Руководства, Инструкции, Бланки

руководство деятельностью следственного комитета рф осуществляет img-1

руководство деятельностью следственного комитета рф осуществляет

Рейтинг: 5.0/5.0 (1920 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, читайте бес

Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации Legal bases of activity Investigative committee of the Russian Federation Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки » Аннотация
научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Шалитаев Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности такого федерального органа как Следственный комитет Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Особое внимание уделяется анализу задач, полномочий, обязанностей, а также структуры Следственного комитета Российской Федерации.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 12.00.00, author — Shalitaev Vladimir Yurievich

In article it is considered features of legal regulation of activity of such federal body as Investigative committee of the Russian Federation, connected with adoption of the Federal law of December 28, 2010 No. 403-FZ "About Investigative committee of the Russian Federation". The special attention is paid to the analysis of tasks, powers, duties, and also structures of Investigative committee of the Russian Federation.

Научная статья по специальности " Государство и право. Юридические науки " из научного журнала "Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал", Шалитаев Владимир Юрьевич

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шалитаев Владимир Юрьевич Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-deyatelnosti-sledstvennogo-komiteta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.10.2016).

Шалитаев Владимир Юрьевич "Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-deyatelnosti-sledstvennogo-komiteta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.10.2016).

Шалитаев Владимир Юрьевич (2013). Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-deyatelnosti-sledstvennogo-komiteta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.10.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шалитаев Владимир Юрьевич Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №3 С.105-106.

Шалитаев Владимир Юрьевич "Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал (2013).

Шалитаев Владимир Юрьевич (2013). Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал

Другие статьи

О Следственном комитете РФ

/ SiPO / О Следственном комитете РФ

22 декабря 2010 года

24 декабря 2010 года

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 247-ФЗ,

от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положениео Следственном комитете Российской Федерации и устанавливаетштатную численностьСледственного комитета, в том числештатную численностьвоенных следственных органов Следственного комитета.

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничествав сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательстваРоссийской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положениемо Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются КонституцияРоссийской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы,Положениео Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Международное сотрудничество

Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;

2) учреждения Следственного комитета - научные и образовательные учреждения Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;

3) руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;

4) следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;

5) сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.

Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета

1. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

2. Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиямзаконодательстваРоссийской Федерации об уголовном судопроизводстве,законодательстваРоссийской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

3. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

4. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений.

5. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательствомРоссийской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

3. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета

1. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальнымзаконодательствомРоссийской Федерации, вправе:

1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;

2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

2. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

3. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.

4. Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений

1. Председатель Следственного комитета, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.

2. Руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненные к ним руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.

3. Руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.

Статья 9. Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью

1. Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.

Статья 10. Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности

1. Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

2. Руководитель следственного органа Следственного комитета вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

3. Следственный комитет принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным закономот 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Нормативные правовые акты Следственного комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

(часть 4 введена Федеральным закономот 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Статья 11. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб

1. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщенияо преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальнымкодексомРоссийской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.

4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

Глава 2. СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 12. Система Следственного комитета

1. В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

2. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положениемо Следственном комитете Российской Федерации.

3. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

4. В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами)должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, ихпервых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.

5. В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.Состав коллегии Следственного комитета (за исключением лиц, входящих в нее по должности)утверждается Президентом Российской Федерации.

6. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положениемо Следственном комитете Российской Федерации.

Статья 13. Председатель Следственного комитета

1. Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

2. Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

3. Председатель Следственного комитета ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

4. Председатель Следственного комитета:

1) организует работу Следственного комитета;

2) издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками;

3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положениемо Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. В отсутствие Председателя Следственного комитета или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Следственного комитета, а в отсутствие Председателя Следственного комитета и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей - один из заместителей Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением служебных обязанностей.

Статья 14. Заместители Председателя Следственного комитета

1. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей Председателя Следственного комитета устанавливается Президентом Российской Федерации.

2. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета .

Глава 3. СЛУЖБА В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 15. Служба в Следственном комитете

1. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательствос особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным закономот 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следственный комитет Российской Федерации - Правоохранительные органы - Учебные материалы для студентов

Следственный комитет Российской Федерации

Следственный комитет РФ является самостоятельным органом федеральной исполнительной власти, полномочия которого распространяются на сферу уголовного судопроизводства (в пределах, установленных УПК РФ). Как и любой другой государственный орган, он осуществляет свою деятельность, опираясь на собственную правовую основу.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим организацию и деятельность этого следственного органа, является Закон о Следственном комитете РФ. Этот Закон регулирует задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, правовое положение его сотрудников, а также иные вопросы.

Следующими по значению для Следственного комитета РФ нормативными правовыми актами являются Положение о Следственном комитете РФ и Перечень должностей в Следственном комитете РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации". Первый из них уточняет и развивает предписания Закона о Следственном комитете РФ. Второй – касается системы должностей и званий.

Не меньшее правовое значение имеет Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 14 апреля 2011 г. В этот нормативный документ включены основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих, рекомендательные правила поведения государственных служащих, а также вопросы, связанные с возложением ответственности за нарушение соответствующих правил.

Основными задачами Следственного комитета РФ (в пределах предоставленных ему полномочий) являются (ст. 1, 8, 9, 11 Закона о Следственном комитете РФ во взаимосвязи):

– быстрое (оперативное) и всестороннее, полное и объективное (качественное) расследование преступлений (соответственно подследственности, определенной УПК РФ);

– обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;

– осуществление внутриведомственного процессуального контроля над деятельностью по расследованию преступлений;

– выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

– осуществление международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства;

– разработка предложений (мер, мероприятий, программ) по реализации уголовно-процессуальной политики;

– участие в правотворческой деятельности и совершенствование уголовно-процессуального законодательства;

– обеспечение взаимодействия (координация и совместная работа) с другими правоохранительными органами по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью;

– информационно-статистическое обеспечение собственной деятельности, внутриведомственной (нижестоящих следственных подразделений и должностных лиц перед своим руководством) и ведомственной (перед Президентом РФ) подотчетности (определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе и процессуальном контроле).

Организация деятельности Следственного комитета РФ строится на принципах, предусмотренных ст. 2, 5, 6 вышеуказанного Закона:

– единства формы и содержания – наличия у следственных органов общих функций и выполнение общих задач единообразными способами и средствами;

– законности – осуществления своих полномочий в соответствии с УПК РФ и другим законодательством РФ;

– централизации – реализации следственных и иных полномочий в рамках отношений субординации между нижестоящими и вышестоящими сотрудниками, подчиненности и подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам, включая Президента РФ;

– независимости – недопустимости возникновения у следственных органов и их должностных лиц каких-либо отношений (материальных или нематериальных) зависимости от органов власти, общественных объединений и организаций, иных органов (в том числе в форме представительства в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ);

– транспарентности – гласности осуществления мероприятий и действий и информационной открытости результатов следственной деятельности для органов власти и населения (если это не вступает в противоречие с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требованиями уголовно-процессуального законодательства и законодательства РФ о государственной и иной охраняемой правом тайне);

– деполитизации – недопустимости вовлечения сотрудников следственных органов, в какой бы то ни было форме, в политическую деятельность, совершения ими и (или) принятия ими политически мотивированных действий и решений;

– декоммерциализации – запрет для сотрудников следственных органов совмещения своей работы с коммерческой или иной деятельностью, осуществляемой на возмездной основе;

– творческой свободы – допустимости совмещения своей работы с преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ).

Как уже отмечалось, Следственный комитет РФ представляет собой единую федеральную централизованную (вертикально-интегрированную) систему следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.

Системная организация органов следствия строится на принципах.

– соответствия их внешнего построения административно-территориальному и военно-административному делению РФ;

– внутрисистемной централизации (подчинения нижестоящих органов вышестоящим органам);

– процессуального и организационного контроля (со стороны руководителей следственных органов) над следователями в сочетании с их процессуальной самостоятельностью в ходе производства по уголовным делам.

Следственный комитет РФ возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в сфере уголовно-процессуальной деятельности (в установленных законом пределах).

Председатель Следственного комитета РФ имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ.

Первый заместитель и заместители Председателя, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ.

Председатель Следственного комитета РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.

Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, имеют помощников по особым поручениям.

Заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления также имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников.

В состав центрального аппарата Следственного комитета РФ входят следующие основные функциональные структуры:

– Главное следственное управление;

– Главное управление процессуального контроля;

– Главное организационно-инспекторское управление;

– Главное управление криминалистики;

– Главное управление обеспечения деятельности;

– Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу;

– Следственные управления по федеральным округам;

– Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;

– Главное военное следственное управление.

Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ образованы дополнительные (вспомогательные) структуры: Главное управление обеспечения деятельности, управление кадров, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации, управление международно-правового сотрудничества, управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, управление по защите государственной тайны, управление физической защиты, отдел информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ.

Главное следственное управление состоит из следующих структурных подразделений:

– управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;

– управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;

– управления процессуального контроля и методикоаналитического обеспечения, отдел документационного обеспечения.

Главное управление процессуального контроля включает в себя:

– управление процессуального контроля за следственными органами;

– управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;

– управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;

– организационно-аналитический отдел и отдел документационного обеспечения.

Главное организационно-инспекторское управление состоит из следующих структурных единиц:

– управление собственной безопасности;

– управление оперативных служб;

– отдел документационного обеспечения и корректуры.

Главное управление криминалистики подразделяется

на следующие управления и отделы:

– управление организации экспертно-криминалистической деятельности;

– отдел документационного обеспечения;

– отдел по внедрению криминалистической и специальной техники.

Главное управление обеспечения деятельности состоит из следующих подразделений:

– управление материально-технического снабжения;

– управление капитального строительства;

– отдел организационного и документационного обеспечения.

Сходной (по предметно-функциональному содержанию) структурой обладают главное следственное управление и следственные управления но федеральным округам.

Особым звеном в организационной структуре Следственного комитета РФ является Главное военное следственное управление. Ему подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и по г. Москве. Низшее звено военноследственных органов – отделы или отделения в военных гарнизонах, частях, соединениях, объединениях.

К территориальным органам (структурам) Следственного комитета РФ относятся следственные управления и главные следственные управления в субъектах РФ. Главные следственные управления созданы в четырех субъектах РФ: в г. Москве, в Московской области, в г. Санкт-Петербурге и в Красноярском крае.

Низшее звено территориальных структур – следственные отделы по районам и городам.

В структуре Следственного комитета РФ существуют также специализированные следственные управления на транспорте и другие специализированные следственные органы. К ним относятся Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте. Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление и следственные управления в закрытых административно-территориальных образованиях. Низшие подразделения этих следственных органов – специализированные следственные отделы, приравненные к районным. Юрисдикция указанных специализированных следственных органов закреплена приказом Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4.

Служба в Следственном комитете РФ относится к разновидности федеральной государственной службы, которую проходят его сотрудники. Иными словами, следователи и другие должностные лица этого органа государства являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Значит, на сотрудников органов Следственного комитета РФ распространяется трудовое законодательство (с учетом специфики, предусмотренной для данного вида службы). Исключение составляют должностные лица военно-следственных органов, которыми могут быть только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Поэтому порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с учетом специфики следственной службы).

Вместе с тем отдельные должности в Следственном комитете РФ могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

На должность сотрудника Следственного комитета РФ могут претендовать только граждане Российской Федерации, получившие в установленном законом порядке высшее юридическое образование, имеющие необходимые профессиональные и высокие моральные качества и обладающие здоровьем, позволяющим исполнять обязанности, возлагаемые на них службой.

В исключительных случаях на должности следователей районных, городских следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ (и приравненных к ним подразделений) могут назначаться граждане, окончившие три курса образовательного учреждения высшего профессионального образования по юридической специальности. Кроме того, на отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете РФ могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, соответствующего замещаемой должности.

При этом гражданин не может быть принят на службу (включая гражданскую государственную службу) или на работу по трудовому договору в Следственный комитет РФ, если он:

– по решению суда, вступившего в законную силу, является недееспособным или ограниченно дееспособным;

– по приговору суда, вступившему в законную силу, был осужден за преступление;

– имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;

– в отношении него осуществляется уголовное преследование либо уголовное преследование прекращено по нереабилитирующему основанию (за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием и т.п.);

– отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если должность, на замещение которой претендует гражданин, требует использования таких сведений;

– имеет заболевание, не позволяющее ему исполнять обязанности по службе;

– состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником или федеральным гражданским служащим Следственного комитета РФ (если должность, на замещение которой он претендует, предполагает возникновение субординационных отношений между ними);

– утратил статус (вышел или был лишен) гражданина Российской Федерации;

– гражданин другого государства или других государств (если только иное не предусмотрено международным договором РФ);

– представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на следственную службу;

– не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо ложные сведения об имеющихся у него, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;

– не исполнял обязанности и не соблюдал ограничения, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Граждане, получившие высшее юридическое образование по договорам о целевом обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях комитета в течение не менее пяти лет. Причем в случае досрочного прекращения следственной службы (кроме случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением соответствующего следственного органа или учреждения, сокращением численности или штата его сотрудников) такие граждане полностью возмещают потраченные на их обучение средства.

На должности руководителей районных, городских (и приравненных к ним) следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. Председатель Следственного комитета РФ вправе в исключительных случаях назначать на такие должности руководителей следственных органов Следственного комитета РФ, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter