Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации гтс водохранилища img-1

инструкция по эксплуатации гтс водохранилища

Рейтинг: 4.0/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

IV-9 Инструкция по эксплуатации ГТС КПГЭС

/ Инстр. по эксплуатации КПГЭС ЛУКОЙЛ-Эко(2011) / IV-9 Инструкция по эксплуатации ГТС КПГЭС

Открыть на промываемом отсеке верхний щит на 30 – 50 см;

По окончании промыва одного отсека закрыть его верхний щит и щит грязеспуска, после чего открыть щит грязеспуска другого отсека, а затем его верхний щит на величину

При мутной воде из-за неравномерного распределения скоростей происходит заиление верхнего раструба, в основном правой части. Промыв верхнего раструба следует производить в начальной стадии промыва верхнего бьефа, открывая один из щитов грязеспуска в правой камере. Можно также поднять при этом сороудерживающую решетку.

В верхнем бьефе постоянно, и в особенности в паводковый период, происходит отложение ила и наносов, поэтому для предотвращения попадания донных наносов в деривацию через порог водоприемника необходимо следить за уровнем отложения наносов

и производить периодические промывы верхнего бьефа пропуском наличного расхода воды в реке из-под щитов водосброса. Минимальный расход воды при промыве – 60 – 70 м 3 /сек, при значительном скоплении мусора и наносов в верхнем бьефе допускается проведение промывов при меньших расходах.

Скорость снижения уровня воды в верхнем бьефе при его опорожнении не более 2 м/час.

Промыв должен производиться при полностью поднятых щитах, для перераспределения потока можно попеременно закрывать и открывать щиты. Каждый останов ГЭС с опорожнением деривации следует использовать для промыва верхнего бьефа. Рекомендуемое число промывов в год – 15 – 30 раз. Периодичность промывов зависит от величины расходов воды. Так, при расходах 40 – 60 м 3 следует промывать бьеф каждые 15 – 25 дней; при расходах 60 – 80 м 3 /сек – каждые 5 -10 дней; при расходах 80 – 100 м 3 – каждые 2 – 3 дня; при расходах 100 – 150 м 3 – ежедневно; при расходах свыше 150 м 3 – непрерывно. При расходах свыше 100 м 3 /сек следует периодически, кратковременно и поочередно, поднимать щиты водосброса для смыва наносов, скапливающихся перед водоприёмниками.

8.2. Надзор за территорией и состоянием сооружений в

охранной зоне гидроузла в верхнем и нижнем бъефах.

8.2.1. Задачами надзора за территорией и состоянием сооружений являются: постоянный эксплуатационный уход за гидротехническими сооружениями (осмотры, устранение мелких дефектов, уборка мусора и растительности, расчистка канав, расчистка снега в зимнее время и т.д.); наблюдение за сооружениями, проведение необходимых обследований и исследований;

выявление дефектов, устранение которых требует проведения ремонтных работ;

ведение технической документации по оценке состояния сооружений.

8.2.2. При обнаружении промоин, трещин, оползней, просадок, выпучивания грунта и вымыва его в дренаж, разрушений ливнеотводящих устройств необходимо определить причины их появления для проведения соответствующих ремонтных работ.

8.2.3. Места возможного промерзания дренажной сети должны быть утеплены теплоизоляционными материалами, присыпкой грунта или подручными средствами. В случае малой эффективности этих мер необходима реконструкция дренажной сети на этом участке.

Дренажная вода из выпусков должна выходить в непромерзаемую зону или на открытую поверхность без подпора (допускающую периодическую расчистку дренажного выхода).

8.2.4. Территория за низовым откосом плотины должна предохраняться от заболачивания путем поддержания в исправности системы отвода профильтровавшейся воды. В случае обнаружения ключей фильтрующейся воды, выбивающихся на поверхность вблизи основания низового откоса плотины, необходимо прежде всего установить причину появления грифонов; в случае неудачи место выхода воды должно быть засыпано обратным фильтром с пригрузкой поверх него крупной щебенкой (камнем) для обеспечения непромерзания.

8.2.5. Размещение грузов и устройство каких-либо сооружений на гребнях, бермах и откосах плотин, дамб, каналов и у подпорных стенок не допускается.

8.2.6. Бермы и кюветы каналов должны регулярно очищаться от грунта осыпей и выносов; не должно допускаться засорение откосов и гребня земляных сооружений деревьями и кустарниками. На подводящих и отводящих каналах в необходимых местах по проекту должны быть сооружены лестницы, мостики и ограждения.

