Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы img-1

руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы

Рейтинг: 4.8/5.0 (1909 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Учебно-методический материал (4 класс) на тему: Критериальное оценивание в начальной школе

Учебно-методический материал (4 класс) на тему:
Критериальное оценивание в начальной школе

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Скачать: Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание в начальной школе

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Понимая, что каждый ребёнок индивидуален, что у каждого свой темп, ритм работы, свои ведущие сенсорные восприятия, я стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы каждый ученик мог выполнить задание по своим силам. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин. Вчера не понимал - сегодня понял. Вчера не умел - сегодня научился. Вот где радость! Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка, он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается. И разве можно оценить этот процесс развития с помощью отметок? Можно ли быть успешным, когда тебе за то, что ты не понял, ставят двойку? Нет! Успешным будет тот, кто сравнивает себя с самим собой, а не с другими. Успешным будет тот, кто понимает за что он получит ту или иную отметку.

Я в своей работе опираюсь на опыт таких педагогов как А.Б. Воронцов, Э.И.Александрова, А.К.Дусавицкий, Е.И.Матвеева и др. и реализую систему безотметочного обучения, неотъемлемой частью которой является критериальное оценивание. Считаю, что главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.

Не менее важно и то, что критериальное оценивание несёт в себе потенциал сохранения здоровья как учеников, так и учителей: ученик становится субъектом в учебном процессе, снижается его тревожность, учитель от роли судьи переходит к роли консультанта, помощника.

В рамках системы критериального оценивания выделяем два его вида:

Я использую алгоритм формирования формирующего оценивания и работаю над разработкой методики организации констатирующего оценивания. Помогают нам «Волшебные линеечки», описанные Г. А. Цукерман, которые являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно (Приложение 2). Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);

- крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Первый этап связан с качественно - эмоциональным оцениванием. Он приходится на начало 1 класса. В первые дни обучения особое внимание уделяю созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. В классе появляется стенд «Достижения класса». Обучающиеся получают смайлики за активное участие в работе на уроке, интересный ответ, умение правильно организовать работу в паре и т. д. Таким образом, осуществляются первые шаги по формированию личностных и регулятивных универсальных учебных.

Второй этап начинаю со второго месяца обучения. Он связан с освоением важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки. Контроль и оценку собственной работы ученик осуществляет под руководством учителя. В тетрадях учеников появляются «волшебные линеечки». Их появлению предшествует целенаправленная работа по формированию осознанного отношения к критериям оценки. На первых уроках, работая над этим, выясняем, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Обсуждаем, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминаю детям, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Так вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Происходит формирование ретроспективной самооценки.

Особое внимание уделяю и взаимооценке (работа над формированием коммуникативных универсальных учебных действий). Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации, советуют. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся: сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Яну, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Никита громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу посоветовать Лере, чтоб она не торопилась и читала громко».

Со 2 полугодия 1 класса, обучающиеся переходят к третьему этапу формирования контрольно - оценочной деятельности. Инновационность данного этапа заключается в том, что включаются разные способы оценивания: выработка критериев, самооценивание по образцу (эталону), пошаговый контроль и оценка в соответствии с эталоном, взаимоконтроль.

Критерии, эталоны фиксируются в Тетради достижений, которую ведут обучающиеся, начиная со 2 класса (критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися). Через Тетрадь достижений осуществляется обратная связь.

Таким образом, обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью

«Волшебных линеечек» (Г.А. Цукерман), цветных карандашей и т.д.

  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Тетрадь достижений – то средство, которое помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть своё движение в каждом умении и определить (возможно, с помощью взрослого), в каком направлении ему нужно приложить особые усилия или можно двигаться дальше. Родители также работают с Тетрадью достижений и владеют информацией об успехах своего ребенка.

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагаю задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале выясняем, что необходимо знать и уметь для достижения цели:

• знание парной согласной;

• умение выделять и находить корень;

• подбирать проверочные слова

Так составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, соглашаюсь или не соглашаюсь с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.

В 1 - 2 классе, всё-таки, ведущая роль принадлежит учителю. Предлагаю выбрать критерии из предложенных. Начиная с 3 класса, обучающиеся уже самостоятельно предлагают свои критерии.

Эти же критерии будут использованы при проведении констатирующего оценивания. Очень важно то обстоятельство, что критерии предлагаю ученику перед началом работы. Более того, все учащиеся активно обсуждают критерии, вносят поправки и по формулировкам и по стоимости критериев в баллах. Такая ситуация «общественного договора» - одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания (формирование регулятивных УУД).

Также, на уроках во 2 классе использую прогностическую и ретроспективную самооценку. Ребятам нравится такой вид оценивания. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической самооценки осуществляю следующим образом. Ученику предлагаю выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Третий этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Таким образом, использование критериального оценивания реализует основные требования к новой системе оценки знаний. При этом наблюдается не только положительная динамика качественной успеваемости из - за включённости обучающихся в учебный процесс, положительной учебной мотивации, эффективной организации управлением качеством обучения на уровне ученика и учителя, но и, достаточно важно, формирование УУД.

Другие статьи

Критериальное оценивание достижений учащихся

Критериальное оценивание достижений учащихся

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые Федеральные государственные стандарты.

ФГОС

ФГОС второго поколения предполагают существенную модернизацию современного образования. Помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения.

Стандарты первого поколения оценивали степень усвоения школьниками определенного минимума знаний и навыков. Критериальное оценивание по ФГОС ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. В новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками.

Отметки у младших школьников

Контроль достижений младших школьников – актуальная проблема современной образовательной системы. Проанализируем основные формы и методы оценивания, связанные с накопительной рейтинговой системой, а также выделим отличительные особенности безотметочного варианта у младших школьников.

Особенности новых стандартов

Ведущим компонентом в новых образовательных стандартах к результатам освоения основных учебных программ является формирование гармонически развитой личности.

  1. Направления развития образовательной системы, которые определяют основные тематические разделы.
  2. Технология критериального оценивания позволяет описывать индивидуальные достижения учеников.
  3. Определены требования к организации и содержанию начального образования.

В качестве основного направления оценки при новом подходе к образованию является контроль итогов деятельности по внедрению и освоению современных учебных программ. ФГОС второго поколения нацелены на личностное развитие школьников. Критериальное оценивание на уроках математики предполагает учет нескольких групп УУН.

Существует три основных варианта определения результатов образования, предполагающих критериальное оценивание:

Личностные результаты во ФГОС рассматриваются как развитие самоопределения ребенка, в том числе становление его гражданской идентичности, совершенствование внутренней позиции, формирование смыслов и мотивов учебной и внеучебной деятельности, совершенствование морально-этических ценностей, чувств, личных качеств.

Метапредметные навыки предполагают универсальные виды деятельности: коммуникативные, познавательные, а также варианты ее корректировки:

Универсальные варианты могут осваиваться детьми на основе одной либо нескольких учебных дисциплин, используются школьниками в познавательном процессе, в ходе внеурочной деятельности, для устранения реальных жизненных проблем, поиска выхода из сложных ситуаций. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся в основном используется в учебной деятельности. Предметные результаты обучения подразумевают материал, освоенный школьниками в процессе изучения предмета.

Результаты начального общего стандарта образования

Основными итогами ФГОС в начальной школе, которые позволяет анализировать критериальная система оценивания, являются:

  • сформированность предметных и универсальных действий, позволяющих продолжать обучение на второй ступени (в основной школе);
  • воспитание умения учиться, самостоятельно развиваться, самоорганизовываться, ставить собственные цели и задачи, решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи;
  • индивидуальность прогресса развития личностных качеств.

Критериальное оценивание в начальных классах помогает учителю находить индивидуальный подход к каждому ребенку, выбирать оптимальные методы и формы преподавания. Существует специальный документ, в котором указаны все планируемые результаты для разных образовательных областей (предметов).

Предназначение оценки по ФГОС

Критериальное оценивание в начальной школе по стандартам второго поколения анализирует путь достижения планируемых образовательных результатов. В итоге решаются следующие учебно-практические и познавательные задачи:

  1. Создание системы научных преставлений о человеке, обществе, природе.
  2. Умения и навыки исследовательской, познавательной, практической деятельности.
  3. Коммуникативные и информационные умения.

Критериальное оценивание в начальной школе по ФГОС имеет некоторые особенности. Новые стандарты нацелены на организацию совместной урочной и внеучебной деятельности школьников и учителя, выбор и организацию учебного содержания, создание благоприятной среды.

Критериальное оценивание является не просто средством обучения, а стабильным регулятором образовательной программы. Оно выступает как самоценный фрагмент содержания предмета, средство увеличения эффективности обучения и преподавания. Изменилось место, функции отметки в образовательном процессе. Критериальное оценивание достижений учащихся базируется на следующих принципах:

  1. Представляет собой постоянный процесс, который интегрирован в обычную деятельность.
  2. Для каждого этапа урока учитель применяет свой вариант оценивания. Диагностические проверки подходят и для начального этапа внеурочной деятельности.
  3. Промежуточное, итоговое, тематическое, рубежное, критериальное оценивание незаменимо на стадии проверки ЗУН.

Аксиомы оценивания

Существуют определенные каноны, характеризующие оценивание по ФГОС:

  1. Для достижения любой цели подходит несколько методов.
  2. Адекватно оценить индивидуальные способности школьников не может ни одна критериальная система оценивания.
  3. Необходимо осуществлять предварительную проверку, выявляя возможность применения выбранного метода для конкретной образовательной программы.
  4. Не следует использовать сразу все технологии, важно определить приоритетные направления.
  5. Критериальное оценивание ориентируется на формирование положительной мотивации, поддержку успешности школьников.
  6. ФГОС не предполагает превращение оценки в некий «кнут» для ученика.

Критериальное оценивание на уроках математики не должно сводиться к огромному количеству проверочных и контрольных работ, запугиванию школьников низкими отметками. Каждый школьник должен иметь право на свою собственную образовательную траекторию, личный темп изучения учебного материала.

Если система будет критериальной, оценивание учащихся ведется с учетом их индивидуальных способностей, личных результатов. ФГОС не подразумевает неудовлетворительных отметок по нравственному развитию, патриотическому воспитанию. Учитель получает возможность сравнивать у каждого ребенка его личные результаты.

ФГОС не предполагает сравнения педагогом достижений разных учеников, так как возникает проблема психологической комфортности ребенка. Итоговую отметку учитель выставляет как суммарный результат оценок, накопленных ребенком за рассматриваемый период (четверть, полугодие, год).

Новые стандарты предполагают только критериальное оценивание на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Для того чтобы не вызывать у школьников негативной реакции, все критерии и нормы отметок, специфику выставления заранее сообщают родителям, детям, учителям. Отметка используется для контроля результатов учебной деятельности ребенка, ею нельзя выделять личностные качества школьника.

Современная система образования предполагает именно критериальное оценивание. Школе предлагается выстраивать специальную форму контроля, в рамках которой все ученики будут включены в такую деятельность, смогут получать навыки самооценки, работы в творческих группах. Такой вариант работы реализует принцип равномерного распределения ответственности между всеми участниками образовательного процесса: учителями, учениками, родителями.

Критериальное оценивание русскому языку подразумевает добровольность выполнения изложений и диктантов, заданий повышенного уровня сложности. На первой ступени обучения система оценивания используется для стимулирования желания ребенка учиться:

  • педагог контролирует начальные знания и опыт школьника, используемые для изучения материала;
  • учитываются групповые и индивидуальные достижения школьников;
  • анализируется понимание материала, изученного ребенком;
  • учитель побуждает детей размышлять о собственном результате, вкладе в общее дело.

Система оценивания по ФГОС в начальной школе предполагает выставление внутренней отметки, ее определяет педагог. Внешняя оценка осуществляется разнообразными службами в виде мониторинговых исследований, аттестационных работ. Такое критериальное оценивание математике не влияет на четвертную (годовую) отметку. ФГОС второго поколения не просто модернизировали содержание образования, они скорректировали требования к обученности школьников, подходы к итогам обучения, их диагностике.

Специфика оценивания метапредметных, предметных, личностных результатов

При внедрении стандартов второго поколения перед учителями возник вопрос об оценке сформированности действий, уровня достижений, фиксации новых результатов обученности. Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, представители начальной школы сформулировали перед собой определённые задачи:

  1. Проанализировать варианты педагогического контроля, оценивания учебных и внеурочных достижений школьников с учетом новых стандартов.
  2. Изучить методическую и научную литературу по проблеме оценивания достижений планируемых результатов, степени овладения основной учебной программой начального образования.
  3. Продумать критерии оценки образовательных умений школьников с точки зрения стандартов второго поколения.

Для реализации ФГОС оцениваются личностные, метапредметные, предметные результаты образования. Учитель выделяет содержательные (предметно-деятельные) линии. Помимо отметок, выставляемых педагогом, ребенок также осуществляет самооценку, следит за динамикой личных достижений.

