Руководства, Инструкции, Бланки

роспись по дереву инструкция img-1

роспись по дереву инструкция

Рейтинг: 4.9/5.0 (1839 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Роспись по дереву (фото)

Роспись по дереву (фото). Виды росписи по дереву

Росписи по дереву - это особый вид искусства, история которого уходит корнями во II век до н. э. когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву :

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

Палех

Палехская роспись - народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические "братины". Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) - это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое "белье", а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки - русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются "Роспись по дереву для начинающих", куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву - для начинающих это увлекательный творческий процесс.

Методы раскраски

Натуральная древесина - это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) - это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

Добавить комментарий

Другие статьи

Как делать роспись по дереву

Как делать роспись по дереву Что для этого нужно


В первую очередь, конечно же, нужен предмет, который вы будете расписывать. Это может быть разделочная доска, деревянная игрушка, шкатулка, табуретка. Вам понадобятся также краски. Расписывать деревянные изделия можно темперой, гуашью, масляными красками, но сейчас особенно популярны акриловые краски. У них масса преимуществ: они быстро сохнут, не тускнеют при высыхании, не осыпаются, работу не нужно покрывать лаком. Кроме того, ассортимент акриловых красок довольно велик. Вам понадобится состав для грунта (его можно купить в том же отделе, что и краски, или же сделать самим из воды и мела). Купите несколько беличьих или колонковых кисточек разной толщины, а также наждачную бумагу с крупным и мелким зерном. Если вы пока не умеете рисовать, вам очень пригодится копировальная бумага, с помощью которой вы сможете перенести на доску готовый рисунок.

Выбор и обработка заготовки


Вне зависимости от того, что вы собираетесь расписывать, тщательно выберите заготовку. На ней не должно быть заметных повреждений вроде трещин и сколов, равно как и сучков. Заготовку, купленную в магазине товаров для художников, обычно не нужно мыть. Если же есть заметные загрязнения, вымойте доску жесткой щеткой, можно с мыльным раствором, и дайте ей высохнуть. При наличии заметных неровностей выровняйте поверхность крупной шкуркой, а затем зашлифуйте мелкой. Нанесите грунт и дайте доске просохнуть.

Рисунок


Рисунок можно сделать самому. По загрунтованному дереву хорошо ложится обычный простой карандаш. Можно взять готовую композицию и перенести ее на доску с помощью копирки. Старайтесь выбирать узоры с четкими контурами и небольшим количеством мелких деталей. Тематика может быть разной: растительный и геометрический орнамент, пейзаж, натюрморт, даже портрет. Конечно, если вы расписываете фигурку животного или матрешку, нанесите все необходимые детали – мордочку или лицо, полоски у кота, платочек и фартук у матрешки и т.д.

Роспись


Начинайте расписывать с самых крупных деталей. Для этого выберите самую широкую кисточку. Краску накладывайте ровным слоем. Если вы расписываете вертикальную фигурку, наносить краску начинайте сверху. Акриловые краски могут быть слишком густыми, тогда их нужно разбавить водой. После того, как крупные поля будут заполнены, дайте заготовке высохнуть, а затем приступайте к проработке более мелких деталей. Последний этап – проработка совсем мелких деталей и прорисовка контуров очень тонкой кистью. Если вы используете не акриловые краски, а, скажем, гуашь или акварель, работу нужно будет покрыть лаком. Бесцветный паркетный лак в этой ситуации подойдет больше других.

Fileshare116: Дневник

Пошаговая Инструкция Росписи По Дереву

Пошаговая Инструкция Росписи По Дереву

Роспись по дереву своими руками — мастер-классы на Ярмарке Мастеров, Роспись. Пошаговые инструкции с фото для начинающих и профессионалов. Создавайте уникальные вещи в подарок и для себя Все они посвоему уникальны и подойдут для любого интерьера. Самый частый мотив для росписи по дереву — стилизованная природа, животные, цветы. На протяжении веков такими сюжетами украшали не только домашнюю утварь, но и фасады домов, памятники и интерьеры. В разделе мастерклассов на Ярмарке Мастеров вы научитесь создавать своими руками настоящие шедевры в различных техниках и стилях росписи по дереву. Наши мастера будут рады передать вам свой опыт.','url':'http://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/rospis-po-derevu','og_descr':'Роспись по дереву своими руками — мастер-классы на Ярмарке Мастеров, Роспись. Пошаговые инструкции с фото для начинающих и профессионалов. Создавайте уникальные вещи в подарок и для себя

