Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция слива кислоты из аккумулятора ск img-1

инструкция слива кислоты из аккумулятора ск

Рейтинг: 4.4/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Как слить электролит

Как слить электролит

Ставите на верстак (рабочий стол) аккумулятор, снятый с автомобиля. Тщательно протираете поверхность аккумулятора. Выкручиваете пробки, которыми закрываются банки аккумулятора. Рядом с аккумулятором ставите посуду для слива использованной жидкости. Берете резиновую грушу, сдавливаете ее, тем самым выпуская из нее воздух и погружаете носик до упора в банку аккумулятора. Когда груша восстановит свою первоначальную форму, это значит, что она наполнена. Аккуратно переносите носик груши и методом выдавливания освобождаете грушу от отработанной жидкости, выливая в посуду для отработки.

Повторяете эту операцию до окончательного осушения всех банок аккумулятора. Если вам надо залить новый электролит, целесообразно промыть банки дистиллированной водой. С этой целью набираете в резиновую грушу жидкость, наполняете каждую банку дистиллированной водой. После этого закручиваете пробки на банках и несколько раз переворачиваете аккумулятор. После этого так же выбираете резиновой грушей использованную промывку. Теперь вам требуется залить приготовленный электролит с необходимой плотностью в банки. Для этого набираете в грушу свежий раствор электролита и наполняете банки. Их необходимо заливать до нижнего среза горловины. После того как вы заполните аккумулятор свежим электролитом, его необходимо поставить на зарядку.

В случае если электролит попал на открытые участки тела, необходимо промыть пораженное место проточной водой и если масштаб поражения небольшой, намазать ожог облепиховым маслом или его заменителем. Однако если площадь поражения обширна, после обязательной промывки необходимо обратится в ожоговый центр, где вам окажут необходимую помощь.

Другие статьи

Инструкция по охране труда при обслуживании аккумуляторных батарей

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Утверждена
Приказом
Министерства связи
Российской Федерации
от 5 октября 1995 г. N 124

Согласовано
письмом ЦК профсоюза
работников связи
Российской Федерации
от 18 июля 1995 г. N 1068

Дата введения -
1 января 1996 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

1. Общие требования безопасности

1.1. К работам по обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, инструктаж и обучение на рабочем месте, проверку знаний по охране труда и имеющие группу по электробезопасности не ниже III.
1.2. Работники, обслуживающие аккумуляторные батареи, обязаны:
1.2.1. Выполнять только ту работу, которая определена инструкцией по эксплуатации оборудования или должностной инструкцией.
1.2.2. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.3. Знать правила пользования средствами индивидуальной защиты.
1.2.4. Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
1.2.5. В случае травмирования известить своего непосредственного начальника о каждом несчастном случае.
1.3. Каждый работник, обслуживающий аккумуляторные батареи, должен быть обеспечен:
- костюмом противощелочекислотным (ТУ 38-1051005-81);
- резиновыми сапогами (ГОСТ 5375-79);
- прорезиненными нарукавниками (ТУ 17 РСФСР 06-7362-76);
- прорезиненным фартуком (ГОСТ 12.4.029-76);
- резиновыми перчатками (ГОСТ 20010-74);
- защитными очками (ГОСТ 12.4.013-75).
1.4. При обслуживании аккумуляторных батарей возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
- опасного напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- вредных веществ (серной кислоты, щелочи).
1.5. Вблизи помещения с аккумуляторами (рядом с раковиной) должны находиться мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытый сосуд с 5 - 10% нейтрализирующим раствором питьевой соды (одна чайная ложка на стакан воды) - для кислотных батарей и 5 - 10% раствором борной кислоты (одна чайная ложка борной кислоты на стакан воды) - для щелочных батарей.
1.6. На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой, содовым раствором или раствором борной кислоты должно быть четко надписано наименование содержимого.
1.7. Кислоту и электролит следует хранить в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли с кислотой в количестве, необходимом для эксплуатации батарей, и порожние бутыли должны находиться в отдельном помещении. Бутыли устанавливаются на полу в корзинах или деревянных обрешетках.
1.8. В закрытом ящике должны храниться в достаточном количестве тряпки и опилки.
1.9. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно извещает непосредственного руководителя.
1.10. За невыполнение данной Инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или взысканиям, определенным Кодексом законов о труде Российской Федерации.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Включить приточно - вытяжную вентиляцию.
2.2. Надеть спецодежду и средства индивидуальной защиты.
2.3. Осмотреть и подготовить рабочее место, привести его в порядок, убрать мешающие работе предметы. Рабочий инструмент и приспособления, вспомогательный материал разложить в удобном и безопасном порядке.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. В аккумуляторном помещении запрещается курение, пользование электронагревательными приборами, аппаратами и инструментом, могущими дать искру.
3.2. Запрещается пользоваться переносными лампами напряжением выше 12 В.
3.3. Проверку напряжения аккумуляторных батарей производить только вольтметром.
3.4. Присоединение батарей к электросети постоянного тока и соединение аккумуляторов между собой производить в резиновых перчатках и резиновой обуви.
3.5. При зарядке батарей не наклоняться близко к аккумуляторам во избежание ожогов брызгами кислоты, вылетающими из отверстия аккумулятора.
3.6. В случае попадания серной кислоты или щелочи на кожу или в глаза немедленно смыть ее обильной струей воды, затем промыть нейтрализующим раствором.
3.7. При транспортировке аккумуляторной кислоты, кислотного или щелочного электролита необходимо:
3.7.1. Бутыли с аккумуляторной кислотой или электролитом хранить закрытыми притертыми пробками и только в специальных обрешетках.
3.7.2. Бутыли с кислотой в обрешетках устанавливать на специальные шарнирные подставки, обеспечивающие безопасность слива кислоты.
3.7.3. Слив аккумуляторной кислоты из бутылей в обрешетках производить вдвоем или пользоваться для этой цели специальным сифоном или грушей.
3.7.4. Бутыли с кислотой переставлять и перевозить только в обрешетках вдвоем, используя для этого носилки или тележки.
3.8. При приготовлении электролитов необходимо:
3.8.1. Серную кислоту медленно вливать тонкой струей в фарфоровый или другой термостойкий сосуд с дистиллированной водой. Раствор при этом следует все время перемешивать. Запрещается приготовление электролита путем вливания воды в кислоту.
3.8.2. Твердое емкое кали (едкий натр) опускать в сосуд с водой или выливать готовый раствор щелочи небольшими порциями, все время перемешивая раствор железной или стеклянной палочкой. Лить воду в сосуд с едким кали (едким натром) запрещается.
3.8.3. Брать щелочь щипцами или пинцетом.
3.8.4. Для растворения щелочи применять только холодную воду.
3.9. Электролит, пролитый на пол, сначала нужно собрать при помощи опилок, затем это место смочить нейтрализирующим раствором и протереть сухими тряпками.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара вызвать пожарную охрану и приступить к тушению имеющимися средствами.
4.2. При происшествии несчастного случая с товарищем по работе оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь и отправить пострадавшего в медицинский пункт. Сообщить руководству о происшествии. До проведения расследования сохранить обстановку такой, какой она была в момент происшествия.
4.3. При травмировании работу прекратить, сообщить руководству, обратиться в медпункт.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и убрать в отведенное для них место.
5.2. Выключить вентиляцию.
5.3. Снять спецодежду и средства защиты и убрать их в отведенное место.
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, хорошо прополоскать рот.
5.5. О всех недостатках по охране труда, обнаруженных во время работы, известить непосредственного руководителя.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Как произвести замену электролита в аккумуляторе авто

Меняем электролит аккумулятора своими руками

Каждый автолюбитель знает, насколько важной для автомобиля является нормальная и правильная работа машинного аккумулятора. Но далеко не каждому известно, как уберечь его от преждевременного износа, а тем более как попытаться его восстановить. Если вы заметили, что ваш автомобильный аккумулятор очень часто начал разряжаться и подзарядки не приносят никакого результата, то это значит, что пришло время его реанимировать – залить новый электролит. На самом деле это не должно вас пугать, так как заменить электролит в АКБ можно самостоятельно. Замена электролита в аккумуляторе представляет собой довольно трудоемкое задание, которое, в первую очередь, требует повышенной безопасности.

Случаи замены электролита

Замена электролита в аккумуляторе чаще всего необходима:

  • когда плотность электролита в акб гораздо ниже, чем положено и она не повышается при подзарядке;
  • когда уровень электролита в акб не соответствует норме;
  • в том случае, когда у водителя нет возможности приобрести новую батарею для авто;
  • когда автомобильному аккумулятору не более трех лет;
  • с целью получения опыта.

Во всех остальных случаях желательно приобрести новую батарею.

Что понадобиться?

Прежде чем проводить замену, необходимо провести некоторые подготовительные работы. Чтобы замена прошла с максимальной безопасностью для вас, необходимо приобрести некоторые материалы и инструменты.
Итак, вам необходимо: аэрометр – устройство для замера плотности жидкости в АКБ, специальный стаканчик с мерной шкалой, новый электролит, клизма или спринцовка, дистиллированная вода, сода пищевая в жидком виде, кислота для аккумуляторов, паяльник и дрель.

После приобретения инструмента нужно провести ряд подготовительных работ. Первым делом необходимо узнать его плотность. Нормальная плотность электролита в акб должна быть в диапазоне 1,25-1,28 г/см3. Замеры необходимо проводить при комнатной температуре (+22? С). Нужно быть максимально осторожным, так как можно повредить себя кислотой, поэтому необходимо защитить руки и надеть защитные очки.

Так же вам нужно знать важную вещь, что кислоту нужно добавлять в воду, а не наоборот.

В противном случае начнется химическая реакция, в результате которой выделится большое количество тепла и пара, а кислотные ожоги вам ни к чему. Категорически запрещено переворачивать автомобильный аккумулятор при наличии в нем рабочих электролитов, так как слабые пластины могут осыпаться, а это, в свою очередь, приведет к короткому замыканию. Заранее нужно подготовить емкость для слива старого и емкость с новым электролитом.

Инструкция замены

Конечно же, первым делом необходимо снять автомобильный аккумулятор с автомобиля при помощи ключа. Что бы работать с ним было приятнее, очистите его поверхность от пыли и грязи.

Замена электролита в аккумуляторе производится при комнатной температуре. Когда такое условие создано, можно приступать к процессу замены электролита. Снимаются крышки с банок, которые являются вместилищем для электролита, чтобы его слить. Замена происходит при помощи резиновой груши, которая является очень удобным средством для удаления электролита из банок. Здесь все просто: сдавили грушу, опустили ее носик в банку и отпустили грушу. Таким образом она всасывает в себя отработанный материал. И такие действия выполняются, пока весь отработанный материал не будет удален. Важно придерживаться правил безопасности. Не допускайте попадания капель жидкости на открытые участки тела.

После того, как банки очищены, их необходимо промыть с помощью дистиллированной воды. Мыть нужно тщательно, чтобы удалить оставшийся старый электролит, можно даже немного потрясти аккумулятор. После обработки водой в середину банок засыпается пищевая сода, которая находится там на протяжении трех часов и потом сливается. Следующим веществом для обработки является раствор поваренной соли, которым заполняют банки на час. После того, как раствор удалили, можно считать, что банки чистые.

Берем новый электролит и заполняем им банки по определенный уровень, при этом используем воронку. Теперь необходимо подождать некоторое время, пока с батарей не удалиться воздух. Потом добавить специальные присадки, которые удалят излишек сульфатов. Этот процесс удаления длиться около двух дней, поэтому лучше не торопиться приступать к следующему действию. Следующее, что необходимо сделать — это зарядить и разрядить аккумулятор при помощи зарядного устройства. Ток, подаваемый на заряд, должен быть не более 0.1 ампера. Полная зарядка будет тогда, когда напряжение покажет 2.4 вольта на каждой секции.

После этого нужно батарею разрядить и потом снова зарядить. Таким образом делается специальный прогон аккумулятора для того, чтобы восстановить оптимальную емкость. В том случае, когда батарея неразборная, применяется вышеупомянутая дрель. Необходимо ею просверлить отверстия в банках, чтобы слить электролит. Пластмасса нужна для заваривания этих отверстий при помощи горелки. Замена электролита в аккумуляторе на этом завершается. Теперь ваш аккумулятор работает как новенький, но нельзя сказать точно, сколько лет он сможет проработать еще.

Видео «Как заправить аккумулятор электролитом»

На видео показан процесс заправки аккумулятора.

Как залить электролит в аккумулятор автомобиля, машины, инструкция видео

Как залить электролит в аккумулятор автомобиля

Хотя в настоящее время в торговле широко представлены необслуживаемые разновидности аккумуляторов, их ремонт, состоящий, прежде всего, в замене электролитической жидкости, все-таки иногда приходится производить. Это имеет большую важность для работы данных устройств, поскольку сбережение электрической энергии в них обеспечивается, благодаря химическим реакциям, нормальное прохождение которых обеспечивается именно этой жидкостью, состоящей из дистиллированной воды и серной кислоты.

Что необходимо для замены электролита в аккумуляторе?

Если на автомобиле установлена батарея старого образца, то ее зарядке в обязательном порядке должна предшествовать замена электролита. Перед проведением этой операции необходимо запастись следующими приспособлениями и материалами:

  • емкостью для сбора сливаемого старого электролита;
  • чистой ветошью;
  • резиновой грушей с удлиненным носиком;
  • зарядным устройством для автомобильных аккумуляторов;
  • аэрометром, позволяющим измерять плотность жидкости;
  • лейкой или воронкой для заливки электролитической жидкости в аккумуляторные банки;
  • необходимым количеством готовой электролитической жидкости, которую можно самостоятельно приготовить из дистиллированной воды и серной кислоты или купить ее в магазине.

Перед заливкой в аккумулятор нового электролита из него необходимо слить находившийся в нем старый.

Каким образом производится слив старого электролита?

Чтобы слить старую электролитическую жидкость, аккумулятор необходимо снять с автомобиля и установить на устойчивую горизонтальную поверхность. Затем аккумулятор следует тщательно протереть и снять защитные крышки с его банок. Операция по сливу производится в следующем порядке:

  • рядом с аккумуляторной батареей устанавливается емкость для сбора отработанной жидкости;
  • носик подготовленной заранее резиной груши вводится в полость банки;
  • груша сдавливается для удаления из нее воздуха;
  • при восстановлении первоначальной формы груши происходит забор в нее жидкости из банок аккумулятора;
  • жидкость из груши аккуратно сливается в стоящую рядом емкость;
  • операция повторяется столько раз, сколько потребуется для полного опустошения всех банок.

При случайном попадании электролита на кожу это место следует промыть обильным количеством воды. Если попавшая жидкость сумела вызвать заметный ожог, то пораженное место необходимо обработать облепиховым маслом или аналогичным ему противоожоговым средством или же обратиться за специализированной помощью в ожоговый центр.

Заполнение аккумулятора новым электролитом

Заливке нового электролита в автомобильный аккумулятор должна предшествовать промывка последнего. Для промывки, производимой с целью очистки полости от накопившихся там загрязнений, используется дистиллированная вода. Залив ее, следует закрыть крышки и хорошо потрясти аккумулятор, чтобы обеспечить выход угольной крошки вместе со сливаемой жидкостью.

Кроме того, очистке необходимо подвергнуть и электроды, с которых следует удалить отложившиеся на них соли.

Только лишь после завершения подготовительных манипуляций можно приступать к заливке свежего электролита, которая производится в следующем порядке:

  • прежде всего, используя аэрометр, необходимо удостовериться в том, что плотность новой электролитической жидкости составляет 1,28 г/см 3 ;
  • заливка жидкости производится поочередно в каждую банку с помощью подготовленной воронки или лейки;
  • при необходимости можно произвести доливку специальных присадок, которые обеспечат удаление сульфатного осадка с поверхности электродов.

К зарядке аккумулятора можно приступать после того, как:

  • электролит вытеснит весь воздух, находящийся в корпусе батареи;
  • произойдет полное растворение присадочных веществ.

Торопиться с началом зарядки не стоит, поскольку полное растворение присадок может продлиться до 48 часов.

Сама же зарядка производится путем чередования циклов зарядки и разрядки. Перед ее началом следует:

  • снять защитные пробки;
  • подсоединить клеммы зарядного устройства к аккумулятору;
  • выставить ток зарядки величиной в 1 А.

Зарядку можно считать законченной, когда напряжение на каждой из банок будет равняться 2,4 В, а на клеммах аккумулятора – 14-15 В. По достижении этих величин процесс зарядки можно завершать, если плотность жидкости не изменялась в течение двух последних часов.

Инструкция по эксплуатации аккумуляторных батарей типа СК - У электрика

Настоящая инструкция разработана на основании:

1.1. « Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (УДК 621.311.004.24)»;

1.2. Технических описаний и инструкций по эксплуатации свинцовых аккумуляторных батарей типа СК, разработанных заводами изготовителями.

1.3. Настоящая инструкция определяет основные положения по эксплуатации и ремонту свинцовых аккумуляторных батарей типа СК.

1.4. Эксплуатация оборудования распределительных устройств подстанции заключается в следующем:

- надзор за работой оборудования путем производства осмотров;

- своевременное выявление дефектов и неполадок оборудования;

- своевременное проведение ремонтов и профилактических испытаний оборудования;

- ведение оперативно - технической документации.

1.5. Инструкция по эксплуатации рассчитана на обслуживающий персонал (ремонтный и оперативно ремонтный), прошедший обучение и обладающий знаниями, изложенными в нормативно-технической и заводской документации на свинцовые аккумуляторные батареи типа СК.

1.6. Все работы выполняются при строгом соблюдении "МПОТ" в части приближения к токоведущим частям, находящихся под напряжением (таб.1.1.МПОТ).

1.7. Настоящая Инструкция распространяется на аккумуляторные батареи типа СК, установленные на подстанциях «БашРЭС-Стерлитамак».

1.8. Инструкция содержит сведения по устройству, техническим характеристикам, эксплуатации и мерам безопасности стационарных свинцово-кислотных батарей из аккумуляторов типа СК с поверхностными положительными и коробчатыми отрицательными электродами.

Технические термины и условные обозначения, используемые в Инструкции:

АБ - аккумуляторная батарея;

№ А - номер аккумулятора;

СК - стационарный аккумулятор для коротких и длительных режимов разряда;

С10 - емкость аккумулятора при 10-часовом режиме разряда;

 - плотность электролита;

2.1. Аккумуляторные батареи на подстанциях находятся в ведении службы подстанций.

Обслуживание АБ должно быть возложено на специалиста-аккумуляторщика или специально обученного электромонтера. Приемкой АБ после монтажа и ремонта, ее эксплуатацией и техническим обслуживанием должно руководить лицо, ответственное за эксплуатацию электрооборудования подстанции.

2.2. При эксплуатации аккумуляторных установок должны обеспечиваться их длительная, надежная работа и необходимый уровень напряжения на шинах постоянного тока в нормальных и аварийных режимах.

2.3. Перед вводом в эксплуатацию вновь смонтированной или вышедшей из капитального ремонта АБ должны проверяться емкость батареи током 10-часового разряда, качество и плотность электролита, напряжение аккумуляторов в конце заряда и разряда и сопротивление изоляции батареи относительно земли.

2.4. Аккумуляторные батареи должны эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда. Подзарядная установка должна обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи с отклонением 1-2%.

Дополнительные аккумуляторы батарей (хвостовые элементы), постоянно не ис-пользуемые в работе, должны иметь отдельное устройство подзаряда.

2.5. Для приведения всех аккумуляторов батареи в полностью заряженное состояние и для предотвращения сульфатации электродов должны проводиться уравнительные заряды батарей.

2.6. Для определения фактической емкости батарей (в пределах номинальной емкости) должны выполняться контрольные разряды.

2.7. После аварийного разряда батареи на подстанции последующий ее заряд до емкости, равной 90% номинальной, должен быть осуществлен не более чем за 8 ч. При этом напряжение на аккумуляторах может достигать значений до 2,5-2,7 В на аккумулятор.

2.8. Для контроля за состоянием АБ намечаются контрольные аккумуляторы. Контрольные аккумуляторы должны ежегодно меняться, количество их устанавливается главным инженером энергопредприятия в зависимости от состояния батареи, но не менее 10% количества аккумуляторов в батарее.

2.10. Химические анализы аккумуляторной кислоты, электролита, дистиллированной воды или конденсата должны проводиться химической лабораторией.

2.11. Аккумуляторное помещение должно содержаться в чистоте. Пролитый на пол электролит должен немедленно удаляться с помощью сухих опилок. После этого пол должен протираться тряпкой, смоченной в растворе кальцинированной соды, а затем в воде.

2.12. Аккумуляторные баки, изоляторы ошиновки, изоляторы под баками, стеллажи и их изоляторы, пластиковые покрытия стеллажей должны систематически протираться ветошью, сначала смоченной в воде или растворе соды, а затем сухой.

2.13. Температура в аккумуляторном помещении должна поддерживаться не ниже +10°С. На подстанциях без постоянного дежурства персонала допускается понижение, температуры до +5°С. Не допускаются резкие изменения температуры в аккумуляторном помещении, чтобы не вызвать конденсации влаги и снижения сопротивления изоляции батареи.

2.14. Необходимо вести постоянное наблюдение за состоянием кислотоупорной покраски стен, вентиляционных коробов, металлоконструкций и стеллажей. Все дефектные места должны подкрашиваться.

2.15. Смазка техническим вазелином неокрашенных соединений должна периодически возобновляться.

2.16. Окна в аккумуляторном помещении должны быть закрыты, стёкла окрашены в светлый тон. Летом для проветривания и при зарядах разрешается открывать окна, если наружный воздух не запылен и не загрязнен уносами химических производств и если выше этажом не находятся другие помещения.

2.17. Необходимо следить, чтобы у деревянных баков верхние края свинцовой обкладки не касались бака. При обнаружении соприкосновения края обкладки следует ее отогнуть для предотвращения попадания капель электролита с обкладки на бак с последующим разрушением древесины бака.

2.18. Для снижения испарения электролита аккумуляторов открытого исполнения следует применять покровные стекла (или прозрачную кислотостойкую пластмассу).

Необходимо следить за тем, чтобы покровные стекла не выходили за внутренние края бака.

2.19. В аккумуляторном помещении не должны находиться какие-либо посторонние предметы. Допускается только хранение бутылей с электролитом, дистиллированной водой и с раствором соды.

Концентрированная серная кислота должна храниться в помещении кислотной.

2.20. Перечень приборов, инвентаря и запасных частей, необходимых при эксплуатации аккумуляторных батарей, приведен в приложении 1.

3. Особенности конструкции и технические характеристики аккумуляторов типа СК

3.1. Положительные электроды поверхностной конструкции изготавливаются отливкой из чистого свинца в форму, позволяющую увеличить действующую поверхность в 7-9 раз (рис.1). Электроды изготавливаются трех размеров и обозначаются И-1, И-2, И-4. Их емкости находятся в соотношении 1:2:4.

3.2. Отрицательные электроды коробчатой конструкции состоят из решетки свинцово-сурьмяного сплава, собранной из двух половинок. В ячейки решетки вмазывается активная масса, приготовленная из окислов свинцового порошка, и закрывается с обеих сторон листами перфорированного свинца (рис.2).

Рис.1. Положительный электрод поверхностей конструкции:

1 - активная часть; 2 – ушки

Рис.2. Разрез отрицательного электрода коробчатой конструкции:

а - штифтовая часть решетки; б - дырчатая часть решетки; в - готовый электрод;

1 - перфорированные свинцовые листы; 2 - активная масса

Отрицательные электроды делятся на средние (К) и боковые (КЛ-левые и КП-правые). Боковые имеют активную массу только с одной рабочей стороны. Изготавливаются трех размеров с тем же соотношением емкостей, как у положительных электродов.

3.3. Конструктивные данные электродов приведены в табл.1.

3.4. Для изоляции электродов различной полярности, а также создания между ними промежутков, вмещающих необходимое количество электролита, устанавливаются сепараторы (разделители) из мипласта (микропористый полихлорвинил), вставляемые в полиэтиленовые держатели.

Инструкция по охране труда при выполнении работ, связанных со сливом кислот и щелочей в аккумуляторах и их заправкой

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного проведения работ, связанных со сливом кислот и щелочей в аккумуляторах и их заправкой.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Работы, связанные со сливом кислот и щелочей в аккумуляторах и их заправкой, относятся к работам с повышенной опасностью, на выполнение которых оформляется наряд-допуск.
1.2. К обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются лица электротехнического персонала, имеющие специальную подготовку по устройству и эксплуатации аккумуляторных установок и знающие правила оказания первой доврачебной помощи при травмах в результате действия кислоты, щелочи, свинца и электрического тока.
1.3. Ключ от аккумуляторного помещения должен храниться у электромеханика либо у лица, отвечающего за состояние электрооборудования.
1.4. Запрещается курение в аккумуляторном помещении, вход с огнем, пользование электронагревательными приборами и аппаратами, вызывающими искру.
1.5. Снаружи на дверях аккумуляторных помещений должна быть надпись «АККУМУЛЯТОРНАЯ» и знак «ОСТОРОЖНО! ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА». На аккумуляторных шкафах и ящиках также должна быть надпись «АККУМУЛЯТОРЫ» и предупреждающий знак «ОСТОРОЖНО! ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА». Внутри аккумуляторного помещения, ящиков шкафов должны быть инструкции по эксплуатации аккумуляторных установок.
1.6. В аккумуляторных помещениях должны находиться:
— фартук прорезиненный с нагрудником;
— перчатки резиновые;
— очки защитные;
— сапоги резиновые;
— стеклянная или фарфоровая кружка с носиком (или кувшин) емкостью 1,5-2 л для составления и доливки электролита дистиллированной водой;
— нейтрализующий 5%-ный водный раствор соды;
— 10%-ный раствор нашатырного спирта (0,5 л) для кислотных аккумуляторов;
— 10-12%-ный раствор борной кислоты (или уксусной эссенции на восемь частей воды) для щелочных батарей.
1.7. На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой, сосудах с нейтрализующими растворами должны быть сделаны четкие надписи.
1.8. Запрещается совместные зарядки и хранение щелочных и кислотных аккумуляторов.
1.9. Аккумуляторная кислота должна храниться в стеклянных плотно закупоренных бутылях, помещенных в плетенные корзины. Каждая бутыль должна иметь бирку с наименованием кислоты, ГОСТа, массы и даты изготовления. Пустые бутыли следует хранить в аналогичных условиях.
1.10. За нарушение требований инструкции и других нормативных актов по охране труда работники привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Лицо, выдающее наряд-допуск (обычно старший механик), устанавливает необходимость и объем работ с аккумуляторами, отвечает за достаточность указанных в наряде-допуске мер безопасности, соответствие характеру работ квалификации работников, выполняющих обязанности ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя, а также работающих, если ответственный руководитель работ не назначается.
2.2. Обязанности ответственного руководителя работ (обычно электромеханик) могут выполняться лицом, выдающим наряд-допуск.
2.3. Количество работающих с аккумуляторами не может быть меньше 2-х лиц.
2.4. Руководитель работ инструктирует работающих о мерах безопасности, проверяет подготовку рабочего места, обеспечение работающих защитными средствами.
2.5. При работах с кислотой следует надевать кислотостойкий костюм, резиновый фартук, защитные очки, резиновые сапоги и перчатки. Брюки костюма должны надеваться поверх голенища сапог.
2.6. Все работы с сухими едкими щелочами и их концентрированными растворами должны производиться в защитных очках, резиновом фартуке и резиновых перчатках.
2.7. Вентиляция аккумуляторного помещения должна включаться перед началом зарядки АБ и отключаться не ранее чем через 1,5 часа после ее окончания.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Перенос бутылей должен производиться двумя лицами при помощи специальных носилок (на которых бутыль надежно закрепляется на уровне двух третей своей высоты) или других приспособлений, надежно исключающих повреждение бутылей при переноске.
3.2. Разлив кислоты из бутылей должен производиться с принудительным наклоном при помощи специальных устройств для закрепления бутыли.
3.3. При приготовлении электролита нужно медленно с остановками во избежание интенсивного нагрева раствора вливать тонкой струей из кружки кислоту с сосуд с дистиллированной водой. Раствор при этом следует все время перемешивать стеклянной или эбонитовой палочкой, в противном случае происходит сильное разбрызгивание. Для приготовления электролита должна применяться стойкая по отношению к действию серной кислоты и повышенной температуре посуда (керамическая, эбонитовая).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться стальной и медной посудой.
3.4. При составлении электролита в специальных стеклянных сосудах нужно соблюдать осторожность, имея в виду, что при нагревании раствора стекло может лопнуть.
3.5. При вскрытии упаковок со щелочью необходима особая осторожность. Дробление кусков едкой щелочи должно производиться с применением специальных совков, мешковины или чистой тряпки для покрытия щелочи во избежание разбрасывания осколков щелочи при откалывании, попадании их в лицо.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ брать едкий калий руками (даже в перчатках). Для этого надо применять специальные щипцы или ложку.
3.6. Растворять щелочь надо в стальной или чугунной посуде. В стеклянной посуде растворять щелочь не рекомендуется, т.к. при сильном разогреве раствора стекло может лопнуть.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользование оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, керамической, эмалированной и свинцовой посудой.
3.7. Пролитую кислоту следует убирать при помощи резиновых груш, а при больших количествах – засыпать опилками и снимать щеткой. Применение ветоши не допускается. Место, залитое кислотой или электролитом, после сбора жидкости должно нейтрализоваться путем протирки ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта, кальцинированной соде или воде.
3.8. При работах с аккумуляторами необходимо пользоваться только инструментом с изолированными ручками и диэлектрическими перчатками, при этом не должно быть одновременного касания двух параллельно соединенных групп батарей, а также разноименных электродов аккумулятора.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ожогах кислотой необходимо промыть пораженный участок тела быстротекущей струей из-под крана или водой в течение 10-15 минут, а затем протереть 5%-ным раствором питьевой соды.
4.2. При химическом ожоге полностью смыть химические вещества водой не удается. Поэтому после промывания пораженное место необходимо обработать соответствующими нейтрализующими растворами, используемыми в виде примочек (повязок). При ожоге кожи кислотой делаются примочки (повязки) раствором питьевой соды.
4.3. При попадании кислоты в глаза необходимо немедленно многократно промыть их пресной водой при помощи ваты, затем обратиться в медицинское учреждение. Облитые места на одежде и обуви смачиваются нашатырным спиртом, затем обрабатываются пресной водой.
4.4. При ожогах щелочью необходимо промыть пораженный участок тела быстротекущей струей воды в течение 10-15 минут, а затем слабым раствором уксусной кислоты или раствором борной кислоты. После промывания пораженные участки покрыть марлей, пропитанной 5% раствором уксусной кислоты.
4.5. При попадании щелочи или ее паров в глаза или полость рта промывание производить 2%-ным раствором уксусной кислоты.
4.6. При ожогах, полученных от воздействия кислоты или щелочи, необходимо обращаться к врачу.
4.7. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора и оказать ему первую доврачебную помощь. При необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103. Сообщить о происшествии руководителю, принять меры для предотвращения аварии. По возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей. Если это невозможно, зафиксировать на фото или видео.
4.8. При возгорании сообщить руководителю, оповестить людей, приступить к тушению имеющимися средствами первичного пожаротушения, при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После окончания всех работ необходимо собрать весь инструмент, приспособления, материалы, привести в порядок и убрать в места хранения.
5.2. Проверить надежность закрепления аккумуляторов, отсутствие посторонних предметов на стеллажах и изолирующих мостиках на аккумуляторах, трещин в укупорочной мастике кислотных аккумуляторов.
5.3. Привести в порядок места производства работ.
5.4. После окончания работ рабочее место осматривается и принимается ответственным руководителем работ, затем подписывают наряд-допуск.

Электрические характеристики и параметры аккумуляторов С, СК, СЗ, АБН

Аккумуляторы С, СК и СЗ

Аккумуляторы С, СК и СЗ стационарные свинцовые: С — для длительных (2—10 ч) режимов разряда; СК и СЗ — для коротких (0,25—1 ч) и длительных режимов разряда. Аккумуляторы С и СК используют в составе рабочих аккумуляторных батарей напряжением 220 В для электропитания электродвигателей стрелочных электроприводов и в составе контрольных аккумуляторных батарей напряжением 24 В для электропитания различных цепей устройств ЭЦ и ДЦ. Аккумуляторы СЗ в устройствах СЦБ не нашли широкого применения.
Аккумуляторы С, С К имеют открытое исполнение, СЗ — закрытое. Аккумуляторы СК и СЗ отличаются от аккумуляторов С тем, что имеют большую площадь поперечного сечения соединительных полос, соединяющих электроды (пластины) аккумуляторов между собой.
Стационарные аккумуляторы в зависимости от номинальной емкости различаются по номерам, проставляемым после их буквенного обозначения: СК-1, СЗ-1, СК-2, СЗ-2 и т. д. За основу принимают значения емкости, токов разряда аккумуляторов СК-1 и СЗ-1 с номером 1 при средней температуре электролита (20±5)°С и максимального тока заряда этих аккумуляторов, равного 9 А. Емкости, токи разряда и заряда аккумуляторов других номеров находятся перемножением соответствующих значений для аккумуляторов СК-1 и СЗ-1 на номер аккумулятора. Например, электрические параметры аккумулятора СК-4 при 10-часовом режиме разряда следующие: емкость 36-4=144 А-ч, ток разряда 3,6-4 = 14,4 А; максимальный ток заряда аккумулятора СК-4 равен 36 А (9-4).
Емкость аккумуляторов для 10 ч режима разряда принимают номинальной. Номинальное напряжение аккумуляторов 2,0 В.
Значения емкостей аккумуляторов приведены ниже:


Режим разряда, ч

приведенные значения емкостей аккумуляторов л СЗ-1 гарантируются: при плотности электролита в начале разряда (1,205±0,005) г/см3 при температуре +20 °С; конечном напряжении при разряде не ниже 1,75 В при 0,25—1 ч режимах разряда и 1,8 В при -2—10 ч режимах разряда; не позднее четвертого цикла (на первом цикле емкость аккумуляторов должна быть не менее 70% указанных выше).
Емкости аккумуляторов при режимах разряда 7,5; 5 и 2 ч составляют соответственно 91,7; 83,3 и 61,1% емкости аккумуляторов при 10 ч режиме разряда. Внутреннее сопротивление аккумуляторов СК-1, СЗ-1 в заряженном состоянии равно 0,0046 Ом, в разряженном — 0,06 Ом.

Размеры бака, мм

Масса без электролита, кг

Объем, л, электролита плотностью1,18 г/см*

Внутреннее сопротивление аккумуляторов с большими номерами находят как результат деления приведенных значений на номер аккумулятора.
Саморазряд аккумуляторов, отключенных от сети, за 14 сут не должен превышать 14%, за 28 сут — 23%.
Стационарные аккумуляторы, применяемые для электропитания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, размеры их стеклянных баков, масса и ориентировочный объем электролита приведены в табл. 1.
Аккумуляторы поставляют без электролита с незаряженными электродами, причем открытого исполнения — в разобранном виде, а закрытого — в собранном.
Стеклянные баки аккумуляторов СЗ плотно закрыты эбонитовой крышкой, через которую выведены контактные болты. Для заливки электролита в центре крышки предусмотрено отверстие, закрывающееся эбонитовой пробкой.

В комплект поставки аккумуляторов входят электроды, баки, сепараторы, держатели, подпорные стекла и желобки, соединительные полосы (в том числе и с кабельными наконечниками), пружины, изоляторы для установки аккумуляторов на стеллажи, подкладки для выравнивания баков при монтаже, свинцово-сурьмянистый сплав для пайки аккумуляторов.
Устанавливают стационарные аккумуляторы в специально приспособленных для этой цели производственных помещениях на постах. Стены и потолок помещения, двери, оконные переплеты, металлические конструкции, стеллажи и другие части, предназначенные для размещения аккумуляторов, должны быть окрашены кислотоупорной краской. Вентиляционные короба должны быть окрашены с наружной и внутренней стороны.
Гарантийный срок хранения аккумуляторов в сухом виде 1 год с момента изготовления. Ориентировочные сроки службы в умеренном климате в эксплуатации при буферном режиме 10 лет, в режиме постоянного подзаряда — 20 лет.
Аккумуляторы АБН переносные закрытые автоблокировочные свинцовые; изготовляются двух типов: АБН-72 и АБН-80; применяются в составе аккумуляторных батарей напряжением 12—28 В для обеспечения резервного питания устройств СЦБ на участках, оборудованных автоблокировкой, автоматической переездной сигнализацией, в составе контрольных батарей напряжением 24 В в устройствах ЭЦ малых станций и др.
Расшифровка условных обозначений этих аккумуляторов такова: АБ — автоблокировочные, Н — с намазными электродами, 72 и 80 — номинальная емкость аккумуляторов при 25-часовом режиме разряда в ампер-часах. Номинальное напряжение аккумуляторов 2,0 В.
Таблица 2. Электрические параметры аккумуляторов

Режим разряда, ч

Емкость, А-ч, не менее

Основные электрические параметры аккумуляторов при средней температуре электролита 25 °С приведены в табл. 2.
Приведенные в табл. 2 значения емкостей аккумуляторов гарантируются при плотности электролита в начале разряда (1,24±0,005) г/см3; конечном напряжении при разряде не ниже 1,75 В в 5-часовом режиме разряда, 1,8 В — в 12- и 25-часовом режимах разряда; не позднее шестого цикла (на первом цикле емкость аккумуляторов должна быть не менее 70% указанной в табл. 2).
При температуре электролита —10°С емкость аккумуляторов АБН должна быть не менее 40% емкости. приведенной в табл. 10.2.
В течение 5—10 с аккумуляторы АБН-72 допускают нагрузки током до 20 А, аккумуляторы АБН-80 — до 30 А. Саморазряд аккумуляторов, отключенных от сети. при температуре воздуха (25±10)°С за 14 сут не должен превышать 20%, за 28 сут — 28%. Максимальный ток заряда аккумуляторов АБН равен 9 А.
Размеры и масса аккумуляторов АБН приведены в табл. 10.3.
Аккумуляторы поставляют в сухом незаряженном состоянии в собранном виде в баках из прессованного стекла (АБН-72) и полиэтилена (АБН-80). В комплект поставки аккумуляторов входят также перемычки со свинцовыми наконечниками, служащие для соединения выводов аккумуляторов между собой.

Объем, л, электролита плотностью 1,18 г/см3

Основными элементами аккумулятора (рис. 1) являются плоские положительные 1 и отрицательные 2 электроды с токоотводами 4, погружаемые в электролит. Электроды представляют собой свинцовые пластины или решетки, называемые поверхностными или намазными.

Рис. 11 Свинцовый аккумулятор: а — электроды; б — банка АБН-72

Решетку заполняют активным материалом — двуоксидом свинца у положительных электродов и губчатым свинцом у отрицательных. Активный материал у поверхностных электродов формируют предварительной электрохимической обработкой. Во избежание короткого замыкания между электродами соседние пластины электродов разделены сепараторами 3, представляющими собой тонкие пористые пластинки из кислотостойкого материала. Каждая банка 8 закрыта крышкой 5, на которой укреплены выводы 6 и имеется отверстие 7 для заливки электролита. Отверстие закрывается пробкой, имеющей резьбу со специальными каналами для газообмена при эксплуатации аккумуляторов. Между крышкой и электродами размещена защитная сетка из кислотостойкой пластмассы.
Аккумуляторы АБН предназначены для работы при температуре окружающей среды от —50 до +55 °С при температуре электролита не ниже —10 °С. Гарантийный срок хранения аккумуляторов в сухом виде 1 год с момента изготовления; срок службы аккумуляторов при эксплуатации в буферном режиме 3 года, при наработке 200 циклов для АБН-72 и 275 циклов для АБН-80 — 2 года.
Размещают аккумуляторы АБН в батарейных шкафах и ящиках, внутренние поверхности которых и деревянные полки пропитаны и окрашены кислотостойкой краской, а также в специально приспособленных для этой цели производственных помещениях на постах ЭЦ.