Руководства, Инструкции, Бланки

морфемного разбора образец img-1

морфемного разбора образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1845 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Морфемный разбор (разбор слова по составу)


Главная | О нас | Обратная связь

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа.

После этого основа слова разбивается на морфемы.

Как мы уже говорили, возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формально-смысловой.

Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идёт до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых — игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы по определению значения морфем приводит в ошибкам двух типов, имеющих разную природу:

Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Причём комплекс 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берёт за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей орфографико-пунктуационной направленности курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведён такой пример морфемного разбора слова искусство (ис-кус-ств-о ). Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению в основе незначимых сегментов.

Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения — с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода — случаи типа клю-чик (ср. лёт-чик ), я-щик (обой-щик ). Но и при правильно определённом корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух. Это связано, во-первых, с алгоритмом морфемного членения и, во-вторых, с тем, что в учебниках слова, имеющие более одной приставки и/или суффикса, практически не приводятся.

Формально-структурный подход к морфемному членению слова не является исключительно принадлежностью школьной практики. Аналогичный подход осуществлён в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразовательного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется».

Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический). Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие учёные и методисты на протяжении многих десятилетий.

Подход учебных комплексов к вопросу о принципах и алгоритме морфемного членения различен: учебные комплексы 1 и 3 предлагают формально-смысловой подход к морфемному членению слова (комплекс 3 в большей степени, чем комплекс 1), комплекс 2 — формально-структурный.

Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотнесение значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке — основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.

Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:

1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),

2) выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,

3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,

4) выделить в слове корень.

плотничал — форма глагола плотничать ; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л —, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и ).

Глагол плотничать образован от существительного плотник. мотивируется через него: плотничать — «быть плотником»; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а —, в основах представлено чередование к / ч .

Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л — со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а — со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича- .

Образец письменного оформления :

Одевание — существительное, окончание -е (именно этот сегмент слова изменяется при его склонении: одевани-е, одевани-я, одевани-ю ).

На стыке окончания и основы во всех формах произносится звук [й’], который «спрятан» в букве е. стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает её. Основа слова — одевани [й’ ].

Слово одевание производно от глагола одевать. одевание — ‘процесс, когда одевают, то же, что одевать’. Разница между основой одеваний и глагольной основой одева — сегмент -ни [й’ ]-, являющийся словообразующим суффиксом.

Глагол одевать производен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования — суффикс -ва —.

Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз-деть. пере-одеть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем -де — и приставкой о —.

Таким образом, словоформа одевание имеет окончание -е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс -ни [й’ ]— со значением абстрактного действия, суффикс -ва — со значением несовершенного вида, приставку о — и связанный корень -де —. Основа слова одеваний —.

Образец письменного оформления :

При письменном разборе словообразовательная цепочка может быть убрана в скобки. В несложных случаях процедуру можно провести устно и зафиксировать только результат — записать слово с выделенными в нём морфемами.

Предмет и основные понятия словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают ); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение. которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср. небо — небеса ) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср. книга — книжонка ). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путём обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

— производная (ПН) основа,

— производящая (ПЩ) основа (или основы),

— процессы, сопровождающие словообразование.

Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-икстол. столик — «маленький стол».

Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

Другие статьи

Морфемный и словообразовательный разбор слова

2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д. но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д. такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2. остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

1. парикмахер-ск -их (имя существительное).
2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч. Р.п. ср. парикмахерск -ая. парикмахерск -ой .
3. Основа формы – парикмахер-ск- .
4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □. парикмахер -ш -а .
5. -ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср. матрос- ск -ий. жен- ск -ий .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская .
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск -ая (сущ.) ← парикмахерск -ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

1. жи-тел -и (имя существительное).
2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч. И.п. ср. житель □. жител -я .
3. Основа формы – жи-тел- .
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть. жи -л -ой .
5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср. пис-а- тель □. вод-и- тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель .
2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жи -ть .
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

1. рожд-а -ют-ся (глагол).
2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч. ср. рожд-а -ет- ся. рожд-а -ем- ся .
3. Основа формы – рожд-а-…-ся .
4. Корень – рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. -а - – суффикс. Это суффикс глагола, ср. пис- а -ть, реш- а -ть.
-ся – постфикс возвратного глагола, ср. мы -ть- ся. куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться .
2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная.
3–4. рожда -ть - ся ← рожда -ть .
5. - ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

1. по-бри -ть - ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср. по-бре -ет- ся. по-бре -ем- ся .
3. Основа формы – по-бри-…-ся .
4. Корень – бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по - – приставка, ср. по -сл-а -ть. по -сад-и -ть .
-ся – постфикс возвратного глагола, ср. мы -ть- ся. куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться .
2. Основа слова – по-бри-…-ся. Основа производная.
3–6. а) по-бри -ть- ся ← по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть- ся ← бри -ть- ся ; по - – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

1. о-свеж-и -ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср. о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы – о-свеж-и- .
4. Корень – свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж -о .
5. о - – приставка, ср. о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-и - – суффикс глагола, ср. о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить .
2. Основа слова – о-свеж-и-. Основа производная.
3–4. о -свеж- и -ть ← свеж -ий .
5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

1. голов -у (имя существительное).
2. Окончание – -у. Оно выражает значение ж.р. ед.ч. В.п. ср. голов -а. голов -ой .
3. Основа формы – голов- .
4. Корень – голов -. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова .
2. Основа слова – голов-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

(В) уездном (городе)

1. уезд-н -ом (имя прилагательное).
2. Окончание – -ом. Оно выражает значения ед.ч. м.р. П.п. ср. уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы – уезд-н- .
4. Корень – уезд -. Однокоренные слова: уезд □. по- уезд -н -ый .
5. -н - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср. волост- н -ой. подъ-езд- н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный .
2. Основа слова – уезд-н-. Основа производная.
3–4. уезд-н -ый ← уезд □ .
5. -н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1. тиш-айш -ей (имя прилагательное).
2. Окончание – -ей. Оно выражает значение ед.ч. ж.р. Т.п. ср. тиш-айш -ая. тиш-айш -ую .
3. Основа формы – тиш-айш- .
4. Корень – тиш -. Однокоренные слова: тих -о. тиш -ин -а .
5. -айш - – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср. велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий .
2. Основа слова – тих-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1. в-любл-ен -а (краткая форма причастия).
2. Окончание – -а. Оно выражает значение ед.ч. ж.р. ср. в-любл-ён □. в-любл-ен -ы .
3. Основа формы – в-любл-ён- .
4. Корень – любл -. Однокоренные слова: люб -и -ть (чередование б/бл ), люб -овь □ .
5. в - – приставка, ср. в -крапл-ённ -ый. в -плет-ённ -ый .
-ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср. в-нес- ен -а. в-плет- ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый .
2. Основа причастия – в-любл-ённ-. Основа производная.
3–4. в-любл-ённ -ый ← в-люб-и -ть.
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1. мест-ком -а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – -а. Оно выражает значение м.р. ед.ч. Р.п. ср. мест-ком □. мест-ком -ом .
3. Основа формы – мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н -ый. мест -о ; комитет □. комитет -ск -ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком .
2. Основа слова – мест-ком-. Основа производная.
3–4. мест-ком □ ← мест -(н) -ый ком (итет) .
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.

Упражнения к теме «2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова»

Морфемный разбор

Изменяемая часть является окончанием. В нём содержится грамматическое значение слова.

Домик-ом – существительное Т.п. и ед.ч.

Чёрн-ому – прилагательное м.р. ед.ч. и П.п.

Плыл-и – глагол мн.ч.

Окончания могут быть многозначными, одно и то же окончание выражает несколько разных грамматических значений (сравните: стекл-о – сущ. ед.ч. и стекл-о – глаг. ср.р. и ед.ч.).

Полк-а – существительное И.п. и ед.ч.

Знал-а – глагол ж.р. и ед.ч.

Прекрасн-а – прилагательное ж.р. и ед.ч.

Окончание существительного состоит из одной буквы (земл-я, стран-а, арми-я, окн-о, мор-е, собрани-е, подлежаще-е) или бывает нулевым (стол, конь, врач, воробей, гений, мышь, осень).

Окончание прилагательного или причастия в полной форме состоит из двух букв, в краткой форме сокращается на одну букву или становится нулевым в форме мужского рода (син-ий, голуб-ой, син-яя, голуб-ая, син-ее, голуб-ое; нежен, нежн-а, нежн-о, нежн-ы).

Прилагательные синий и лисий внешне похожи, но относятся к разным разрядам (первое качественное, второе притяжательное) и отвечают на разные вопросы. А кроме этого, они еще отличаются своими окончаниями: в слове лисий выделяется суффикс -ий, а окончание нулевое.

Окончание у глаголов выделяется не так просто. Сначала нужно определить его форму. Если это инфинитив (начальная форма), то он не изменяется, то есть не имеет непостоянных признаков, а значит, у него нет никакого окончания. В большинстве случаев он легко узнается по особым приметам: -ть, -ти, -чь (плыть, нести, беречь).

Форма прошедшего времени глагола определяется по суффиксу -л- (пел, пел-а, пел-о, пел-и, смеял-ся, смеял-а-сь, смеял-о-сь, смеял-и-сь). Здесь нужно отбросить постфикс -ся или -сь, потому что окончание стоит перед ним.

Формы настоящего и будущего времени глагола легко вспомнить (буквы Е, У, Ю есть в глаголах I спряжения, а буквы И, А, Я – в глаголах II спряжения): делаешь, делаете, делаем, делают; стоишь, стоите, стоим, стоят.

В повелительном наклонении глагола перед окончанием может быть суффикс И, а окончание ТЕ: ид-и-те, пиш-и-те (или режь, режь-те, возь-ми, стой).

Местоимения не разбираем по составу в школе, слишком странно выглядит их корень (к-ого-нибудь, ч-ем-то).

Числительные имеют не одно окончание, а сразу два, причем одно из них находится в середине слова: семьсот, сем-и-сот, семь-ю-ст-ами, сем-и-ст-ах.

В деепричастиях, наречиях, категории состояния, служебных словах, междометиях и звукоподражаниях окончание искать совсем не будем, так как это неизменяемые части речи.

После окончания выделяем основу слова. Она может совпадать с корнем (берег, гор-а), и это непроизводная основа. Она может включать в себя приставку, суффикс (пере-ход, бес-полез-н-ый, дом-ик) и быть производной основой.

Основа простая, если состоит из одного корня (красн-ый), она становится сложной, если имеет несколько корней (пар-о-ход). В основе содержится лексическое значение слова. В основу входят и постфиксы -ся, -сь. Тогда она становится прерывистой (сме-ёшь-ся – основа смеся). В основу не включаются интерфиксы (соединительные гласные О-Е): тепл-о-ход, птиц-е-фабрика.

В каждом слове присутствует корень. Это главная часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов (трав-а, трав-к-а, трав-инк-а, трав-ян-ой, трав-ян-ист-ый). В нём часто видны чередования гласных и согласных звуков (рАсти – срАщение – вырОс; друг – друзья – дружба).

Приставка – знАчимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и форм слов. Приставка состоит из одного звука или нескольких, как гласного, так и согласного (у-нёс, с-петь, по-розовел, при-вкус, сверх-герой). В слове можно найти более одной приставки: без-от-чётный, пере-с-читывать.

Каждая приставка имеет своё значение, может быть многозначной, к ней легко подобрать приставку-синоним или антоним.

Приставка бес- имеет значение отсутствия (бес-порядок, бес-конечность).

Приставка вы- имеет синоним по- (вы-мыть и по-мыть).

Приставка в- имеет антоним вы- (в-толкнуть – вы-толкнуть).

Есть даже приставки-омонимы: по-мёрзли, по-бежали, по-сидели, по-стирали.

Новые слова: не-счастье, ис-писать, бес-полезный.

Формы слова: наи-лучший, с-делать.

И по своему происхождению приставки бывают исконными и иноязычными: под-нести, контр-игра.

Суффикс – знАчимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слов. Одно слово иногда содержит несколько суффиксов: за-бол-е-ва-ем-ость. Некоторые суффиксы выступают в разных вариантах: буфет-чик, стеколь-щик.

Суффиксы, как и приставки, тоже обладают лексическим значением, есть многозначные суффиксы, есть суффиксы-синонимы и омонимы.

Суффиксы -ек, -ик обладают уменьшительно-ласкательным значением: орех – ореш-ек, дом – дом-ик.

Синонимические суффиксы: стакан-чик и газет-чик; учи-тель и выключа-тель.

Суффиксы-омонимы: свин-ин-а, солом-ин-а, голос-ин-а, царап-ин-а, шир-ин-а.

Новые слова: син-ев-а, дожд-лив-ый, капитан-ск-ий.

Формы слов: тиш-е, красив-ее, пе-ть, прыга-л, бежа-вш-ий, увиде-в.

Порядок разбора слова по составу
  1. Определить часть речи.
  2. Обозначить окончание слова (если есть).
  3. Выделить основу.
  4. Через ряд однокоренных слов найти корень слова, отметить чередование звуков.
  5. Установить приставку или приставки.
  6. Установить суффикс или суффиксы.
Образец разбора слова по составу

Переплетение – сущ. ед.ч. И.п. нет переплетени-я или переплетени-ем, окончание Е.

Основа «переплетени». Однокоренные слова: плету, плеть, плетешь. Корень «плет».

Приставка пере- служит для образования нового слова.

Суффикс -ени[j] служит для образования нового слова.

Порозовел – глагол, прошедшее время, ед.ч. м.р. окончание нулевое.

Основа «порозове» (-л – формообразующий суффикс). Однокоренные слова: розовый, розоветь. Корень «роз».

Приставка по- обозначает начало действия, служит для образования нового слова.

Суффикс -ов- служит для образования нового слова.

Суффикс -е- служит для образования нового слова.

Выполните разбор по составу следующих слов:

Морфемный разбор

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Морфемный разбор

Кузнецова Юлия Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 189 «Шанс»
Центрального района Санкт-Петербурга

  • углубить представления учащихся об изученных морфемах и морфемном разборе слов;
  • расширить словарный запас и кругозор учащихся;
  • продолжить формирование навыков самоконтроля, самопроверки, взаимопроверки;
  • развивать метапредметметные умения анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать.
  • Организационный момент
  • Начнём урок с небольшого задания на сообразительность. Попробуйте догадаться, о каком слове идёт речь. Чтобы вам было легче, записывайте ход ваших размышлений. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)

Приставка — как в слове подлизываться.

Корень — как в слове водяной.

Суффикс — как в слове земной.

Окончание — как в слове солидный.

А теперь – сами!

Корень — как в слове мышиный.

Соединительная гласная —

как в слове кашевар.

Корень — как в слове подловить.

Суффикс — как в слове приманка.

Окончание — как в слове бусина.

3. Посмотрите, что мы сделали с записанными нами словами?

(разобрали по составу, или выполнили морфемный разбор)

Я думаю, вы готовы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запись в тетрадь: «Морфемный разбор »

Проверьте себя. Правильно ли вы выполнили морфемный разбор?

(нет, мы не выделили основу слова )

Сделайте это самостоятельно. Что нужно сделать, чтобы найти основу слова?

(изменить слово и отбросить окончание)

Устно проверяем правильность выделения основы.

Для чего нужно уметь разбирать слово по составу? Понимать, из каких частей состоит слово?

(чтобы правильно писать)

Вспомните последние изученные нами орфограммы (перечислить: чередование и//е, о//а в корне слова, правописание - З, - С на конце приставок. Почему в названии каждой орфограммы присутствует указание на ту морфему, в которой она находится?

(от этого зависит правописание)

( В сильном классе учитель может использовать сочетание слов «морфемный принцип русской орфографии»)

4. Чтобы вспомнить все морфемы, напишем маленький диктант.

Под диктовку пишем:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.

Как вы считаете, какого слова или слов не хватает, что ещё необходимо дописать?

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте (Тот, кто сидит один, может тихонько пересесть на свободное место рядом с одноклассником или – самопроверка). Перед каждым из вас – листок с заданиями. Первая строка – слова нашего диктанта. Проверьте работу по данному образцу.

Кто не допустил ни одной ошибки? – 5!

Кто допустил 1-2 ошибки? – 4!

От 2-х до 4-х ошибок? -3!

5 и более ошибок? – 2!

За эту работу каждый получит 2 оценки. Первую – за то, как написал терминологический диктант, вторую - за то, как проверил работу соседа по парте.

5. Итак, мы вспомнили известные нам морфемы. Но начинать разбор по составу нужно не с выделения морфем, а с определения, к какой части речи относится слово. Выполним задание и подумаем, почему это важно. Перед вами в карточках дан ряд слов.

По какому признаку можно разделить данные сло­ва на три группы?

Слушаем и обсуждаем варианты. Письменно выполняем задание.

Яблоню, молодежь, спросонок, красив, потому что, бес­корыстие, бескорыстно.

окончаниемокончанием (неизменяемые слова)

яблон-ю молодежь спросонок <нар.)

бескорысти-е красив бескорыстно (нар.)

потому что (союз)

Почему для морфемного разбора важно, к какой части речи относится слово?

(У наречий и служебных частей речи не может быть окончаний.) К каким частям речи относятся слова из 3 столбика?

Открываем справочник. Делаем запись в справочнике.

Образец морфемного разбора.

2. собираются, собираемся (изменить слово)

3. собирает, соберу, сбор, собрание - и//е//о//0 звука (подобрать однокоренные

Две задачи: 1) найти все варианты корня – все чередования, 2) отбросить приставки и суффиксы)

4. приставка со- созывать, соображать

5. суффикс а - играть, решать (суффикс инфинитива); постфикс ся – умываться, причёсываться (тоже, что «себя»)

Далее работаем в тетради.

4 уч-ся у доски, остальные – в тетрадях

2. подсвечника, подсвечнику (изменить слово)

  1. свеча, светить, освещать – ч//т// щ
  2. приставка под – подоконник, пододеяльник
  3. суффикс ник – бездельник

2. недружного, недружную (изменить слово)

3. друг, дружить, друзья – г //ж// з

4. приставка не- независимый, недруг

5. суффикс н – карманный, лунный

  1. наречие
  2. – не изменяется.
  3. верх, верхушка, вершина х//ш
  4. приставка с - слева, сдача
  5. суффикс у – сбоку, снизу
  1. глагол
  2. оберегаю, оберегаем
  3. беречь, бережёный, небрежный – каково значение слова небрежный?
  4. приставка о – обежал, оповестил
  5. суффикс инфинитива а – бежать, рисовать

Коллективная проверка. Уч-ся называют однокоренные слова, кот. нет на доске, добавляют ненайденные чередования.

  1. Работа с карточками. Исправление ошибок в употреблении суффиксов и приставок.

Упр. 1. Найдите слова с неправильно выбранной приставкой. Подчеркните их. В скобках после предложения запишите правильный вариант.

1. Онскипятил чайник и снял обвертку с пач­ки печенья. (__________________________)

2. Я давно отстал и плелся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмех­нуться. (___________________________________________________________________)

3. Совсем я влюдях изуверилась: любой обкрасть норовит! (___________________________________________________________________)

Упр. 2. В каких словах суффикс употреблен неправильно?

1. Здесь про­явились его гордость и упрямость. (__________________________________)

2. Не вам, при вашей низости, су­дить о его благородности! (__________________________________)

Что означают слова: верить, уверовать, изувер?

Изувер – человек, доходящий до крайней степени жестокости, первоначально из-за религиозной нетерпимости (синонимы: зверь, изверг).

Упр.3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла подр…стала и выр…сла в пышное дер…це.

Найдите и выпишите слова, соответствующие схемам (задание может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса)

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________
  3. _____________________________________________

В вашей карточке осталось последнее задание: записать вопрос, который возник у вас в процессе урока в связи с темой «Морфологический разбор»

Подумайте и запишите его ( 1 минута). Авторы самых интересных вопросов получат оценку «5».

На следующем уроке мы пишем диктант с грамматическим заданием – в нём обязательно будет морфемный разбор. Поэтому дома необходимо внимательно прочитать параграф 12 – порядок и образец разбора + по параграфам 6 -10 повторить правописание изученных корней и приставок.

По желанию – на «5»! Разработать задания, подобные тем, с которых мы начали урок («Угадай слово!»). 5 слов – пятёрка.

Приложение. Карточки для работы

Карточка по теме «Морфемный разбор»

Ученика (ученицы) 5А класса_________________________________

1. Слова для взаимопроверки:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор, суффикс.

2.Исправление ошибок в употреблении суффиксов и приставок.

Упр. 1. Найдите слова с неправильно выбранной приставкой. Подчеркните их. В скобках после предложения запишите правильный вариант.

1. Онскипятил чайник и снял обвертку с пач­ки печенья. (__________________________)

2. Я давно отстал и плелся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмех­нуться. (_______________________________________________________________________)

3. Совсем я влюдях изуверилась: любой обкрасть норовит! (______________________________________________________________________)

Упр. 2. В каких словах суффикс употреблен неправильно?

1. Здесь про­явились его гордость и упрямость. (__________________________________)

2. Не вам, при вашей низости, су­дить о его благородности! (_________________________)

Упр.3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла подр…стала и выр…сла в пышное дер…це.

Найдите и выпишите слова, соответствующие схемам:

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________
  3. _____________________________________________

Образец морфемного и словообразовательного разбора

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2. остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч. Р.п. ср. парикмахерск-ая. парикмахерск-ой .
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □, парикмахер -ш-а .
5. -ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср. матрос-ск -ий. жен-ск -ий .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская .
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

1. жи-тел-и (имя существительное).
2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч. И.п. ср. житель□, жител-я .
3. Основа формы – жи-тел-.
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть. жи -л-ой .
5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср. пис-а-тель □, вод-и-тель □.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель .
2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.
3–4. жи-тель □ → жи-ть .
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться .
2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная.
3–4. рожда-ть -ся ← рожда-ть .
5. -ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться .
2. Основа слова – по-бри-…-ся. Основа производная.
3–6. а) по-бри-ть-сяпо -бри-ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри-ть-сябри-ть-ся; по - – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить .
2. Основа слова – о-свеж-и-. Основа производная.
3–4. о -свеж-и -ть ←свеж-ий .
5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

1. голов-у (имя существительное).
2. Окончание – -у. Оно выражает значение ж.р. ед.ч. В.п. ср. голов-а. голов-ой .
3. Основа формы – голов-.
4. Корень – голов -. Однокоренные слова: голов-ой,голов -аст-ый .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова .
2. Основа слова – голов-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1. уезд-н-ом (имя прилагательное).
2. Окончание – -ом. Оно выражает значения ед.ч. м.р. П.п. ср. уезд-н-ый,уезд-н-ого .
3. Основа формы – уезд-н-.
4. Корень – уезд -. Однокоренные слова: уезд □, по-уезд -н-ый .
5. -н - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср. волост-н -ой. подъ-езд-н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный .
2. Основа слова – уезд-н-. Основа производная.
3–4. уезд-н-ый ← уезд□.
5. -н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

1. тиш-айш-ей (имя прилагательное).
2. Окончание – -ей. Оно выражает значение ед.ч. ж.р. Т.п. ср. тиш-айш-ая. тиш-айш-ую .
3. Основа формы – тиш-айш-.
4. Корень – тиш -. Однокоренные слова: тих -о. тиш -ин-а .
5. -айш - – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср. велик-ий –велич-айш-ый,свеж-ий –свеж-айш-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий .
2. Основа слова – тих-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1. в-любл-ен-а (краткая форма причастия).
2. Окончание – -а. Оно выражает значение ед.ч. ж.р. ср. в-любл-ён□, в-любл-ен-ы .
3. Основа формы – в-любл-ён-.
4. Корень – любл -. Однокоренные слова: люб -и-ть (чередование б/бл ), люб -овь□.
5. в - – приставка, ср. в -крапл-ённ-ый. в -плет-ённ-ый .
-ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср. в-нес-ен -а. в-плет-ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый .
2. Основа причастия – в-любл-ённ-. Основа производная.
3–4. в-любл-ённ-ый ← в-люб-и-ть.
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1. мест-ком-а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – -а. Оно выражает значение м.р. ед.ч. Р.п. ср. мест-ком□, мест-ком-ом .
3. Основа формы – мест-ком-.
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н-ый. мест -о ; комитет □, комитет -ск-ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком .
2. Основа слова – мест-ком-. Основа производная.
3–4. мест-ком□ ← мест -(н)-ыйком (итет).
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.