Категория: Бланки/Образцы
Тест ЕГЭ по истории 2016 усложнен. Новое задание: написание исторического сочинения по определённому периоду истории России. Критерии оценивания в видео:
Критерии оценивания, на которые необходимо держать в уме при выполнении и проверке задания:
К1
Указать не менее двух событий (явлений, процессов),
относящихся к выбранному периоду
К2
Указать не менее двух исторических личностей и их роль в
описываемых событиях (явлениях, процессах)
К3
Указать не менее двух причинно - следственных связей между
событиями (явлениями, процессами) данного периода
К4
Оценка исторического периода с опорой на исторические факты и
(или) мнения историков
К5
Использование исторических термином
К6
Отсутствие фактических ошибок
К7
Форма изложения – последовательное, связное изложение
материала
На исторический период 1019-1054 гг. приходится правление в Киеве князя Ярослава Мудрого.
Указывать правителя в задании не требуется, но соотнесение хронологического периода с правителем, на наш взгляд, поможет в дальнейшем выполнении задания. Ученику легче будет соотнести события, процессы, явления с именем руководителя страны, чем с конкретными годами.
В годы правления Ярослава Мудрого произошёл ряд важных исторических событий. Во-первых, восшествие Ярослава на престол произошло в ходе междоусобной борьбы с братьями, которая не завершилась в 1019 г. борьбу со Мстиславом Тмутараканским Ярослав Мудрый продолжал до 1026 г. когда между ними был заключён договор о разделе земель по Днепру. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось восстановить власть над всеми русскими землями. Для предотвращения в будущем княжеских усобиц Ярослав Мудрый утвердил так называемый «Ряд Ярослава». Складывается лествичная система наследования престола.
Победа в междоусобной борьбе способствовала усилению власти киевского князя и дала возможность проведения преобразований внутри страны и усилить позиции Древнерусского государства на международной арене.
Событие – междоусобица
Исторические личности – Ярослав Мудрый, Мстислав Тмутараканский
Причинно-следственные связи – восстановление единства русских земель, укрепление власти киевского князя. Победа в междоусобной борьбе дала возможность проведения преобразований.
Термины – усобица, «ряд Ярослава», лествичная система, Древнерусское государство.
Во-вторых, развивается процесс укрепления Древнерусского государства. О усилении власти киевского князя свидетельствуют следующие факты. Ярослав Мудрый принимает «Русскую правду» - древнейший из дошедших до нас свод законов Древнерусского государства, действие которого распространялось на все русские земли.
В 1051 г. без согласования с Константинопольским патриархом Ярослав Мудрый поставил во главе Киевской митрополии Илариона.
Свидетельством эффективности действия Ярослава Мудрого стало заключение династических браков с правящими династиями европейских государств. Так, дочь Ярослава Анна была выдана замуж за короля Франции
Процессы – развитие древнерусского государства, укрепление власти киевского князя.
Исторические деятели – Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, Анна Ярославна.
Термины – «Русская правда», династический брак
Исторический период 1019-1054 г. оценивается историками как период расцвета Древнерусского государства. Было восстановлено единство древнерусского государства, разделённого в ходе княжеской усобицы. Ярославу удалось укрепить единство государства, приняв общерусский закон – «Русскую правду». Укрепление политической системы и успехи в защите границ русских земель (например, разгром печенегов под Киевом в 1036 г.)способствовали росту авторитета на международной арене, что подтверждается заключением династических браков между Рюриковичами и представителями правящих династий европейских государств.
Ярославу Мудрому не удалось устранить причины междоусобиц – «ряд Ярослава» не смог предотвратить борьбы между наследниками за киевский престол.
Историческая оценка значимости периода
Что необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ по истории?
Совокупность требований к подготовке выпускников включает в себя следующие объекты проверки учебных достижений:
– знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории;
– умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
– умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
– умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация);
– умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
– умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временн?го и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
– умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Принципиальные изменения в ЕГЭ-2016 по сравнению с ЕГЭ-2015
Из работы исключены задания 1–21 и 24 по нумерации 2015 г.
В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: на знание дат (2 по нумерации 2016 г.); на знание основных фактов, процессов, явлений (5); на работу с текстовым историческим источником (6); на знание основных фактов истории культуры (17); задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по истории XX в. (10). В части 1 экзаменационной работе 2016 г. изменено расположение заданий: задания расположены в соответствии с принципом чередования видов деятельности.
Из части 2 экзаменационной работы исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.). Добавлено новое задание, предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России.
Продолжительность экзамена увеличена до 235 минут.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по истории
Предлагаемое вашему вниманию учебно-методическое пособие является одним из первых изданий, направленных на подготовку учащихся к выполнению принципиально нового задания, включенного в контрольные измерительные материалы, — исторического сочинения об одном из периодов истории России (№ 25). Это задание относится к высокому уровню сложности, оценивается на основе комплекса разнообразных критериев. Данное издание включает в себя рекомендации-памятки, алгоритмы написания сочинения, а также тренировочные задания. Выполнение этих заданий в соответствии с методическими рекомендациями позволит успешно справиться с новым сложным заданием и значительно повысить общий балл по Единому государственному экзамену. Пособие предназначено для учащихся 9—11 классов, абитуриентов, готовящихся к Единому государственному экзамену. Оно адресовано также преподавателям и репетиторам для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
ЧАСТЬ I
Общие рекомендации по написанию сочинения об одном из периодов истории России (задание № 25) 10
Практикум 1 12
ЧАСТЬ II
Конструирование сочинения об одном из периодов истории России (задание № 25) 19
Практикум 2 25
Практикум 3 31
Практикум 4 31
ЧАСТЬ III
10 сочинений-характеристик исторического периода 32
Приложения 61
Список литературы 221
Историческое сочинение стало нововведением в контрольных измерительных материалах 2016 года. В течение предыдущих лет Единый государственный экзамен по истории завершало задание составить сочинение-характеристику исторической личности. Согласно измененному содержанию ЕГЭ по истории в 2016 году, контрольные измерительные материалы завершаются заданием по написанию краткого сочинения о периоде отечественной истории. Новое задание является комплексным, оно интегрирует знание фактического материала (события, явления, процессы, исторические личности, исторические термины), умение прослеживать причинно-следственные связи, а также оценочный компонент.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов, представленный Федеральным институтом педагогических измерений, содержит следующую формулировку задания 25:
«Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1125-1132 гг.;
2) 1825-1855 гг.; 3)1945-1953 гг.
Историческое сочинение, Новое задание на ЕГЭ, Вурста Н.И. 2016.
Предлагаемое вашему вниманию учебно-методическое пособие является одним из первых изданий, направленных на подготовку учащихся к выполнению принципиально нового задания, включенного в контрольные измерительные материалы, — исторического сочинения об одном из периодов истории России (№ 25). Это задание относится к высокому уровню сложности, оценивается на основе комплекса разнообразных критериев.
Данное издание включает в себя рекомендации-памятки, алгоритмы написания сочинения, а также тренировочные задания. Выполнение этих заданий в соответствии с методическими рекомендациями позволит успешно справиться с новым сложным заданием и значительно повысить общий балл по Единому государственному экзамену.
Пособие предназначено для учащихся 9-11 классов, абитуриентов, готовящихся к Единому государственному экзамену. Оно адресовано также преподавателям и репетиторам для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории.
Пример.
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с данными событиями, охарактеризовать их роль в них.
Ответ:
В подготовке Соборного уложения активное участие принимал сам царь Алексей Михайлович, по рекомендации которого был созван 1648 году Земский собор, разрабатывавший основные положения Уложения. Царь зорко следил за работой Собора, стремился, чтобы в новом законодательном сборнике были отражены основные вопросы.
Большую роль в составлении сборника законов сыграл Б.И. Морозов, воспитатель царя, глава правительства. Правда, после Соляного бунта в 1648 году царь, чтобы не тревожить народ, отстранил его от дел. Однако Морозов продолжал оставаться негласным главой правительства, руководил подготовкой Соборного уложения.
Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, имели авторитет в стране. Оба понимали, что необходимо реформирование церкви. Однако Аввакум не принял те методы, которые использовал Никон, хотя в основном разногласия не затрагивали основ церкви. Реформа Никона привела к и усилению роли церкви в стране, и к централизации власти. Правда, стремление поставить церковную власть выше царской привело к тому, что царь перестал поддерживать Никона и в конце концов Никон был низложен и отправлен в ссылку.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I
Общие рекомендации по написанию сочинения об одном из периодов истории России (задание № 25)
Практикум 1
ЧАСТЬ II
Конструирование сочинения об одном из периодов истории России (задание № 25)
Практикум 2
Практикум 3
Практикум 4
ЧАСТЬ III
10 сочинений-характеристик исторического периода
Приложения
Список литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Выпускники, выбравшие историю в качестве профильного предмета на ЕГЭ, должны заранее готовиться к экзамену. Особого внимания здесь требует задание С6, которое предлагает экзаменуемым написать эссе на заданные тематики.
Для того чтобы успешно выполнить этот пункт, необходимо изучить правила написания сочинения и освоить алгоритм изложения своих мыслей. В этом вам поможет наш подробный материал.
Общие рекомендацииИтак, вам предстоит написать историческое эссе по одному из периодов истории России. Среди них такие важные годы, как:
В сочинении по истории вы должны:
критерии оценивания исторического сочинения (25)
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов
1) 1019–1054 гг.; 2) 1801–1812 гг.; 3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов),
относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знание
исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей
в этих событиях(явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших
между событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периода
Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайте
одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе
изложения необходимо корректно использовать исторические термины,
понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события(явления, процессы) не указаны или
все указанные исторические события(явления, процессы) не относятся
к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов(по каждому из
критериев К1–К7 выставляется0 баллов).
Как готовиться к сочинению по истории
Если времени осталось мало
Вспоминаем: в любом варианте ЕГЭ будет предложено 3 темы, причём одна из них обязательно затронет период с 17 века до начала I мировой войны. Этому периоду и стоит уделить наибольшее внимание. В первую очередь освойте темы, связанные с эпохами трёх Александров, двух Николаев, Петра I, Алексея Михайловича, Екатерины II, Елизаветы Петровны. Если останется время – Павла и Михаила Фёдоровича. Именно в таком порядке. Чем ближе к началу списка, тем выше вероятность появления данного сюжета на экзамене.
После того, как будет освоена «середина» истории, стоит «подстраховаться» изучением пары тем из средневековья и 20 века. Больше шансов, что на экзамене вам предложат написать о временах Ярослава Мудрого, Ивана III, Ивана IV, 1917 годе и оттепели.
Прежде, чем преступать к тренировке
Как тренироваться эффективнее
Неплохо, если за день-два до написания тренировочного сочинения вы почитаете материал, потом дадите ему «отстояться» в памяти и только затем приступите к работе. При этом вы уже не будете заглядывать ни в книги, ни в Интернет – всё как на настоящем экзамене. Тогда у вас появиться собственная методика, как выкручиваться из ситуации, когда знаний не хватает. Ну, а потом, когда самостоятельное творчество будет закончено, вы, конечно, заглянете в источники и дополните свою работу.
Какого объёма писать сочинение
Сочинение пишется в вольной форме, объём не задан правилами. Однако из всего экзамена на сочинение стоит отвести 60 – 70 минут. За это время стоит создать текст объёмом примерно в 1 страницу. Меньше – тему не раскрыть. Больше – почти наверняка возникнут исторические ошибки, которые не позволят вам набрать два лишних балла. В сочинении по истории стремиться нужно к точности, логике и отсутствию лишних слов.
О чём следует писать
1) О двух событиях или явлениях данной эпохи.
Можно и больше, но только, если абсолютно уверены, что это было именно тогда.
2)О двух людях, жившие в данную эпоху, причём их роль в событиях следует раскрыть.
Назвать можно и больше персонажей, но о двоих нужно написать подробнее.
Если знания позволяют, не стоит писать о правителе (князе, царе, генеральном секретаре). Иначе вам трудно будет разграничить основные события эпохи и деятельность данного человека, придётся повторяться. Но, если выхода нет, - пишите.
Составьте для себя список, включающий пары личностей на каждую из вероятных тем. На экзамене очень важно получить максимальные баллы по двум первым критериям. Это может принести ещё 4 первичных балла – за отсутствие ошибок и связную форму. Если же на первом этапе сочинения вы потеряете хотя бы один балл, с ним уйдут и четыре потенциально возможных.
3) О двух причинно-следственных связях в рамках данного периода.
Именно «в рамках», внутри периода, не выходя за его пределы.
Подчеркните в своём тексте слова следствие , причина. так чтобы эксперты легко находили и считали (до двух) ваши причинно-следственные связи.
4)О значении периода в истории страны.
Короче и точнее. Успеха на экзамене!