Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации реверс редуктора img-1

руководство по эксплуатации реверс редуктора

Рейтинг: 4.6/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Рекомендации по управлению реверс-редуктором - Руководство по эксплуатации МТЗ 82 - Продажа тракторов и спецтехники

Рис. 15. Управление реверс-редуктором

Рычаг переключения реверс-редуктора (32а), рис. 15, имеет следующие положения:

  • "Реверс" (реверс включен) — крайнее заднее;
  • "Передний ход" (реверс выключен) — крайнее переднее.

Для изменения направления движения трактора:

  1. Выжмите педаль сцепления;
  2. Не выключая передачу и реверс-редуктор, остановите трактор, применив в случае необходимости тормоза;
  3. Не отпуская педали сцепления, переведите рычаг реверс-редуктора из положения "передний ход" на "реверс" или наоборот;
  4. Плавно отпустите педаль сцепления.

Важно! Переключение рычага реверс-редукгора производите только при выжатой педали сцепления и остановленном тракторе.

Внимание! Никогда не оставляйте рычаг реверс-редуктора в положении между "передний ход" и "реверс".

6.5. ОСТАНОВКА ТРАКТОРА

Чтобы остановить трактор, выполните следующее:

  1. уменьшите частоту вращения коленчатого вала дизеля;
  2. выжмите педаль сцепления;
  3. установите рычаг переключения КП в нейтральное положение;
  4. затормозите трактор стояночным тормозом. Для экстренной остановки трактора одновременно нажмите до отказа на педали сцепления и обоих рабочих тормозов.

Не останавливайте трактор при помощи тормозов, не выключив сцепления.

Другие статьи

Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23


Глава II. Конструкция лодочного мотора Нептун 23

1. Двигатель

Двигатель мотора «Нептун-23» двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой, с впуском смеси в картер через золотниковое устройство.

Блок цилиндров (72) — отливка из алюминиевого сплава с запрессованными гильзами цилиндров.

Охлаждающая вода подводится в блок снизу по трубке (66), проходит к головке блока и выводится в полость верхней части дейдвуда (65).

Коленвал (74) составной, состоит из двух кривошипов, соединенных между собой с помощью оси. Каждый кривошип состоит из двух щек, соединенных пальцем кривошипа. В верхней части ко-ленвала имеется конус для посадки маховика (3), а в нижней части — полуось с внутренними шлицами для соединения с рессорой (63), передающей вращение на гребной винт (49).

Смазка двигателя производится маслом, которое добавляется в определенной пропорции к бензину.

2. Верхняя часть дейдвуда

Верхняя часть дейдвуда - составная. Три ее основные части: корпус реверс-редуктора (35), проставка (56) и верхняя часть дейдвуда (65) отлиты из алюминиевого сплава. Верхняя часть дейдвуда является соединительным элементом основных частей мотора: двигателя, подвески и привода гребного винта.

Водяная помпа - коловратного типа с резиновой крыльчаткой (59), монтируемой на рессоре. Передача крутящего момента от рессоры на помпу осуществляется с помощью штифта (57).


3. Стартер подвесного лодочного мотора Нептун 23

Рис. 2 Стартер подвесного лодочного мотора Нептун 23.

Запуск мотора производится с помощью ручного стартера. Корпус стартера (5) — литая деталь — является основой, на которой монтируются все детали стартера. На центральной оси установлен шкив-блок (4) с пусковым шнуром и ручкой.

Блок закреплен на оси пружинной шайбой и скобой (2). Под лапками скобы в гнездах блока расположены собачки (1 и 3).

Между блоком и корпусом располагается пружина, один конец которой закреплен на корпусе стартера, второй — на блоке.

Ролик (6) предохраняет пусковой шнур от истирания.

Мотор может быть запущен без стартера с помощью шнура, намотанного на верхнюю часть маховика. Под каждой опорой стартера стоят регулировочные шайбы определенной толщины, которые при снятии и установке стартера необходимо установить на свои места.


4. Поддон подвесного лодочного мотора Нептун 23

Поддон — нижняя часть облицовки двигателя — состоит из переднего поддона (14) и заднего (71), соединенных между собой 4 болтами. На нем крепится капот (76).
В заднем поддоне имеется отверстие для выхода воды, вытекающей из контрольного отверстия.

На переднем и заднем поддоне расположены узлы крепления капота. На заднем поддоне для переноса мотора имеется ручка с двумя упорами, позволяющими ставить мотор на пол в устойчивом положении.


5. Нижняя часть дейдвуда лодочного мотора Нептун 23

Гребной винт (49) приводится во вращение через реверсивный конический редуктор, понижающий обороты винта в отношении i = 15:26 к оборотам вала двигателя. Корпус реверс-редуктора (35) крепится двумя шпильками к проставке, центрируясь втулками (55). Корпус выполнен из алюминиевого сплава.
Крутящий момент от двигателя к валу редуктора (51), опорами которого являются подшипники (38 и 46), и гребному винту передается рессорой (63), коническими шестернями (39 и 40) и храповой муфтой (42), соединенной с валом шлицами. Направление вращения винта зависит от зацепления храповой муфты с одной из шестерен (39). Перемещение муфты осуществляется штоком (41), который поджимается пружиной (44) к кулачку (37). Кулачок перемещается вверх-вниз системой рычагов и тяг (62), (64), (67), (68), (16). Осевые нагрузки ведущей шестерни (40) воспринимает упорный подшипник (33), радиальное — подшипник (36). Подшипник рессоры (31) располагается ниже водяной помпы; для его смазки в проставке предусмотрено отверстие (3) (рис. 4).

Заправка маслом корпуса реверс-редуктора производится через заливочное отверстие (1), слив масла — через отверстие (2) (рис. 4).


6. Подвеска лодочного мотора Нептун 23

Подвеска состоит из двух опор (21) — левой и правой, вертлюга (18) и оси (28), выполненных из алюминиевого сплава. Опоры соединены между собой двумя шпильками. Одна шпилька (20) служит осью поворота вертлюга.

В левой и правой опоре имеется 6 отверстий. Система 6-ти отверстий и штырь служат для установки мотора в вертикальном положении независимо от угла наклона транца судна к зеркалу воды.

На вертлюге устанавливается запорное устройство-механизм замка(27), регулирующее усилие запора.

Запорное устройство выключается проволочной тягой (25) и штампованной качалкой (19), установленной на оси-шпильке (20). На оси, крепящей запорное устройство, стоит пружина для возврата замка в рабочее положение.

Усилие, необходимое для удержания мотора в вертикальном положении, регулируется пружинами (26), которые затягивают гайками.

При наезде на подводное препятствие, если усилие встречи мотора с препятствием превышает усилие затяжки пружин, запорное устройство выключается, и мотор откидывается вверх. При запуске мотора и работе на заднем ходу, запорное устройство удерживает мотор в вертикальном положении. При необходимости поднять мотор, надо нажать на качалку (19) для выключения запорного устройства. Мотор удерживается в поднятом состоянии защелкой на правой опоре. При опускании мотора запорное устройство автоматически устанавливается в рабочее положение.

7. Электросистема подвесного лодочного мотора Нептун 23

Рис. 3 Электросистема подвесного лодочного мотора Нептун 23.

Электросистема мотора состоит из магдино с двумя выносными трансформаторами (12), двух искровых свечей зажигания (14), кнопки останова мотора (7), соединительных низковольтных и высоковольтных проводов (13 и 16), штепсельного разъема (1) и блока (2).

«Магдино МН-1» (двухискровое, маховичного типа) выполняет роль магнитного генератора тока.

Основание магдино (6) — статор — представляет собой литой алюминиевый диск, на котором смонтированы: две первичные катушки зажигания (8), две катушки освещения (3), два искрогасительных кон-денсатора(Ю) типа КМ-4 (0,17—0,25 мкф), два коромысла (4) и два основания (5) — прерыватели, два эксцентрика для регулировки зазора между контактами, смазочное устройство (войлочный фитиль для смазки кулачка ротора и соединительные низковольтные провода). За пределы основания вынесены два высоковольтных трансформатора (12), выполняющих функцию вторичной цепи зажигания магдино.

Маховик насажен на конусный хвостовик коленвала и зафиксирован на нем с помощью сегментной шпонки, прз'жинной шайбы и гайки. Вращение маховика — по часовой стрелке (если смотреть сверху). Для исключения возможных травм при обслуживании маховик закрыт кожухом.

На вашем моторе установлен блок ВБГ-ЗА. Блок ВБГ-ЗА представляет собой выпрямительное устройство, на котором расположены клеммы для соединения системы проводов магдино с проводами высоковольтных трансформаторов ТЛМ и проводами штепсельного разъема РШАГ ПР-6-1.