  • Роспись по дереву своими руками — мастер-классы на Ярмарке Мастеров, Роспись. Пошаговые инструкции с фото для начинающих и профессионалов.
  • Что представляет собой роспись по дереву? Пошаговая инструкция по вязанию летних пинеток крючком · Черно-белые пинетки.

Содержит пошаговые фотографии и подробные описания действий. говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева.

Расписываем матрешку, урок росписи матрешки Белой темперой, очень жидко и опять же по сырому дереву. Очень полезно почитать и посмотреть на пошаговый ход работы, большое спасибо. Но, извините, это - инструкция по изготовлению кича,самопального кича, повторяю.

В книге описаны различные виды росписи по дереву, приведены подробные пошаговые инструкции по росписи всевозможных предметов, а множество.

Роспись круглой тарелки Мастер класс с пошаговыми фото Автор Денежное дерево своими руками | Морской пейзаж с парусником пошагово >. в мой блог, спасибо за ваши теплые отзывы и комментарии.

Городецкая роспись по дереву – это народный промысел Нижегородского Мастер-класс с пошаговым фото · Панно из цветной бумаги своими руками. Описание работы понятное и доступное, замечательные.

М. Эксмо, 2007. 64 с. Техника и приемы. Цвет и композиция. Пошаговые инструкции.

М. Эксмо, 2007. — 64 с. Техника и приемы. Цвет и композиция. Пошаговые инструкции. Московский Педагогический Государственный Университет Художественно-Графический факультет. Автор: Звиадаури Н. З. - 30 слайдов Преподаватель: Гудилина С. И. Содержание Городецкая роспись по дереву Возникновение ремесла города Городца - 1920 году Центр старообрядчества Основа стиля росписи - «волшебный реализм» Городецкий парадный портрет Мастера росписи Создание в Городце центра.

Такую работу нужно покрыть матовым лаком. Декупаж по дереву. Пошаговая инструкция росписи мебели: 1. Очистите всю поверхность.

Ирина Викторовна. 07.01.2016 в 16:21
Здравствуйте, предлагаем Вам услуги комплексного продвижения вашего сайта, подробнее с нашими услугами Вы можете ознакомиться по ссылке http://www.anacron.ru/ Извините за беспокойство.

Роспись по дереву

Роспись по дереву. Вазы и вазочки

Много лет. занимаясь росписью по дереву, покупаю себе интересные заготовки. И такое количество заготовок собралось, что ставить и хранить их стало просто негде.Я не выдержала и решила пойти по алфавиту, чтобы, наконец-то. воплотить свои идеи в жизнь! Первой в моём алфавитном списке оказалась буква "В" ( Вазы). Великое жаль, что эти вазы нельзя использовать под настоящие живые букеты. Но. думаю, сухоцветы в таких вазах тоже будут смотреться неплохо.

1. Ваза восточная. Первая моя работа в технике точечной росписи.

2. Ваза "Восточная сказка"

3. Ваза "Античная Греция"

4. Ваза "Лето красное"

4. Ваза "На озере"

5. Ваза "Отражение"

7. Ваза "Летнее фэнтези"

8. Ваза "Ландыш серебристый"

9. Ваза "Ночная лилия"

10. Городецкая вазочка.

11. Хохломская вазочка

12. Ваза "Таинственный Египет".

В оформлении работы использованы Египетские орнаменты.

Надо сказать, что это далеко не все сделанные мною работы под литерой "В". Так что, у темы будет небольшое продолжение.

С уважением к читателю. Наталия.

Художник росписи по дереву должностная инструкция

Художник росписи по дереву должностная инструкция

Характеристика работ. Нанесение всех видов хохломской росписи простого рисунка на художественные изделия из дерева. Обводка кромок, закрашивание дна и крышки изделий. Составление красок. Городецкая, полх-майданская роспись изделий из дерева по рисункам простого растительного орнамента. Загорская роспись с выжиганием изделий простого орнамента на плоскости. Роспись и выжигание по образцам простых фигурок, изготовленных на токарном станке.

Должен знать: приемы и особенности нанесения росписи простого рисунка на художественные изделия из дерева в традициях хохломского, Городецкого, полх-майданского орнаментов и загорской росписи с выжиганием; свойства красок, способы составления красок и правила определения их качества; свойства растворителей и лаков, применяемых при росписи художественных изделий; требования, предъявляемые к качеству кистей различной нумерации, применяемых для росписи.

1. Ложки - роспись.

2. Пеналы - роспись, обводка кромок.

3. Солонки - обводка кромок, закрашивание дна.

Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции. разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме. Мы всегда поможем и оценим.

Еще

Учебно-методический материал по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Пособие для занятий кружка - quot; Роспись по дереву - quot

Учебно-методический материал по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:
Пособие для занятий кружка "Роспись по дереву"

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена программа кружка «Роспись по дереву». Занятия кружка предусматривают, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в росписи по дереву. Цели и задачи кружка «роспись по дереву» направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам к программе кружка были созданы презентации по следующим темам: «Городецкая роспись», «Мезенская роспись» и «Пермогорская роспись.

Программа разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.
  • Формирования у учащихся целостной картины мира.
  • Развития общей способности к творчеству.
  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Программа кружка «Роспись по дереву» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Мезенская роспись
  2. Пермогорская роспись
  3. Творческий проект
  4. Выставки.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Основные формы, методы и приемы.

Как сделать занятия кружка по декоративно-прикладному искусству интересными и содержательными, одновременно доставляющими учащимся радость общения с искусством, радость познания и радость творчества? Как научить подростков воспринимать предмет-образ в единстве формы и содержания, а в собственном декоративном творчестве «высказываться», используя образный язык данного вида творчества? Как сделать каждое занятие настоящим открытием для ученика, ведя его по художественно-образному пути познания, приобщая его к памяти, к духовной культуре человечества, следы которой оставлены в произведениях декоративно-прикладного искусства?

Инновационные подходы в школьном образовании, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют создавать условия для развития новых поколений граждан, формирования в будущем востребованных специалистов, готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества.

Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации, графическое изображение стали основой поддержки процесса образования.

Презентация построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на занятиях задачи.

Использование презентации делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, высказывать предположения.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде находится наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Важно, чтобы всем ученикам на каждом занятии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастет в глубокий и стойкий интерес. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажны.

Использование презентации на занятиях кружка, есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

В данных презентациях представлены: история возникновения и развития данных видов росписи, характерные особенности цветового решения, основные элементы росписи, а так же основные приемы выполнения основных элементов, характерных для каждого вида росписи, главные отличительные признаки художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Мезенская роспись, Пермогорская роспись.

Цель презентаций – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи презентации – познакомить учащихся с такими видами росписи, как Городецкая, Мезенская, Пермогорская, инструментами и материалами для выполнения этих видов росписи, основными элементами, характерными для определенного вида росписи и особенностями их выполнения.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов выполнения изделий.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана годичное обучение. Кружок комплектуется из учащихся 6 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в течение уч-ся должны получить

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при росписи дерева;
  • о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах росписи;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Мезенская роспись, Пермогорская роспись;
  • о проектной деятельности.
  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять роспись изделия ;
  • работать в программе Power Point.

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся должны получить

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;
  • расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • о мезенской и пермогорской росписи и их отличительных особенностях.
  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
  • свободно рисовать кистью элементы растительного, животного и геометрического орнамента;
  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям. расписывать деревянные изделия различной формы;
  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
  • работать в программе Pablisher.

Цыганкова А. П. МБОУ СОШ № 35

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 2
ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ Городецкая роспись родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево. Хлебаиха. Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника. Скачущего коня с горделиво поднятой головой обычно размещали в центре композиции. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п.

Слайд 3
Первыми стали писать на донцах купавки и бутоны, ярко раскрашенных птиц и петушков братья Лазарь и Антон Мельниковы. Они же выработали позы коней и всадников: коня непременно рисовали длинноногим, причем задняя нога у него обязательно поджата крючком. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые' бесконечно повторяются в различных вариантах. Лица народные мастера пишут в одной манере — в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Слайд 4
Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц — это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. Как держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

Слайд 5
В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Можно использовать гуашь, так как Городецкая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую.

Слайд 6
Чтобы получить светло-голубую. в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую — с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. Городецкая зеленая краска получается при смешивании желтой гуаши. окиси хрома (темно-зеленой краски ) и красной железоокисной. В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка

Слайд 7
Этапы выполнения Городецкой росписи. Первый — подмалевка. т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Слайд 8
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Слайд 9
Третий этап — оживка (или разживка ), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность

Слайд 11
Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента ( теневке ). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Слайд 12
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

Слайд 13
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Слайд 14
Ромашка. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

Слайд 15
Роза. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Слайд 16
Листья. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Слайд 17
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Слайд 19
Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног, хвоста — белилами.

Слайд 22
Удачи в работе Презентацию подготовила учитель технологии МБОУ СОШ № 35 города Смоленска Цыганкова Алла П етровна

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 2
Мезенская роспись как вид народного промысла зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельскои области в конце XIX в. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Она носила бытовую направленность: северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, шкатулки, орудия труда, украшали избы. Характерные особенности мезенской росписи - графичность, фризовость. многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным не многословием, цветовой сдержанностью.

Слайд 3
Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному "серой") и черный (из сажи, смешанной с "серой"). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой ( тиской ), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Прялки расписывали в старину мужчины - те, для: кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Слайд 4
Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные ярусы, соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Слайд 5
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Слайд 6
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках. Символика узора

Слайд 7
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь. По расположению в композиции (верх — низ) всегда можно правильно определить их значение. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Вода. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Слайд 8
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего, означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто "нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу ("Пойманный ветер”, — говорят дети).

Слайд 9
Огонь. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию.

Слайд 10
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.

Слайд 15
Презентацию подготовила у читель технологии МБОУ СОШ № 35 города Смоленска Цыганкова Алла Петровна Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 2
Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино. Грединская. Черепанове. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома. и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры". Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается "маковками", "городками", низ - "серьгами", по-местному " чусками ".

Слайд 3
Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца. В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками – по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу – счастливая Семья за трапезой.

Слайд 4
Жилище, дом изображался также по традиции книжной миниатюры - в разрезе, с шатровой крышей и часто с единорогом и львом по обе стороны. Эти звери были символом московского Печатного двора и изображались на книгах. Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей: люльки, хлебные короба, туески (бурачки), ендовы.

Слайд 5
Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. В росписи используются излюбленные мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.

Слайд 6
Основные элементы пермогорской росписи

Слайд 7
Фризовые орнаменты. Ленточки. Бордюры.

Слайд 8
Углы Углы Углы Углы. Приписки.

Слайд 9
Растительные мотивы. Цветы. Трилистник.

Слайд 10
Животные мотивы

Слайд 11
Композиции

Слайд 12
Спасибо за внимание Презентацию подготовила учитель технологии МБОУ СОШ № 35 города Смоленска Цыганкова Алла Петровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн.

В сборник вошли лексико-грамматические упражнения для учащихся СПО и НПО.

Электронное пособие для уроков информатики по теме «Правила техники безопасности при работе на компьютере»

Электронное пособие выполнено в форме презентации в Power Point.Это переработанная стандартная инструкция по правилам техники безопасности при работе на компьютере более доступ.

данны генетические задачи с приложением. рекомендации по решению задач для старшеклассников.

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология". Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про.

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология". Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про.

Музыкальное пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения).

В материале представлено музыкально-методическое пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения).