Руководства, Инструкции, Бланки

образец письма в зарплатную комиссию img-1

образец письма в зарплатную комиссию

Рейтинг: 4.1/5.0 (1937 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Зарплатная комиссия

Зарплатная комиссия. Что это такое и каковы ее полномочия

“Бухгалтерия и кадры“, 2008, N 4

ЗАРПЛАТНАЯ КОМИССИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАКОВЫ ЕЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Уже около двух лет в большинстве российских регионов действуют так называемые зарплатные комиссии, или комиссии по легализации заработной платы. Принцип их работы прост: руководителя компании приглашают в налоговую инспекцию или на заседание такой комиссии, где настоятельно рекомендуют повысить заработную плату сотрудникам до среднего регионального уровня.

Из нашей статьи вы узнаете, насколько правомерна деятельность таких комиссий и какими полномочиями они обладают на самом деле.

Каков статус зарплатной комиссии

Правовой статус зарплатной комиссии нигде четко не определен. Как правило, такие комиссии действуют на основании распоряжений местных властей.

Например, в Москве подобная межведомственная комиссия действует на основании Распоряжения Правительства г. Москвы от 24 мая 2006 г. N 867-РП.

Сами налоговики в официальной переписке также весьма осторожно высказываются по поводу действия подобных комиссий.

Так, из Письма УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. N 15-08/075418 мы можем лишь узнать, что “налоговые органы Москвы осуществляют мониторинг всех организаций города, выплачивающих низкую заработную плату. При этом вопросы увеличения налогооблагаемой базы по “зарплатным“ налогам решаются путем заслушивания руководителей организаций на специальной комиссии. “.

Списки кандидатов для вызова на зарплатные комиссии, как правило, составляют специалисты регионального УФНС и затем спускают их в инспекции.

Большинство экспертов отмечают, что работа межведомственных зарплатных комиссий находится вне рамок налогового контроля и не имеет легитимных основ. Несмотря на это, многие работодатели признают, что у налоговиков имеются административные ресурсы, которые могут быть задействованы в отношении работодателя, не желающего прислушиваться к требованиям зарплатной комиссии. Так, если компания откажется выполнять требования комиссии, налоговики могут:

- назначить в этой фирме выездную налоговую проверку;

- включить эту компанию в перечень недобросовестных организаций;

- потребовать от местных властей пересмотреть для этой организации ставки арендной платы муниципального имущества и т.п.

Комиссия также может передать материалы по несговорчивой компании в ведомства, которые могут проводить проверки деятельности предпринимателей и организаций (например, в УВД, прокуратуру, ФСС РФ и т.п.).

В компании может быть организована проверка от каждого из этих ведомств, целью которой будет выявить хоть какие-то нарушения, касающиеся уже не только уровня оплаты труда.

Однако официальных способов оштрафовать фирму, если ее руководство отказывается сотрудничать с зарплатной комиссией, у налоговиков практически нет. Расскажем почему.

Что будет, если вы не придете на комиссию

Должностных лиц компании, которые пренебрегли приглашением на зарплатную комиссию, налоговики пытаются привлекать к ответственности по ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях. На языке КоАП РФ неявка на комиссию - это “неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль“. Штраф - от 1000 до 2000 руб.

Имейте в виду: такой штраф может быть наложен и взыскан только через суд. Налоговые инспекторы вправе лишь составить протокол о выявленном нарушении (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и передать документ мировому судье, который и примет решение о привлечении должностного лица к ответственности (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Однако абсолютное большинство экспертов не видят возможности привлечь руководителей компаний или предпринимателей за неявку на заседания межведомственных зарплатных комиссий к административной ответственности. Дело в том, что межведомственная комиссия является не контролирующим, а координирующим органом. Следовательно, она не обладает полномочиями давать распоряжения и предъявлять требования, обязательные для выполнения, а ее решения носят только рекомендательный характер. Как показывает практика, во многих регионах штрафовать должностных лиц компаний за неявку на комиссию пока не удается именно на этом основании: мировые судьи, как правило, просто не видят в подобных действиях налогоплательщиков признаков административного правонарушения.

Примечание. Зарплатная комиссия является не контролирующим, а координирующим органом. Значит, она не обладает полномочиями предъявлять требования, обязательные для выполнения, а ее решения носят только рекомендательный характер.

Тем не менее должны предупредить: есть и отдельные примеры противоположных судебных решений. Так, например, судьи ФАС Дальневосточного округа признали, что вызов компании на комиссию не нарушает “права и законные интересы общества, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий“ (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4597).

Таким образом, идти на зарплатную комиссию или проигнорировать приглашение, решать вам. Если же вы все-таки примете решение посетить заседание комиссии, советуем заранее подготовиться к этому визиту. И прежде всего продумать, как вы будете отвечать на вопросы налоговиков. О том, что это за вопросы и какие ответы помогут вам избежать проблем, читайте на с. 69.

Что будет, если вы не выполните требований налоговиков

Вопрос, который интересует руководителей и бухгалтеров компаний прежде всего: что будет, если предприятие откажется повысить зарплату до среднеотраслевого уровня?

Скажем сразу: официально применить какие-либо санкции в административном порядке налоговики в данном случае не смогут. Дело в том, что административная ответственность не может быть применена, если зарплата работнику выплачивается в размере:

- указанном в трудовом договоре, заключенном с работодателем;

- не ниже МРОТ, установленного на федеральном уровне или закрепленного в региональном соглашении, если работодатель к нему присоединился.

В самом деле никто не вправе принудить работодателя назначать работникам заработную плату в повышенном размере, поскольку величина оплаты труда - условие трудового договора, определяемое исключительно соглашением сторон. Единственное ограничение - зарплата должна быть не меньше МРОТ (с 1 сентября 2007 г. - 2300 руб. в месяц). И только выплату заработной платы в сумме менее МРОТ следует квалифицировать как нарушение законодательства о труде, которое влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Это, пожалуй, единственное законное основание для воздействия на работодателя.

Правда, следует учитывать, что благодаря поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, с 1 сентября 2007 г. регионы вправе устанавливать собственный МРОТ. Это делается путем заключения регионального соглашения, проект которого должна разработать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Такое соглашение распространяется на всех работодателей (ведущих бизнес на территории региона), которые участвовали в его заключении, а также на всех, кто не представил мотивированный отказ присоединиться к нему. Отметим, что если отказ не будет представлен в течение 30 дней с момента официального опубликования соглашения, то работодатель считается присоединившимся к этому соглашению. Значит, всем, кто не участвует непосредственно в подписании такого соглашения, необходимо внимательно следить за этим процессом и публикациями в СМИ.

То, что требовать у работодателя повышения зарплаты работникам необоснованно, вынуждены признать и сами налоговики. Так, в уже упоминавшемся Письме УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. N 15-08/075418 отмечено, что “функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация - полную занятость штатных работников или работу по совместительству“.

Реальные проблемы у фирмы могут возникнуть только в том случае, если в судебном порядке налоговики докажут сокрытие заработной платы, а также фактические размеры ее выплаты. В этом случае работодателя ждут штрафные санкции, а также уплата пеней и перечисление в бюджет недоимки по зарплатным налогам.

Если же суммы неуплаченных (неудержанных) налогов превысят критическую величину (в крупном или особо крупном размере), речь может идти и об уголовной ответственности работодателя. В подобной ситуации наказанием может быть:

- для руководителя организации и главбуха, а также других работников, оформлявших первичные документы (пособников), - от штрафа в размере 100 000 - 500 000 руб. до лишения свободы на срок от одного года до шести лет (ст. 199 УК РФ);

- для работодателя-предпринимателя - от аналогичного штрафа до лишения свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 198 УК РФ).

Однако анализ арбитражной практики показывает, что налоговикам редко удается доказать выплату “серой“ зарплаты. Дело в том, что достаточным основанием для доначисления налогов они зачастую считают показания работников. А этого, как правило, бывает недостаточно для того, чтобы суд принял решение в пользу инспекторов. Объяснения, зафиксированные в протоколах допросов свидетелей, должны быть подтверждены иными документами, иначе их нельзя считать объективными доказательствами (см. например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. N А74-3820/06-Ф02-2728/07, ФАС Уральского округа от 31 января 2007 г. N Ф09-176/07-С2, от 19 апреля 2007 г. N Ф09-2769/07-С2).

Кроме того, важно соблюдать и процессуальные требования к оформлению такого рода материалов дела. В частности, в силу п. 5 ст. 90 НК РФ перед получением показаний инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать отметку об этом в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. При отсутствии такой отметки протокол не может быть принят судом в качестве доказательства, изобличающего вину налогоплательщика.

Вот пример типичной ситуации. В инспекцию поступила письменная жалоба от работника на то, что на предприятии выплачивают часть заработной платы “в конвертах“. Эта жалоба и стала основанием для проведения проверки. После этого опрос свидетеля с соблюдением процессуальных норм не проводился. Других подтверждений занижения налогооблагаемой базы инспекция не имела, а поэтому проиграла дело (см. Постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2007 г. N Ф09-2769/07-С2).

Также нужно учитывать, что если показания работников носят противоречивый характер и основаны на предположениях, если свидетели употребляют слова “около“ и “приблизительно“, то налоговики вряд ли смогут убедить суд в своей правоте. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см. например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. N А26-5172/2006-28, ФАС Уральского округа от 26 февраля 2007 г. N Ф09-1038/07-С2).

Тем не менее должны предупредить: есть примеры судебных споров, когда свидетельских показаний было достаточно, чтобы суд решил дело в пользу налоговиков. Так, объяснения трех бывших работников внушили суду доверие: они называли точные цифры, подтвердив факт выплаты неофициальной заработной платы. Доказательств наличия каких-либо конфликтов с администрацией либо согласованного характера их действий организация не представила (см. Постановление ФАС Уральского округа от 13 июня 2007 г. N Ф09-4306/07-С2).

И все же более опасны для организации-работодателя не показания работников, а документы, свидетельствующие о сокрытии части заработной платы от налогообложения. Так, в одном из случаев вниманию судей инспекторы представили ведомости по выдаче неофициальной заработной платы, расписки людей в ее получении, переданные оперативно-разыскной частью по налоговым преступлениям ГУВД, которые были подтверждены объяснениями работников. На этом основании решение было принято в пользу налоговиков (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2007 г. N Ф04-4334/2007(35760-А70-25)).

Еще один вариант, который часто пытаются использовать контролеры, - определение сумм налогов расчетным путем (в тех случаях, когда, по их мнению, часть зарплаты скрывают от налогообложения).

Однако арбитражная практика показывает, что применение расчетного метода доначисления ЕСН и НДФЛ поддержкой у судей, как правило, не пользуется. Дело в том, что обязанность доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на принявший его орган. Подавая жалобу в арбитражный суд, нужно в полной мере обосновать свою позицию. Как раз с этим у налоговиков проблемы в основном и возникают. Например, если инспекция говорит о выплате неучтенных денег, она должна доказать, что зарплатные ведомости фальсифицированы и их данные расходятся с показателями расчетных листков (см. например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. N А26-5172/2006-28). Доказательством вины налогоплательщика в подобной ситуации не могут выступать лишь показания работников организации, тем более если в них содержатся предположения и расплывчатые формулировки.

К тому же пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ дает право налоговым инспекторам определять налоговую базу расчетным путем, только если выполнены определенные условия. А именно налогоплательщик не пустил контролеров на свою территорию для проверки, более двух месяцев не сдавал необходимые для расчета налогов документы, не вел бухгалтерский и налоговый учет или вел его так, что данные не позволяют рассчитать налоги. Во всех остальных случаях налоговики должны руководствоваться данными учета проверяемой компании.

О.Шведова
Ведущий эксперт по налогам
компании “АКАДЕМИЯ АУДИТА“


Подписано в печать
01.04.2008

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Другие статьи

Образец письма в ифнс о низкой заработной плате - Новое за неделю

Пояснения в налоговую о причинах низкой зарплаты - упрощенка

Обнаруживают таких налогоплательщиков в том случае, если ифнс не дождалась ответа на свою корреспонденцию. N ве-6-04742, рассказывающее как обосновывать факты несоответствия зарплат белоснежных заработная платам в конвертах. к примеру, фирме могут заблокировать расчетный счет быстрее всего по формальной причине, но драгоценное время будет в любом случае упущено.

Их цель легализация заработной платы в стране, где налоги в полной мере платят. По воззрению арбитров, следует избрать данные по компаниям того же вида деятельности, с сравнимой численностью и списком должностей работников. Сама форма для вызова очевидца в налоговую не установлена (то есть она произвольна). Низкая заработная плата следствие временных проблем. эталон пояснений в налоговую инспекцию о причинах низкого.

Вызов компании на зарплатную комиссию в 2016 году статьи

При этом не принципиально, какие формы трудовых отношений употребляет компания полную занятость штатных работников, частичную либо работу по совместительству. Все аспекты перечислены в письме фнс от. Сюда вызывают налогоплательщиков сневысокими официальными заработная платами икак следствие снебольшой налогооблагаемой базой пондфл. Отналогоплательщиков требуют прирастить оклады, тоесть всамое наиблежайшее время представить винспекцию копию приказа оповышении зарплат. Вам написали что необходимо предоставить?излишнего ничего не нужно распечатывать. цены на необходимое сырье, увеличение заработной платы сотрудникам и др. В налоговом кодексе рф ответственность за неявку налогоплательщика по вызову инспекции не установлена. задачка вывести сокрытые формы оплаты труда из тени и сделать так, чтоб плательщики больше не околпачивали правительство.

Вызвали на зарплатную комиссию?

Все чаще и чаще, предпринимателей, генеральных директоров, бухгалтеров вызывают в налоговые инспекции на разного рода комиссии. Комиссии по убыткам, по вычетам НДС, по легализации. по зарплатам.

Мы решили набросать аргументов для двух, главных вопросов зарплатных комиссий. Кто виноват? и Что делать? Почему такие маленькие зарплаты и дайте нам план/обещание, когда они будут больше.

Почему зарплаты такие маленькие?

Мы предполагаем, что все таки Вы нарушаете не все законы, что сотрудники все таки получают зарплату и уровень окладов у сотрудников за полный рабочий месяц не меньше регионального МРОТ. А, за полставки – не меньше половины регионального МРОТ ну и так далее.

Кроме стандартных аргументов, которые обычно приводятся:

  • плохо идут дела
  • в экономике кризис, санкции, рост тарифов естественных монополий
  • усиление конкуренции
  • рост различных налогов и сборов

Картинка в начале этой заметки показывает уровень зарплат некоторых сотрудников в некоторых московских ИФНС на 23/10/2014. От 8 до 25 тысяч рублей. Думаем, что целесообразно выразить сожаление уважаемым сотрудникам зарплатной комиссии, что им тоже не много платят.

Никто не мешает Вам перед походом на комиссию поискать вакансии налоговых и других госорганов в Вашем городе, распечатать их и показать комиссии. Хорошо, если Вы найдете вакансии Вашей ИФНС. Например тут .

Конечно, они могут возразить, что у них бывают премии. Ну так и Вы планируете премии, когда пройдет кризис в экономике, снимут санкции и лучше пойдут дела.

Что касается среднеотраслевого уровня зарплат, до которого, возможно, зарплаты Ваших сотрудников не дотягивают. Ну так известно, что среднее это среднее (по больнице между моргом и реанимацией 36.6), конечно, Вы хотите и стараетесь быть лучшим в отрасли, но пока вот не очень получается (неудачно начал, нет папы в администрации и так далее.).

Иными словами, Вас удивляет, что сотрудники налоговых инспекций так мало получают несмотря на то, что делают такую тяжелую и важную работу.

Дайте нам план/обещание, когда и на сколько поднимутся зарплаты у сотрудников.

Мы думаем, что давать конкретные обещания не стоит, так как потом могут проверить. Если конечно у вас в планах не было подъема зарплат сотрудникам в ближайшее время.

Нам кажется, что в случае, если уважаемые сотрудники комиссий смогут ответить на нижеприведенные вопросы, то Вы сможете подумать и сказать, что будет с зарплатами.

Итак, мы просим уважаемых сотрудников комиссии спрогнозировать на ближайшие полгода-год :

что будет с санкциями

данные по инфляции

данные по росту/падению ВВП

Вызвали на комиссию в налоговую

Вызвали на комиссию в налоговую

С 2006 года налоговые органы очень успешно используют психологическое давление на налогоплательщиков в форме вызова на комиссии по легализации объектов налогообложения Это так называемые зарплатные и убыточные комиссии.

Ну, если вас вызвали, то у налоговой есть вопросы. Хотя чаще это не вопросы, а предложения. Повысить зарплату и убрать убыток. Обычно приглашается руководитель компании один или с главным бухгалтером.

Если на комиссии пригласили одного руководителя, то лучше идти с главным бухгалтером. И наоборот.

Надо ли являться на комиссию?

Большинство экспертов считают, что стоит принять это ненавязчивое приглашение налоговой, пока оно не стало навязчивым в форме выездной налоговой проверки. Хотя легитимность таких комиссий вызывает очень большие сомнения у юристов.

За то, чтобы явиться, говорит и возможность наложить на вас административный штраф. За неявку без уважительных причин вам может грозить штраф по ст. 19. КоАП РФ от 2 до 4 тыс. рублей на должностное лицо.

Не бойтесь попросить переноса времени рассмотрения вашего дела комиссией в связи с отпуском или болезнью. Обычно это не представляет каких-то проблем.

Надо ли представлять комиссии какие-либо документы?

Инспекция может затребовать у вас представления объяснительных, бизнес-планов, постатейной расшифровки расходов. Все эти документы вы имеете полное право не представлять на рассмотрение. Санкций за непредставление не предусмотрено.

Однако мы рекомендуем вам подготовить информационное письмо для налоговой.

Некоторые эксперты предлагают такую объяснительную записку прикладывать сразу к балансу, но этим вы можете обратить внимание проверяющих на вашу компанию и только спровоцировать вызов на комиссию. Потому что основная цель налоговиков все-таки не вопросы вам задать, а заставить вас вывести из тени зарплату или доходы.

Как подготовиться к комиссии?

Перед походом на комиссию вы должны выработать единый подход к вопросу, чтобы не краснеть и не путаться перед комиссией. Продумайте, какие вопросы могут быть вам заданы и как вы будете на них отвечать. На комиссии придерживайтесь озвученного плана.

Причинами временной убыточности организации могут быть:

  • крупные единовременные расходы;

  • повышение закупочных цен;

  • развитие новых направлений деятельности;

  • существенное увеличение конкуренции на рынке и демпинговая политика организации.

    Причинами вызова на зарплатную комиссию может быть средняя заработная плата в организации меньше МРОТ.

    С 1 июня 2011 г. на территории РФ установлен новый минимальный размер оплаты труда - 4611 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ ) Это нарушение трудового законодательства. По нему организация и должностные лица могут быть привлечены по ст. 5.27 КоАП РФ (для организаций штраф от 30000 до 50000 рублей и далее по тексту).

    Налоговики могут заинтересоваться, если заработная плата не соответствует региональной минимальной заработной плате. Для Санкт-Петербурга минимальная заработная плата с 1 января 2011 г. составляет 7300 руб. (п. 1.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2011 год от 28.12.2010).

    Либо заработная плата ваших работников не соответствует среднеотраслевым показателям. Что касается среднеотраслевых показателей, то он рассчитывается исходя из минимальных и максимальных зарплат в сфере. Вынуждая предприятия и организации постоянно повышать минимальную до среднего уровня по отрасли, налоговики приводят размер заработной платы к максимальному, что вряд ли соответствует действительности.

    Вызывая на комиссию по заработной плате, налоговики могут воспользоваться всей доступной им информации. А это:

  • крупные покупки, совершенные сотрудниками компании (жилье, транспорт);

  • высокий уровень заработной платы на прошлом рабочем месте;

  • высокий показатель выдачи денег «под отчет» при кассовой проверке;

    Попытайтесь продумать возможный ответ заранее.

    В итоге вам порекомендуют (заставлять не имеют право) учесть расходы по статье «Расходы будущих периодов», и увеличить оклады.

    Реальную «опасность» такие комиссии вряд ли представляют. Это скорее психологическое оружие борьбы. Впрочем, по отчетам налоговиков, оно очень результативно.

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

  • Зарплатная комиссия: что делать при вызове на комиссию по легализации заработной платы и оплаты труда

    Вызвали на комиссию по низкой заработной плате работников? Основательно готовимся к комиссии по вопросам оплаты труда!

    Уровень контроля за соблюдением прав персонала предприятий со стороны государства с каждым днем становится все выше и выше. В первую очередь под пристальным вниманием находится уровень оплаты труда, который проверяется на соответствие среднему показателю по отрасли.

    Если показатели не сходятся, работодателей вызывают на комиссию по зарплате в налоговую и администрацию для разъяснения. Цель «зарплатных комиссий» – легализация заработной платы и трудовых отношений между работодателем и сотрудниками.

    Далее в нашей статье мы подробно расскажем о том, что собой представляют «зарплатные» комиссии, к чему готовиться компании и как поступить руководителю, если пришел вызов на комиссию по оплате труда.

    Цели и полномочия «зарплатных» комиссий по оплате труда

    В Российской Федерации есть так называемые «зарплатные» комиссии, у которых есть право проверки правомерности размера выплаченной и начисленной сотрудникам зарплаты. Полномочия по надзору в этой области имеют разные органы: налоговая, Государственная инспекция труда и госорганы на местах.

    В течение многих лет в Санкт-Петербурге функционирует Межведомственная комиссия по легализации заработной платы при Правительстве Санкт-Петербурга, основной задачей которой является содействие узакониванию трудовых отношений и устранение долгов по зарплате персоналу компаний, которые расположены на территории города.

    Подобные комиссии образованы при администрациях районов Санкт-Петербурга с целью легализации заработной платы и защиты прав персонала предприятий, которые размещены на территории определенного района северной столицы.

    Данные комиссии представляют собой постоянно функционирующие коллегиальные органы, включающие в себя работников администрации района. При этом их решения носят характер рекомендаций.

    В качестве ключевых задач Комиссии следует рассматривать выявление информации о выплате зарплаты ниже минимальной или о задержках выплаты. Подобные случаи разбирают в рамках заседаний Комиссии, на которых приглашают представителей предприятий, уличенных в данных нарушениях.

    Также перед Комиссией по оплате труда стоит задача наладить взаимодействие с органами надзора в этой области (Государственная инспекция труда, Прокуратура, органы внутренних дел, налоговики), а также органами статистики и профсоюзами работников.

    Кроме того, одним из важных направлений деятельности Комиссии является решение вопросов узаконивания трудовых отношений.

    Каждый квартал Комиссия проводит заседания, а их результаты могут быть направлены в органы контроля с целью решения вопроса, касающегося привлечения работодателя к ответственности, а также пресечения возможных нарушений в сфере оплаты труда.

    На Комиссию по зарплате вызывают в основном руководителей предприятий, выплачивающих заработную плату меньшего размера, чем установлено в регионе. Часто в качестве основы рассматривается и среднеотраслевая зарплата по ОКВЭД – средний уровень зарплаты по типам экономической деятельности, который существенно превышает МРОТ.

    Ключевая задача подобных заседаний – легализация теневой заработной платы: увеличение зарплаты персоналу предприятий и вывод из тени «серых» заработных плат, поскольку от этого напрямую зависят суммы страховых взносов и НДФЛ за каждого сотрудника.

    Вызывают на комиссию по зарплате, к чему готовиться?

    Невзирая на то, что зарплатная Комиссия представляет собой совещательный орган, вызов игнорировать все же не стоит.

    Важно произвести подготовку документации, подтверждающей факт начисления и выплаты зарплаты не меньше размера, который установлен по отрасли в регионе. Проще всего предоставить копию штатного расписания.

    Отправляясь на «зарплатную» Комиссию, руководитель должен быть готов дать вразумительное пояснение причине низкой заработной платы, чтобы предупредить неправильные выводы о необоснованности начисленной зарплаты членами зарплатной комиссии, которые делаются на основе общей статистики.

    Важно, чтобы все ответы на вопросы участников Комиссии по оплате труда были максимально полными, они должны полностью подтверждать обоснованность именно такой заработной платы в компании. Необходимо исключить даже малейшие намеки на недобросовестность организации.

    Например, можно указать на раннюю стадию развития предприятия или отсутствие прибыли. Временные сложности, включая изменение нужд рынка, уменьшение сбыта, снижение финансирования, связанного, например, с финансовым кризисом, также можно рассматривать в качестве возможной причины выплаты низкой зарплаты.

    В качестве распространенной причины низкой заработной платы часто указывают работу сотрудников по совместительству, либо их частичную занятость в организации на полставки. Это гарантирует трудоустройство на неполный рабочий день и дает персоналу возможность получать дополнительный доход. Помимо этого, для работников может быть предусмотрена особенная система получения премий, которая зависит от результатов работы и, к примеру, объема продаж.

    Положительным моментом является то, что приглашение сотрудников предприятия на заседание комиссии по легализации заработной платы не предусматривается, выслушивают исключительно «версии» руководителей.

    Итоги комиссии по легализации зарплаты: соблюдение баланса сторон

    По итогам заседания зарплатной Комиссии руководителям предприятий должно поступить предложение о поднятии зарплаты персоналу, а также о том, чтобы работодатель отчитался об этом впоследствии.

    В этой ситуации важно то, что решения Комиссии по оплате труда имеют рекомендательный характер, то есть их не обязательно исполнять. Однако высока вероятность того, что подобное решение может быть адресовано в орган, у которого есть полномочия для привлечения к ответственности и юридического лица, и его руководителей за нарушение требований законодательства.

    С 2015 года предусмотрена административная ответственность за нарушения в области трудовых отношений за каждого сотрудника, и в каждом отдельно взятом случае она составляет от 30 до 50 тысяч рублей для юридических лиц (для руководства и индивидуальных предпринимателей от 1 до 5 тысяч рублей).

    Чаще всего Комиссии по легализации зарплаты при администрациях сотрудничают с районными прокуратурами города. Помимо этого, госорганам также рекомендуется вести учет информации «зарплатных» комиссий при районных администрациях в случае размещения госзаказов и рассмотрения инвестиционных предложений в области недвижимости.

    Специалисты же рекомендуют исполнять решения Комиссии по зарплате пошагово, постепенно увеличивая уровень оплаты труда специалистов, поскольку в итоге будет увеличена нагрузка по оплате обязательных платежей и налогов. Помимо этого, это поможет исключить подозрения в недобросовестности предприятия и понять, какие размеры заработных плат для сотрудников доступны юридическому лицу в текущих условиях экономической деятельности.

    Что делать, чтобы не вызвали на зарплатную комиссию?

    В случае если вы знаете наверняка, что средняя зарплата специалистов вашей отрасли по ОКВЭД существенно выше, чем вы платите на своем предприятии, не стоит дожидаться приглашения на комиссию по зп для дачи пояснений, ведь таким образом можно попасть под пристальное внимание госорганов.

    Однако вы легко можете сохранить необходимый уровень зарплаты своих сотрудников, воспользовавшись услугой аутстаффинга персонала. При этом вам удастся не только обезопасить себя и свое предприятие от зарплатных комиссий и проверок налоговой, прокуратуры и других госорганов, но и значительно сократить свои затраты на персонал.

    Помимо этого, вы дополнительно получаете кадровый учет, миграционные документы и налоговый вычет.

    Подробнее обо всех преимуществах аутстаффинга расскажут специалисты компании ЗаШтатом. Запросите расчет выгоды (в рублях на каждого сотрудника) прямо сейчас - позвоните по телефону (812) 243-10-11.

    Зарплатные комиссии: как противостоять налоговикам

    Зарплатные комиссии: как противостоять налоговикам

    Какова юридическая сила требований налоговиков
    Какие возражения зарплатная комиссия сочтет приемлемыми
    Существуют ли безопасные схемы оптимизации налогообложения

    Владимир Дмитраков
    налоговый консультант, эксперт «ПНП»

    Популярное по теме

    По информации налоговиков, зарплатные комиссии дают необходимый инспекторам эффект *. А именно: налоговые поступления от большинства компаний, вызванных на ковер, увеличились. Тем более что сейчас налоговики сравнивают уровень зарплаты компаний не с МРОТ или прожиточным минимумом, а с более высоким среднеотраслевым уровнем. В то же время некоторые компании не поднимают уровень зарплаты, и при этом у комиссии их действия претензий не вызывают. Как именно необходимо действовать, какие объяснения привести, чтобы налоговики сочли их приемлемыми, рассказал на посвященном «серой» зарплате и зарплатным комиссиям семинаре Антон Сляднев, заместитель руководителя отдела налогового права и консалтинга компании «Интелис», к. ю. н.

    В начале семинара лектор напомнил, что налоговики основывают свою деятельность на приказах и распоряжениях ФНС России. Но при этом в Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия. То есть никакой юридической силы сами комиссии, равно как и их требования, не имеют.

    Требования повысить зарплату до среднеотраслевого уровня тоже незаконны. ТК РФ (ст. 133) уже установил положение о минимальном размере оплаты труда в РФ. Трудовой кодекс допускает повышение минимального размера в конкретном субъекте, но лишь на определенных условиях. Во-первых, уровень должен быть единым по всем отраслям. Во-вторых, минимальный размер устанавливается специальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (а не зарплатной комиссией).

    Таким образом, закон в общем случае требует от работодателя платить минимально 2300 руб. за полностью отработанный месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

    Если в субъекте прошли заседания трехсторонних комиссий, МРОТ может быть больше (например, в Москве 6100 руб. установлен Московским трехсторонним соглашением на 2007 год от 12.12.06). Более того, закон предоставляет компании возможность отказаться от необходимости выплачивать повышенную зарплату. Для этого достаточно написать письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 48 ТК РФ).

    Особо лектор подчеркнул: ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве нет. Конечно, если компания сочтет необходимым, она может и посетить зарплатную комиссию. И при этом даже в рамках самой комиссии можно привести объективные доводы в пользу небольшой зарплаты.

    Антон Сляднев пояснил, что все возражения лучше подготовить заранее. Находясь на комиссии, придумать логичное объяснение сложно, поскольку все ее члены ждут лишь одного - согласия с претензиями и приказа о повышении зарплаты. Итак, какие доводы принимаются во внимание на комиссии?

    Во-первых, налоговики, указывая на низкий уровень оплаты труда в конкретной компании, ссылаются на среднеотраслевые данные местного органа статистики. По мнению лектора, компания вполне может указать, что эти данные как минимум некорректны. Они включают в себя информацию как о зарплате крупных компаний (или их «дочек»), так и средних и малых. Соответственно их данные несопоставимы. Поэтому небольшой компании довести зарплату до среднеотраслевого уровня сложно.

    Во-вторых, месячные оклады могут быть установлены выше уровня, который требует комиссия. Однако график работы сотрудников компании установлен таким образом, что сотрудник не вырабатывает норму (40 часов в неделю, ст. 91 ТК РФ). Таким образом, если для сотрудников установлен сменный график или неполный рабочий день или часть работников принята по совместительству, то среднеотраслевой уровень зарплаты компания не сможет выплачивать.

    В-третьих, состав работников может отличаться. Например, в компании много неквалифицированных работников. Естественно, что средний уровень зарплаты по всем сотрудникам будет небольшой. Однако в разрезе по должностям оклады могут быть на должном уровне. Конечно, в этом случае необходимо представить на комиссию штатное расписание, подтверждающее такой довод.

    В-четвертых, зарплата на самом деле может быть на уровне среднеотраслевой. Просто в отчетности был указан ошибочный ОКВЭД. Лектор пояснил, что зарплатная комиссия сверяет данные по отраслям, основываясь на том коде ОКВЭД, который указан в отчетности. Этот код не всегда соответствует истинной деятельности компании. Обычно так бывает, когда приобретают готовую фирму. Кроме того, компания может заниматься несколькими видами деятельности.

    Поэтому лучше сразу на комиссии пояснить основной код ОКВЭД и указать количество работников, занятых этой деятельностью. В-пятых, можно сослаться и на банальную ошибку в отчетности. Что на самом деле оклады другие и компания планирует подать уточненные декларации с правильными данными.

    Правда, присутствующие на семинаре этот довод отвергли. По мнению слушателей, его можно использовать, если действительно допущена ошибка. Намеренно ее допускать никто не будет. Кроме того, в течение периода начислялась зарплата определенного уровня. Если подать исправленную декларацию, потребуется исправлять и весь учет. А это большой объем работы. Тем более что в этом случае все равно придется увеличивать зарплату, да еще и задним числом. Поэтому, по мнению участников семинара, лучше обойтись без ухищрений и просто принести на комиссию приказ о повышении зарплат с текущего момента. В-шестых, комиссии достаточно услышать про планы повышения зарплат. То есть можно представить план поэтапного повышения, но на самом деле этот план не выполнять. Ответственности за такую уловку нет, пояснил лектор.

    Кроме того, есть и просто логические доводы. Однако, как отметил ведущий семинара, лишь на их основе защититься не получится. Во-первых, в определенной местности даже в пределах одного субъекта уровень зарплат может отличаться. Так, группа компаний одной отрасли, находящихся в одной местности, может установить примерно одинаковые оклады своим работникам. Во-вторых, даже математически зарплаты у каких-то компаний должны быть ниже среднего. Значит, всегда будут как лидеры, так и аутсайдеры. Этот довод можно использовать, если уровень оплаты труда в компании отклоняется от среднеотраслевого лишь на 10-15 процентов.

    Также лектор привел и доводы, не действующие на комиссии: «в настоящее время у нас убытки, мы не можем повысить зарплату»; «наша низкая зарплата связана с маленькой наценкой»; «мы считаем, что наша зарплата соответствует уровню». Эти доводы настраивают комиссию негативно. По мнению контролеров, если у компании убытки и низкая наценка, возникает вопрос, зачем ей вообще заниматься бизнесом. Конечно, компания может работать в убыток на стартовом этапе. Но тогда нужен бизнес-план, объясняющий, через какое время компания выйдет на уровень безубыточности и прибыльности.

    ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СХЕМЫ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

    В то же время Антон Сляднев напомнил, что главная причина, по которой компании показывают низкую зарплату, - высокий уровень ее налогообложения. И фактически выплачивают зарплату с использованием незаконных схем - «конвертной» (выплата неучтенных денег) и «страховой» (выплата не зарплаты, а страховых выплат).

    Также лектор отнес к очень опасным схему аустаффинга (вывод персонала в компанию, находящуюся на спецрежиме, и его дальнейшая «аренда») **. По мнению Антона Сляднева, налоговики уже научились раскручивать эти схемы и доказывать их незаконность. Налажен порядок взаимоотношений с органами МВД, банками и трудовыми инспекциями по обмену информацией и совместным проверкам.

    Вместе с тем лектор привел схемы налогосберегающих выплат, которые, по его мнению, вполне законны, безопасны и не привлекут внимания налоговиков.

    Во-первых, по мнению Антона Сляднева, можно заключить договор подряда вместо трудового договора. С помощью этой схемы компания экономит на взносах в ФСС.

    Во-вторых, можно часть работников зарегистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей на спецрежиме. Например, при использовании «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы» зарплата сотрудника облагается единым налогом по ставке 6 процентов. В-третьих, можно часть выплат производить за счет чистой прибыли.

    Здесь присутствующие на семинаре отметили, что сегодня выплаты за счет чистой прибыли не дают экономии. Более того, выгоднее, наоборот, увеличить зарплату, чем выплачивать часть доходов из чистой прибыли.

    В-четвертых, зарплату можно выплачивать с помощью различного рода компенсаций и премий. Но при этом лектор подчеркнул, что к компенсациям у налоговиков повышенное внимание. Поскольку это единственные выплаты сотрудникам, не облагаемые ЕСН, но учитываемые при налогообложении прибыли.

    Между тем мы хотим предупредить, что перечисленные выше и рекомендуемые лектором способы экономии известны налоговикам

    ***. Причем в «дсп»-документах инспекторы их прямо называют схемами минимизации налогообложения. Поэтому применять их на практике лучше с осторожностью, уделяя особое внимание не только документальному подтверждению, но и подтверждению деловой цели сделки и разъяснениям сути схемы ее участникам (зачастую именно пояснения непосвященных участников дают возможность проверяющим доказать незаконность такой работы).

    Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему (как модификацию схемы «совета директоров» **** ). То есть группа высокооплачиваемых сотрудников учреждает новую вспомогательную компанию (и переходит туда работать), находящуюся на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы». Новая компания оказывает услуги управления старой и получает за это деньги. При этом ни один из работников новой компании зарплату не получает, а лишь участвует в распределении дивидендов. В результате доходы сотрудников облагаются налогом по ставке 14,46 процента (100 - ((100 - 100 ( ( 6%) - (100 - 100 ( 6%) ( 9%)). По сути, налоговая ставка близка к обычному НДФЛ (13%).

    Антон Сляднев обратил внимание на тонкости внедрения этой схемы. Во-первых, ее нельзя выполнять с простыми работниками, поскольку они часто меняются. Кроме того, новая компания должна оказывать такие же услуги и другим компаниям (они могут быть скрыто аффилированными). Это требуется, чтобы учреждение вспомогательной компании имело деловую цель и не вызвало ненужных подозрений инспекторов. То есть цена содержания схемы может быть существенна.

    Отметим и другие минусы этого способа *****. Во-первых, при ежемесячном получении дивидендов вероятность переквалификации дивидендов в зарплату возрастает. То есть частота получения доходов сокращается как минимум до одного раза в квартал. Во-вторых, при передаче управления третьей компании налоговики требуют подтверждения эффективности сделки (увеличения прибыли, выручки). В-третьих, сами услуги по управлению необходимо детально расшифровывать.

    * Подробнее о том, кого вызывают на зарплатные комиссии и по каким критериям, читайте в статье «Как будут вычислять претендентов на зарплатные комиссии» в «ПНП» № 6, 2007

    «В Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия»

    ** Подробнее об использовании договора аутстаффинга, нюансах его использования и о том, как защититься от претензий налоговиков к нему, читайте в статьях «Налоговая экономия за счет вывода персонала: как не допустить ошибку» в «ПНП» № 2, 2006 «Как защитить аутстаффинг от налоговых претензий» в «ПНП» № 4, 2007 «Дробление и аутстаффинг признаны уголовной оптимизацией» в «ПНП» № 12 «Новая практика: аутстаффинг с "упрощенцами" можно защитить» «Ответственность за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве не установлена»

    *** Подробнее о возможностях экономии с помощью управляющей компании, а также как можно отстоять расходы на управляющую компанию, читайте в статье «Как защитить налоговые расходы на управление компанией» в «ПНП» № 3, 2006

    **** Подробнее о том, как налоговики доказывают эти и другие схемы, читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» в «ПНП» № 2, 2007

    ***** Подробнее о схеме с советом директоров и о том, как ее защитить, читайте в статье «Вознаграждения совету директоров - зона налоговых рисков» в «ПНП» № 7, 2007 Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему