Руководства, Инструкции, Бланки

образцы белокаменных иконостасов img-1

образцы белокаменных иконостасов

Рейтинг: 4.1/5.0 (1848 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Барашевсий 8

Барашевсий 8 / Подсосенский 2
Введения в Барашах

На месте существующего храма, известного с 1476 года. в 15-ом веке веке была деревянная церковь «Ильи Пророка под Сосною» (Ильинская, "что под Сосенками"). Рядом с ней располагалась царская Ильинская слободка. которую Иван III выменял у Андроникова монастыря. При Иване Грозном слободка была взята в опричнину. Позднее слобода стала Барашевской - во время царских выездов, походов проживавшие здесь «бараши» везли шатры и все их оборудование. Наименование «бараши» происходит от слова «бара», что означает мягкая рухлядь.

По сведениям писцовых книг 1620 года церковь Введения в Барашах в это время была деревянной, при ней числилось 115 приходских дворов. В 1647 году 11 октября была освящена каменная Введенская церковь, позднее, в 1653 году. освятили придел Пророка Ильи, а в 1668 – престол Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода. В день Лонгина Сотника (16 октября) цари бывали у обедни в Барашах.

При церкви в XVII веке стояли особые государевы хоромы, которые упоминаются в Строельной книге 1657 года.

Существующее здание - один из замечательных архитектурных памятников "московского барокко", возведенное между 1688 и 1701 годом. Четырехярусная колокольня, более поздняя - 1740-х годах.

Подготовка к перестройке построенной ранее каменной церкви началась в 1688 году. когда для строительства было запасено 100 тыс. кирпичей.

Первым в 1698 году в перестроенной церкви был освящен северный придел Лонгина Сотника, в 1699 – придел Пророка Ильи. Окончание работ в 1701 году зафиксировано надписью на антиминсе: «Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским».

При перестройке в конце XVII века были сохранены отдельные объемы, стены и детали церкви середины XVII века. Об этом свидетельствуют остатки оконных наличников окон второго света на западном фасаде четверика храма, наличника на северном фасаде придела, следы примыкания внутренней поперечной стены к южной стене южного придела и др.

В 1737 году церковь «снаружи погорела». Видимо, в ходе ремонтных работ, была возведена существующая ныне колокольня, состоящая из двух четвериков и двух восьмериков, уменьшающихся кверху. Ее декор аналогичен декору церкви Иоанна Предтечи на Варварке 1741 года и фасадному убранству Монетного двора в Китай-городе 1740 года.

Первоначально на втором ярусе существовало гульбище, куда вел белокаменный всход; в первой половине ХIХ в. крыльцо было сломано, а гульбище закрыто кровлей.

Перекрытия всех четырех ярусов колокольни сводчатые.

Фасады обработаны плоскими парными пилястрами с изящными резными капителями: дорическими — в первом, ионическими - в среднем и коринфскими — в верхних ярусах.

На гранях колокольни (над окнами и арками звона) уцелели резные белокаменные вставки.

В 1815 году «для большего света» сделали полукруглые окна в четвериках приделов и устро­или по проекту П.М. Казакова (младший сын архитектора М.Ф. Казакова) новые иконостасы в храме и приделах.

В 1837 году был значительно расширен придел Лонгина Сотника, в котором ранее с западной стороны существовало крыльцо с лестницей на чердак трапезной, с которого можно было попасть во второй ярус колокольни. Тогда же внутри трапезной, в массиве сплошной, без забутки, кладки двух столбов, поддерживающих своды, вырубили по четыре колонны. Одновременно переложили северную часть западного свода трапезной и выполнили некоторые другие работы.

В результате здание получило вид рядовой посадской церкви с главным объемом - высоким двусветным бесстолпным четвериком, перекрытым сомкнутым сводом и завершенный световой главой.

Вместе с обширной трапезной, образующей с приделами один объем, храм поднят на сводчатый подклет.

Интересны сводчатые камеры над сводами апсид.

Стройность общего силуэта здания с тонко прорисованными завершениями дополняется необычайно пластичным и богатым кирпичным и белокаменным декором (сохранились также белокаменные кровли).

В 1970-ые годы здание занимало Объединение «Мосэлектроприбор». Церковь тогда являла собой печальное зрелище - запущенная, грязная, со сбитым декором, без глав.

