Руководства, Инструкции, Бланки

практическое руководство по совершению приходских треб img-1

практическое руководство по совершению приходских треб

Рейтинг: 4.4/5.0 (1926 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Книга - Практическое руководство при совершении приходских треб - Н

Н. Сильченков: Практическое руководство при совершении приходских треб

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в "Лабиринте"! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку в описании книги "Практическое руководство при совершении приходских треб " (автор Н. Сильченков ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Любимый книжный
теперь под рукой:

iPhone:
уже в Эппсторе!

iPad:
осенью 2016

Android:
в разработке

Лабиринт в соцсетях:

Следите за акциями и спецпредложениями,
участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
получайте призы!

Казань +7 843 249-00-18

Сумма без скидки 0 р.

Вы экономите 0 р.

До бесплатной доставки осталось

Скидка 5% уже
на второй заказ

Вход и регистрация в Лабиринт

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

Вы здесь впервые?

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

Войти по коду скидки

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

Войти через профиль в соцсетях

Видео

Другие статьи

Вступление – Практическое руководство при совершении приходских треб

Литургика - наука о богослужении Практическое руководство при совершении приходских треб

священник Н. Сильченков

Приступая ко всякому богослужению, священник должен в незабвенной памяти содержать Апостольскую заповедь: «очистим себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (Кор. 7:1-2) О долж. пресв, приход. §86 .
Особенную осторожность внушается иметь пресвитерам, чтобы они всегда, а тем более при совершении таинств, не были в каком грехе тяжком, смертном, неочищенном покаянием. (Там же).
Еще строже внушается остерегаться нетрезвости, когда они совершают таинства, ибо если, в помрачении ума, они опустят что-либо, или изменят в словах и действиях, относящихся к сущности таинства, например, в крещении забудут слова; которые составляют сущность крещения, то подвергнутся суду Божию и Церкви (Там же §87) .

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ Транскрипт

1 ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ Составил священник Н. Сильченков ISBN 5-7373-0011-0 Издание пятое, исправленное, печатается по издании 1888 г. Сатисъ

2 ПРЕДИСЛОВИЕ к четвертому изданию Сознание потребности в таком руководстве при отправлении приходских треб, которое с одной стороны могло бы послужить совершителю треб для проверки правильного усвоения им указаний «Требника» относительно обрядовой стороны требы, а с другой дать ему возможность иметь под руками на каждый вид требы относящиеся к нему церковные и гражданские постановления и распоряжения, а также и указания церковной практики, представляемыя духовной литературой, было первоначальным побуждением к составлению этой книги. Благосклонные отзывы в повременных изданиях духовной литературы, вызванные первым изданием книги, коими отзывами она признавалась «пригодною и несомненно полезною для руководства священникам при отправлении приходских треб», а с тем вместе и усиленный спрос на книгу, побудивший составителя вскорости после первого издания приступить ко второму, так как первое издание разошлось в течении семи недель со дня выпуска, дали составителю повод увериться, с одной стороны, в том, что потребность в такой книге действительно ощущается, а с другой что труд его отвечает цели быть руководством при отправлении приходских треб, поэтому при втором и следующих изданиях книга эта названа «Практическим руководством при отправлении приходских треб», как более соответствующим содержанию и назначению ее названием. Руководясь тою же мыслию, т.е. что книга отвечает своей цели как по общему своему содержанию, так и по достаточности и уместности существующих в ней отделов, в последующих изданиях составитель не признал нужным делать в ней какие-либо существенныя изменения выпуском прежних отделов и введением новых, ограничиваясь лишь в существующих отделах дополнениями и изменениями, какия вызваны, с течением времени, новыми правительственными законоположениями и распоряжениями, а также и новым материалом, представляемым текущею духовною литературою по вопросам пастырской практики, относящейся до отправления приходских треб. Таких изменений и дополнений пришлось особенно много сделать при четвертом издании сколько потому, что между третьим и четвертым изданием прошел, сравнительно, значительный период времени, столько и в особенности потому, что в этом периоде наиболее сказывалось движение церковной жизни, между прочим и по всем вопросам пастырской деятельности как со стороны правительственной изданием Устава Духовных Консисторий, Инструкции Благочинному, в значительном числе новых указов и распоряжений, так и со стороны духовной литературы, преимущественно обращавшей внимание на вопросы пастырской практики, что все необходимо было иметь в виду при выпуске четвертого издания. Составитель ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЯСЯ К ПРИХОДСКИМ ТРЕБОИСПРАВЛЕНИЯМ Приступая ко всякому богослужению, священник должен в незабвенной памяти содержать Апостольскую заповедь: «очистим себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (Кор. 7, 1-2) (О долж. пресв. приходск. 86). Особенную осторожность внушается иметь пресвитерам, чтобы они всегда, а тем более при совершении таинств, не были в каком грехе тяжком, смертном, неочищенном покаянием (Там же). Еще строже внушается остерегаться нетрезвости, когда они совершают таинства, ибо если, в помрачении ума, они опустят что либо, или изменят в словах и действиях, относящихся к сущности таинства, напр. в крещении забудут слова, которыя составля- - 2 -

3 ют сущность крещения, то подвергнутся суду Божию и Церкви (Там же, 87). Наибольшую же осторожность должен иметь священник при произнесении слов, относящихся к существу таинства, которые называются материею или формою, чтобы они не были опущены, или изменены в чем при совершении таинства (Там же, 88). При совершении таинства священник должен объяснять значение его тем, для кого или над кем оное совершается (Там же, 82). Молитвословия по домам прихожан совершаются с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений, или нововведений (Уст. Дух. Конс. ст. 35-36). Пение при богослужении (в церкви ли, или в приходе) не должно походить на безчинный вопль; но петь должно со вниманием и умилением (Трульск. соб. пр. 85). Облачение и другие предметы, необходимые при требоисправлениях должны быть целы, честны и чистоты (Требн. Петр. Могил. о действ. Св. Таин). Вообще, по чину богослужения Православной церкви, священник облачается в фелонь (ризы), когда на богослужении или священнодействии положено чтение Евангелия (Там же и Типик. гл. 2 служ. Декабр. 24, Генв. 5 и др..). Другия же требоисправления совершаются с возложением одной епитрахили, без которой священник не должен совершать никаких треб (Там же), за исключением исповеди больного в крайнем случае, и при очевидной смертной опасности 1 (Требн. Петр. Могил, о действ. Св. Тайн). При подании свят. таин. должно помнить пресвитеру и то, что святая так строго запрещено продавать, что если бы причащающий потребовал хотя бы «медницу едину», подлежит лишению сана (IV всел. пр. 23), а потому всячески должно остерегаться требовать что либо за совершение таинств, но довольствоваться лишь добровольным даянием (О должн. пресв. приходск. 89). Священно-церковнослужители не должны вводить в домы прихожан, при духовных требах, своих жен и других посторонних лиц (Инструкц. Благочин. ст. 29). Священнослужители, уличенные в вымогательстве незаконной платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причетники до раскаяния и исправления; а церковнослужители в первый раз посылаются в монастырь, а во второй исключаются из духовного ведомства (Уст. Духов. Конс, ст. 184). Священно-церковнослужители, которые, по жалобам прихожан, оказываются виновными в неисправности по совершению богослужения и треб, исправляются монастырским подначальством по мере вины; а в тех случаях, когда жалобы сего рода с ясностию не доказаны, но большая часть прихожан просит удалить от церкви подвергшихся таковым жалобам, они переводятся на другие места, с поручением особому надзору (Там же, ст. 191). Если бы кто из духовенства, во время богослужения, нарушил благочиние (в храме, или во время крестных ходов), то, в более важных случаях, о таковых доносится Святейшему Синоду; именно, когда неприличныя слова, или действия, произвели соблазн, или остановку в богослужении, и обвиняемый немедленно подвергается суду в консистории, а о воспоследовавшем решении вновь доносится Св. Синоду (Уст. Дух. Консист. ст. 37). Вне церкви, в священном облачении дерзнувший совершать богослужение в нетрезвости и обличенный в сем преступлении, в первый раз отрешается от места и определяется, с запрещением священнослужения, на причетническую должность, впредь до 1 При требоотправлениях в приходе, облачаться нужно в священный одежды, благословив их (как это положено делать и в храме) и целуя на них изображение креста. А облачившись, доколе еще не начиналась служба (в ожидании, напр. кадила и проч.), не следует разговаривать о мирском с домашними, или посторонними, а тем более смеяться, шутить. Но стоять должно молчаливо, в молитвенном положении. Кадило, для накладывания и выбрасывания жара, обыкновенно не дается женскому полу. (Писъм. по пастырск. богосл. протоиер. Евг. Попов. ч. II, стр. 101). - 3 -

4 искреннего раскаяния, исправления и очищения совести пред духовником (Там же, ст. 181). Священник имеет и свои права по наблюдению за порядком и тишиною во время службы Божией 2 ; о нарушениях благочиния он доносит своему начальству, или непосредственно, может принести жалобу на нарушителей мировому судье, и, таким образом, отослать их к суду (т. XIV уст. о предупр. и пресеч. Прест. ст. 12); но насильственно выводить из церкви, брать под стражу, заключать под арест это не входит в круг его прав и обязанности, это дело полиции, и, следовательно, составляет превышение власти, или проступок против должности (Уст. Дух. Консист. изъясн. Ливан. 191 стр). Священники не должны совершать треб в чужом приходе; все же требы у прихожан исполняются приходскими их священнослужителями. Но если бы представилась необходимость немедленно напутствовать больного таинствами, или безотлагательно крестить младенца при опасении за его жизнь, а местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказываться от исполнения требы (Инстр. благоч. ст.41. Уст. Дух. Консист. ст. 97). В тех местностях, где нет грекоуниатских храмов и духовенства, православным священникам предоставляется право совершать требы и таинства для лиц грекоуниатского исповедания, когда последние будут их о том просить (Опред. Св. Син. 25 января и 21 июня 1867 г.). МОЛИТВЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПО ВНЕГДА РОДИТИ ЖЕНЕ ОТРОЧА И НА НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ МЛАДЕНЦУ Время и место Читается молитва на наречение имени и дается имя младенцу «в осьмый день» по рождении (Требн.), но не запрещается делать это и прежде даже в первый день (Требн.). Получив приглашение для чтения молитв родильнице, священник, взяв с собою епитрахиль, требник и крест, отправляется в дом родившей. Обрядовый порядок Пришедши в дом, где лежит родильница, и возложив на себя епитрахиль, священник становится близ ее кровати, и, обратясь к иконам, начинает: Господу помолимся 3, читает по требнику первую молитву: Владыко, Господи Вседержителю. вставляя имя родильницы в тех местах, где показано («имярек»); также продолжает читать вторую и третью молитвы и затем, не делая отпуста, тотчас читает молитвы на наречение имени младенцу, которого приносит к этому времени бабка, став с ним сзади священника. Узнав о желании родителей, какое они хотели бы дать имя младенцу, или предназначая сам ему имя святого, воспоминаемого в тот день, священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь, и читает трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наги; по возгласе: Яко Твое есть царство. тропарь дневной, 4 или того 2 «Во время пения, по возможности, а в литургию весьма запрещать должен священник, чтобы не разговаривал никто, и об этом должен он говорить тотчас же, заметив указанный безпорядок, не обинуяся и не маня никому, какого б сана высокаго ни был». (Духов. регл. 147 стр.). 3 См. употребительные требники. Начала обычного здесь не положено, потому что эти молитвы служат как бы продолжением тех молитв, который раньше приносили к Богу о разрешении беременной и сама она. и ее домашние. (Писъм. по паст. Богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. 2, стр. 59). 4 Дневные тропари: в понедельник бесплотным, вторник Иоанну Крестителю, среду и пятницу Кресту, четверг Апостолам и Николаю чудотворцу, субботу всем святым, воскресение воскресен гласовый. В недели же по Пасхе читаются особые, на каждую неделю положенные, тропари вместо дневных. - 4 -

5 дня святого, или же тропарь храмового праздника; затем, обратясь к младенцу, благословляет его трижды, делая знамение креста на челе, устах и груди, говоря: Господу помолимся, и читая молитву на наречение имени: Господи, Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе твоем (или рабе твоей), называя здесь младенца тем именем, какое предположено было ему дать, и потом продолжает молитву до конца; а по окончании ее, берет младенца на руки, и, став пред иконою Божией Матери, делает им вид креста (подымает вверх, опускает вниз, движет направо и налево), читая в это время тропарь Сретения: Радуйся, благодатная Богородице Дево. За сим бывает малый отпуст: Слава Тебе, Христе Боже упование наше, слава Тебе. Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи помилуй (трижды). Благослови. Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Твоея Матере (святого, имя которого дано младенцу), и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. 5 По отпусте, обычно, дается для целования крест младенцу и бабке. Церковные правила Выбор имени предоставляется родителям: «и дает ему имя молитвою священною, еже родившие восхощут, с ним же и крещается» (Симеон. Солун. гл. 59), или же сам священник дает имя того святого, которого память прилунится в день чтения молитвы, или в осьмой день по рождении (Требн.); возрастные крещающиеся сами выбирают себе имя, еже восхощут (Чинопоследов. принят. иноверц). Практические заметки Молитвы о родильнице, когда читаются в церкви (а не в доме, где она лежит, как бы это следовало по смыслу самых молитв), должны быть читаны у порога церковного пред враты храма, и никак не следует дозволять бабке, в ожидании крещения, приходить с некрещеным младенцем на средину церкви и садиться близ алтаря (Письм. по Пастырск. Богосл. протоиер. Евг. Попов. ч. II, стр. 72). Вообще имя младенцу дается христианское какого-либо святого. Из благоговения же к имени Иисуса и пресв. Девы Богородицы не дается имен в честь их, т.е. имя Иисус не дается никому, имя же Мария дается в честь св. жен Марии Египетской, Марии Магдалины и пр. но не в честь Богородицы (Попечен. Православн. Церкв. протоиер. Дебольск. стр. 144). Не следует давать новорожденным имена малоупотребительные и трудно выговариваемые (Ворон. Епар. изд. 1870 г. стр. 1060). Нужно заботиться, чтобы выбор имени готовящемуся к крещению не был легкомыслен, неразумен и не основывался бы на каком либо предрассудке, суеверии или суетности. Люди простые боятся иногда некоторых имен, потому что, по их понятию, есть имена счастливые и есть бесталанныя; люди же образованные некоторые имена находят для своих детей неприличными, и пр. Для сего нужно раскрывать прихожанам, что значит наречение имени святого, и для чего оно дается крещающемуся (Руковод. для селъск. паст. ч. III, стр. 112). Благоразумие требует не давать одних и тех же имен многим детям в одном семействе, также новорожденному младенцу того самого имени, какое носило прежнее, уже умершее дитя. От сего бывают не редко недоразумения в семействах, ошибки, злоупотребления и беспорядки в отправлении обязанностей общественных (Там же). Разрешение недоумений Нужно ли читать молитву родильнице при наречении имени младенцу-подкидышу? Нет никакого основания лишать мать чтения молитвы «по внегда родити отроча», если она 5 В чине принятия евреев говорится: в первый день подает им имена христианския. (II всел. соб. прав. 7). - 5 -

6 осталась неизвестною, подкинув своего младенца; а потому, при чтении молитв на наречение имени младенцу-подкидышу, следует прочитать при этом молитвы «по внегда родити отроча», исключая те случаи, когда младенец своим возрастом ясно показывает, что мать его уже пережила период послеродовых очищений (Ворон. Епар. под. N 17, 1870 г.). Следует ли читать молитву на наречение имени в отсутствии самого младенца? Так как, по смыслу церковного устава, чтение молитвы на наречение имени должно читаться в присутствии младенца, которому дается имя, то в последнем случае, когда бабка является без младенца в дом священника, как делается во многих местах, за наречением имени, молитвы на наречение имени читать не следует (Христианск. чтен. Март. Апр. 1876 г.) В этом случае правильнее будет прочитать молитву на наречение имени младенца одновременно с его крещением. Как поступать в тех случаях, когда нужно переменить имя, прежде данное? Если бы по какому-либо случаю необходимо было переменить имя младенцу, данное ему прежде, то, если младенец еще не крещен, следует только снова прочитать молитву на наречение имени, вставляя при чтении молитвы новое имя (Ворон. Епарх. вед N 17,1870 г.). Если же после крещения настояла бы такая необходимость, напр. в том случае, когда мальчику по ошибке дано женское имя, или наоборот; то можно указать при этом в руководство на резолюцию митрополита Филарета Московского, коею предписано было приготовить имевшего несвойственное его полу имя к принятию Св. Таин, и на исповеди и причащении называть его новым именем: а об изменении сделать отметку в метрических книгах (Указ. по вопр. пастырс. практ. при Ц.О.В. 1876 г. и Рук. для сельск. паст. 1867 г. т. III, стр. 666). Если же подлинная книга к тому времени была отослана уже в консисторию, то, по исправлении в копии, должно донести о том в консисторию для исправления и в подлинной книге (Руков. для сел. паст. 1887 г.). МОЛИТВА ЖЕНЕ, ЕГДА ИЗВЕРЖЕТ МЛАДЕНЦА Время и место По окончании дней очищения, бывшего после несчастного случая, женщина приходит к храму и стоит у западных дверей. Обрядовый порядок Священник, возложив на себя епитрахиль, выходит к пришедшей женщине и начинает: Благословен Бог наги. читает начинательные молитвы и, по Отче наш, дневной тропарь, а потом, по Господу помолимся, положенную молитву: Владыко Господи Боже. По окончании молитвы, делает обычный малый отпуст (Требн.). Обычно, по окончании молитвы, священник идет в алтарь чтобы взять крест, а женщина следует за ним до амвона и полагает здесь три поклона. Священник, вышедши с крестом, делает сказанный отпуст и дает ей целовать крест. Церковные правила Церковь строго различает причины несчастных случаев, для коих составлена положенная молитва: произошел ли случаи по воле зачавшей женщины, или же независимо от ея воли, и первый называет вольным, а второй невольным убийством 6 (Номок. при болъш. Требн. 82 пр.). Различает Церковь также и время егда жена извержет: считая неважным случай, совершившийся в первой половине беременности (если только этот случай произошел не по вине зачавшей), она придает большое значение тем случаям, которые совершились во второй половине, даже и тогда, когда случай не был пред- 6 В молитве на этот случай читается: «убийству впадшей волею или неволею». - 6 -

7 намеренным со стороны зачавшей: «Пяти месяцев непраздной, аще случится от некия язвы младенца уязвити, аки убийству по законам и правилам повинни суть». (Книг. о должн. пресв. пр.85). Священник, предварительно чтения молитвы, должен испытывать извергшую не сама ли она была причиною извержения по неосторожности, или же нарочито (вследствие отравы и проч.). В том и другом случае он должен приводить ее в покаяние, налагать епитимию по силе св. правил, за неосторожность, как на невольную убийцу, а за умышленное извержение, как вольную убийцу (Номокан. при б. Требн. пр. 83). Агкирский собор запрещает на 10 лет блудниц, растливших и погубивших детей своих. Такому же наказанию повелевает ой подвергать и тех, кои дают другим средства для по-губления, или вытравливания плода 7 (Номок. при б. Треб. пр. 85). Когда неволею женщина извержет зачатое, и если это явно случится от навета противника, то родители почитаются невинными в убийстве. Впрочем, хотя этот случай и достоин милости, но все же требует некоторой епитимии, для успокоения совести извергшей (Нов. Скриж. Вениам. стр. 339). МОЛИТВА ЖЕНЕ РОДИЛЬНИЦЕ В СОРОКОВОЙ ДЕНЬ Время и место В сороковой день (по окончании периода послеродильного очищения) мать приходит с младенцем (если он жив) к храму и стоит у западных дверей с наружной стороны. Обрядовый порядок Священник, возложив на себя епитрахиль, выходит к пришедшей и начинает положенную на этот случай молитву словами: Благословен Бог наш. потом читает начинательные молитвы и, по возгласе на Отче наш тропарь дня или храма, и Молитвами всех Святых и Богородицы. Затем, пригласив пришедшую наклонить главу и сотворив над главою ее крестное знамение, читает, по Господу помолимся, молитву матери отрочати: Господи Боже Вседержителю. всю до конца, если младенец жив; если же он умер, то только до слов: и от нея рожденное отроча, пред которыми делает указанный в требнике возглас: яко благ и человеколюбец. Далее читает следующую молитву: Господи, Боже наш, пришедый на спасение рода человеческаго. и, если мать пришла без младенца, то, по окончании этой молитвы, идет в алтарь, читая: Ныне отпущаеши. и берет с престола крест; мать же идет за ним до амвона и полагает здесь три поклона; после чего священник делает малый отпуст и дает для целования крест. Если же младенец жив и принесен материю во храм, то, после молитв матери отрочате, читаются в притворе же храма следующие две молитвы отрочати, которого, в начале первой молитвы отрочати, священник снова знаменует на главе. Окончив чтение молитв, священник берет младенца из рук матери, обратясь к востоку, делает младенцем знамение креста, говоря: воцерковляется раб Божий (или раба Божия) (имярек) во имя Отца. Потом идет с младенцем в храм, произнося на пути: внидет в дом Твой. На средине храма говорит снова: воцерковляется раб Божий. добавляя: посреде церкве воспоет Тя. Наконец, идет до алтаря и, сказав в третий раз: воцерковляется раб Божий. вносит младенца (если он мужеского пола) в алтарь южною 8 дверью и, обходя с ним около пре- 7 О применении этих правил при наложении епитимий см. в Отд. Об Испов. 8 Образ хождения с младенцем в алтаре не указан в требниках; но Сим. Солун. описывая порядок воцерковлсния в свое время, говорит, что «младенец обносится вокруг жертвенника, якоже творя поклонение» (Нов. Скр. ч. 4, гл. 9). - 7 -

8 стола (с восточной стороны), наклоняет его в тоже время пред престолом, в знак поклонения престолу, а потом, приложив младенца к одной из икон в алтаре около жертвенника, выносит из алтаря и полагает его на амвон. Если же младенец женского пола, то не вносится в алтарь, но священник прикладывает его лицом к какой-либо иконе около царских врат, и также полагает на амвоне. Мать, с того времени, как отдала младенца священнику, следует за ним только до амвона, полагает здесь три поклона и берет с амвона младенца, а священник, прочитав Ныне отпущаеши, делает отпуст 9 и дает для целования крест младенцу и матери. Церковные правила Если младенец к 40-му дню еще не крещен, то воцерковление над ним не совершается до времени, пока он не будет крещен; самые же молитвы матери и отрочати читаются в сороковой день; и, по окончании молитв отрочати, делается отпуст (Болъш. требн. л. 4). Всякая христианка, в сороковой День по законном рождении младенца, должна явиться в храм Божий для принятия разрешения иметь общение с верующими в молитвах и таинствах и для воцерковления младенца 10 (Стран. т. 1. 1864 г.). Для незаконнородивших матерей церковь определила строжайшее отлучение для исправления. Они, по правилам св. церкви, не удостоиваются общения в церковной молитве; и только после определенного времени, когда покажут плоды, достойные покаяния, «оне принимаются к молению с верными», а за тем уже удостоиваются приобщения святыни. 11 Практические заметки Так как у нас приносятся всегда к воцерковлению младенцы уже крещенные, а не прежде крещения, в таком случае излишни во второй молитве слова: да сподобився св. крещения, получит часть избранных. до возгласа, а в последующей затем молитве должно быть оставляемо прошение: и сподоби с водою и духом отрождения. также до возгласа. В молитве Ныне отпущаеши не должно говорить рабу Твою, но раба Твоего, хотя бы младенец был и женского пола; потому что текст этой молитвы евангельский, и произносится не прямо от лица воцерковляемого, а только по применению к событию. В доме «сороковую» молитву читать не следует ни для родильницы, ни для младенца, а только в церкви. Для матерей незаконнородивших не должна бы читаться «сороковая» молитва. По крайней мере, нужно напомнить об этом матерям, чтобы оне тем более сокрушались за свой грех. Разрешение недоумений Некоторые священники, в случае необходимости причастить умирающую после родов женщину, читают ей сперва очистительную «сороковую» молитву для удовлетворения, в некоторой степени, требования внешней чистоты от приступающей к принятию св. таин. Так как родильница допускается в этом случае к принятию св. таин, в силу сво- 9 Обычно читается отпуст Сретения. Иже на объятиях праведного Симеона носитися изволивый. Этот отпуст указан на воцерковление и в древних требниках (Петра Могилы и др.). в ныне же употребляемых большом и малом говорится об отпусте: творит, якоже обычай. Во избежание разнообразия, справедливее было бы употреблять отпуст, указанный древними требниками. 10 Правило это вытекает из самого существования молитв в сороковой день. 11 Правила Вас. Вел. отлучают таковых если они блудницы на 3-7 лет, если прелюбодеицы до 15, то же и давшие обет девства. Прав. В.В. 38, 58, 59, 60, 63, 75. О применении сих правил см. в отд. об Испов. и практ. заметку в этом же отделе. Впрочем, этими правилами они не лишаются чтения для них молитв «в сороковой денъ» (Практ. рук. Нечаев. 120 стр.). - 8 -

9 его исключительного положения, вследствие того же снисхождения церкви, по которому человек, отлученный на известное время от св. причастия, в случае смертной опасности, не лишается участия в трапезе Господней и до истечения срока назначенной ему епитимии, то преждевременное чтение «сороковой» молитвы представляется, в сих случаях, неуместным (Вор. Еп. вед. 1870 г. N 17). КРЕЩЕНИЕ ОГЛАШЕНИЕ Обрядовый порядок Священник, возложив на себя епитрахиль, раскрывает младенца, держимого восприемницею, так, чтобы лицо и грудь его были открыты 12, и, дунув трижды крестообразно на лице его, благословляет также трижды чело и перси младенца 13. Потом возлагает руку свою на главу его 14, говоря: Господу помолимся, и читает первую молитву «оглашения» О имени Твоем Господи Боже истины. Вслед за этою молитвою, читает по порядку три «запрещения» (на нечистых духов) и четвертую молитву: Сый Владыко Господи. среди которой, на указанном месте, дует крестообразно на чело и перси оглашаемого 15, говоря трижды: изжени из него (из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (ея). По возгласе четвертой молитвы 16, священник предлагает восприемникам с младенцем обратиться на запад (назад); они же, обратившись, трижды на вопросы священника отрицаются сатаны и потом дуют и плюют, прямо от себя. Возрастный оглашаемый, обратившись, подымает руки вверх, как бы отревает ими от себя нечистого духа, и затем отрицается, дуя и плюя на запад (Нов. Скриж. Вен. ч. 4, г. 5, 2 и 12). За сим действием снова восприемники с младенцем обращаются на восток; священник снова трижды спрашивает: Сочетаваешъся ли Христу? и один раз Сочетался ли Христу? после же ответов на эти вопросы, восприемники трижды читают «Символ веры», и, снова ответив на вопрос священника, предложенный трижды же: Сочетался ли Христу? поклоняются (Там же, 20) Св. Троице, произнося слова, указанные в требнике. Потом священник читает: Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися. и заканчивает оглашение молитвою о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять св. крещение, а затем приступает к крещению. 12 В требнике сказано: разрешает пояс. и совлачает и отрешает его. чтобы оглашаемый оставался «в единой ризе, непрепоясан, непокровен и необувен». Это указание относится к взрослым оглашаемым, а не к младенцам, которых приносят в одних пеленках (Н.Скр. Вен.). 13 Иные благословляют трижды чело и трижды затем перси; другие знаменают одновременно чело и перси, начиная крест на лбу, оттуда на нижнюю часть груди и потом левую и правую стороны груди. Последнее представляется более согласным с требником, в котором сказано: «благословляет чело его и перси трижды», а не потрижды. 14 В требнике нет указания на то, как долго должна быть рука священника на главе оглашаемаго, наиболее же верным представляется держать ее, не отнимая скоро, и читая эту молитву до конца, обратившись к оглашенному (См. Писъм. по паст. Богосл. прот. Евг. Попов, ч. 2, стр. 60). 15 Не сказано также и о дуновении один раз или троекратно оно должно быть совершаемо; обыкновенно же, говоря трижды: «изжени из него всякаго лукаваго» и пр. пред каждым разом совершают дуновение. 16 В этом месте, по указанию требника, должны быть сняты с оглашаемаго верхния одежды цветныя или светлыя, кроме одной нижней сорочки одежды, неимеющей никаких украшений. Это указание должно относиться к возрастным; новорожденных же младенцев неудобно раздевать и разрешать им пояс (Скриж. Вениам. ч. 4, г. 5, 2 и 12). - 9 -

10 СОБСТВЕННО КРЕЩЕНИЕ Образ крещения По заповеди Господней, крещение необходимо для всех ищущих спасения: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Еван. Мат. 28 г. 19 с.). Крещение должно совершаться по Господню учреждению: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, чрез три погружения. Крещение, совершаемое не в три лица Св. Троицы, или чрез одно погружение (а не три) не допускается (Апос. пр. 49, 50). Обливание вместо погружения может быть допускаемо только в крайних случаях; как напр. когда нет достаточного количества воды, и особенно, когда крещение совершается над опасно больными и умирающими (Св. Кипр. Epist ad Magn. 26-27). Время и место Крещение должно быть совершаемо в церкви и, если возможно, прежде литургии, как для того, чтобы священник совершал таинство и восприемники присутствовали при оном в воздержании от пищи и пития, чего требует святость и величие таинства, так и для того, чтобы новокрещенный мог быть приобщен Св. Таин (Номок. при бол. Треб. прав. 206. 6 Вселен. соб. пр. 50. Дух. Регл. стр. 76. Кн. о дол. пресв. 89). Впрочем, «в нужде», когда, напр. младенец слаб, или во время большой стужи, когда при том церковь в немалом расстоянии, тогда можно крестить и в доме (Книг. о долж. пресв. 83). Крестить можно и должно во всякое время со дня рождения младенца, чтобы когда-нибудь не случилось какой-либо задержки и чтобы кто-либо не скончался непросвещенным; ибо некрещенный не спасется (Сим. Солунск. гл. 62.; из Нов. Скр. ч.2, гл. 6, 1). Если бы священник во время совершения литургии был позван для крещения младенца, близкого к смерти, то и тогда он должен остановить на время службу в храме и спешить для крещения слабого младенца, если только идти для этого нужно недалеко и литургия еще не отпета до великого входа (Учит. изв. л. 18). Подготовительные действия Пред совершением крещения, посреди храма ставится купель с водою, по краям ее зажигаются три (Деян. Моск. Соб. 1667 г. гл. 2, 9) свечи. В левую сторону от купели ставится столец, на котором священник (или диакон) полагает крест, Евангелие и крестильный ящик с принадлежностями, относящимися до таинств крещения и миропомазания. Восприемники с младенцем становятся позади купели, обратившись лицом на восток (к купели), возрастный же оглашаемый стоит впереди своих восприемников, опустив руки долу (Чинопослед. принят. иноверц.). Если при крещении есть и восприемник, и восприемница, то последняя, обычно, держит младенца, до погружения его в воду. Предметы, необходимые при крещении Крещение должно совершаться в купели, нарочито для того устроенной из металла, с изображением внутри, на дне, креста; может быть купель употребляема и из дерева, или иного материала, могущего содержать в себе воду. Купель всегда должна быть чиста и к иному делу не должна быть употребляема (Требн. П. Мог. указ. пред крещ.). Вода для крещения должна быть естественная, как-то: ключевая, речная, также морская, 'или полученная из снега, льда, росы, дождя и т.п. Священник должен наблюдать при этом, чтобы вода эта была всегда чиста и, кроме того, не была смешана с другою ка- - 10 -

