Категория: Инструкции
1. Бескондукторное обслуживание пассажиров в автобусах городского сообщения вводится в городах, где установлена единая (средняя) стоимость проезда.
2. Перевод автобусов на бескондукторное обслуживание производится только с разрешения транспортного управления после проведения автотранспортными предприятиями необходимых подготовительных мероприятий по оборудованию автобусов, соответствующему инструктажу водительского состава, разъяснительной работы среди населения посредством печати, радио, телевидения, заблаговременного вывешивания в автобусах, на остановочных пунктах и других местах объявлений о сроках перехода на работу автобусов без кондукторов и обязанностях пассажиров.
К переводу на бескондукторное обслуживание водители автобусов должны быть подготовлены предварительно. Они должны иметь практические навыки пользования микрофоном (для объявления остановок и правил проезда), оформления документов по инкассации выручки, получения билетов, их учета после каждого рейса и т.д.
3. На автобусах, работающих без кондуктора, устанавливается специальное оборудование, посредством которого обеспечивается:
3.1. Сбор платы с пассажиров за проезд и провоз багажа и получение ими контрольных билетов.
В салоне автобуса устанавливаются кассы - копилки, кассы - полуавтоматы и компостеры в соответствии с оптимальной схемой их размещения (касса - копилка в передней части салона автобуса, касса - полуавтомат в задней части салона, компостеры - 4 - 7 шт. на автобус). Над кассами устанавливается табличка: "Граждане пассажиры! Деньги за проезд и провоз багажа опустите в кассу. Оторвите контрольные билеты - по одному на пассажира и каждое место багажа".
Стоимость проезда и провоза багажа указывают на лицевой стороне кассы.
3.2. Зрительная связь водителя с салоном автобуса осуществляется при помощи зеркал, устанавливаемых в кабине.
В салоне автобуса должны иметься сигнальные кнопки, при помощи которых пассажиры могут подать сигнал водителю о необходимости остановки автобуса.
4. Автобусы, работающие без кондуктора, находятся под постоянным наблюдением контрольно - ревизорской службы. Кроме того, необходимо широко применять общественный контроль. Работу на линии общественный контроль проводит в порядке рейдов, и их результаты обязательно доводятся до каждого проверенного водителя, освещаются в стенной печати, сообщаются через местные радиоузлы и т.п.
Для контроля за поступлением выручки на автобусах, работающих без кондукторов, и получения сравнительных данных на маршруты должны периодически выпускаться автобусы с кондукторами.
5. Право на проезд и провоз багажа в автобусах, работающих без кондукторов, предоставляется на основании контрольного билета установленного образца, действительного только на одну поездку. Пассажир обязан хранить контрольный билет до конца поездки по данному маршруту.
Войдя в автобус, пассажир обязан опустить деньги в кассу и оторвать один контрольный билет. При оплате провоза багажа отрывается только один контрольный билет на каждое оплаченное место багажа.
Для удобства расчетов пассажиров за проезд и провоз багажа в автобусах, работающих без кондукторов, применяются специальные абонементные билеты (книжки), которые предварительно приобретаются пассажирами за наличный расчет в билетных кассах, у контролеров, водителей автобусов и т.д. При наличии абонементного билета пассажир обязан при входе в автобус прокомпостировать его или опустить в кассу и взамен оторвать контрольный билет.
Автотранспортные предприятия, осуществляющие бескондукторное обслуживание пассажиров, организуют широкую продажу абонементных билетов (книжек) или долгосрочных проездных билетов для граждан.
6. Выручка от перевозки пассажиров и багажа в автобусах, работающих без кондуктора, собирается в специальные кассеты (сумки), устанавливаемые в кассы до начала работы и изымаемые с выручкой по окончании работы автобуса.
Изъятие выручки производится также при возврате автобусов в парк в любое время суток с тем, чтобы при стоянке их в гараже денег в кассах не было.
7. При работе на автобусе без кондуктора двух и более водителей (при сменной работе) сумма выручки каждого водителя определяется по количеству оторванных пассажирами билетов в течение смены за вычетом разницы между оторванными билетами и фактической выручкой по данному автобусу.
Указанная разница распределяется пропорционально проданному количеству билетов в смене каждого водителя.
8. Вся выручка, изъятая с автобусов, работающих без кондуктора, считается выручкой за перевозку пассажиров.
Количество пассажиров, перевезенных по разовым билетам, определяется по числу проданных билетов. Количество проданных билетов контролируется выручкой. Если количество пассажиров, полученное делением суммы выручки на утвержденный для данного города единый тариф, больше количества проданных билетов, то количество перевезенных пассажиров принимается по выручке.
