Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по бункеровке судов гсм img-1

инструкция по бункеровке судов гсм

Рейтинг: 4.9/5.0 (1912 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Бункеровочные операции

Бункеровочные операции.

На судне должна быть разработана и утверждена капитаном инструкция по проведению бункеровочных операций и технологическая карта приема топлива.

При стоянке у причала судно, в случае необходимости, должно быть готово к быстрому отходу от него при возникновении пожара на причале или соседнем судне.

При перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаемый на судне противопожарный режим должен обеспечивать выполнение специальных требований пожарной безопасности нормативных документов на перечисленные работы.

При бункеровке судна должны быть предприняты и реализованы следующие меры:

- объявлено дважды по судовой трансляции о приеме топлива с указанием борта (правого, левого) и о правилах пожарной безопасности, подлежащих обязательному исполнению при бункеровочных операциях;

- произведен инструктаж членов экипажа, участвующих в бункеровочных операциях;

- закрыты все наружные закрытия, включая иллюминаторы со стороны борта, с которого принимается бункер, и лобовой переборки надстройки судна;

- приведены в готовность к немедленному действию противопожарные средства;

- у места шланговки организован пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (2 пенных, а в условиях отрицательных температур - 2 порошковых огнетушителя, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, совковая лопата, поддон) и проложены две рукавные линии с пенными стволами наибольшей производительности;

- место приема топлива ограждено и обозначено знаками безопасности: “Запрещается пользоваться открытым огнем”, “Запрещается курение”. “Проход воспрещен”;

- при наличии на борту пассажиров у места приема топлива должен быть выставлен специально проинструктированный вахтенный;

- при приеме бункера с берега в районе трапа вывешен щит с предупреждающей надписью “Внимание! Идет прием бункера”;

- на мачте должен быть вывешен сигнал опасности (днем флаг “Б”, ночью - красный огонь);

- при приеме и перекачке топлива в судовые танки (цистерны) должны быть приняты меры к исключению его выбрасывания через измерительные и воздушные трубы. Пролитое топливо должно немедленно удаляться с протиркой насухо мест его попадания, протирочный материал уничтожен или удален с судна. После удаления пролитого топлива в помещении оно должно быть тщательно провентилировано.

В процессе бункеровки не допускается проведение работ с применением открытого огня и вывод из готовности хотя бы одной из стационарных систем пожаротушения.

Проведение бункеровочных операций не допускается:

- при проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами соответствующих классов, установленных нормативными документами на перевозку опасных грузов.

Об окончании бункеровки должно быть объявлено по судовой трансляции.

Снабжение судна маслами и другими горюче-смазочными материалами должно осуществляться в таре с применением средств подвоза и грузоподъемных механизмов, приспособленных для работы с горючими жидкостями в указанной таре.

Поставка на судно легковоспламеняющихся жидкостей должна осуществляться в металлических герметически закрывающихся емкостях вместимостью не более 20 л. Емкости не должны иметь повреждений, следов подтекания и загрязнений.

Поставленные на судно емкости должны быть немедленно разнесены и установлены в местах их постоянного хранения.

Другие статьи

Бункеровка судна топливом у причала и в море

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Бункеровкой судна принято называть его дозаправку не только топливом, но и моторными маслами. При этом основную часть работы в этом мероприятии составляют именно подготовительные работы. От качества их проведения зависит успешность всей процедуры.

Общие понятия о бункеровке

Способов осуществления такой операции, как заправка топливом, насчитывается несколько. Различные типы судов могут выбрать наиболее приемлемую для себя методику. Вполне возможно ее проведение:

  • У причала.
  • На ходу.
  • На рейде.
  • В дрейфе в море или океане и т. п.

Транспорт, который занимается доставкой горюче-смазочных материалов на судно, принято именовать бункеровщиком. По сути, он представляет собой танкер, предназначенный для бункеровки. То судно, куда непосредственно производится доставка горюче-смазочных материалов, именуют бункеруемым.

Технология производства процесса бункеровки

Для осуществления пополнения запасов горюче-смазочных материалов возможно прибегнуть к применению различных способов. Одним из них является проведение заправки с причала. При этом способе топливо поставляют с берега с помощью автоцистерны, трубопровода. Также возможно проведение данных действий у причала с танкера при условии отшвартования к причалу.

Второй способ — бункеровка судна на якоре. При этом способе они оба должны быть установлены на якорь.

Еще одним способом может быть заправка на ходу или в дрейфующем состоянии. Эту методику наиболее часто используют рыболовные типы судов, находящиеся на промысле.