Правила которыми руководствуется Церковь при совершении таинства Брака

Глава: СОБСТВЕННО БРАК

Б рак совершается не во все дни года. Не разре­шается венчать в следующие времена года: от 14 но­ября, т.е. от дня святого апостола Филиппа, до 6 ян­варя — праздника Богоявления; от Мясопустной не­дели (с воскресения на масленицу) до недели Фоми­ной: от недели Всех святых до 29 июня - праздника святого апостола Петра и Павла, т.е. во всю Петров­ку; от 1 до 15 августа, т.е. во весь Успенский пост (Кормч. кн. гл. 50 лист. 117 на обор.).

Не венчаются также браки под среду и пяток, как постные дни, - во все субботы, равно и в навечерии Гос­подних и Богородичных праздников (VI всел. пр. 90).

Не дозволено еще совершать браков и в навече­рии праздников: Покрова Божией Матери (30 сен­тября) Казанской Божией Матери (21 октября), Усекновения главы Иоанна Предтечи (28 августа) и в самый день этого праздника (29 августа); а также в навечерии праздников: в честь Иоанна Богослова (25 сентября), Николая Чудотворца (8 мая) (Там же) и под дни храмовых в той церкви праздников, а также праздников местно чтимых в приходе (См. Св. зак. т. XIV ст. 30 Уст. о преду пр. и пресеч. преет.).

Наконец, не разрешается венчать накануне высокоторжественных дней: 1) Восшествия на престол Государя Императора и 2) священного Коронования; под другие же высокоторжественные и торжествен­ные дни разрешено (Уст. Св. Синод. 1841 г.).

Что касается до времени дня, в какое должно венчать браки, то общее правило относительно этого состоит в том, чтобы не венчать браков по­сле вечерней службы и вообще в позднее время; точнее - от священника обязательно требуется венчать днем, а не ночъю.

В Кормч. кн. (гл. 50 л. 118 на оборот.) говорится: «Да не дер­зает никакоже иерей, под правильною казнию и под грехом смертным никого же не венчати по обеде, ниже вечере, но порану, - ничтоже ядшим, ниже пивших, абие по божественной ли­тургии или по часех». В настоящее время правило это ослабле­но обычаем, допускающим венчание во всякое время дня - лишь бы не ночью, как требуется Инструкциею Благочинных (§19).

Местом для совершения таинства брака должна быть церковь, в других же местах - часовнях, част­ных домах и т.п. браковенчание строго воспрещает­ся (Требн. Кн. о долж. пресв, приход. §123. Указ. Си­нод. 27 Мая 1853 г. №5043 Св. зак. пг.Хч.1 ст. 31).

Венчание в часовнях, с дозволения архиерея, может быть только в крайних случаях, например, в Сибири или на Кавказе, где нет церкви вблизи (Указ Синод. 18 Авг. 1869 г. Св. зак. т. X ст. 31).

По смыслу государственных законов, браковен­чание должно совершаться в церкви жениха (Св. зак. т. X с. I ст. 25); но Кормчая и Духовн. Регла­мент дозволяют браковенчание и в приходе невесты, где существует такой обычай (Кормч. кн. гл. 50 л. 107 на обор. Духовн. Регл. о мир. §12). Благочинно­му, инструкциею его, вменяется в обязанность на­блюдать, чтобы священники не венчали чужеприходных браков, если венчание мог совершить свой причт (Инстр. Благоч. ст. 18).

Среди церкви поставляется столец для креста и Евангелия; сбоку - налево - налой, на котором пола­гается требник; пред стольцем (от входа в храм) по­стилается ковер, или иная какая материя, преиму­щественно розового цвета, которая служит подножи­ем брачущимся (Пос. к науч. Прав. Богосл. прот. Николъс. стр. 700 Требн. Петр. Могил, о венч.).

Когда жених и невеста войдут в храм и станут на предназначенном месте - жених по правую, а невеста по левую сторону, священник выходит к ним царскими вратами, неся крест и Евангелие, а диакон или псаломщик предносит ему подсвещник с зажженными свечами и, обошедши столец, ста­вит подсвещник впереди стольца - к алтарю; свя­щенник же полагает крест и Евангелие на стольце, - и берет у жениха и невесты их кольца (жениха кольцо должно быть золотое, или желтое - медное, невестино - белое серебрянное, или оловянное), и вносит в алтарь, где и полагает их на правой сторо­не престола - близ друг друга - женихово по левую сторону невестиного кольца (См. общеупотреб. Треб, и Петр. Могил, о венч. Пособ. к изуч. Пр. Бо­госл. Никол, стр. 699); затем выходит на средину храма для начала священнодействия.

Диакон, взяв у поручителя (у дружка) две све­чи, зажигает их и подает священнику; священ­ник, благословляя жениха, передает ему свечу од­ну, а другую - невесте, тоже благословляя ее при этом возжженною свечею, за сим покадив крестовидно вокруг стольца, на котором лежат крест и Евангелие, полагает начало «обручению».

В Требнике сказано: «назнаменует главы» новоневестных трижды, и дает им «свещи» возжженны. Обыкновенно же свя­щенник благословляет жениха и невесту возжженною свечею (Пос. к изуч. Пр. Бог. Николъск. стр. 698).

В Треб, положено обручение совершать при входе в храм, а не на средине, где совершается венчание; совершается же то и другое на средине храма.

Начало обручения полагается возгласом: Благо­словен Бог наш, потом следуют — ектения на обру­чении и молитвы: Боже вечный, растоящияся собравый в соединение. и другая — Господи, Боже наш, от язык предъобручивый. читаемая с пре­клонением главы; после сей молитвы, диакон (или сам священник) выносит из алтаря кольца. Свя­щенник, взяв желтое кольцо, обращается к жениху и, произнося трижды: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки ве­ков. Аминь», при каждом произнесении благослов­ляет наклоненную главу жениха своею рукою, в которой держит кольцо, и надевает перстень или кольцо на палец правой руки жениха (обыкновен­но на четвертый); за сим точно также вручает дру­гой перстень невесте, трижды благословляя ее. По­лучив перстни, брачующиеся трижды обменивают­ся ими тотчас, после чего перстень жениха должен остаться у невесты, а ее перстень у жениха (См. Треб. Нов. Скриж. стр. 440 гл. X §9).

За сим читается молитва: Господи, Боже наш, от­року патриарха. и произносится рядовая ектения, за которою тотчас произносит диакон (или священ­ник, если нет диакона) стихи псалма: Блаженни вси, боящийся Господа, на клиросе же повторяют те же стихи, прибавляя по каждом стихе: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. По окончании псалма, священник говорит поучение к обрученным и спрашивает затем о согласии их вступить в брак друг с другом.