Но в конце 1980-х годов ее передали мастерам-реставраторам, которым вначале показалось, что предстоит обычная реставрационная работа для выведения памятника из тяжелого состояния с восстановлением утраченных завершений, фрагментов, деталей.

Однако в процессе исследований и реставрации были выявлены, возможно, единственные в своем роде и уникальные в архитектурном и строительно-техническом плане моменты.

К началу исследовательских и реставрационных работ в 1976 году памятник имел значительные утраты и разрушения. В очень разрушенном состоянии находился белокаменный цоколь, пьедесталы трехчетвертных колонн, сложный белокаменный карниз, витые фигурные колонки и их капители, декор верхней части окон четверика. Значительные разрушения имели капители трехчетвертных колонн приделов, карнизы всех частей церкви. Отсутствовали глава храма, кресты на главах приделов, завершение колокольни. В средней части апсиды была большая вертикальная трещина. В плохом состоянии находились поздние кровли. С севера, юга и запада к церкви примыкали поздние временные пристройки.

После разборки поздней крыши над «трапезной» южного придела и расчистки завала строительного мусора была обнаружена трехскатная кладка кровли с коньком. Средняя часть кладки под коньком представляла собой отдельно сложенную стенку из большемерного кирпича, скаты же состояли из довольно рыхлой кладки из щебня на известковом растворе. На поверхности этой кладки были хорошо видны следы прямоугольной выкладки из белокаменных плит размером 45–50 см.

В месте примыкания восточного ската к западной стене четверика южного придела под слоем строительного мусора обнаружен желоб прямоугольного сечения, вырубленный из отдельных белокаменных блоков, входящих один в другой. На западном скате сохранился фрагмент белокаменной плиты, следы остальных плит, как сказано выше, были видны на кладке. Все это с несомнен­ностью свидетельствовало о том, что трапезная южного придела имела белокаменную кровлю. Под поздней кровлей четверика придела также была обнаружена кладка в виде плоской пирамиды с полицей, на которой расположена глава. На скатах кладки также хорошо были видны следы белокаменных плит. Следовательно, четверик южного придела также имел белокаменную кровлю на четыре ската с полицей.

Следы белокаменной кровли были найдены и на своде апсиды основного объема. Плиты кровли на апсиде располагались диагонально и были положены не на специальной выкладке, а по дополнительному своду, устроенному над основным сводом, перекрывающим внутреннее пространство апсиды.

Над апсидой южного придела в процессе раскрытия кровли также был обнаружен второй сводик. Через отверстие в нем можно было попасть на основной свод, перекрывавший апсиду южного придела. Подобный второй свод был обнаружен и над апсидой северного придела.

Наличие вторых сводов над апсидами и специальных выкладок над «трапезной» и четвериком южного придела говорит о том, что строителями, возводившими церковь в конце XVII века, над упомянутыми частями была сразу задумана белокаменная кровля, а вторые своды и выкладки служили основанием для нее. Аналогичное устройство имела и трапезная основного объема. Как показало обследование, на северной и южной стенах, в отдельных местах, сохранились пяты ее второго свода. На восточной и западной стенах на уровне чердака отчетливо видны следы его примыкания.

Однако не все кровли на церкви были белокаменными. Одним из интереснейших открытий была находка остатков цветной поливной черепицы на своде четверика основного объема. Ее обнаружили после разборки кровли и обрешетки на северном и восточном лотках сомкнутого свода четверика. Черепица была трех цветов: желтая, зеленая, синяя с полукруглым окончанием и держалась на своде коваными гвоздями. Обмер уцелевшей черепицы на своде и последующий анализ позволили восстановить рисунок ее укладки. Он представлял собой последовательное чередование полос зеленого, желтого, синего цветов, уложенных веерообразно в два ряда. Черепицы покрывали сомкнутый свод четверика, а полица кровли, скорее всего, была выполнена из белокаменных плит толщиною 8–9 см. Ее малочисленные остатки разрозненно лежали у основания свода под поздней кровлей.

При обследовании кирпичных глав приделов в горизонтальных швах кладки были обнаружены регулярно расположенные отверстия от гвоздей. Возможно, они являются следами крепления черепичного покрытия глав приделов. К сожалению, черепицы с глав найдено не было.

Несколько слов о причинах применения на церкви только белокаменных и черепичных покрытий. Во время окончания строительства церкви, на рубеже XVII–XVIII веков, Петром I было запрещено использование железа при устройстве кровель. Запрет был связан с необходимостью экономии железа для военных целей. Нужно думать, что это и явилось причиной появления в церкви Введения в Барашах белокаменных и черепичных покрытий.

Колокольня,возведенная в сороковых годах XVIII столетия, на уступах всех ярусов также имела белокаменные покрытия. Вероятно, это покрытие было сделано по образцу белокаменных кровель церкви. Эти кровли просуществовали до 1770 года, когда священник Иван Васильев с приходскими людьми обратился в Духовную Консисторию с просьбой «имеющуюся на оной церкви и олтаре ветхую лещадную кровлю из их кошта перекрыть листовым железом».

К описанию исследовательских работ, в которых были сделаны вышеприведенные открытия, необходимо добавить исследования колонн трапезной. Как уже отмечалось, колонны образовались после переделки столбов в четыре колонны, произведенной в 1837 году. Эти сведения нуждались в натурной проверке, для чего были сделаны на колонне два небольших зондажа, расположенные на ней под прямым углом. Зондаж заключался в снятии значительного слоя штукатурки. Под известковой штукатуркой в обоих зондажах была обнаружена плоская лицевая кладка. На ней хорошо сохранилась тонкая первоначальная обмазка. Следовательно, зондажи открыли две стороны столба. Оба зондажа были сделаны в виде аккуратных небольших прямоугольников с целью их сохранения и для музейного показа.

Однако, после передачи памятника церковному приходу, в процессе ремонтных работ зондажи были заштукатурены. Такая же участь постигла и другие зондажи, где показывались переделки в интерьере церкви – срубленные распалубки в своде, примыкание ранних стен и др.

Переделка столбов в четыре колонны, несмотря на то, что столбы имели сплошную кладку, все-таки сказалась на прочности северного пучка колонн. При помощи заливки бетоном четыре колонны снова были превращены в столб. Скорее всего, это было сделано после того, как из церкви памятник был превращен в производственное здание объединения «Мосэлектроприбор». В трапезной поставили тяжелые прессы для штамповки изделий из пластмассы.

Для выявления первоначальной покраски фасадов церкви в разных местах были сделаны зондажи. Под поздними слоями покраски желтого и белого цвета был обнаружен самый ранний – красный, цвета светлого железного сурика. Кирпичные детали фасадного убранства имели белую покраску. Белокаменные детали или не имели покраски, или на них были видны следы побелки. Следы первоначальной покраски лучше сохранились на северной и восточной стороне.

В результате обследования фасадов выявилась следующая картина: фон стен был окрашен в красный цвет, все декоративные детали фасадов, кирпичные и белокаменные, а также цоколь были белыми. На основании этих исследований был сделан проект покраски фасадов.

В некоторых из перечисленных исследованиях памятника, а также в проектных работах, принимали участие архитектор Ф.И. Глазков, инженеры Л.А. Каплин и Г.Н. Ровенский.

К сожалению, не сохранился богатый иконостас с иконами Кирилла Уланова (некоторые иконы были переданы в Третьяковскую галерею) и придельные иконостасы сына знаменитого архитектора М. М. Казакова.

Об этой церкви известно, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства.

Другие статьи

Умный сайт


Московский государственный объединённый историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник был создан в 2005 году на базе Государственного музея-заповедника «Коломенское», одного из самых известных московских музеев.

В октябре 1921 года опубликован декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков», в котором было упомянуто Коломенское. В феврале 1923 года в соответствии с постановлением Главнауки Наркомпроса СССР известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский получает мандат на организацию в Коломенском музея и становится его первым директором.

По постановлению СНК РСФСР от 17 февраля 1925 г. Коломенское и Дьяково стали «отделениями музея „Покровский собор"» (собор Василия Блаженного), а уже в 1926 году музей приобрёл самостоятельный статус: он был отделён от музея Василия Блаженного и переименован в музей «Архитектурные памятники Коломенского».

В 1928 году постановлением Малого совета народных комиссаров РСФСР музей передали Государственному Историческому музею в качестве музея-филиала, а в 1971 году он вышел из подчинения ГИМа и был образован Государственный музей-заповедник «Коломенское». В 1990 году решением Исполкома Моссовета музей-заповедник переименован в Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское».

Позже для возрождения и развития историко-культурных территорий столицы — дворцово-паркового ансамбля «Лефортово» и усадьбы «Люблино» — был создан Московский государственный объединённый музей-заповедник (Коломенское — Лефортово — Люблино).

Новый музей-заповедник объединяет усадьбу «Коломенское», расцвет которой пришёлся на Средневековье, «Головинский сад» — часть усадьбы «Лефортово», возникшей на рубеже XVII–XVIII веков и послужившей прообразом императорских резиденций в окрестностях Петербурга, и Люблино, усадьбу рубежа XVIII–XIX веков, золотого века российского дворянства.

Усадебные комплексы, входящие в музейное объединение, позволяют представить развитие московской усадьбы на протяжении четырёх столетий. В собрание музея-заповедника входят фонды, насчитывающие около 150 тысяч музейных предметов — памятников истории, культуры и искусства, представленные 15 фондовыми коллекциями; научная библиотека и архив. Более 3000 музейных предметов входят в состав постоянных экспозиций.

Хронологические рамки фондовых коллекций чрезвычайно широки: от памятников археологии эпохи неолита до образцов советской облицовочной керамики. И всё же большая часть экспонатов относится к периоду Средневековья и нового времени. Создание фонда связано с именем первого директора музея Петра Дмитриевича Барановского (1892–1986), благодаря подвижнической деятельности которого сформировано уникальное собрание русской иконописи и произведений декоративно-прикладного искусства.

Создание коллекций относится к 1920-м годам — времён создания музея и начала трагических событий уничтожения московских памятников архитектуры. Музейные сотрудники, спасая предметы искусства, перемещали их в музейное хранилище. В Коломенское на лошадях вывозились конструкции иконостасов, книги и рукописи, напольные железные плиты, металлические двери и оконные решётки, изразцы и резные белокаменные детали убранства храмов. Эти предметы, спасённые от уничтожения, составили основу уникальной коллекции древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства.

Это определило особенности музейного фонда Коломенского: преобладание в нём образцов церковного искусства и наличие целых комплексов из уничтоженных храмов: фрагментов белокаменного и изразцового декора, икон, книг, церковной утвари и т. д.

Одним из источников поступления в Коломенское стал Государственный музейный фонд, сформированный в 1918 году за счёт предметов искусства, реквизированных у частных лиц, из особняков, церквей, монастырей, а затем распределявшихся по музеям.

В дальнейшем фонд Музея пополнялся за счёт целенаправленной закупочной деятельности, передач из архитектурно-реставрационных организаций, за счёт археологических раскопок на территории Коломенского и, по-прежнему, даров частных лиц.

Фонд музея «Коломенское» имеет уникальные по отечественным меркам условия хранения, размещаясь в первом в России специализированном здании, построенном в 1980 году.

Коллекция древнерусской живописи музея-заповедника содержит уникальное собрание русских икон XVI–XIX веков. Его большую часть составляют памятники, поступившие из разрушенных в 20–30-е годы XX века монастырей и храмов Москвы и Подмосковья. Основу коллекции заложил первый директор музея-заповедника, архитектор-реставратор П. Д. Барановский.

Одной из наиболее ценных частей собрания являются иконы XVI–XVIII веков, переданные в музей в 1939 году из упразднённого Соловецкого монастыря.

Великолепными образцами древнерусской живописи XVI века являются иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная» и «Богоматерь Купина Неопалимая» — произведения высочайшего художественного уровня и глубокого символического содержания.

Икона «Успение Богоматери» первой трети XVII столетия, принадлежащая кисти известного царского иконописца Назария Истомина Савина, выполнена в характерной для него изысканной художественной и колористической манере. В XVIII веке на поля иконы был набит серебряный оклад в стиле «рококо».

Из местного ряда соловецкого Спасо-Преображенского собора происходит и хранящаяся в музее икона «Символ веры» конца XVII века. В 16 сценах на иконе иллюстрируется текст Символа веры — краткого изложения догматов Православия, а также отражены ключевые моменты священной истории, начиная с сотворения человека и заканчивая Страшным судом. Икона уникальна по иконографии и художественному исполнению.

Ценными экспонатами музея являются три иконы «Деисуса», происходящие из знаменитого деревянного дворца XVII века в Коломенском.

Центральная икона комплекса — «Спас Эммануил» — представляет Отрока-Христа, восседающего на престоле, к ногам которого припадают святые Артамон и Евдокия. Это патрональные святые заказчиков иконы — Артамона Сергеевича Матвеева и его супруги. Боярин А. С. Матвеев (1625–1682) — видный государственный деятель, дипломат, играл значительную роль при дворе царя Алексея Михайловича в последние годы его правления.

В собрании музея хранятся иконы, написанные прославленными царскими изографами во второй половине — конце XVII столетия. Среди них «Троица Ветхозаветная» 1677 года письма Симона Ушакова и Никиты Павловца, «Святитель Николай Чудотворец» 1677 года Фёдора Зубова, «Богоматерь Тихвинская со сказанием» 1697 года Кирилла Уланова.

Особую коллекцию музея-заповедника составляют иконы XVI–XIX веков с изображением древнерусской архитектуры. Это образы русских святых на фоне основанных ими монастырей и храмов, а также городов, в которых они прославились.

Икона «Св. Всеволод-Гавриил, князь псковский» XVI века представляет святого с «моделью» Троицкого собора в Пскове, построенного князем в 1137 году. Образы Алексия митрополита Московского на фоне Московского Кремля, преподобных Нила Столбенского, Иосифа Волоцкого, Пафнутия Боровского, Александра Ошевенского дают богатый материал для воссоздания древнего облика Москвы и Новгорода, Архангельска и Великого Устюга, древнерусских монастырей — Волоколамского, Унженского, Соловецкого, Ниловой пустыни и многих других. Такие изображения являются уникальными источниками по истории русской средневековой архитектуры.

Сектор «Археология» музея — один из наиболее крупных. В нём насчитывается более 60 тысяч предметов, датируемых от каменного века до нового времени.

Первые археологические материалы были получены музеем в 1935 году в результате раскопок К. Я. Виноградова на месте деревянного дворца Алексея Михайловича, на Дьяковом городище и в Тульском кремле. В дальнейшем пополнение коллекции шло по тем же направлениям: в музей поступали материалы раскопок памятников на территории заповедника, проводимые под руководством Л. А. Беляева, М. А. Фролова, Ю. А. Лихтер, Н. А. Кренке, А. Г. Векслера, и материалы с других территорий, переданные сотрудниками музея и Института археологии Российской академии наук. Так, в коллекции музея находятся материалы из раскопок городища Селитренное (Сарай-Бату), курганной группы Берлюки в Московской области, Свято-Данилова монастыря, Тверского бульвара Москвы, Карийского городища, окрестностей Коломенского.

Основу археологического собрания составляют находки на территории сёл Коломенское и Дьяково и близлежащих территорий. Данные археологических исследований указывают на раннее освоение исследуемой местности, начиная с эпохи неолита (Дьяковская неолитическая стоянка, территория селища Дьяково-пойма — конец IV — начало III тыс. до н. э.). Среди находок: кремнёвые наконечники дротика, наконечники стрел, скребки, нуклеусы, ножевидные пластины, проколки, фрагменты керамики.

К раннему железному веку относится ряд памятников археологии (Дьяково городище, Чёртов городок, селище «Выгон», Дьяково-пойма, Голосов овраг, Дьяково-южное). Памятники были оставлены носителями дьяковской археологической культуры, одной из интереснейших культур этого периода на территории нашей страны.

К культурным атрибутам относятся характерные глиняные грузики дьякова типа, ювелирные украшения, костяные и железные наконечники стрел, керамика, культовые предметы. Предметы мелкой глиняной пластики носят ритуально-сакральный характер: геометрические фигуры, антропоморфные изображения и композиции на грузиках дьякова типа, сакральные знаки на глиняных табличках — плакетках, женские глиняные статуэтки.

В археологической коллекции музея широко представлен и материал из раскопок славянских селищ X–XIII веков (селище к востоку от Водовзводной башни, славянское поселение на Дьяковом городище, селище Дьяково-пойма, поселение на территории Свято-Данилова монастыря): круговая керамика, орнаментированная «колёсиком» и гребенчатым штампом, височные кольца, крестопрорезные бронзовые бубенчики, стеклянные женские украшения, шиферные пряслица.

Наименее археологически изучено время существования в XIV — начале XVI века царского двора на месте церкви Вознесения. Найденные в результате работ остатки жилищ и вошедшие в коллекцию средневековая красно-глиняная керамика, монеты, шпора, фрагменты китайской и ордынской керамики проливают свет на великокняжеский период истории Коломенского.

В XIII — начале XVI века на нынешней Вознесенской площади, к востоку от Полковничьих палат XVII века было расположено кладбище села Коломенского. Археологи изучили около 200 погребений. В собрание музея поступили четыре белокаменных надгробия, нательный крест, сосуды для елея, монета «пуло тверское», керамические поливные плитки пола. Изучение некрополя позволило судить о численности населения, проживающего в селе, об особенностях погребального обряда в раннемосковское время, половозрастной и социальной характеристике погребённых.

Верхняя дата существования кладбища соответствует времени окончания постройки наиболее известного памятника Коломенского — церкви Вознесения Господня. Многочисленные археологические изыскания, проведённые в церкви и её окрестностях в течение ряда лет, пополнили музейный фонд образцами белокаменного декора, фигурного и клеймёного кирпича, позволили судить о масштабах, времени сооружения и перестройках этого памятника и его архитектурно-строительных особенностях.

Не забудьте поделиться с друзьями

Образцы белокаменных иконостасов

Иконостас

Иконостас – это душа православного храма, окно в горний мир, в Царствие Небесное. Без него невозможно полноценно молиться, без него храм не освящается, даже если престол и жертвенник подготовлен к Богослужению. Духовную основу иконостаса составляют две иконы: Образ Христа и Образ Пресвятой Богородицы. Это могут быть любые Их изводы. Они размещаются в центре по обе стороны от Царских врат. В случае особых стесненных обстоятельств этим можно и ограничиться, заменив Царские врата и дьяконские двери завесами.

Если развивать идею иконостаса далее, то к центру добавляются иконы местного ряда, икона святого или праздника, во имя которого освящен престол, и других особо почитаемых святых.

Далее иконостас развивается ввысь, добавляются новые ряды: праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий, страстной, а иногда и еще один ряд, дополнительный, который появляется только в единичных русских храмах с 17 века.

Иконостасы различаются не только по размерам, но и по художественным стилям: древнерусский, византийский, барокко, ампир, модерн, смешанные стили и т. д. Также существенны различия иконостасов и по материалу, из которого воплощены их основы: дерево, камень, фарфор, металл.

Московская Иконописная Мастерская воплотила несколько десятков иконостасов в храмах Русской Православной Церкви; в Новгородской епархии, во Владимирской епархии, в Московской епархии, в Москве. Нашими заказчиками были не только московские приходские храмы, но и удаленные монастыри. Особо удавались нам тябловые иконостасы в древнерусском стиле, такие как в Преображенском соборе Варлаамо - Хутынского монастыря и Богоявленском храме Лукьяновой Пустыни.

Также хочется отметить и удивительный по красоте иконостас Храма – часовни прп. Давида Серпуховского на источнике Талеж.

Московская Иконописная Мастерская неоднократно участвовала совместно с другими организациями в работах по воплощению сложных иконостасов, например: сложный резной в стиле барокко иконостас Богоявленского храма в Звенигороде и белокаменный резной иконостас в византийском стиле храма Георгия Победоносца в Одинцове.

Текст и фото Дрождин И. Ю.

Изготовление домашних иконостасов

Изготовление домашних иконостасов

Новый вид религиозного декора это домашний иконостас. У верующих людей, раньше было принято вешать иконы на стену, но теперь такое используется всё реже и реже, в обиход вновь вошли иконостасы.

Смысл в том, что в древности икона служила не как декор, а носила религиозный характер. Для икон, свечей и святой воды создавались молитвенные уголки. Все это сохранилось в старинных домах и музеях, где сейчас можно посмотреть лично. Так же верующие люди создают подобный уголок в своем доме. Сейчас стали вешать большие иконы, которые подчеркивали принадлежность человека не только к религии, но и стиль его комнаты. В наши дни иконостасы пользуются популярностью, как и вся религиозная атрибутика.

