Руководства, Инструкции, Бланки

протокол инициативной группы для проведения референдума образец img-1

протокол инициативной группы для проведения референдума образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации

Приложение к Постановлению Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации от 15 марта 2005 г. No. 140/966-4

Примечания. 1. Протокол представляется в ЦИК России на бумажном носителе (в двух экземплярах) и в машиночитаемом виде (на дискете). Рекомендуемое имя файла "Protokol", формат MSWord или MSExcel (расширение *.doc, *.rtf, *.xls). При заполнении таблицы не рекомендуется объединять или разделять ее ячейки.

2. Коды субъектов Российской Федерации указываются в соответствии с порядком следования субъектов Российской Федерации в статье 65 Конституции Российской Федерации. Все иностранные государства, на территории которых собирались подписи участников референдума, объединяются в условный субъект с кодом 99.

3. В итоговой строке таблицы указывается соответственно: общее количество субъектов, на территории которых осуществлялся сбор подписей участников референдума, общее количество папок, листов и подписей.

Источник: Постановление ЦИК России от 15.03.2005 N 140/966-4

Похожие формы

Образец удостоверения заместителя Председателя ЦИК России, секретаря ЦИК России и члена ЦИК России с правом решающего голоса, Руководителя Аппарата ЦИК России и его заместителей, начальника управления Аппарата ЦИК России, Руководителя ФЦИ при ЦИК России и его заместителя, руководителя РЦОИТ при ЦИК России, исполнительного директора РФСВ, сопредседателя Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России

Рабочая группа по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума и установлении численности зарегистрированных избирателей, участников референдума (приложение к решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о мерах по реализации положения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации)

Сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы при проведении референдума Российской Федерации, подлежащие обязательному опубликованию (на основании данных Сберегательного банка Российской Федерации). Форма № 5

Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации (обязательная форма)

Видео

Другие статьи

Протокол инициативной группы для проведения референдума образец

Скачать протокол инициативной группы для проведения референдума образец, nikolaustag in deutschland презентация

Название документа: О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Инициативная группа по проведению референдума, образованная в Форма регистрационного свидетельства утверждается Избирательной итогового протокола инициативной группы по проведению референдума. Инициативная группа проведения референдума - группа граждан Российской протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательными. 16 июн 2014 Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Санкт- Рассмотрев указанные ходатайство и протокол на предмет их приложение 1 к ходатайству о проведении референдума.

Бланки, образцы Правом инициировать проведение референдума наделены: об образовании инициативной группы по проведению референдума; По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора. Административный кодекс РФ 2016 года (КоАП РФ 2016) Глава 28. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА. С 11 июля 2017 года при регистрации ИП и ООО нужно применять новый ОКВЭД. МРОТ с 1 июля 2016 года. (1) Если вопрос о проведении местного референдума возбужден гражданами, о регистрации, протокола о ее создании и сформулированных вопросов. инициативной группы ее членам выдаются удостоверения, образец. Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора. 3 июл 1991 Образование инициативных групп референдумов О проведении собрания составляется протокол с указанием результатов других документов проведения референдума, образцы ящиков для голосования. 21 апр 2012 Инициативной группы но проведению Референдума от субъекта Российской Федерации - города Москвы Дата проведения. Инициатива проведения референдума Свердловской области, местного референдума. 1. Инициативная группа по проведению местного референдума Форма ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было. Вопрос 3: Какими законами регулируется проведение референдума? Форма таких законов может быть различна. ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума. Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года. 28 апр 2007 Инициатива проведения референдума Чеченской Республики Инициативная группа по проведению референдума Чеченской Республики К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по на референдуме, образцы печатей комиссий референдума. Местный референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Местный референдум (далее - референдум) проводится на всей В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен в муниципальную комиссию референдума представляется протокол об итогах.

Инициативная группа по проведению референдума, образованная в итогового протокола инициативной группы по проведению референдума для голосования на референдуме, образцы печатей комиссий референдума.

moja-litva.ru © 2008

Протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации: образец, бланк, шаблон

Протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации

Приложение к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 марта 2005 г. No. 140/966-4

Примечания. 1. Протокол представляется в ЦИК России на бумажном носителе (в двух экземплярах) и в машиночитаемом виде (на дискете). Рекомендуемое имя файла "Protokol", формат MSWord или MSExcel (расширение *.doc, *.rtf, *.xls). При заполнении таблицы не рекомендуется объединять или разделять ее ячейки.

