Руководства, Инструкции, Бланки

образец технического задания в строительстве генподрядчику img-1

образец технического задания в строительстве генподрядчику

Рейтинг: 4.9/5.0 (1869 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Форум - Технадзоры в строительстве - делимся опытом

ППР разрабатывает подрядчик за свой же счёт. ППР подрядчик разрабатывает исходя из своих возможностей и принятой технологии производства конкретных видов работ (может нету у вас башенного крана - будете высотку строить с вертолёта). Если ППР сложный - можно отдать на сторону, но оплачивать всё равно из своих же средств.

А то что график финансирования никак не соответствует графику производства работ - по-моему обычное дело. Слышал от наших подрядчиков - именно по этой причине брали в банках кредиты гигантские, чтобы стройка не встала, и их это не особо удивляло в общем-то. Может оно какраз и актуально - подгонять график производства работ под график финансирования? (ИМХО)

я работал в авторском надзоре, совместно с технадзором заказчика и отделом качества генподрядчика. Без трех наших виз исполнительная не принималась.
Разработка ППР входит в накладные расходы подрядчика.
Насчет графиков - наша организация работает в Primavera. Если есть финансовая возможность - крайне рекомендую. Просто составлять график финансирования при наших "стабильных" ценах на цемент и металл - не совсем разумно. Точнее он конечно нужен для заказчика, но он неизбежно будет откорректирован. Причем серьезно откорректирован.

А меня вот такой вопрос мучает - кто все-таки должен вести подсчет выполненных объемов работ фактически - на объекте? Неужели все тот же технадзору? Поскольку те объемы, которые стоят в спецификациях, которые выдают проектировщики - очень часто абсолютная лажа, и приходится их проверять. И если по каким то причинам генподрядчик согласовывает изменения в проекте, в результате которого меняется объем работ - кто так же должен считать этот новый объем? Технадзор?:eek:

Сообщение от DAF (Сообщение 282780)

А меня вот такой вопрос мучает - кто все-таки должен вести подсчет выполненных объемов работ фактически - на объекте? Неужели все тот же технадзору? Поскольку те объемы, которые стоят в спецификациях, которые выдают проектировщики - очень часто абсолютная лажа, и приходится их проверять. И если по каким то причинам генподрядчик согласовывает изменения в проекте, в результате которого меняется объем работ - кто так же должен считать этот новый объем? Технадзор?:eek:

По хорошему - прораб пересчитает ВСЕ объёмы, чтобы знать где можно чего-нить урвать :yes: А вот если проектировщики обшиблись в меньшую сторону - то прораб наябиднячиет вам, а Вы уже наверно будете согласовывать с проектировщиками измение объёмов и стоимости.:rolleyes:

Сообщение от DAF (Сообщение 282780)

А меня вот такой вопрос мучает - кто все-таки должен вести подсчет выполненных объемов работ фактически - на объекте. eek:

Вообще все эти вещи должны быть прописаны в договоре. Мы, например, работы принимаем по формам КС и ,естественно, проверяем объемы. Но это только в случае превышения договорной цены. Если подрядчик уложился в сметную стоимость (проектную смету пересчитывает наш сметчик) без потери в качестве объекта, то проверка фактических объемов и цен формальна. Технический надзор обязан контролировать качество выполненных работ и сроки.

Когда процентуют выполненные работы служба надзора заказчика обычно проверяет все формы - если они не полные идиоты. Подсчет объемов металла обычно сверяется с КМД. Тут у подрядчика есть одна возможность урвать денежку-выпускать 2 комплекта КМД с разными спецификациями. Один для цеха, другой для заказчика :). Просто институты обычно закладывают металла на 10-20% больше чем выходит по КМД, а начальники участков пишут набор работ на месяц руководствуясь тех. спецификацией->теряют металл и не выполняют план.

Верно, все объемы считает подрядчик и если прописано в договоре, то технадзор просто визирует их. ппр разрабатывает исключительно ген.подрядчик. потом утверждает его у заказчика или, если у заказчика нет такой службы может дать на утверждение технадзору.

Другие статьи

Учет у генерального подрядчика

Как вести бухгалтерский учет у генерального подрядчика

Статья подготовлена
по материалам БСС Главбух

Бесплатный доступ на 3 дня

Стоимость принятых генподрядчиком строительно-монтажных работ, выполненных субподрядчиком по договору субподряда, включается в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99. п. 10 ПБУ 2/2008 ). Основанием для отражения стоимости строительно-монтажных работ, выполненных субподрядчиком в составе расходов, являются документы, оформляемые при передаче результатов выполненных работ (отдельных этапов строительства) генподрядчику. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении доходы подрядчика по договору строительного подряда .

Учет расходов

Расходами генподрядчика по договору подряда являются:

  • расходы, связанные с выполнением работ по договору строительного подряда собственными силами;
  • стоимость строительно-монтажных работ, выполненных субподрядчиком по договору субподряда.

Учет у генерального подрядчика расходов, связанных с выполнением работ по договору строительного подряда собственными силами, ведется в том же порядке, что и у подрядчика .

Стоимость строительно-монтажных работ, выполненных субподрядчиком, отразите проводкой:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком»
– отражена стоимость работ, выполненных субподрядчиком (на основании акта по форме № КС-2 и справки по форме № КС-3 ).

Учет доходов

Доходом генподрядчика является выручка от реализации работ по договору строительного подряда. Эту выручку генподрядчик отражает в бухучете в том же порядке, что и подрядчик .

Кроме того, генподрядчик может оказывать субподрядчику определенные услуги, связанные с исполнением договора субподряда (письмо Госстроя России от 17 марта 2000 г. № 10-92 ). Например, сдавать в аренду механизмы и помещения, находящиеся на стройплощадке, выполнять погрузочно-разгрузочные работы, охранять материалы, принадлежащие субподрядчику. Перечень, стоимость и порядок оплаты услуг генподрядчика определяются либо в отдельном договоре возмездного оказания услуг, либо в самостоятельном разделе договора субподряда. Стоимость таких услуг нужно определять исходя из количественных показателей (например, машино-часы – по услугам механизмов, квадратные метры площади – при сдаче в аренду помещений) и стоимости этих услуг, определенной договором.

Приемку оказанных генподрядчиком услуг можно оформить актом или другим документом, подтверждающим факт оказания услуги (п. 2 ст. 720. ст. 783 ГК РФ).

В бухучете затраты на оказание услуг генподрядчика спишите на расходы проводкой:
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 26
– списаны затраты, приходящиеся на оказание генподрядных услуг.

Услуги генподрядчика субподрядчику признавайте в согласованной сторонами величине при условии, что они фактически оказаны, что подтверждается актом об оказании услуг. В бухучете сделайте проводку:
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с субподрядчиком» КРЕДИТ 90-1
– отражена выручка от реализации услуг, оказанных генподрядчиком субподрядчику (на основании акта об оказании услуг).

Если генподрядчик является плательщиком НДС, одновременно с признанием выручки он начисляет этот налог проводкой:
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС со стоимости услуг, оказанных генподрядчиком субподрядчику.

Как правило, оплату оказанных субподрядчику услуг генподрядчик удерживает при расчете за работы, выполненные субподрядчиком. Однако это не означает, что в документах приема-передачи строительно-монтажных работ отражается стоимость работ, уменьшенная на размер услуг генподрядчика. Поскольку имеет место встречное исполнение обязательств, субподрядчик отражает в учете выручку от реализации выполненных работ, генподрядчик – выручку от реализации оказанных услуг.

Генподрядчик отражает в учете такой взаимозачет проводкой:
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с субподрядчиком»
– задолженность перед субподрядчиком уменьшена на стоимость услуг генподряда.

Окончательный расчет с субподрядчиком генподрядчик отражает проводкой:
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с субподрядчиком» КРЕДИТ 51
– произведен окончательный расчет с субподрядчиком (за минусом услуг генподряда).

Подробнее с примерами, а также про налоговый учет у генерального подрядчика читайте в рекомендации

Правовой статус технического заказчика (Мандрюков А

Законопроект "О профилактике семейно-бытового насилия" разработан в целях совершенствования законодательства в сфере создания правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семейно-бытовой сфере. Его правовой оснойвой является Конституция РФ, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

С целью расширения возможностей депутатов, избранных по одномандатным округам законопроектом "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривается рост числа работающих на общественных началах помощников депутатов, избранных в одномандатных округах. Законопроектом предлагается увеличение их численности до 60 человек.

Законопроектом "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предлагается распределить ответственность по обязательствам проведения капитального ремонта домов между всеми собственниками данного жилищного фонда (наймодателями) пропорционально времени нахождения дома в соответствующем ведении.

Дата размещения статьи: 01.10.2016

Правовой статус технического заказчика (Мандрюков А.В.)

Далеко не всегда собственник или владелец земельного участка самостоятельно руководит процессом строительства капитальных объектов. Непосредственно выполнением строительных работ, как правило, занимается генеральный подрядчик. Однако строительство капитальных объектов не обходится без необходимой разрешительной документации (проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, разрешения на строительство), получение которой к функциям генерального подрядчика не относится. Процесс оформления разрешительной документации сложен и требует обладания соответствующими силами и средствами. В связи с этим у застройщика возникает потребность в привлечении специализированной организации - технического заказчика.

Понятие технического заказчика

Понятие технического заказчика закреплено в п. 22 ст. 1 ГрК РФ, из анализа которого можно выделить следующие особенности правового статуса технического заказчика. Во-первых, следует отметить, что техническим заказчиком может быть как физическое лицо, действующее на профессиональной основе, так и юридическое лицо.
Во-вторых, застройщик уполномочивает технического заказчика от имени застройщика заключать следующие виды договоров:
- на выполнение инженерных изысканий;
- на подготовку проектной документации;
- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
То есть технический заказчик от имени застройщика взаимодействует с организациями, выполняющими инженерно-геологические и геодезические изыскания, проектными фирмами, генеральным подрядчиком и подрядчиками.
В-третьих, технический заказчик выполняет следующие функции:
- подготавливает задания на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации, выполнение строительных работ;
- предоставляет геологам, геодезистам, проектировщикам материалы и документы, необходимые для выполнения ими работ (исходные документы и материалы);
- утверждает проектную документацию;
- подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- осуществляет иные функции (например, строительный контроль (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ)).
Не стоит путать правовой статус застройщика и технического заказчика. Согласно п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. С учетом вышеуказанных положений можно сделать вывод, что технический заказчик не является лицом, осуществляющим строительство, он исполняет некоторые представительские функции застройщика (Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 N 15АП-836/2014 по делу N А32-9696/2013, ФАС МО от 16.01.2014 N Ф05-16283/2013 по делу N А40-124446/12-129-930).

К сведению. Привлечение технического заказчика не является обязательным. Застройщик (заказчик строительства) вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

Функции технического заказчика и функции организации, осуществляющей строительный надзор, также различны. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС ЦО от 16.04.2013 по делу N А35-7284/2011. Не следует путать технического заказчика с инженерной организацией, с которой застройщик заключает договоры на осуществление контроля и надзора за строительством и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком (ст. 749 ГК РФ). Функции технического заказчика намного шире, он также может одновременно являться и инженерной организацией.

Гражданско-правовая ответственность технического заказчика

Ответственность определяется исходя из условий договора, заключенного с застройщиком. По общему правилу технический заказчик выполняет лишь определенные представительские функции застройщика, в определенной мере его можно назвать профессиональным представителем застройщика по строительству капитального объекта, поэтому застройщик вправе предъявить требования к техническому заказчику только при ненадлежащем выполнении таких представительских функций.
Определение в договоре конкретных функций застройщика и технического заказчика является очень важным. Довольно часто застройщики, заключая договор генерального подряда, считают, что они тем самым передают генподрядчику функции технического заказчика. Однако статус генподрядчика и технического заказчика различен, так как генподрядчик непосредственно обеспечивает выполнение работ по строительству капитального объекта в установленный срок, а какие-либо представительские функции он не выполняет.
В связи с этим заключение договора с техническим заказчиком является обязательным. В противном случае генподрядчик не приобретает статуса технического заказчика, а значит, застройщик лишается права предъявлять к нему какие-либо требования. В качестве примера можно привести Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 N 09АП-6979/2014-ГК по делу N А40-116190/13. В этом деле застройщик требовал взыскания с генподрядчика неустойки за несвоевременное получение им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В ходе судебного разбирательства было установлено, что генподрядчик не является техническим заказчиком по спорному объекту, соответствующего договора с согласованием всех его существенных условий с генподрядчиком не заключалось. Застройщик не выдавал генподрядчику доверенность на представление интересов в соответствующих органах, в частности на сдачу документов и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что оно выдано именно застройщику. Доказательств того, что генподрядчик принимал участие в процедуре получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также доказательств того, что позднее получение разрешения было вызвано какими-либо действиями (бездействием) генподрядчика, в материалы дела не представлено. На основании вышеизложенного суд сделал вывод, что генподрядчик может быть привлечен к ответственности только за нарушение сроков выполнения работ. Оснований для привлечения генподрядчика к ответственности за просрочку получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию суд не усмотрел.
Предъявляя требования к техническому заказчику, необходимо соблюдать общие правила. Так, требования должны быть заявлены в пределах срока исковой давности. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 N 09АП-20550/2014-ГК по делу N А40-31693/13 суд отказал застройщику в иске об устранении недостатков в выполненных работах ввиду пропуска срока исковой давности. Судом было установлено, что гарантийный срок на объект прошел, доказательства возникновения недостатков до передачи результата работ отсутствовали.

Обратите внимание! Некоторые суды считают, что технический заказчик, не являясь лицом, осуществляющим строительство, и осуществляя лишь некоторые представительские функции застройщика, не несет ответственности за качество работ, выполненных лицом, осуществляющим строительство, - подрядчиком (Постановление ФАС МО от 16.01.2014 N Ф05-16283/2013 по делу N А40-124446/12-129-930).

Не стоит забывать, что в случае строительства капитального объекта без разрешительной документации и признания его самовольной постройкой технического заказчика крайне сложно обязать снести самовольную постройку и привести земельный участок в первоначальное состояние. Так, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 N 15АП-836/2014 арбитры отказали в требовании к техническому заказчику о сносе самовольной постройки, указав, что по смыслу абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является лицо, по заданию которого была произведена самовольная постройка. Технический заказчик не является лицом, осуществляющим строительство, он исполняет некоторые представительские функции застройщика. Требование о сносе самовольной постройки должно быть предъявлено к застройщику.

Административная ответственность технического заказчика

Итак, технический заказчик, как правило, осуществляет представительские функции, действий по непосредственному строительству он не совершает. В связи с этим интересен вопрос привлечения его к административной ответственности.
Судебная практика подтверждает, что техзаказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 "Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)" КоАП РФ за утверждение проектной документации в отсутствие положительного заключения экспертизы данной документации (Постановление ФАС МО от 24.09.2013 по делу N А40-5903/13-154-54, Определение ВАС РФ от 27.11.2013 N ВАС-16411/13).
В другом деле суд также признал правомерным взыскание с технического заказчика штрафа на основании ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Основанием для проведения проверки стала жалоба жильца одного из домов на появление трещин, которые стали увеличиваться в размерах. В ходе проверки было установлено нарушение требований п. п. 2, 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, а именно:
- допущено производство работ по устройству конструкций тоннеля до проведения защитных мероприятий для окружающей застройки;
- осуществлялся допуск на производственную территорию (строительную площадку) посторонних лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил обоснованность наложения штрафа (Постановление от 24.04.2014 N 09АП-11372/2014-АК по делу N А40-159532/13), а ВАС не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 29.07.2014 N ВАС-9693/14).

О получении допуска СРО

Немаловажным является вопрос о необходимости наличия у технического заказчика свидетельства о допуске СРО к работам по организации строительства. Конкретных примеров в судебной практике по этому вопросу пока не было, однако здесь возможно применение схожей практики по застройщику, так как функции их почти идентичны.
Существует судебная практика, в соответствии с которой свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, производящего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для самого застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами) <1>. В качестве примера назовем Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-5024/2011-АК по делу N А60-7214/2011 <2> и от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013 <3>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см. в статье А.М. Ростошинского "Строительный контроль застройщика и допуск СРО" (N 10, 2013).
<2> Определением ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11 указанное Постановление оставлено в силе.
<3> Определением ВАС РФ от 01.08.2013 N ВАС-10699/13 указанное Постановление оставлено в силе.

Однако имеются судебные решения, в которых арбитры делают вывод, что застройщик не обязан обладать свидетельством о допуске СРО "Организация строительства". Так, в Решении Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2013 по делу N А26-1446/2013 указано: исходя из буквального толкования п. 33 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно иметь лицо, привлекаемое застройщиком или заказчиком к выполнению таких работ на основании договора и имеющее статус генерального подрядчика. Данное лицо и является субъектом ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ. Распространение на застройщика положений, устанавливающих повышенные требования к генеральному подрядчику либо к иному лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком по договору, а именно: расширительное толкование положений п. 33 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, в части возложения на застройщика или заказчика обязанности по получению свидетельства о допуске к выполнению работ по организации строительства в случае самостоятельного осуществления таких работ, не допустимо.

В заключение сделаем некоторые выводы:
- технический заказчик не является лицом, осуществляющим строительство, он исполняет некоторые представительские функции застройщика;
- в функции технического заказчика входит взаимодействие с инженерными компаниями, генеральным подрядчиком, генеральным проектировщиком и заказчиком инженерно-геологических, геодезических изысканий;
- если технический заказчик самостоятельно не осуществляет строительство и не является генеральным подрядчиком, он не отвечает за качество результата строительных работ и выполнение их в срок;
- при заключении договора на выполнение функций технического заказчика муниципальные и федеральные органы должны соблюдать требования антимонопольного законодательства (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2013 по делу N А35-7284/2011).

Организация деятельности генподрядной организации

Организация деятельности генподрядной организации

В рабочую документацию входят объектные и локальные сметы, которые составляются, если это предусмотрено договором, на выполнение рабочей документации.

Для определения стоимости строительства используется действующая сметно-нормативная (нормативно-информационная) база.

При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах (рабочей силе, строительных машинах, материалах и конструкциях) и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.

В сводном сметном расчете предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей сметной стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений.

На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций (в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.).

Порядок предоставления земельных участков для проектирования и строительства

Предоставление земельных участков в Москве для проектирования и строительства осуществляется на основании соответствующих нормативных документов (распоряжений мэра, постановлений правительства), в которых определен порядок рассмотрения заявок на предоставление земельного участка и права на проектирование и строительство (реконструкцию, реставрацию, расширение объекта).

2.Договор генподряда и торги в строительстве

2.1Роль договора генподряда и порядок подготовки и проведения подрядных торгов

Договор генподряда - это единственный правовой документ, определяющий права, обязанности и хозяйственные взаимоотношения многочисленных заказчиков и генподрядчиков в течение длительного периода подготовки и осуществления строительства.

Договоры генподряда в новых условиях по их роли, содержанию и порядку заключения существеннейшим образом отличаются от договоров периода плановой экономики, и эти различия заключаются в следующем:

Ранее первичным были планирование госкапвложений и плановые задания по объемам работ строителям, а вторичным -заключение договоров генподряда, что придавало им во многом формальный характер. В настоящее время ситуация изменилась, поскольку заключение договоров подряда стало первичным, исходным, действием, а на их основе производным, вторичным становится планирование производственно-хозяйственной деятельности самой строительной организации. Нет договоров - нечего планировать.

Раньше все договоры генподряда заключались на одной правовой основе, имевшей директивный характер, - едином для всех "Положении о договорах подряда в капитальном строительстве" 1986 г. В настоящее время аналогичный документ Госстроя РФ имеет рекомендательный характер [3]. Гражданский кодекс РФ в законодательном изложении общих положений о подряде делает многочисленные оговорки - "если иной порядок не предусматривается условиями договора подряда".

Эти два обстоятельства придают каждому договору подряда индивидуальный характер, появляется возможность учесть условия строительства, а также возможности и пожелания обеих сторон.

Теперь нет "договорной компании" в определенный срок, договоры генподряда заключаются в любой период года по мере готовности к этому обеих сторон.

Содержание договора теперь, в том числе его важнейшие параметры по цене и срокам строительства, исключительная компетенция высоких договаривающихся сторон.

Ранее на нарушителя договора подряда можно было заявить в его вышестоящую инстанцию для принятия там административных мер воздействия но вертикали. С ликвидацией этих инстанций жаловаться теперь некому и единственным способом воздействия становится реализация своих прав по договору подряда по горизонтали, в том числе по взысканию норм имущественной ответственности.

Порядок подготовки и проведения подрядных торгов.

Подрядные торги являются весьма распространенной в рыночных условиях формой размещения заказов на строительство.

Система тортов позволяет заказчику создать конкурсные условия для претендентов на строительство, выбрать наилучшею подрядчика и заключить с ним договор подряда па наиболее выгодных условиях по важнейшим критериям минимальной договорной пены и срока строительства.

Торги проводятся в соответствии с типовым "Положением о порядных торгах в Российской Федерации" и ст. 448, 449 ч. 1 Гражданского кодекса РФ. Предметом торгов, кроме строительства объекта в целом силами генерального подрядчика, могут быть специальные строительные работы для субподрядчиков, инженерно-изыскательские и проектные работы, поставка комплектного технологического оборудования, управление инвестиционно-строительным проектом и некоторые услуги.

Участниками торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оференты.

Заказчиком является юридическое лицо, для которого выполняется выставляемый на торги предмет торгов. Он изыскивает необходимые инвестиционные ресурсы, по готовности которых принимает решение о проведении торгов, назначает организатора торгов, утверждает и контролирует состав тендерного комитета, утверждает результаты торгов и заключает договор подряда с их победителем.

Организатор торгов это специализированная посредническая организация со статусом юридического лица и лицензией на право проведения торгов. Он готовит вес документы для объявления торгов, публикует объявление или рассылает приглашения, организует подготовку и распространение тендерной документации, формирует тендерный комитет, собирает оферты, организует саму процедуру торгов и объявляет их результаты.

Все расходы организатора торга оплачиваются заказчиком. Очень опытный заказчик может обойтись без посредника и сам стать организатором торга, но для этого он должен получить лицензию па право проведения торга.

Тендерный комитет это постоянный или временный коллегиальный рабочий орган, состоящий из представителя заказчика, организатора торга, технических экспертов и консультантов. Главными задачами этого органа является сбор заявок претендентов, разработка тендерной документации, опенка предложений и выявление победителя торгов.

Претенденты это любые организации со статусом юридического липа, отечественные или зарубежные, подавшие заявку в письменном виде на участие в торгах.

Оференты это претенденты, представившие оферту (тендерное предложение) как согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.

Тендерная документация - это одинаковый для всех претендентов информационный и инструктивный комплект документов, по которым они должны представить свою оферту.

В ее состав входят:

· приглашение на участие в торгах, содержащее общие сведения об объекте торга;

· форма заявки на участие в торгах;

· проектная документация (не весь проект, а его конструктивно-технологическая и технико-экономическая характеристика, объемные параметры, генплан, основные чертежи и схемы;

· инструкция для оферентов;

· форма банковской гарантии (документ о внесении залога, как правило, 5 % от цены предложения);

· сама оферта по форме инструкции для оферентов, содержащая исчерпывающие сведения о претенденте и его предложения по цене, срокам и качеству;

· условия и порядок проведения торгов (их процедура, критерии оценки предложения оферента и методика выбора победителя);

проект договора подряда, в котором заказчик указывает стартовую цену и сроки строительства. По форме этого проекта каждый претендент представляет свои встречные предложения.

По своей процедуре на выбор заказчика торги могут быть открытыми, закрытыми и открытыми с предварительной квалификацией.

О проведений открытых торгов заказчик даст официальное объявление в периодических изданиях ("Строительная газета" и др.), где указываются Предмет торга, характеристика объекта, объемы и сроки выполнения работ, сроки и условия получения тендерной документации и срок представления оферт. В открытых торгах могут принимать участие любые претенденты без каких-либо ограничений или предварительных условий. О закрытых торгах заказчик объявления в печати не даст, а рассылает приглашения на участие в торгах ограниченному но своему выбору кругу претендентов, заранее известных ему своей состоятельностью.

Претендентам на участие в открытых торгах с предквалификацией организатор торга высылает опросник с целью заочной оценки их деловой и финансовой состоятельности по следующему перечню сведений:

· юридическое наименование, адрес, контактные телефоны, факсы:

· дата и место регистрации;

· величина уставного капитала;

· квалификационные характеристики руководящего персонала:

· сведения о платежеспособности;

· заверенные копии учредительских документов;

· лицензии на определенные виды работ;

· копия последнего балансового отчета;

· справка об обязательном государственном страховании;

· прочие необходимые сведения по усмотрению организатора торга

Смысл торга с предквалификацией состоит в том, чтобы на этой предварительной стадии отбора отсеять "несерьезных", т. с. слабых претендентов, и уже только оставшейся меньшей части наиболее вероятных претендентов присылаются приглашения на участие в торгах. В этом случае меньше работы организатору торга и тендерному комитету.

Этапы подготовки и проведения торгов и последовательность действий их участников иллюстрируются рис. 1.

Метод размещения заказов и поиска подрядчика на основе торгов имеет и ряд недостатков. Нередки случаи, когда торги состоялись, но победитель не выбран, так как все предложения претендентов не удовлетворили заказчика и он вынужден организовывать новые торги на каких-то новых условиях. Это означаем, что все его усилия, затраты средств и времени оказались безрезультатными. Победитель торга может предложить меньший срок строительства но сравнению со стартовым сроком на 1-2 месяца, но заказчик при этом тратит 4-6 месяцев на предварительную квалификацию, всю процедуру сбора и рассмотрения оферт и заключение договора подряда.

Рис. 1. Последовательность действий участников открытого торга

В этом случае никакого выигрыша времени не получается, наоборот, торги становятся новой фазой инвестиционного цикла, отдаляя ввод объекта. И в течение всего этого времени заказчик несет немалые дополнительные расходы по оплате услуг организаторов торга и специалистов тендерного комитета за счет гл. 10 "Сводного расчета стоимости строительства".

Во избежание всех этих потерь заказчик по своему усмотрению имеет право избрать альтернативный способ заключения договора подряда па основе прямых переговоров с заранее выбранным им подрядчиком без всяких посредников и торгов. Этот метод предполагает высокую деловую репутацию обеих сторон, хорошо знающих друг друга по предшествующему сотрудничеству и уверенных в том, что они обо всем договорятся и достигнут оптимальных для обеих сторон условий договора подряда.

Если договор подряда заключается на основе прямых переговоров, то объем и сроки преддоговорной работы определяются протоколом о намерениях сторон (иногда его называют предварительным договором). В этом протоколе фиксируют:

· намерение одного - заказать, другого - построить объект;

· основные параметры объекта (величина, стоимость, сроки);

· состав, объем и сроки передачи подрядчику документации, необходимой для составления проекта договора подряда;

· готовность стройплощадки и условия ее освобождения;

· порядок обеспечения стройки оборудованием и материалами;

· порядок и сроки заключения договора подряда;

· меры имущественной ответственности сторон за нарушения протокола о намерениях.

Этот метод не увеличивает, а сокращает инвестиционный цикл и не связан с дополнительными расходами заказчика, поэтому в зарубежной практике, в частности в США, примерно половина всех строительных контрактов заключается именно таким способом. Схема заключения договоров подряда представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема подготовки и заключения договора генподряда на основе прямых переговоров

2.2Содержание и структура договора генподряда

Договор генерального подряда (договор генподряда) широко применяется в сфере капитального строительства. Заказчик заключает договор генерального строительного подряда с одной строительной организацией -- генеральным подрядчиком (генподрядчиком), который ведет управление объектом строительства, и в свою очередь, для выполнения отдельных комплексов работ может привлекать специализированные организации на основе договора субподряда, т. е. в качестве субподрядчиков. Субподрядчика зачастую привлекают на выполнение работ по договору генерального подряда, на которые нужно специальное разрешение, например лицензия на осуществление проектно-изыскательских работ, которой нет у генподрядчика. Основные функции генерального подрядчика, которые должны быть описаны в любом образце договора генподряда:

· выполнение видов работ, предоставленных в лицензии, собственными силами;

· заключение договоров субподряда на выполнение отдельных видов работ;

· охрана труда, окружающей среды и обеспечение пожарной безопасности строительно-монтажных работ;

· контроль за выполнением работ по договорам подряда и субподряда;

· сдача объекта в эксплуатацию "под ключ";

· оформление исполнительной документации и др.

По договору генерального подряда, заказчик состоит в договорных отношениях только с генподрядчиком, который отвечает перед ним за выполнение всех работ качественно и в сроки, предусмотренные договором генподряда, в том числе работ, выполняемых субподрядными организациями.

Законодательство не требует того, чтобы в образце договора генподряда было закреплено согласие заказчика на привлечение к работам субподрядчиков. Правда, заключая договор, все же следует выяснить, необходимо ли согласие заказчика на субподряд. Но в любом случае по договору генерального подряда ответственность перед заказчиком за выполненные работы (в том числе и те, которые выполнял субподрядчик) несет генподрядчик. Но бывают ситуации, когда заказчик хочет заключить договор еще с одним подрядчиком. В этом случае заказчик имеет право заключить такой договор только с согласия генподрядчика. С генподрядчика снимается ответственность за те работы, которые заказчик поручил выполнять другому подрядчику.

Договор генерального подряда не рассматривается в ГК РФ, и к нему применяются нормы права договора подряда и договора строительного подряда.

Предмет договора генподряда

По договору генерального подряда генподрядчик обязуется в определенный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы. При этом заказчик обязуется создать генподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.

Стороны договора генподряда

Сторонами по договору генерального строительного подряда являются заказчик и генподрядчик. В роли заказчика могут выступать как юридические, так и физические лица. Генеральным подрядчиком в таких отношениях, как правило, выступают строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия. При этом генподрядчику необходимо иметь соответствующую лицензию.

Выполняя работы, указанные в образце договора генподряда, генподрядчик имеет право привлекать других лиц, поручая им часть работ. В этой ситуации между генподрядчиком и привлекаемым им лицом заключается отдельный договор - договор строительного субподряда.

Сроки выполнения работ по договору генподряда

Заключая договор генподряда, необходимо обращать внимание на сроки выполнения работ. При этом нужно указать сроки начала и окончания работ. Срок является существенным условием договора генподряда, а значит договор генерального подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (п.4 информационного письма Президиума ВАС РФ ОТ 24.01.200 № 51).

Сроки могут быть указаны как в самом договоре, так и в приложениях к договору генподряда (календарный план работ).

Цена работ по договору генподряда

Очень важная составляющая договора генподряда - цена.Цена может формироваться в виде конкретной суммы или определяться по принципу исчисления. За основу могут браться тарифы, которые установлены государственными органами. Структура цены по договору генподряда состоит из вознаграждения подрядчика и компенсации его издержек. Чтобы обосновать цену, составляется смета, фиксирующая перечень работ, этапы их выполнения, применяемые материалы и т. д. однако, цену договора генерального подряда можно указать прямо в тексте договора.

В ст.709 ГК РФ предусмотрено, что если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышается определенная приблизительно цена работы, то подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласный на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты стоимости выполненной части работы.

Техническая документация по договору генподряда

В соответствии со ст.743 ГК РФ генеральный подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Техническая документация при выполнении строительных работ представляет собой набор подготовленных в соответствии с требованиями нормативных документов схем, чертежей, графиков, расчетов, а также иных документов, необходимых для выполнения подрядных строительных работ. Образцом договора генподряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Гарантийный срок на работы

Значимым условием договора генерального подряда является не только гарантия качества работ, но и определение гарантийного срока, на протяжении которого генподрядчик гарантирует достижение объектом строительства показателей, указанных в технической документации, Это одни из важнейших вопросов, которые необходимо решить сторонам в договоре генерального подряда. Для этого созданы так называемые строительные нормы и правила - СНиПы. Это тоже правовые нормы, однако они носят технический характер. Данные нормы не просто императивны, обязанность их соблюдения подкреплена мерами административного принуждения

Основанием для расторжения договора генподряда могут быть нарушение генподрядчиком сроков окончания строительных работ и превышение сметной стоимости строительства (п.10 информационного письма Президиума ВАС РФ ОТ 24.01.2000 № 51).

Приложения к договору генподряда

Договор генерального строительного подряда содержит приложения:

· Календарный план работ;

· Перечень технической документации;

· Правоустанавливающие документы на земельный участок;

· Разрешения (лицензии) заказчика на проведение работ;

· Разрешения (лицензии) исполнителя на проведение работ;

· Регламент проведения работ.

В общем случае в соответствии с гражданским законодательством проверку и контроль положений и условий заключенного подрядного строительного договора между заказчиком и подрядчиком может осуществлять только инвестор или организация им уполномоченная, причем санкциями за нарушения при заключении договора может быть подвергнут только заказчик-застройщик. Подрядчик отвечает только перед заказчиком в пределах своих обязательств по уже заключенному договору.

На строительство_____________________________________________ г. _____________ «___»______________200_г.

____________________________________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице

____________________________________________________________. действующего на основании

Устава и лицензии № _____________________________, с одной стороны, и

_____________________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Генподрядчик», в лице _________________________________________________________________,

действующего на основании Устава и лицензий № _____________________,

с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Статья 2. Предмет Договора

Предметом настоящего Договора является выполнение Генподрядчиком своими силами и силами привлеченных им субподрядных организаций строительства зданий и сооружений

Генподрядчик обязуется выполнить в соответствии с Проектом Работы, в сроки, предусмотренные ст. 4 настоящего Договора, а Заказчик обязуется создать

Генподрядчику необходимые условия для выполнения Работ, принять их результат и оплатить его в соответствии с условиями Договора.

Работы на Объекте осуществляются в соответствии с Проектом и положениями, в том числе рекомендуемыми, действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, а также условиями Договора.

2.3. Виды и объемы Работ определены Проектом и Расчетом договорной цены (приложение № 2).

Статья 3. Цена Договора

Цена Договора определена Протоколом соглашения о договорной цене(приложение № 1), Расчетом договорной цены (приложение № 2) и составляет ______________ (прописью) рублей, в том числе НДС 18% -- ______________ (прописью) рублей. В цену Договора включены все расходы Геподрядчика, связанные с исполнением обязательств, предусмотренных настоящим Договором.

Цена Договора может быть уточнена в связи с изменением ценовых факторов на материалы, механизмы, энергоносители и проектных решений. Уточнение цены Договора осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 16.1 Договора. Уточнение вносится в отношении остатка цены, не выплаченной по Договору. Никакие устные соглашения по этим вопросам не имеют силы.

Окончательная стоимость Работ определяется Сторонами после выпуска проектно-сметной документации и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему Договору.

Сверх Цены Договора Заказчик выплачивает Генподрядчику: затраты на временные здания и сооружения в размере __________% (_________) процента от стоимости выполненных объемов Работ.

Статья 6. Обязательства Генподрядчика

6.1. Генподрядчик обязуется.

Своими силами и с участием Субподрядчиков выполнить Работы в объемах Проекта, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

Согласовывать с Заказчиком состав привлекаемых к выполнению Работ Субподрядчиков с предоставлением письменной информации о предмете договора субподряда, наименовании и адресе Субподрядчика. Нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение Работ по Договору Субподрядчиками, а также за координацию их деятельности.

Предоставить Субподрядчику на период ведения Работ по согласованному при подписании субподрядного Договора перечню необходимые бытовые и служебные помещения.

Обеспечить Субподрядчика за счет своих лимитов электроэнергией (кроме субподрядчиков, имеющих раздельный учет расхода электроэнергии), водой, паром, теплом, газом, сжатым воздухом и другими ресурсами в количестве, необходимом для выполнения Работ.

Использовать для выполнения своих обязательств, предусмотренных условиями Договора, квалифицированных рабочих, которые являются необходимыми для качественного и своевременного выполнения Работ, а также привлекать специалистов, опыт и компетенция которых позволит осуществлять надлежащее руководство производством Работ.

Доставить на Строительную площадку в полном объеме все необходимые для производства Работ материалы, изделия и конструкции в соответствии с Проектом и условиями Договора.

Осуществить за свой счет приемку материалов, изделий и конструкций, разгрузку, складирование, охрану и подачу для производства Работ.

Предоставить Заказчику сертификаты и/или протоколы заводов изготовителей о результатах испытаний качества поставляемых на строительную площадку материалов, оборудования и комплектующих изделий, а также данные об их пожаробезопасности и других технических характеристиках и их соответствии строительным нормам и правилам РФ до их применения на Объекте.

Принять на себя все риски случайной гибели или случайного повреждения материалов, изделий, конструкций и другого имущества, переданного Генподрядчику для выполнения Работ.

Соблюдать согласованный с органами государственного надзора порядок ведения работ на Объекте.

Без увеличения сроков и стоимости настоящего Договора устранять все дефекты и недоделки Работ, выявленные в процессе строительства и приемки Объекта в эксплуатацию.

Передать Заказчику до начала приемки законченного строительством Объекта в эксплуатацию Исполнительную документацию, технические паспорта, инструкции и прочую документацию, касающуюся эксплуатации Объекта.

Обеспечить выполнение на Строительной площадке необходимых противопожарных и защитных мероприятий по технике безопасности и охране окружающей среды в период выполнения Работ, охрану имущества, находящегося на Строительной площадке, а также обеспечить выполнение положений, в том числе рекомендуемых, других действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.

Осуществить за свой счет необходимые мероприятия сезонного характера для обеспечения надлежащих темпов выполнения Работ и достижения требуемых качественных показателей в соответствии с условиями Договора.

Осуществлять уборку и надлежащее содержание Строительной площадки, включая примыкающие к ней участки дорог и тротуаров, вывоз строительного мусора со Строительной площадки.