Руководства, Инструкции, Бланки

договор на водопользование образец img-1

договор на водопользование образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Глава 3

Глава 3. ДОГОВОР ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с 1 января 2015 года (Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ).

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров (Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ).

Предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса РФ не были приняты решения Правительства РФ или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии на водопользование и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ (Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ).

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

(п. 18 введен Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

19) создания искусственных земельных участков.

(п. 19 введен Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 102-ФЗ)

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".

(часть 6 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

Изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

1. Стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством.

2. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

3. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

1. Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 102-ФЗ)

2. Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления.

3. Отказ исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован в судебном порядке.

4. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

1. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

2. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

1. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

1) сведения о водопользователе;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

4) срок водопользования.

2. К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

3. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, предельный срок водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.

(часть 4 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

5. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, на срок, который превышает предельный срок водопользования, указанный в части 4 настоящей статьи, считается принятым на срок, равный предельному сроку водопользования.

(часть 5 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

1. Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

2. В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ)

3. В случае отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, направляет заявителю мотивированный отказ. В случае подачи соответствующего заявления через многофункциональный центр указанный отказ направляется через многофункциональный центр.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

4. Отказ в предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование может быть обжалован в судебном порядке.

5. Решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

6. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Водный кодекс (ВК) РФ занимается регулированием отношений в сфере водопользования исходя из представления о водном объекте, как об одной из ключевых составляющих окружающей среды, среде обитания водных биологических ресурсов, экземпляров растительного и объектов животного мира. Ставит в приоритет использование человеком водных объектов для питья и хозяйственно-бытового водоснабжения. Регулирует использование и охрану водных объектов России с учётом потребности людей в водных природных ресурсах для личных и бытовых нужд, для осуществления хозяйственной и т.п. деятельности. Основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Определяет ограничение или запрет использования некоторых водных объектов.

Водный кодекс РФ 2015 года был принят 12.04.2006 г.(3 июня 2006 года N 74-ФЗ)

ипипип © 2009-2016 Помощь сайту. Автор сайта: Леонид Забелин (e-mail) Google+ Сегодня: 02 октября, 2016 г. воскресенье - 21:17:58 МСК

Другие статьи

Условия заключения договора водопользования в РФ

Условия заключения договора водопользования в РФ

Существенные условия договора водопользования обозначены в ст.13 Водного кодекса РФ. Отсутствие хотя бы одного из условий говорит о том, что договор не считается заключенным и не может быть зарегистрирован в государственном водном реестре. Пункт 1 данной статьи говорит о таком условии, как сведения о водном объекте, включающие в себя описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Сведения о водном объекте, на котором предполагается водопользование, должны содержаться в государственном водном реестре. Сведения о водном объекте нужны исключительно в объеме, необходимом для заключения договора водопользования на определенную часть водного объекта. Описание границ частей водного объекта важно, если на разных частях водного объекта осуществляется или планируется разное водопользование. Состав сведений о водном объекте водное законодательство не уточняет, что особенно важно в условиях неполноты сведений государственного водного реестра о некоторых объектах. Отсутствие в реестре без или иных сведений о объекте не рассматривается законодательством как законное основание для отказа в заключении договора водопользования. В целом это положение направлено на точное установление границ того объекта, на котором его пользователь может осуществлять деятельность в соответствии с целями водопользования.

Договор водопользования должен содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов). Цели водопользования могут быть следующие: питьевое водоснабжение, производство электроэнергии и др. (статья 11 ВК РФ). Часть 3 статьи 38 ВК закрепляет три вида водопользования в зависимости от способа использования водных объектов: с изъятием воды при условии ее возврата в водные объекты (например, в целях работы судовых механизмов); с изъятием водных ресурсов без возврата в водные объекты (например, для полива садовых участков) или без изъятия воды из водных объектов (например, для взлета и посадки воздушного судна). Условия водопользования определяются договором, решением уполномоченного органа или общими требованиями ВК, когда договор или решение не требуются. Исходя из них, водопользование может быть двух видов: совместным или обособленным. Законодатель исходит из того, что водопользование должно быть, как правило, совместным, то есть предполагается пользование водным объектом различными лицами для различных целей. Этот принцип в Водном кодексе получил название принципа комплексного водопользования. Из этого принципа следует, что при заключении договора водопользования требуется учитывать интересы третьих лиц — как подписавших собственные договоры, так и осуществляющих бездоговорное пользование.

Указывая также срок договора водопользования, который согласно ст. 14 ВК РФ, не может быть более 20 лет. Между тем, по ВК РФ 1995 г. договоры долгосрочного водопользования могли заключаться максимум на 25 лет. Таким образом, законодатель в данном вопросе пошел на некоторое ужесточение. Законодателем предусмотрен максимальный срок договора водопользования: не более 20 лет. Сократив на пять лет предельный срок договора, законодатель все же обеспечивает устойчивость прав физических и юридических лиц на водоемы и водотоки. Это должно способствовать заинтересованности пользователей в экономном и рациональном отношении к водным ресурсам. В свою очередь, согласно ст. 15 ВК РФ добросовестные водопользователи имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок. Конкретный срок пользования водного объекта определяется сторонами конкретного договора водопользования исходя из их экономических интересов и может быть значительно меньше 20 лет.

Размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы — еще одно существенное условие договора водопользования. Правовая природа платежей в рамках договоров водопользования позволяет государству вкладывать полученные средства в водоохранные мероприятия. Плата за пользование водными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается решением уполномоченных органов, а не договором. Например, ставки платы утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

Согласно ст. 20 ВК РФ, платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от характеристик речного бассейна. При толковании ВК РФ возникает проблема о соотношении водного налога и предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. Проанализировав нормативно-правовые акты, например, Законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», внесены изменения в гл. 25.2 НК РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ. Таким образом, законодатель стремится избежать «двойного обложения» водопользования — налогом и платежом. Порядок прекращения пользования водным объектом или его частью и ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий также отнесены статьей 13 ВК РФ к существенным условиям договора водопользования.

К существенным условиям договора водопользования относятся также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, штрафы, пени и т. д. В п. 1 ст.18 ВК РФ содержится отсылка к гражданскому законодательству, а именно к нормам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. В данном случае применимы положения главы 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств», а также положения ст. 612 ГК РФ «Ответственность арендодателя за недостатки сданного в аренду имущества». Наличие этой статьи проявляет тенденцию развития водного права. Данная норма необходима потому, что водное право еще не развило свою самобытную систему ответственности, альтернативной гражданскому, административному или уголовному праву. Пока водное право «отвечает» на его нарушение путем прекращения прав на пользование водного объекта (расторжение договора и т. д.). Поэтому за нарушение требований водного законодательства предусматривается гражданская, административная или уголовная ответственность. Когда речь идет о нарушении договора водопользования, применяются положения гражданского права, привнесенные в данном случае в водное законодательство.

На мой взгляд, представляется обоснованным вывод о том, что содержание договоров пользования водными объектами во многом определено императивными нормами водного законодательства, которые могут значительно ограничивать волю сторон в интересах охраны водных объектов.

Проблемы условий заключения договора водопользования (судебная практика).

Как следует из ч.3 ст.13 ВК РФ одно из условий договора водопользования — это то, что к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Это различные охранные и санитарно-защитные зоны. К таким зонам относится и водоохранная зона. Каждая зона с особыми условиями использования территорий (и акваторий) подлежит оформлению картой-планом объекта землеустройства в соответствии с Постановлением Правительства от 30 июля 2009 года N 621, с последующим внесением сведений о ней в Государственный водный реестр. Например, при намерении использовать акваторию для рекреации недалеко от гидроэлектростанции к договору водопользования должна прилагаться карта-план объекта землеустройства на охранную зону ГЭС или сведения о ее границах из государственного кадастра недвижимости, из которых следует, что часть акватории для рекреации не попадает в охранную зону ГЭС.

Водное законодательство не говорит, кто должен прилагать такие документы к договору водопользования — заявитель или уполномоченный орган. Можно предположить, что этот вопрос должен решаться исходя из административного регламента о заключении договора водопользования, содержащего исчерпывающий перечень документов, которые должен прилагать к заявлению о заключении договора водопользования заявитель. Если эти документы не возложено представлять на заявителя, то их должен приложить к договору водопользования уполномоченный орган. Сведения из этих документов, в том числе в графической форме, должны содержаться в государственном водном реестре. Прилагаемые к договору водопользования схемы сооружений на водный объект и карты-планы зон с особыми условиями использования территорий должны сопровождаться пояснительной запиской в произвольной форме.

В 2014 году Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа рассматривал дело, в котором Общество предъявляло иск к Водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о том, что акватория, предоставленная обществу в пользование по договору водопользования имеет пересечения с акваторией, предоставленной в пользование другому обществу и тем самым нарушает права общества. Суды первой и апелляционной инстанции не исследовали графические материалы, предоставленные истцом и соответственно суд кассационной инстанции не признал обоснованным выводы судов относительно объекта водопользования по договору, заключенному с истцом.

Ещё одно интересное дело, касающееся заключения договора водопользования было рассмотрено Арбитражным судом Уральского округа 15 октября 2014 года. Суть дела состояло в том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан вынесло предписание в отношении общества «Башнефть», чтобы общество заключило договор водопользования в части использования акватории р. Шугуровка в целях эксплуатации подводных переходов. Под подводным переходом понимается участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, канала, озера. Вдоль данной реки находится охранная зона. Под охранной зоной понимается — контролируемая полоса местности или водного пространства вдоль трассы трубопровода, устанавливаемая на период его эксплуатации, с целью предупреждения возможного вредного воздействия на трубопровод. Логика Управления состояла в том, что если общество проложило трубопровод через эту реку, то третьи лица не могут пользоваться в полной мере объектом и общество должно заключить договор водопользования.

Охранная зона — это не вид прав на земельный участок, или на ту территорию, где проходит объект, согласно Земельном кодексу РФ. Получается с одной стороны, что объект охранной зоны — это не правовой титул и не даёт право на использование соответствующего объекта, но с другой стороны установление охранной зоны ограничивает права третьих лиц. И возникает вопрос ограничение прав третьих лиц путём установления охранной зоны требует ли заключения договора водопользования?

Вроде бы общество должно заключить договор водопользования, так как наличие этой охранной зоны сказывается на потенциальной возможности использовать водный объект третьими лицами, но сказать, что здесь есть повод со ссылкой на Водный кодекс нельзя, потому что максимум на что можно сослаться из Водного кодекса это на забор воды или использование акватории водного объекта, а здесь речь идёт о недропользовании, причём недропользовании, которое не требует забора воды. На период строительства этого трубопровода водопользование осуществлялось, а на период когда строительство закончено и трубопровод эксплуатируется то никакой из видов водопользования не подходит согласно Водному кодексу.

В результате изучения материала, судебной практики и периодических изданий по заявленной теме, мне представилось возможным сделать некоторые выводы.

- Договор водопользования — это не просто разновидность договора аренды, это, прежде всего, договор природопользования.

- Существенные условия договора водопользования обозначены в ст.13 Водного кодекса РФ. Отсутствие хотя бы одного из условий говорит о том, что договор не считается заключенным и не может быть зарегистрирован в государственном водном реестре.

- содержание договоров пользования водными объектами во многом определено императивными нормами водного законодательства, которые могут значительно ограничивать волю сторон в интересах охраны водных объектов.

В данном исследовании я решил следующие задачи:

- провёл анализ условий заключения договора водопользования

- проанализировал проблемы, связанные с данными условиями

- изучил различные пути решения этих проблем.

1. Водный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 03.06.2006 (ред. от 31.12.2014) N 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2006.

2. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2014 N Ф09–6712/14 по делу N А07–4341/2014

3. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.12.2014 по делу N А56–16144/2014

4. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. М. НОРМА Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М. 2014;

5. Боголюбов С. А. Сиваков Д. О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. № 5.

Статья 13

Калькулятор процентов задолженности по ст. 395 ГК РФ
по новым правилам от 1 августа 2016 года (ставки ЦБ от 19 сентября 2016 года) от команды Договор-Юрист.Ру

Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг
по новым правилам от 1 января 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт
по новым правилам от 4 июля 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты
Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст. 236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Договор-Юрист.Ру Сообщество юристов России
кодексы и образцы договоров

Бесплатные юридические консультации:

Статья 13. Содержание договора водопользования

Сравнить с редакцией статьи от

1. Договор водопользования должен содержать:

  • 1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
    [инфо] (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)
  • 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;
  • 3) срок действия договора водопользования;
  • 4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
  • 5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
  • 6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Комментарии к ст. 13

Вы также можете получить комментарии к ст. 13 Водный кодекс. Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Документы О разделе «Водный кодекс РФ»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Водный кодекс. Комментарии к статьям кодекса вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 13 Водный кодекс », вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта Договор-Юрист.Ру возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Бесплатные юридические консультации:

С-Петербург и ЛО:

по России: 8 800 333-45-16 доб. 498

Договор водопользования (образец), Договор (форма)

Договор водопользования (образец)

(код и наименование водохозяйственного участка, местоположение участка водопользования в системе административно-территориальных единиц (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт), координаты места водопользования и границ предоставленной в пользование части водного объекта, др. - применительно к целям водопользования)


1.2. Морфометрическая характеристика водного объекта

(длина реки или ее участка, км; расстояние от устья до места водопользования, км; объем водохранилища, озера, пруда, обводненного карьера, тыс.м ; площадь зеркала воды в водоеме, км ; средняя, максимальная и минимальная глубины в водном объекте в месте водопользования, м и др. - применительно к целям водопользования)

2. Размер и условия платы за пользование водными объектами по Договору


2.1. Размер платы за пользование водным объектом (его частью) по Договору определяется в соответствии с расчетом платы за пользование водным объектом (его частью), являющимся неотъемлемой частью Договора.

2.2. Водопользователь вносит плату за пользование водным объектом (его частью) каждый календарный квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом по месту пользования водным объектом (его части) путем перечисления на счет

(указываются банковские реквизиты, КБК)


в соответствии с графиком внесения платы за пользование водным объектом (его частью), являющимся неотъемлемой частью Договора.

Исполнением обязательств по внесению платы за пользование водным объектом по Договору является факт перечисления средств Водопользователем, что подтверждается представлением им Уполномоченному органу в трехдневный срок со дня внесения платы копии платежного документа, отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом (его частью).

2.3. При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными Договором, Водопользователь по окончании соответствующего платежного периода в установленном порядке производит перерасчет размера платы.

2.4. Размер платы за пользование водным объектом по Договору подлежит пересмотру с учетом изменений ставок платы за пользование водными объектами в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, параметров водопользования, путем подписания сторонами дополнительного соглашения к Договору.

3. Срок Договора Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена. обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru. мы разберемся.

Договор водопользования (образец)