Осуществление малого типа бункеровки

Бункеровка судна топливом производится не обязательно танкером. Для заправки элементов, принадлежащих к маломерному флоту, может применяться ПЗС (плавучая заправочная станция). При этом она может поставлять не только бензин, но и дизельное топливо для яхт и теплоходов небольших размеров.

Осуществление процесса бункеровки судна

Прежде всего топливо, поставляемое в процессе пополнения запасов ГСМ, будь то бензин или дизельное топливо, должно соответствовать определенным требованиям и быть пригодным для использования в двигателях определенного типа. Бункеровка должна осуществляться только после того, как будут проверены квитанции и ответственный персонал убедится в том, что все нормативы заявленной вязкости и плотности соблюдены. В противном случае могут возникнуть неполадки с оборудованием, и оно может выйти из строя, а в этом никто не заинтересован.

Как показывает практика, большинство потребителей сосредоточены никак уж не на качестве и соответствии всех необходимых требований топлива заявленным, а в первую очередь на цене. Первоочередной характеристикой поставляемого топлива является его теплота сгорания. Многие на это не обращают внимания, однако если она не соответствует заявленной норме, потребитель вправе потребовать компенсацию. В квитанциях на доставку некоторые поставщики, отмеченные как недобросовестные, могут завышать плотность топлива. В связи с этим покупатель оплачивает недопоставленный товар.

Бункеровка судна может быть осложнена или отложена на неопределенный период, если в топливе будет превышен уровень воды. Это не только снижает заявленное качество поставляемого товара, но и может привести к проблемам с работой оборудования. Если поставщик не в состоянии обеспечить поставку товара с соответствующими требованиями, то с большей вероятностью он должен согласиться на снижение цены товара.

Только при правильном подходе к рассмотрению всех условий и правильном заключении договора возможна быстрая и качественная бункеровка судна. Всем ответственным лицам следует очень внимательно следить за тем, чтобы топливо поставлялось надлежащего качества и соответствовало заявленным требованиям. В противном случае будут неизбежны технические неполадки вплоть до того, что судно не сможет выходить в море.

Требования, касающиеся бункеровки суден

Производить пополнение запасов судна горюче-смазочными материалами разрешается только закрытым способом. При этом допускается применение присоединительных устройств. Осуществляют данную операцию специальные суда-бункеровщики. Завод-изготовитель при выпуске двигателя рекомендует использовать тот или иной тип топлива. Этих рекомендаций непременно следует придерживаться при проведении всех соответствующих действий.

Хранение топлива и смазочных материалов производят только в специальных цистернах, которые отвечают определенным нормативам и требованиям.

Техника безопасности, которую необходимо соблюдать при бункеровке судов

Существуют определенные требования, предъявляемые для заправки судов, соблюдать которые обязуют определенные правила и нормативы. Так, прежде чем начать проводить данные действия и поставлять топливо, об этой операции проводят оповещение. Оглашается о том, с какого борта будут проводить данное действие, а также о соблюдении необходимых правил, касающихся пожарной безопасности при выполнении этих действий.

При бункеровке на мачте судна поднимается флаг «Б», а в ночное время суток включается красное круговое освещение. В том месте, где произведена шланговка, организуется пожарный пост со всеми необходимыми средствами для тушения пожара. Также пролагают пожарную линию, снабженную пенным стволом. В месте приема — передачи топлива устанавливаются знаки «Курение запрещено» и «Проход запрещен». Также задействуются все противопожарные средства, имеющиеся на судне.

Бункеровка в ночное время суток

Если операции по бункеровке производятся в темное время суток, то место их проведения должно быть максимально освещено. Также предварительно стоит проинструктировать всех лиц, которые будут принимать участие в проведении данных действий.

Прежде чем производить заправку, нужно проверить то количество топлива в емкостях, которое уже имеется. Также уточняется, какое количество топлива необходимо поставить. После всех этих мероприятий согласовывается момент последовательности заполнения емкостей, а также исправность переливных приспособлений и сигнальных устройств.

В тех местах, где соединяются шланги, а также под арматурой принято устанавливать поддоны на тот случай, если вдруг возникнет утечка. Все палубные шпигаты заглушаются, поскольку именно через них может возникнуть попадание горюче-смазочных материалов в воду.

В том месте, где непосредственно принимается топливо, подготавливается и используется ветошь, которая сорбирует материалы.

При получении каждой партии топлива от нее отбирается проба. Она хранится на судне до того момента, пока поставленная партия не закончится.

Связь с вахтенным начальником бункеровочной станции поддерживается при помощи специализированной переносной радиостанции.

Рабочее давление, которое используется при бункеровке, должно быть согласовано ответственным лицом с вахтенным начальником бункеровочной станции.

Международные требования к производству бункеровки

В нынешнее время очень важно соблюдение всех правил проведения бункеровки суден, поскольку в силу вступили нормативные акты, касающиеся загрязнения водных просторов. Согласно им не допускается попадание в воду излишнего количества нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов.

Ответственность за их несоблюдение предусмотрена на международном уровне, поэтому нарушать установленные нормативы категорически не рекомендуется. Последствия могут быть очень даже неблагоприятными. Правила бункеровки судов обязуют не только соблюдать общепринятые правила безопасности, но и выполнять международные правила охраны окружающей среды.

Поделиться в соц. сетях

Распоряжение капитана порта - ФГБУ Администрация морских портов Западной Арктики

Об организации въезда и бункеровки с автовозов

на территории морского порта Мурманск

Вцелях усиления контроля и предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на территории и акватории морского порта Мурманск при бункеровке судов с автотранспорта бункерным топливом (смазочным маслом), руководствуясь Приказом Минтранса России от 17.02.2014 № 39 «Положение о капитане морского порта» и Федеральным Законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания»,РАЗРЕШИТЬс 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. въезд автотранспорта и бункеровку судов бункерным топливом (смазочным маслом) на территории морского порта Мурманск с автотранспорта при выполнении следующих требований:

  1. Предоставление документов на право перевозки опасных грузов автотранспортом, полной информации об автотранспорте, участвующем в бункеровочных операциях;
  2. Не реже 1 раза в 6 месяцев представлять автотранспорт для проверки инспекторами ИГПК на предмет соответствия его требованиям противопожарной и экологической безопасности;
  3. Предоставление Плана ЛРН организации производящей бункеровку, технологических карт проведения бункеровочной операции, инструкции по сливу нефтепродуктов с автотранспорта на судно, акта ежегодного освидетельствования топливного шланга для перекачки ГСМ, чек-листа;
  4. Предоставление копии договора с Аварийно-спасательным формированием (н) на услуги, связанные с несением готовности к локализации и ликвидации возможных аварийных разливов нефтепродуктов (ЛРН-готовности) при проведении бункеровочных операций;
  5. Не позднее, чем за 1 час до начала операции по бункеровке судна бункерным топливом (смазочным маслом) предоставлять в Службу Капитана порта Заявку установленного образца, согласованную с диспетчером Аварийно-спасательного формирования;
  6. Въезд на территорию морского порта Мурманск осуществлять по пропускам, согласованным со Службой капитана морского порта Мурманск (старший смены ИГПК ставит отметку о разрешении въезда на заявке на бункеровку - территория торгового терминала по адресу: г. Мурманск, ул. Портовый проезд, 1; территория рыбного терминала: г. Мурманск, ул. Траловая, 12а, 8 этаж);
  7. Бункеровка судов с автотранспорта разрешена только на стационарных причалах, имеющих действующее свидетельство о годности, паспорт ГТС и эксплуатируемое в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86;
  8. При проведении бункеровочной операции судно должно стоять у причала одним корпусом;
  9. С 01 января 2015 года Распоряжение от 23.12.2013 № 51/13 считать утратившим силу.

Данное распоряжение довести до сведения руководителей компаний, осуществляющих бункеровку судов с автотранспорта.

И. о. капитана морского порта Мурманск А.А. Бриленко

  • Бункеровка - заправка судна бункерным топливом.
  • Бункерное топливо – любая минеральная нефть, включая смазочные Материалы, используемые или предназначенные для использования при работе судна или в силовых установках судна.

(гл. XIX.1 п.3 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст.1 п.5 Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения жидким топливом 2001 года (Бункерная конвенция)).

Бункеровка судов: порядок и условия, контроль бункеровки топливом - Адвокат Андрей Комиссаров

Порядок и условия бункеровки морских судов

Во время бункеровки судов возникают проблемы с таможенным контролем. В соответствии с действующим законодательством припасы топлива перемещаются через государственную границу без уплаты таможенных пошлин. С целью защиты экономических интересов России необходимо создание кардинально нового подхода в осуществлении бункеровки топливом.

Огромную экономическую выгоду представляет бункеровка по максимально возможной вместимости емкостей судов. В этом случае в выигрыше остаются компании, которые осуществляют продажу топлива на рынке бункеровки за границей, а также зарубежные судовладельцы, использующие топливо для энергетических устройств судна. Такой выгоде способствует разница в цене на бункерное топливо по сравнению с портами других стран. Влияет также и то, что топливо облагается налогом на добавленную стоимость со ставкой в 0%, если оно вывозится как припас.

Судовладельцы получают выгоду, государство - убытки

Довольно часто недобросовестные судовладельцы пользуются положениями таможенного законодательства для получения дополнительной экономической выгоды. Отправляясь в рейс из иностранного порта, они берут ограниченный запас бункерного топлива с целью пополнения этих запасов в портах России.

В результате применения правил бункеровки судов топливом в таких целях наносится двойной ущерб экономике РФ. Во-первых, территория России становится своеобразным топливным «оффшором», где можно получить нефтепродукты без налоговой наценки. Во-вторых, наносится значительный вред безопасности мореплавания, т.к. происходит отклонение судна от оптимального маршрута.

Попытка защиты экономических интересов

В последнее время нередки стали ситуации, когда при бункеровке нефтепродуктов на таможенных постах было отказано в вывозе топлива. Теоретически это может произойти в случаях, когда его количество превышает необходимую норму для обеспечения технического обслуживания и эксплуатации судов.

Объем вывозимых припасов, освобождаемых от уплаты налогов и таможенной пошлины, определяют компетентные лица таможенного поста, основываясь на Правилах бункеровки и требованиях Таможенного кодекса (Пункт №11 и №12 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов). Для этого учитывают объем имеющихся на борту припасов во время прибытия и бункеровки в порту, необходимое количество припасов для технического обслуживания и эксплуатации судна, остаток в заправочных емкостях, количество аварийного запаса.

Решение споров в судебном порядке

На данном этапе возникают многочисленные споры, которые могут закончиться разбирательствами в суде, как это было на примере Хасанской таможни. Многие судовладельцы не соглашаются с тем объемом запасов топлива, который предлагают им представители таможенной службы.

Бункеровочные компании зачастую скрывают главную цель таких споров – получение дополнительной прибыли разными средствами. Они выносят обвинения в препятствовании развитию отечественных портов, объясняя свою потребность в топливе различными сборами, уплачиваемыми во время бункеровки в портах. Однако на самом деле доход от портовых сборов в несколько сотен раз меньше той суммы, которую приходится выплачивать государству в результате уплаты таможенных пошлин.

Эксперты экономических и юридических наук (вместе с адвокатом Комиссаровым – руководителем коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры») определили, что в случае необоснованного вывоза 300 тонн топлива как припасов государственный бюджет сократится на 2,5 млн. руб. Учитывая то, что расчеты производились для небольшого объема нефтепродуктов, можно представить какие колоссальные убытки понесет экономика, если начнется вывоз топлива несколькими суднами – до 60 млн. руб.!

Увеличивается число жалоб и субъектов внешнеэкономической деятельности. Их представители не согласны с решениями таможенных постов об отказе в убытии припасов, превышающих допустимый объем, не облагаемый налогами, поэтому таможенным органам приходится защищать экономическую безопасность РФ в Арбитражном суде.

УСЛУГИ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Антимонопольное право

Обязанности должностных лиц при бункеровке

Главное меню Обязанности должностных лиц при бункеровке

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО
ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИЕМКЕ ТОПЛИВА.

До начала погрузки нефтепродуктов на судно проследите, чтобы на
танкере путь от трап до переходного мостика был огражден леерами и устлан
дорожкой.

Во время присоединения гибкого шланга к судовому трубопроводу
под фланец подложите мат или поставьте поддон для сбора просачивающихся
нефтепродуктов.

Задрайте все наружные закрытия, включая иллюминаторы, со стороны
борта, с которого принимается топливо.

Приведите в готовность к немедленному действию противопожарные
средства.

Для обеспечения пожарной
безопасности перед пуском топливных насосов включите вентиляцию и проверьте
ее исправность.

Не реже одного раза в квартал тщательно проверяйте надежность
крепления трапов и прочего оборудования внутри грузовых танков и насосных
отделений. Все замеченные недостатки немедленно устраните.

Содержите в исправности грузовые трубопроводы, гибкие шланги и
сальники клинкетов.

Перед началом работ проверьте наличие и исправность защитной
одежды и обуви, переносных ламп, аккумуляторных фонарей, индивидуальных
защитных средств и инструмента.

Не приступайте к работе в случае отсутствия или неисправности
защитной одежды и обуви, переносных ламп, аккумуляторных фонарей,
индивидуальных защитных средств и инструмента.

При наличии течи в сальниках насосов пролитые нефтепродукты
немедленно убирайте.

Не пользуйтесь для освещения открытым огнем.

При повышении температуры в ёмкостях выше допустимых норм
примите меры к ее снижению, используя системы вентиляции и охлаждения.

Перед началом грузовых операций (бункеровки) и до полного их
окончания корпус судна (танкера) при стоянке у причала надежно заземлите для
отвода статического электричества.

Заземление осуществляет вахтенный электрик под контролем
электромеханика и вахтенного механика.

Заводите и отдавайте гибкие шланги осторожно, не допуская обрыва
шлангов, а также их трения о причал или о корпус судна.

При заводке и отдаче шлангов применяйте инструмент,
изготовленный только из цветного металла или омедненный.

Следите, чтобы гибкие шланги, соединенные с судовым
трубопроводом, имели достаточную длину для предотвращения их разрыва при
возможных передвижениях судна.

В местах перехода гибких шлангов через борт (поручни, стойки и
т.п.) подвесьте их на парусиновых стропах.

При выполнении бункеровочных
работ на судне в соответствии с требованиями Международной Конвенции МАРПОЛ,
выполняются профилактические мероприятия, предусматривающие:

Ø Оповещение
экипажа и пассажиров;

Ø Запрещение
курения на открытых палубах;

Ø Ограждение
места сдачи-приёмки топлива;

Ø Закрытие
шпигатов на палубе;

Ø Закрытие
окон и иллюминаторов с борта
приёмки-сдачи топлива;

Ø Подъём
флага "Браво" по МСС (ночью — красного кругового огня) или иного
сигнала, предусмотренного местными правилами;

Ø Установку
поддонов;

Ø Подноску
дополнительных огнетушителей к месту приёма-сдачи топлива, подсоединение к
рожкам двух пожарных рукавов;

Ø Установление
постоянной связи с бункеровщиком;

Ø Организацию
постоянного наблюдения.

Запись навигация

Курсовая: Оценка возможности частичной бункеровки судна топливом перед погрузкой

Оценка возможности частичной бункеровки судна топливом перед погрузкой Выдержка из работы

по дисциплине «Теория, устройство и борьба за живучесть судна»

Тема: «Оценка возможности частичной бункеровки судна топливом перед погрузкой»

В соответствии с заданием при выполнении курсовой работы необходимо оценить возможность частичной бункеровки судно топливом перед погрузкой.

Прием жидких грузов на судно приводит в общем случае к изменению параметров посадки и остойчивости. Остойчивость — способность судна, наклоненного внешними силами возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения действия на него внешних сил. Посадка — положение судна относительно спокойной поверхности воды.

В случае частичной бункеровки топливом, практикуемой достаточно часто в последние время, влияние на остойчивость может быть отрицательным, поэтому решение о такой бункеровке должно приниматься только на основе результатов расчета изменения остойчивости и посадки.

Прием жидкого груза междудонные танки приводят к увеличению остойчивости, но появление свободной поверхности жидкого груза практически сразу, же уменьшает начальную остойчивость, и это не обходимо учитывать при оценке изменения остойчивости и посадки.

1. Прием, хранение, учет масла и топлива на судах

Контроль приемки топлив и масел, а также оформление документации осуществляется главным (старшим) механиком. Приемкой топлива и масла руководит механик, в чьем ведении находиться эта система, или по поручению главного (старшего) механика-вахтенный механик. Персонал, производящий приемку топлива и масел, дожжен быть ознакомлен с системой топливных и масленых трубопроводов, включая расположение переливных воздушных и мерительных труб и указателей уровня затопленных танков.

Основным документом для принятого топлива и масла является накладная нефтебазы (судно — бункеровщика), которая должна быть подписана представителем нефтебазы и механиком, принимавшим топливо и масла. Копия накладной и паспорт (сертификат) на принятое топливо и масло должны быть представлены главным (старшим) механиком механико-судовой службы (МСС) судовладельца.

Во время приемки ГСМ необходимо следит за наполнение танков и цистерн, периодически производя замеры.

Учет расхода топлива должен контролироваться третьим механикам, проверка наличия масла выполняется вторым механиком.

Каждые сутки они представляют главному (старшему) механику сведения по обмеру танков и наличию топлива и масла. Наличие ГСМ на судне регистрируется в машинном журнале каждые сутки.

Главный (старший) механик по данным сведениям должен сравнить фактический расход топлива и масла с существующими нормами. Ежемесячно главный (старший) механик должен составлять и по прибытию из рейса предоставлять в МСС судовладельца теплотехнический отчет и отчеты по топливу и маслу.

Любая бункеровочная операция (приём топлива, масла, сдача подсланевых вод): подготовка, проведение и окончание её, а так же действия, направленные на исключение загрязнения водоёмов в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством и наблюдением ответственного лица, назначенного капитаном судна приказом в начале навигации. Это лицо несёт персональную ответственность за проведение бункеровочной операции, в том числе за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения нефтепродуктами водной среды.

Физико-химические свойства топлива и масла, применяемые в СЭУ, должны соответствовать требованиям инструкций по эксплуатации, обеспечивать надёжную и эффективную их работу с оптимальными показателями, установленными ТУ дизелей, котлоагрегатов и механизмов.

Приемка топлива, сдача льяльных вод — производиться только закрытым способом. Патрубки трубопроводов системы приёма топлива и сдачи нефтесодержащих вод должны быть оснащены стандартными соединениями с отличительной надписью. Применение для бункеровки неисправных устройств категорически запрещается. Для обеспечения совместимости выходных патрубков с фланцами международного образца допускается применение переходных муфт.

Все члены экипажа, принимающие участие в бункеровочных операциях, должны быть ознакомлены со своими обязанностями по бункеровке, а так же с местонахождением и положением переливных и воздушных труб, переливных танков, мерительных труб, индикаторов уровня и способов остановки потока топлива или нефтесодержащих вод в аварийных случаях.

При подготовке к проведению бункеровочных операций необходимо надёжно закрепить и постоянно удерживать судно у причала (бункеровщик у борта) швартовными концами так, чтобы исключить его чрезмерное перемещение относительно причала (или бункеровщика), а следовательно, исключить повреждение шлангов или других соединительных устройств.

1.1 Подготовка к бункеровочным операциям

Перед началом приёмки топлива, (сдачи нефтесодержащих вод), вахтенным помощником капитана объявляется о начале бункеровки с указанием борта бункеровки, о соблюдении правил пожарной безопасности при бункеровке.

На мачте судна поднять флаг «Б», ночью включить красный круговой огонь (Ответственный — вахтенный помощник капитана). Проверить закрытие иллюминаторов со стороны борта, с которого принимается бункер.

У места шланговки организовать пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, лопата) и проложена пожарная линия с пенным стволом.

Место приёма (сдачи) оградить знаками «Курение запрещено» и «Проход запрещён». Привести к немедленному действию противопожарные средства судна.

В темное время суток обеспечить достаточное освещение места приема топлива (масла), сдачи нефтесодержащих вод. Провести инструктаж лиц, участвующих в бункеровочной операции. (Ответственный за бункеровку).

Проверить количество топлива (масла) в цистернах, в которые планируется приём топлива (масла), уточнить, сколько топлива (масла) должно быть принято при бункеровке.

Уточнить последовательность заполнения цистерн, проверить исправность сигнальных устройств, переливных, воздушных и мерительных труб.

В местах присоединения шлангов, под арматурой, вокруг воздушных труб установить поддоны для сбора возможных протечек, заглушить все палубные шпигаты, через которые нефтепродукты могут попасть в воду.

В месте приёма топлива (масла) приготовить к использованию ветошь (сорбирующие материалы).

Установить и постоянно поддерживать связь с вахтенным начальником бункеровочной станции с помощью переносной радиостанции.

От каждой партии топлива, масла должна быть отобрана проба (опломбированная бункеровщиком с указанием температуры топлива или масла, даты бункеровки, названия бункеровщика), которая храниться на судне в течении всего срока использования этой партии.

Ответственным лицом за бункеровку согласовывается с вахтенным начальником бункеровочной станции рабочее давление бункеровки.

1.2 Проведение бункеровочной операции

В начальный период бункеровки подача топлива (масла) должна быть минимальной с тем, чтобы можно было прекратить приём при обнаружении неисправностей. Только убедившись, что топливо (масло) поступает в цистерны, намеченные для заполнения, а также в отсутствии протечек в соединениях шлангов, можно увеличивать подачу до номинального значения.

При достижении номинальной производительности бункеровки убедиться, что давление на входе в судовой трубопровод (а следовательно, давление в шлангах) не превышает рабочего давления.

Во время приёма топлива (масла), сдачи нефтесодержащих вод, постоянно осуществлять контроль за заполнением цистерн. Перед окончанием заполнения должен быть подан сигнал на бункеровочную станцию о снижении подачи, а затем и её прекращении. Ёмкости не должны заполняться более чем на 95% их объема.

Клапаны на приёмных трубопроводах судна нельзя закрывать до тех пор, пока не будет прекращена подача топлива (масла) с бункеровочной станции. Лицо, ответственное за бункеровку должно лично убедиться в прекращении подачи.

После окончания заполнения и перекрытия клапанов (через 10 — 15 мин) следует проверить уровень топлива (масла) в цистерне. Повышение уровня означает, что в цистерну продолжает поступать топливо (масло), поэтому необходимо предпринять соответствующие меры для предотвращения перелива топлива.

Если в процессе бункеровки имели место протечки и на палубе образовались нефтяные пятна, очистку палубы производить только впитывающими (сорбирующие нефтепродукты) материалами. Смыв с палубы за борт категорически запрещён.

бункеровка топливо судно масло

1.3 Окончание бункеровочных операций

Перед окончанием приёма топлива (масла) необходимо уменьшить интенсивность подачи, о чём следует заранее предупредить персонал бункеровочной станции.

После окончания приёма топлива (масла), произвести контрольные замеры в цистернах топлива (масла).

Закрыть и осушить шланги и клапаны на приёме топлива (масла), осушить поддоны или огороженные ёмкости под приёмными патрубками бункеровочных магистралей, отсоединить шланги.

По окончании бункеровки фланцы разъединить и заглушить на все болты как на приёмном трубопроводе, так и на шланге. Эти работы производить над поддонами. Все топливные линии и приёмные клапаны должны быть закрыты. Измерительные устройства танков должны быть закрыты в последнюю очередь.

Объявить по внутрисудовой трансляции об окончании бункеровочных операций.

О времени начала и окончания бункеровки сделать запись в журнале нефтяных операций и в вахтенном журнале судна.

1.4 Перекачка топлива в пределах судна

При перекачке топлива из одной цистерны в другую в пределах судна, или из запасной цистерны в расходную, необходимо принять меры предосторожности для предотвращения перелива и обеспечить, чтобы вся запорная арматура на трубопроводе перекачки топлива, идущего от топливоперекачивающего насоса к топливным цистернам, не включенным в операцию по перекачке топлива и к трубопроводу выдачи топлива, была надёжно закрыта.

Перед началом перекачки необходимо проверить состояние воздушных труб. Лицо, ответственное за операцию по перекачке топлива, обязано удостовериться, что переливной трубопровод в рабочем состоянии, переливная цистерна не заполнена, сигнализация о переливе и указатели уровня в цистерне в рабочем состоянии и исключат переполнение переливной цистерны.

При перекачке топлива необходимо производить замеры уровня в цистернах. В конце перекачки интенсивность подачи топлива уменьшить во избежание перелива топлива из заполняемой ёмкости.

1.5 Операции по сдаче нефтесодержащих вод

Перекачка нефтесодержащих вод должна производиться закрытым способом из цистерны подсланевых вод через специальные присоединительные устройства единого образца. Категорически запрещается сдача нефтесодержащих вод напрямую из-под сланей машинного отделения на ОС. Правила РРР том 4 (Правила экологической безопасности судов, гл 2, пункт 2.1. 5)

Подготовка и проведение операции по перекачке нефтесодержащих вод необходимо производить в соответствии с рекомендациями данной инструкции при подготовке и проведении нефтяных операций.

После сдачи нефтесодержащих вод необходимо сделать соответствующую запись в судовом вахтенном журнале и журнале нефтяных операций.

Закрыть запорное устройство и произвести опломбирование согласно инструкции «О порядке пломбирования клапанов систем осушения, систем сбора нефтесодержащих вод и сточно-фановой системы».

Получить справку у вахтенного начальника ОС о сдаче нефтесодержащих вод.

Любая бункеровочная операция (приём топлива, масла, сдача подсланевых вод) выполняется под непосредственным руководством старшего механика, который несёт персональную ответственность за ее проведение. Прием жидких грузов приводит к изменению параметров посадки и остойчивости судна. В случае частичной бункеровки топливом, влияние на остойчивость может быть отрицательным, поэтому решение о такой бункеровке должно приниматься только на основе результатов расчета изменения остойчивости и посадки.

2. Расчет элементов остойчивости и посадки судна при бункеровке

Таблица 1 — Исходные данные

2.1 Расчет основных элементов судна

D = L. B. T. д. с = 100. 18. 23. 4. 1. 025 = 7474

Площадь ватерлинии, м 2

S = L. B. б = 100. 18. 23. 0. 768 = 1400

Поскольку объем принимаемого топлива превышает объем одного танка, возможны два варианта приема топлива. Первый вариант, принимать топливо поровну в танки левого и правого бортов, во избежание появления крена. Второй вариант, чтобы уменьшить отрицательное влияние на остойчивость свободной поверхности жидкого груза один танк заполняется полностью, а танк другого борта оставшимся количеством топлива.

2.2 Расчет остойчивости судна при приеме топлива поровну в два танка

Суммарный момент инерции свободной поверхности топлива в двух танках, м 4

Изменение остойчивости вследствие появления свободных поверхностей топлива в танках, м

Поперечная метацентрическая высота после приема топлива, м

Такой вариант частичной бункеровки не приемлем из-за недопустимого снижения поперечной остойчивости судна.

2.3 Расчет остойчивости судна при приеме топлива в один танк полностью, во второй частично

Момент инерции свободной поверхности топлива в частично заполненном танке, м

Изменение остойчивости вследствие появления свободной поверхности топлива в одном танке, м

Изменение осадки судна после приема топлива, м

Масса топлива в полностью затопленном танке, т

Аппликата центра тяжести принятого топлива в правый запрессованный танк, м

Аппликата центра тяжести топлива принятого в один танк полностью, а во второй частично, м

Изменение поперечной метацентрической высоты вследствие приема топлива, м

Новое значение поперечной метацентрической высоты после приема топлива, м

2.4 Расчет посадки судна после бункеровки

Угол крена при несимметричном приеме топлива в градусах рассчитывается по формуле

Поскольку угол крена при таком варианте приема топлива неприемлем, необходимо принять меры к увеличению остойчивости и спрямлению судна. С этой целью подбираем балластную цистерну на противоположном крену борту судна. Можно принять балласт в цистерну № 7 левого борта. Вес воды в полностью заполненной цистерне 135 тонн. Координаты центра тяжести цистерны в метрах: xb = 11. 5, yb = - 6, zb = 1.

Изменение осадки после приема балласта, м

11. Изменение поперечной метацентрической высоты после приема балласта, м

Исправленная метацентрическая высота, м

Угол крена после приема балласта, град.

Угол дифферента, рад

Осадка кормой, м

Осадка средняя, м

Дифферент судна, м

Таблица2 — Сравнительная таблица элементов судна до бункеровки и после

Из таблицы видно, что судно после бункеровки осталось практически на ровном киле. Крен и дифферент судна составляют менее 1 градуса. Значение поперечной метацентрической высоты увеличилось с 40 см до 43.

В приложении, А представлен расчет посадки и остойчивости судна, выполненный при помощи универсальной математической программы MathCad 2000 Pro.

Любая бункеровочная операция (приём топлива, масла, сдача подсланевых вод) выполняется под непосредственным руководством старшего механика, который несёт персональную ответственность за ее проведение. Прием жидких грузов приводит к изменению параметров посадки и остойчивости судна. В случае частичной бункеровки топливом, влияние на остойчивость может быть отрицательным, поэтому решение о такой бункеровке должно приниматься только на основе результатов расчета изменения остойчивости и посадки.

При бункеровке 300 т целесообразно принимать топливо в один танк полностью, в другой частично. Поскольку угол крена при таком варианте приема топлива неприемлем, необходимо принять меры к увеличению остойчивости и спрямлению судна. С этой целью целесообразно принять балласт в цистерну № 7 левого борта. Вес воды в полностью заполненной цистерне 135 тонн. При таком варианте бункеровки с последующей балластировкой судно остается на ровном киле. Крен и дифферент судна не превышают 1 градуса. Значение поперечной метацентрической высоты возрастает на 3 см.

Список использованных источников

1. Донцов С. В. «Основы теории судна» — Одесса: Феникс, 2007 г.

2. Кацман Ф. М. Милькин Г. Т. «Выбор морского транспортного судна и оценка его мореходных качеств» — СПб: ГМА, 2002 г.

3. «Наставление по борьбе за живучесть судов» — СПб: ЦНИМФ, 2004 г.

4. Инструкция по предотвращению загрязнения водоемов нефтепродуктами при бункеровке топливом и сдаче льяльных вод на внутренних водных путях РФ. ООО «Речная брокерская компания» 2008 г.

5. Методические указания по выполнению курсовой работы. — СПб: МТК, 2010 г.