представленных разделов специалисты разработают более детальные программы с подробными рекомендациями по их точному применению, можно получить комплексную программу, рассчитанную на многолетнюю подготовку спортсменов-дзюдоистов самого высокого класса. Когда подобная программа создается в форме теоретической платформы и увязывается с основными вопросами, касающимися организации подготовки и учета практических возможностей в реальности, можно получить строгую систему спортивной подготовки. Но нельзя забывать, что под «системой» понимается определенный порядок обучения и конкретных действий.

Кимоно для дзюдо: требования к форме и советы по выбору

Кимоно для дзюдо: требования к форме и советы по выбору

В любом виде спорта есть специфичный инвентарь. Для единоборств это специальная боевая экипировка. В частности, спортсмены-дзюдоисты тренируются и соревнуются в дзюдогах. Так по-японски называется комплект специальной одежды для занятий дзюдо. В восточных боевых искусствах вообще принято использовать названия, команды и термины той страны, откуда они родом. Так, брюки из комплекта тоже имеют свое название – дзубон.

Дзюдо входит в число олимпийских видов спорта и существует уже очень давно. Дзюдоисты принимают участие в соревнованиях любого, даже самого высокого уровня. А все, что касается спорта высших достижений, обычно подчиняется строгому регламенту. И форма одежды – не исключение.


Согласно правилам, спортсмены на соревнованиях могут выходить на татами только в синих или чисто белых кимоно. Причем соперники соревнуются в форме разного цвета, давая возможность судьям и зрителям различать их в процессе схватки. Само собой, каждому спортсмену требуется по два комплекта одежды. Но производители совершенствуют технологии и предлагают на выбор дзюдоги с двусторонним окрашиванием, как, например, компания Reversible. Кимоно просто нужно вывернуть наизнанку – и регламент соревнований будет соблюден. Почему-то синие кимоно всегда стоят дороже белых.

Кроме цвета, к форме одежды существует целый ряд требований. Прежде всего, это материал, из которого дзюдога изготовлена. Традиционно используется хлопок, хотя это не очень практично. Из-за частых стирок кимоно быстро теряет презентабельный вид. Для решения этой задачи производители стали добавлять в ткань волокна полиэстера, что продлевает жизнь спортивной формы в разы. Смесовая ткань лучше отталкивает грязь, она препятствует усадке, за ней легче ухаживать.

Каким бы ни был материал, он должен иметь определенную плотность. Во-первых, дзюдога является своего рода доспехами, она смягчает удары и препятствует повреждению кожи. Во-вторых, в восточных единоборствах существуют техники захвата соперника. Здесь главный удар принимает на себя спортивная форма. Ткань недостаточно плотная просто порвется. Соревновательный комплект дзюдоиста состоит из более плотной куртки и менее плотных брюк. При этом большинство производителей маркируют весь комплект, исходя из параметров куртки. Реже указывают обе плотности. Куртка изнашивается быстрее, и, выбирая комплект, стоит это учитывать. К примеру, если подвесить на гвоздь подростка, одетого в такую форму, то куртка выдержит его вес. В этом состоит отличие формы дзюдо от формы, например, айкидо, где брюки изнашиваются быстрее по причине частой работы бойца в стойке на коленях.

Детям с первого дня следует заниматься в кимоно. Дзюдога для спортсмена – это как часть собственного тела, как коньки для хоккеиста. Поэтому к форме следует привыкать с самого начала занятий. Детские кимоно начинаются с роста 1 м 10 см, что соответствует 26 размеру и маркируется производителями цифрами «000». Чем больше размер, тем дороже комплект формы. Вообще, максимальный рост спортсмена, для которого можно купить готовое кимоно, – 2 метра, ему соответствует 58 размер одежды и маркировка «7».

Существует ряд требований к ношению дзюдоги. Например, женщины обязаны надевать белую футболку с коротким рукавом, которую заправляют в штаны, и уже только поверх футболки надевать кимоно. На мужчин это правило не распространяется.

Кроме того, длина рукавов должна доходить до запястья. Допускается, что рукава могут быть чуть короче, но не более чем на пять сантиметров. Они должны быть широкими и оставлять свободное пространство для руки примерно 10-15 см. Сходные требования к брюкам. Брюки должны доходить до основания голеностопа. В крайнем случае, брюки могут не доходить до этой точки, но тоже не более чем на 5 см. Их ширина должна быть достаточной для свободы движения и для осуществления захвата, а это также 10-15 см. Брюки длиннее вышеуказанных размеров не допускаются.


Кимоно должно прикрывать бедра. Куртку выбирают так, чтобы на запах оставалось не менее двадцати сантиметров. Запах осуществляется левой полочкой на правую. Пояс показывает статус спортсмена, на нем во время соревнований написано его имя. Пояс изготавливается из той же ткани, что и весь комплект, и имеет ширину пять сантиметров. Его оборачивают дважды вокруг талии, затем завязывают плоским узлом спереди. Концы пояса при этом имеют длину не менее 20 и не более 30 см.

При выборе кимоно нужно учитывать, что они всегда дают усадку. Чистый хлопок садится сильнее, смесовые ткани – меньше. Поэтому, выбирая форму в соответствии с ростом, нужно прибавить 10 сантиметров, и тогда можно быть уверенным, что после стирки она будет сидеть по всем правилам.

Сегодня многие производители предлагают кимоно для дзюдо: это известные фирмы из Кореи, Японии и Германии, такие как: Mooto, Mizuno, Adidas. В соответствии с возрастом и уровнем спортивного мастерства существуют классы: Master, Elite, Profi и Club, которые различаются как раз по плотности ткани. Но, выбирая кимоно, нужно помнить, что одежда известных брендов стоит в разы дороже.

Дневник обучающихся секции греко-римской борьбы как форма самоконтроля юных спортсменов

Дневник обучающихся секции греко-римской борьбы как форма самоконтроля юных спортсменов

Дневник обучающихся секции греко-римской борьбы
как форма самоконтроля юных спортсменов

Секция греко-римской борьбы на базе Дворца детского и юношеского творчества существует с 1980 года. За это время был накоплен огромный багаж знаний, получен неоценимый опыт, который передается от тренеров к юным спортсменам.
Греко-римская борьба – это личный олимпийский вид спорта, требующий от спортсмена быстроты реакции, воли к победе, физической силы. В борьбе, как и в любом виде спорта, очень важна дисциплина, а, особенно, самодисциплина и самоконтроль.
С группами спортсменов борцов я работаю 4 год и в этом году ввел практику дневников. Дневник я разрабатывал для обучающихся второго года обучения и старше. Дневник состоит из нескольких частей:
1.

Раздел: «Личные данные»

Заполняется в начале года
- фамилия, имя
- год рождения
- рост (начало и конец года)
- вес (начало и конец года)
Графы «Вес» и "Рост" заполняются в начале и в конце года, так как необходим постоянный контроль за этими параметрами.
2.

Это основной раздел, он разработан по принципу школьного дневника. В этом разделе спортсмены отмечают посещенные тренировки и ставят себе оценки. Оценка ставится по 3 бальной системе (4 – ОТЛИЧНО, 3 – ХОРОШО, 0 - ПЛОХО). После самостоятельного оценивания, оценку даёт педагог, педагог также оставляет комментарий к своей отметке и при необходимости пишет рекомендации.
Почему именно такая бальная система. Такой бальной оценкой сопровождаются соревнования:
0 – проигрыш (и здесь – 0 – ничего не делал, плохо, проиграл)
3 – выигрыш по очкам (хорошо поработал)
4 – чистая победа!
Оценивание ведется по двум позициям:
• общая физическая подготовка;
• занятия на ковре.
В ведении дневника очень важна системность. Да, это достаточно трудоёмкий процесс для педагога. Необходимо достаточно оперативно заполнять дневники и давать комментарии. Но цель оправдывает средства – ребята более старательно стали относиться к тренировкам, более объективно оценивать свою работу.
3.

Раздел: «Мои победы»

Этот раздел заполняется по мере участия спортсменов в первенствах и соревнованиях разного уровня – указывается соревнование, статус (официальность), уровень, место, количество спортсменов в весовой категории, как выиграл, что делал.
4.

