Руководства, Инструкции, Бланки

т 26 образца 1939 img-1

т 26 образца 1939

Рейтинг: 4.4/5.0 (1877 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

СОВЕТСКИЕ ЛЕГКИЕ ТАНКИ Т-26-1

Soviet T-26-1 light tanks

СОВЕТСКИЕ ЛЕГКИЕ ТАНКИ Т-26-1


Колонна танков Т-26 под Москвой.
The collumn of T-26 near Moscow.


light tanks T-26-1 model 1939 photo.
Фото - легкие танки Т-26-1 образца 1939
Char leger T.26/1

Lengvasis tankas T26 foto.


Советский танк Т-26 в Иране.
Soviet tank T-26 in Iran photo.


Советский танк Т-26 в Иране.
Soviet tank T-26 in Iran photo.


Советские танки Т-26 моделей 1939 и 1933.
Carris leugier T.26 foto.

Танки Второй Мировой

Photogalleries / Фото-галереи

Другие статьи

Т-26 - Легкие танки - Бронетехника - Советский Союз - Каталог файлов - Западный рубеж

История создания

В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым "общевойсковым" танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях.

Первым танком этого класса был танк Т-18 (также известный под названием МС-1), сконструированный и выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Позже появились танки Т-19 и Т-20, которые должны были стать в ближайшем будущем основными танками. Однако проблемы с доводкой этих машин – прежде всего из-за отсутствия подходящего двигателя - привели к тому, что вместо их выпуска была куплена лицензия на английский легкий танк "Виккерс E".

28 мая 1929 года советская миссия закупок вооружения подписала с фирмой Виккерс контракт на поставку 15 машин в двухбашенном варианте, первый танк должен был быть поставлен советской стороне 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931 года. Первые доставленные в СССР танки Виккерс - известные под обозначением В-26 - послужили основой для постройки модернизированного варианта танка, названного ТММ-1 (позже появился танк ТММ-2, несколько отличавшийся от ТММ-1).

На полигоне в Кубинке провели сравнительные испытания импортных танков с танками собственной конструкции Т-19 и Т-20, а также с "гибридными" танками ТММ. Лучше всего себя показал танк Т-20, однако он приводился в движение двигателем, не выпускавшимся серийно.

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 (в те годы этот танк также называли "истребитель малой мощности") и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе "Большевик" в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод №174 им. К.Е.Ворошилова. На этом заводе действительно построили 12000 танков Т-26, но не за год, а за 10 лет - последние машины этого типа покинули сборочный цех в начале 1941 года.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года и участвовали в параде на Красной Площади 7 ноября.

Т-26 стал "рабочей лошадкой" танковых войск РККА, а на базе шасси этого танка появилась большая гамма различной бронетехники. Этот танк стал, как выразился ныне уже покойный писатель, историк полковник В.Д.Мостовенко, "проклятьем советских танкистов" - танк выпускался в огромных количествах, несмотря на тонкую броню и слабый двигатель.

В 1931-1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л.с. всего лишь до 97 л.с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург - главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода №185) в Ленинграде.

Линейные танки

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов. однобашенные с цилиндрической башней - как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней - как танки образца 1938 и 1939 года (широко используемые в иностранной литературе обозначения Т-26А, Т-26В и Т-26С впервые использованы немцами в годы 2-й Мировой войны и совершенно неизвестны в СССР, тем более, что Т-26А означаает артиллерийский вариант танка). В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года (ПС-2, конструктор - инженер П. Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки Rheinmetall Pak 30), которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

В 1939 году появилась очередная модификация танка - Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью - опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.

Боевое применение

Еще до начала 2-й Мировой войны танки Т-26 участвовали в боях, и не только в Испании и Китае. В июле 1938 года вспыхнул вооруженный конфликт на озере Хасан, который через несколько дней (в первых числах августа) превратился в полномасштабную многодневную битву с участием многочисленных войсковых частей и большого количества разной техники.

С советской стороны в боях участвовала 2-я отдельная механизированная бригада комбрига А. П. Панфилова (три батальона Т-26, батальон и рота БТ и отряд экспериментальных самоходок СУ-5), приданная 39-му стрелковому корпусу, а также 32-й и 40-й отдельные батальоны танков Т-26 из 32-й и 40-й пехотных дивизий.

Батальонами командовали майор М. В. Алимов и старший лейтенант Ситников. Всего перечисленные части насчитывали в своем составе 351 танк (257 Т-26, в том числе 10 ОТ и 3 СТ, 81 БТ-5 и БТ-7, а также 13 СУ-5).

Десятидневное сражение не принесло ни одной из сторон решающей победы. Потери советской стороны составили: 9 сожженных и 76 поврежденных Т-26 и 8 БТ, что составило почти треть от первоначальной численности. 39 поврежденных танков удалось отремонтировать непосредственно в частях, остальные пришлось отправить на завод. Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач).

Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Мы уже говорили, что броня Т-26 была очень тонкой и легко пробивалась противотанковыми снарядами. Использование поручневых антенн демаскировало командирские танки и в первый же день боев, почти все командирские машины были выбиты, поскольку именно на них противник концентрировал огонь.

Стало ясно, что несмотря на многочисленность, танки не смогли выполнить поставленные перед ними задачи и сколько-нибудь значительно повлиять на исход сражения. В дальнейших боях, произошедших в июле-августе 1939 года на Халхин-Голе, главную роль играли БТ, ставшие к тому времени основными советскими танками. Тем не менее, огнеметные танки ОТ-26 и ОТ-130 получили высокую оценку командования.

В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям. Точные сведения о бригадах (нумерация, дислокация) не известна, но мы можем назвать номера и места базирования некоторых из них. 11-я (в дальнейшем 35-я) бригада дислоцировалась в Петергофе, 16-я, 18-я, 21-я, 22-я, 25-я и 29-я - в Старых Дорогах, 32-я - в Староконстантинове (все - ЗОВО); 36-я и 38-я - в Шепетовке, 49-я - в Житомире (КОВО), 39-я - в Рязани (МВО), 17-я - в Грузии.

Отдельная танковая бригада легких танков Т-26 состояла из штаба, 4 батальонов танков, моторизованного и ремонтного батальона и разведывательной роты, роты поддержки, роты связи и санитарной роты. По штатам военного времени весьма эластичные отдельные танковые бригады насчитывали от 256 до 267 танков Т-26 (240-245 линейных Т-26, из них часть радиофицированные, 24 танка поддержки Т-26-4, практически ни в одной бригаде не было такого количества танков поддержки, а также 10-11 огнеметных танков. Кроме того, в бригаде имелись разведывательные танки Т-37/Т-38 (до 17 штук). Роты танков Т-26 имелись в отдельных танковых батальонов некоторых (первого удара?) стрелковых дивизий. Эти батальоны носили номера с 301 по 399 и использовались во время боевых операций в Польше в 1939 году.

Модификации Т-26 и машины на его базе

Уже в 1933 году завод "Красный Пролетарий" разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект - П-Т-26 - так и остался на бумаге. Затем последовал проект "артиллерийского" танка - Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934-1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

T-26ПT - двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) - химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT - с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) - артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ, выпущена небольшая партия машин.

СT-26 - саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 - легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 - танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-132 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-133 - химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 - химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г. 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.

Схема бронирования T-26 образца 1933 года Схема бронирования T-26 образца 1939 года

Tank t-26

Т - 26 - лёгкий пехотный танк "Виккерс 6-тонный".
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Февраль 2007.

Использованы материалы портала //www.battlefield.ru и //armor.kiev.ua


Английский танк "Виккерс-Армстронг" Мк.Е, более известный под названием "Виккерс 6-тонный" был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй - 47-мм пушкой.

В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый танк, который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году "Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА", предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930, а для последних как нельзя лучше подходил "Виккерс-Армстронг" Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные "виккерсы". К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы. В СССР танк приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) - 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе "Большевик" (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода "Большевик" вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова.

Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), "двадцать шестой" также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии. На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов. однобашенные с цилиндрической башней - как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней - как танки образца 1938 и 1939 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°. Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ.

Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года (ПС-2, конструктор - инженер П. Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки Rheinmetall Pak 30), которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года. В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков. В 1939 году появилась очередная модификация танка - Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью - опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней. Уже в 1933 году завод "Красный Пролетарий" разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект - П-Т-26 - так и остался на бумаге. Затем последовал проект "артиллерийского" танка - Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934-1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

Еще до начала 2-й Мировой войны танки Т-26 участвовали в боях, и не только в Испании и Китае. В июле 1938 года вспыхнул вооруженный конфликт на озере Хасан, который через несколько дней (в первых числах августа) превратился в полномасштабную многодневную битву с участием многочисленных войсковых частей и большого количества разной техники. С советской стороны в боях участвовала 2-я отдельная механизированная бригада комбрига А. П. Панфилова (три батальона Т-26, батальон и рота БТ и отряд экспериментальных самоходок СУ-5), приданная 39-му стрелковому корпусу, а также 32-й и 40-й отдельные батальоны танков Т-26 из 32-й и 40-й пехотных дивизий. Батальонами командовали майор М. В. Алимов и старший лейтенант Ситников. Всего перечисленные части насчитывали в своем составе 351 танк (257 Т-26, в том числе 10 ОТ и 3 СТ, 81 БТ-5 и БТ-7, а также 13 СУ-5). Десятидневное сражение не принесло ни одной из сторон решающей победы. Потери советской стороны составили: 9 сожженных и 76 поврежденных Т-26 и 8 БТ, что составило почти треть от первоначальной численности. 39 поврежденных танков удалось отремонтировать непосредственно в частях, остальные пришлось отправить на завод. Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач). Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Броня Т-26 была очень тонкой и легко пробивалась противотанковыми снарядами. Использование поручневых антенн демаскировало командирские танки и в первый же день боев, почти все командирские машины были выбиты, поскольку именно на них противник концентрировал огонь.

Стало ясно, что несмотря на многочисленность, танки не смогли выполнить поставленные перед ними задачи и сколько-нибудь значительно повлиять на исход сражения. В дальнейших боях, произошедших в июле-августе 1939 года на Халхин-Голе, главную роль играли БТ, ставшие к тому времени основными советскими танками. Тем не менее, огнеметные танки ОТ-26 и ОТ-130 получили высокую оценку командования. В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям. Отдельная танковая бригада легких танков Т-26 состояла из штаба, 4 батальонов танков, моторизованного и ремонтного батальона и разведывательной роты, роты поддержки, роты связи и санитарной роты. По штатам военного времени весьма эластичные отдельные танковые бригады насчитывали от 256 до 267 танков Т-26 (240-245 линейных Т-26, из них часть радиофицированные, 24 танка поддержки Т-26-4, практически ни в одной бригаде не было такого количества танков поддержки, а также 10-11 огнеметных танков. Кроме того, в бригаде имелись разведывательные танки Т-37/Т-38 (до 17 штук). Роты танков Т-26 имелись в отдельных танковых батальонов некоторых (первого удара?) стрелковых дивизий. Эти батальоны носили номера с 301 по 399 и использовались во время боевых операций в Польше в 1939 году.

Следующим по времени заказом на "6-тонный" стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.

Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство "виккерсов", стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов "Гочкис" wz.14.

Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации. Довольно капризный карбюраторный двигатель "Армстронг-Сиддлей" был заменен дизелем "Заурер" мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "Браунинг" wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski). Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма "Бофорс" разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.

Тем временем "расползание" "виккерсов" по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины - две однобашенных и одну двухбашенную - заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными "виккерсами" на Латиноамериканском континенте, а кроме того - первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских "виккерса". Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны - Асунсьоне. В феврале - марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд (тогда эта страна называлась Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси "6-тонного" с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат "пом-пом". В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем "Роллс - Ройс". В 1938 году восемь однобашенных "виккерсов" закупила Болгария. В США, Японию и Италию "6-тонные" не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному "Виккерс А" находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.

Самая же богатая "коллекция" "виккерсов" имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "таиландскими" танками они были единственными "6-тонными", состоявшими на вооружении британской армии. Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции "Маркони" SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы "Гочкис". И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков "Рено" FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо "Гочкисов" установили пистолеты-пулеметы "Суоми" калибра 9 мм. Именно в таком виде финские "виккерсы" пошли в бой против своих советских "собратьев" - танков Т-26. После "зимней войны" 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы "Суоми" также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд "родных" английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е!

Внешне модернизированный таким образом "виккерс" действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е - к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года. Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года - двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной - с 45-мм пушкой. В период "зимней войны" были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года. В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ - в корпусе. Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.

Еще одной страной, имевшей на вооружении как "виккерс", так и Т-26, был гоминьдановский Китай, в 1934 -1936 годах закупивший двадцать однобашенных машин модели F. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни - в ней устанавливалась радиостанция. Из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 "двадцатьшестых". Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26. В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.

Таким образом, в 30-40-х годах танки "Виккерс 6-тонный" всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой "Виккерс-Армстронг" было изготовлено 153 танка, заводом "Урсус" в Варшаве - 139 и, наконец, заводом "Большевик" в Ленинграде - более 12 тысяч танков.

Легкий танк Т-26

Военно Морские силы

Танки СССР

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. читать дальше.

Авиация СССР

Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». читать дальше.. .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со­ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале­ние штурмовика Ил-2.

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков.

Военно Морские силы

ВМФ стран перед Второй Мировой

Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.

Т-26

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.


Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года.


В 1931-1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л. с. до 97 л. с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.


На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов; однобашенные с цилиндрической башней — как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней — как танки образца 1938 и 1939 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.


Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года, которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.


В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932-38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.


В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.


В 1939 году появилась очередная модификация танка — Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью — опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.


Уже в 1933 году завод «Красный Пролетарий» разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект — П-Т-26 — так и остался на бумаге. Затем последовал проект «артиллерийского» танка — Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм.


Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.


Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.


Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22°. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.


В качестве приборов наблюдения а боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели (570 кг и 1330х1128х648мм).


Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).


Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.


Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении. Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста. В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины. Так, в 1935 г. корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака. В 1931 г. установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц. В 1937 г. начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ не турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т. В 1938 г. машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обо. 1938 г. затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.


В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 г. машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях первого периода Великой Отечественной войны.

Комментарии