Отпуст, назначаемый в Требнике не бывает ныне, так как сра­зу за обручением следует венчание (Пос. к изуч. Прав. Богосл. Никольск. 700 стр. сноск.).

Получив от брачущихся утвердительные ответы, священник полагает начало венчанию возгласом: Благословенно Царство. и, после ектении, поло­женной на ряду, читает по порядку три молитвы: Боже пречистый и всея твари Содетелю. Благосло­вен еси Господи, Боже наш. и Боже Святый, создавый от персти человека. По окончании третьей, бе­рет из поднесенных ему в это время венцов - сперва тот, на котором имеется изображение Спасителя, творит им образ креста над главою жениха, и, дав жениху для целования изображение Спасителя на венце, возлагает венец на главу его; затем точно так­же другой венец возлагает на главу невесты, т.е. сперва благословивши им невесту, и дав ей поцело­вать на венце изображение Богоматери (Требн. Петр. Могил.). По возложении на брачущихся вен­цов, священник благословляет их (обоих вместе) трижды, говоря за каждым разом: Господи, Боже наш. славою и честию венчай я!

За сим псаломщик (обыкновенно, становясь от стольца вправо и несколько впереди) читает Апос­тол, а по прочтении Апостола, священник читает Евангелие и возглашается просительная ектения, (начало которой, впрочем, подобно сугубой екте­нии). После первых трех прошений следует возглас и читается молитва: Господи, Боже наш, во спаси­тельном Твоем смотрении. затем ектения продол­жается до конца, и по ней поется: Отче наш.

По «Отче наш», приносится чаша с вином (ковшик); священник, благословив вино и прочи­тав вслух положенную на ряду молитву, трижды дает из чаши пить брачущимся, поднося сперва жениху, потом невесте, и опять жениху и невесте и т.д. затем, соединив руки брачущихся - пра­вую с правой, налагает на руки их конец епитра­хили и, придерживая его своею рукою, обходит с брачущимися вокруг стольца (Пособ. к изуч. Прав. Богосл. Николъск. 703 стр.), (предъидя им) с пением стихов: на первом круге: Исайе ликуй. на втором: Святии мученицы. на третьем: Слава Тебе, Христе Боже. Хождение, как и при креще­нии, совершается в правую сторону.

По окончании хождения, священник разреша­ет венцы, т.е. обратясь к новобрачным, говорит им приветствия, положенные в требнике и снима­ет венцы: жениху говорит: «возвеличишися женише, якоже Авраам». потом, сняв венец с главы его, благословляет им жениха, как и при возло­жении венцов, и дает ему целовать изображение Спасителя; невесте говорит: «И ты, невесто, воз­величишися якоже Сарра». и проч. и также, сняв с главы ее венец и благословив ее им, дает ей це­ловать изображение Богоматери на венце (Пособ. к изуч. Правосл. Богосл. Николъск. 703 стр. 2-я сноска внизу), после чего читает последнюю мо­литву венчания: Боже, Боже наш. пришедый в Ка­ну Галилейскую. и, не делая отпуста, здесь ука­занного, читает сперва молитву «на разрешение венцев» (во осьмый день, после которой делает от­пуст венчания: Иже в Кане Галилейстей прише­ствием Своим честен брак показавый, Христос истинный и проч. (Там же, 704 стр.).

Жених-вдов по первом или втором браке и не­веста-вдова по первом или втором браке венчаются по «последованию о двоебрачном».

Если жених холост, а невеста вдова, или наоборот, то, обыч­но, венчание совершается, как над первобрачными (См. Пособ. к изуч. Прав. Богосл. Николъск. 705 стр.).

В последовании этом заключаются следующие разности от венча­ния первобрачных, или «великаго венчания»: При обручении не читается молитва - «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый», не бывает ектении «Помилуй нас Боже». перед венчанием не поется псалом: «Блажени вси, боящи­йся Господа», не предлагаются брачущимся вопро­сы о желании их вступить в брак, не положено при венчании великой ектении, и содержание молитв «в последовании о двоебрачном» совсем иное, неже­ли в «великом венчании». На обручении собствен­но, по «Благословен Бог наш-», читаются начина­тельные молитвы и тропарь дневной для венчания же особого возгласа не полагается; не полагается также возлагать на второбрачных венцы2 и давать им в руки возжженные свечи (См. Нов. Скриж. стр. 439 (ч. 4 т. X §5).

Главизна Никифора. В основание этому обычаю служит сви­детельство Никиты Ираклийскаго, который говорит, что пра­вило - не возлагать венцов на второбрачных - не соблюдается, а потому и в наших требниках на ряду положено возлагать оные и на второбрачных (Болъш. Треб. Послед, о двоебр.).

В остальном последование о двоебрачном - подобно тому, которое совершает­ся над вступающим в первый брак.

Церковные правила о браках вторичных.

Церковь с самого начала воспретила, как двое­женцев мирян допускать в клир, так и священнослу­жителям вступать во второй брак (Ап. пр. 17 VI всел.3 Вас. Вел. 12). Не запрещая второго брака миря­нам, церковь определила, однако ж, за второй брак епитимию на непродолжительное время (Лаод. 1), именно - на один или на два года (Вас. Вел. 4).

О вдовицах, в преклонных летах вступающих во второй брак, сказано, что их должно лишать попечения Церкви, и далее отлучать от церкви (Там же пр. 24).

Тем более не одобряет церковь в своих правилах третьего брака, на троебрачие нет закона; посему тре­тий брак не составляется по закону. «На таковыя де­ла взираем, как на нечистоты в Церкви; но всенарод­ному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние» (Вас. Вел. пр. 50).

Троебрачных, во время Василия Великого, отлу­чали на три, а часто и на четыре года, и нарицали таковой союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным (т.е. обузданным) блудом. Мы же, говорит Василий Великий, не от правила, но от по­следования предшественникам прияли обычай, тро­ебрачных отлучати на пять лет (Там же пр. 4. О всех сих правилах на отлучение, т.е. о их применении см. в отд. об Исповеди).

Четвертый брак церковью совершенно запрещен (Собор, пост. 920 г.).

Гражданские постановления о лицах бракующихся

- Лица православнаго исповедания, всех без раз­личия состояний, могут вступать между собою в брак, не испрашивая на сие ни особого от правитель­ства дозволения, ни увольнения от сословий и об­ществ, к коим они принадлежат. На сем же основа­нии допускается брак иностранца православного ис­поведания с российскою подданною того же исповедания. Но это общее правило, в сей статье изложен­ное, подлежит следующим ограничениям и изъяти­ям (Свод. зак. т. X ч. I ст. I (изд. 1874 г.).

Монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан, доколе они в сем сане пребыва­ют, брак вовсе запрещается (Там же ст. 2 Статья эта основывается на правиле 6 Трульского собора), но, по снятии сана или монашества, и этим лицам возвращается право на вступление в брак.

- Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати лет от рождения, а женско­го ранее шестнадцати лет(Св. зак. т. X ч. I ст. 3)

Для жителей Закавказского края этою же статьею законов дозволяется мужчинам вступать в брак с 15 лет, а женщинам с 13 лет.

Но епархиальному архиерею предоставлено право, в необходимых случаях, разрешать браки, по личному своему усмотрению, когда жениху или невесте не до­стает не более полугода до узаконенного, на сей слу­чай, совершеннолетия (Там же примечание к 3 ст.).

- В возрасте же старости — запрещается венча­ние лиц, имеющих более восьмидесяти лет2 (Св. зак. т. X ч. I ст. 4), и брачные сопряжения та­ких лиц законными и действительными не при­знаются (Там же 37).

В Инструкц. Благоч. §18 указывается также и на неравенство в летах между женихом и невестою - «когда одно лицо молодо, а другое престарело», как на препятствие к повенчанию такого брака, хотя правило это, впрочем, обязательной силы не имеет.

