Руководства, Инструкции, Бланки

исполнительная смета на проектные работы образец img-1

исполнительная смета на проектные работы образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1877 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве»

В строительстве правоотношения субъектов хозяйст венной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регули руются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ ). Гражданский кодекс правомерно отражает взаимосвязь между технической документацией и сметой, как отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом сметных расчетов в строитель стве. В других нормативных документах и в прочих админи стративных указаниях по ценообразованию в строительстве, например, в Градостроительном кодексе Российской Федера ции и в письмах Минрегиона РФ последнего периода, эти понятия смешиваются и отождествляются, что вносит хаос в понятийный и смысловой аппарат сметного нормирования и ценообразования строительства. Профессиональные основы сметного дела разделяют понятия «техническая документа ция», «смета» и «сметная стоимость».

Строительство, а тем более, экономические расчеты при планировании будущего строительства - составление смет, законодательно государством (исполнительными органами власти) не регулируется, а является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положе ниях Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на строительство и расчеты сметной стоимости являются независимой коммерческой и профессиональной деятельностью специалистов в области строительного инжиниринга.

Гражданское законодательство регулирует отноше ния между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющимипредпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в уста новленном законом порядке». В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не преду смотренный законом или иными правовыми актами.

Действующее законодательство - Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ. не содержит требования лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и соору жений (письмо Минстроя России от 28.02.97 № БЕ-19-7/12 ).

Порядок определения цены как экономического обоснования стоимости будущего строительства устанав ливается в статье 709 Гражданского кодекса РФ - «1. В договоре строительного подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем составления сметы». Таким обра зом, по законодательству составление сметы не является обязательным условием определения стоимости строи тельства, а расчеты сметной стоимости определяются как один из равноправных вариантов формирования текущей цены строительства.

Строительная смета является обобщающим поня тием, объединяющим все виды экономических расчетов и обоснований в строительстве на этапах планирования, организации работ и учета расхода ресурсов при сооружении объекта и на период его полезной эксплуатации. Сме той устанавливаются как средние, общественно-необходимые затраты ресурсов, так и индивидуальные издержки производителей строительных работ и заказчиков строительства. Смета в строительстве может принимать разные формы и качества экономических расчетов в зависимости от поставленных задач, интересов потребите лей - субъектов строительной деятельности, уровня управления проектом, этапов строительства, конъюнктуры рынка строительных ресурсов и услуг. В строительных сметах отражаются все элементы экономических обосно ваний, представляется исходная информация расчетов, источники ее получения и результаты составления сметы. Задачей сметных расчетов является определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для строительст ва объекта.

Сметная документация является итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материа лов расчета потребности в ресурсах для основных этапов и уровней планирования и управления строительным проектом. Общепринятая публичная форма сметного расчета в строительстве реализуется в виде сметной документации, которая является собственностью заказчика, независимо от разработчиков - составителей сметного расчета.

Сметная стоимость является составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным ре зультатом разработки смет на строительство, и устанавливает потребность строительства в финансовых ресурсах. Физические показатели сметы (перечни и объемы работ, расход ресурсов, потребность в услугах) в натуральных измерителях определяются в полном объеме при проектировании строительства и являются постоянными, неизме няемыми характеристиками строительного проекта, а смет ная стоимость может быть рассчитана на любой момент времени по новым текущим ценам на ресурсы и услуги в строительстве. Стоимостные показатели сметного расчета

- сметная стоимость строительства, используется только в преддоговорной период реализации инвестиционно- строительного проекта. После проведения конкурсов (тор гов) и заключения подрядных договоров с исполнителями

- строительными и прочими организациями, правоотно шения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляется только на основе договорной (контрактной)стоимости строительства.

В «Основных положениях (концепции) ценообразо вания и сметного нормирования в строительстве в услови ях развития рыночных отношений» - информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 № БЕ-19-21/12. были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России:

«(п.1.1.) При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

- гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

- возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствую щих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

- соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договор ных) цен на строительную продукцию;

- рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

- возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

(п.1.5.) Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных кредитов, дотаций, финан совая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.»

Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России администра тивного порядка составления смет и внедрение нерыноч ных методов определения стоимости строительства приве ло к тотальной дискреции ценообразования строительства - неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.

В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Пре зидента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О по рядке опубликования и вступления в силу актов Президен та Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: - «(п.10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регист рацию, а также зарегистрированные, но не опублико ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут слу жить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регист рации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.

В рыночной системе ценообразования строительнаясмета определяется как экономический расчет потребно сти всех видов ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в сметном нормирова нии и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие ресурсы, используемые и уничтожаемые в процессе строительного производства для создания объектов недвижимости - зданий, сооружений, передаточных устройств. Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты) не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела установила определенные правила составления смет и характеристики результатов сметного расчета в виде сметной документации с типовым содержанием, структурой и формами публикации.

По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета - сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:

- по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен - базисно-индексный метод;

- по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим регио нальным ценам на эти ресурсы - норматив ный и проектный методы.

Базисно-индексный метод использует традицион ные нормы, правила и порядок сметных расчетов дирек тивного управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы ортодоксального затратного механизма административно-командной системы. Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости (для 2000 года) в текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов в нормативно-технологических моделях (ПТМ) строительст ва. Базисно-индексный метод дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.

Сметные расчеты в текущих ценах используют сего дняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строи тельстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Прин ципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах - нормативный или проектный.

Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В нор мативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы ). Смет ные нормы в действующих базах усредняют расход ресур сов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни сметных работ ограничены и ук рупнены по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитан ная нормативным методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода ресурсов в сметно- информационных базах, так и от квалификации исполни телей - разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.

Проектный метод предусматривает использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт, расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных ресурсов и услуг в специфици рованной номенклатуре, с максимально возможной точно стью при качественной разработке проекта строительства.

Форма сметного расчета в строительстве не регла ментирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства. Сметы в строительстве состав ляются, как правило, в двух форматах: технологическая и ресурсная формы сметного расчета.

Технологическая форма сметного расчета (технологическая смета ) включает перечень строительных (монтажных, пусконаладочных, ремонтно-строительных, специальных) законченных рабочих процессов, необходимых по технологии и организации строительства объекта, в формулировке работ, принятой в действующих сметно- нормативных базах. По каждой сметной работе приводятся идентификационные характеристики из базы (основание - шифр работы, наименование, единица измерения), коли чественные показатели (объемы работ) по данным проекта строительства объекта и сметные нормы расхода основных ресурсов (затраты труда рабочих, стоимость прямых затрат и их составляющих) из сметно-нормативной базы. Кальку лирование сметных затрат в технологической форме рас чета выполняется по каждой строке перечня рабочих операций, по разделам и в целом по локальной смете. Потреб ность в материалах, деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, других ресурсов в натуральных единицах измерения (ведомость «Выборка ресурсов по смете») не обязательна, но может рассчитываться по данным технологического формата и включаться в состав сметной документации нормативного метода составления строительных смет.

Ресурсная форма сметного расчета (ресурсная смета ) составляется в формате расцененной ведомости всех необходимых ресурсов и услуг на строительство объекта. Сметная потребность в ресурсах определяется по проектным данным, с добавлением трудноустанимых и неустра нимых потерь, а цена на ресурсы принимается в текущим уровне оптовых цен для территории, где осуществляется строительство. В составе ресурсной сметы отдельно выде ляется расчетная потребность в ресурсах и сметная стоимость логистических затрат на доставку материальных ресурсов на строительные площадки, а также расход ре сурсов и затраты на работы внутрипостроечного транспор та материалов. Калькулирование сметной стоимости строительства в ресурсной форме выполняется по каждой строке перечня ресурсов, по разделам и в целом по локальной смете. Ресурсная форма сметного расчета применяется при разработке строительных смет проектным методом. Сметный перечень технологических операций на объекте строительства при использовании ресурсной формы сметного расчета не составляется.

Публичная форма сметного расчета - сметная документация на проект строительства, установлена практи кой делового оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации, необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная докумен тация разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства. Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная документация в строительстве обозначается как «Смета. » с указанием вида строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная документация в строи тельстве включает комплект расчетных материалов - стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомо стей с дискрептивными пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика. Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначают ся как «смета» с указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и публикации результатов сметного расчета.

Основные виды смет в сметной документации, ис пользуемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства - концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты са мого сметного расчета - локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.

Состав и содержание сметной документации меняется в соответствии с уровнями управления и этапами определения сметных показателей строительства. На начальном этапе реализации инвестиционно-строительного про екта выполняются расчеты обоснования инвестиций, и формируется концептуальная смета - ориентировочная сметная стоимость строительства. Концептуальная смета инвестора разрабатывается в произвольной форме экономического расчета на основе укрупненных сметных пока зателей стоимости строительства и цены строительства по объектам-аналогам.

На этапе проектирования и планирования базовой стоимости строительства разрабатывается тендерная доку ментация заказчика (тендерная смета ) в форме стандартной сметной документации. Заказчик может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной для планирования и контроля строительства инве стором и заказчиком-застройщиком, например, в форме пообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования. Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы. В преддоговорной пери од строительные организации - участники конкурса на подрядное строительство, выполняют собственные расче ты стоимости предстоящего строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства, общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и финансовых возможностей организации.

Исполнительная сметная документация (исполнительная смета) составляется подрядчиком после заключе ния подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон - «В случае, когда работавыполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком» ( пункт 3 статья 709 ГК РФ). После утверждения исполнительной сметы заказчиком все изме нения и добавления в смете, а также исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетен ции заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости - формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной документации, календарные и сетевые графики строительства, планы материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации строительства является график строительства и финансирования объекта, сформированный по выделенным этапам (секциям, участ кам, законченным комплексам работ, отдельным зданиям и сооружениям) строительства, с расчетом объемов финансирования по календарным срокам и исполнителям.

Фактическая сметная документация (фактическая смета) является вариантом исполнительной сметы подрядчика с использованием отчетных показателей по составу работ, расходу используемых ресурсов и фактических цен на ресурсы и услуги по данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика. Расчетные показатели фактической сметы должны корреспондироваться с данными в формах учета работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России 30.10.97 № 71а: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); общий журнал работ (форма № КС-6); журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). Фактическая смета составляется по общей стоимости строительства в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика, принятой в его производственном учете.

Стандартный состав публичной сметной документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает следующие формы:

- Техническое задание заказчика на разработку смет ной документации;

- Пояснительная записка с перечнем физических параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих, а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости строительства;

- График строительства и финансирования.

Локальная смета разрабатывается по видам работ

или основным конструктивным элементам и инженерному оборудованию зданий и сооружений для каждого отдельного объекта строительного проекта. Локальные сметы являются основным элементом сметного калькулирования и могут разрабатываться в технологической и (или) ре сурсной форме сметного расчета. В локальных сметах, при необходимости, работы или ресурсы группируются в разделы, необходимые по технологическим и организационным особенностям проекта строительства. В локальных сметах определяются только стоимость прямых затрат в строительстве. Если локальная смета является единствен ным сметным документом для подрядчика, то к ней добав ляется косвенные затраты и прибыль подрядчика, и такая смета приобретает функции объектной сметы.

Объектная смета разрабатывается на законченный элемент проекта (объект) строительства - здание, сооружение, пусковой комплекс, и включает все формы локальных смет, относящиеся к данному объекту. В объектных сметах определяются общие сметные затраты подрядчиков на выполнение всех строительных работ по объекту. К прямым затратам в локальных сметах добавляются косвенные затраты и сметная прибыль строительных подрядчиков в уровне, определяемым индивидуальным (фирменным) расчетом,

соглашением сторон или по нормативам общественно- необходимых затрат на эти цели для строительного комплекса региона, где осуществляется строительство.

Сводная смета (сводный сметный расчет) разрабатывается как сводка сметных затрат по всем объектным сметам строительного проекта с добавлением собственных затрат заказчика планируемых на весь период до завершения строительства. Сводный сметный расчет состоит из глав, объединяющих данные о сметной стоимости объектов основного и вспомогательного состава, другие расходы заказ чика на выполнение строительного проекта, в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Феде рации от 16.02.08 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Сметная стоимость строительства, полученная в ре зультате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребно сти в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты по требности по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строи тельства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен.

Сметная стоимость, в отличие от потребности в ре сурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях - базисная, базовая и текущая сметная стоимость.

Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату.

Базовая сметная стоимость строительства опреде ляется при разработке тендерной документации и является для заказчиков исходным расчетным показателем цены строительства для проведения подрядных конкурсов, фор мирования договорных отношений и определения договорной стоимости строительства. Базовая сметная стоимость определяет расчетную стоимость строительства объекта на календарную дату разработки и согласования заказчиком сметной документации.

Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости - текущих индексов.

Текущая сметная стоимость определяется по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены, сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта. В современной системе ценообра зования используются текущие цены - показатели стоимости ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого периода. Цены на строительные работы, ресурсы и услуги в стране с различными природ но-климатическими, административными, демографиче скими условиями, неравномерным размещением предприятий строительной индустрии и концентрацией строитель ных организаций, можно определять только для условно обособленных региональных рынков инвестиционно-строительной деятельности. Текущие цены в сметном ценообразовании принимаются как средние показатели для группы однородных видов ресурсов для конкретных пе риодов планирования стоимости строительства и в ограниченных территориальных районах применения этих цен. Рыночные текущие цены на строительные ресурсы и услуги, для использования в сметных расчетах стоимости строительства, принимаются по фактическим отпускным ценам поставщиков регионального рынка или по средним показателям рыночного мониторинга цен на строительные ресурсы в регионе. Сметная стоимость, как расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения договора строительного подряда.

Структура показателей строительной сметы должна соответствовать группировке расходов на производство и реализацию, установленной в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. После отмены Госстроем РФ «Ти повых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» (письмо от 09.11.01 № НМ-6128/7 ), официальные формулировки Налогового кодекса РФ в настоящее время являются един ственными и легитимными нормативными положениями, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством строительной продукции. В сметных расчетах стоимость строительных работ, ресурсов и услуг опре деляется в общей сумме и по видовой структуре затрат на производство. В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство продукции подразде ляются на прямые и косвенные расходы.

К прямым расходам относятся материальные расхо ды, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ (строительные материалы, изделия и конструкции, строительные машины и оборудование, транспортные затраты) и расходы на оплату труда рабочих в соответствии с положениями статьи 255 НК РФ.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, необходимые для осуществления нормального строительного процесса, обоснованные расчетам и исполь зуемые для получения дохода от уставной деятельности организации. Косвенные затраты в сметных расчетах груп пируются по принадлежности к субъектам строительства - подрядчикам и заказчикам. Косвенные затраты подрядчика учитываются в объектных сметах на производство строительных работ, а косвенные затраты заказчика включают ся в сводный сметный расчет стоимости строительства объек та. К косвенным расходам подрядчика в строительстве отно сятся накладные расходы, определяющие затраты на управление строительной организацией и прочие затраты подрядчика, как лимитируемые законодательно (платежи по обязательному и добровольному страхованию, расходы на передвижной характер работ, вахтовый метод строительства и проч.), так и не лимитируемые (стоимость нематериальных активов, пла тежи по кредитам банков и т.п.).

Кроме прямых и косвенных затрат в сметах на под рядное строительство предусматривается необходимое вознаграждение подрядчика (статья 709 ГК РФ) в виде сметной прибыли . Сметная прибыль в строительстве

должна обеспечивать выплаты по обязательным платежам и налогам из прибыли, пополнение оборотных средств предприятия, создание фонда материального поощрения и необходимые финансовые ресурсы на развития строитель ной организации. Размер сметной прибыли в расчетах стоимости предстоящего строительства определяется на уровне общественно-необходимых затрат на расширенное воспроизводство подрядных организации строительной отрасли региона. В подрядном договоре на строительство сметная прибыль в стоимости строительства устанавливается в индивидуальном размере для конкретного подряд чика по результатам формирования договорной (контракт ной) стоимости строительства.

В рыночном ценообразовании договорная (кон трактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Фак тический учет всех затрат и отчетность в строительстве ведет ся только на основе ^договорных (контрактных) цен: - «В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости» (пункт 5 ПБУ 2/94 - Учет договоров (контрактов) на капитальное строитель ство, приказ Минфина РФ от 20.12.94 № 167 ).

Договорная (контрактная) стоимость устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.

Рыночная цена строительства определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства конкретного объекта в данном регионе в реальный календарный период времени с максимальным учетом конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного дого вора. В сметном ценообразовании настоящего времени рыночная цена строительства формируется в договорном процессе на основе базовой сметной стоимости в текущих ценах и затрат, учитывающих рыночные факторы измене ния расчетной стоимости за период строительства. Базовая сметная стоимость строительства отражает затратные элементы ценообразования и учитывает текущие издержки на строительство, а рыночная составляющая цены включает инфляционное ожидание и возмещение строительных рисков подрядчиков и заказчиков при текущей конъюнктуре строительного рынка.

Суррогатная цена в строительстве устанавливается заказчиком или подрядчиком в одностороннем и обяза тельном порядке, при отсутствии конкуренции или монопольном положении на рынке инвестиций и строительных услуг. Суррогатная цена определяется на основе сметных расчетов, выполняемых по особым правилам, с использованием сметных норм, расценок, цен и индексов, разработанных и утвержденных ведомственными и административными органами исполнительной власти и отраслевого управления. Суррогатная цена в договорной стоимости строительства отражает административный (или корпоративный) лимит финансирования строительства объекта в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности на территории России.

В зависимости от способа фиксации цены в договорных отношениях заказчика и подрядчика применяются контракты с твердой договорной ценой и контракты с компенсацией договорной стоимости - подвижные и скользящие цены: - «4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой» (Статья 709 ГК РФ).

Твердая цена контракта устанавливается в момент подписания договора и не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. Договор строительного подряда с фиксированной (твердой) ценой становится предпочтительнее для участников инвестиционно-строительного про цесса по мере развития рыночных отношений и стабилизации рынка строительных ресурсов и услуг.

Подвижная цена контракта устанавливает, что принятая в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту сдачи объекта изменились условия реализации проекта. Подвижная цена характеризуется тем, что в контракт вносится оговорка о повышении или понижении цены к моменту исполнения договора. Оговорка определяет условия пересмотра, допустимый уровень отклонения от начальной цены, при котором договорная цена пересматривается, а также источник (документ или рыночная публикация), на основе которого принимается решение об изменении цены.

Скользящая цена определяется в момент исполнения договора путем пересмотра базовой цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Скользящая цена объединя ет разновидности контрактов с возмещением фактических затрат. Скользящая цена контракта может быть определена расчетом по формуле с оговоренными правилами пересмотра индексов. При установлении скользящей цены может быть предусмотрено, что скольжение распространя ется не на всю сумму издержек, а лишь на определенные их элементы или, что скольжение цены может быть огра ничено более коротким временем, чем общая продолжи тельность строительства.

Для определения инвентарной (балансовой) стоимости законченных строительством объектов в соответст вии с «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.93 № 160 используется данные фактической стоимости строительства. Инвентарная (балансовая) стоимость объекта формируется в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика или инвестора.

Основные понятия сметного дела широко применяются не только в методических, нормативных и практических разработках сметного нормирования и ценообразования в строительстве, эти понятия необходимы также всем пользователям сметной документации строительства - субъектам инвестиционно-строительной деятельности. Однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами используемых специальных понятий технического регулирования отрасли является обязательным условием стандартизации профессиональной деятельности.

Формулировки понятий и определения должны отражать суть и существующее состояние сметного дела, быть краткими, но понятными профессиональным сметчикам и пользователям сметной документации, содержать необходимый и достаточный объем информации об объекте понятия, позволяющий однозначно идентифицировать его в любых условиях и видах применения.

Базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой. Од нако понятия и определения основных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве должны быть сформулированы адекватно содержанию сметных нормативов, определять их экономические границы и область применения в практической сметной деятельности.

Обязательным условием создания системы стандартов в профессиональной деятельности Федеральный закон «О техническом регулировании » определяет проведение процедуры публичных обсуждений проектов (включая альтернативные проекты) и допуск к ним всех заинтересованных специалистов и общественности в целом.

Необходимость применения специальных дефиниций практически во всех документах по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве предопределяет необходимость выделения в отдельный документ - национальный стандарт, профессиональных формулировок основных понятий и определений сметного дела.

Смета в строительстве

Другие статьи

Проектно-сметная документация при выполнении работ

Проектно-сметная документация при выполнении работ

Опыт работы по проверке проектно-сметной документации, выявлению и оформлению дополнительных и неучтенных объемов работ по объектам показал, что в сметной документации выпускаемой проектными институтами, допускаются различные отклонения и неточности как в определении объемов, так и в применении расценок, которые снижают общую сметную стоимость по объекту.

Одновременно, за последние несколько лет, после выпуска новых сборников расценок, появилось огромное количество дополнений и уточнений к сборникам, которые, как правило, в сметах отражаются редко.

Ряд сложных монтажных работ, связанных с появлением нового оборудования, требующего принципиально новой технологии монтажа, не нашло своего отражения в действующих сборниках расценок.

Указанные факторы показывают, что работа по проверке сметной документации должна производиться бригадирским составом, инженерно-техническими работниками и отделами подразделений с большим вниманием и хорошим знанием сметного дела.

Невнимательное отношение к работе со сметной документацией приводит к снижению общей сметной стоимости работ, что соответственно искажает экономические показатели предприятия. Предлагаем Вашему вниманию примеры сметной документации по объектам:

26. Исполнительные сметы по разработке проектной и рабочей документации по техническому перевооружению мазутного хозяйства КТС "Отрадное" с целью перевода его на дизельное топливо:

1) Исполнительная смета №1 на разработку проектной и рабочей документации по реконструкции мазутного хозяйства (основание: сборник базовых цен на проектные работы для строительства МРР-3.2.06.07-10 Приложение 2. Сумма 1 769 282,57 руб. );

2) Исполнительная смета №2 на разработку проектной и рабочей документации по реконструкции:

- внутриплощадочные сети: технологические трубопроводы, гидранты, ливневая канализация, уличное освещение; (основание МРР-3.2.06.07-10. Сумма 421 611,84 руб.);

- очистные сооружения (основание справочник базовых цен на проектные работы для строительства "Объекты водоснабжения и канализации". Сумма 1 358 195,04 руб.);

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (основание: методика определения стоимости проектирования раздела "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и стоимости проектирования систем противопожарной защиты и охранной сигнализации. МРР-3.2.79-13. Сумма 19 991,93 руб.);

- охрана окружающей среды (основание: методика определения стоимости работ по экологическому сопровождению проектно-инвестиционной деятельности МРР-3.2.43-03-09. Сумма 119 829,47 руб.);

3) Исполнительная смета №3 на АСУ ТП (основание: методика определения стоимости разработки технической документации на автоматизированные системы управления МРР 3.2.26.02-08. Сумма 2 188 760,50 руб.);

4) Исполнительная смета №4 на ликвидацию оборудования мазутного хозяйства (основание: сборник базовых цен на проектные работы для строительства МРР 3.2.06.07-10 Приложение 2. Сумма 644 913,52 руб.);

Исполнительные сметы разработаны на основании "Сборников базовых цен на проектные работы для строительства, осуществляемые с привлечением средств бюджета г. Москвы" по состоянию на 27.08.2013г.

Формат документа: PDF; 7 стр.

Объём: акт сдачи-приемки выполненных

работ + исполнительные сметы (4