Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов img-1

инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов

Рейтинг: 4.2/5.0 (1848 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность Все темы данного раздела:

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На работу проводником пассажирского вагона принимаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров в поездах

II МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
Все железнодорожные вагоны подразделяются на два парка: грузовой и пассажирский. Пассажирский парк составляют пассажирские вагоны, почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические вагоны.

Знаки надписи на вагонах
На дорогах СНГ установлены единые для всех пассажирских вагонов обязательные знаки и надписи, которые наносят при постройке и ремонте. На боковые стены кузова наносят Герб РФ, знак МПС, заводской н

Колесные пары
1-ступица колеса 2-диск колеса 3-обод колеса 4-гребень колеса 5-ось колесной пары 6-поверхность катания

Буксы с роликовыми подшипниками
Буксы предназначены для соединения колесных пар с рамой тележки, передачи нагрузки от кузова вагона через подшипники на шейку оси колесной пары, а также для ограничения поперечного и продольного пе

Рессорное подвешивание
Рессорное подвешивание вагона представляет собой совокупность упругих элементов (рессоры, пружины, амортизаторы, гасители колебаний) и вспомогательных деталей (рессорные подвески, валики, кронштейн

Автосцепка
В настоящее время все вагоны пассажирского парка оборудованы автоматической автосцепкой. Благодаря этому операции сцепки и расцепки вагонов стали легкими и безопасными, появилась возможность значит

Автоматические и ручные тормоза
Тормозом называется устройство на подвижном составе, с помощью которого создается искусственное сопротивление движение, необходимое для снижения скорости или остановки поезда. В зависимост

Водоснабжение вагонов
Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой воды и удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления в пути следования.

Вентиляция пассажирских вагонов
Вентиляция – это процесс воздухообмена в помещении. Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная. Систем

Кондиционирование воздуха
Кондиционирование воздуха – это искусственное обработка воздуха с изменением температуры и влажности до определенного значения. Система охлаждения воздуха состоит из холодильной установки

Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея (АКБ) предназначена для питания основных потребителей вагона на стоянках, в аварийных режимах, при малых скоростях движения поезда. Для пассажирских вагонов применяются кисло

Генераторы пассажирских вагонов
В системах электроснабжения пассажирских вагонов применяют генераторы двух типов: генераторы постоянного тока, генераторы переменного тока. Принцип работы генератора: За счет оста

Сигнализация
Наружная вызывная сигнализация Наружная вызывная сигнализация предназначена для вызова проводника снаружи вагона. Она состоит из двух кнопок, установленных у торцевых тамбурных две

Распределительные щиты
На всех пассажирских вагонов независимо от типа, завода и страны постройки управление электрооборудованием и системами кондиционирования воздуха производиться проводником только с п

Типовой технологический процесс подготовки пассажирских вагонов к рейсу
Технологический процесс подготовки пассажирских составов в рейс в пунктах формирования и оборота предусматривает организацию осмотра, текущего ремонта и экипировки пассажирских вагонов, обеспечиваю

Явка на работу
Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник обязан прибыть к месту работы в установленное время в форменной одежде. Предъявить личную медицинскую книжку, медицинский полис, уд

Приемка смены в пункте формирования
При приемке смены проводник должен: Проверить санитарное состояние парка отстоя и рельсовой колеи, проверить наличие и исправность привода генератора (количество, натяжка ремней, наличие к

Доложить о результатах приёмки вагона начальнику поезда
Получить в штабном вагоне чайную продукцию, мыло, туалетную бумагу, бумажные полотенца, дезинфицирующие и моющие средства, ветошь, веник, мешки для мусора, бланк ЛУ-72, квитанции ВУ-9. При

Работа в пути следовании
В пути следования поезда проводник: Собирает проездные документы, деньги за постельные принадлежности у пассажиров Выдает постельные принадлежности пассажирам, застилать постели

Пункт оборота
По прибытию поезда на станцию проводник вагона должен: Открыть боковую тамбурную дверь, зафиксировать ее Протереть поручни Поднять и зафиксировать откидную площадку, прот

Прибытие в пункт формирования
Перед прибытием пассажирского поезда в пункт формирования проводник должен: Сдать в штабной вагон остатки чайной продукции Сдать начальнику поезда деньги за чай и постельное белье

Подготовка вагона в пункте формирования
В пункте формирования пассажирского поезда проводник должен: Закрыть двери на секретку Проверить вагон на предмет забытых пассажирами вещей Собрать и скомплектовать посте

Сдать вагон проводнику сменной бригады, с отметкой о сдаче в своем маршрутном листе
Сдать маршрутный лист начальнику поезда, получить явку на работу Пройти в резерв проводников согласно маршрута служебного прохода, соблюдая правила техники безопасности. Д

Оборудование пассажирских вагонов
При оборудовании пассажирского вагона проводник должен выполнить следующие операции: Пройти в вагон, соблюдая маршрут служебного прохода, соблюдая правила техники безопасности Про

Подписать маршрутный лист у кладовщика о сдаче жесткого оборудования
Соблюдая маршрут служебного прохода и технику безопасности пройти в вагон Подготовить мешки с постельными принадлежностями для погрузки на тележку. Скомплектовать «вагонку» и подготовить д

Сигналы
Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. По способу

Светофоры
Светофоры по назначению подразделяют: Входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать на станцию с перегона Выходные – разрешающие или зап

Ручные и звуковые вагоны при маневровой работе
- "Разрешается локомотиву следовать управлением вперед" - днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или одним длинным

И мест производства работ на перегонах
Всякое препятствие для движения поездов на перегоне должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет. Места производства работ на перегоне, требующие остановки

Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях
Во время работы на проводника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: - Движущийся подвижной состав, транспортные средства; - Повышенное

Виды инструктажей и сроки их проведения.
Наименование инструктажа Периодичность проведения Кем проводится Цель Вводный До начала работы

Средства индивидуальной защиты.
Основное назначение спецодежды состоит в обеспечении надеж­ной защиты тела человека от различных производственных факто­ров при сохранении нормального функционального состояния и работоспособности

Электробезопасность
Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромаг

Другие статьи

Пожарная безопасность при обслуживании пассажирских вагонов - Студопедия

Пожарная безопасность при обслуживании пассажирских вагонов

При тушении горящих твердых материалов струю пены нужно направить в место, наибольшего горения, сбивая пламя снизу. При тушении жидкостей, разлитых по поверхности, следует пеной покрывать всю горящую поверхность. Заряжают, проверяют и испытывают все огнетушители специально подготовленные для этой цели работники. Дата зарядки, проверки, испытания и фамилия работника, производившего проверочные работы, указываются на корпусе и вписываются в паспорт огнетушителя. Огнетушители без пломб или раструба, с неисправным раструбом или вентилем (маховиком), не проверенные в срок или не прошедшие испытание, с неисправными ручками и другими деталями подлежат замене. При отрицательной температуре из не отапливаемых пассажир­ских вагонов пенные огнетушители должны быть убраны.

Персонал, обслуживающий пассажирский вагон, до начала поездки в процессе подготовки к самостоятельной работе должен пройти обучение по соответствующей программе и сдать экзамен по пожарной безопасности, связанной не только с эксплуатацией оборудования пассажирского вагона, но и с работой на объектах железнодорожного транспорта, иметь навык в работе со штатными и подручными средствами пожаротушения, находящимися в вагоне. Кроме того, перед каждым рейсом поездная бригада должна инструктироваться специалистом по пожарной безопасности, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации инструктажа. Ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности вагона, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения является начальник (механик-бригадир) поезда, проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик, директор вагона-ресторана по кругу своих обязанностей. На членов поездной бригады возлагается ответственность за поддержание противопожарного оборудования в постоянной готовности.

Проводники вагонов должны знать места расположения средств тушения пожара, порядок своих действий в случае возникновения пожара. При заступлении на дежурство проводник обязан проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств пожаротушения и оборудования. Все эти действия осуществляются под непосредственным контролем, а при необходимости и с участием начальника поезда. Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров.

При остановке поезда на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ. Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся поездному диспетчеру. Пожар в вагоне возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. От слабых контактов происходит местный нагрев контактных зажимов, предохранителей, пакетных выключателей и т.д. и возникает характерный запах. От чрезмерного нагрева изоляции проводов могут загореться даже панели с аппаратурой. Поэтому при появлении запахов — предвестников загорания и разрушения изоляции — необходимо обнаружить их источник и принять меры к устранению неисправностей. Если в вагоне загорелись электрические провода или электрооборудование, то следует, прежде всего, в светлое время суток пол­ностью обесточить электропроводку, вечером и ночью аварийное освещение не отключать до полной эвакуации пассажиров. Тушение горящих электропроводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, может производиться только углекислотными ог­нетушителями.

В случае появления дыма в вагоне и характерных запахов от топки котла или кипятильника проводник обязан немедленно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма и запаха в вагоне и возможность эксплуатации отопительных и нагревательных приборов до устранения причин их возникновения. При этом необходимо тщательно проверить, нет ли очагов возгорания в чердачном отделении, особенно примыкающем к котельным установкам, и над электрооборудованием в служебном купе. Если же в вагоне появился запах гари (горящей резины, пряжи, ткани и т.д.) и дым, необходимо выяснить причину, для чего также следует осмотреть служебное помещение, все купе вагона, котельное помещение и междувагонное суфле, проверить исправность работы электрооборудования. Ведущая роль в обеспечении пожарной безопасности пассажирских вагонов принадлежит поездной бригаде; только неуклонное выполнение бригадой поезда, и прежде всего проводником вагона, всех требований пожарной безопасности обеспечит безаварийную работу подвижного состава, комфортабельный и безопасный проезд пассажиров.