Гнездо (1) штепсельного разъема, расположенное на двигателе, подключено к контактам блока ВБГ-ЗА. Контакты 1, 3 служат для подключения проводов освещения мотосудна и подзарядки аккумулятора. Контакты 4, 6 — для подключения проводов кнопки останова двигателя.

Установка и регулировка зазора в прерывателях производится перемещением отверткой треугольного паза Б на прерывателях относительно прямоугольного паза на основании магдино, предварительно ослабив винт А.

Гнездо закрывается заглушкой.

Вилка штепсельного разъема прикладывается к мотору.

Пайка проводов освещения и кнопки останова производится к аналогичным клеммам.

Кнопка останова мотора (7) расположена на переднем поддоне мотора над штуцером подвода топлива. При нажатии на кнопку происходит замыкание системы зажигания на массу.

Принцип работы судового реверс редуктора, а также его установка и эксплуатация

Главная » Статьи » Принцип работы судового реверс редуктора, а также его установка и эксплуатация.

Принцип работы судового реверс редуктора, а также его установка и эксплуатация.

На сегодняшний день ООО «Элкон» успешная и быстрыми темпами развивающаяся компания. Поставка судовых двигателей, а также их модулей, судовых дизель-генераторов, и прочего агрегатов. Среди поставляемой продукции есть и судовой реверс-редуктор . Представляющий собой автономный агрегат, судовой реверс редуктор имеет собственную систему смазки, фильтрации масла и управления. Помимо этого, данный агрегат оборудован охладителем, в котором охлаждается масло.

Виды судовых реверс редукторов

Судовые реверс редукторы различаются по своей максимальной мощности, массе, частоте вращения. Чем мощнее редуктор, тем выше скорость переключения из одного режима в другой. У наиболее мощных образцов эта скорость – доли секунды.
Еще одно важное принципиальное отличие: механические реверс редукторы, с ручной системой управления, и гидроуправляемые - в гораздо большей степени автоматизированные. Редукторы с ручным управлением обычно дешевле по стоимости, а управлять ими сложнее. Гидроуправляемые модели редукторов более совершенны, поэтому обычно на порядок дороже механических аналогов.

Принцип работы судовых реверс редукторов

Судовые реверс-редукторы применимы на всех судовых дизелях. Их основная функция - переводить крутящий момент с двигателя на гребной винт, а также изменять направления вращения. Реверс редукторы приводятся в действие вручную или автоматически, таким образом, изменяя принцип управления судном. Реверс редуктор устанавливается непосредственно на двигатель, поэтому важно, чтобы редуктор и двигатель полностью совпадали по своим характеристикам.

Судовые реверс редукторы и начало работы с ними

Прежде, чем в первый раз запустить в работу реверс редуктор, нужно залить в корпус необходимое количество масла. Помните, что ни в коем случае нельзя заправлять судовой реверс редуктор уже отслужившим маслом! После того, как масло залито, установите рычаг управления в нейтральную позицию и на несколько секунд запустите судовой двигатель на небольших оборотах. Измерьте количество масла маслоуказателем и при необходимости отрегулируйте.
Очень важно следить за работой реверс редуктора и вовремя проводить необходимые процедуры по техническому обслуживанию. Время от времени необходимо менять масло и одновременно с этим промывать детали фильтра.
В первый раз масло требуется заменить через 100-120 часов после начала работы редуктора. При дальнейшей работе заменять масло требуется не реже, чем через 3000 часов работы агрегата.

Судовые реверс редукторы. Предлагаем качество и надежность.

Все поставляемые нашей компанией судовые реверс редукторы прошли процесс соответствующей сертификации, поэтому вы можете не сомневаться в их качестве, надёжности и практичности. Прочные и лёгкие современные материалы, из которых изготовлены редукторы, делают прибор защищенным от ненужного проникания воды. Высокое качество и универсальность позволяют применять редукторы на различных судовых дизелях. Конструкция прибора позволяет ему выполнять свою работу даже при самых высоких нагрузках, а установка и эксплуатация агрегата легка и понятна.
С ув. ООО «Элкон»

Дизель-редукторные агрегаты и судовые ДГУ на базе CHIDONG 190

Дизель-редукторные агрегаты и судовые ДГУ на базе CHIDONG 190

Компания «Jinan Diesel Engine Co. Ltd.» являетсякрупнейшим государственным предприятием специализирующимся на производстве двигателей внутреннего сгорания под торговой маркой Китайская Национальная Нефтяная Корпорация (China National Petroleum Corporation CNPC). Основной продукцией компании являются: двигатели внутреннего сгорания, в т.ч. дизельные двигатели CHIDONG серия 190, дизельные турбогенераторы и газогенераторы.
Двигатели серии 190 - производства «Jinan Diesel Engine Co. Ltd.»изготавливаются по документации, разработанной компанией AVL List GmbH (Австрия).

Фирма AVL List GmbH - мировой лидер в области разработки двигателей и измерительной техники, сегодня является крупнейшим независимым исследовательским и конструкторским центром в своей области, предприятием с мировым именем, насчитывающим около 2000 соотрудников, главным офисом, расположенным в г. Грац (Австрия) и региональными офисами в 30 странах мира, включая США, Китай, Японию, Идию, Корею, Аргентину, Бразилию, Мексику, Иран и ряд других стран.

Модельный ряд двигателей серии 190 состоит из нескольких сотен моделей V-образных и рядных двигателей. Двигатели размерностью 19/21, 19/21,5 и 19/25,5 выпускаются на базе 16-ти, 12-ти, 8-ми, 6-ти и 4-х цилиндровых двигателей мощностью от 160 до 2400 кВт с частотой вращения от 1000 до 1500 об/мин.

Двигатели серии 190 нашли широкое применение на различных типах судов в качестве главных двигателей и в составе аварийных и вспомогательных дизель-генераторов.
В настоящее время двигатели серии 190 эксплуатируются на судах стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Северной Америки, России и Украины.

Опыт взаимодействия с научно-исследовательскими институтами и применение передовых технологий позволяет постоянно совершенствовать продукцию компании «Jinan Diesel Engine Co. Ltd.». Многие годы компания «Jinan Diesel Engine Co. Ltd.» плодотворно сотрудничает с известными университетами, что позволяет достигнуть высокого качества поставляемой продукции.

Четырех- и шестицилиндровые дизели

Технические характеристики двигателей и реверс-редукторов:

Комплектация двигателя (штатная)

Местный и дистанционный пульты контроля, защиты и АПС двигателя (отображают показания двигателя и реверс-редуктора); двухконтурная система охлаждения с насосом забортной воды и охладителями воды и масла; двухконтурные топливные трубопроводы с датчиком протечки топлива и стоп-устройством; комплект инструментов и приспособлений; комплект технической документации (формуляр и инструкция по эксплуатации).

Местные приборы контроля (манометрического типа); охладитель масла; масляный насос; соединительная муфта; комплект технической документации (формуляр, инструкция по эксплуатации).

по протечке топлива, по максимальной частоте вращения, по минимальному давлению масла, по максимальной температуре воды, по максимальной температуре масла

по превышению максимальной частоты вращения, по минимальному давлению масла

Гарантийный период на дизель-редукторные агрегаты составляет 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию, но не более 15-ти месяцев с даты поставки, при условии соблюдения Покупателем всех правил эксплуатации.
В настоящее время разработаны и согласованы следующие проекты.

1. Замена двигателей 6ЧСП 18/22-150 (150л.с.) на 4190ZL С3 -2 (225л.с.) на судах пр. 911В.
2. Замена двигателей 6ЧСП 18/22-150 (150л.с.) на 4190ZL С1 -2 (245л.с.) на судах пр. 1427.
3. Замена двигателей 6ЧСП 18/22-225 (225л.с.) на 4190ZL С3 -2 (225л.с.) на пр. Р-121А и Р-162.
4. Замена 6ЧНСП 18/22-225 (225л.с.) на B6190Z L С1-2 (300л.с.) на судах пр. Р-14А и 697ТБ/3К.
5. Замена 6NVD26А3 на В6190ZLC А-2 (408л.с.) с РРП НС-400 на судах пр. Р33Б, Р45Б, 414В, 1741А и 81170.
6 Замена 8ЧНСП18/22 на В6190 ZLC А-2 (408л.с.) на судах пр. 1496.
7 Замена 6NVD 26А3 на В6190 ZLC-2 (450л.с.) с РРП НС-600 на судах пр. 1741А.

В осьмицилиндровые дизели

Технические характеристики двигателей и реверс-редукторов:

Местный пульт (включает приборы контроля, систему АПС защиты двигателя и РРП), дистанционный пульт с кабелем 60м. (отображает показания двигателя и РРП), двухконтурные трубопроводы, датчик протечки топлива, зарядный генератор, электро-масло-прокачивающий насос, стоп-устройство (электромагнитный клапан), охладители (воды и масла), комплект ЗиП, комплект тех. документации на русском языке (формуляр, инструкция по эксплуатации)

Высоко эластичная муфта, дистанционное электрическое управление, комплект тех. документации на русском языке (формуляр, инструкция по эксплуатации)

по протечке топлива, по максимальной частоте вращения, по минимальному давлению масла, по максимальной температуре воды, по максимальной температуре масла

по превышению максимальной частоты вращения, по минимальному давлению масла

В настоящее время разработан и согласован технический проект замены двигателя 6NVD48U на 8190ZLCА-2 (600л.с.) на судне пр. 559Б.

Судовые ДГУ на базе дизелей CHIDONG 190

1. Технические характеристики дизель-генераторов:

Комплектация двигателя (штатная)

Местный и дистанционный электронные пульты управления, контроля, защиты и АПС

(с кабелем 60м.); двухконтурный топливные трубопроводы; датчик протечки топлива; охладители воды и масла; зарядный генератор; насос предварительной прокачки масла; комплект инструментов и приспособлений;

комплект тех. документации на русском языке:

- инструкции по эксплуатации;

-технический паспорт выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателя;

- свидетельство о соответствии двигателя техническим нормативам выбросов вредных веществ;

- каталог деталей двигателя.


Гарантийный период на поставляемый Товар составляет 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию, но не более 15 месяцев с даты поставки, при условии соблюдения Покупателем всех правил эксплуатации.

В настоящее время разработаны и согласованы следующие проекты:
1.
Замена дизель-генератора на базе двигателя 6Ч-23/30 на ДГР1-300/1000 на плавкране пр. 81050.
2. Замена дизель-генератора на базе двигателя 8Ч-23/30 на ДГР1-300/1000 на плавкране пр. 81050.

Мотоконтинент • Продажа мототехники и силовых машин • 7 (495) 942-76-55

Руководство по эксплуатации лодочного мотора Нептун-25 и Нептун - 23

О Г Л А В Л Е Н И Е

Мотор лодочный подвесной
Руководство по эксплуатации
Мотор лодочный подвесной модель "НЕПТУН - 25"
160085000 РЭ

Мотор лодочный подвесной «Нептун – 25» ( далее мотор ) имеет двухцилиндровый двухтактный двигатель с водяным охлаждением.
Мотор рассчитан для установки на мотосудах весом не менее 130 кг с высотой транца не более 405 мм и может эксплуатироваться в водоемах при глубине не менее 0,8 м.
Для предохранения транца и мотора от поломки при ударе о подводные препятствия предусмотрено специальное устройство для откидывания мотора назад.
Реверсивный привод винта обеспечивает передний и задний ход судна, а также допускает работу мотора вхолостую.
Запуск мотора – ручной, с самоубирающимся тросом.
Топливный бак лодочного мотора сделан переносным с быстросъемной крышкой и его можно, поместить в любом месте судна.
Питание сети освещения и отличительных огней судна можно осуществлять через штепсельный разъем от проводов катушек освещения магдино.
Мотор оборудован местами крепления дистанционного управления газом и поворотом судна.
Наличие 6-точечной подвески мотора на резиновых амортизаторах обеспечивает малую вибрацию судна, легкое управление мотором.

Рабочий объем (2-хцилиндров), см³
Диаметр цилиндра, мм
Мощность двигателя, кВт л.с.
Частота вращения коленвала, об/мин.
- при максимальной мощности
- при холостом ходе
Часовой расход топлива при максимальной мощности, кг/ч не более
Емкость топливного бака, л
Масса сухая, кг
Тип зажигания
Тип свечей
Нормальный зазор в прерывателях, мм

Отношение оборотов гребного винта к оборотам коленчатого вала двигателя

Смазка привода гребного винта

Винт гребной (цвет синий):
- диаметр винта, мм
- шаг винта, мм

8,5?¹'?
20
44?²
2-х искровое магдино МН-1
СИ-12РТ ТУ 1-01-0448-81
0,3 – 0,35
От магдино, постоянный ток 12В, 40Ватт
К65А
Смесь автобензина АИ-80эк
ТУ 38.401-58-171-96 с маслом М-12ТП
ТУ 38.401-58-2891,в соотношении по объему 40. 1
15:26

Трансмиссионное масло ТАД-17 и
ГОСТ 23652-79 или МС-20
ГОСТ 21743-76, объем заправки 150 см³

Габаритные и установочные размеры указаны на Рис. 1.

Рис.1ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мотор соответствует требованиям безопасности, изложенным в ТУ 1-01-0963-93. в том числе требованиям:
ГОСТ 17.2.4.04-82 Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик лодок внутреннего и прибрежного плавания.
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
ГОСТ Р 51318.12-99 Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств, с двигателями внутреннего сгорания.
ГОСТ 28556-90 Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования.

КОНСТРУКЦИЯ МОТОРА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

- надежную фиксацию мотора замком подвески при запуске;
- четкую работу механизма переключения ходов реверс - редуктора;
- надежную защиту обслуживающего персонала от травм вращающимися деталями мотора при эксплуатации, монтаже, ремонте и техническом обслуживании;
- безотказную остановку двигателя кнопкой "Стоп".
К эксплуатации мотора допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами с моторами, соответствующей мощности.

ВНИМАНИЕ! Эксплуатировать мотор можно только с установленными капотом и кожухом маховика.
Не запускать мотор с включенным реверсом во избежание опрокидывания водителя судна.
Следить за правильным размещением груза и пассажиров.
Не открывать полностью дроссельную заслонку на"Холостом ходу".
Категорически запрещается запускать мотор при наличии подтеканий топливной смеси из-за неисправности карбюратора или нарушения герметичности топливной системы.
Запрещается эксплуатация мотора при появлении вспышек в карбюраторе, т.к. это может явиться причиной возникновения пожара.
При работе с горючими жидкостями (заправка бака, техническое обслуживание, слив остатков горючего и т. д.) категорически запрещается курение и применение открытого огня.
Строго выполнять требования"Правил пользования маломерными судами"по комплектации мотолодки средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, брезентом и др.
При проведении технического обслуживания (разд. 7-уход за системой смазки) сливать отработанное и промывочное масло только в отдельную емкость для последующей утилизации их через АЗС в установленном порядке.
Допустимое время работы водителя за румпелем за рабочую смену должно составлять:
- с индивидуальными средствами защиты рук от вибрации (антивибрационные перчатки) – 8 часов, без средств защиты – 1 час.
Срок службы мотора 6 лет. По окончании срока службы мотор подлежит утилизации через организации «Вторчермет» (рекомендуется в разобранном виде).

Двигатель мотора " Нептун-25" двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой, с впуском смеси в картер через золотниковое устройство.
Блок цилиндров (73) – создан из алюминиевого сплава с установленными в нем гильзами цилиндров.
Охлаждающая жидкость подходит к цилиндру и головке блока, поднимаясь по трубке (66) снизу, через трубку выводится к полости верхней части дейдвуда (65).
Коленчатый вал (75) – вращающее звено, состоящее из двух кривошипов соосных между собой, которые представлены в виде двух шеек соединенных пальцем кривошипа. На одном конце коленвала крепится маховик (3) с зубчатым венцом, а на другом конце имеется полуось для соединения с рессорой (63) которая служит для передачи вращающего движения на гребной винт.
Смазка двигателя – система смазки двигателя происходит за счет, подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивая: уменьшение трения и повышения механических показателей, уменьшение износа. Смешивается масло с бензином в указанных пропорциях.

2. ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ДЕЙДВУДА (Рис. 7)

Верхняя часть дейдвуда – создан из алюминиевого сплава и служит соединительным звеном между двигателем, подвеской и приводом гребного винта. Состоит из. проставка (56), корпус реверс-редуктора (35), верхняя часть дейдвуда (65)
Водяная помпа – для установки на рессору закрепляется шпонкой, состоит из корпуса помпы и резиновой крыльчатки (59). Благодаря штифту (57) происходит крутящий момент, передающийся от рессоры к помпе.

Благодаря ручному стартеру происходит запуск мотора .
Стартер – это сборная деталь, на корпусе (5) зафиксированы. шкив-блок (4) и ручка с пусковым шнуром.

На центральной оси с помощью скобы (2) и установленными в ней собачками (1 и 3), а так же пружинной шайбой закреплен блок, который соединяется с корпусом благодаря пружине.
Защиту шнура, намотанного на верхнюю часть маховика, обеспечивает ролик (6).

Поддон – крепление переднего(14) и заднего (72) поддонов между собой состоит из 4 болтов, к нему же присоединяется и капот (77).
Для отвода воды имеется отверстие в заднем поддоне.

5. НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ДЕЙДВУДА (Рис. 7)

Реверсивный конический редуктор снижает обороты и приводит к вращению гребной винт (49). Созданный из алюминиевого сплава корпус реверс - редуктора (35) соединяется двумя шпильками к проставке, фиксируясь втулками (55).
Благодаря рессоре (63), коническим шестерням (39,40), храповой муфтой (42) соединенной с валом шлицами, передается крутящий момент от двигателя к валу редуктора (51) и его подшипникам (38,46) и гребному винту. Роль храповой муфты с шестерней (39,40) влияет на направление вращения винта. Движение муфты зависит от штока (41) прижимаемого пружиной (44) к кулачку (37), который в свою очередь передвигается системой рычагов и тяг (62), (64), (67), (16). Упорный подшипник (33) – берет на себя осевую нагрузку, ведущей шестерни; подшипник (36) – радиальные нагрузки; для смазки подшипника (31) в проставке водопомпы находится отверстие (3) (рис. 4)
Отверстие (1) служит для заправки масла в корпус, а отверстие (2) для слива.

6. ЭЛЕКТРОСИСТЕМА МОТОРА

Электросистема мотора представляет собой: магдино с трансформаторами (13), 2-х свечей (16), кнопка «Стоп» (7), низковольтные и высоковольтные провода (12,14),разъема(1),блок ВБК (2).
Работу магнитного генераторного тока представляет "Магдино МН-1".
Стартер (6) – это алюминиевый литой диск, который является основанием магдино, на нем находятся: катушка зажигания (8) – 2 шт. освещение (3) – 2 катушки, конденсатор (10) – КМ -4, отвечающий за искрогашение, коромысло (4) – 2 шт. основание (5) прерыватель – 2 шт. эксцентрик – 2 шт.отвечающий за регулировку зазоров, смазочное устройство (9). Функцию вторичной цепи зажигания, выполняют 2 –а трансформатора находящихся за основанием.

1 – гнездо РШАГ КП-6-1
2 – блок ВБК
3 – катушка освещения
4 – коромысло прерыватели ПР-1, ПР-2
5 – основание
6 – основание магдино
7 – выключатель кнопочный (кнопка «Стоп»)
8 – катушка зажигания
9 – устройство смазочное (фетр)
10 – конденсатор типа КМ-4 (0,17 – 0,25 мкф)
11 – сердечник
12 – провод низковольтный
13 – трансформатор высоковольтный
14 – провод высоковольтный
15 – сопротивление подавительное
16 – свеча зажигания

Условные сокращения:
Б – белый провод;
С – серый провод;
Ж – желтый провод;
Ц – цветной провод;
О – оранжевый провод;
Ч – черный провод;
Ф – фиолетовый провод.

Фиксируется маховик на коленчатый вал с помощью пружинной шайбы, гайки и сегментной шпонки, вращение происходит по часовой стрелке.
Выпрямительное устройство ВБК представляет собой. клеммы для соединения проводов магдино с высоковольтными ТЛМ, штепсельного разъема, кнопки «Стоп», сам блок установлен на моторе.
Контакты блока подключены к штепсельным разъемам гнездо (1). Освещение и подзарядка аккумулятора происходит за счет контактов 1,3; контакты 4,6 служат для подключения кнопки «Стоп».
Заглушка прикрывает гнездо.
К мотору прикладывается штепсельная вилка.
Провода освещения и кнопки «Стоп» припаиваются к аналогичным клеммам.
Зазор в прерывателях устанавливается и регулируется по следующим пунктам:
- ослабить винт А крепления основания прерывателя 5;
- с помощью отвертки повернуть основание прерывателя 5 относительно паза В на основании магдино 6.
Замыкание системы зажигания происходит при нажатии на кнопку «Стоп», которая располагается в передней части поддона мотора.

Левая и правая опоры (21) соединены между собой шпильками, вертлюга (18), поворотная ось (28) - созданы из алюминиевого сплава, являются составляющей подвески. Осью поворота вертлюга служит шпилька (20).
Для постановки мотора в вертикальное положение, имеется в левой и правой опоре система 6-ти отверстий и штырь.
Для регулировки усилия, на вертлюге имеется механизм замка (27).
На оси-шпильке (20) находится штамповочная качалка (19) и проволочная тяга (25) выключающая запорное устройство, а так же пружина для возврата замка в рабочее положение.
Удержание мотора в вертикальном положении, позволяют осуществлять пружины (26) и гайки.
Мотор откидывается вверх и запорное устройство отключается, когда увеличение усилия затяжки пружин обусловлено воздействием при встрече на мотор препятствий. Удержать мотор в вертикальном положении при запуске и работе позволяет запорное устройство. Для выключения устройства надо нажать на качалку (19) и при необходимости приподнять мотор, зафиксировав его защелкой на правой опоре. В рабочее положение мотор устанавливается автоматически при его опускании.

Чтобы уберечь детали от коррозии, мотор с завода приходит законсервированным.
Прежде чем эксплуатировать мотор, его надо расконсервировать в следующем порядке:

  • Капот необходимо снять. Чистой тряпкой смоченной в бензине, протереть детали, покрытые снаружи защитной смазкой.
  • Отсоединить от свечей высоковольтные провода и вывернуть свечи (см. "Уход за свечами").
  • Установить мотор свечными отверстиями вверх и поочередно, вращая маховик по часовой стрелке:
    - установить поршни в положение нижней мертвой точки;
    - через свечные отверстия залить в цилиндры по 150…200 г чистого бензина или топливной смеси;
    - выдержать каждый поршень в нижней мертвой точке 1…2 минуты.
  • Поставить мотор в рабочее положение и прокрутить двигатель от стартера 6…8 раз (чтобы полости цилиндра были осушены). В момент прокручивания необходимо нажать и держать в замкнутом положении кнопку «Стоп».
  • Промыть свечи бензином, прокалить и поставить на место; подсоединить к ним высоковольтные провода, надеть капот.
  • Промыть топливный бак бензином.
  • Проверить количество масла в редукторе (см. "Уход за системой смазки")
  • Протереть бумагой (ветошью) и промыть в бензине или керосине инструмент. Запчасти расконсервировать по мере надобности.

2.ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ

Для приготовления топливной смеси, необходимо первые 100 литров бензина смешать с маслом 1/25, т. е. взять 1 литр масла М-12ТП в соотношении на 25 литров бензина.
Перед тем как залить в бак, необходимо полученную смесь хорошенько перемешать в отдельной емкости. Если смешивать бензин прямо в баке, то лучше залить половину всего кол-ва бензина и влить все масло, а затем хорошо перемешать. Всегда заливайте в бак сначала бензин, а не масло иначе это приведет к засорению шланга отстойника и карбюратора.
Для заливки топливной смеси пользуйтесь воронкой с мелкой сеткой.
ВНИМАНИЕ! 1. Эксплуатация мотора, заправленного бензином без добавления мала, недопустима, т.к. приводит к отказу мотора.
Не используйте топливную смесь, хранящуюся более 3-х месяцев.

ТАБЛИЦА
Необходимых количеств бензина и масла
для приготовления топливной смеси

3. УСТАНОВКА МОТОРА НА СУДНО

У судна может быть различная высота транца, поэтому транец подгоняют таким образом, чтобы антикавитационная плита мотора была ниже днища судна на 40-80 мм (см. Рис ). Транец должен быть прочным, его толщина 35…55 мм. Мотор на судно устанавливается на транец кронштейнами подвески на всю глубину пазов и заворачивается надежно винтами (22) (Рис.7 ). Регулярно проводить проверку затяжки винтов. Чтобы в процессе эксплуатации крепления и винты не отворачивались на ручках установочных винтов (23) находятся отверстия, через которые можно соединить ручки веревкой, проволокой или замком. Для того, чтобы судно не уходило в сторону при движении, не ощущалось на румпеле давления на руку в определенном направлении, мотор устанавливается посередине транца судна.
Лучше всего устанавливать мотор вдвоем.
Правильное расположение мотора на судне будет считаться в том случае, если судно во время движения с открытой дроссельной заслонкой не зарывается носом и не поднимает его, а ось вала гребного винта параллельна зеркалу воды.

С помощью штыря и отверстий в левой и правой опорах подвески, регулируется угол наклона мотора. Рекомендуется приложить линейку или рейку 1…1,5 м для правильной регулировки угла наклона и замерить зазоры между рейкой и днищем у транца (он должен быть на 9…15 мм) меньше, чем в одном метре от транца (для компенсации упругих деформаций амортизаторов и транца лодки). Для страховки закрепить мотор тросом.

Категорически запрещается запускать мотор без погружения его в воду даже на короткое время.

  • Шток переключения реверса поставить в положение "Холостой ход" (среднее положение, когда на штоке видны две кольцевые канавки).
  • Проверить есть ли топливо в баке.
  • Закрыть крышкой топливный бак. Шланг соединить со штуцером мотора и запустить холодный мотор в следующем порядке:
    - подкачать до упругости помпы-груши топливную смесь в карбюратор;
    - открыть пусковое устройство: потянуть ручку троса управления на 10 мм не менее (до щелчка фиксатора), расположенную на поддоне около кнопки «Стоп»;
    - провернуть к/вал мотора ручным стартером 2…3 раза, имитируя запуск, нажав при этом на кнопку «Стоп»;
    - ручку румпеля мотора установить в положение "запуск", при этом дроссельная заслонка карбюратора должна быть поднята на 4…6 мм;
    - произвести запуск мотора ручным стартером, если мотор не запускается необходимо подкачать топливную смесь (3…4 раза, преодолевая сопротивление помпы-груши), попробовать запустить двигатель снова;

Примечание. Подтекание топливной смеси в момент подкачки из-под крышки карбюратора не является дефектом.
- после запуска мотора через 20…30 сек. закрыть пусковое устройство: ручку троса управления вернуть в исходное положение;
- прогреть мотор в течение 3…5 мин. на режиме х/хода. Запускать горячий двигатель можно без использования пускового устройства и дополнительной подкачки топливной смеси.

Примечание. Горячим считается мотор, после которого прошло не более 3…5 минут при температуре воздуха + 15…18 °С.
Перевести ручку румпеля в положение "Малый газ" и проверить, вытекает ли вода из контрольного отверстия в головке блока цилиндров.
Если вода не вытекает, рекомендуется включить на 15-20 секунд "Задний ход". После появления воды возвратить шток в положение "Холостой ход" и продолжить прогрев мотора на "Малом газе". Если все же вода из контрольного отверстия не вытекает, необходимо немедленно остановить мотор и устранить неисправность в системе охлаждения (см. " Уход за системой охлаждения").

Перед тем как остановить мотор сбросьте газ, включите "Холостой ход" и, слегка повысив обороты, нажмите на "Стоп".
Примечание. В случае аварийной остановки мотора, надо ручку румпеля повернуть по часовой стрелке (вправо) до упора и нажать на кнопку "Стоп". После этого шток переключения реверса перевести в положение "Холостой ход".

  • При использовании нового мотора необходимо произвести пробный запуск мотора (обкатку). Во время обкатки происходит использование первых пяти полных баков топлива.

Примечание. В связи с наличием в крышке карбюратора ограничительного упора мотор в период обкатки не может развивать максимальные обороты (ручка румпеля остановится примерно посредине между положениями "Запуск" и " Полный газ").

  • Чтобы мотор не перегружался до окончания обкатки на судне не должно быть более 2-х человек.
  • После использования одного или двух баков топлива и после обкатки рекомендуется проверить свечи и если необходимо заменить их (см."Уход за свечами зажигания").

ПОМНИТЕ!
Правильно произведенная обкатка мотора гарантирует безотказную работу в течение длительного срока службы.

  • После окончания обкатки следует:
    - проверить, хорошо ли закреплены болты, винты, особенно гайка маховика, если необходимо подтяните ее;
    - в редукторе гребного винта смените смазывающее вещество;
    - снимите крышку карбюратора и сломайте упор ограничения максимальных оборотов;
    - проверьте и настройте обороты холостого хода;
    - настройте и прочистите контакты прерывателей.

Внимание! Если мотор находится в ремонте с заменой деталей цилиндропоршневой группы, необходимо произвести обкатку мотора вновь. При этом руководствоваться разделами №№ 2,6 (Глава 3).

7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА НА ВОДЕ

  • Движение вперед начинают с нажатия на качалку (19) (рис.7), механизм замка устанавливается на предохранитель, чтобы во время наезда на препятствие мотор откидывался и не преодолевал усилия затяжки пружин механизма замка.

Примечание. После того, как мотор откинется, немедленно сбросьте газ и снова поставьте мотор на предохранитель, нажав на качалку.

  • Настроить минимальные обороты "Холостого хода".

ВНИМАНИЕ! Двигатель не должен работать на высоких оборотах в положении"Холостого хода". Переключать реверс необходимо только на минимально устойчивых оборотах двигателя во избежание поломки шестерен редуктора.

  • Для того, чтобы включать "Передний ход", вытяните шток реверса до того момента пока не увидите три кольцевые канавки и плавно увеличьте обороты вращая ручку румпеля в сторону "Полный газ". Движением штока назад до положения, когда видна только одна канавка из трех, включится "Задний ход", рекомендуется при этом мотор придерживать, чтобы он не откинулся.
    При движении на "Заднем ходу" румпель должен находиться не дальше положения "Запуск", в противном случае волна попадет в судно через транец.
    В случае переключения реверса с " Переднего хода" на "Задний ход" рекомендуем:
    - уменьшить обороты до минимума, подождать пару минут и перевести шток в положение "Холостой ход";
    - подождав несколько минут на "Холостом ходу" включите " Задний ход".

Не соблюдение данных правил может привести к затруднению переключения реверса.

  • Плавно и медленно переводите ручку румпеля на увеличение и на уменьшение оборотов.
  • При максимальном газе работать не более 30 мин. сбросить обороты на 3…5 мин. до средних.

ВНИМАНИЕ! Если штифт срезан (Рис.4) сбросьте газ и остановите мотор. Если сразу не удалось остановить мотор и он проработал какое-то время, проверьте гайку маховика затянута ли она.

  • Не допускайте эксплуатации мотора без циркуляции охлаждающей воды, поэтому следите за истечением воды из отверстия в головке блока цилиндров.
  • Глубина водоема не должна быть менее 0,8 м.
  • Нажав на кнопку "Стоп", по часовой стрелке в направлении вращения проверните двигатель от руки за стартер или маховик.
  • Запрещается работа двигателя мотора с отсоединенной одной свечой, а также проворачивать маховик на пусковых оборотах с отключенными трансформаторами, отсутствием одной или двумя свечами во избежание пробоя конденсатора или обмотки трансформатора.
  • Если вы временно остановились, мотор следует откинуть внутрь судна, нажав на качалку механизма замка и зафиксировать с помощью защелки вертлюга.
  • Используя мотор в морской воде, рекомендуется:
    - окрашенные детали смазать воском, а металлические части (включая вал гребного винта) смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.
    После окончания работы:
    - мотор поместить в емкость с пресной водой с помощью стартера и кнопки "Стоп" медленно прокрутить 10…15 раз, или если есть возможность в водоем и дать ему поработать 2…3 минуты;
    - наружную поверхность мотора промыть пресной водой;
    - рассоединить нижнюю и верхнюю части дейдвуда;
    - отсоединить корпус водопомпы и проставку;
    - из нижней части дейдвуда слить оставшуюся воду.
    Чтобы собрать мотор действуйте в обратной последовательности.
  • Следите за внешней поверхностью мотора, все повреждения маскируйте водоотталкивающей эмалью.
  • Если мотор не эксплуатировался и долго хранился, следует зачистить и промыть контакты прерывателей магдино для лучшего облегчения запуска двигателя.
  • 8. СНЯТИЕ МОТОРА С СУДНА

    • Для того, чтобы снять мотор с судна следует:
      - отсоедините топливный шланг от мотора;
      - закрыть топливный бак крышкой;
      - вывернуть винты крепления мотора к транцу судна;
      - приподняв мотор вверх, выньте его из воды, держа в вертикальном положении, и подождите, пока вода вытечет из системы охлаждения. Затем прокрутите мотор от стартера 2…3 раза, нажав при этом на кнопку "Стоп".

    Запрещается переносить или класть мотор таким образом, чтобы верхняя часть дейдвуда была выше двигателя из-за возможного попадания остатков воды в цилиндр и магдино.

    9. УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СУДНОМ

    • За счет изменения режима работы мотора изменяется и скорость движения судна. Чтобы скорость увеличилась или уменьшилась необходимо, ручку румпеля переместить в положение "Полный газ" или "Малый газ".
    • Повороты лучше выполнять при "Малом газе", а то судно опрокинется.

    Изменять направление движения судна с помощью плавного поворота румпеля.
    При встречной волне, снизьте скорость и направьте ваше судно носом поперек волны.

    • При приближении к берегу, причалу или на мелководье снизьте обороты и остановите мотор, а так же поднимите его из воды.
    • Мотор "Нептун-25" разрешается использовать только на судах прошедших технический осмотр, оборудованных необходимым инвентарем (весла, спасательные средства, флаг-отмашка).
    • Пассажиров и груз следует располагать равномерно.

    10. ПРИМЕНЕНИЕ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ДЛЯ МОТОРА

    Новый мотор, поступивший в продажу, имеет гребной винт синего цвета, диаметр 240 мм, шаг 300 мм – следует применять при не полной загруженности мотолодки.
    В торговую сеть запасные части поступают:
    - гребной винт 160602700 (белый), диаметр 260 мм, шаг 220 мм, применяется на мотолодках с большой нагрузкой или при буксировке. В других условиях лучше не применять из-за увеличения числа оборотов двигателя;
    - гребной винт 160600900 (красный), диаметр 2230 мм, шаг 280 мм, применяется при обычной нагрузке, на лодках с большей нагрузкой двигатель развивать максимальные обороты не будет.
    Применение. Шаг гребного винта указан на одном из ребер ступицы.
    Во время использования мотора следите за состоянием лопастей гребного винта. При появлении забоин на кромках их следует зачистить, а если лопасти погнулись винт лучше заменить.

    В случае длительного хранения, его следует прогреть 3…5 мин. на оборотах выше средних и проверьте, нет ли в редукторе воды.
    При хранении мотора на судне, необходимо обзавестись чехлом из брезента.
    Хранить мотор следует в закрытом помещении, можно горизонтально, но лучше соорудить П-образную стойку. Если убираете мотор на зиму, сделайте консервацию мотора следующим образом:
    - установите мотор в рабочее положение;
    - отсоедините провода от свечей;
    - от мотора отсоедините шланг подачи топлива;
    - из бака и карбюратора удалите старое топливо и промойте чистой топливной смесью;
    - удалите воду из системы охлаждения;
    - вытрите наружную поверхность мотора насухо, а потом масляной тряпкой;
    - снимите гребной винт;
    - удалите смазку из редуктора и промойте его промывочным маслом;
    - залейте в редуктор новую смазку, смажьте гребной вал смазкой и поставьте гребной винт на место;
    - с помощью консистентной смазки обработайте шестерни механизма блокировки;
    - выкрутите свечи и поставьте мотор свечными отверстиями вверх. Установите поршни в нижней мертвой точке и через свечные отверстия залить 75 см³ масла в каждый цилиндр и прокрутить мотор от стартера 3…4 раза. Затем поставьте мотор в нормальное положение 2…3 раза, нажимая на кнопку "Стоп".
    - свечи отчистите от нагара, смажьте смазкой и установите в свечные отверстия;
    - хранить лучше в сухом месте, подальше от кислот и щелочей. Правильная консервация сохранит ваш мотор на 6…8 месяцев;
    - смазку таких деталей как редуктор и вал гребного винта делать с трансмиссионным маслом ТАД-17 и ГОСТ 23652-79, маслом МС-20 ГОСТ 21743-76. Все внутренние поверхности мотора обработать моторным маслом, предварительно нагрев его до температуры 100…110°С до того момента, чтобы не выделялась пена и прекратилось потрескивание. Использовать солидол УС-1 или УС-2 ГОСТ 1033-79 или смазку ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.

    1. Следите за чистотой поверхности двигателя, грязь и вода могут послужить причиной остановки двигателя, масло и остатки горючего к возникновению пожара.
    2. Использовать двигатель с топливной смесью установленной ГОСТ ом. Увеличенное содержание масла в смеси приводит к затруднению запуска мотора из-за замасливания электродов свечей, затрудняет работу карбюратора, приводит к увеличению нагара в двигателе, ухудшению его мощности.
    Небольшое количество масла в смеси может привести к износу трущихся деталей, разрушению подшипников, перегреву двигателя и его отказу.
    3.Следите, чтобы ваш двигатель работал на рекомендованной топливно-воздушной смеси.
    Если смесь слабо обогащена, то обгорают электроды свечей, плохо запускается двигатель, сильно нагревается, падает мощность, появляются "хлопки" в карбюраторе. Если смесь сильно обогащена, то происходит увеличение отложения нагара на деталях и свечах, уменьшается мощность.

    • Если вы обнаружили на двигателе нагар, то его надо как можно скорее удалить иначе двигатель сильно перегреется, мощности будет не достаточно или вообще не запустится.

    Как следует поступать при очистки от нагара без разбора двигателя:
    - нагретый мотор установить свечными отверстиями вверх;
    - установить поршни так, чтобы выхлопные и всасывающие отверстия цилиндров были закрыты (поршни должны быть расположены на одинаковом уровне);
    - наполнить каждый цилиндр через свечные отверстия 70…100 см³ смеси, состоящей из 2-х частей ацетона, 1 части керосина и 1 части масла для двигателя;
    - если смесь перестала вспениваться, вкрутить свечи и оставить мотор на 2…3 суток в таком положении;
    - выкрутить свечи и удалить смесь, прокрутив мотор от стартера 5…6 раз, нажав на кнопку "Стоп";
    - проведя очистку от нагара запустить мотор на прежних свечах и дать ему поработать 2…3 мин. на холостом ходу;
    Очистку надо проводить при разобранном двигателе, снятых выхлопных патрубках, головки блока цилиндров и т.д.

    • Разбирать двигатель без надобности не рекомендуется.

    2. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ

    Чтобы следить за системой питания необходимо:
    - бак должен быть герметичным;
    - беречь его от засорения, чистить, топливо заливать через воронку с сеткой;
    - топливная смесь должна отвечать ГОСТ у, быть без посторонних примесей и воды, не качественный бензин и масло может привести к нарушению работы двигателя и его остановке;
    - тщательно следите за топливным шлангом и вовремя устранять течь. Иногда в шланг из-за его износа подсасывается лишний воздух, и насос временно или полностью перестает работать;
    - регулярно проверяйте топливный шланг и промывайте чистым бензином;
    - проверяйте исправность топливного насоса; фильтр и отстойник следует промывать чистым бензином, проверьте в каком состоянии диафрагма. Проверьте, плотно ли прижата прокладка при установке отстойника на место, чтобы топливо не вытекало;
    - проверяйте, правильно ли работают обратные пластинчатые клапана, топливо они должны пропускать только к карбюратору;
    - карбюратор должен быть чистым и исправным. Если вы обнаружили течь через карбюратор, необходимо проверить поплавковую камеру. Проблемой может оказаться загрязнение игольчатого клапана и седла, погнулась игла или не герметичность поплавка. Проверьте поплавок, опустив его в воду, обнаружить место течи можно (по пузырькам).
    Промойте карбюратор чистым бензином; жиклеры и каналы продуйте сжатым воздухом; не применяйте проволоку для чистки жиклеров.

    ВНИМАНИЕ! Во избежание загрязнения окружающей среды не допускается попадания бензина и масла на землю или в водоем. При обнаруженной не герметичности шлангов или других соединений немедленно устранить неисправности.

    3. РЕГУЛИРОВАНИЕ КАРБЮРАТОРА

    Карбюратор мотора отрегулирован заводом-изготовителем.
    При необходимости:
    - как отрегулировать карбюратор (на х/ходу прогретого двигателя). Необходимо, винтом дроссельной заслонки (на крышке карбюратора, за рычагом пускового устройства) установить минимальную частоту вращения коленчатого вала мотора, медленно вращать винт регулировки х/хода (находится на корпусе карбюратора слева), установить максимальную частоту, и снова снизить частоту винтом подъема дроссельной заслонки, отрегулировать максимальную частоту вращения коленчатого вала мотора. Можно попробовать повторить 2…3 раза. Режим х/хода составляет n=1200 + 100 мин-¹, правильно ли вы отрегулировали режим х/хода можно проверить, если открыть дроссельную заслонку карбюратора;
    - мотор глохнет при открытии дроссельной заслонки, заверните регулировочный винт х/хода на 1/4 …1/2 оборота ( смесь обеднится);
    - при эксплуатации мотора, отрегулировать качество топливной смеси можно перемещая иглу дросселя относительно замка. Нижняя (богатая смесь) - заводская регулировка (номинальное положение замка относительно иглы дросселя). Переведя замок вверх по игле дросселя – смесь обедняется.

    4. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ

    ОСМОТР И ЗАЧИСТКА КОНТАКТОВ ПРЕРЫВАТЕЛЯ МАГДИНО

    - снимите капот, стартер, кожух маховика, диск;
    - осмотреть контакты через отверстия в маховике. Они должны быть сухими, чистыми и плотно смыкаться при повороте маховика ( поворачивать маховик только по часовой стрелке чтобы не повредить крыльчатку водопомпы);
    - если контакты в масле, протереть чистой тряпочкой надетой на плоский щуп;
    - контакты подгорели или не плотно смыкаются, снимите маховик и с помощью шкурки или надфиля зачистите их. После того как вы зачистили, протрите поверхности тряпочкой смоченной в бензине и дайте просохнуть;
    - если вы прикасались руками к контактным поверхностям, удалите весь жир промыв чистым бензином;
    Примечание. После установки храпового диска необходимо закернить винты крепления.

    - проверить, легко ли поворачивается коромысло прерывателя на своих осях. Если ось заедает, смазать 1-2 каплями турбинным маслом «Л» ГОСТ 32-74 или маслом двигателя;
    - ваш мотор отработал 50 часов, смочите фетровый фитиль 2…3 каплями турбинного масла «Л», предназначенного для смазки рабочих поверхностей кулачка маховика.
    ВНИМАНИЕ! Слишком большое количество смазки для фитиля то же вредно, так как может привести к замасливанию контактов прерывателей, размыкаемых кулачком маховика.
    После смазки магдино и зачистки контактов, установить маховик на место.
    ВНИМАНИЕ! При установке маховика смазочное устройство предохранять от возможности смятия ступицей маховика.

    5. УСТАНОВКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЖИГАНИЯ (Рис.5)

    Хорошая работа магдино зависит от, правильной установке зажигания, угол опережения равен 29°, поршень в таком положении не доходит до ВМТ 4,5 мм.

    • Зажигание устанавливается и регулируется в следующем порядке:

    - установить ручку румпеля в положение «Полный газ»;
    - соединить риски «в» на основании магдино (3) с литой меткой «г» на бобышке картера (9);
    - если риски не совпадают, необходимо ослабить винты (6,8) и не трогая румпель, поворачивать основание магдино до совпадения рисок «в» и «г». Поводок (7) закрепить винтами (6,8);
    - поворачивая маховик по часовой стрелке, риску «в» соединить с «а», находящуюся на ободе маховика под цифрой «1»;
    - находящееся на маховике отверстие (1) служит для измерения зазора «А» между контактами прерывателя (для верхнего цилиндра), он должен быть равен 0,30 – 0,35 мм;
    - если зазор не выставляется в заданных пределах, необходимо взять отвертку и повернуть основание, ослабив винт (2). Сохранить зазор «А» и закрутить винтом (2) основание магдино;
    - поворачивая маховик по часовой стрелке на 180° соединить риски «в» и «б», находящейся на ободе маховика под цифрой «2»;
    - необходимо через отверстие (1) замерить зазор «А» у второго прерывателя (для нижнего цилиндра), он должен составлять 0,30 – 0,35 мм, регулировку осуществлять тем же способом.
    ВНИМАНИЕ! Проверка и регулировка зазора «А» для обоих прерывателей осуществлять через отверстие (1) маховика. При этом риски «а» («б»), «в» и «г» должны быть совмещены между собой.

    • Если вы хотите изменить нормальное опережение зажигания, необходимо сместить основание магдино (3) относительно поводка (7) в пределах пазов под винты крепления поводка.

    Слегка отвернув винты (6,8) и смещая основание магдино в влево или вправо, мы получаем в первом случае – позднее зажигание, а во втором – раннее ( угол опережения уменьшается или увеличивается).
    Выставляя раннее или позднее зажигание зазор «А» контролируем с помощью соединения рисок «а» («б») только с риской «в».
    Поставить диск на место, подтянуть и закрепить винты.
    Соблюдай осторожность при регламентных работах, монтаже и демонтаже магдино МН-1 и трансформаторов ТЛМ на двигателе!

    6. УХОД ЗА СВЕЧАМИ ЗАЖИГАНИЯ
    Ухаживая за свечами и правильное их использование, повышают срок службы вашей системы зажигания.

    • Выкручивать свечи необходимо, после того как двигатель остыл, специальным ключом который находится в сумке инструментов.

    ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения свечи и посадочного места категорически запрещается при отворачивании свечи пользоваться непредусмотренным инструментом.

    • Проверку и исправность свечей следует производить в следующей последовательности:

    - осмотреть внешний вид свечи, нет ли на ней выбоин, шероховатостей, трещин, сорванной резьбы;
    - если на свечи имеется нагар, избыток масла на торце и в камере, на электродах и керамическом изоляторе произведите очистку. Для удаления копоти или нагара положите свечу на несколько часов в бензин или керосин;
    - необходимо взять бензин и произвести очистку свечи, камеры, электродов, а так же продуть и прокалить;
    - взять щуп и произвести проверку зазора между боковым и центральными электродами, он должен находиться в пределах 0,5…0,6 мм. Производить проверку аккуратно без лишних усилий, так как после двух-трех нажатий он может сломаться;
    - определите исправность свечи на искру: соединив свечу с проводом высокого напряжения, и положите корпусом на массу, проверните маховик за пусковой шнур.
    В исправной свече между электродами проскакивает искра.
    Если вы обнаружили, что свеча не исправна (трещина, сломан электрод и т.д.) замените свечу.
    Примечание. Закоптившиеся свечи на моторе легко прожигаются на максимальных оборотах в течение 10…15 мин.

    • Замену свечей следует производить в следующем порядке:

    - перед тем как установить свечу на место, смажьте ввертываемую часть специальной смазкой НК-50, она не должна попасть в камеру, на электроды и изолятор свечи, наденьте уплотнительное кольцо;
    - взяв свечу в руки, вкрутите ее до упора;
    - докрутить свечу специальным ключом, не допуская его срывов и ударов. Не применяйте другой инструмент;
    - проверьте исправность контактного устройства, перед тем как подсоединить высоковольтный провод к свече, проведите проверку надежного контакта.
    - установить подавительное сопротивление таким образом, чтобы был закрыт шестигранник свечи;
    ВНИМАНИЕ! При замене и ремонте капота, для устранения касания скобы капота о сопротивление подавительное, заднюю часть капота отводить влево (см. со стороны румпеля).

    • Предохраняйте свечи от ударов и попадания воды во время эксплуатации мотора;
    • Хранить свечи в коробке и подальше от инструментов.
    • Свечи СИ-12РТ разработаны для данного двигателя.

    Примечание. Образование мелких капель воды на торце или электродах свечи, свидетельствует о появлении конденсата не влияющего на работу мотора.

    7. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ

    1. С помощью забортной воды происходит охлаждение двигателя. Чтобы уберечь свой мотор, от преждевременного износа резиновой крыльчатки водяной помпы из-за песка, ила, грязи, рекомендуем использовать водоемы не мельче 0,8 м. Если вы использовали мотор в засоренных водоемах или хотите убрать его на хранение, рекомендуем промыть чистой водой систему охлаждения.
    2. Мотор запускать только в воде, чтобы избежать повреждения крыльчатки водяной помпы.
    3. Не давайте маховику во время ремонта крутиться против часовой стрелки, что приводит к смятию лопастей крыльчатки и износ.
    4. Регулярно проверять исправность, чистоту, герметичность уплотнений трубок подвода воды и стыка корпуса водяной помпы с дейдвудом.
    5. Проверять исправность отвода воды из контрольного отверстия, при необходимости прочищать.
    Примечание. При установке новой крыльчатки, выступание и заглубление в корпусе должно быть в пределах 0,2 мм.

    8. УХОД ЗА СИСТЕМОЙ СМАЗКИ

    1. Мотор необходимо обрабатывать смазкой по « Карте смазки мотора».
    КАРТА СМАЗКИ МОТОРА

    Турбинное масло «Л» ГОСТ 32-74

    1…2 капли через каждые 50 час. работы

    Примечание. Если мотор эксплуатируется в морской воде смазку производить в два раза чаще.

    2. Ели во время работы мотора произошла разгерметизация корпуса реверс - редуктора, масло вытекает и попала вода внутрь, следует: установить мотор в вертикальное положение, дать маслу отстояться и выкрутить пробку из отверстия (2) (рис.4). Если вода попала внутрь, сначала вытечет она или осветленное масло из-за нее, после устранения неполадок замените смазку.
    Смену смазки в редукторе производить в следующем порядке:
    - мотор следует расположить в вертикальное положение;
    - выкрутить пробки из отверстий (1 и 2) и дать стечь старому маслу.
    Когда масло стечет, следует произвести промывку полости реверс - редуктора промывочным маслом. Необходимо закрутить пробку (2) и заправить через отверстие (1) промывочное масло в объеме 150 см³, закрутить пробку.
    Произведите запуск двигателя, дайте ему поработать на " Малом газе" 2…3 мин. и сделайте несколько раз переключения на передний и задний ход.
    Слейте отработавшее промывочное масло, и заправьте свежую смазку в объеме 150 см³.

    3. Обработку магдино смазкой следует делать, как представлено в разделе «Уход за системой зажигания».

    9. РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

    Через каждые 20…25 часов работы мотора

    • Регулярно производить проверку наличия смазки в реверс - редукторе.
    • Проверяйте, хорошо ли затянуты болты, гайки, винты, если необходимо затяните их.
    • Проверяйте, в каком состоянии свечи, следите за их чистотой, регулируйте зазор между электродами (см. «Уход за свечами зажигания»).
    • Производите проверку и регулировку оборотов холостого хода.

    Через каждые 40…50 часов работы мотора

    • Исполнять все работы, рекомендованные каждые 20…25 часов работы мотора.
    • Следить, хорошо ли затянута гайка крепления маховика.

    Примечание. Производить затяжку гайки крепления маховика специальным тарированным ключом. Момент затяжки должен находиться в пределах 7…8 кгм. Разрешается, производить затяжку гайки, слегка постукивая молотком по рукоятке ключа.

    • Производить, очистку и промывку контактов магдино, регулировку зазора между контактами прерывателей, обрабатывать магдино смазкой (см. «Уход за системой зажигания» и «Уход и регулировка зажигания»).
    • Проверять и если необходимо менять смазку в редукторе гребного винта (см. « Уход за системой смазки»).
    • Следить, легко ли вращается ролик стартера.

    Через каждые 80-100 часов работы мотора

    • Исполнять работы, рекомендованные каждые 40-50 часов работы мотора.
    • Рекомендуем, проводить смазку трущихся поверхностей, подшипник рессоры, фланец магдино (см. «Карта смазки мотора»).
    • Проверять, хорошо ли затянуты гайки крепления реверс - редуктора в проставке и гаек крепления головки блока (рис. 6)
    • Регулярно следите за чистотой и промывкой отстойника и фильтра топливного насоса, поплавковую камеру карбюратора, топливный бак, топливные шланги.
    • Проверяйте крепления оси вертлюга к переднему поддону, если необходимо затяните их.
    • Следует очищать от нагара цилиндр, головку блока, головки поршней (см. «Уход за двигателем»). После 200 часов отработки мотора производите полную очистку от нагара.

    ГЛАВА V
    ГАРАНТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ

    При условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, предусмотренных руководством, гарантийный срок работы мотора устанавливается 12 месяцев с даты продажи.
    Гарантийный срок хранения в заводской упаковке при условии хранения согласно ТУ 1-550-0038-2003-24 месяца с даты выпуска мотора предприятием-изготовителем.
    Предприятие-изготовитель обязуется в течение гарантийного срока безвозмездно заменить и ремонтировать вышедшие из строя детали, узлы и мотор в целом, если отказ произошел по вине предприятия-изготовителя.
    Ремонт до истечения гарантийного срока производится бесплатно, а расходы по пересылке возмещаются владельцу при предъявлении почтовой квитанции.
    Предприятие-изготовитель не несет ответственности за отказы мотора в следующих случаях:

    1. При не соблюдении правил эксплуатаций и ухода за мотором, указанных в руководстве и повлекших за собой:
    а) срыв резьбовых соединений;
    б) возникновение механических повреждений деталей и узлов;
    в) поломку скобы и собачек стартера ( дефект связан с неправильной установкой регулировочных шайб под корпус стартера или резким (в начальный момент) вытягиванием шнура во время запуска);
    г) повреждение (приварка, наклеп и т.д.) конусных поверхностей коленчатого вала и маховика (дефект связан с эксплуатацией мотора при незатянутой гайке маховика или его работе на недопустимо высоких оборотах);
    д) выкрошивание зубьев шестерен редуктора (дефект связан с эксплуатацией мотора без смазки в редукторе);
    е) скалывание храповичных зубьев шестерен и храповика (дефект связан с переключением реверса на оборотах, значительно выше минимально устойчивых, или неправильной регулировкой дистанционного управления);
    ж) заклинивание двигателя(дефект связан с эксплуатацией мотора на топливной смеси с пониженным содержанием масла или неправильно произведенной приработкой);
    з) отказ крыльчатки водопомпы (дефект вызван засорением водяной системы).
    2. При небрежном хранении, обращении и плохой транспортировке мотора.
    3. За детали, агрегаты, подвергшиеся ремонту или переделке у потребителя.
    4. При использовании мотора в спортивных и учебных целях, а так же при использовании мотора на судах с весом корпуса менее 130 кг.
    При выявлении дефектов в период гарантийного срока работы необходимо обратиться в ближайшую мастерскую(перечень указан в приложении 1).Если указанная мастерская по каким либо причинам не может произвести ремонт мотора, необходимо направить его в мастерскую предприятия-изготовителя.
    ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается производить самостоятельную разборку двигателя и реверс - редуктора в период гарантии. В противном случае рекламации по выше указанным узлам приниматься не будут.
    При предъявлении рекламаций необходимо выслать подробное описание случая отказа деталей (для определения причины дефекта и его виновника).
    В письме обязательно указывать:
    1. Фамилию, имя и отчество полностью или полное наименование организации и точный почтовый адрес (ст. назначения, какой ж. д. области, района, почтового отделения и т. д.).
    2. Номер мотора и дату приобретения (подтверждается документом).
    3. Длительность работы в часах с начала эксплуатации.
    4. Обозначение дефектных деталей согласно руководству по эксплуатации (приложение № 2), кроме деталей двигателя и реверс - редуктора.
    С получением разрешения на высылку мотора или деталей в адрес мастерской необходимо в посылку вложить паспорт и письмо с указанием дефектов.
    Присланная на ремонт материальная часть без разрешения гарантийной мастерской не ремонтируется и возвращается потребителям за их счет.
    ВНИМАНИЕ! Моторы, возвращаемые на ремонт, должны быть чистыми (без следов смазки, грязи и т. д. на внешней поверхности мотора).
    Время нахождения лодочного мотора в ремонте в установленный гарантийный срок не включается.
    За разукомплектовку моторов и пропажу прилагаемых документов, запчастей и инструмента при транспортировании, а также на базах и складах магазинов предприятие-изготовитель ответственности не несет.

    1. Если топливо не поступает в карбюратор при подкачке, проверьте, есть ли топливо в баке и работает ли подкачивающая груша. Если узлы топливной системы засорены – промойте их чистым бензином (заборник, фильтр, клапана, шланги, поплавковую камеру).

    2. Произошло засорение жиклеров карбюратора (для проверки нужно залить в диффузор 1…2 столовые ложки бензина и запустить мотор; если мотор запускается, но сразу глохнет, значит, засорен карбюратор)

    2. Выкрутите винт регулировки холостого хода и промойте жиклеры, вывернуть и промыть главный жиклер холостого хода. При запуске мотора с помощью заливки бензина в диффузор, отрегулируйте карбюратор на работающем моторе.

    3. Свечи не дает искру ( для проверки исправности свечей необходимо: выкрутить свечи, замкнуть корпуса свечей "на массу" и вытянуть шнур стартера, как при запуске; если магдино и свечи исправны, свечи должны искрить)

    Примечание. Если после того, как вы промыли и очистили свечу она не искрит, значит она вышла из строя.

    3. Произведите очистку электродов свечей от нагара и протереть их насухо (или сменить на новые). Установите правильный зазор между электродами. Отрегулировать и прочистить контакты прерывателей. Если сломан электрод или изолятор, смените свечу. Проверьте, исправен ли конденсатор, катушек и проводов магдино
    (если одна свеча искрит, а другая нет), попробуйте переставить их местами.

    4. Свеча исправна, но мотор не запускается

    4. Проверьте зазор прерывателя, он должен быть в пределах 0,30…0,35 мм.
    Проверьте, не перепутаны ли провода к свечам. Трансформатор – к нему подведен низковольтный черный (фиолетовый)провод – для верхнего цилиндра, а белый (натуральный или серый) – для нижнего цилиндра.
    Проверьте положение эксцентриковой втулки на маховике. Паз должен находиться в одном положении оси со шпоночной канавкой маховика.

    5. В топливной смеси много масла.
    В карбюратор попало масло или вода.

    5. Залить нормальную смесь 1…2 столовые ложки в диффузор карбюратора и произвести запуск. Топливную систему промыть чистым бензином.

    6. В двигателе и на свечах слишком много топлива.

    Примечание. Во избежание пробоев катушек, свечи с проводами при прокрутке замкнуть на массу или нажимать во время прокрутки на кнопку "Стоп".

    6. Снять шланг подачи топлива. Открыть дроссельную заслонку, выкрутить свечи и продуть цилиндры, проверните коленчатый вал за шнур стартера. Свечи отчистить и установить на место.

    II. Мотор запускается, но скоро глохнет

    1. Топливный насос вышел из строя ( для того, чтобы проверить запустите мотор и оцените работу мотора с ручной подкачкой. Если после прекращения ручной подкачки мотор глохнет, значит, топливный насос неисправен.

    1. Проверьте, в каком состоянии находится мембрана и клапана насоса. Работа клапанов заключается в том, что они должны пропускать топливо только в сторону карбюратора и не в коем случае обратно.

    2. Произошло засорение топливной системы, проникла вода или топливная смесь плохо перемешена (масло с бензином)

    2. Промыть систему чистым бензином и сменить топливную смесь.

    3. Карбюратор засорился.

    3. Разберите карбюратор, промойте его чистым бензином и продуйте.

    III. Мотор работает с перебоями

    1. Зажигание не работает. Контакты прерывателя, свечи все в нагаре и масле, сам контакт расшатался, наконечник провода неплотно прилегает к свече.

    1. Проверьте, в каком состоянии магдино и попытайтесь устранить неполадки. Свечи отчистите, устраните нагар и удалите масло с электродов.

    IV. Мотор работает на одном цилиндре

    1. Отсутствует контакт подавительного сопротивления с высоковольтным проводом

    1. Есть ли наличие искры на свече, воспользуйтесь новым проводом с качественным сопротивлением.

    2. Плохой контакт между высоковольтным проводом в трансформаторе