Домашний иконостас купить невозможно, так как он не продается в магазинах, а изготавливается на заказ. Вот этим бизнесом вполне можете заняться и Вы. Для изготовления иконостаса вам необходим чертеж, фанера, дерево и умелые руки. Собирать иконостас не так сложно, осилить такую сборку сможет почти каждый, работавший с деревом. В изготовлении иконостаса используют только качественную фанеру, приобретая ее на лесопилке, в магазине стройматериалов по приемлемой цене. За сутки или за пару дней, в зависимости от заказа, реально сделать один экземпляр. Полотно, которое желают видеть на иконостасе, так же играет большую роль. Часто бывают заказы, с раскраской в различные цвета самого иконостаса.

Золотой цвет пользуется особой популярностью. Для окраски дерева позолотой его необходимо обработать. Таким образом, открыть настоящее производство иконостасов различных видов вполне реально. За такую работу в месяц можно получать до сорока-ста тысяч рублей. Следует отметить, что это достаточно не распространённый вид бизнеса, который требует от человека не только старания, но и умения, а так же знания азов религии.

Подобный вид деятельности вполне подходит людям, приближенным к духовному искусству, которые вкладывают душу и сердце. Вы можете получать заказы от церквей, поскольку данный вид деятельности относится к религии. В общем, изготовление иконостасов прибыльно, доходно и увлекательно. Для начала Вы можете изготовить первые пару образцов бесплатно и отдать их в дар, если данное занятие окажется по душе, то тогда этим можно зарабатывать и на жизнь.

Обзор иконостасов

«Софрино» — это уникальное предприятие, являющееся достоянием нашей Церкви. Надеюсь, что и в дальнейшем оно будет развиваться, творчески сочетая традицию и инновации, уделяя должное внимание правильному подбору кадров и их обучению.
Из Доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Москва, Храм Христа Спасителя, 2 февраля 2013 года

Обзор иконостасов Иконостас

Классический русский иконостас состоит из ярусов или рядов и секций.

  • 1: местный ряд (иконы, царские врата, дьяконские двери).
  • 2: праздничный ряд
  • 3: деисусный (апостольский) ряд
  • 4: пророческий
  • 5: праотеческий

1 ряд (снизу) — МЕСТНЫЙ с царскими вратами. На царских вратах изображаются 4 евангелиста и Благовещение, над царскими вратами- Тайная вечеря. По бокам царских врат- справа: Спаситель, рядом с нам храмовая икона; -слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери- дьяконские.

2 ряд — ПРАЗДНИЧНЫЙ. В нем изображаются 12 праздников (слева на право): Пример размещения - Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники по желанию заказчика).

3 ряд — ДЕИСУСНЫЙ (деисис - моление, греч.). В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа; слева и справа – изображения архангелов, апостолов и святых.

4 ряд — ПРОРОЧЕСКИЙ. В ряду располагаются иконы пророков, в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Младенцем.

5 ряд — ПРАОТЕЧЕСКИЙ. Располагается под крестом, в самом верху. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда обычно располагается икона «Троица Ветхозаветная

Венчает иконостас КРЕСТ или РАСПЯТИЕ (резное и живописное).

Могут быть и дополнительные ряды: ЦОКОЛЬНЫЙ, ПЯТНИЧНЫЙ.

Тябловые иконостасы

В древних иконостасах ряд икон устанавливался (крепился) между горизонтальными деревянными брусами - ТЯБЛАМИ. Лицевая поверхность брусов могла быть расписана растительным орнаментом. Тябловый иконостас после ХVII в. сменяет более сложный тип - резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, лепниной, металлическими ажурными пластинами (литыми, прорезными и т.д.), цветной фольгой и т.д.

Горизонтальные членения - Это архитектурные "обломы" сложного профиля - межъярусные карнизы, архитравы (перекладина над колоннами одного ряда), архивольты (обрамление арка), фризы (декоративные обрамляющие полосы), фронтон.

Вертикальные членения - колонны (колонки), пилястры, полуколонки, обильно украшаются резьбой (колонны и пилястры канелированные) типа: диагональных, полуваликов, "алмазный" руст, виноградная лоза с кистями, В XVII-ХVIII вв. под влиянием барокко декор иконостасов значительно усложняется. Деревянная резьба, как правило, левкасится и покрывается позолотой или серебром (по полименту) в разной технике (сочетание полированных поверхностей, с матовыми, позолоты и серебрения вместе (рядом), подцветка золота и серебра цветными лаками).

В XIX в. используют все эти техники очень широко. Часто на фризах помещают также накладки в виде драгоценных, камней разного цвета, формы и огранки.

Можно ли вообще заказать иконостас, который будет изготовлен с высоким качеством, красиво и быстро? У нас - можно, ведь на предприятии используются современные технологии и материалы, благодаря чему Вы сможете украсить свой храм работами талантливых художников, резчиков по дереву и позолотчиков, создающих красивый и гармоничный внешний вид наших иконостасов и другой церковной утвари. Ассортимент продукции постоянно расширяется и способен удовлетворить самого требовательного заказчика. Основными направлениями нашей деятельности являются изготовление иконостасов различных типов (классических, тябловых, басменных, на основе фотоизображений, на тканевой основе), киотов (одноместных и многоместных, напольных и настенных), облачений престола, аналоев и многое другое. Специалисты предприятия выполняют заказы в кратчайшие сроки, к примеру, на изготовление иконостаса уходит от 1-го до 3-х месяцев (в зависимости от размеров и его сложности).

Этапы изготовления иконостаса на предприятии

1. Разработка проекта

Любой заказ, начиная с эскиза, и кончая установкой иконостаса, полностью согласуется и корректируется заказчиком.

После согласования эскиза инженер-конструктор разрабатывает основной проект иконостаса с мотивами орнаментов, подбирает необходимый стилистический материал для резьбы. Заказчику предлагается несколько вариантов по использованию различных пород дерева, вариантов позолоты резьбы и цветовой отделке иконостаса. По окончательному варианту, утвержденному к исполнению, выполняются рабочие чертежи и производится расчет стоимости иконостаса.

Инженер-конструктор в процессе работы учитывает, чтобы блоки иконостаса можно было погрузить на машину, перевезти, внести через двери в церковь и быстро смонтировать. Такой подход позволяет повысить качество выполнения деталей и сборки иконостаса, уменьшить время изготовления и снизить затраты материалов.

2. Заготовка пиломатериала

Для работы отбирается лес высшего качества, только зрелая, здоровая древесина. Высушивается пиломатериал в автоматических сушильных камерах с соблюдением всех технологических режимов до 7—8% влажности, которая контролируется электронным влагомером. Все это позволяет в будущем избежать растрескивания деталей иконостаса.

3. Столярные работы

В начале столяра по чертежам с помощью станков и ручного электроинструмента изготавливают детали будущего иконостаса, из которых потом собирают блоки. Затем на их поверхности монтируются все элементы и детали резьбы. Такой метод позволяет добиться высокого качества сборки и подгонки деталей, скрыть все крепежные элементы, аккуратно выполнить отделочные работы. Для изготовления иконных досок используется только липа. Собираются иконные доски по чертежам, но, следуя традициям, по-особому, как в старину. Затем, в процессе сборки иконостаса, они проверяются по месту, что позволяет впоследствии избежать подгонки уже написанных икон.

4. Резьба деталей

Соответствие стилистики резьбы образу иконостаса, соблюдение пропорций орнаментов — главная задача резчиков по дереву и инженеров программистов станков с числовым программным обеспечением. С шаблонов, распечатанными инженером-конструктором, резчики изготавливают элементы резьбы ручной работы.

5. Позолота резьбы

Позолота деталей резьбы кропотливый и трудный процесс. В начале левкасчики подготавливают резьбу под позолоту, нанося на нее несколько слоев левкаса и после просушки вручную, тщательно шлифуют ее поверхность. Затем позолотчики несколькими слоями наносят лак, и только потом приклеивают листочки сусального золота.

6. Упаковка, доставка и монтаж

Когда все работы закончены, иконостас полностью собран, иконы написаны — перевозка и монтаж — самый ответственный момент. Поэтому мы надежно упаковываем и крепим ящики в кузове машины. Монтаж иконостаса на месте, в зависимости от сложности конструкции, занимает 10-15 дней. Для этого у нас есть необходимый инструмент, надежные крепежи и сборные строительные леса.