Портфолио позволяет накапливать достижения, анализировать индивидуальное образовательное развитие школьника. Помимо стандартных письменных либо устных работ, ФГОС предполагает проектную (исследовательскую) деятельность учащихся. В конце учебного года каждый ребенок индивидуально либо в составе проектной группы защищает проект. Форма презентации результатов работы выбирается образовательным учреждением, утверждается советом школы.

История оценивания

Оценивание появилось в педагогике достаточно давно. Его использовали для проверки уровня усвоения нового материала, контроля интеллектуальных навыков. Педагог старается на каждом уроке отводить определенный промежуток времени на оценивание школьников. Среди распространенных способов проверки ЗУН лидирующие позиции принадлежат: контрольным и самостоятельным работам, тренажерам, тестам, фронтальным опросам. Также для проверки уровня обученности ребятам предлагаются специальные домашние задания, за которые педагог ставит отметки. Классическим вариантом оценивания является работа в небольших группах, устные выступления перед одноклассниками. Примерами методов оценивания, предлагаемых в новой образовательной системе, являются:

  • тестовые задания;
  • экспресс-опросы;
  • наблюдения;
  • упражнения с самооценкой;
  • игровые варианты оценивания;
  • дискуссии.

Для достижения задач, поставленных Министерством образования РФ, педагог должен не только владеть системой оценивания, но и оперировать формами и методами обучения.

Помимо репродуктивных методов, включающих классическое объяснение материала, выполнение упражнений по схеме, педагог должен в своей работе использовать и проблемные технологии. Именно они являются ведущими в образовательных стандартах нового поколения. Исследовательский подход, проектирование, моделирование разных ситуаций, включая и внеурочное воспитание, помогает педагогу добиваться задач, поставленных Министерством образования.

Методы оценивания

Импрессивные методы обучения предполагают формирование у школьников социальных, эстетических, моральных, научных ценностей. Оценивание предполагает учет следующих фактов:

  • степень активности ученика;
  • уровень воспроизводства полученной информации.

Экспрессивные методы предполагают моделирование учащимися ситуаций, в которых они смогут проявить свой уровень обученности и воспитанности. ФГОС предполагает объединение этих двух методов, анализ осуществляется в совокупности. Комплексное оценивание подразумевает учет всех умений, акцент делается на личностные умения.

Школа формирует такую систему оценивания, которая будет объективно контролировать индивидуальные способности школьника, следить за освоением им новых знаний, получением определенных навыков. Педагог проводит комплексную проверку достижений воспитанников, подбирает для каждого ребенка свой вариант дальнейшего развития. Ведение портфолио достижения учеников – способ постоянного контроля индивидуального роста ребят.

Примеры систем оценивания

Для первоклассников подходит безоценочное обучение:

  • учитель создает «лесенку достижений», на каждой ступени которой предполагается получение школьниками определенных навыков;
  • герои сказочных линеек помогают малышам усваивать новые знания, получить основы проектной и исследовательской деятельности;
  • листы индивидуальных достижений основаны на закрашивании клеточек разными цветами, а оттенок зависит от того, какие навыки получены у школьников;
  • листы наблюдений.

Все эти методы оценки без применения баллов должны быть дополнены комплексными (итоговыми) проверками знаний. Среди инноваций, вводимых на начальной ступени обучения, написание тестовых работ выпускниками 4 класса. Данная инициатива исходила от самих учителей, которые понимают важность и значимость рейтингового тестирования на начальном этапе обучения. Подобные тестовые задания помогут ребятам подготовиться к выпускным экзаменам, ожидающих их на ступени основного образования (9 класс), при окончании средней школы (11 класс).

Портфолио

Стремительное развитие современного общества наложило свой отпечаток на образование. Введение новых стандартов обучения на начальной и средней ступени обучения внесло существенные изменения в оценочную систему. Появилась рейтинговая система, учитывающая не только общеучебные умения и навыки, но и иные личностные достижения школьников. Портфолио теперь есть не только у педагогов, старшеклассников, но и у учеников начальной школы. Что можно вкладывать в портфель личных достижений? Все, чем можно гордиться:

  1. Специальные листы достижений, в которых отражается динамика учебных личностных изменений, начиная с первого года его обучения в образовательном учреждении.
  2. Результаты различных тестирований, выводы по их результатам. В качестве первоначального тестирования рассматривается стартовая диагностика. Ее проводит психолог перед поступлением ребенка в школу.
  3. В портфолио вкладывают и закрытые, и открытые ответы ребенка, которые отражают развитие технических навыков: техники чтения, вычислительных навыков.
  4. Грамоты, благодарности, дипломы с различных олимпиад, конкурсов, конференций, творческих мероприятий.
Заключение

ФГОС направлены на формирование развитой личности. Система оценивания ЗУН существенно модернизирована. На первое место выходит не балл, характеризующий конкретные ЗУН ребенка, а тот прогресс, личные достижения, что получены школьником за оцениваемый промежуток времени.