  • - Запрещается венчать лиц, находящихся меж­ду собою в степенях родства, возбраненных правила­ми церкви (Там же ст. 23. О родстве см. особ, гла­ву в отдел, о браке).
  • - Наконец, запрещается венчать безумных и су­масшедших (Там же ст. 5).
  • - Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетавающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (Там же ст. 12). Но лица, состоящия под властию других, кроме собственного произволения, должны также иметь позволение от тех лиц, под властию коих находятся (Там же см. ст. 6), именно:
  • - Дети не должны вступать в брак без согласия их родителей (Там же).
  • - Находящиеся под властию опекунов или попе­чителей - без согласия сих последних лиц (Св. зак. т. X ч. ст. в).
  • - Лишенные свободы за проступки, т.е. арестан­ты - холостые или вдовые, находящиеся в арестант­ских ротах военного и гражданского ведомств, не могут вступать в брак, во все время нахождения их в сих ротах (Там же ст. 19).
  • - По смерти одного из супругов, оставшийся в живых может вступить в новый брак, если нет ни­каких к тому законных препятствий (Св. зак. т. X ч. I ст. 44); но вступать в новый брак, во время су­ществования прежнего, законом не растогнутого, за­прещается (Там же ст. 20).
  • - Запрещается вступать в четвертый брак (Там же ст. 20).
  • - После расторжения прежнего брака формаль­ным духовным судом, невинное лицо имеет право вступить в новый, законом не воспрещенный, брак.
  • - Лица, разлученные от брачного сожития, по недостатку церковного к браку совершеннолетия, могут, если, по достижении брачного совершенноле­тия, пожелают, продолжать супружество; в сем случае союз их подтверждается в церкви, по установ­ленному для того чиноположению (Там же).
  • - Когда один из супругов, отлучившись по како­му-либо случаю из места своего жительства, будет, в продолжении пяти лет или более, находиться в со­вершенно безвестном отсутствии, то оставшемуся су­пругу дозволяется просить свое епархиальное на­чальство о расторжении брака и о дозволении всту­пить в новое супружество (Там же ст. 54).
  • - Солдатским женам дозволяется просить о рас­торжении брака, если мужья их, сделав из места службы побег, по истечении пятилетнего срока не найдены и не зачислены на прежнюю службу (Свод. Зак. т. X ч. I ст. 56 и Опред. Св. Син. 29 февр. 1884 г.)

В указанных случаях отсутствия одного из супругов, при по­даче прошения епархиальному начальству о расторжении прежняго брака и о дозволении вступить в новый, законом тре­буется, чтоб при прошении были прилагаемы следующие доку­менты: явочное прошение (в копии, засвидетельствованной где следует), которое подано было в свое время для розыска отсутствующаго супруга, - и о беглых, или без вести пропавших солдатах - свидетельство от командиров внутренних гарнизон­ных баталионов о том, что лицо, учинившее побег, или без ве­сти пропавшее на войне, или взятое в плен за пять лет со вре­мени того на службе не состоит.

Равно и тем, коих мужья пропали без вести на войне, или взяты в плен неприятелем - по прошествии пяти же лет со времени взятия в плен, или безвестной пропажи на войне мужей их, дозволяется просить епархиальное начальство о разрешении вступить им в новый брак (Опред. Св. Син. 29 Февр. 1884 г.).

- Когда один из супругов приговорен к наказа­нию, сопряженному с лишением всех прав состоя­ния, то другой, буде не пожелает следовать за осуж­денным для продолжения с ним супружества, может, на основании ст. 27 улож. о наказаниях (изд. 1866 г.), просить свое духовное начальство о растор­жении прежнего брака и о вступлении в новый (Св. зак. т. X ч. I см. ст. 56 и 57).

а) С иноверцами. - Российским подданным пра­вославного исповедания брак с не христианами во­все запрещается (Там же ст. 85).

  • - Но лицо нехристианского исповедания, по вос­приятии святого крещения, может пребывать в еди­нобрачном сожительстве и с некрещенною женою (если брак их был заключен еще до восприятия од­ним из них святого крещения), брак их остается во всей силе и без утверждения его венчанием по пра­вилам Православной Церкви (Там же ст. 79).
  • - Если жена, или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания, примет святое крещение, то брак ее может оставать­ся в своей силе, без утверждения оного венчанием по правилам православной церкви, но лишь тогда, когда муж, остающийся в своей вере, даст обяза­тельство: 1) имеющие от них родиться с того време­ни дети, должны быть крещены в православную ве­ру; ни прельщениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводить в свой закон, и жене своей, за содержание православной веры, поношений и укоризны не наносить; 2) состоять с принявшею крещение, во все время ее жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожи­тельстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая креще­ние не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства. В противном случае, т.е. когда муж не согласится дать вышеизложенныя обязательства, или когда откроется, что при­нявшая крещение была им отлучена от сожительст­ва с ним, брак их расторгается и жене дозволяется вступить в новый с лицем христианского исповеда­ния (Св. зак. т. X ч. I ст. 80).
  • - Если один из супругов, принадлежащих к иу­дейскому закону, обратится к православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то оставив их в супружестве без рас­торжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а сего в том, чтобы рождаемых в сем браке детей ни прель­щениями, ни угрозами, ниже другими какими-либо способами, не приводил в закон иудейский и обра­тившемуся в православную веру супругу за содержание оной, поношений и укоризны не наносил. Если муж или жена, по обращении другого супруга, жить в прежнем брачном союзе не пожелают, то брак рас­торгается, и обратившемуся лицу разрешается всту­пить в брак с лицом православным (Там же ст. 81).

Так как все дела о расторжении браков подлежат ведению высшей духовной власти, то приходский священник не должен приступать сам собою, без разрешения епархиального началь­ства, к повенчанию лица, которое, по обращении в христиан­ство, оставляет прежних жен, и желает вступить в новый брак с лицом христанского исповедания (Практ. излож. церк. гражд. пост. Парвова. 112 стр.).

— Буде новокрещенный имел несколько жен прежде, то, по восприятии святого крещения, он должен выбрать из них одну, с коею жить пожела­ет, преимущественно же обратившуюся равномерно к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному законоположению. Сие же правило рас­пространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями (Св. зак. т. X ч. I ст. 82).

  • - Если ни одна из жен новокрещенного крес­титься не пожелает и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в но­вый брак с православною (Там же).
  • - Брак остается в своей силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы оный со­вершен был в степенях родства, Церковию возбра­ненных (Там же ст. 84).

б) С лютеранами, католиками и другими лица­ми неправославного исповедания. - Священники без особого разрешения могут венчать православных с лицами других христианских вероисповеданий, лишь бы сии последний: а) дали письменное обяза­тельство в том, что будут воспитывать детей в пра­вославии; б) чтобы, при вступлении в такие браки, непременно исполнены и соблюдены были все прави­ла и предосторожности для браков между лицами православного исповедания, вообще постановлен­ные; в) чтобы браки эти были венчаны православ­ным священником и в православной церкви по пра­вилам и обрядам православного исповедания (Св. Зак. т. X ч. I ст. 67 прим. З).

Документы, необходимые для повенчания брачущихся лиц, также должны быть представляемы и лицами других испове­даний, если они вступают в брак с православными, т.е. от них требуется метрическое свидетельство, свидетельство о трое­кратном оглашении, сделанном в той церкви, в приходе кото­рой они состоят (т. X ст. 69), и что к заключению брака пре­пятствий не открылось и не имеется. Документы все должны быть писаны на русском языке, данные же на иных языках должны быть переведены на русский переводчиком, признан­ным в этом звании законною властию, (который имеется для таких дел в губернских городах при губернском правлении) или в переводном отделении министерства иностранных дел; а если перевод сделан частным лицем, то он должен быть засви­детельствован консисториею того вероисповедания, к которому принадлежит пастор. (Практик, излож. церк. гражд. постан. Нарв. стр. 101 ).Если бы случилось, что жених или невеста не­православного исповедания, проживая внутри России, не при­надлежали ни к какому приходу своего исповедания и потому не могли бы доставить свидетельства об оглашении в храме их вероисповедания, то должно требовать от таких лиц, чтобы они хотя на это время приписались к какому-либо приходу своего вероисповедания с тою целию, чтобы в том храме было сдела­но о них оглашение и выдано требуемое о том свидетельство (Руков. для сельск. паст. 1887 г. №13). В заключаемых в Фин­ляндии браках лиц разных христианских исповеданий, венча­ние производится в обеих церквах. Дети, рождающиеся в сих браках, воспитываемы должны быть в той вере, к которой при­надлежит отец, не допуская о сем особых договоров. Постанов­ление сие в отношении лиц, исповедующих православную ве­ру, распространяется на одних только коренных жителей; бра­ки военнослужащих православного исповедания, находящихся в тех местах по команде и квартированию, должны быть совер­шаемы православными священниками на основании общих по­становлений. (Свод. зак. т. X ч. I ст. 68). При браках лиц пра­вославного исповедания с протестантами в губерниях: Лифляндекой, Курляндской и Эстляндской, от сих последних в особенности, требуется свидетельство пастора, что они в прихо­де своем оглашены, и что к заключению брака не открылось никакого препятствия; по совершении же онаго пастор должен быть уведомлен о времени венчания. (Св. зак. т. X ч. I ст. 69)

  • - Если священник встретит сомнение к повенчанию смешанного брака, то, не приступая к со­вершению оного, обязан донести преосвященному с изложением причин сомнения, по рассмотрении которых преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает о том консистории (Св. зак. т. X ч. I ст. 67 прим. 1).

Можно ли венчать браки под вселенские роди­тельские субботы, на троицкую или мясопустную?

Нет прямого канонического запрещения совершать браки во дни, предшествующие вселенским роди­тельским субботам, и уклоняющийся от совершения брака в сии дни может подавать повод к некоторого рода суеверию в простом народе. Если даже назвать сии дни днями сетования, что, конечно, несправед­ливо, то и в таком случае, при крайней нужде, нет основания препятствовать совершению брака, так как в Кормчей книге, во второй части оной, сказа­но, что брак не отлагается ради сетования (Рук. для селъск. пастыр. 1869 г. т. I стр. 683).

Можно ли венчать браки в неделю мясопустную?

Так как в Кормчей (гл. 50) между прочим сказано, что от недели мясопустной до Фоминой совершать браки запрещается, то, на основании сего, а также и потому, что в следующие за мясопустною неделею дни недели сырной Святая Церковь уже приготовля­ет чад своих к Великому Посту молитвами и воздер­жанием в пище, браки в неделю мясопустную отнюдь не должны быть венчаны по той же причине, по ка­кой, по правилам Православной Церкви, не допуска­ется совершать оные накануне дней постных (Извест. по Казачек. Епарх. за 1872 г.).

Можно ли венчать в последний из дозволенных дней, мясоеда (например, в пятницу пред сырной неделей), если жениху или невесте не достает в этот день одного или двух дней до совершеннолетия?

При совершенной определенности и ясности закона, запрещающего священнику венчать до наступления совершеннолетия, вопрос этот нельзя причислить к разряду неопределенных, а при существовании еще другого закона, предоставляющего архиереям разре­шать венчание за полгода до совершеннолетия, не резонно самое желание иметь возможность венчать за два дня до совершеннолетия без разрешения ар­хиерея (Курск. Епарх. вед. №18. 1872 г.).

Можно ли венчать в храме освященном, когда в нем нет антиминса?

Браки православные непремен­но должны быть венчаемы в храме, исключая те только местности, где, по обстоятельствам, было бы невозможно выполнить сего правила; но и здесь от­ступление позволяется не иначе, как с разрешения архиерея. Это требование закона о венчании браков в церкви вытекает из необходимости придать браку гласность — публичность, что достигнуто будет оди­наково и в том случае, когда почему либо не было бы антиминса в церкви уже освященной, а потому и венчание может быть совершаемо в ней, когда, на­пример, ветхий антиминс отослан для перемены на новый (Св. указан, и замет, по вопр. Пастыр. Практ. стр. 190 (изд. 1875 г.).

Можно ли венчать соборне?

При венчании Особ царской фамилии, совершает таинство один протопресвитер; архиереи же и другие духовные лица стоят в облачении по правую и левую стороны престола, в ал­таре. Так, например, было при совершении брака Наследника Цесаревича Александре Александровича в 1866 г.

Если при соверше­нии Божественной литургии может быть несколько сослужащих священников, то, по аналогии, можно допустить, что и совершать венчание также можно соборне, хотя указаний в канонических правилах ни положительных, ни отрицательных не имеется на этот вопрос. Но, допуская возможность венчания со­борне, нужно заметить: 1) что совершать таинство брака в сем случае должен один предстоятель, и 2) совершать можно только там, где хотя изредка бы­вает соборнее венчание, а где народ такого венчания не видел, то лучше его и не допускать, чтобы не про­извести соблазна в народе (Руков. для селъск. пас­тыр. 1867 г. 668,669 стр.).

До которого возраста нельзя венчать детей без позволения родителей?

В решении предложеннаго вопроса в законах существует разноречие и неяс­ность. По силе 6 ст. X т. ч. I Св. зак. «запрещается детям вступать в брак без дозволения родителей, опе­кунов, попечителей». Но в 4 пун. §18 инстр. благоч. изд. 1857 г. утвержденной Святейшим Синодом, ска­зано: «не венчать детей до известного возраста без во­ли родителей или опекунов». В первом случае закон решительно запрещает венчать без дозволения роди­телей, а во втором - запрещается венчать только до известного возраста, но не сказано до какого именно. Для решения недоумения, следует принять во внима­ние то, что, по силе законов, дети выходят из под опе­ки тогда, когда достигнут гражданского совершенно­летия, т.е. когда исполнится им 21 год от рождения (Св. зак. т. X ч. I. 221 ст.). Этот закон совершенно устраняет недоумение, - и приходский священник, в виду сего закона, может венчать детей, достигших гражданского совершеннолетия, без дозволения роди­телей или опекунов (Курск. Епарх. вед. 1872 г. №18).

Могут ли быть поручителями брачущихся их ро­дители и лица женского пола? Поелику 9 пунктом брачного обыска требуется совершение брака при по­сторонних свидетелях, а по 10 пункту той же формы под обыском должна быть подпись поручителей, а не поручительницы; то, очевидно, что поручителями по женихе и невесте не могут быть не только родители, но и близкие родственники, а равно и женщины (Сарат. Епарх. вед. 1873 г. (Распор. Саратовской духов­ной Консистории по Саратовской епархии).

Должно ли венчать супругов, обратившихся из раскола, в православной церкви? Этот вопрос имеет место относительно раскольников, приемлющих свя­щенство (беглое, или австрийское). По смыслу учения апостола Павла (1 Кор. 7:14), не должно. По распоряжению покойного митрополита Филарета Московского, брак не венчался над обратившимся из раскола и впос­ледствии посвященным во диакона, жена которого пре­бывала при этом еще долгое время в расколе; над обра­тившимися одновременно супругами, по распоряже­нию другого епископа, прочитана лишь последняя мо­литва венчания: «Отец, Сын и Святой Дух». Но если бы сами супруги, сочетавшиеся браком в расколе, по­желали, обратившись в православие, освятить свой брак в православной церкви и чрез то узаконить его, как признаваемый до того незаконным, то можно вен­чать, или по крайней мере прочитать над ними в хра­ме последнюю молитву венчания: «Отец, Сын и Свя­той Дух». (Журн. Братск, ел. (Костр. Епарх. вед.).