9. Регулировка и ремонт касс - копилок и полуавтоматов производится специально выделенными для этого слесарями, фамилии которых утверждаются приказом по автотранспортному предприятию.
При осмотрах и ремонтах автобусов, работающих без кондукторов, должна быть обеспечена сохранность пломб и замков на кассах - копилках.
10. Все вновь поступившие в автотранспортные предприятия приемные кассеты (сумки) в обязательном порядке сдаются на склад автотранспортного предприятия, где они перед выдачей в эксплуатацию пронумеровываются. Номера наносятся краской на двух внешних сторонах кассеты.
11. Кассеты передаются в эксплуатацию старшему кассиру автотранспортного предприятия по требованию за подписями начальника и главного бухгалтера автотранспортного предприятия. При выдаче со склада в расходном требовании указываются номера выданных кассет.
12. Кассеты, выданные в эксплуатацию, учитываются на счете N 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Кассеты, пришедшие в негодность, списываются со счетов малоценных и быстроизнашивающихся предметов по акту, составляемому службой эксплуатации и старшим кассиром автотранспортного предприятия.
13. Кассеты, вновь полученные со склада или освобожденные от выручки, до установки их в кассы автобусов опломбировываются.
Для опломбирования кассет и касс автобусов кассетчику и дежурным кассирам выдаются пломбиры. Выданные пломбиры закрепляются за ними по показателям пуансона. Пуансоны должны содержать наименование автотранспортного предприятия и порядковый номер каждого пломбира.
Закрепление оформляется расписками получателей в акте, который хранится у главного бухгалтера автотранспортного предприятия.
14. Опломбирование кассет производится представителем администрации автотранспортного предприятия, выделенным для контроля за приемом выручки. Представитель администрации назначается приказом начальника автотранспортного предприятия.
15. Кассеты устанавливаются в кассы в присутствии водителя автобуса дежурным кассиром автотранспортного предприятия и представителем администрации, выделенным для контроля за приемом выручки согласно графику дежурств, утвержденному начальником автотранспортного предприятия.
16. Номера заправленных кассет вносятся в контрольную книгу установки и изъятия кассет. Кассы автобусов после заправки их кассетами опломбируются дежурным кассиром. Номер пломбира, которым опломбированы кассы автобуса, также указывается в контрольной книге.
17. После заправки касс автобуса дежурный кассир записывает в билетно - учетном листе номер автобуса, номер заправленных в кассы автобуса кассет и номер пломбира, которым опломбированы кассеты, скрепляет эти записи своей подписью и передает билетно - учетный лист дежурному диспетчеру или в билетную кассу для вручения водителю, который на следующий день будет работать на этом автобусе.
18. Перед выездом из парка водитель автобуса обязан:
- получить у дежурного диспетчера (в билетной кассе) вместе с путевым листом билетно - учетный лист, составленный накануне при заправке касс данного автобуса, и закрепленную за автобусом сумку с контрольными билетами; дежурный диспетчер (кассир) обязан записать в отведенных графах билетно - учетного листа серии и номера всех имеющихся у него в момент выезда контрольных билетов (как неполных, так и полных катушек), а также фамилию водителя и его табельный номер;
- заправить билетницы контрольными билетами;
- проверить исправность касс - копилок и полуавтоматов, наличие пломб и их целость и соответствие с контрольным знаком на пломбах, указанным в билетно - учетном листе;
- проверить наличие и исправность звукоусилительной установки, сигнала в кабину водителя и зеркал.
В случае обнаружения каких-либо неисправностей водитель обязан принять меры к их устранению.
В крупных автотранспортных предприятиях выдача водителям билетно - учетных листов и сумок с контрольными талонами может производиться билетными кассами.
Выпуск на линию и работа автобуса на линии с неисправным оборудованием категорически запрещается.
19. Работа на линии автобусов без кондукторов требует от водителя знаний обязанностей кондуктора и умелого применения их на практике, маршрута, наименования всех остановок и расположенных на всем протяжении маршрута культурно - бытовых учреждений и предприятий (театров, кинотеатров, парков, вокзалов, портов и т.п.) и объявления их названия при остановках автобуса.
20. Помимо своих постоянных обязанностей, водитель тщательно следит за посадкой пассажиров; регулярно называет остановочные пункты и места пересадок, напоминает пассажирам об оплате проезда и провоза багажа, о соблюдении порядка в салоне автобуса, а при необходимости делает и другие сообщения.
Примерный текст сообщений, передаваемых водителем автобуса: "Граждане пассажиры, при входе в автобус не забывайте правильно и своевременно оплачивать свой проезд. Стоимость проезда 5 коп. При оплате за провоз багажа отрывайте один контрольный билет на каждое оплаченное место. Плата за проезд должна быть произведена до следующей остановки автобуса. Для удобства оплаты проезда у водителя в продаже имеются абонементные книжечки, стоимостью 50 коп. на 10 поездок. Напоминаю, что проезд в автобусе с билетом стоит 5 коп. без билета - 1 рубль!". "Остановка (такая-то). Пересадка на автобус, трамвай, троллейбус, следующий (туда-то). Следующая остановка (такая-то)". У водителя должен быть перечень остановок по маршруту в прямом и обратном направлениях с указанием пересадок.
"Граждане пассажиры, будьте взаимно внимательны - уступайте места пассажирам с детьми, инвалидам и престарелым".
21. Учитывая отсутствие кондуктора в салоне автобуса, водитель обязан внимательно следить за выходом пассажиров и в связи с этим осторожно закрывать двери и трогать автобус с места остановки.
22. На конечном пункте маршрута после полного рейса водитель обязан:
- проверить наличие контрольных билетов в билетницах касс - копилок и, при необходимости, заправить новые катушки контрольных билетов;
- записать в билетно - учетном листе номер верхних контрольных билетов, оставшихся в билетницах.
23. При неисправности во время работы на линии звукоусилительной установки, касс, отсутствии на них пломб водитель не имеет права работать на автобусе и обязан сообщить об этом через диспетчера линейного диспетчерского пункта или городской станции в автотранспортное предприятие (диспетчеру ЦДС или АТП) для принятия оперативных мер.
24. На время перерывов в работе на линии, в том числе на время обеденного перерыва, автобус, работающий без кондуктора, сдается под наблюдение (охрану).
При этом водитель должен проследить, чтобы во время стоянки автобуса денег на площадке кассы - копилки не было.
По возвращении с обеда водитель обязан проверить целостность пломб и касс.
25. При стоянке автобуса на конечных пунктах маршрута в темное время суток должна быть включена одна группа внутреннего освещения салона с минимальным количеством ламп. В неосвещенном салоне автобуса производить какие-либо работы водителю или другим лицам категорически запрещается.
26. По возвращении в парк после окончания работы на линии водитель обязан:
- записать в билетно - учетном листе верхние номера оставшихся в билетницах контрольных билетов в графах для записи билетов в очередной рейс и, кроме того, номера всех оставшихся у него контрольных билетов (полных и неполных катушек) - вверху билетно - учетного листа в графе "После окончания работы";
- изъять из билетниц контрольные билеты и вложить их в сумку для хранения, после чего сдать ее в билетную кассу;
- проверить исправность касс, звукоусилительной установки, зеркал, сигнала в кабине водителя и другого оборудования и при обнаружении неисправностей дать заявку на их устранение;
- находиться в салоне автобуса до прибытия бригады кассиров для изъятия выручки из касс - копилок.
27. Предприятия и организации министерства, осуществляющие пассажирские перевозки, должны учитывать все виды билетов по их номинальной цене, сериям и номерам.
В автотранспортных предприятиях, транспортных управлениях и их отделах снабжения запасы билетов учитываются в балансе на счете материалов в стоимости их изготовления и одновременно на забалансовом счете N 006 "Бланки строгой отчетности" (субсчет "билеты на проезд в автобусах и таксомоторах") в количественных показателях и в номинальной их стоимости по каждому виду билетов в отдельности.
28. Отпуск контрольных билетов со склада автотранспортного предприятия старшему билетному кассиру для выдачи водителям производится по разовому требованию ф. М-11 за подписью начальника службы эксплуатации. Выдача контрольных билетов водителям или другим лицам непосредственно из склада запрещается.
Стоимость заготовления контрольных билетов, отпущенных складом старшему билетному кассиру, списывается за счет накладных расходов.
29. Для оперативного учета приема и выдачи контрольных билетов в диспетчерской автотранспортного предприятия ведется "Книга оперативного учета контрольных билетов".
30. Для записи контрольных билетов, полученных со склада, в книге отводятся две - три страницы, на которых записываются серии и номера полученных билетов и их количество.
Для учета контрольных билетов в книге для каждого водителя открывается один развернутый лист, в котором записываются выданные водителю контрольные билеты (серии, номера и количество). Расписка водителя в получении билетов производится в книге. На этом же развернутом листе, на основании билетно - учетных листов, записывается количество использованных контрольных билетов.
При увольнении водителя с работы, уходе в отпуск и т.п. контрольные билеты сдаются старшему диспетчеру или в билетную кассу.
31. Контроль за правильным указанием в билетно - учетном листе серий и номеров контрольных билетов осуществляется в соответствии с § 27 Инструкции "О порядке снабжения, хранения, выдачи и учета единых билетов на проезд в автобусах и автомобилях - такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа" от 12 июля 1978 г.
32. При смене водителя или подсмене его на линии водитель отмечает в билетно - учетном листе последний номер контрольного билета. Эту запись оба водителя скрепляют своими подписями.
33. При возвращении автобуса в гараж после окончания работы на линии или по другой причине бригада (дежурный кассир и представитель администрации) в присутствии водителя проверяют исправность касс, целостность пломб на них и соответствие пломб записанным в билетно - учетном листе и контрольной книге, после чего распломбировывают кассы и вынимают кассеты.
34. Кассеты осматриваются, проверяется их внешняя исправность и целостность пломб на автоматических замках и соответствие пломб, указанных в билетно - учетном листе.
35. О выемке кассет делается запись в билетно - учетном листе за подписью дежурного кассира и в контрольной книге заправки кассет за подписями дежурного кассира, представителя администрации и водителя.
36. Вынутые кассеты скрепляются цепочкой с карабинами и доставляются дежурным кассиром в сопровождении водителя в кассу автотранспортного предприятия, где помещаются в сейф.
37. После изъятия кассет кассы автобуса заправляются свободными кассетами в порядке, установленном п. 15 и 16 настоящей Инструкции.
38. Билетно - учетный лист с отметкой о сдаче кассет передается дежурному кассиру.
39. Контрольная книга заправки и изъятия кассет с выручкой хранится у дежурных кассиров. Главный бухгалтер автотранспортного предприятия периодически просматривает эту книгу для проверки, все ли заправленные кассеты изъяты с выручкой.
40. Если при выемке кассет будут обнаружены неисправность касс, кассет или пломб или несоответствие пломб, вызывается представитель администрации автотранспортного предприятия, вместе с которым дежурный кассир, дежурный диспетчер и водитель составляют подробный акт и принимают необходимые меры, обеспечивающие полную сохранность выручки. Например, неисправная кассета может быть помещена в мешок, который пломбируется, деньги из неисправной кассеты немедленно пересчитываются и сдаются по акту в кассу автотранспортного предприятия.
41. Поступившая в кассетах выручка подлежит пересчету в установленное руководителем автотранспортного предприятия время. Вскрытие кассет и подсчет выручки производится комиссией в составе представителя администрации автотранспортного предприятия (назначается приказом руководителя автотранспортного предприятия), дежурных кассиров и старшего кассира по смене или старшего кассира автотранспортного предприятия.
42. Комиссия обязана проверить соответствие номеров кассет номерам, указанным в билетно - учетных листах, и записям в контрольной книге на прием кассет от водителей, осмотреть целость кассет и пломб и соответствие пломб пуансону представителя администрации автотранспортного предприятия.
В случае несоответствия количества кассет записям контрольной книги или билетно - учетным листам, неисправности кассет, повреждения или несоответствия пломб комиссия составляет акт и направляет его начальнику автотранспортного предприятия для принятия необходимых мер.
43. Кассеты распределяются между кассирами, осуществляющими приемку выручки. При этом кассеты с одного автобуса, скрепленные цепочкой, поручаются одному кассиру. Кассир вскрывает кассеты, подсчитывает находящуюся в них выручку и вносит оказавшуюся сумму в открытый лист на прием выручки по автотранспортному предприятию и тут же объявляет эту сумму старшему кассиру для внесения ее в билетно - учетный лист данного автобуса. Запись сумм выручки в билетно - учетный лист производится старшим кассиром.
44. Вскрытие кассет и подсчет выручки производятся в обязательном присутствии в кассе ответственного представителя администрации и старшего кассира.
45. По окончании подсчета всех кассет каждый кассир подсчитывает свой открытый лист. Одновременно старший кассир подсчитывает сумму выручки по билетно - учетным листам и в присутствии представителя администрации сверяет с открытыми листами каждого кассира.
46. При тождественности сумм все открытые листы подписываются комиссией по подсчету выручки (представителем администрации, старшим кассиром и кассиром, принявшим выручку), а билетно - учетные листы, относящиеся к данному открытому листу, - кассиром, принявшим выручку.
47. Билетно - учетные листы, оформленные в указанном выше порядке, возвращаются старшему кассиру для передачи их службе эксплуатации автотранспортного предприятия для последующего контроля и анализа работы водителя, размера принятой выручки и записи количества израсходованных контрольных билетов в контрольную книгу оперативного учета.
48. Сумма выручки в тот же день по всем открытым листам приходуется в кассе автотранспортного предприятия в установленном порядке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительством Российской Федерации утверждены
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112)
Правила организованной перевозки группы детей автобусами (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177)
В помощь организаторам перевозок групп детей автобусами ГУОБДД МВД России подготовлена памятка по организации перевозки данного вида и схема организации надзора за их осуществлением.
Предлагается для скачиванияСхема надзора за перевозками групп детей автобусами
Для организации различного рода поездок внутри страны автотранспортные предприятия могут предоставлять заинтересованным организациям (турфирмам, учебным заведениям, промышленным предприятиям и т.п.) автобусы как для осуществления перевозок по постоянным маршрутам, так и для разовых рейсов. Очень часто в качестве заказчика автотранспортных средств выступают турфирмы, которые занимаются реализацией автобусных туров, но при этом или совсем не имеют собственного транспорта, или же его количество не может обеспечить все запланированные туристско-экскурсионные программы. В этом случае между заказчиком и владельцем автобуса заключается договор на аренду транспортного средства, как правило, с экипажем.
Договор аренды транспортного средства содержит ряд статей, в которых отражаются:
– конкретная марка автобуса, предоставляемого автотранспортным предприятием турфирме;
– порядок оплаты аренды транспортного средства;
– права и обязанности сторон;
– условия расторжения договора и рассмотрения споров;
– срок действия договора;
Сумма арендной платы оговаривается в целом и по статьям, включаемым в нее, четко устанавливаются сроки и порядок внесения платежей. Договор об аренде может заключаться на различный срок: несколько дней, месяц, сезон.
Основными обязанностями перевозчика являются:
– предоставление автобуса в технически исправном состоянии;
– соответствие квалификации экипажа установленным требованиям;
– наличие страхования транспортного средства;
– заправка автобуса топливом;
– быстрый ремонт в случае поломки автобуса или замена его равноценным автобусом;
– оплата штрафа за нарушение правил дорожного движения по вине водителя;
– обеспечение автобуса оборудованием, повышающим комфортность и безопасность перевозки, видео- и аудиосистемами, кондиционерами, нагревателями для воды, биотуалетом, аптечкой и т. п.
К основным обязанностям заказчика относятся:
– использование автобуса по назначению в пределах срока и по маршруту, указанным в заявке;
– поддержание порядка в салоне транспортного средства;
– выделение средств на эксплуатацию автобуса (расходы на топливо, дорожные сборы, стоянки автобуса и т.д.);
– обеспечение проживания водителей в гостиницах; оплата штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей по вине арендатора и др.
Арендный договор дополняется паспортом маршрута, содержащим полную информацию о перевозке. Он включает:
– его схему с указанием населенных пунктов, остановок, мест ночлега, линейных и дорожных сооружений, пунктов питания, медицинской помощи, связи, автозаправочных станций, постов ГИБДД, железнодорожных переездов и других опасных участков пути.
В паспорте отражается протяженность дорог, их состояние и покрытие, скорость движения на отдельных участках.
В случае осуществления регулярных туристско-экскурсионных перевозок за пределы области (края, республики) организация–заказчик может заключать договоры с организациями других областей (краев, республик) на техническое обслуживание, охрану и подготовку автобуса к обратному рейсу или оплачивать перевозчику стоимость услуг при заключении им договоров самостоятельно.
В случае заказа автобуса на разовую поездку заявку для перевозки пассажиров на расстояние до 50 км включительно следует подавать в АТП не позднее 1 суток до начала поездки, а для перевозки на расстояние более 50 км – не позднее чем за 3 суток.
В заявке указывается:
– количество перевозимых пассажиров;
– фамилия лица, ответственного за перевозку (руководителя группы);
Заказ оформляется в письменной форме.
Согласно правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в движение туристско-экскурсионных автобусов по маршрутам большой протяженности (более 100 км) допускается с 6 до 22 ч.
Следует иметь в виду, что туристско-экскурсионные перевозки детей и учащихся учебных заведений требуют особых условий их осуществления. При реализации таких перевозок необходимо:
– получить письменное разрешение соответствующих органов народного образования;
– транспортным организациям необходимо поставить в известность органы Госавтоинспекции о времени и маршруте поездки.