Подобный подход стимулирует учеников к саморазвитию, самосовершенствованию. Если детям комфортно на уроке, нет страха перед оценкой, они не боятся отвечать, желание получать новые знания у школьников будет усиливаться из года в год. Использование при оценивании определенных критериев, соответствующих ФГОС, помогает педагогу развивать в своих воспитанниках чувство ответственности, сотрудничества, умения работать в команде.

Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования

Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования.

Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования.

Реформирование оценивания необходимо, чтобы предоставить возможность любому системному изменению в сфере образования. И изменения в глобальном масштабе требуются для оснащения нынешних учащихся навыками, необходимыми для их успеха в будущем на рынке труда.

Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.

Самые различные способы проверки знаний и умений существовали во все времена. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.

На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имел целый ряд недостатков.

Для решения данных проблем было решено внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.

Оценивание в образовании основывается на критериальном подходе, позволяет оценивать применение знаний и навыки, широко используется в разных странах. Понятие «критериальное оценивание» было впервые введено Робертом Глейзером в 1963 году.

Критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.

Модель критериального основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и представляют собой единый подход к организации учебного процесса. Объединяет различные формы оценивания (формативное, внутреннее и внешнее суммативное) для оценки полученных знаний и степени развития навыков в соответствии с определенными целями обучения.

Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении учащихся начальной школы в течении учебного года осуществляется два вида оценивания: Формативное оценивание (ФО) и Внутреннее Суммативное Оценивание (ВСО). В совокупности ФО и ВСО составляют оценку на базе школы и используются для получения промежуточных и итоговых годовых оценок. ФО и ВСО применяется по всем предметам.

Все виды оценивания в рамках критериального оценнивания основаны на содержании учебной программы. Любая форма оценивания должна соответствовать принципам критериального оценивания – быть достоверным, надёжным, практичным и положительно влиять на урок и процесс обучения в целом. Критериальное оценивание нацелено на поддержку работы учителя в классе и предназначено для того, чтобы положительно влиять на преподавательскую деятельность.

Связь учебной программы с учебным планом.

ФО является неотъемлемой частью ежедневного обучения и будет проходить на регулярной основе в течении четверти, и будет использоваться для измерения результатов обучения и планирования уроков. ФО позволяет принять решение о достижениях учащихся за четверть или год и не рассматривается как дополнительные упражнения или тестовые задания. Оценивание должно содержать различные задания, письменные экзамены, устные ответы, практические задания, портфолио и презентации.

Для того чтобы сделать процесс оценивания управляемым и практичным необходимо отобрать не более 10 целей обучения для формативного оценивания в каждой четверти. В начале каждой четверти учитель представляет учащимся цели обучения по предмету на четверть. Очень важно предоставлять обратную связь учащимся после формативного оценивания. Ссылаясь на цели обучения, можно определить, где учащиеся достигли успеха, и над чем учащимся ещё необходимо работать. Результаты формативного оценивания необходимо фиксировать в журнале регистрации результатов.

Для формативного оценивания используются три документа: учебная программа, учебный план, и руководство для формативного оценивания по предмету. Все три документа следует использовать при планировании уроков.

Учебная программа Учебный план

Поддержка решений в отношении формативного оценивания достижения целей обучения

Задания на основе целей обучения

ВСО показывает итоговый прогресс обучения в конце каждой четверти. ВСО основывается на целях обучения, которые были охвачены в течении четверти и позволят оценить достижения учащихся. Требования ВСО будут определены в тестовых спецификаторах.

ВСО представлено в форме контрольной работы. Необходимо присутствие любого учителя в качестве помощника и наблюдателя. Учащихся необходимо ознакомить с инструкцией проведения контрольной работы. Работа выполняется в строго отведённое время.

Задания должны быть разработаны таким образом, чтобы предоставить равные возможности оценивания для всех учащихся. Результаты позволят учителю проводить рефлексию своего преподавания и помогут планировать дальнейшую деятельность.

ВСО разрабатывается с соответствующими схемами выставления баллов, которое предоставляется учителям для проверки работ и содержат критерии, в соответствии с которыми принимается решение об успеваемости учащегося.

С целью отслеживания прогресса учащегося в течении года учителю следует хранить работы, выполненные учащимися во время проведения формативного и внутреннегоо суммативного оценивания в портфолио. Портфолио – это целенаправленный сбор работ учащихся, которые показывают его результаты обучения, прогресс и достижения по одному или нескольким предметам в определённый период учебного года. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания результатов учащихся.

Портфолио должно состоять из доказательств, которые помогут учителю определить достиг ли учащийся цели обучения, оцениваемые посредством формативного оценивания, и может включить рабочие тетради, рисунки, фотографии, результаты исследовательских работ, комментарии учителя к работам, работы по внутреннему суммативному оцениванию.

Результаты формативного оценивания регистрируются в разрезе целей обучения в виде решения «Достиг» или «Стремится». Заполняя результаты оценивания учащихся, «Достиг» ставится в том случае, когда учитель уверен в том, что ученик самостоятельно достиг цели обучения. Это возможно, когда учитель наблюдает навыки во время выполнения задания, или как часть домашнего задания. Учителю необходимо иметь набор заданий для подтверждения решения об оценивании.

Формулировку « Стремится » необходимо использовать, если учащийся не достигает цели обучения, все еще «работает в направлении» достижения цели обучения. Учитель может предоставить учащимся возможности для достижения целей обучения несколько раз в течение четверти.

В начале каждой четверти учащиеся и родители должны быть ознакомлены с целями обучения, отобранными для формативного оценивания. В определённые установленные периоды времени необходимо представить отчёты о достижениях каждого учащегося в отдельности.

Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса, внутреннее суммативное оценивание для них проводиться не будет. Оценивание прогресса учащихся 1 класса основано только на результатах формативного оценивания. Четвертные оценки в 1 классе выставляются только в 3 и 4 четверти основываясь на результаты формативного оценивания. Результаты ФО будут переведены по шкале баллов в оценку. Годовая оценка складывается из результатов только формативного оценивания.

Во 2 классе внутреннее суммативное оценивание будет проводиться один раз в конце учебного года. Годовая оценка складывается из результатов формативного оценивания за все четыре четверти и результатов внутреннего суммативного оценивания за год. Но для обеспечения максимальной достоверности и надёжности результатов большой вес придаётся результатам формативного оценивания.

На протяжении учебного года для оценки учебных достижений учащихся 3 и 4 класса проводится формативное и внутреннее суммативное оценивание. Внутреннее суммативное оценивание проводится в конце каждой четверти.

Соотношение формативного и внутреннего суммативного оценивания при выставлении четвертных и годовых оценок представленно в следующих пропорциях.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - VI Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2014 года)

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания, сформированная в рамках знаниевой парадигмы образования, отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию.

Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.

Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.

Модель технологии критериального оценивания. включает:

- цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;

- принципы (единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;

- оценочную политику образовательного учреждения;

- организационно-педагогические условия оценочной деятельности;

- процедура педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).

Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.

Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.

Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.

Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.

В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.

В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок).

Например, на уроке математики во втором классе учащиеся совместно с учителем формулируют следующие критерии при решении текстовой задачи:

- правильно составлена краткая запись (вспомогательная модель);

- выбран оптимальный способ её решения;

- выстроена логическая последовательность действий;

- грамотно сформулированы пояснения к каждому действию;

Далее учащиеся самостоятельно решают предложенную задачу; оценивают друг друга, работая в парах, проговаривая при этом критерии и определяя отметку соседу; оценивают себя с помощью линейки Цукерман или частично или полностью закрашенной круговой диаграммы; находят ошибки, определяют пути их устранения, то есть формируют умение учиться.

В целом критериальное оценивание позволяет:

- разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

- использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

- определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверять достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, то есть иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, способствующую повышению качества преподавания;

- фиксировать изменения, как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

- поощрять и развивать самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;

- бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

- использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

- знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

- участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

- использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

- получать доказательства уровня обученности ребенка;

- отслеживать прогресс в обучении ребенка;

- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

В целом система оценивания становится совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, получения качественного образования.

Перейти к обсуждению работы