Углекислотные огнетушители предназначены для тушения возгораний твердых предметов, изоляции проводов электродвигателей, генераторов и других аппаратов, находящихся под напряжением или обесточенных. На железнодорожном транспорте наиболее распространены углекислотные огнетушители типов ОУ-2, ОУ-5, ОУ-6, которые представляют собой стальной баллон с жидкой углекислотой, снабженный специальным вентилем с раструбом. Для приведения углекислотного огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна и, удерживая левой рукой за ручку, правой рукой вращать маховичок против часовой стрелки до отказа. Открыв вентиль, левой рукой направить раструб так, чтобы выбрасываемая из него струя газа попала на очаг огня. Дальность струи не превышает 3 м. Подводить струю углекислого газа (аэро­золя) к огню нужно с края. При пользовании огнетушителем баллон нельзя наклонять в горизонтальное положение, так как при этом не обеспечивается нормальная работа огнетушителя.

Углекислотный огнетушитель эффективно работает всего в течение 30 - 50 секунд. Углекислотные огнетушители должны периодически проверяться: весовая проверка проводится не реже одного раза в три месяца, а освидетельствование баллонов с гидравлическим испытанием - через пять лет. Запорное и предохранительное устройства углекислотных огнетушителей должны быть опломбированы.

Материал на тему: Пожарная безопасность пассажирского вагона

Материал на тему:
Пожарная безопасность пассажирского вагона
Предварительный просмотр:

Пожарная безопасность пассажирского вагона
О.И. Павлюченко

Алатырский техникум железнодорожного транспорта – филиал СамГУПС

Пожарная безопасность пассажирского вагона, как объекта защиты, в настоящее время регламентируется Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 г. стандартами СТО РЖД 1.15.009-2013. Система управления пожарной безопасностью в ОАО РЖД, стандартом СТО ФПК 1.05.006.2012. Обеспечение требований пожарной безопасности, Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ОАО ФПК, утвержденной распоряжением №2255р от 5 ноября 2009 г. инструкциями по охране труда для членов поездной бригады и другими нормативными документами.

Работа проводника считается особо сложной из-за того, что он отвечает за жизнь пассажиров и нарушение правил пожарной безопасности может привести к печальным последствиям.

Причин пожара в пассажирском вагоне несколько: нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования, неисправность печной разделки и недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров и др.

Пассажирский подвижной состав, обладая достаточной комфортностью, имеет очень низкие показатели пожарной безопасности. Поэтому противопожарной защите в вагоне уделено большое внимание. С этой целью использованы огнезащитные, огнестойкие и трудногорючие материалы при изготовлении деталей и узлов внутреннего оборудования, а также предусмотрены противопожарные перегородки между купе проводников и пассажирским салоном и огнезадерживающие перегородки между купе.

Однако, некоторая внутренняя отделка современных пассажирских вагонов до сих пор выполняется из легковоспламеняемых материалов, высокотоксичных при горении. Также дополнительную пожарную нагрузку создают постельные принадлежности и багаж пассажиров.

Существующие выходы не обеспечивают достаточную скорость эвакуации пассажиров. Если пожар не гасить, то температура внутри вагона уже через десять минут после начала пожара составит 1000 °С, а через 30 мин вагон сгорит полностью.

Рассмотрим мероприятия, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в вагоне и средства противопожарной защиты и тушения огня.

Обеспечение пожарной безопасности начинается с технических мероприятий: приемки вагона проводником перед отправлением в рейс, проверки наличия и исправности огнетушителей, пожарной сигнализации, отсутствия легковопламеняющихся предметов в местах возможного возгорания и проверки работоспособности внутривагонного и подвагонного электрооборудования.

Запрещается отправляться в рейс при неисправной пожарной сигнализации, отсутствии огнетушителей и их неисправности, с неисправными электрооборудованием и аппаратурой защиты.

На случай аварийных ситуаций в вагоне предусмотрена установка пожарной сигнализации транспортная модернизированная (УПС ТМ Комета и др.). Основная задача автоматической пожарной сигнализации – раннее автоматическое обнаружение признаков пожара, фиксация места начальной стадии пожара, передача извещения о нем, включение световой и звуковой сигнализации, а при наличии автоматических систем пожаротушения и дымоудаления - включение их в работу.

Установка пожарной сигнализации состоит из пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП), который располагается в служебном купе проводника над распределительным щитом и на котором устанавливаются световые сигнальные устройства, кнопки управления и устройства для диагностики технического состояния, а также комплекта пожарных извещателей. Пожарные извещатели бывают следующих видов: тепловые и комбинированные (дымо-тепловые оптические). Комбинированные извещатели реагируют на задымление и быстрый рост температуры окружающей среды и устанавливаются в пассажирских и служебных купе, а тепловые - на быстрый рост температуры окружающей среды и на повышение температуры окружающей среды до определенного максимального значения, устанавливаются в котельном отделении. При пожаре на приборе срабатывает звуковая и световая сигнализация с указанием места возгорания.

В процессе эксплуатации, установка может находиться в одном из 3-х режимов: дежурном, пожарном, неисправности. Проверка сигнализации производится нажатием кнопки ТЕСТ на контрольном приборе.

Для обеспечения безопасности работников поездной бригады и пассажиров при пожаре каждый состав пассажирского поезда обеспечивается СПИ-20 (или ГДЗК). Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20 предназначен для защиты органов дыхания и зрения людей при их эвакуации или в других аварийных ситуациях.

Принцип действия основан на изоляции органов дыхания от окружающей среды с образованием замкнутого контура, в котором методом регенерации поддерживается состав дыхательной смеси.

Самоспасатель одноразового действия, находится в штабном вагоне в количестве 2-х штук, время защитного действия при эвакуации составляет не менее 20 минут, в режиме ожидания - 40 мин.

Для тушения пожара в вагоне имеются два ручных огнетушителя: воздушно-пенный типа ОВП и углекислотный типа ОУ или воздушно-пенный и порошковый типа ОП. Огнетушитель ОВП устанавливается со стороны нерабочего тамбура. На подвижном составе проверка огнетушителей должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев. Перезарядка огнетушителей проводится 1 раз в год. В распределительном щите вагона, расположенном в служебном купе проводника предусмотрена установка огнетушителя самосрабатывающего порошкового ОСП-1.

В пассажирских вагонах также имеется установка водяного пожаротушения, предназначенная для тушения очага пожара на вагоне, после использования огнетушителей, в случае их неэффективного действия. Установка состоит из электронасоса, расходного бака, пожарных рукавов, пожарных кранов, автоматических выключателей, электронасоса. Пожарные рукава и краны находятся в специально оборудованных 2 и 7 пассажирских купе, для приведения в действие нужно открыть замок в створке ниши 2-го или 7-го купе, вынуть пожарный рукав, открыть кран, включить насос, ствол направить на огонь.

Рассмотрим действия поездной бригады при возникновении пожара.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, каждый работник обязан остановить поезд стоп-краном (кроме мостов, тоннелей) одновременно, в случае отсутствия в вагоне начальника поезда (ЛНП) и поездного электромеханика (ПЭМ), вызвать их по цепочке и сообщить машинисту локомотива о пожаре; открыть двери всех купе и организовать эвакуацию пассажиров; обесточить вагон (в светлое время суток), в ночное время, кроме цепей аварийного освещения; открыть и зафиксировать тамбурные, боковые и торцевые двери обоих тамбуров и закрепить их на защелку; открыть аварийные выходы (окна), при отсутствии аварийных выходов разбить или открыть окна, оповестить пассажиров словами: «Граждане пассажиры, в связи с возможной опасностью пожара, прошу срочно покинуть вагон, все двери и аварийные выходы открыты».

Одновременно с эвакуацией пассажиров проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика, должны надеть СПИ-20 или ГДЗК и осуществлять тушение пожара первичными средствами пожаротушения. При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия СПИ-20 и ГДЗК, указанную в паспортах к этим средствам защиты.

Действия бригады по тушению возгорания. Струю пены из огнетушителя или струю воды из ствола следует направлять навстречу видимому огню и на пути распространения пожара. Гася пламя на вертикальных плоскостях (стенах, перегородках), струю пены или воды необходимо направлять сверху вниз, чтобы она, стекая, также тушила огонь. Используя пенные огнетушители, нельзя допускать, чтобы люди, работающие с ними, приближались к электропроводам, оборудованию или частям контактной сети ближе, чем на 2 м. Тушить горящие предметы и конструктивные элементы подвижного состава снаружи вагона водой или пеной на электрифицированных участках дорог можно только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления. Горящие провода, электроаппаратуру, электромашины нужно гасить углекислотными огнетушителями или сухим песком. Затем при необходимости оказать пострадавшим первую доврачебную помощь.

При загорании в вагоне, находящемся в пункте формирования, которое может привести к пожару или взрыву, необходимо немедленно сообщить о происшедшем начальнику поезда, организовать эвакуацию людей, материальных ценностей, служебной документации и приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения.

Также на железнодорожном транспорте для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, к которым можно подать поезд, применяются пожарные поезда 1 (первой) и 2 (второй) категории. Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе и на стационарных объектах инфраструктуры ОАО РЖД, участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, а также для осуществления профилактической работы по предупреждению пожаров на объектах инфраструктуры ОАО РЖД. Пожарные поезда находятся в ведении ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Пожарный поезд оснащается пожарной техникой, снаряжением, пожарно-техническим вооружением, оборудованием и инструментом. Основные его комплектующие: транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСПК), пожарная автоцистерна, мотопомпы, электростанция, приборы для забора воды из цистерн и заправки цистерн водой, рукава (всасывающий, напорный), лафетный ствол, генераторы пены, лестницы, инструмент.

В 2011 году, в соответствии с Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО РЖД, был создан специализированный подвижной состав нового поколения – пожарный поезд, оснащённый автономным пожарным модулем контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформой с радиоуправляемой установкой LUF-60, робот LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с), установка комбинированного тушения пожаров УКТП типа «Пурга-100».

  1. Клочкова Е. А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. Учебное пособие. — М. ГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. — 456 с.
  2. Правила противопожарного режима в РФ. утв. постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25 апреля 2012 г.
  3. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов. утв. распоряжением ОАО РЖД №2255р от 5 ноября 2009 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО - РЖД - от N 2255р - О ВВЕДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕ

Законодательная база Российской Федерации

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с "Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов", утвержденной МПС России от 04.04.1997 N ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов, эксплуатируемых ОАО "РЖД".

1.2. Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения.

Система пожарной безопасности должна:

- исключать возникновение пожара;

- обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара.

1.3. Инструкция обязательна для всех работников ОАО "РЖД", связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования.

1.4. Вновь разрабатываемые документы по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, перечисленных в п. 1.1, в части обеспечения пожарной безопасности, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции и согласовываться с ФГП ВО ЖДТ России (Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", далее по тексту - ведомственная пожарная охрана).

1.5. Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.

1.6. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на:

1) начальников пассажирских поездов;

2) поездных электромехаников;

3) проводников пассажирских вагонов;

4) приемосдатчиков груза и багажа багажных вагонов;

5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;

6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов.

1.7. Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8. Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:

1) знать и выполнять Правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;

3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими.

1.9. Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители:

1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте;

2) Департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД";

3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД";

4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог.

Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утвержденным в установленном порядке.

Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист).

1.10. Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", Приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645.

Программы должны предусматривать изучение:

1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов;

2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте;

3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;

4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;

5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях;

6) порядка вызова подразделений противопожарной службы;

7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара.

1.11. Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры.

1.12. Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать "Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте" N ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.1998 N 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.

Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов, представлен в таблице 1.

Начальники депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров своими приказами устанавливают:

1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума;

2) место проведения;

3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий;

4) перечень работников, работников, принятых временно, в том числе аутсорсинговых компаний, учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;

5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа.

1.13. Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции. Экзамены принимает комиссия, созданная при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с участием представителей ведомственной пожарной охраны. Экзамены сдают также лица, обслуживающие служебно-технические вагоны и вагоны-клубы.

Результаты экзаменов отражают в акте формы ТНУ-16. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.

1.14. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности возлагается на лиц, обладающих правом проверки противопожарного состояния пассажирских поездов и вагонов, указанных в п. 1.9, а учет обучаемых - на лиц, назначаемых начальником вагонного депо (участка), резерва проводников, дирекций по обслуживанию пассажиров.

1.15. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов от работников, связанных с ремонтом, эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год.

1.16. Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией.

2.1. Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования:

- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах;

- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;

- отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;

- наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;

- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;

- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;

- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;

- подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;

- слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.

К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:

- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;

- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;

- пониженная емкость аккумуляторной батареи;

- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;

- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;

- неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;

- неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щеток и коллектора);

- прослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;

- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;

- плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции;

- плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами;

- плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов;

- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.

2.2. Неисправность печной разделки:

- отступления от требований норм на пожарную разделку вытяжных труб котлов отопления, печей и кипятильников.

2.3. Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:

- нарушения правил пользования отопительными установками - растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

- хранения около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;

- оставления без присмотра действующих кухонных плит вагонов- ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;

- применения открытого огня для разморозки труб;

- удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;

- использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона;

- курения в неустановленных местах;

- провоза легковоспламеняющихся жидкостей.

2.4. Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.

Учитывая, что одной из основных причин возникновения пожаров является неисправность электрооборудования, все электроустановки вагона должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, которые могут привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны и иметь клейма, с указанием номинального тока вставки, отвечающего номинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставится заводом-изготовителем. Аппараты защиты должны быть в работоспособном состоянии.

3.1.1. Руководители структурных подразделений Федеральной пассажирской дирекции, структурных подразделений региональных дирекций, их заместители (главные инженеры) обязаны не допускать отправку в рейс пассажирских вагонов с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также не имеющих полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкой пожарной сигнализации и пожаротушения и с неисправными аварийными выходами.

3.1.2. При приемке состава поезда постоянно действующей комиссией до отправления его с технической станции в соответствии с "Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования" ответственными и контролирующими лицами по пожарной безопасности производится проверка качества подготовки вагонов в рейс.

При этом проверяются:

1) аппараты пультов управления электрооборудованием;

2) потребители электроэнергии;

3) выключатели и светильники;

4) ограждения (кожухи) электрических печей отопления и их заземляющие устройства;

5) уплотнения в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала;

6) аппаратура в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи;

7) внутрипоездная связь (проводник - начальник поезда - машинист локомотива), радиосвязь поездного пункта радиовещания и состояние установки пожарной сигнализации (УПС).

3.1.2.1. В пультах управления электрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных) осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводов электрических аппаратов, при этом проверяют:

1) соответствие плавких вставок предохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в технической документации или в электрической схеме вагона;

2) работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;

3) состояние пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторов и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными. Они должны быть заменены на исправные или проверены на соответствующих стендах и затем опломбированы;

4) наличие и срок годности самосрабатывающего огнетушителя.

3.1.2.2. В случае обнаружения в пультах управления электрооборудованием вагонов слабо затянутых или имеющих повышенный нагрев контактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также при обнаружении методом выборочного контроля несоответствия номиналу плавких вставок предохранителей, производится повторное техническое обслуживание всего внутреннего оборудования вагона в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов.

3.1.2.3. Оценка состояния изоляции производится по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона (С.З.К.), находящимся на пульте управления электрооборудованием вагонов.

При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал (свечение) нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение ламп или светодиодов свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона.

Вагоны с неисправной изоляцией электрических цепей отправлять в рейс запрещается.

3.1.2.4. Работоспособность потребителей электроэнергии проверяется путем включения и отключения их с пульта управления. При этом проверяется исправность переключателей и тумблеров, а также контролируется по амперметру потребляемый ток.

3.1.2.5. Проверяются межвагонные электрические соединения.

Запрещается оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки. В отопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонами и локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов.

3.1.2.6. Осматриваются электрические печи отопления и электрокалориферы. Кожухи электропечей и электрокалориферов должны быть надежно закреплены и заземлены.

3.1.2.7. Осматриваются отопительные установки, кипятильники, кухонные плиты.

3.1.2.8. Осматриваются вентиляционные каналы, надпотолочное пространство тамбуров, проверяется степень очистки от пыли, горючих материалов и мусора.

В доступных местах осматриваются противопожарные разделки. Проверяется состояние топок, запорных механизмов дверок, по возможности колосниковых решеток, вытяжных труб, флюгарок и наличие пламеотражателей.

3.1.2.9. Проверяется отсутствие посторонних предметов в помещениях вагона, котельном отделении, в районе печи для приготовления пищи, нише для установки кипятильника, около кухонной плиты вагона-ресторана, в шкафах с электрооборудованием.

3.1.2.10. Проверяется работа вытяжной вентиляции над кухонными плитами, работающими на жидком и газовом топливе. Проверяется автоматика закрытия кранов подачи топлива при обрыве пламени горелки.

3.1.2.11. В вагоне-электростанции проверяется порядок хранения горюче-смазочных материалов, обтирочного материала и состояние противопожарного инвентаря.

3.1.2.12. Поездную бригаду выборочно проверяют на предмет знания настоящей Инструкции, а также "Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации" от 26.05.2000 N ЦРБ-757 в части подачи звуковых сигналов при пожаре.

3.2.1. Ответственным за обеспечение пожарной безопасности запрещается:

1) включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;

2) заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;

3) заменять сработавшие предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи;

4) включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона;

5) хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона;

6) вскрывать кожух, ремонтировать или регулировать электромеханический регулятор напряжения генератора на ходу поезда;

7) допускать эксплуатацию вагона с утечкой тока на корпус вагона;

8) включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями приборов (вольтметра, амперметра);

9) включать электрокалориферы при неработающей вентиляции;

10) оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

11) эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом;

12) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах.

3.2.2. При выполнении работ по содержанию и эксплуатации приборов отопления, кухонных плит и печей запрещается:

1) эксплуатировать кухонную плиту на жидком топливе в вагоне- ресторане при появлении:

- течи в топливопроводе;

- образовании трещин в топливном баке;

- неисправностях или отсутствии противопожарных фильтров в расходном или основном топливных баках;

- появлении трещин и отколов на чугунных плитах жарочной поверхности, колосниковых решетках и конфорках;

- неисправностей в регуляторах и заслонках дымоходов, духовок в плитах и водонагревателях, в горелках;

2) эксплуатация газовых плит в кухнях вагонов-ресторанов, не оборудованных газоанализаторами;

3) применять для растопки котлов, кипятильников, плит, печей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;

4) хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы;

5) топить котел и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгарок или с наращенными трубами; при отсутствии пламяотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;

6) выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота;

7) оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.