Заявки на организацию туристско-экскурсионных перевозок детей принимаются автотранспортными предприятиями при условии сопровождения групп преподавателями или специально назначенными взрослыми из расчета один взрослый не более чем на 15 детей. Особые требования предъявляются в этом случае и к водителям: на такие маршруты допускаются только опытные сотрудники АТП.
Дополнительным условием допуска водителей для осуществления перевозки детей в возрасте до 16 лет является непрерывный стаж работы водителем в течение 3 последних лет.
Если маршрут перевозки туристов на туристско-экскурсионных автобусах не совпадает с маршрутом регулярных перевозок, то его необходимо предварительно обследовать на соответствие дорожных условий требованиям безопасности.
В любом случае владелец автобуса должен назначить контрольное время возвращения автобуса в автотранспортное предприятие после завершения туристско-экскурсионного маршрута. Через 2 ч после истечения контрольного времени он должен принять меры к установлению места нахождения автобуса.
Особые требования предъявляются и к руководителю туристской группы, путешествующей автобусом. На него возлагается обязанность по выполнению экскурсионной программы; оказанию помощи туристам при прохождении административных формальностей на границе; при размещении в отелях; возникновении неординарных ситуаций; организации досуга. Кроме того, в процессе движения автобуса руководитель должен давать пассажирам путевую информацию, что повышает требования к его специальным знаниям, относящимся к культурно-историческим местам маршрута следования, общему кругозору, культуре и грамотности речи. Существуют также и определенные требования к взаимоотношению его с водителем автотранспортного средства.
Особый аспект автобусных туров безопасность туристов. Поскольку автобус зачастую проезжает по дорогам, проходящим вне населенных пунктов, возрастает вероятность встречи в пути с террористами и грабителями. Именно поэтому водителям запрещается делать остановки на маршруте в незапланированных местах. Кроме того, в некоторых странах при переезде через такие территории организуется специальная охрана. Например, в Египте для пересечения пустыни устанавливается определенное время отправления автоколонны, сопровождаемой вооруженной охраной. Любой желающий пересечь пустынное пространство на автотранспортном средстве может присоединиться к этой колонне.
Следует помнить также, что автотранспорт по статистике относится к наиболее опасному виду транспорта. В результате дорожно-транспортных происшествий получают травмы и гибнут большое количество людей. В связи с этим турфирмы должны обращать внимание своих клиентов на правила их поведения в процессе перевозки, а также уделять внимание вопросам страхования туристов.
Несмотря на трудности, с которыми приходится встречаться в пути, все проблемы и тяготы «тура на колесах» в большинстве случаев компенсируются теми впечатлениями, которые получают туристы от посещения новых стран. Тем более что экскурсионные поездки по зарубежным городам можно совмещать с отдыхом на морском побережье или в других курортных местах. Такие автобусные туры организуются с заездом в Ниццу, Римини, Барселону и другие курорты.
В последнее время большой популярностью стали пользоваться комбинированные туры «железная дорога + автобус», «самолет + + автобус» и «паром + автобус». В этом случае либо туристы доставляются в пункт начала автомобильного путешествия железнодорожным или воздушным транспортом, либо путешествия сочетают в себе сухопутные и водные перевозки. Такие туры более комфортабельны, однако они более дорогие.
Если комбинированный тур включает железнодорожную перевозку, то туристы обычно добираются поездом до Бреста, реже до Чопа, Выборга, Берлина или Хельсинки, где их встречает автобус. Такие туры практикуют операторы «Интерс», «Ост-Вест», «Кругозор», «Анкор», «DSBW-Tours Continent». Железнодорожно-автобусные туры проходят в более комфортных условиях и не слишком утомительны, так как время переезда пролетает быстрее.
Комбинированный тур с использованием самолета предполагает чаще всего перелет до Бреста или Берлина. В этих городах туристов дожидается автотранспорт. Самолетно-автобусные туры рассчитаны на наиболее взыскательных и состоятельных любителей путешествий, поэтому их не так уж много. Тем не менее на российском рынке имеются туристские компании, организующие такие путешествия, ' это «Дилижансаз», «Нина плюс», «Нева» и др. Билеты на поезд или самолет туристы могут приобретать самостоятельно или через туристскую компанию.
Паромно-автобусные туры наиболее распространены в Скандинавские страны и в Германию. Для организации комбинированных туров некоторые отечественные туроператоры сотрудничают с паромными компаниями этих государств.
Достоинством комбинированных туров является то, что они могут включать в свою программу посещение от двух до десяти стран, правда, продолжительность их при этом может составлять от 1 до 3 недель и даже более.
Статьи // Инструкция для пассажиров экскурсионного автобуса
Инструкция для пассажиров экскурсионного автобусаЗдравствуйте, уважаемые пассажиры! Мы рады приветствовать Вас на борту нашего экскурсионного автобуса!
В целях обеспечения Вашей безопасности, просим ознакомиться с настоящей инструкцией. Во избежание несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий запрещается:
Во время движения автобуса не разрешается:
В случае возникновения проблем, или каких-то затруднений, обращайтесь, пожалуйста, к руководителю экскурсии, – он вместе с водителем поможет Вам во всех случаях.
Для обеспечения Вашего комфорта и для того, чтобы Ваше небольшое путешествие было приятным, просим соблюдать чистоту внутри автобуса и на городской территории, мусор складывать в специальные контейнеры на улице. Дорогие пассажиры! Пожалуйста, помните о том, что экскурсионный автобус является частной собственностью и находится под защитой законов Российской Федерации, будьте аккуратны! Недопустимы никакие действия, причиняющие ущерб или приводящие к порче имущества.
Во время экскурсии Вы посетите удивительно красивые и привлекательные исторические места Петербурга или области. Они не только прекрасны, но и многолюдны. Поэтому всем необходимо помнить об осторожности и бдительности. Не оставляйте своих вещей без присмотра, в случае пропажи или утери Вашего имущества администрация предприятия ответственности не несет!
Если Вы обнаружили в автобусе бесхозный или странный предмет, постарайтесь выяснить у окружающих людей, чья это вещь. В случае, если владельца установить не удалось немедленно сообщить об этом руководителю экскурсии и водителю. При этом:
Соблюдение этих простых и понятных правил сделает Вашу экскурсию безопасным, приятным и полезным путешествием. Наше предприятие всегда с удовольствием поможет Вам прекрасно провести время и узнать много нового и интересного о нашем городе. Счастливого пути! С уважением, администрация предприятия.
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования ) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях - влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
образовательных учреждений Фёдоровского района
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила организации специальных (школьных) перевозок учащихся образовательных учреждений Фёдоровского района (далее — Правила) определяют основные требования по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок автобусным транспортом (далее — школьные перевозки).
К школьным перевозкам относятся: доставка учащихся в образовательные учреждения, развоз учащихся по окончании занятий (организованных мероприятий), специальные перевозки групп учащихся при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий.
1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 № 2, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.95 № 27, а также иными правовыми актами Российской Федерации.
1.3. Образовательные учреждения, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, заключают договоры с организациями, обладающими необходимой базой и имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Образовательные учреждения, обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, и имеющие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, организуют школьные перевозки самостоятельно.
1.4. Автобусы, используемые для осуществления школьных перевозок, должны соответствовать ГОСТу Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей». На маршруте регулярных школьных перевозок должны устанавливаться специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего школьные перевозки.
1.5. Автобусы, приобретенные образовательными учреждениями в рамках реализации целевой программы «Школьный автобус», подлежат использованию исключительно в целях осуществления школьных перевозок.
1.6. Компетенция и ответственность образовательных учреждений в части материально-технического обеспечения организации школьных перевозок определяются Законом Российской Федерации «Об образовании», иными нормативными правовыми актами, а также уставами и локальными актами образовательных учреждений.
2.Обязанности руководителя организации, осуществляющей школьные перевозки, по обеспечению безопасности дорожного движения
Руководитель организации, осуществляющей школьные перевозки, обязан обеспечивать:
• осуществление школьных перевозок в светлое время суток с включенным ближним светом фар со скоростью движения не более 60 км/ч;
• соответствие квалификации водителей автобусов, осуществляющих школьные перевозки, требованиям, закрепленным действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан;
• проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов;
• повышение квалификации водителей, осуществляющих школьные перевозки;
• проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, которые определены действующими нормативными правовыми актами;
• прекращение автобусного движения в случаях, предусмотренных действующими правовыми актами, и в соответствии со своими полномочиями;
• стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания автобуса, подготовку его к рейсу;
• получение водителями автобусов необходимых оперативных данных и информации об особенностях школьных перевозок;
• осуществление иных полномочий и соблюдение требований, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.Обязанности руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения при организации школьных перевозок
Руководитель образовательного учреждения при организации школьных перевозок обязан:
• в соответствии с установленным порядком открывать автобусные маршруты школьных перевозок;
• составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных школьных перевозок его паспорт и схему, а также расписание движения по маршруту;
• согласовывать с родителями (законными представителями) учащихся условия организации школьных перевозок и сопровождения детей, в том числе от места жительства до места остановки школьного автобуса и от места остановки школьного автобуса до места жительства при перевозке учащихся по окончании занятий (организованных мероприятий);
• утверждать список учащихся, пользующихся школьными перевозками с указанием их анкетных данных, местожительства и наименований автобусных остановок, на которых они садятся;
• обеспечивать подбор сопровождающих из числа работников образовательного учреждения (далее — сопровождающие) и их инструктаж по вопросам безопасности движения и правилам оказания первой медицинской помощи;
• обеспечивать соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными актами.
4. Обязанности сопровождающих
4.1. Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан:
• обеспечить посадку в школьный автобус лиц, включенных в список учащихся, подлежащих перевозке по окончании занятий (организованных мероприятий) в образовательном учреждении;
• производить учет учащихся при посадке и высадке из автобуса;
• не допускать нахождения в салоне автобуса посторонних лиц;
• обеспечивать порядок в салоне автобуса и соблюдение правил по ведения при осуществлении школьных перевозок.
4.2. По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся их родителям (законным представителям) либо, при наличии заявления родителей (законных представителей), разрешает учащимся самостоятельно следовать от остановки школьного автобуса до места жительства.
5.1. В процессе осуществления школьных перевозок сопровождающие должны находиться у дверей автобуса.
5.2. При движении перевозимые учащиеся не должны покидать своих посадочных мест без разрешения сопровождающего.
5.3. Лицам, находящимся в автобусе, запрещается курить, использовать ненормативную лексику и употреблять спиртные напитки.
5.4. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
5.5. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке учащихся, осуществлять движение задним ходом.
5.6. Запрещается останавливать автобус вне мест, предусмотренных паспортом маршрута, кроме случаев вынужденной или экстренной остановки.
Лица, организующие и (или) осуществляющие школьные перевозки, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся образовательного учреждения, перевозимых автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.
Содержание инструктажа по обеспечению безопасности для сопровождающего при осуществлении перевозки детей
Сопровождающие проходят специальный инструктаж в по обеспечению безопасности при перевозке детей на автобусах. Инструктаж проводится под расписку в журнале учета инструктажей. Без прохождения сопровождающими инструктажа автобус заказчику не предоставляется. В ходе инструктажа должны быть рассмотрены следующие вопросы:
• подача автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;
• взаимодействие сопровождающего и водителя;
• поведение детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
• порядок пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
• контроль за детьми при движении и остановках автобуса;
• поведение в чрезвычайных ситуациях (поломка автобуса, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами), в т.ч.
— порядок эвакуации пассажиров;
— порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами, приводящими их в
действие;
— правила пользования огнетушителями;
— способы оказания первой помощи пострадавшим.
Инструкция для обучающихся по правилам безопасности при поездках
1. Общие требования безопасности
1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организованными школой.
1.2. К перевозкам допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности при поездках.
1.3. Обучающиеся допускаются к поездкам только в сопровождении воспитателя, учителя либо прошедшие го инструктаж взрослого из числа родителей.
1.4. Автобус для перевозки обучающихся должен быть оборудован специальными знаками, указывающими на то, что в нем перевозятся дети, табличками «ДЕТИ», огнетушителями и медицинскими аптечками.
1.5. Количество пассажиров в автобусе не должно превышать число мест для сидения.
2. Требования безопасности перед началом поездки, во время посадки и поездки
2.1. Перед началом поездки обучающиеся обязаны:
—пройти инструктаж по технике безопасности при по ездках;
— ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора;
— спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
— по распоряжению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;
—не выходить навстречу приближающемуся автобусу.
2.2. После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие из обучающихся. Они занимают места в дальней от водителя части салона.
2.3. Во время поездки школьники обязаны соблюдать дисциплину и порядок. О всех недостатках, отмеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающему.
2.4. Обучающимся запрещается:
— загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;
— вскакивать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;
— создавать ложную панику.
2.5. Открывать окна, форточки школьники могут только с разрешения водителя.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях
3.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся обязан сообщить об этом сопровождающему.
3.2. При возникновении аварийных ситуаций (технической поломки, пожара и т.п.) по указанию водителя и сопровождающего школьники должны быстро, без паники, покинуть автобус.
3.3. В случае захвата автобуса террористами обучающимся необходимо соблюдать спокойствие, выполнять все указания без паники и истерики.
4. Требования безопасности по окончании поездки
По окончании поездки обучающиеся обязаны:
— после полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающего спокойно, не торопясь выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят школьники, занимающие места у выхода из салона;
— по распоряжению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;
— не покидать место высадки до отъезда автобуса