Раздел: «Мои рекорды»

Считаю необходимым введение такого раздела для того, чтобы спортсмен мог фиксировать не только победы в соревнованиях, но и достижения в спортивном зале, тренажерном зале.
Этот дневник – это способ отслеживать динамику развития и анализировать свои результаты. Так пропустив тренировку по результатам, спортсмен сразу видит, что он делает несколько шагов назад и многое ему приходиться начинать сначала.
И еще хотелось бы отметить страницу «Кодекс борца». Здесь приведены советы одного из величайших спортсменов Александра Александровича Карелина, который, несомненно, является героем для многих юных спортсменов.
1. Хочешь быть первым – уходи с тренировки последним
2. Честная тренировка – отличный результат
3. Выходи и выигрывай
4. Проигрывать нужно уметь достойно
5. Имей своё слово и свой коронный прием
С таким дневником в «пилотном» режиме в этом учебном году мы работаем с одной – старшей группой обучающихся.
Надо сказать, что ведение личного дневника очень дисциплинирует спортсменов, дает возможность анализировать свою работу на тренировке, достигнутые результаты.

Рекомендуем посмотреть:

Проект спортивного дневника борца - тема научной статьи по физической культуре и спорту, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в эле

Проект спортивного дневника борца Project of wrestlers sports diary Текст научной статьи по специальности « Физическая культура и спорт »
  • САМОКОНТРОЛЬ , 
  • СПОРТИВНЫЙ ДНЕВНИК , 
  • УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС , 
  • SELF-CONTROL , 
  • SPORTS DIARY , 
  • TRAINING PROCESS
Аннотация
научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Гомбоев Булат Борисович, Полева Надежда Викторовна

Отражена актуальность внедрения специализированного спортивного дневника в учебно-тренировочный процесс борцов для эффективной организации их подготовки. Наблюдение за своим организмом (самоконтроль) необходимо вести во все периоды тренировочного процесса и даже во время отдыха, так как это имеет не только воспитательное значение, но и приучает к сознательному и активному отношению к занятиям спортом. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. Поэтому представленный проект спортивного дневника мы разрабатывали на основе опроса тренеров о целесообразности включения предложенных бланков.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.04, author — Gomboev Bulat Borisovich, Poleva Nadezhda Viktorovna, Tomsk State University Journal

Health is the major and most important human need. It determines not only the absence of disease or infirmity, but also ability to work and ensuring the harmonious development of personality, physical state, mental and social well-being. Health preservation and maintenance of high performance of athletes is possible when the physical and psycho-emotional loads correspond to their adaptive ability. Loads, which are below the optimal level, do not provide the desired training effect; those above the optimum are usually excessive and may give rise to different pre-pathological and pathological changes in the body, both physical and mental. Coaches, supervisors and medical professionals monitor the adequacy of training loads during the preparation of skilled athletes. But the doctor and coaches should not always observe health condition of athletes, because athletes must be able to assess their physical state, functional status of the major body systems, ensuring their availability, and changes in the process of exercise. The coach should ensure a conscious attitude of athletes. Beginning with the first phase of a multi-year training each athlete should be able to control their skills. The athlete must systematically put notes in diary, where s/he will describe not only the intensity of stress and exercise, results in training, competitions, special performance benchmarking, but also such subjective data as well-being, mood, sleep, appetite, etc. The problems concerning these points can be solved with the help of the wrestlers diary. In the mandatory minimum of daily self-reflection the athlete must include the purity of heart contractions. Data obtained by this method are considered to be objective and supposedly reflects the functional state of the organism. However, this method of characterising the load turned out to be unsuitable for the determination of physical fatigue. A.I. Zavyalov proved that frequency of the heart rate at high workload of high-class athletes is not a valid parameter to control the training effect. According to the statements above, we can note the existence of a scientific problem, which describes the need of improvement in training process of wrestlers, developing and implementing a special diary of self-control with a necessary component the method for determining fatigue, and classification of changes in the electrocardiogram during the muscular load of a healthy person, developed by A.I. Zavyalov. As a result of supervisors observation the research features of the training process revealed the efficient organization of training athletes for achievement the best sporting result, where it is necessary to develop and implement a sports diary as an adjuvant to control the training process of wrestlers. Using a sports diary for the wrestlers should help to optimize their training process, and to realize the principles of health-technology training fighters.

Научная статья по специальности " Физическая культура и спорт " из научного журнала "Вестник Томского государственного университета", Гомбоев Булат Борисович, Полева Надежда Викторовна Текст
научной работы на тему "Проект спортивного дневника борца". Научная статья по специальности "Физическая культура и спорт"

?ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 356 Март 2012
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 796.015
Б.Б. Гомбоев, Н.В. Полева
ПРОЕКТ СПОРТИВНОГО ДНЕВНИКА БОРЦА
Отражена актуальность внедрения специализированного спортивного дневника в учебно-тренировочный процесс борцов для эффективной организации их подготовки. Наблюдение за своим организмом (самоконтроль) необходимо вести во все периоды тренировочного процесса и даже во время отдыха, так как это имеет не только воспитательное значение, но и приучает к сознательному и активному отношению к занятиям спортом. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. Поэтому представленный проект спортивного дневника мы разрабатывали на основе опроса тренеров о целесообразности включения предложенных бланков.
Ключевые слова: самоконтроль; спортивный дневник; учебно-тренировочный процесс.
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием, общим состоянием здоровья и ростом уровня физической подготовленности. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями. Запись результатов в личный спортивный дневник позволяет планировать и оперативно вносить изменения с целью дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, спортивный дневник — одно из необходимых средств корректировки и управления учебно-тренировочным процессом спортсменов. Однако результаты опроса спортсменов, занимающихся на базе Школы высшего спортивного мастерства по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили свидетельствуют, что систематически ведут спортивный дневник лишь 8% опрошенных [1]. Анализ дневников спортсменов, проведенный осенью 2007 г. показал, что по форме эти документы бывают двух видов: рукописные и изданные типографским способом, однако все они построены по одному принципу: в них не учитывается вид спорта, специфика подготовки и уровень мастерства спортсмена. Как правило, в таблицах дневника описываются содержание тренировочного занятия, самочувствие до, во время и после тренировки, а также общие впечатления от нее, что, как следствие, может характеризовать объем и интенсивность проделанной работы, но не отражает тренировочный эффект и не дает полной информации об изменении работоспособности спортсмена [2]. В связи со сложившимися противоречиями в 2008 г. мы приступили к разработке спортивного дневника для борцов и начали процесс апробации отдельных бланков, внедряя их в процесс подготовки спортсменов [3].
Разработанный нами проект дневника состоит из ряда бланков:
1. Анкетные данные.
2. Перспективный план.
3. Контрольные нормативы.
4. Самоконтроль.
5. Содержание тренировочных занятий.
6. Самоанализ выступления на соревнованиях.
7. Описание результатов соревнований.
8. Оценка качества схватки и успешности техникотактических действий.
9. Итоги работы за месяц.
10. Итоги работы за год.
В декабре 2009 г. на курсах повышения квалификации для тренеров, проводимых на базе Академии по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили, мы предложили слушателям курсов проанализировать разработанный спортивный дневник. Тренерам для ознакомления с предлагаемой формой спортивного дневника были предложены образцы бланков и анкета с вопросами о целесообразности включения в форму дневника параметров и бланков контроля. Бланк «Самоконтроль» решено было не анализировать, так как данный аспект контроля содержательно представлен в научной и методической литературе.
Все опрошенные тренеры отметили, что на первой странице дневника необходимы общие (анкетные) данные о спортсмене: фамилия, имя, дата рождения, разряд, звание. Немногие (23%) предложили вписать еще информацию о спортивной организации, в которой занимается спортсмен, а также фамилию, имя, отчество тренера. Некоторые (5%) в первый бланк дневника рекомендовали включить графы для заполнения расписания занятий. Образец первого бланка представлен на рис. 1.
ДНЕВНИК БОРЦА
Фамилия_____________________________________
Имя_________________________________________
Дата рождения_______________________________
Разряд, звание______________________________
СДЮШОР (ДЮСШ), ШВСМ_________________________
Дни недели и бремя занятий__________________
Тренер_________________________________________
Рис. 1. Анкетные данные
Все респонденты признают важность планирования в процессе подготовки спортсмена, поэтому считают необходимым в спортивный дневник включить перспективный план. Большинство согласны, что такой план должен быть рассчитан на весь олимпийский цикл, однако 13% опрошенных утверждают, что достаточно и перспективного плана на один год.
Кроме этого, 56% тренеров утверждают, что на год спортсмен должен запланировать как минимум четыре ответственных старта, обязательно отразить планируемые результаты выступления на этих соревнованиях. План обязательно должен быть утвержден тренером (рис. 2).
Пряъ Задачи на І& год Задачи на 2-й год Задачи па 5-й год Задачи на 4-й год
Года 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Количество тренщювочн'ых, дняї
Количество тренировок, е.гтг. оаювныа.
Количество вШ гондольные
Общий объем (чясы)
год 2-й год ¦3-ы год ґІ-й год

і І 1 А ^ 1 4 ¦? ¦я І 1 | & «¦ І $¦11 ??V щ Я ¦Н і 1 л &

І 1 А ^ ^ 3 ? ¦я 1 1 1 & 5 І - І 1 1 ^ ^ <3 ^ ¦з 1 1 1 *


Рис. 2. Перспективный план
Бланк «Контрольные нормативы» вызвал больше всего споров. Некоторые тренеры (48%) отметили, что список контрольных упражнений как по общей, так и по специальной физической подготовке следует расширить, чтобы из результатов этих испытаний получать более полную информацию об уровне подготовленности спортсмена, а также видеть явные тенденции развития.
Мы учли мнение респондентов, оставив в бланке «открытые» колонки (рис. 3) для десяти тестов по ОФП и СФП, однако увеличить количество ячеек для контрольных нормативов невозможно из-за строгой формы бланка, но каждый тренер сможет самостоятельно подобрать те десять упражнений, которые соответствуют этапу подготовки и уровню мастерства спортсмена.
Дата Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовки

Сентябрь
Октябрь
Рис. 3. Контрольные нормативы
Бланк «Содержание тренировочных занятий» (рис. 4) составлен по аналогии со структурой плана-конспекта учебно-тренировочного занятия, поэтому большинство тренеров (84%) согласились с представленной формой бланка, 16% посчитали эту работу для
спортсмена лишней, ведь содержание тренировки полностью определяется тренером.
Однако респонденты (100%) отметили, что после тренировки спортсмену следует проанализировать выполненную за занятии работу, отметить допущенные
ошибки или внести замечания другого характера (рис. 4). Однако 65% опрошенных считают, что такую работу следует проводить только в подготовительный и соревновательный периоды подготовки.
Практически единогласно 89% тренеров полагают, что в таком бланке должна быть оценка перспектив для дальнейшего совершенствования умений и навыков. В идеаль-
ной ситуации с этими записями должен ознакомиться тренер и предложить свои варианты для решения возникших во время занятия трудностей, что возможно, по мнению большинства тренеров (88%). Эту задачу считают невыполнимой 70% тренеров в том случае, если каждый спортсмен в группе будет вести спортивный дневник, по их мнению, эта работа будет отнимать много времени.
Пн, Бремя
ъ “5 Вводная часть
Основная часть
ТТЦ стоика

Заключителъ. часть
Итого
Ошибка, іаліе\аиия7 перспектива


г Самот атз итогов выступления н а соревн ован иях, (указать прищн ы ' н едовьпопнени я ит перевыпапн ен ия план овна данн ом соревновании):
Рис. 4. Содержание тренировочных занятий
Рис. 5. Самоанализ соревнований
Бланк «Самоанализ соревнований» опрошенные оставили без изменений (рис. 5).
По мнению тренеров, самыми значимыми бланками предложенного спортивного дневника являются бланк «Описание результатов соревнований» и бланк «Оценка качества схватки и успешности технико-тактических действий». Большинство опрошенных (78%) отметили, что анализировать следует только проигрышные тех-
нико-тактические действия (стойка и партер) и факторы, спровоцировавшие проигрыш. Лишь некоторые тренеры (24%) утверждают, что важна оценка как выигрышных, так и проигрышных технических действий, это позволит осмыслить сильные и слабые стороны технической подготовленности спортсмена, а исходя из этого, проводить тактическую подготовку борца к следующим соревнованиям (рис. 6).
Наименование сорееноеаний_
Дата________________________
Весовая категория___________
Место проведения_
Занятое место
„\з СХВЇГКИ Фамилия, ііня соперника Страта, регион, команда соперника
II период I период Выигрышные ТТД Проигрышные ТТД Кол-во вынгр. баллов Кол-во про кг р. баллов Другие факторы (вынгр. проигр.)
стойка партер стойка партер

Выигрышные ТТД Проигрышные ТТД Кол-во вынгр. баллов Кол-во прокгр. баллов Другие факторы (выи гр.'про игр.)
стопка партер стойка партер

Рис. 6. Описание результатов соревнований
Оценка качества схватки и успешности техникотактического действия обязательно должна содержать фамилию и имя соперника, некоторые тренеры (45%) рекомендуют анализировать не все схватки (рис. 7). Большинство (78%) респондентов посчитали нецелесообразным разбивать технические действия по оценкам, предусмотренным стандартной общепринятой классификацией, поскольку приемы, оцениваемые судьями на
3—5 баллов, являются редкостью в современной борьбе. Тренеры признают важность фиксировать продолжительность схватки.
Для оценки эффективности технико-тактического действия следует фиксировать количество попыток и количество реализованных приемов. Все тренеры отмечают, что для заполнения этого бланка борцу необходима помощь со стороны.
Л* Фамилия, Имя соперника Страна, регион, команда Спортивное звание партер стоика
попытки реализация % попытки реализация %
1 \ 2 \ 3 \ 4 \ 5 I \ 2 \ 3 \ 4 \ 5 1 \ 2 \ 3 4 \ 5 1 \ 2 \ 3 \ 4 \ 5
1
2
3
4
Рис. 7. Оценка качества схватки и успешности технико-тактических действий
В бланк «Итоги работы за месяц» опрошенные рекомендовали обязательно включить анализ контрольных нормативов, указали, что в бланк целесообразно заложены графы для внесения замечаний со стороны врача и тренера (рис. 8).
При анализе работы за год главное учесть результаты выступлений на соревнованиях и сравнить их с планируемыми на начало года (рис. 9), оценить причины недовыполнения или перевыполнения плана.
за______________________
(месяц)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
Тренировочных | Б т. ч. пропущено |
Причина пропуска

Тренировок | Часов |
ВЫПОЛНЕННЫЙ объем основных СРЕДСТВ
ОФП пи
СФП УТС
.шллиз контрольныхнорштивов (см. бланк мр
зшшшт тренира
ЛАМЕ ЧАОМЯ /ІҐА ч'Л
Рис. 8. Итоги работы за месяц
Таким образом, откорректированы и дополнены основное содержание и структура спортивного дневника борца, что
за________________________год
і (?планировало выполнено
Количество тренировочных дней
Количество тренировок, е.т.
Количество стартое, е.т.
Обший объем (часы)

ОФП 1111
СФП УТС
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б СОРЕБНОБ.ШПЯХ:
Наименование соревнования Наименование соревнования
запланированное место________ запланированное место_________
занятое место________________ занятое место_________________
Рис. 9. Итоги работы за год
позволит более эффективно использовать данный документ в учебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гомбоев Б.Б. Полева Н.В. Спортивный дневник: форма и содержание // Физическая культура и спорт в системе образования. сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск. Сибирский федеральный университет, 2007. С. 278-282.
2. Гомбоев Б.Б. Полева Н.В. Спортивный дневник как средство подготовки борцов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск. Изд-во СибГУФК, 2008. С. 177-180.
3. Гомбоев Б.Б. Полева Н.В. Оценка эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс спортивных дневников как средства подготовки борцов // Физическая культура и спорт в системе образования. материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 17-19 апреля 2009 г. Красноярск. ИПК СФУ, 2009. С. 247-250.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Гомбоев Булат Борисович, Полева Надежда Викторовна Проект спортивного дневника борца // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №356. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proekt-sportivnogo-dnevnika-bortsa (дата обращения: 03.10.2016).

Гомбоев Булат Борисович et al. "Проект спортивного дневника борца" Вестник Томского государственного университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proekt-sportivnogo-dnevnika-bortsa (дата обращения: 03.10.2016).

Гомбоев Булат Борисович & Полева Надежда Викторовна (2012). Проект спортивного дневника борца. Вестник Томского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proekt-sportivnogo-dnevnika-bortsa (дата обращения: 03.10.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Гомбоев Булат Борисович, Полева Надежда Викторовна Проект спортивного дневника борца // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №356 С.153-156.

Гомбоев Булат Борисович et al. "Проект спортивного дневника борца" Вестник Томского государственного университета (2012).

Гомбоев Булат Борисович & Полева Надежда Викторовна (2012). Проект спортивного дневника борца. Вестник Томского государственного университета