8) оставлять без надзора действующие отопительные приборы, плиты и печи;

9) эксплуатировать вагоны-рестораны с газовыми приборами для приготовления пищи с нарушениями требований Регламента 0105-2009 ПКБ ЦЛ".

1) применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона;

2) отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы;

3) применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и т.п.);

4) курить в неустановленных для этих целей местах.

Курить разрешается в вагонах габарита РИЦ в рабочем тамбуре, в вагонах остальных типов только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами, не менее двух;

5) закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок "секретку";

6) загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры);

7) промывать бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями кузова и агрегаты вагона-электростанции;

8) ремонтировать электрооборудование при движении вагона, при работающих дизель-генераторах и необесточенных цепях;

9) допускать к посадке пассажиров с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

3.2.4. При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом) проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

3.2.5. При необходимости ремонта электрооборудования пультов управления проводники вагонов, работники, перечисленные в п. 1.6 настоящей Инструкции, должны сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования.

3.2.6. При срабатывании предохранителя генератора или аккумуляторной батареи при движении поезда поездной электромеханик на ближайшем ПТО проверяет состояние их цепей. Заменяет плавкую вставку предохранителя типовой и контролирует работу всего электрооборудования вагона во время движения поезда при скорости свыше 40 км/ч. В случае обнаружения трудноустранимых в рейсе отказов в цепях генератора и батареи, а также повторного срабатывания предохранителей потребители электроэнергии переключаются на электроснабжение от исправного вагона. При переходе на электроснабжение вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели соответственно "Подача в магистраль" и "Прием из магистрали".

После этого не менее 15 мин. осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.

Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого вагона оформляют актом формы ФМУ-73 за подписями начальника поезда, поездного электромеханика, проводников вагонов и работников, перечисленных в п. 1.6, аварийного и исправного вагонов.

3.2.7. Начальник поезда транслирует по отправлению поезда из пункта формирования и оборота, а в дальнейшем систематически по расписанию, радиопередачу "Информация для пассажиров", включающую "Правила соблюдения мер пожарной безопасности в поезде".

Один раз в сутки контролирует выполнение пожарной безопасности бригадой, обслуживающей поезд, и пассажирами с отметкой в бланках ЛУ-72 или ИНУ-4.

При нарушении требований пожарной безопасности начальник поезда принимает меры, предусмотренные настоящей Инструкцией, по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.

3.2.8. Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами. Не допускать использование ими открытого огня, включения электроприборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в неотведенных для этих целей местах, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации.

3.2.9. При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей, безопасности движения, проводник обязан немедленно остановить поезд стоп-краном, по имеющейся в вагоне связи вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

4.1.1. Устройство и оборудование вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды производятся только по чертежам или типовым проектам, согласованным с органами пожарной охраны в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.1.2. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 3 настоящей Инструкции, соответственно распространяются на вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды.

4.1.3. Количество запасных выходов из зрительных и лекционных отделений вагона должно быть не менее двух, не считая выхода через тамбур.

Устройство одного выхода допускается при наличии в зале (отделении) не более 30 посадочных мест. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться по направлению выхода из вагона. Ширина дверей должна быть не менее 1 м.

4.1.4. Киноаппаратное помещение должно быть отделено от зрительного или лекционного помещения противопожарной перегородкой и иметь самостоятельный выход наружу.

4.1.5. Стены, полы, потолки киноаппаратного помещения должны иметь предел огнестойкости E 30/I 15. Фильмостаты или специальные металлические ящики с крышками для хранения фильмокопий должны иметь предел огнестойкости не ниже E 15/I 15.

4.1.6. Работники киноустановок (киномеханики) два раза в год должны проходить проверку знаний правил пожарной безопасности. Результаты проверки фиксируются в талоне по технике пожарной безопасности.

4.1.7. В вагоне-клубе допускается только электрическое освещение (в том числе от аккумуляторных батарей) с закрытыми светильниками.

4.1.8. Обрывки и обрезки кинопленки следует складывать в специальный металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

4.1.9. Для обслуживающего персонала вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды на основании настоящей Инструкции разрабатывается и вывешивается на видном месте местная Инструкция с указанием конкретных действий по предупреждению пожаров и в случае их возникновения.

4.1.10. В вагонах-клубах и вагонах технической пропаганды запрещается:

1) курить в зрительных, лекционных залах и аппаратных помещениях;

2) затемнять окна ставнями, ставить на окна решетки, применять драпировки, не пропитанные огнезащитным составом, оставлять незакрепленными ковры и ковровые дорожки в зрительных и лекционных залах;

3) запирать двери во время проведения массовых мероприятий;

4) устанавливать в зрительных залах стулья, не прикрепленные к полу;

5) допускать к работе на киноустановке лиц, не сдавших зачет по технике пожарной безопасности до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе;

6) хранить в аппаратном помещении посторонние вещи, промасленные обтирочные концы и спецодежду;

7) устраивать световые рекламы, иллюминации и новогодние елки;

8) допускать в зрительные, лекционные и другие помещения зрителей (слушателей) сверх указанного в паспорте (проекте) числа;

9) загромождать проходы и выходы;

10) оставлять работающие кинопроекторы во время демонстрации фильма без присмотра.

Вагон с кабельным телевидением - вагон повышенной комфортности, в котором установлена система, позволяющая транслировать программы кабельного телевидения, а в каждом купе имеется телевизор.

4.2.1. Электрооборудование вагонов с кабельным телевидением должно соответствовать требованиям технической документации.

При этом должны быть выполнены следующие основные требования пожарной безопасности:

1) электромонтажные провода от одного места соединения до другого должны быть целыми, без повреждения изоляции, соединения проводов - клеммные.

Применение скруток и спаек проводов не допускается:

2) монтажные провода должны быть собраны в жгуты, скрепленные бандажами;

3) металлический корпус электрооборудования должен иметь заземляющий зажим; присоединение заземляющих проводников к корпусу электрооборудования должно быть выполнено резьбовым соединением; металлорукава и трубы должны быть заземлены на металлоконструкцию вагона;

4) для монтажа оборудования следует применять марки проводов, предусмотренные технической документацией.

4.2.2. Вагон должен быть оборудован установкой пожарной сигнализации.

4.2.3. Вагон должен быть оснащен средствами пожаротушения в соответствии с разделом 6 настоящей Инструкции.

4.2.4. Вагоны должны быть укомплектованы противопожарной грубошерстной тканью размером 2 x 2 м согласно таблице 2 раздела 6 настоящей Инструкции.

5.1. В случае срабатывания пожарной сигнализации, появления дыма или запаха гари в вагоне необходимо определить и осмотреть источник возможного возгорания, проверить исправность работы электрооборудования.

5.2. Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне приведен в приложении А настоящей Инструкции.

6.1. Вагоны пассажирских поездов обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом согласно "Нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения".

Выбор типа и размещение огнетушителей осуществляться согласно требованиям Свода Правил "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" СП 9.13130.2009, утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 179.

6.1.1. В пассажирских, багажных, вагонах-клубах, вагонах с кабельным телевидением, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях и других вагонах применяются следующие средства пожаротушения:

- огнетушители ручные углекислотные ОУ-5 или ОУ-6;

- огнетушители ручные порошковые ОП-5 или ОП-10 или другие аналогичного типа;

- огнетушители ручные воздушно-пенные ОВП-5 или ОВП-10 или огнетушители водные мелкодисперсные типа ОВМ-5 или ОВМ-10 или огнетушители воздушно-эмульсионные ОВЭ-5;

- огнетушители самосрабатывающие порошковые ОСП-1;

- генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5.

Нормы оснащения и место установки в пассажирских вагонах огнетушителей и генераторов АГОС-5 приведены в таблице 1.

6.1.2. Вагоны-клубы, вагоны с кабельным телевидением, вагоны- электростанции, багажные и другие, кроме огнетушителей, оснащаются оборудованием и ручным инструментом, нормы оснащения и место расположения которых приведены в таблице 2.

Таблица 1 - Нормы оснащения пассажирских вагонов огнетушителями

Наименование вагона (ЦМВ)

6.2. Устройство огнетушителей, их технические характеристики и описание работы приведены в приложении Б настоящей Инструкции.

Содержание, обслуживание и ремонт огнетушителей приведены в приложении В настоящей Инструкции.

6.3. Пассажирские вагоны, кроме указанных в п. п. 6.1.1 и 6.1.2 первичных средств пожаротушения, оборудуются установками пожарной сигнализации (УПС) и пожаротушения (УПТ), способными обнаруживать, оповещать о возникновении пожара на стадии загорания в контролируемых помещениях вагона и тушить очаги пожара в начальной стадии.

Описание работы УПС приведено в приложении Г настоящей инструкции.

6.4. В каждом вагоне, в пульте управления электрооборудованием, в соответствии с проектом Л 1.002 и ТУ 32 ЦЛ 0001-94 устанавливаются огнетушители самосрабатывающие порошковые ОСП-1 в соответствии с проектом на тип вагона.

Описание работы ОСП-1 приведено в приложении Д настоящей Инструкции.

6.5. Каждый вагон в составе пассажирского поезда обеспечивается не менее чем двумя изолирующими самоспасателями для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара (СПИ-20, СПИ-50, ГДЗК и др.).

Описание устройства СПИ-20 приведено в приложении Е настоящей Инструкции.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 05.11.2009 N 2255р "О ВВЕДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ"