Руководства, Инструкции, Бланки

ответ на поручение следователя образец img-1

ответ на поручение следователя образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Поручение о производстве отдельных следственных действий (образец заполнения): образец, бланк, шаблон

Поручение о производстве отдельных следственных действий (образец заполнения) Поручение о производстве отдельных следственных действий

По уголовному делу N 44789, возбужденному по факту умышленного убийства в ночь на 2 декабря 201* года Матюхина И.И. на его квартире по адресу: г. Энск, ул. Противопожарная, д. 12, кв. 14. Тело Матюхина И.И. обнаружено в расчлененном виде. Осмотр места происшествия позволяет предположить, что на одежде преступника могли остаться следы крови потерпевшего.

В совершении данного преступления подозревается Гедт Игорь Иванович, прописанный по адресу г. Энск, ул. Маркса, д. 5, кв. 8, а проживающий в частном доме по адресу г. Энск ул. Рабочая, д. 33. У Гедта И.И. имеется также гараж N 334 в гаражном кооперативе "Весна", что по ул. Вересаева в г. Энске. Гараж и квартира Гердта И.И. находятся в Куйбышевском районе. Необходимо одновременно произвести обыск в трех указанных местах.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ,

прошу:

14 декабря 2002 года в 9 час. двумя группами одновременно в целях отыскания одежды со следами бурого цвета, похожими на кровь, произвести два обыска. Одна группа должна произвести обыск в квартире по адресу: г. Энск, ул. Маркса, д. 5, кв. 8, а другая - в гараже N 334 гаражного кооператива "Весна" по ул. Вересаева в г. Энске.

1) постановление о производстве обыска в гараже N 334 гаражного кооператива "Весна";

2) постановление судьи о разрешении производства обыска в квартире по адресу: г. Энск, ул. Маркса, д. 5, кв. 8.

Другие статьи

Отдельные поручения - Уголовно-процессуальный кодекс Украины

При заполнении заявки в качестве своего города укажите КИЕВ

Статья 118. Отдельные поручения


Следователь вправе проводить следственные действия в других следственных районах и вправе поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, которые обязаны это поручение выполнить в десятидневный срок.

В пределах города или района, хотя бы разделенного на несколько следственных участков, следователь обязан лично производить все следственные действия.

Комментарий :

1. Отдельное поручение - это письменное просьбе следователя другому органу расследования (следователю или органу дознания) о проведении отдельных следственных действий, если он не может выполнить их лично, за пределами района, города или области, которые он обслуживает (например, не имеет возможности выехать в командировку ради одного следственного действия).

Отдельное поручение связано, преимущественно, с необходимостью проведения следственных действий по делу быстро, с меньшими затратами усилий и средств.

2. Отдельное поручение направляется непосредственно в прокуратуру или в отдел органов внутренних дел того города или района, где необходимо проводить соответствующие следственные действия.

В случае необходимости проведения в другом районе, городе и области следственных действий в большом объеме (допросы значительного количества лиц, проведения сложных следственных действий - воспроизведение обстановки и обстоятельств события, назначения и проведения ревизий, экспертиз и др.). Эта работа должна выполняться следователем, в производстве которого находится уголовное дело, с выездом на место.

3. В отдельном поручении приводятся обстоятельства дела в объеме, необходимом для наиболее полного выполнения поручения (например, для тактически правильного определения последовательности вопросов, подлежащих выяснению при допросе), о них следователь (орган дознания) должен знать для выполнения следственных действий, предусмотренных в доверенности.

К отдельному поручению прилагаются также документы (или их копии), которые могут потребоваться следователю выполнении поручения (платежные, банковские и другие документы, предъявляемые свидетелю во время допроса; копии протоколов некоторых следственных действий: допросов, осмотра; постановления о проведения обысков, выемки, эксгумации; фотоснимки, необходимые для проведения опознания, и др..).

При выполнении поручения может возникнуть необходимость в проведении других следственных действий, не предусмотренных поручению, но тесно связанные с указанными в нем (например, установление во время допроса очевидцев преступления, о которых следствию ранее было неизвестно, и др..).

4. Отдельное поручение является обязательным для исполнения: следователь или орган дознания обязаны выполнить поручение в десятидневный срок.

При невыполнении отдельного поручения в установленный законом срок лицо, исполняющее его, обязана уведомить следователя о причинах задержки. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда поручение следователям не может быть выполнено. Например, лицо, в отношении которого получено поручение о ее допрос, выбыла из указанного в поручении места жительства. В таком случае следователь, выполняет поручения, должен установить новый адрес, где проживает лицо, и переслать отдельное поручение соответствующему органу расследования с уведомлением об этом следователя, дал поручение.

При невозможности по объективным причинам выполнить поручения (например, новое место жительства свидетеля установить не удалось) оно возвращается с сообщением причин его невыполнения (с приложением, например, соответствующих материалов, справок о поисках указанной в поручении лица и др.)..

5. Не может быть предметом доверенности на получение различного рода справок - о судимости, о времени работы обвиняемого в той или иной организации, учреждении, на предприятии, размер его заработной платы, а также копий приговоров и др. Такие запросы направляются непосредственно в организации и учреждений, имеющих в своем распоряжении соответствующие данные и документы.

Ответ на поручение руководителя образец

Скачать ответ на поручение руководителя образец - инструкция по нкф 110

Образцы писем, используемые при работе с обращениями граждан, представлены Ответы об исполнении поручений руководителя Администрации. На инициативное письмо. В статье приведены оба образца письма-ответа. Здравствуйте, как грамотно ответить на учет поручений директора. Подать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя может не только работник, но и любой.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Однако каждый руководитель твердо знает, что у компании, в которой сделать прозрачными результаты их труда, и тогда от ответа уже не уйдешь. На лицевой стороне бланков поручений Руководителя Администрации Президента Образцы Лицевая сторона ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ указываются номер и дата документа, на который дается ответ. Ораторское искусство и культура речи руководителя. Проблемы и формы делового общения. Мы все сталкиваемся с трудностями и стрессами на рабочем месте. Как все успеть. Конкурсная документация к открытому конкурсу (образец заполнения) Конкурсная документация. 12 янв 2015 следствия, директор ФСТЭК России (руководитель территориального органа) вправе продлить срок В случаях, когда поручение дается двум или нескольким структурным подготовке ответа на письменное обращение исполняет поручение в соответствии с Рекомендуемый образец. 2. Президент Российской Федерации: утверждает государственные программы в области защиты.

Подробности в материалах Системы: 1.Ответ: Как оформить временное исполнение обязанностей. У нас вы можете скачать бесплатно положение об оплате труда работников за 2016 год. ПРОТОКОЛ № 2. общего собрания трудового коллектива. ООО «Сдоба» г. Москва 1 апреля 2016 года. Письмо-ответ – служебное письмо, составляемое как ответ на письмо- просьбу или письмо-запрос. Ответ 1 Делопроизводство: Образцы, документы. Протокол совещания, стенограмма обсуждения. Пример, шаблон, образец. Структура. Образцы и формы договоров. которые делают его не пригодным для использования, Заказчик.

Из этой статьи вы узнаете: Какие разделы нужно обязательно заполнить в нулевой декларации. Департамент является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Подготовка проекта приказа производится по поручению руководителя документы, поручения, ответы на поручения внешнего контроля. Еще статьи. Приказ, решение, поручение, распоряжение. Образец, шаблон, текст, стру. Поручения руководителя, данные в устной форме, должны быть в последующем К тому же, ответ на письма клиентов с резолюцией руководителя, Но ее полная форма, с указанием срока исполнения, используется лишь. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2015 год. Кредиторская задолженность.

Строгий контроль банковской выписки ; Контроль «белой» наличности ; Комплексная проверка. Также приведены примеры живых деловых писем, бланков и образцов. Неформальный ответ на формальное письмо – неуважение к респонденту и Пример 2: P.S. Руководитель нашего отдела по приёму сырья будет гарантий от имени и по поручению организации или должностного лица. В нем. Важное в статье: Заполнение платежного поручения в ПФР для ИП в 2016 году; Образец заполнения. Пример заполнения справки 2-НДФЛ 2015 - 2016 скачать образец и форму Дан пример заполнения. Уважаемые пользователи! В связи с проведением технических работ возможно временное.

7 окт 2009 Просто обычно на контроль ставят выполнение поручений А поручениями руководителей более низкого ранга Вопрос-Ответ. 26 май 2016 Ответ на поручение следователя образец Скачать работник, который может четко переформулировать требования руководителей. Поручение о рассмотрении поступившего обращения оформляется программными Ответы на обращения граждан могут подписывать руководитель, Образец ответа гражданину на дубликаты обращений, поступившие. Заполнение больничного листа работодателем образец 2016 Несколько листков. Образцы договоров ОБРАЗЕЦ. ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УЧАСТКА В ПОЛЬЗОВАНИЕ НА УСЛОВИЯХ. Если вы решили установить суммированный учет рабочего времени по организации в целом или.

Поручение органу внутренних дел о производстве отдельных следственных действий (оперативно-разыскных, разыскных мероприятий) (образец заполнения)

Поручение о производстве отдельных следственных действий (оперативно-разыскных, разыскных мероприятий)

В моем производстве находится уголовное дело N 20-III, возбужденное по факту произошедшего утром 01 апреля 201* года пожара на складах N 9, 15 корпуса N 2 универсальной базы ООО "Потребсоюз", расположенных по пер. Заводскому, 2, в г. Энске, где хранились меховые головные уборы, чулочно-носочные изделия, рабочая одежда и импортная обувь. В результате пожара причинен материальный ущерб на сумму свыше 10 700 000 рублей.

Причина пожара и наступления тяжких последствий не установлена.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ,

1. Допросить лиц, участвовавших в тушении пожара.

2. Установить и допросить лиц, монтировавших электропроводку и временные ее участки, а также производивших ее ремонт; должностных лиц государственной противопожарной службы, осуществляющих надзор за противопожарным состоянием базы, и лиц, ответственных за противопожарное состояние, а также материально ответственных лиц складов с целью выяснения возможных нарушений эксплуатации электрооборудования складов.

Порядок и последовательность следственных и разыскных действий определите сами, но исполнять поручение прошу в течение 10 суток.

По телефону 15-15-04 вы можете получить дополнительные разъяснения к заданию.

Ответ на поручение и материалы проверки доставить нарочным по адресу: г. Энск, ул. Центральная, д. 1, каб. 405.

Поручительство сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации или лица начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи за соблюдение гражданином Российской Федерации, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и органы федеральной фельдъегерской связи, ограничений и запретов, установленных для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (рекомендуемый образец)

Исковое заявление лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в суд общей юрисдикции о выплате единовременного пособия в случае получения травмы (или: ранения, контузии, увечья), наступившей в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающей для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Требование (претензия) лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о выплате единовременного пособия в случае получения травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Образец оформления приказа о мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России при подготовке проекта приказа МВД России, издаваемого в целях регулирования комплексных вопросов деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России

Ответ на поручение следователя образец

Статья 38. Следователь

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Ст. 38 УПК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи частично воспроизводит определение, содержащееся в пункте 41 статьи 5 УПК, согласно которому следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

2. Предварительное следствие в современной России производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей каждого из перечисленных ведомств, иначе говоря, подследственность, определяется статьей 151 УПК; он различен. Процессуальное же положение каждого следователя, т.е. его права и обязанности при работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково; но не зависит ни от его ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности и объема работы.

3. Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело по своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа.

4. По отношению к органу дознания следователь занимает более высокое положение в уголовном процессе и обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному юристу, не под силу, например, производство трудоемких обысков, выемок или задержаний подозреваемых, которые в наше время зачастую носят характер боевого столкновения.

5. В числе законоположений, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, особое место занимают те, что закреплены в пункте 5 части второй и в части третьей комментируемой статьи. Их общий смысл заключается в том, что в определенных случаях следователь вправе не согласиться с позицией прокурора, занимаемой последним по конкретному уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Эти положения новы и небесспорны. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что ни требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, ни решение прокурора о возвращении следователю уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, больше не обязательны ни для следователя, ни для начальника следственного органа, в котором служит данный следователь. На указанные требования, не исполняя их, достаточно (через начальника следственного органа) просто ответить письменными возражениями, а в ответ на прокурорское постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (см. пункт 2 части первой статьи 221 УПК), тоже не исполняя его, следователь при согласии руководителя следственного органа может перевести свои разногласия с прокурором в плоскость дальнейшей инстанционной конфронтации с прокуратурой. Так что если в ходе предварительного следствия допущены существенные нарушения УПК, повлиявшие на его итоги, но в споре между двумя органами уголовного преследования — ведомственным следственным аппаратом и прокуратурой — прокурор, например, района или области не был поддержан Генеральным прокурором РФ, ему предстоит принять на себя функцию государственного обвинителя по делу, следственные материалы которого он добросовестно и профессионально уже давно считает бракованными.

6. Кроме того, с согласия своего непосредственного начальника — руководителя следственного органа следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору наиболее важные, имеющие определяющее значение для судьбы уголовного дела процессуальные решения прокурора, осуществляющего надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Приведенный в пункте 5 части второй комментируемой статьи перечень таких решений является исчерпывающим. Их обжалование приостанавливает исполнение прокурорского решения до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором (часть пятая статьи 221 УПК), а решение данного прокурора может быть, в свою очередь, обжаловано вышестоящему прокурору, то есть — Генеральному. Его решение носит окончательный характер.

7. Наряду со следователем самостоятельным участником досудебного производства по уголовным делам является следователь-криминалист, который в УПК впервые упомянут и, таким образом, узаконен в 2008 г. (Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 5 дек.), когда в статье 5, определяющей основные понятия, которыми пользуется этот Кодекс, появился новый пункт 40.1, согласно которому следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. В основе данного законоположения — многолетний опыт функционирования прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры в период, когда прокурорам принадлежало право возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование. Главный смысл деятельности следователя-криминалиста заключается в том, что расследование по уголовному делу в целом или же частично оказывается в компетенции должностного лица, обладающего всей полнотой процессуальных полномочий следователя и одновременно углубленными знаниями и (или) опытом в области криминалистической техники, криминалистической тактики производства отдельных следственных действий или криминалистической методики расследования данного вида преступлений.

8. В условиях строительства демократического правового государства положение российского следователя привлекает пристальное внимание общества. Рассредоточенность следственного аппарата по четырем различным ведомствам, три из которых (МВД, ФСБ и ФСКН России) осуществляют оперативно-розыскную деятельность, заключает в себе проблему. Несмотря на провозглашаемую независимость, следователи, с одной стороны, подчинены начальнику следственного отдела, который обладает огромными процессуальными полномочиями «ведомственного прокурора», с другой — так или иначе зависят от руководителей соответствующих органов, в структуру которых они вмонтированы. И наконец, следователи в работе по конкретным уголовным делам недопустимо сближаются с оперативными работниками, что подрывает условия их объективности. Между тем по природе своей предварительное следствие относится к юстиции, оно отделено от судебного разбирательства уголовных дел лишь в целях более тщательной «проработки материала». Его включенность в ведомства, осуществляющие полицейские функции, — такая же аномалия, как если бы, например, к полиции были приписаны судьи. Сложившееся положение имеет глубокие исторические корни. Они произрастают из сущности советского тоталитарного государства и трагического прошлого нашего общества, в котором на протяжении многих десятилетий милиция, политический сыск, предварительное следствие, прокуратура, разведка, контрразведка и даже суды, будучи обособленными друг от друга лишь условно, для отвода глаз обывателя, составляли единый конвейерный агрегат, предназначенный на входе принимать всякого, кого сочтет нужным власть, а на выходе выдавать полностью сломленного изгоя общества (или не выдавать вообще). Коренное реформирование предварительного следствия в соответствии с истинным смыслом этого вида государственной деятельности — одна из крупнейших задач, без решения которой, как представляется, судебно-правовая реформа не может быть завершенной.

Навигация по записям

МКА - РОСАР

Адвокат по уголовным делам

Поручение о производстве отдельных следственных действий

(оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

Осущес твляя предварительное расследование по уголовному делу следователь, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письм енные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, пр оизводстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании. приводе. об аресте. о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь вправе поручить производство следственных или розы скных действий другому следователю или органу дознания в случае необходимости их производства не по месту предварительного расследования преступления.

Адвокат по уголовным делам предлагает читателям сайта ознакомиться с рекомендуемым образцом бланка поручения о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий):

Штамп Начальнику ________________________

органа предварительного (наименование органа дознания,

_______________________ звание, фамилия, инициалы)

(дата, исходящий номер)

Поручение
о производстве отдельных следственных действий
(оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

В моем производстве находится уголовное дело № _______________________________________________________

в ходе предварительного расследования и подлежащие выяснению)

На основании изложенного и руководствуясь п.4 и 5 части второй ст.38 и (или) частью первой ст.152 УПК РФ,

(указывается, что конкретно необходимо установить, какие следственные

действия, оперативно-розыскные, розыскные мероприятия и к какому сроку

Ответ на поручение следователя образец

§ 3. Формы взаимодействия

Под формами взаимодействия следует понимать те разновидности или способы совместной деятельности следователя и органа дознания, которые могут иметь место при расследовании преступления.

Совместная деятельность может иметь место, как на этапе возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного следствия. Формы взаимодействия могут быть процессуальными и регулироваться нормами уголовно-процессуального закона, так и не процессуальными и регулироваться нормами иных нормативных актов. Вместе с тем, следует отметить, что ведомственные нормативные акты лишь конкретизируют и дополняют процессуальные формы, установленные законом.

Процессуальное взаимодействие следователя и органа дознания – это их согласованная, регулируемая нормами уголовно-процессуального закона деятельность в ходе расследования преступления.

Организационное взаимодействие – это сотрудничество следователя с работниками правоохранительных органов или государственных служб (подразделений), регламентированное положениями ведомственных нормативных актов.

Разграничение форм взаимодействия на процессуальные и иные имеет определенное значение с точки зрения наступления правовых последствий. Так, например, при процессуальном взаимодействии, отступление от требований закона может привести к признанию деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия, незаконной, а полученные доказательства – недопустимыми. Например, если оперативный сотрудник, по уголовному делу, которое находится в производстве у следователя, осуществлял допрос свидетеля без поручения следователя, то полученное доказательство – показания свидетеля – будет признанно недопустимым, поскольку следственное действие было проведено ненадлежащим субъектом. Наличие поручения следователя в материалах уголовного дела является своеобразной доверенностью, посредством которой процессуальные полномочия по собиранию доказательств следователь делегирует сотруднику органа дознания. В результате последний приобретает статус надлежащего субъекта доказывания.

В то же время, отступление от организационных правил взаимодействия, хотя и может причинить ущерб интересам расследования, но не повлечет указанных правовых последствий. Например, неявка оперативного сотрудника — члена следственной группы (ч. 2 ст. 163 УПК РФ) на совещание по вопросам расследования конкретного преступления не влечет за собой утрату доказательств, а свидетельствует о недисциплинированности данного сотрудника.

Следует отметить, что от формы взаимодействия зависит объем полномочий участников взаимодействия. Так, например, начальник ОВД, являясь начальником органа дознания, выступает в качестве участника взаимодействия и обязан выполнять письменные поручения следователя на основании положений уголовно-процессуального закона. С другой стороны, начальник ОВД является руководителем учреждения, одним из организаторов взаимодействия и, в определенном смысле, субъектом управления по отношению к следователю, которому тот подчинен в организационных вопросах. Следовательно, в зависимости от формы взаимодействия, может изменяться объем полномочий, которые реализуют стороны взаимодействия.

Формы взаимодействия, регулируемые УПК (процессуальные)

Письменные поручения следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий (ст. 38 ч. 2 п. 4)

Поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий даются следователем в тех случаях, когда по уголовному делу путем производства следственных и иных процессуальных действий не удается получить необходимые результаты. Например, когда необходимо установить лиц, осведомленных об обстоятельствах совершенного преступления (свидетелей, очевидцев) преступления, похищенное имущество или лиц, совершивших преступление. Давая такие поручения, следователь не вправе указывать органам дознания какими силами и средствами необходимо достичь поставленной цели. Поэтому такое поручение, как правило, содержит в себе лишь указание на обстоятельства совершенного преступления и конкретное задание о том, что необходимо установить или обнаружить. В случае необходимости, дополнительная информация предоставляется следователем устно исполнителю поручения.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 38) впервые закрепил полномочия следователя давать поручения на осуществление оперативно-розыскных мероприятий. До 1 июля 2002 г. правовой основой деятельности по исполнению поручения следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий был Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД). В ст. 7 указанного нормативного акта определено, что одним из оснований для производства оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя.

Следует заметить, что в соответствии с п. 4 ч.2 ст. 38 УПК РФ следователь направляет поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, в то время как Закон об ОРД не называет орган дознания субъектом оперативно-розыскной деятельности.

Чтобы определиться в данном вопросе следует уяснить позицию законодателя относительно субъектов уголовно-процессуальной и оперативно –розыскной деятельности.

На основании ст. 13 Закона об ОРД правом проведения оперативно-розыскной деятельности наделены не органы дознания, а оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, перечисленные в данной норме закона. В то же время, на основании ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Такая редакционная конструкция может привести к выводу о том, что перечисленные в ст. 13 Закона об ОРД субъекты оперативно-розыскной деятельности одновременно являются и органами дознания. Однако в действительности это не так. Наделяя одни и те же органы исполнительной власти полномочиями в сфере уголовно-процессуальной деятельности и в сфере оперативно-розыскной, законодатель, таким образом, лишь возлагает на одни и те же государственные учреждения или службы разные полномочия. При этом, подчеркивается, что органы дознания – это субъекты уголовно-процессуальной деятельности, а оперативные подразделения- субъекты оперативно-розыскной деятельности. В случае, когда оперативные подразделения начинают осуществлять отдельные уголовно-процессуальные полномочия, например, по поручению следователя, они осуществляют функции органов дознания. В тех случаях, когда оперативные подразделения осуществляют присущие им оперативно-розыскные функции, они не являются органами дознания. В этой связи, следует считать неудачной формулировку п.4 ч. 2. ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которой следователь вправе давать поручения органу дознания о проведении ОРМ. Подобные поручения в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД должны направляться руководителю оперативного подразделения.

Субъектами уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности должны быть разные должностные лица. На основании ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Согласно с ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, наряду со следователем, правом давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий наделены и органы дознания. Статья 11 того же Закона предусматривает направление результатов оперативно-розыскной деятельности не только следователю и в суд, но и органу дознания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель разграничивает органы дознания и субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Изложенное свидетельствует о наличии коллизии между двумя федеральными законами (Законом об ОРД и УПК РФ) в части определения субъектов оперативно-розыскной деятельности. На наш взгляд, она должна быть разрешена в пользу Закона об ОРД.

В этой связи, следует признать, что следователь должен давать поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий не органу дознания, а руководителю оперативного подразделения органов внутренних дел, который в соответствии со ст. 13 Закона Об ОРД является субъектом осуществления этой деятельности. Именно таким образом и решается вопрос на практике. Следователи направляют отдельные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, адресуя их либо начальнику органов внутренних дел, либо его заместителю-начальнику криминальной милиции.

Письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (ст. 38 ч. 2 п. 4 УПК) в том числе в другом районе, городе (ст. 152 ч. 1 УПК)

Известно, что доказательства по уголовному делу должны быть получены только надлежащим субъектом уголовно-процессуальной деятельности, в том числе тем должностным лицом органа расследования, в чьем производстве находится уголовное дело. Когда следователь поручает выполнить следственные действия другому участнику процесса, например, органу дознания, то орган дознания приобретает статус надлежащего субъекта собирания доказательств.

В этом случае, важно четко указать в поручении о том, какое именно следственное действие поручается провести органу дознания, с тем, чтобы полученное доказательство не утратило свойства допустимости.

В уголовно-процессуальном законе отсутствуют перечень и объем следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания. Подобная ситуация позволяет следователю самому определять тот объем следственных действий, которые он намерен поручить. В юридической литературе высказываются различные суждения относительно тех критериев, которых следует придерживаться следователю, поручая производство следственного действия. Так, например, Г.В. Дроздов, Г.Д. Луковников полагают, что следователь не вправе поручать производство наиболее важных следственных действий. Однако, что понимать под наиболее важными следственными действиями авторы не разъясняют. В.М. Быков относит к важным следственным действиям такие, в ходе производства которых могут быть получены важные доказательства. Позиция автора спорна, поскольку указание на «важность» доказательств, дает основание для вывода о том, что могут иметь место и «неважные» доказательства, что само по себе абсурдно с точки зрения доказательственного права.

Следует отметить, что при расследовании преступлений следователь не всегда имеет возможность предугадать результат следственного действия. Насколько доказательство оказалось ценным можно судить после его оценки, сопоставляя с другими доказательствами, а это можно сделать только после производства следственного действия.

Ряд авторов высказывают мнение о том, что не может поручаться органу дознания выполнение таких действий, которые следователь обязан во всех случаях выполнять сам.

Действительно, по общему правилу, только следователь должен производить следственные действия по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, поскольку именно он является надлежащим субъектом расследования. Однако, в силу объективных причин, следователь не всегда имеет возможность лично выполнить все необходимые следственные действия по уголовному делу. Учитывая это обстоятельство, законом предусмотрено право следователя давать поручения органу дознания на производство отдельных следственных действий.

В уголовно-процессуальном законе нет каких-либо ограничений или запретов на этот счет. Следователь сам определяет необходимость поручения производства того или иного следственного действия органу дознания, исходя из конкретных обстоятельств уголовного дела. Представляется, что содействие органов дознания в производстве следственных действий может возникнуть в случае, когда имеет место большая загруженность следователя по другим уголовным делам, когда возникает необходимость производства нескольких следственных действий одновременно, когда исключается возможность производства следственного действия самим следователем по другим причинам.

По общему правилу, следственные действия проводятся по месту производства предварительного расследования. Однако, в случае необходимости, следственные и розыскные действия могут проводиться и в другом месте (например, допрос свидетеля, проживающего в другом городе; выемка документов из учреждении, которое находится другом районе). В этом случае следователь вправе поручить органу дознания производство следственных действий в другом районе (городе), которые должны быть исполнены в течение в 10 суток (ст. 152 ч. 1 УПК).

Поручения об исполнении процессуальных решений о задержании, приводе (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), аресте и иных процессуальных действий (ст. 38 ч. 2 п. 4 УПК)

В ст. 38 УПК РФ указано, что органы дознания обязаны исполнять постановления о задержании, приводе, об аресте и иные процессуальные решения следователя. Таким образом, что, во-первых, закон не дает исчерпывающего перечня процессуальных решений, которые могут быть поручены исполнением органу дознания. Во-вторых, закон наделяет следователя правом давать поручения о производстве процессуальных действий, направленных на исполнение процессуальных решений, и не уполномочивает органы дознания самостоятельно принимать по уголовному делу процессуальные решения.

С нашей точки зрения это оправданно, поскольку принятие процессуальных решений требует оценки доказательств, что является исключительной компетенцией лица, в чьем производстве находится уголовное дело. В этой связи принятие процессуальных решений не может быть поручено органу дознания. Другое дело, когда наравне со следственными действиями органу дознания может быть поручено исполнение процессуальных решений, принятых следователем, например, о приводе, о задержании.

Производство отдельных следственных или процессуальных действий с участием сотрудников органа дознания (ст. 38 ч. 2 п. 4 УПК)

Необходимость участия сотрудников органа дознания в производстве отдельных следственных или процессуальных действий может иметь место, когда следователь нуждается в практической, тактической и организационно-технической помощи. Например, когда возникает необходимость производства обыска на большой территории или в большом помещении, при опознании, следственном эксперименте, когда содействие может выразиться в поиске понятых, фиксации результатов следственного действия (при следственном эксперименте на большом расстоянии), предоставление и использование автотранспорта, обеспечение конвоирования, и иных специальных и технических средств.

Осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска (ст. 157 ч. 4 УПК)

Данная форма взаимодействия может иметь место в двух случаях:

  1. Когда следователем возбуждается уголовное дело по факту совершения преступления и в ходе расследования не удается процессуальными средствами установить лицо, совершившее преступление. В этом случае следователь направляет поручение органу дознания о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск лица, совершившего преступление, что предусмотрено ст. 38 УПК.
  2. Когда орган дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ возбуждает уголовное дело по факту совершения преступления, подследственного следователю, и в течение 10 суток проводит неотложные следственные действия. По истечению 10 суток дело передается для дальнейшего расследования по подследственности в орган предварительного следствия, а органы дознания без поручения следователя, продолжают осуществлять розыскные и оперативно-розыскные мероприятия с целью установления лица, совершившего преступление.

Поручение следователя о розыске скрывшегося подозреваемого, обвиняемого(ст. 210 УПК)

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. От этого зависит содержание поручения. Если розыск объявляется во время производства расследования, то органу дознания могут быть поручены производством как следственные действия, так и оперативно-розыскные мероприятия.

Если же поручение о розыске скрывшегося подозреваемого, обвиняемого осуществляется после приостановления расследования, то поручение не может содержать указания о производстве следственных действий, поскольку их производство невозможно в силу ч. 3 ст. 209 УПК РФ.

Поручение органу дознания о розыске подозреваемого, обвиняемого может содержаться как в постановлении о приостановлении расследовании, так и в отдельном постановлении. Таким образом, для данной формы взаимодействия закон не указывает на необходимость составления следователем отдельного документа – поручения органу дознания, определив для данного вида поручения иной документ – постановление.

Вместе с тем, следует заметить, что отдельные розыскные мероприятия по розыску скрывшегося подозреваемого, обвиняемого следователь вправе осуществлять и сам (например, направлять запросы в различные ведомства и организации, медицинские учреждения, территориальные ОВД, изучать архивные уголовные дела, опрашивать лиц ).

Использование результатов ОРД в процессе доказывания (ст. 89 УПК)

Правовой основой взаимодействия по данному вопросу следует считать ст. 11 Закона об ОРД, в соответствии с которой результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться :

в качестве повода и основания к возбуждению уголовного дела;

для подготовки и проведения следственных действий;

в процессе доказывания по уголовному делу в соответствии с положениями УПК.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю осуществляется по постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными актами. В ведомственных нормативных актах конкретизируется порядок предоставления результатов ОРД следователю, которые отражаются в оперативно-служебных документах, а также могут быть зафиксированы на материальных носителях информации. Представление этой информации следователю означает передачу в установленном законом порядке конкретных документов и материалов, которые должны оцениваться следователем на относимость, достоверность и допустимость, после чего, в зависимости от значимости полученной информации для уголовного дела, следователь, в порядке установленном уголовно-процессуальным законом, приобщает их в качестве доказательств к уголовному делу.

Таким образом, предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя:

вынесение руководителем подразделения, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД следователю;

оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.

Следует заметить, что не всегда результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть представлены следователю. Даже в тех случаях, когда информация может иметь существенное значение по делу, результаты ОРД не представляются в органы расследования, если нельзя обеспечить безопасность участников ОРД, если использование результатов ОРД может создать реальную угрозу расшифровки сведений о используемых силах и средствах оперативно-розыскных мероприятий либо о лицах, содействующих правоохранительным органам. Решение о непредоставлении результатов ОРД принимается руководителем оперативного подразделения и оформляется постановлением.

Предоставление и использование результатов оперативно-розыскной деятельности может иметь место, как на этапе возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования.

На этапе возбуждения уголовного дела. Если материалы ОРД содержат сведения, указывающие на признаки преступления, подследственного следователю, данные материалы в установленном порядке направляются в органы предварительного следствия. В этом случае поводом к возбуждению уголовного дела будет рапорт сотрудника оперативного подразделения, а основанием – имеющиеся в представленных материалах достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

На этапе предварительного расследования. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основанием для производства следственных действий, если они содержат фактические данные, которые могут свидетельствовать о наличии оснований к производству конкретного следственного действия.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут стать важной информацией, указывающей на новые источники получения доказательств. Например, оперативно-розыскные данные о том, что какое-либо лицо обладает информацией о преступлении и, следовательно, есть основания для допроса данного лица в качестве свидетеля. Оперативные данные в совокупности с материалами уголовного дела могут быть достаточным основанием для производства обыска, задержания лица в порядке ст. 91 УПК РФ и иных процессуальных и следственных действий.

Данные оперативно-розыскной деятельности могут использоваться для розыска похищенного имущества, для розыска скрывшегося обвиняемого, подозреваемого, для розыска орудия преступления.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами

К формам взаимодействия такого рода относятся:

совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при выезде на место преступления;

составление согласованных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

обмен информацией о совершаемых преступлениях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя. Содержание, структура и сроки исполнения

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каково содержание понятия «поручение следователя». На законодательном уровне разъяснение данного понятия отсутствует, в связи с чем, отдельные ученые-процессуалисты вкладывают разное смысловое значение в его содержание.

Некоторые авторы предлагают понимать под поручением следователя предложение органу дознания осуществить следственное или розыскное действие. Представляется, что данное определение не совсем точно отражает суть «поручения».

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требовании, которое подлежит обязательному исполнению.

В этой связи предпочтительной представляется позиция А.М. Ларина, который определил поручение как требование следователя о производстве розыскных и следственных действий. Таким образом, следует признать, что употребление в законе термина «поручение» фактически тождественно понятию «требование» следователя.

Поручение следователя является обязательным к исполнению (ст. 38 УПК). Данный документ должен содержать:

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется. Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел, на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальником органа дознания является начальник ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному сотруднику подразделения.

Относительно других правоохранительных органов, обладающих статусом органа дознания (ч.1 ст. 40 УКПК), следует заметить, что поручения следует адресовать начальникам оперативных подразделений тех ведомств, которые перечислены в ст. 13 Закона об ОРД .

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства расследуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства совершенного преступления), то есть дать исходную информацию для исполнителя, которая должна способствовать более эффективному исполнению поручения.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, то есть ст. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь излагает суть поручения, то есть указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, указывается цель и срок исполнения поручения.

В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения составляет 10 суток. Однако, этот срок установлен законом применительно к исполнению поручений следователя, данному им в порядке ст. 152 УПК, то есть когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом городе, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применительно к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразности установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В специальной литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действительно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано одновременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с исполнением такого следственного действия может привести к бесполезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем, исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, требует длительной работы органа дознания, для которой десятидневный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в законе такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приметы и перечень похищенного, приметы лица, совершившего преступление, которые должны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключении необходимо отметить, что в ходе совместной деятельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона, и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывают на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

Бекетов Ю.Н. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следствия и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. 2000. №4. С. 19.

Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. №2. С. 5.

Есина А.С. Некоторые проблемы, возникающие при взаимодействии следователя и органа дознания / Проблемы предварительного следствия и дознания. Сборник научных трудов ВНИИ МВД РФ, 2003.

Есина А.С. Взаимодействие следователя с органами дознания //Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебное пособие /Под ред. М.В. Мешкова.-М. Московский университет МВД России. Изд-во « Щит-М», 2007.С.95-118.

Казусев А. Надзор за исполнением поручений следователя и указаний прокурора о производстве оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2005. № 3. С. 19.

Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. 2003. № 3. С. 91.

Кругликов А.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6. С. 43.

Невский С.А. Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. 2003. № 9. С. 7–9.

§ 3. Формы взаимодействия