2. Коды субъектов Российской Федерации указываются в соответствии с порядком следования субъектов Российской Федерации в статье 65 Конституции Российской Федерации. Все иностранные государства, на территории которых собирались подписи участников референдума, объединяются в условный субъект с кодом 99.

3. В итоговой строке таблицы указывается соответственно: общее количество субъектов, на территории которых осуществлялся сбор подписей участников референдума, общее количество папок, листов и подписей.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Протокол»:

Договоры по группам

Договоры по тегам

Если вы работаете в офисе

В чем состоит сложность собеседования?

  • Продуктивность против трудоголизма

    Если два человека говорят одинаково, это не значит, что они говорят одно и то же. (Б.Г. Кузнецов)

    © 2016 Все-документы.ру. Образцы договоров и документов.
    Сайт-помощник по составлению различных договоров. Шаблоны и бланки. Всё готово, от вас - вставить в редакторе свои данные и распечатать. Если у вас есть шаблон, который бы вы хотели разместить здесь, воспользуйтесь обратной связью.

  • Протокол № 1

    собрания инициативной группы по проведению референдума в г. Протвино Московской области.

    г. Протвино Московской области 23 ноября 2008 г.

    1. Избрание секретаря и председателя собрания.

    Выступил Филатов Г.А. объявивший результаты регистрации (31 житель Протвино, имеющий право участвовать в референдуме) и предложивший избрать председателем собрания Шевчукова А.П. а секретарем собрания Кононову Н.М.

    Голосовали: за - 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: председателем собрания избрать Шевчукова А.П. секретарем – Кононову Н.М.

    2. Повестка дня и регламент собрания.

    Выступил Шевчуков А.П. предложивший проголосовать за повестку дня и регламент проведения собрания.

    Голосовали: за – 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: утвердить предложенную повестку дня и регламент проведения собрания (прилагается).

    3. Об истории вопроса.

    С информацией по данному вопросу выступили Вишняков И.А. (о решении Совета депутатов включить строительство стеклотарного завода в программу на будущий год, о поездке депутатов в Дмитров на завод меньшей мощности), Шевчуков А.П. (об инициативе по референдуму на собрании жителей 12 мая 2008г, о близости к участку строительства двух садовых товариществ и водозабора, об обращении к Главе города с просьбой предоставить информацию).

    4. Формулировка вопроса, выносимого на референдум.

    Выступил Шевчуков А.П. предложивший следующую формулировку вопроса: «Считаете ли Вы, что ухудшающий состояние окружающей среды стеклотарный завод не должен строиться в Протвино?». По данной формулировке были возражения.

    Выступил Щукин Л.А. с другой формулировкой, которая была поставлена на голосование «Запретить размещение стеклотарного завода в Протвино?»

    Голосовали: за - 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: принять следующую формулировку вопроса, выносимого на референдум: «Запретить размещение стеклотарного завода в Протвино? »

    5. Избрание уполномоченных лиц.

    Выступил Шевчуков А.П. предложивший избрать уполномоченным инициативной группы по проведению референдума себя, Шевчукова А.П. а уполномоченным по финансовым вопросам – Леоненко Д.А. в соответствии с требованием законодательства не являющегося членом инициативной группы.

    Голосовали: за - 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: назначить уполномоченным инициативной группы по проведению референдума Шевчуков А.П. уполномоченным по финансовым вопросам - Леоненко Д.А..

    6. Создание Фонда референдума.

    Выступил Шевчуков А.П. рассказавший о требовании законодательства по референдуму все расходы оплачивать только из Фонда референдума, состоящего из собственных средств инициативной группы (не более 100 тыс.р) и добровольных пожертвований ограниченного размера, вносимых отдельными гражданами (не более 2 тыс.р.), и юридическими лицами (не более 20 тыс.р). Общий объем израсходованных средств не должен превысить 200 тыс. руб.

    Шевчуков А.П. предложил создать Фонд референдума инициативной группы. После получения разрешения городской избирательной комиссии уполномоченным по финансовым вопросам будет открыт специальный счет в филиале Сбербанка России. До открытия счета внесенные в Фонд референдума наличные денежные средства членов инициативной группы поручить хранить уполномоченному по финансовым вопросам.

    Голосовали: за - 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: создать Фонд референдума инициативной группы.

    7. Принятие и подписание Ходатайства о проведении референдума.

    Выступил Шевчуков А.П. предложивший проголосовать за предлагаемый текст Ходатайства и подписать его.

    Голосовали: за - 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: принять и подписать текст Ходатайства о проведении референдума в адрес избирательной комиссии (прилагается).

    8. Выдача Доверенности уполномоченному по финансовым вопросам, порядка её подписания и заверения у нотариуса.

    Выступил Шевчуков А.П. предложивший выдать Доверенность уполномоченному по финансовым вопросам Леоненко Д.А. поручить ее подписание и заверение у нотариуса уполномоченному инициативной группы по проведению референдума.

    Голосовали: за - 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: выдать Доверенность уполномоченному по финансовым вопросам Леоненко Д.А. (прилагается), поручить ее подписание и заверение у нотариуса уполномоченному инициативной группы по проведению референдума Шевчукову А.П.

    9. Принятие Заявление о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума и порядка его подписания уполномоченным инициативной группы по проведению референдума.

    Выступил Шевчуков А.П. предложивший принять Заявление в избирательную комиссию о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума и поручить подписать Заявление уполномоченному инициативной группы по проведению референдума.

    Голосовали: за – 31 чел. против – 0 чел. воздержались - 0 чел. Принято единогласно.

    Решили: принять Заявление в избирательную комиссию о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума (прилагается) и поручить его подписать уполномоченному инициативной группы по проведению референдума Шевчукову А.П.

    Председатель собрания А.П.Шевчуков

    Секретарь собрания Н.М.Кононова

    Повестка дня и регламент

    собрания инициативной группы по проведению референдума

    Регистрация, раздача материалов -5 мин.

    10. Избрание секретаря и председателя собрания. -5 мин.

    11. Повестка дня и регламент собрания. -5 мин.

    12. Выступления по истории вопроса -10 мин.

    13. Формулировка вопроса, выносимого на референдум. – 10 мин.

    14. Избрание уполномоченных лиц инициативной группы: а) по проведению референдума; б) по финансовым вопросам (не члена инициативной группы) 5 мин.

    15. Создание Фонда референдума.-5 мин.

    16. Принятие и подписание Ходатайства: принятие – 5 мин.

    17. Принятие Доверенности уполномоченному по финансовым вопросам – 5 мин.

    18. Принятие Заявления о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам – 5 мин.

    Принято собранием инициативной группы 23 ноября 2008 года

    Уполномоченный представитель инициативной

    группы по проведению референдума Шевчуков А.П.

    В Избирательную комиссию г.Протвино Московской области

    от инициативной группы по проведению референдума

    Просим назначить референдум жителей городского округа Протвино с вынесением на него вопроса: «Запретить размещение стеклотарного завода в Протвино?»

    Инициативная группа назначает следующих лиц, наделенных правом действовать от её имени:

    1) Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума - Шевчуков Александр Павлович, родившийся 06 июля 1963 года в г.Новосибирске, паспорт 4608 038314, выданный 10.07.2008г отделением УФМС России по Московской области в г.Протвино, проживающий по адресу г.Протвино, ул. Ленина, 24 б, кв.144.

    2) Уполномоченный представитель по финансовым вопросам – Леоненко Дмитрий Алексеевич, родившийся в г. Курске 11 октября 1952 года, паспорт 4606 163310, выданный 18 декабря 2003 года ОВД города Протвино Московской области, проживающий по адресу: г.Протвино, Молодежный проезд, д.6 кв.5

    Приложение: Протокол собрания инициативной группы о выдвижении инициативы проведения референдума от 23.11.2008

    23 ноября 2008 г город Протвино Московской области

    Инициативная группа по проведению референдума в г. Протвино, созданная в соответствии с протоколом №1 от 23 ноября 2008 года доверяет Леоненко Дмитрию Алексеевичу, 11.10.1952 г.р. паспорт 4606 163310, выданный 18 декабря 2003 года ОВД города Протвино Московской области, зарегистрированному и проживающему по адресу: г.Протвино, Молодежный проезд, д.6 кв.5, работающему в ОАО «Новая инвестиционная политика Московской области» (г.Одинцово Московской области) в должности генерального директора, выполнять в ходе подготовки и проведения референдума в городе Протвино по вопросу «Запретить размещение стеклотарного завода в Протвино?» все функции, предусмотренные законодательством для уполномоченного по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума в муниципальном образовании.

    Доверенность выдается без права передоверия до 01 июля 2008 года на время подготовки, проведения, подведения итогов референдума и оформления всех отчетов в течение предусмотренных законодательством сроков.

    Уполномоченный представитель инициативной

    группы по проведению референдума Шевчуков А.П.

    Председателю избирательной комиссии
    г. Протвино Московской области

    от инициативной группы по проведению
    референдума в г. Протвино

    Просим зарегистрировать в качестве уполномоченного по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума в г. Протвино по вопросу «Запретить размещение стеклотарного завода в Протвино?» Леоненко Дмитрия Алексеевича, 11.10.1952 г.р. паспорт 4606 163310, выданный 18 декабря 2003 года ОВД города Протвино Московской области, проживающего по адресу: г.Протвино, Молодежный проезд, д.6 кв.5.

    23 ноября 2008 года

    Уполномоченный представитель инициативной

    группы по проведению референдума Шевчуков А.П.

    Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

    Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

    1. Военное или чрезвычайное положение, введенное на территории РФ, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

    2. В случае введения в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом.

    Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных п.3

    3. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.

    4. В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов .

    5. Проведение повторного референдума, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

    6. Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

    Подготовкой и проведением референдума занимаются те же самые комиссии, что на выборах с той разницей, что они называются комиссиями референдума.

    Сбор подписей граждан в поддержку референдума организуется инициативной группой, которая должна быть зарегистрирована соответствующей комиссией.

    Этапы референдума

    1) Инициативная группа по проведению референдума должнасостоять изрегиональных подгрупп. создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации.

    В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума ,место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

    Региональная подгруппа проводит собрание, на котором принимают решение:

    -об утверждении формулировки вопросов

    - об образовании инициативной группы по проведении референдума

    - назначение уполномоченных из числа региональной подгруппы.

    Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.

    На собрании региональной подгруппы вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

    ФКЗ предусматривает два этапа регистрации региональной подгруппы:

    а) в избирательной комиссии соответствующего субъекта. Она уведомляет ЦИК РФ о вопросе референдума, указанного в ходатайстве. ЦИК решение: разрешить или отказать. Отказ в форме мотивированного заключения.

    б) регистрация ЦИК инициативной группы и вопроса референдума. В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители этих подгрупп на собрании решение об обращении в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса референдума. Выдается регистрационное свидетельство, где указывается дата окончания сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

    Инициативная группа по проведению федерального референдума обязана собрать не менее 2-х миллионов подписей участников референдума. На один субъект РФ – не менее 50.тыс. подписей участников. Срок сбора-45 дней. Собирать подписи могут только члены инициативной группы в рамках субъекта РФ.

    Подписные листа и итоговый протокол инициативной группы в избирательную комиссию субъекта РФ. Подписные листы с подписями граждан, находящихся за границей, удостоверяются консульским учреждением РФ и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы ее представителем в ЦИК РФ. ЦИК проверку и направляет подписные листы со своим заключением Президенту. В проведении референдума ЦИК может отказать, если число действительных подписей не соответствует закону(более 5 %).

    Назначение референдума относиться к ведению Президента (реагирование на инициативу):

    1) Сначала инициатива референдума выражается в сборе 2-х миллионов подписей граждан или принятия решения о необходимости проведения референдума Конституционным Собрание РФ.

    2) проверка правильности сбора подписей и подписных листов ЦИК РФ и их направление Президенту РФ вместе со своим заключением; либо направление Президенту решения Конституционного Собрания о необходимости референдума по новой Конституции

    3) направление Президентом РФ документов и материалов в Конституционный суд с соответствующим запросом и принятие последним своего решения о признании инициативы референдума соответствующей Конституции ( он определяет быть или не быть референдуму). Нейтрализована возможность использования Президентом референдума для принятия решений, минуя парламент.

    4) Принятие решения Президентом о назначении референдума

    На уровне субъекта РФ- назначает парламент, на местном уровне- представительный орган, суд, если орган муниципального образования отсутствует или не принял решение в установленный срок (в том числе для выборов).

    Федеральные и региональные референдумы не могут назначаться избирательными комиссиями или решением суда общей юрисдикции.

    Инициативная группа проведения референдума - это

    Инициативная группа проведения референдума это:

    Инициативная группа проведения референдума - группа граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме, зарегистрированная в установленном законом порядке в соответствующей комиссии референдума и организующая сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.

    Порядок образования и регистрации инициативных групп, порядок их участия в подготовке и проведении референдума устанавливаются соответственно: при проведении референдума Российской Федерации - Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации"; при проведении референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума - законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Инициативная группа по проведению референдума может быть образована непосредственно гражданами, а также общественным объединением, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения, и устав которого предусматривает участие в выборах. При этом инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации может образовываться только общероссийским общественным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах в федеральные органы государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой.

    Требование к количественному составу инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается названным Федеральным конституционным законом. В соответствии с ним инициативная группа может создаваться в количестве не менее 100 человек. Инициативная группа по проведению референдума субъекта Российской Федерации образуется в количестве не менее 20 человек, а по проведению местного референдума - не менее 10 человек.

    Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума. Соответственно: по проведению референдума субъекта Российской Федерации - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации; по проведению местного референдума - в территориальную избирательную комиссию (комиссию муниципального образования). В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы.

    В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум. и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации также должны указываться субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей.

    К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

    В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в законе требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. См. Вопросы референдума.

    Соответствующая комиссия обязана рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению референдума в течение 15 дней со дня поступления и принять одно из следующих решений. В случае соответствия ходатайства требованиям законодательных актов, регламентирующих порядок проведения референдума, - о направлении их в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. В противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

    Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие предлагаемого вопроса для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок и сроки такой проверки устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом федеральный закон ограничивает максимальный срок проверки двадцатью днями со дня поступления ходатайства инициативной группы.

    Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный принять решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

    Орган, уполномоченный принять решение о назначении референдума, производит регистрацию инициативной группы по проведению референдума и сообщает об этом в средства массовой информации в случае признания выносимого на референдум вопроса, отвечающим требованиям закона. При этом данный орган выдает инициативной группе регистрационное свидетельство. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления ходатайства. В случае если выносимый на референдум вопрос будет признан не отвечающим требованиям закона, инициативной группе по проведению референдума отказывается в регистрации и выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.

    Основаниями отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

    С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.

    Регистрационное свидетельство действительно в течение срока, установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев.

    Установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 30 дней на референдуме субъекта Российской Федерации, не менее 20 дней на местном референдуме.

    Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемых федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

    В поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации должно быть собрано подписей не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них.

    Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума не может превышать соответственно: для референдума субъекта Российской Федерации - 2 процента, местного референдума - 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме.

    Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в отдельных частях территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования не допускается.

    Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

    После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей избирателей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию (комиссию референдума), выдавшую регистрационное свидетельство.

    Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований законодательства при сборе подписей в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и принимает по результатам проверки постановление. Если будут обнаружены нарушения указанных требований, избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. В течение двух лет со дня принятия этого решения члены данной инициативной группы не могут выступать повторно с инициативой проведения референдума.

    В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума установленным законодательством требованиям избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. Копия постановления избирательной комиссии (комиссии референдума) направляется также инициативной группе.

    Кроме определения порядка создания и регистрации инициативных групп по проведению референдума, регламентации порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит специальные нормы об участии инициативных групп в подготовке и проведении референдума.

    Например, в соответствии со ст. 24 названного закона уполномоченные представители и доверенные лица инициативных групп по проведению референдума не могут быть членами комиссий референдума с правом решающего голоса. После принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

    Положениями ст. 26 уполномоченным представителям и членам инициативной группы по проведению референдума предоставляется право присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий референдума, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссией референдума работы со списками участников референдума, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, данным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа этих лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными документами. Инициативная группа по проведению референдума также вправе направлять наблюдателей, которые вправе присутствовать в комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, составлении протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.

    Положениями главы VII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регламентирован порядок проведения агитации при проведении референдума, включая порядок участия в такой агитации инициативных групп по проведению референдума.

    Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013 .

    Порядок организации и проведения референдума

    Конституционное право России
    • Конституционное право как отрасль Российского права
      • Понятие конституционного права как отрасли права
      • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
      • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
      • Конституционно-правовое принуждение
      • Система конституционного права
    • Конституционное право как наука
      • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
      • Источники и методология науки конституционного права
      • Развитие науки конституционного права
      • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Источники конституционного права
      • Конституционные источники
      • Законодательные источники
      • Подзаконные и локальные источники
      • Судебные источники
      • Договорные источники
      • Международные источники
    • Конституция Российской Федерации
      • Конституции: понятие, сущность, функции
      • Виды конституций
      • Конституционное развитие российского государства
      • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
      • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
      • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
      • Понятие основ конституционного строя
      • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
      • Конституционные принципы федеративного устройства
      • Основные конституционные начала общественного устройства
    • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
      • Достоинство человека в контексте современной российской истории
      • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
      • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
      • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
    • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
      • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
      • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
      • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
      • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
      • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
      • Принципы конституционного положения человека и гражданина
    • Отношения гражданства
      • Понятие российского гражданства
      • Принципы гражданства
      • Признание гражданства
      • Приобретение гражданства
      • Прекращение гражданства
    • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
      • Иностранные граждане, лица без гражданства
      • Беженцы и вынужденные переселенцы
    • Право граждан на объединение
      • Право на объединение
      • Негосударственные организации
      • Некоммерческие организации
      • Общественные объединения
      • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
      • Политические партии
    • Свобода совести, вероисповедания
      • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
      • Религиозные объединения: понятие и виды
      • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
    • Свобода мысли и слова
      • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
      • Конституционно-правовой режим гласности
      • Правовое положение средств массовой информации
    • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
      • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
      • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
      • Реализация права граждан на публичные мероприятия
    • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
      • Национальные меньшинства в России
      • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
      • Защита национальных меньшинств в российском праве
    • Теория государственного устройства
      • Понятие государственного устройства
      • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
      • Федерация: понятие, виды
    • Юридическая природа Российской Федерации
      • Российская Федерация — суверенное - федеративное государство
      • Становление федерации в России и ее особенности
    • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
      • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
      • Признаки субъектов Российской Федерации
      • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
      • Классификация субъектов Российской Федерации
      • Изменение состава субъектов Российской Федерации
    • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
      • Понятие административно-территориального устройства
      • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
      • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
      • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
    • Система органов государственной власти в Российской Федерации
      • Понятие органа государственной власти
      • Система органов государственной власти
      • Виды органов государственной власти
    • Президент Российской Федерации
      • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
      • Порядок занятия должности Президента
      • Компетенция Президента
      • Акты Президента
    • Федеральное собрание Российской Федерации
      • Из истории российского парламентаризма
      • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
      • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
      • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
      • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
      • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
    • Федеральный законодательный процесс
      • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
      • Внесение законопроектов в Государственную Думу
      • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
      • Рассмотрение законов в Совете Федерации
      • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
      • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
    • Правительство Российской Федерации
      • Правительство Российской Федерации — орган государственной власти
      • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
      • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
      • Структура государственных должностей в Правительстве
      • Компетенция Правительства
      • Правовые акты Правительства
      • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Право граждан на судебную защиту
      • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
      • Система органов судебной власти
    • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
      • Место прокуратуры в системе государственных органов
      • Система органов прокуратуры
      • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
    • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
      • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
      • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
      • Понятие и значение выборов, их виды
      • Понятие и принципы российского избирательного права
      • Избирательные системы
      • Источники российского избирательного права
      • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
      • Выборы Президента Российской Федерации
      • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы в субъектах Российской Федерации
      • Процесс становления региональных избирательных систем
      • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
      • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
    • Референдум как форма народовластия
      • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
      • Предмет референдумов
      • Порядок организации и проведения референдума
    • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
      • Понятие и принципы местного самоуправления
      • Законодательные основы местного самоуправления
      • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
      • Финансово-экономические основы местного самоуправления
    Порядок организации и проведения референдума

    Рассмотрим порядок организации и проведения референдумов на примере референдума Российской Федерации. Названный порядок включает в себя следующие обобщенные стадии: возбуждение инициативы проведения референдума; назначение референдума, подготовка и проведение акта подведение итогов референдума.

    Инициатива проведения референдума. Право возбуждения вопроса о проведении референдума принадлежит: а) не менее чем двум миллионам российских граждан, имеющим право на участие в указанном референдуме (на один субъект Федерации должно приходиться не более 10% требуемого числа подписей граждан); б) Конституционному Собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ. При этом должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум, или представлен полный текст закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого к принятию на референдуме.

    Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

    1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме. Главная задача инициативной группы заключается в сборе необходимого количества подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума.

    Правом создания инициативной группы обладают граждане, имеющие право на участие во всероссийском референдуме, а также общероссийские общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

    Если сбор подписей предполагается и среди граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, то в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан. Видимо, законодатель имеет в виду необходимость избрания в состав инициативной группы граждан, проживающих за рубежом.

    2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации. При отсутствии и этого органа инициативную группу регистрирует высшее должностное лицо субъекта Федерации.

    В ходатайстве о регистрации указываются: 1) формулировка вопроса (вопросов), текст законопроекта, выносимые на референдум;

    2) субъекты Федерации, на территории которых предполагается сбор подписей, а также иностранные государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там российских граждан; 3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

    Если сбор подписей предполагается проводить за пределами страны, то в ходатайстве о регистрации инициативной группы дополнительно указываются вышеназванные данные членов инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на зарубежной территории.

    К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

    Избирательная комиссия субъекта Федерации в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации группы, выдает ей регистрационное свидетельство, действительное в течение трех месяцев, и извещает о своем решении Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Если инициативная группа предполагает собирать подписи граждан за рубежом, то извещение об этом направляется и в Министерство иностранных дел РФ.

    В случае отказа в регистрации инициативной группы ей выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Федерации. Основанием отказа в регистрации группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ.

    3. Проводится сбор подписей. Сбор подписей осуществляется после регистрации инициативной группы. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов подписи собираются за каждый из предлагаемых вопросов в отдельности. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства граждан. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума области, не может превышать более чем на 15% их требуемое число, указанное выше.

    Подписи вносятся в подписные листы, которые должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданам текст этого законопроекта по первому их требованию. Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и уполномоченным представителем инициативной группы с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения.

    После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан по каждому субъекту Федерации и число подписей граждан, собранных за рубежом, а также общее число подписей, о чем составляет итоговый протокол инициативной группы.

    Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Федерации, вместе с итоговым протоколом передаются инициативной группой в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого собирались подписи.

    Избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и подписью одного члена комиссии. Инициаторам сбора подписей выдается письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени приема.

    Подписные листы, собранные за рубежом, нумеруются и брошюруются по каждому иностранному государству в отдельности. Они удостоверяются соответствующими консульскими учреждениями Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются в Центральную избирательную комиссию.

    4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.

    5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

    Порядок возбуждения вопроса о проведении референдума Российской Федерации Конституционным Собранием РФ должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время еще не принят. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

    Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение месяца направляет Президенту свое решение по существу вопроса, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

    В случае признания Конституционным Судом соблюдения конституционных требований инициаторами референдума Президент назначает всероссийский референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Данная временная рамка, во-первых, обеспечивает надлежащий уровень подготовки референдума, а, во-вторых, препятствует затягиванию связанных с референдумом мероприятий.

    В случае отрицательного решения Конституционного Суда процедура референдума прекращается.

    Таким образом, Президент обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако не может назначить его по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

    Подготовка и проведение акта голосования. Подготовку и проведение всероссийского референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия (Центральная комиссия референдума), избирательные комиссии субъектов Федерации (комиссии субъектов Федерации по проведению референдума), территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

    Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения. Так, участковые комиссии составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому, устанавливают результаты голосования по своим участкам.

    Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение законодательства, руководит нижестоящими комиссиями, издает инструкции и иные акты по вопросам применения законодательства о референдуме, устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

    Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, извлеченных из ящиков для голосования.

    Центральная комиссия референдума признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

    Центральная комиссия референдума может признать итоги голосования в отдельных субъектах Федерации недействительными, если нарушения, допущенные при голосовании, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников референдума. В этом случае Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующим комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления о признании итогов голосования по отдельным субъектам недействительными.

    Решение референдума и итоги голосования в целом по Российской Федерации официально публикуются (обнародуются) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения его результатов.

    Решение референдума вступает в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

    Потребление памяти: 0.5 Мб