8.2.7. На каналах необходимо устранять все препятствия, стесняющие живое сечение и вызывающие местные потери напора по каналу: неубранные остатки свай, опоры временных мостов, остатки ремонтных заграждений, перемычек, не срезанные выступы берегов и т.п.

8.2.8. Границы отчуждения территории гидроузла (береговые примыкания, пространство верхнего и нижнего бъефов, участки поймы в нижнем бъефе) должны быть обозначены видимыми знаками. Территория гидроузла должна содержаться в чистоте и порядке. В исправном состоянии через них, подъезды, проходы и прочее.

8.2.9. В зоне отчуждения гидроузла не допускается хозяйственная деятельность каких-либо организаций и физических лиц без разрешения собственника гидроузла – ООО «ЛУКОЙЛ – Кубаньэнерго».

8.2.10. Отвод производственных и бытовых вод с территории гидроузла в бъефы допускается при условии их очистки. Ливневые воды и воды от таяния снега допускается сбрасывать в бъефы гидроузла при их соответствии санитарным нормам.

8.2.11. С целью недопущения камнепадов, угрожающих эксплуатации, регулярно обследуются и очищаются от камней скальные откосы и борта каньонов. На откосах и бортах каньонов создаются камнезащитные сооружения (тросовые сетки, ловушки, защитные стенки и т.д.) своевременно очищаемые от накопившихся камней.

8.2.12. Проводятся мероприятия по уменьшению объемов возможных селевых выносов, влияющих на безопасность и эксплуатацию гидротехнических сооружений. Эти мероприятия включают: устройство фильтрующих запруд (из местных материалов) или специальных селезащитных сооружений на участках селеопасных балок; террасирование селеопасных склонов с последующим их заселением.

8.2.13. Береговые примыкания и часть акватории водохранилища, находящиеся в ведении гидроузла, систематически осматриваются с целью оценки состояния береговой полосы (переработка берегов, оползание и т.п.), возможного заиления (появление отмелей, островов) и зарастания водной растительностью.

8.2.14. Для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений Краснополянской ГЭС должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии:

системы отвода поверхностных и грунтовых вод со всей территории от зданий и сооружений (дренажи, каптажи, канавы, водоотводящие каналы и др.);

сети водопровода, канализации, дренажа, теплофикации;

источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения;

автомобильные дороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги, переходы и др.;

противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные сооружения;

базисные и рабочие реперы и марки;

пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод;

системы молниезащиты и заземления.

Кроме того, должно систематически проводиться озеленение и благоустройство территории.

8.2.15. Скрытые под землей коммуникации водопровода, канализации, кабели должны быть обозначены на поверхности земли указателями.

8.2.16. Систематически, и особенно во время дождей, должен вестись надзор за состоянием откосов, косогоров, выемок и при необходимости следует принимать меры по их укреплению.

8.2.17. Весной все отводящие сети и устройства должны быть осмотрены и подготовлены к пропуску талых вод; места прохода кабелей, труб, вентиляционных каналов через стены зданий должны быть уплотнены, а откачивающие механизмы приведены в состояние готовности к работе.

8.2.18. На Краснополянской ГЭС контроль за режимом грунтовых вод – уровнем воды в грунтовых скважинах (пьезометрах) – должен проводиться не реже 1 раза в квартал. Измерения температуры воды и отбор ее проб на химический анализ из скважин должны проводиться в соответствии с местной инструкцией. Результаты наблюдений должны заноситься в специальный журнал.

8.2.19. В случае обнаружения просадочных и оползневых явлений, пучения грунтов на территории должны быть приняты меры к устранению причин, вызывающих нарушение нормальных грунтовых условий, и ликвидации их последствий.

8.2.20. Строительство зданий и сооружений на территории зоны отчуждения должно осуществляться только при наличии проекта. Выполнение всех строительно-монтажных работ в пределах зоны отчуждения допустимо только с разрешения начальника Краснополянской ГЭС.

8.3.Предельно допустимые показатели отдельных сооружений.

Проезд транспорта по дамбе БСР запрещен.

Проезд транспорта по мосту – акведуку №1 запрещен.

Нагрузка на мост через водосброс головного узла – 14,8 т.

Максимальная осадка ( подъём ) оси напорного трубопровода относительно первоначального положения – 10 мм.

Максимальный расход воды через сифоны холостого водосброса – 32 м 3 /сек.

Максимальный напор в трубопроводе при гидравлическом ударе – 130 м

Максимальное уменьшение толщины стенки трубопровода – 10% от начальной.

8.4.Содержание и ремонт ГТС.

Поддержание ГТС в работоспособном состоянии достигается путем проведения текущих и капитальных ремонтов.

Текущий ремонт выполняется персоналом ГРО.

Крупные трещины в каменных и бетонных сооружениях при их обнаружении должны заделываться конопаткой. Не допускается оставлять незаделанными крупные трещины на период низких температур. Вырубленные и расчищенные трещины заделываются бетоном на мелком гравии или цементным раствором. Необходимо всякий раз устанавливать причину появления трещин.

Места бетонных сооружений, где обнаружена повышенная проницаемость воды, пониженная прочность бетона, должны восстанавливаться путем торкретирования, цементации или замены поврежденных мест новым бетоном.

При истирании бетонных поверхностей наносами, а также при других повреждениях под воздействием потока воды, необходимо восстановить поврежденные места торкретированием или заделкой бетоном. При значительном повреждении эти места необходимо усилить специальной облицовкой.

Гудронные шпонки при недостатке в них заполнителя должны заливаться заполнителями.

При скоплении в гасителях камней и гальки необходимо производить очистку гасителей во избежание разрушения бетона водосброса.

Наружные поверхности земляных сооружений: откосы, бермы и пр. должны содержаться в полной исправности. При обнаружении в них дефектов, просадок, пучений, оползней, повреждений в одежде и пр. должны приниматься меры к их устранению.

Земляные сооружения, находящиеся под напором воды ( плотина, дамба БСР ) должны предохраняться от повреждения животными и землероями. Деревья и кустарники на этих сооружениях должны размещаться в соответствии с проектом.

Рытьё котлованов, закладка шурфов и прочие нарушения в теле земляных сооружений не допускаются, за исключением случаев, когда это оправдывается необходимостью специальных исследований и проводится с учетом безопасности и надежности сооружения.

Всякие нарушения поверхности откосов. возведение на них построек и складирование грузов не допускается.

Крепление откосов напорного трубопровода должно поддерживаться в полном порядке и исправности. Поверхностные воды, которые попадают на откосы с прилегающей территории, должны отводиться.

При обнаружении дефектов в состоянии откосов напорного трубопровода ( осыпи, обвалы, борозды и пр. ) немедленно должны приниматься меры к их устранению.

Для отвода фильтрационных вод откосы напорных трубопроводов должны иметь исправно работающие дренажи.

Для защиты сооружений от воздействия талых и ливневых вод ливнеотводящая сеть должна быть в исправном состоянии. Перед наступлением паводка, а также после каждого сильного ливня все водоотводящие сооружения должны осматриваться и в случае необходимости ремонтироваться.

Для обеспечения устойчивости сооружений все дренажные устройства и отводные каналы должны поддерживаться в полной исправности. Отводные каналы должны иметь приспособления для измерения дебетов фильтрационных вод.

Все повреждения в облицовке тоннелей ( истирание наносами, выщелачивание, фильтрация ) должны своевременно устраняться. Тоннели должны периодически ( один раз в пять лет ) полностью опорожняться от воды для осмотра и ремонта.

Капитальный ремонт ГТС и механического оборудования производится специализированными предприятиями.

Необходимость проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений, его объём и сроки, устанавливаются комиссией под руководством главного инженера предприятия.

Капитальный ремонт механического оборудования ГТС необходимо проводить в следующие сроки:

Затворы водосброса, водозабора, отстойника, напорного бассейна и БСР – 1 раз в 5 лет

Грузоподъемные механизмы ( краны, лебедки, тали ) – 1раз в 5 лет

Сороудерживающие решетки – 1 раз в 3 года

Подробный осмотр состояния всех гидротехнических сооружений КПГЭС должен производиться комиссией под руководством главного инженера предприятия и с участием начальника ГЭС не реже одного раза в год, до наступления весеннего паводка. На основании осмотра и материалов текущих эксплуатационных наблюдений за предшествующий период комиссия устанавливает объём, состав и календарный план выполнения необходимых работ по ремонту ГТС.

Устранение дефектов неотложного характера, выявленных в процессе текущих эксплуатационных наблюдений, производится в плановом порядке по особому графику, утвержденному начальником станции.

Приемка гидротехнических сооружений из капитального ремонта должна производиться специальной комиссией под руководством главного инженера предприятия. Приемка текущего ремонта производится начальником ГЭС.

Изменения в конструкциях сооружений, произведенные в ходе ремонтных работ, должны быть немедленно внесены в схемы, чертежи и паспорт ГТС за подписью начальника ГЭС и главного инженера предприятия.

9. Техника безопасности при эксплуатации ГТС.

При эксплуатации и ремонте гидротехнических сооружений КПГЭС необходимо руководствоваться настоящей инструкцией, ПТЭ электрических станций и сетей – главы 1, 2, 3; Правилами техники безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций; Правилами безопасности при работе с инструментом и приспособлениями – главы 1,3,4,5; Правилами пожарной безопасности для энергетических предприятий, разделы А, Б, Ж, З, И, К.

Руководитель подразделения _____________ _______________

Начальник ПТО С.В. Воронцова

Начальник ОПБОТиЭ Б.М. Тарарин

Другие статьи

УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НАКОПИТЕЛЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 28-01-2002 6 О

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 28-01-2002 6 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НАКОПИТЕЛЕЙ. Актуально в 2016 году

УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МЕСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НАКОПИТЕЛЕЙ

1. Местная инструкция должна отражать действия персонала при эксплуатации сооружений и оборудования систем накопителя, их техническом обслуживании, контроле за работой и проведении ремонтов. В инструкции должны указываться основные признаки износа сооружений и их отдельных частей, режимы, опасные для сооружений, и признаки наступления аварийного состояния.

2. Все приведенные в местной инструкции указания должны быть конкретными, учитывать конструкцию и особенности эксплуатации сооружений и установленного оборудования и отвечать требованиям настоящих Правил.

3. Местная инструкция должна включать общую часть, указания по эксплуатации каждой из входящих в ГТС накопителя системы, требования безопасности и приложения.

4. В общей части отражаются следующие вопросы:

4.1. Положение, занимаемое в структуре организации подразделением, эксплуатирующим накопитель.

4.2. Структура, штаты, подчиненность эксплуатационного персонала и перечень сооружений, эксплуатируемых каждым структурным подразделением цеха (отделением, участком).

4.3. Перечень и количество строительных машин, механизмов и транспортных средств, предусмотренных проектом (проектом эксплуатации) для нормальной эксплуатации сооружений.

5. В разделах по эксплуатации систем сгущения пульпы, гидравлического транспорта отходов и оборотного водоснабжения отражаются следующие вопросы:

5.1. Краткая техническая характеристика сооружений системы, их эксплуатационные функции и взаимосвязь.

5.2. Основные данные по технологическому режиму системы, регламенту ее работы и обслуживанию, порядок пуска и остановки, включая мероприятия по предотвращению гидравлических ударов.

5.3. Контролируемые параметры, соблюдение которых гарантирует надежную и бесперебойную работу системы, аппаратура, методы и периодичность измерений, должности лиц, отвечающих за контроль.

5.4. Возможные неисправности технологического оборудования и способы их устранения с учетом требования п. 9 настоящих Указаний.

5.5. Мероприятия по подготовке системы к работе в зимних условиях и особенности ее эксплуатации при отрицательных температурах.

5.6. Перечень необходимых запасных частей для технологического оборудования с указанием количества, места хранения и должностных лиц, ответственных за хранение.

5.7. Регламент ремонтных работ.

6. Раздел "Эксплуатация системы гидравлической укладки хвостов (отходов)" должен отражать:

6.1. Состав и краткую техническую характеристику сооружений и проектные критерии их безопасной эксплуатации.

6.2. Порядок технического обслуживания и содержания всех сооружений и их элементов.

6.3. Технологию укладки хвостов (отходов) в накопитель в летние и зимние периоды.

6.4. Порядок эксплуатации и регламент работы водозаборных и водосбросных сооружений при нормальных условиях, при пропуске паводков и половодий, в зимний период и в аварийных условиях. Должны быть приведены: минимальная глубина воды у колодца, количество открытых водоприемных окон, напор над порогом водослива, порядок установки шандор и бетонирования межшандорного пространства, порядок и периодичность осмотров, способ аварийного перекрытия водосбросного коллектора.

6.5. Графики проведения контроля за состоянием и работой ГТС и геотехнического контроля при отсыпке и намыве дамб и их упорных призм.

6.6. Порядок и регламент ремонтных работ на сооружениях системы.

7. В разделе "Требования безопасности" отражаются специфические вопросы безопасного ведения работ и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте сооружений и оборудования, указываются схемы строповки наиболее тяжелых и ответственных грузов, противопожарные мероприятия и меры по молниезащите сооружений.

8. Раздел "Приложения" должен содержать:

8.1. Ситуационный план сооружений.

8.2. План размещения КИА (КИП) на накопителе.

8.3. Проектные кривые площадей и объемов и график заполнения накопителя на каждый текущий год.

8.4. Тарировочные характеристики (таблицы, графики) водопропускных отверстий сооружений, мерных водосливов.

9. При составлении местной инструкции и назначении эксплуатационных режимов работы оборудования должны учитываться требования и рекомендации заводских инструкций, решения пусконаладочных комиссий и опыт эксплуатации аналогичного оборудования, а также требования пунктов настоящих Правил, в которых даны ссылки на местную инструкцию.

10. Пункты настоящих Правил, в которых даны ссылки на местную инструкцию по эксплуатации: 2.14; 2.15; 2.23; 5.7; 7.8; 7.29; 7.31; 7.33; 8.19; 10.6; 12.15; 12.21; 12.22; 13.5.

Разработка правил эксплуатации ГТС

Разработка правил эксплуатации ГТС

Разработка правил эксплуатации ГТС производится согласно требований, установленных ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589), «Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений», утв. Минсельхозпрод РФ от 26 мая 1998 года (М. Минсельхозпрод РФ, 1998), Приказа Ростехнадзора от 27.09.2012 N 546 "Об утверждении Рекомендаций к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)", Приказа Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 "Об утверждении типовых правил использования водохранилищ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2010 N 18461).
а) «Общие положение», раздел содержит следующие сведения:
- закрепление ГТС за инженерно-техническим персоналом, а также за соответствующими подразделениями (службами);
- наличие документации, регламентирующей деятельность эксплуатационных подразделений (служб) и групп наблюдений за состоянием ГТС;
- наличие технической документации, отражающей проектные и фактические параметры ГТС, изменения, произведенные в их конструкциях или происшедшие в условиях работы, действительное состояние сооружений и правила их эксплуатации;
- наличие местных производственных инструкций по эксплуатации ГТС, учитывающих их особенности и содержащих конкретные требования по эксплуатации каждого ГТС (кем утверждены, а также какие материалы они содержат);
- наличие должностных инструкций для каждой категории эксплуатационного персонала с указанием подчиненности, прав, обязанностей и ответственности персонала;
- наличие технических паспортов ГТС, содержащих сведения о ГТС, включая инженерно-геологические, гидрогеологические, сейсмометрические и другие данные, сведения о механическом оборудовании ГТС, данные по организации эксплуатации ГТС и контролю за их состоянием;
- требования по организации и проведению визуальных и инструментальных наблюдений за ГТС.
б) «Эксплуатационные режимы ГТС», раздел содержит следующие сведения:
- эксплуатация в период пропусков половодий (паводков);
- эксплуатация ГТС при отрицательной температуре;
- борьба с наносами;
- эксплуатационные режимы сооружений деривации (при необходимости);
- эксплуатация ГТС в аварийных ситуациях.
в) «Эксплуатационный контроль за состоянием и работой ГТС», раздел содержит следующие сведения:
- организация контрольных натурных наблюдений за бетонными и железобетонными ГТС, ГТС из грунтовых материалов, другими ГТС, русловыми процессами, водохранилищами и режимами водотока;
- обработка и анализ результатов наблюдений (основные положения);
- эксплуатация контрольно-измерительной аппаратуры.
г) «Техническое обслуживание ГТС», раздел содержит следующие сведения:
- организация постоянного эксплуатационного ухода за ГТС (осмотры, устранение мелких дефектов, уборка мусора и растительности, расчистка канав, расчистка снега в зимнее время и т.д.);
- организация наблюдения за ГТС, проведение необходимых обследований и исследований;
- организация выявление дефектов, устранение которых требует проведения ремонтных работ;
- организация технического обслуживания бетонных и железобетонных ГТС, ГТС из грунтовых материалов, сооружений деривации, территории гидроузлов, других ГТС;
- ведение технической документации по оценке состояния ГТС.
д) «Ремонт ГТС», раздел содержит следующие сведения:
- организация проведение ремонтных работ на ГТС в соответствии с перспективными (многолетними), ежегодными и месячными планами работ;
- организация проведения ремонтных работ на ГТС, находящихся в предаварийном состоянии или имеющих повреждения, представляющие опасность для людей или создающие угрозу работоспособности напорных ГТС и технологического оборудования;
- организация приемки ГТС после проведения ремонтных работ.
е) «Противопожарная защита и охрана ГТС», раздел содержит следующие сведения:
- организация противопожарной защиты зданий и сооружений на ГТС, разработка соответствующих инструкций о мерах пожарной безопасности;
- мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение ущерба при их возникновении, а также на защищенность ГТС от террористических актов, взаимодействие с территориальными органами МЧС России и МВД России.
ж) «Экологическая безопасность при эксплуатации ГТС», раздел содержит следующие сведения:
- мероприятия по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления и предупреждению других вредных последствий для окружающей природной среды, а также мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов, рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений.

8 (8635) 26 60 26

О Правилах эксплуатации водохранилищ Российской Федерации

Письмо МПР РФ от 25.10.2000 N НМ-61/5611 "О Правилах эксплуатации водохранилищ Российской Федерации"

Документ по состоянию на август 2014 г.

На период до утверждения в установленном порядке нормативно - методических документов о порядке и правилах эксплуатации и использования водных ресурсов водохранилищ при решении вопросов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением Правил эксплуатации водохранилищ, прошу руководствоваться прилагаемыми "Общими положениями" проекта "Методических указаний по разработке правил эксплуатации водохранилищ", разработанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ".

Первый заместитель Министра
Н.Н.МИХЕЕВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ):

- государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляет Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст. 71 ВК РФ);

- государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 72 ВК РФ);

- специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы;

- территориальные органы МПР России, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны водных объектов, представлены на межрегиональном - бассейновые водные управления (далее - БВУ), региональном - республиканские, краевые и областные комитеты природных ресурсов (далее - КПР) и на местном уровне - учреждения или государственные унитарные предприятия или другие юридические и физические лица, обеспечивающие эксплуатацию водохранилищ и гидротехнических сооружений (далее - службы эксплуатации, см. раздел "Основные понятия и определения").

1.2. Настоящие "Методические указания по разработке Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Методические указания) предназначены для разработки "Правил эксплуатации водохранилищ" (далее - Правил).

Разработка Правил осуществляется в соответствии с действующими на момент их составления законодательными и другими нормативно - правовыми актами.

1.3. Требования Правил, составленных в соответствии с настоящими Методическими указаниями, обязательны к исполнению управлениями, предприятиями и организациями всех министерств и ведомств, имеющих лицензию на проектирование, строительство и использование водохранилищ, эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также на водопользование, выполнение научно - исследовательских, изыскательских, ремонтных и других подобных работ; оказывающих влияние на состояние акватории, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водохранилищ.

1.4. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила являются основным руководящим документом для службы эксплуатации водохранилищ, в соответствии с которым осуществляются:

- контроль за соблюдением требований к использованию водопользователями водных ресурсов водохранилища;

- организация системы наблюдений за состоянием акватории, прибрежной зоны водохранилища, ГТС, создающих водохранилище, и защитных ГТС;

- координация и осуществление мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища;

- организация службы эксплуатации водохранилища;

- действия в случае аварийных ситуаций и т.д.

При расхождении положений Правил с нормами водного, земельного, природоохранного и других законодательств, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями и инструкциями МПР России и его территориальных органов, службы эксплуатации водохранилищ в своей повседневной деятельности должны руководствоваться последними.

1.5. Методические указания распространяются на разработку Правил как проектируемых, так и существующих, расположенных на территории России водохранилищ, независимо от их назначения, формы собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила разрабатываются по поднадзорным МПР России водохранилищам с полным объемом 1,0 млн. куб. м и более, а также по водохранилищам, имеющим меньшие объемы, переполнение или опорожнение которых в результате аварий и разрушений ГТС может повлечь за собой человеческие жертвы, нарушение или прекращение работы крупных предприятий; по внутригородским водохранилищам.

Настоящие Методические указания не распространяются на гидроузлы (объекты и ГТС), эксплуатация которых осуществляется по правилам (инструкциям), имеющим специализированный ведомственный характер. К ним относятся Правила, регламентирующие эксплуатацию гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других поднадзорных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России объектов и ГТС.

1.6. При приемке в эксплуатацию водохозяйственного объекта служба эксплуатации водохранилища должна иметь Правила эксплуатации водохранилища (приложение 1). В Правила включаются или оформляются отдельно:

- правила использования водных ресурсов водохранилища;

- местные производственные инструкции по эксплуатации создающих водохранилище и защитных гидротехнических сооружений;

- проект водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

- проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

При отдельном оформлении перечисленных документов в Правила включаются их основные положения.

Помимо этого к Правилам должны быть приложены:

- декларация безопасности ГТС;

- лицензии на эксплуатацию водохранилища и ГТС;

- документ о включении объекта в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Наличие вышеперечисленных, утвержденных в установленном порядке документов при приемке водохранилищ в эксплуатацию обязательно. В случае отсутствия вышеуказанных документов на существующих водохранилищах необходима их разработка и утверждение.

1.7. Основным документом, на основании которого осуществляется управление водным режимом водохранилища, является неотъемлемая часть Правил эксплуатации водохранилища - "Правила использования водных ресурсов водохранилища". Разработка и реализация их ведется в соответствии с "Методическими указаниями по разработке Правил использования водных ресурсов водохранилищ", утверждаемыми МПР России, а по водохранилищам гидроэлектростанций - в соответствии с "Методическими указаниями по составлению правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций", утверждаемыми Минэнерго России. В настоящих Методических указаниях приводятся только основные положения по составу и порядку соблюдения правил использования водных ресурсов водохранилищ (раздел 5).

1.8. По водохранилищам объемом более 10 млн. куб. м и водохранилищам комплексного использования объемом от 1 до 10 млн. куб. м "Правила использования водных ресурсов" составляются и утверждаются МПР России отдельно.

Для группы водохранилищ, расположенных в каскаде, когда режимы их работы связаны между собой и не могут осуществляться раздельно, допускается разработка и утверждение единых для всего каскада "Правил использования водных ресурсов", отражающих общие положения и специфику режима работы каждого из водохранилищ.

1.9. Основным документом, на основании которого осуществляется хозяйственная и иная деятельность в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ, является проект их установления, разработка и реализация которого ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 N 1404 и издаваемыми в соответствии с ним нормативно - методическими документами. В настоящих Методических указаниях рассматриваются только основные положения по составу и порядку контроля за соблюдением установленных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водохранилищ условий хозяйственной и иной деятельности (раздел 6).

1.10. Настоящие Методические указания являются руководящим документом, в соответствии с которым разрабатываются правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, включающие:

- координацию и контроль за проведением мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов водохранилища при соблюдении требований охраны природной среды и условий воспроизводства водных биоресурсов;

- организацию и проведение наблюдений за состоянием акватории, водоохранной зоны и прибрежных защитных полос водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе;

- координацию и выполнение мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое и санитарное состояние водохранилища и зоны его влияния в нижнем бьефе;

- эксплуатацию защитных и создающих водохранилище ГТС в нормальных условиях и в случае возникновения аварийных ситуаций;

- организацию и содержание работы служб эксплуатации водохранилищ и эксплуатирующих ГТС организаций.

1.11. Разработанные в соответствии с настоящими Методическими указаниями Правила предусматривают:

- обеспечение благоприятных экономических, социальных, экологических условий проживания населения в зоне влияния водохранилища;

- охрану водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения;

- предупреждение, снижение до минимума и ликвидацию вредного воздействия вод;

- наиболее целесообразный и экономически оправданный порядок удовлетворения требований водопользователей в различных гидрологических ситуациях при соблюдении требований охраны окружающей среды и обеспечении условий для воспроизводства водных биоресурсов;

- обеспечение безопасности ГТС, населения и хозяйственных объектов в зоне водохранилища и на нижележащем участке реки в пределах влияния регулирования стока водохранилищем;

- сохранение в зоне влияния водохранилища условий существования животного и растительного мира.

1.12. Для проектируемых водохранилищ Правила разрабатываются по отдельному титулу (договору) в составе проектов (рабочей документации) водохранилищ и утверждаются к моменту приемки водохранилища в постоянную эксплуатацию.

Началом постоянной эксплуатации водохранилищ является дата утверждения в установленном порядке акта комиссии по приемке всего комплекса сооружений в постоянную эксплуатацию после завершения начального наполнения водохранилища и ввода его в нормальный режим работы.

Отсутствие утвержденных в установленном порядке Правил является основанием для отказа в приемке водохранилища в эксплуатацию.

1.13. При поэтапном наполнении водохранилища до НПУ составляются временные правила эксплуатации водохранилищ с учетом предусмотренных проектом пусковых комплексов.

1.14. Техническое задание на разработку Правил согласовывается бассейновыми или, по их поручению, территориальными органами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. По крупнейшим водохранилищам Российской Федерации, ведение режимов работы которых осуществляется бассейновыми органами совместно с МПР России, технические задания согласовываются с МПР России.

При разработке Правил должны быть учтены положения бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов (ст. 120 ВК РФ).

Правила разрабатываются собственниками гидроэнергетических или гидротехнических сооружений этих водохранилищ или эксплуатирующими водохранилища организациями в случае, если ГТС находятся в государственной собственности.

В случае, когда Правила разрабатываются эксплуатирующей водохранилище организацией, являющимся одновременно собственником ГТС, в Правила включаются требования к эксплуатации всего комплекса сооружений, включая ГТС, создающие водохранилище. Если в состав ГТС, создающих водохранилище, входят ГТС, поднадзорные Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору России, то Правила с привлечением средств вышеуказанных ведомств разрабатываются применительно только к водохранилищу, с учетом предъявляемых к нему требований, обеспечивающих нормальную эксплуатацию этих ГТС.

1.15. Функции заказчика по проведению водоохранных и берегоукрепительных работ выполняются МПР России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в собственности которых находятся водохранилища.

1.16. Средства, необходимые для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ комплексного назначения, отнесенных к федеральной собственности, предусматриваются в проектах федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на очередной финансовый год. Заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется в своих бюджетах предусматривать средства для осуществления работ по поддержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также привлекать для этих целей средства заинтересованных организаций и другие внебюджетные источники. Поддержание в надлежащем техническом состоянии водохранилищ, предоставленных в особое пользование, осуществляется организациями, в пользовании которых находятся водохранилища.

1.17. Заказчиком и финансирующим органом по разработке инструкций и других документов, регламентирующих эксплуатацию гидроузлов и входящих в их состав гидроэнергетических, судоходных, судопропускных, лесопропускных и других ГТС, находящихся на балансе Минэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора России, являются ведомственные дирекции этих гидроузлов.

1.18. Утверждение и, при необходимости, переутверждение Правил (п. 1.6), осуществление технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и ГТС на них независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возложено на МПР России (п. 2 Постановления Правительства от 20.06.97 N 762 "О порядке эксплуатации водохранилищ"). Исключение составляют местные производственные инструкции ГТС гидроузлов, подведомственных Минэнерго России, Минтрансу России и Госгортехнадзору. Утверждение Правил производится:

- МПР России по водохранилищам, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации или вносящих существенные изменения в режим рек других субъектов Российской Федерации, а также по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации, объемом более 100 млн. куб. м или необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

- бассейновыми водохозяйственными управлениями или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам объемом от 50 до 100 млн. куб. м;

- территориальными комитетами природных ресурсов субъектов Российской Федерации или, по их поручению, другими уполномоченными органами по водохранилищам, расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации и не вносящим существенных изменений в режим реки на территории других субъектов Российской Федерации, и по водохранилищам объемом менее 50 млн. куб. м;

- Минсельхозом России по ирригационным водохранилищам, являющимся водоисточниками оросительных систем по согласованию с МПР России или его территориальными органами;

- Госкомрыболовством России по специальным для рыбного хозяйства водохранилищам (нерестово - вырастные, товарные хозяйства и др.) по согласованию с МПР России или его территориальными органами.

1.19. Правила эксплуатации водохранилищ, относящихся к федеральной собственности, согласовываются с органами исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, на территорию которых распространяется зона влияния водохранилища, или, по их поручению, с другими уполномоченными органами и заинтересованными организациями.

Правила эксплуатации водохранилищ, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав заинтересованных организаций как федерального, так и уровня субъектов Российской Федерации входят специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (МПР России), специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды (МПР России), федеральный орган управления лесным хозяйством (МПР России), государственный орган санитарно - эпидемиологического надзора (Минздрав России), государственный орган управления использованием и охраной рыбных ресурсов (Госкомрыболовство России), специально уполномоченный государственный орган в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), МЧС России, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России, Госкомзем России, Госгортехнадзор России и их территориальные органы. Состав организаций, согласовывающих Правила, в зависимости от конкретных природных и хозяйственных условий может быть как расширен, так и сокращен.

Временные Правила (п. 1.13) дополнительно согласовываются с организациями, выполняющими мероприятия по созданию водохранилищ и строительству гидротехнических сооружений.

1.20. Правила подлежат пересмотру:

- при необходимости изменения условий регулирования стока;

- при возникновении новых природно - техногенных условий;

- при возникновении дополнительных требований к безопасности эксплуатации ГТС;

- при изменении состава ГТС;

- по мере накопления опыта эксплуатации водохранилища.

1.21. Срок действия Правил и условия их пересмотра определяются органом, утвердившем эти Правила, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями.

1.22. Для водохранилищ, режим работы которых затрагивает интересы сопредельных государств, Правила должны учитывать определенные международными договорами интересы другой стороны.

1.23. Каждый раздел Методических указаний, в зависимости от изученности вопроса, включает рекомендательные, методические, методологические материалы, относящиеся к соответствующему разделу Правил.

1.24. При разработке Правил конкретных водохранилищ не следует приводить в них сведений и разделов из Методических указаний, не относящихся к конкретному водохранилищу.

1.25. Проект Правил согласовывается заинтересованными организациями в течение 30 календарных дней.

1.26. Права и ответственность эксплуатирующих водохранилище и ГТС организаций, водопользователей и водопотребителей, их взаимоотношения, порядок разрешения споров по вопросам использования и охраны водных объектов определяются водным, гражданским и уголовным законодательствами.

1.27. Правилами должны в обязательном порядке обеспечиваться:

- организации, эксплуатирующие водохранилище;

- органы МПР России, утверждающие Правила (п. 1.18);

- бассейновые управления органов Госкомрыболовства России;

- организации - владельцы ГТС, создающих водохранилища;

- страховой фонд документации (Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1253-68).

Календарь