Руководства, Инструкции, Бланки

руководство для алтарников и пономарей img-1

руководство для алтарников и пономарей

Рейтинг: 4.8/5.0 (1895 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Практическое Руководство Для Алтарника скачать

Текст из практического руководства для пономарей "Последование пономарского служения" Автор-составитель протодиакон Максим Синюк.

[Цитировать]. pic. Практическое руководство для Алтарников. Язык: Русский. Формат: PDF, DOCX. Качество: изначально компьютерное.

Практическое руководство. для Алтарников. Всенощное Бдение и Литургия. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ. (хотя диакон в тексте есть.

Практическое руководство для Алтарников Язык: Русский Формат: PDF, DOCX Качество: изначально компьютерное Количество страниц: 56 / 54 последование Всенощного Бдения и Литургии с указаниями в раздачи есть схема для печати PDF Сайт православных церковнослужителей Пономарские премудрости (и не только) это руководство было взято из просторов интернета давненько. мной был изменен размер шрыфтов на большый, сами руководства на красный цвет для лучшей ориентации, формат из А4 на А5 и сделан PDF. если нужен оригинал посмотрите в архиве по ссылке которую давал в коментариях http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=11019 Алтарнику_ВСЕНОЩНОЕ(без_дьякона).doc Алтарнику_ЛИТУРГИЯ(без_дьякона).doc

Одобрена и рекомендована к печати Церковно- практической комиссией Московской Церковнослужители: алтарник -пономарь, звонарь, просфорник и др.; Руководство по Литургике или наука о православном богослужении.

Богослужебные указания, практические руководства, устав звона. скачать, богослужебные, практическое руководство, литургия, как печь просфоры.

Leave a Reply. Author

Write something about yourself. No need to be fancy, just an overview.

Archives Categories

Created with Weebly

Другие статьи

Алтарь: опасная ходьба

Алтарь: опасная ходьба

«Мне можно», – сказал Паша и надвинул митру на глаза. «По-моему, идет шапочка», – улыбнулся он, глядя свысока на онемевших алтарников и диакона. Смотрел Паша действительно свысока – росту в нем было под два метра. Благочестия, видимо, тоже: просто так архиерейскую митру на головушку не напялишь. Тут смирение нужно. Повышенное. И оно, разумеется, было, как пояснил потом бледным от возмущения алтарникам настоятель: «Ребята, не трогайте его. Он – племянник Самого Главного Человека. Значит, хороший. И ведет себя всегда хорошо. Ну, или почти всегда. Короче, не нарывайтесь: стукнуть может. Или настучать».

Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников – как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» – вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял – сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.

Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» – видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе – в кошмарном сне привиделось.

Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.

Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма – алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.

– Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело – те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…

– Вообще-то такой опасности – привыканию к святыне – подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного – начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…

Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен – иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред – собственной душе в первую очередь.

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост ). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».

Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя – это профанация христианства.

– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?

– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.

Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).

7 августа 2013 г.

Дмитрий Панферов 8 августа 2013, 14:00

Правило Святого Вселенского VI Собора, Константинопольского 69: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священнаго алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу. Будучи из разаряда мирян не царского достоинства, стараюсь следовать правилу.

Руслан 8 августа 2013, 05:00

Тема актуальна. Сам милостью Божией служил алтарником,думал верю в Бога,исполнял разные послушания и псаломщиком и сторожем Храма-и всё думал Богу угождаю,я молодец и вера моя крепка. А в действительности я Вам скажу братия и сестры-в Бога я стал верить по настоящему и обрёл Бога(конечно настолько насколько Он сам позволяет) только тогда,когда промыслом Божиим удалился из служения в алтаре. Сейчас,вспоминая то время давно минувших дней, ни о чём не жалею и даже вижу и приобрёл пользу от случившихся тогда событий. А вообще служение в алтаре вспоминаю как самые счастливые годы моей жизни. Но,могу сказать что быть простым прихожанином своего прихода намного лучше чем служить в алтаре,и не потому что там всякого насмотришься,нет,все мы плоть и кровь,и никто не идеален и безгрешен,просто там и некогда молиться Богу,умной сердечной молитвой,да,ещё проблема привыкания актуальна. Вообщем в алтаре всем тяжело-и священикам и алтарникам,бес везде суёт своё рыло и даже там. Спасибо за внимание.

Александр 7 августа 2013, 22:00

Доброго времени, Сам алтарничал первое время, когда храм "поднимали", некому было. и часы приходилось читать, и Апостола, и в алтаре много чего. а вот теперь всё настроилось слава Богу, и потихоньку "устранился" из алтаря. Чувствую что не гоже так, молюсь со всеми в храме, а кто-то по старой привычке, сразу в алтарь. зачем. Это дело настоятеля. а пути Господни неисповедимы. Радуйтесь!

Григорий 7 августа 2013, 21:00

Бог не делит людей по их призванию. Он наверно смотрит более в сердце их. Каждый человек на своём месте, достойно исполняя свои обязанности, может быть достойным Ему, а может и недостойным быть, если относится к обязанностям служения Богу и людям легкомысленно, халатно, без должного осознания важности, значимости исполнения этих обязанностей.

Роман 7 августа 2013, 20:00

Руководство для алтарников и пономарей

Алтарник – ангельская работа

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Страничка Алтарника - Официальный сайт храма пророка Илии в Поречье с

Страничка Алтарника Тест Алтарника.

Для прохождения теста Алтарника нажмите кнопку.

Пономарь - сейчас тоже, что и алтарник.

Понома́рь ( официально — Парамона́рь ; от др .- греч. παραμοναριος — « приставник », « привратник ») — служитель православной Церкви. обязанный звонить в колокола. петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах. например. в Вифлеемской пещере. где родился Спаситель. на Голгофе. как для охраны их от святотатства. так и для оказания различных услуг паломникам.

Он наблюдал за имуществом храма. возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением. принесение в алтарь просфор. вина. воды. ладана. приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты. призывание верующих к богослужению колокольным звоном и. наконец. уборка храма и алтаря.

С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется ( разрешается ) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между звонарями. певчими. алтарниками и псаломщиками ( чтецами ).

Обязанности алтарника.

1. Пономарь обязан придти в храм заранее.
2. Пономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности.
3. Прежде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий,
чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре.
4. До начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения.
5. Кадило подаётся диакону или священнику всегда готовое.
6. Готовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя
сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый).
7. Необходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица.
8. Кадило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону.
9. Открытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам с северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари).

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы. Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей. По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием. Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение. для священников и епископовстихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником. поверх которого надеваются прочие ризы. Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос. и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа. а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

Благословение на облачение в стихарь берётся в начале каждой службы. Перед благословением стихаря алтарник кладёт сложенный стихарь на левую руку и повернувшись в сторону Горнего места совершает два крестных знамения. Потом подходит к служащему священнику (стихарь в это время лежит сложенный на левой руке, а правая рука лежит поверх стихаря, как берём благословение) и берёт благословение со словами: "Благослови Владыко (имеется ввиду Господь) стихарь сей", затем, повернувшись опять к Горнему месту, творит третье крестное знамение, лобызает крест нашитый на спине стихаря и с благоговением облачается в стихарь.


ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба. туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Подрясник

Подря́сник — нижнее облачение православного духовенства — длинная до пят одежда с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.

Существует несколько разновидностей покроя подрясников (греческий, русский и др.): разрез может быть до низу или только до пояса, и справа и слева, воротник может застёгиваться внахлёст, а может только прихватываться крючками, может иметь дополнительные карманы на груди, может иметь карманы только с боков, а может и совсем без карманов быть и т. д. Чаще всего подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами, ушитое в талии, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе.

Благословение на ношение подрясника можно взят у настоятеля храма, НО служить в подряснике Вы сможете, только в своём храме и не на архиерейской службе.

Благословение у архиерея на ношение подрясника берётся, только в том случае если настоятель Вашего прихода благословляет подойти к архиерею с этой просьбой. После архиерейского благословения алтарник получает право ношения и служения в подряснике везде.

Всё выше сказанное происходит с ведома и по благословению духовника, а не самочинно.

Правила поведения в алтаре.

Соблюдение норм внешнего вида - одно из самых простых требований к алтарнику.

Алтарник должен приходить на службу в чистой и опрятной одежде, начищенной обуви. Спортивная и пляжная обувь и одежда в алтаре недопустимы (футболки, кроссовки, кеды, сланцы, сандалии с открытыми пальцами).

Благоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. Вследствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре:

Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост — земные поклоны, в воскресные и двунадесятые праздники — поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения).

Запрещено входить в алтарь с кровоточащими ранами или после медицинских операций (если рана не зажила) до разрешения служащего священника.

Старайся как можно меньше ходить по алтарю.

Разговоры в алтаре крайне недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения. Смех недопустим.

Споры, гнев, рукоприкладство — прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.

Касаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Перед входом в храм, а тем более в алтарь необходимо выключить мобильный телефон.

Никакой посторонней техники вроде mp3-плееров или радио в алтаре не должно быть ни при каких условиях.

Продукты питания (а тем более животного происхождения) в алтаре воспрещены.

Пьянство в алтаре недопустимо.

Отвлекать священника по пустякам недопустимо.

Во время Евхаристического канона, Херувимской песни и чтения Евангелия посторонние действа и звуки, кроме молитв недопустимы.

Алтарник обязан без ропота и недовольств исполнять данное ему священником послушание, касающееся алтаря.

Благословленное священником послушание должно выполняться незамедлительно. Что касается уборки, то это выполняется исключительно во внебогослужебное время.


Цвет богослужебных одеяний символизирует праздники, события, дни памяти, в которые совершается богослужение. Перечислим эти цвета:


- Золотой (жёлтый) всех оттенков (Царский цвет).
Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом).
Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память.


- Белый (Божественный цвет).
Праздники: Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил, а также при начале пасхального богослужения. Белые облачения, символизируют свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при Его Воскресении.


Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан.


- Голубой (цвет Высшая чистоты и непорочности).
Богородичные праздники: Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон.

Голубой цвет различных оттенков, вплоть до синего, имеют мантии митрополитов.

- Фиолетовый или тёмно-красный.
Крестопоклонная неделя Великого поста; Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Воздвижение Креста Господня.

Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки.


- Красный, Тёмно-красный, Бордовый, Багряный.
Цвет праздников и дней памяти мучеников. Великий Четверг.
При Пасхе - радость Воскресения Христова. В дни памяти мучеников - цвет крови мучеников.


- Зелёный (цвет животворения и вечной жизни).
Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник "Вход Господень в Иерусалим", День Святой Троицы.

Зелёный цвет имеет мантия патриарха.


- Тёмно-синий, Фиолетовый, Тёмно-зелёный, Тёмно-красный, Чёрный.
Цвет поста и покаяния. Великий пост.
Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста, в воскресные и праздничные дни которого, допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой.

Пример: праздник пророка Илии - служится в золотом (жёлтом) облачении.

Более подробно о священническом облачении можно на нашем сайте в разделе "Воскресная школа" на страничке "О церковном облачении".

Фильмы для алтарников

(для просмотра фильма нужно кликнуть левой кнопкой "мыши" по выбранной картинке фильма)

О Богослужении и символике священных одежд.

Фильм "Азбука православия". (Обо всём по немногу - начиная с устройства храма, богослужения и заканчивая Танствами.

Уголок нужных ссылок:

Практическое руководство для Алтарников (нов)

Практическое руководство для Алтарников (нов)

(хотя диакон в тексте есть, но служение алтарника в этом руководстве описано для храма без диакона)

На аналой в храме кладётся икона праздника, готовится кадило и свеча. Включается свет в храме.

Перед самым началом подать кадило по обычаю (т.е. стоя справа от священника, находящегося перед Престолом) и не уходить. Священник покадит алтарь и идет кадить храм. Принять кадило от вошедшего в это время священника и унести.

Диакон: Восстаните! Господи, благослови!

Иерей. Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков.

Священнослужители в алтаре: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся и припадем к Нему.

Псалом 103, предначинательный

(Стихи псалма читаются канонархом и повторяются хором (они поставлены в квадратные скобки).

В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма (они напечатаны курсивом).)

Благослови, душемоя, Господа, [Благословен еси, Господи.] Господи Боже мой, возвеличился еси зело [Благословен еси, Господи]. во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея; на горах станут воды. [Дивна делаТвоя, Господи]. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих; от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил еси луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихжс несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих. Призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя; аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. [Слава Ти, Господи,сотворившемувся. ] Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)

Диакон: Миром Господу помолимся.

О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем [или: о веси сей; если вмонacmыpe, то: о святей обители сей], всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

(Первый антифон 1-й кафисмы)

Хор:Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Яко весть Господь путьправедных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Господне есть спасение, и на людехТвоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже.(Трижды)

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков,

На « Господи воззвах » подать кадило у южных врат Святого Престола. Священник покадит алтарь и идет кадить храм. Принять кадило от вошедшего священника и унести.

1-й лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи. / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонмй гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе; / услыши мя, Господи.

2-й лик: Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, / жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.

На 10 стихов (стихир) (На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир. Если по уставу данной службы положено 8 стихир, то 10-й и 9-й стихи опускаются.

Изведи из темницы душу мою, (Эту первую часть стиха читает канонарх (распорядитель церковного пения); вторую часть стиха поют певцы и сразу же начинают петь стихиру.) исповедатися ИмениТвоему.

Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.

На 8:Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой. Да будут ушиТвои / внемлюще гласу моления моего.

На 6:Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/ ЯкоуТебе очищение есть.

Имене радиТвоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.

На 4:От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа.

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: / иТой избавит Израиля от всех беззаконий его.

Хвалите Господа вси языцы, / похвалите Его вси людие.

Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает вовек.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Догматик или стихира.

(Поется: под воскресенье — догматик гласа, под двунадесятый праздник — стихира праздника,

под праздник святого — положенный на ряду Богородичен.На догматике совершается вход с кадилом.)

Если алтарник один – заранее зажечь свечу и затем подать кадило. Свечу поставить на Горнее место.

Если двое: один подаёт кадило, а второй со свечёй становится на Горнем месте.

Который со свечёй синхронно со священником крестится и кланяется Горнему месту и священнику и перед священником выходит северными вратами, по амвону через центр идёт к аналою, не доходя до него разворачивается на 180 0 . ставит свечу перед собой (теперь стоит спиной к аналою) и отступает чуть вправо, чтобы не стоять на центре и не закрывать свечу от людей. Стоит перед аналоем, а после того, как священник выйдет на амвон и благословит народ, заходит также через центр, уже южными вратами в алтарь, через Горнее место проходит с поклоном, гасит и ставит свечу на место.

Диакон: Премудрость, прости.

Хор:СветеТихийсвятыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, /Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! / Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. /Достоин еси во вся времена пет бытипреподобными, / Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас…

Прокимны дневные (вечерни) со стихами

В субботу, глас 6-й:

Господь воцарися, / в лепоту облечеся.

Хор повторяет:Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Стих 1. Облечеся Господь в силу, и препоясася.

Хор:Господь воцарися, в лепоту облечеся. (На каждый стих).

Стих 2. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих 3. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господь воцарися.

В воскресенье, глас 8-й:

Се ныне благословите Господа/ вси раби Господни.

Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник, глас 4-й:

Господь услышит мя, / внегда воззвати ми к Нему.

Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моей.

Во вторник, глас 1-й:

Стих: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит; на месте злачне, тамо всели мя.

В среду, глас 5-й:

Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг, глас 6-й

Помощь моя от Господа, / сотворшаго небо и землю.

Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу, глас 7-й:

Боже, Заступник мой еси Ты, / и милостьТвоя предварит мя.

Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

(бывают по праздникам, читаются по «Минее месячной»)

Если есть паремии. алтарник берёт у клироса Минею и становится перед (! ) аналоем.

Порядок чтения: СВ: Премудрость! Чтец: Бытия чтение. СВ: Вонмем!… И читается первая паремия. Заканчивается она и снова тоже самое: СВ: Премудрость! Чтец: Исхода чтение. СВ: Вонмем!… И читается вторая паремия и т.д.

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор:Господи, помилуй. (Трижды, на каждое прошение)

Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях. зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея).

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, слава подобает. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(если лития) Ставится тетрапод перед аналоем. Аналой немного отодвинуть, чтобы был проход между аналоем и амвоном для каждения. Стелются коврики – один перед тетраподом, второй в притворе. На тетрапод стелется покровец.

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христве просим.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иерей: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

(если лития) Если лития, поются стихиры на литии. На них — исхождение в притвор. Для этого зажигается большая свеча и кадило. Алтарники перед священником несут свечу в притвор, ставят перед священником, кадило подаётся по знаку. По каждении забрать и один алтарник уходит, относит кадило.

Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя; молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; предстателъствы Честных Небесных Сил Безплотных; Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных Апостол; иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца; святьгх равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святьгх отец наших всея Руси чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоноснъгх отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имя), егоже есть храм и егоже есть день] и всех святых; молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

(если лития) Ставить литейный прибор (сосуд) с зажжёнными заранее на нём свечами на тетрапод перед аналоем рышки не снимать.

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе; ащевообители: и о архимандрите, или: игумене нашем) (имярек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней милости Божия и помощи требующей; о покровении града сего и живущих в нем (или: веси сея и живущих в ней; или: святыя обители сея и живущих в ней); о мире и состоянии всего мира; о благостоянии Святых Божиих Церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших; о оставльшихся и во отшествии сущих; о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженной памяти и оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (аще во обители: во святей обители сей) рцем.

Диакон: Еще молимся, о еже сохранитися граду сему (или: веси сей), и святому храму сему (ащевообители: святей обители сей), и всякому граду и стране, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти Благому и Человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны.

Диакон: Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас.

Иерей: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

И всем приклоньшим главы молится священник велегласно:

Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных, Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгани Ольги, иже во святых отец наших всея Руси чудотворцев Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имярек), его же есть храм, и его же есть день>, и всех святых Твоих; благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоего, отжени от нас всякаго врага и супостата; умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец.

(если лития): Нужно идти перед священником — перенести свечу, поставить её за литийным сосудом. Дальний коврик уносится, алтарники уходят.

Стихиры на стиховне

(Первая стихира поется без стиха.Далее чтец читает первую половину стиха, хор поет вторую половину и стихиру)

Воскресные стихи (запевы) к стихирам, на стиховне:

Стих 1:Господь воцарися, / в лепоту облечеся.

Молитва св. Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши рабаТвоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал предлицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

(если лития): на Отче наш для священника вынести кадило … 2-й алтарник открывает ЦВ, включает свет. Когда 1 алтарник — на ОТЧЕ НАШ открыть царские врата, включить свет и сразу идти с кадилом к нему (будет каждение литийного столика на тропарях).

Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 |. | Вперед > | Последняя | Весь текст