Руководства, Инструкции, Бланки

образец написания проекта на грант img-1

образец написания проекта на грант

Рейтинг: 4.3/5.0 (1869 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец написания проекта на грант

/ Проект Написание проекта

Написание проекта для получения гранта - это долгий процесс (особенно для тех, кто займется этим впервые) и возможность по-новому посмотреть на Вашу организацию, ее цели и задачи. Процесс написания проекта начинается с:

Изучение собственных возможностей. Перед написанием проекта, Вы должны задать себе и найти ответы на три вопроса:

Кто воспользуется результатами выполнения Вашего проекта?

Содействует ли выполнение этого проекта дальнейшему развитию Вашей организации?

Хватит ли у Вас сил, времени и желания на написание и выполнение проекта? Если после искренних ответов на поставленные вопросы, Вы решили продолжить начатую работу, то следующим шагом будет поиск фонда, который профинансирует Ваш проект. (См. методичку "Фандрайзинг")

Проведение подготовительной работы.

Умение подать проект в правильном свете - важное и сложное дело. Показать его значимость и важность для общества - первый шаг в проведении подготовительной работы по проекту. Вы должны собрать детальную информацию относительно тех моментов, которые составляют основу всякого проекта и могут влиять на его успех:

Население: численность, возраст, пол;

Среда: условия, которые влияют на здоровье, погодные условия;

Инфраструктура: больницы, школы, дороги, предприятия, учреждения общественного питания;

Ресурсы: материальные и людские ресурсы;

Вера и уровень развития: культурный, религиозный, политический, социальный;

Экономика: наличие денег, их источники и распределение;

Мысли, идеи и склонности: мысли населения касательно потребностей и имеющихся возможностей.

В процессе подготовки Вашего проекта полезным будет ознакомление с критериями оценки проектов, которые используются фондами. Большинство фондов дают перечень информации, которая должна быть включена в проект, а также схему его написания. Вы должны четко следовать требованиям, которые предъявляет фонд с тем, чтобы подать конкурентоспособный проект.

Написание проекта.

Если вы обозначили проблему и провели подготовительную работу, можно приступать к написанию проекта. Не обязательно быть великим писателем, чтобы написать конкурентоспособный проект. Проект должен быть целостным, ясным, сжатым, конкретным и убедительным.
Форма проекта может быть разной, но любой проект должен включать такие пункты:

1. Презентация организации

Какую организацию Вы представляете? Дайте короткую справку об организации.

Какие основные цели и задачи Вашей организации?

Есть ли у Вашей организации достаточный опыт и квалифицированный персонал для реализации данного проекта?

2. Формулирование проблемы

Коротко охарактеризуйте существующую ситуацию и опишите проблему, которую Вы собираетесь решать.

Обозначьте круг людей, которых касается эта проблема, приведите количественную и качественную информацию.

Покажите соответствие поставленной проблемы целям и возможностям Вашей организации.

Поясните, почему именно Ваша организация берется за решение этой проблемы.

Пример:
ХОРОШО: "В Первомайском районе Крыма живет много безработных женщин, у которых есть небольшие хозяйства и коровы".
ПЛОХО: "У многих безработных женщин нет доступа к рынку".

. Формулирование проблемы должно отражать не внутренние проблемы Вашей организации, а проблемы в обществе, которые организация хочет решить.

3. Определение цели.

Цель - это то, ради чего Вы начинаете проект. Это общие утверждения, которые трудно оценить количественно, главное назначение которых показать тип проблемы, на решение которой направлен проект.

Пример:
ХОРОШО: "Цель проекта нашей организации - помочь безработным женщинам Первомайского района Крыма вступить в рынок с помощью создания малых предприятий по переработке и сбыту молочной продукции".
ПЛОХО: "Цель проекта нашей организации - дать женщинам возможность вступить в рынок".

4. Задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения Вашей цели. Эти изменения должны произойти в процессе реализации Вашего проекта.

Пример:
ХОРОШО: "На протяжении первого месяца с момента начала реализации проекта первые 50 женщин из трех сел пройдут обучение по технологической обработке молочных продуктов".
ПЛОХО: "Сформировать группу женщин для проведения обучения".

. Цель и задачи проекта логично вытекают из поставленной проблемы.

5. Рабочий план.

Рабочий план Вашего проекта должен пояснить, как Вы будете выполнять проект для достижения поставленных задач:

Кто будет отвечать за выполнение поставленных задач?

Что будет сделано?

Какие ресурсы будут задействованы при выполнении задач?

Какие сроки выполнения задач?

. Не путайте задачи и методы выполнения проекта.

6. Оценка выполнения проекта.

Тут Вы должны пояснить, как Вы собираетесь оценивать успех выполнения проекта. Включите конкретные методы оценки степени эффективности проекта. Это необходимо для того, чтобы можно было понять, насколько удалось достичь поставленных в проекте задач. Оценка может проводиться разными путями, используя количественные и качественные показатели. Оценка проводится для того, чтобы Вы и Ваша организация еще раз убедились, на сколько успешно продвигается выполнение задач, предусмотренных в проекте.

7. Бюджет проекта.

Составляйте бюджет после того, как напишите проект. Бюджет должен включать достоверную проверенную финансовую информацию. Обозначьте срок бюджета. В действительности Вы должны составить два бюджета. Первый покажет стоимость всего проекта в целом, тогда, как цель второго - показать стоимость каждого шага проекта.
Внесите возможные поправки на инфляцию. Покажите другие источники финансирования. Если Ваша организация использует личное помещение или транспорт для выполнения проекта, то не забудьте включить их стоимость в бюджет проекта, как собственный вклад. Этот вклад имеет свою "цену", и Вы должны были бы платить за них в случае их отсутствия. Как правило, бюджет должен быть составлен в долларах США либо другой валюте, согласно требованиям программы.

Включите в бюджет следующие категории (не обязательно все):

Штатное расписание (заработная плата);

Командировочные: проезд, суточные, гостиница;

Прямые затраты: аренда помещения, телефон, телеграф, почтовые затраты, коммунальные услуги;

Оборудование: автомобиль, компьютер, факс, ксерокс, принтер;

Поправка на инфляцию.

Укажите стоимость единицы, количество единиц, длительность проекта, имеющиеся собственные средства, имеющиеся средства спонсоров и необходимые средства, стоимость каждой отдельной категории и общая стоимость проекта.

8. Дополнительные данные.

В данный раздел могут входить такие дополнительные материалы, которые усилят Ваш проект:

Данные про исполнителей проекта;

Данные про место выполнения проекта; Рекомендации для исполнителей проекта и заботы о целесообразности проекта;

Планы достижения самообеспеченности организации в будущем;

Дополнительные данные, которые вносятся в проект.

Общие рекомендации по написанию проекта. 1. Четко и ясно.

В процессе подготовки проекта не оставляйте без внимания такие основные правила:

Используйте слова, которые обозначают завершенность (подготовить, изменить, увеличить, организовать, выполнить)

Пользуйтесь критериями SMART, формулируя задачи (более подробно см. методичку "Что такое миссия?"):
S specific - конкретность
M measurable - исчисляемость
A area-specific - территориальность
R realistic - реалистичность
T time-bound - определенность по времени (временные рамки)

Избегайте жаргонных слов;

Исправьте грамматические ошибки;

Добейтесь уверенного и смелого тона;

Мысли излагайте коротко, ясно, интересно.

2. Приблизительный объем основных разделов проекта.

Презентация организации - до 1 страницы

Формулирование проблемы - до 1 страницы

Цель проекта - 1 абзац

Задачи проекта - от 0,5 до 1 страницы

План реализации проекта - до 1 страницы

Методы реализации проекта - до 1 страницы

Бюджет - до 2 страниц

Дополнительные данные - до 10 страниц

3. Общие критерии оценки проекта.

Любой донор обратит внимание на ясность поставленных целей, задач и возможности Вашей организации. Донор надеется увидеть четкую, логическую связь между спецификой деятельности Вашей организации и сформулированной проблемой.

Насколько реалистичной является поставленная цель? Приведет ли реализация проекта к изменению существующей ситуации? Видно ли, кто будет пользоваться результатами реализованного проекта? Насколько точны методы и план реализации проекта? Ясны ли методы оценки результатов реализации проекта? Насколько реалистичный и соответствующий для реализации поставленных задач бюджет? Показана ли финансовая и моральная поддержка других спонсоров? Показана ли компетентность исполнителей проекта?

4. Уроки, полученные в ходе подготовки проекта.

Если Вы получили грант по данному проекту - замечательно! Если нет - не впадайте в отчаянье. Попросите от фонда письменное либо устное разъяснение причин Вашей неудачи, изучите и исправьте слабые места Вашего проекта. Не бойтесь потратить лишнее время сейчас, чтобы потом достичь поставленной цели. Учитесь на своих ошибках. Люди, которые пишут замечательные проекты, никогда не теряли веру в правильность выбора и делали попытки снова и снова. Только кропотливой работой и большим терпением Вы добудете победу.

Пример проекта общественной организации. Ассоциация "DRUGS" СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Ассоциация "DRUGS" основана в сентябре 1994 года. Ядро организации составляют клинические фармакологи, химики, специалисты других областей, обеспокоенные влиянием лекарств на организм человека. Основной целью организации является повышение уровня фармакологического образования населения, в том числе и медиков различных специальностей и студентов старших курсов медицинских институтов. В задачи, которые ставит перед собой ассоциация, входят:

Повышение уровня знаний населения о сложном и многообразном мире лекарств;

Изучение, исследование и регистрация побочных эффектов применения лекарств и разработка рекомендаций по их применению;

Разработка и поддержка научных проектов по изучению побочных действий лекарственных веществ на организм человека, основанных на определении уровня препарата в биологических жидкостях.

До настоящего времени сотрудниками ассоциации проводилась консультации врачей и населения по рациональному применению медикаментов; фармакологический контроль за качеством лечения детей; перевод аннотаций к медикаментам, поступающим из гуманитарной помощи.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Экономический и политический кризис в Республике Молдова привел к резкому снижению уровня оказания медицинской помощи населению.
Вырос уровень детской смертности с 17,2 до 22,3 промиль.
С 1990 года в Республику перестала поступать зарубежная медицинская литература. В Республике образовался информационный вакуум, в результате чего, лучшие достижения медицины и, в том числе фармакологии, оказались недоступными медицинской общественности.
В процессе проведенной проверки 1700 историй болезни в детских стационарах Республики выявлен крайне низкий уровень фармакологического образования врачей. При анализе назначений ошибки были выявлены в 82% случаев, из которых 65% приходились на ошибки при определении дозы и длительности лечения. В лечении больных используют одновременно 10-15 препаратов, а в 15% случаев от 25 до 35 лекарственных средств. По данным ВОЗ при одновременном назначении 12 медикаментов осложнения наблюдаются у 54% больных.
Подавляющее большинство врачей не соблюдает принципы совместимости препаратов. Лечение осуществляется без учета индивидуальных особенностей организма ребенка, его сопутствующих заболеваний. В результате, растет число заболеваний хроническим гепатитом, лекарственным поражением почек, зрения и слуха.
Во всем мире основой рационального и безопасного применения лекарственных средств является их клиническое исследование, включающее определение уровня содержания препарата в крови больного. Успешное проведение таких исследований возможно при наличии современной аппаратуры мирового стандарта. Логическим решением этой проблемы является создание информационного фармакологического центра.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Повышение уровня оказания медицинской помощи населению Республики Молдова путем создания информационного фармакологического центра.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Создать информационный фармакологический центр в городе Кишиневе:
а) приобрести компьютерные программы по вопросам фармакологии, необходимые для информирования врачей и обслуживания населения;
б) создать компьютерный банк данных врачей, которым необходима информация, а так же специалистов и фирм, которые могут ее предоставить.

2. После создания базы данных провести конференцию-презентацию по информированию медицинской общественности о целях, задачах и возможностях центра. Затем на протяжении года провести 20 районных (выездных) и 2 городских семинара по вопросам безопасного и рационального применения медикаментов.

3. Издавать и распространять 6 раз в год информационный лист "DRUGS FOR ME", в котором будет подаваться необходимая для врачей информация о лекарственных препаратах, их побочных действиях и совместимости.

4. Проводить 2 раза в неделю консультации для врачей и населения по применению лекарственных средств, о новых лекарственных средствах (в том числе, поступающих по гуманитарной помощи), побочных эффектах и осложнениях от новых и ранее выпускаемых медикаментов, о совместимости и комбинированной терапии.

5. Начать создание научного центра по клиническому исследованию влияния применяемых препаратов на организм человека с целью повышения уровня оказания медицинской помощи населению.

РАБОЧИЙ ПЛАН ПРОЕКТА МЕТОДЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

осуществление информационного поиска по существующим в мире базам данных по вопросам фармакологии;

разработка и создание базы данных о специалистах и фирмах, которым нужна фармакологическая информация и которые могут таковую предоставить;

разработка графика проведения консультаций для медицинских работников и населения;

подготовка и проведение выездных конференций-семинаров в районных больницах;

подготовка и проведение двух городских семинаров;

сбор, анализ и подготовка информации для печати в бюллетене "DRUGS FOR ME".

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выполнение поставленных задач даст возможность:

располагать новой информацией по вопросам фармакологии о доносить ее до всех заинтересованных лиц;

повысить уровень образованности, как медицинских работников, так и рядовых граждан по вопросам применения медицинских препаратов;

быстрее и эффективнее донести необходимую фармакологическую информацию до врачей Республики;

расширить сотрудничество со специалистами и фирмами, занимающимися вопросами фармакологии;

понизить количество ошибок врачей при определении дозы и длительности лечения;

понизить уровень детской смертности;

более эффективно проводить лечение больных;

приступить к созданию научного центра для исследования влияния применяемых препаратов на организм человека.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

Другие статьи

Алгоритм создания социального проекта

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

(по материалам методической литературы)

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологиче­ские процессы конструирования, моделирования, социально­го проектирования. Проектные технологии активно востре­бованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере.

К сожалению, многие государственные и муниципальные учрежде­нии и организации социальной сферы слабо знакомы с механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования, современного социального менеджмента, проектными технологиями, PR-технологиями. Стереотипы «социального иждивенчества» тормозят развитие этих учреждений, заставляя бездействовать и ждать государствен­ных средств под традиционные, зачастую неактуальные и отжившие формы работы, которые не приносят значительного социального эффекта и не решают насущных вопросов социальной политики.

Поэтому сегодня именно государственным и муниципальным уч­реждениям следует активно овладевать проектными технологиями и ста­новиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг.

Успешность того или иного проекта зависит как от индивидуаль­ной или общественной потребности в организации определенной дея­тельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расшире­нии числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Документом, юридически закрепляющим основные цели и задачи уч­реждения, организации, является его Устав, который служит основой для разработки других документов учреждений: концепций, программ, проектов, положений, планов. Между ними существует ряд принципиальных отличий. Концепция - описание основного смысла деятельности. Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единое, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Концепция, как правило, включает следующее:

общие подходы к деятельности; ? анализ сложившейся ситуации;

описание образа желаемой ситуации;

формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности;

обозначение основных направлений деятельности; '

перечисленную и краткую характеристику ведущих программ и; проектов деятельности. Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно-управленческого процесса в учреждении или организации, о задачах, средствах и путях их реализации.

Классификация программ обширна, их различают:

по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, кратко­срочные);

по направленности (комплексные, профильные и др.);

по стратегии (программы развития, деятельности и др.) и т.д. •

Программа, как правило, включает следующие разделы:

1. Аналитическая записка.

2. Обоснование актуальности.

3. Концептуальные основы.

4. Цели и задачи.

5. Кадровое обеспечение.

7. Содержание деятельности.

8. Механизм реализации.

9. Материально-техническое и финансовое обеспечение.

10. Ожидаемые результаты.

11. Планы реализации программы.

12. Список литературы.

Программа позволяет осмысленно получать максимально полезный результат в деятельности учреждения, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития или деятельности.

Однако программа, сама по себе, как правило, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов.

Проект — представляет собой описание конкретной ситуации, которая может быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект - это средство управления деятельностью, наиболее приемлемая, конкретная и выполнимая форма для учреждения, организации.

Проект, как правило, включает следующее:

I, Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).

2.Постановка цели деятельности и конкретных задач.

3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).

4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).

5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.

6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

этапы и конкретные сроки их реализации;

четкие и измеряемые задачи;

конкретные и измеряемые результаты;

планы и графики выполнения работ;

конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его| часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3.Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.

5. Компетентность авторов и персонала - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта - должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель - название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География - территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.

Сроки выполнения - если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.

Учреждение/организация-исполнитель - указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы. » или «Все меры по. оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)

И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта,

его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это - последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.

Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным если:

он раскрывает необходимость выполнения проекта;

в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;

проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

проект поддерживается статистическими и аналитическими дан­ными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические ис­точники;

проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

нет голословных утверждений, минимум наукообразных и спе­циальных терминов; написан кратко и интересно;

четко определен способ решения проблемы.

Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требовании к формулировке цели таковы:

достижимость в рамках этого проекта;

безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

предусмотрение итогового результата проекта;

соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели- важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполня­ются специфическим смыслом.

Задача - это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация об­щей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

Задачавпроекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: под­готовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы со­вершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound - конкретность, исчисляемость, территори­альность, реальность, определенность во времени).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он со­ответствует следующим условиям:

описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, под­дающиеся оценке;

цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточ­ными, частными результатами;

из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной си­туации;

по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;

цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;

постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;

язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Управление и кадры

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и

Раздел можно считать достаточным, если:

четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за оп­ределенные виды работы;

персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалифи­кацией или получает дополнительное обучение до или в процес­се реализации;

механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

Содержание и механизм реализации

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким обра­зом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если содержание представляет собой монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся».

Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов - частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект состоит из одно­го модуля или направления).

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая инфор­мация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятия­ми в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последова­тельности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;

естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод;

нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Является самой важной частью механизма реализации.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязы­ваются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в гра­фической форме, например:

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

Оценка результативности проекта

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта

Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых peзультатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении», то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.

Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.

Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15%населения» или «население стало на 15% милосерднее».

Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п. качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.

Критерии эффективности призваны:

выражать действенность всех видов, форм и методов реализации

отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Можно также пользоваться следующей таблицей критериев.

I Результаты проекта - это то, чего предполагалось достичь, воплотить проект в жизнь.

По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель -это образ предполагаемого результата.

При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

Жизнеспособность проекта (перспективы)

Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.

При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

Финансовое обоснование проекта

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?

Ни какие цели будут израсходованы средства?

Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

Какая есть материально-техническая база?

Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы (членские, родительские); средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсор­ские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно, сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.

Если вы представляете проект на конкурс или ищете социаль­ных партнеров для софинансирования, то необходимо:

знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг ин­тересов данной организации;

дать перечень других источников финансирования и собствен­ных затрат на данный проект;

закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их);

в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников орга­низации или учреждения, ставших инициаторами проекта;

не бороться за благородную идею, которая неизвестно сколько стоит. Такой аргумент неубедителен. Если организаторы не мо­гут оценить финансовые потребности проекта, то они не смогут эффективно распорядиться выделенными средствами. Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во вто­рой — запрашиваемые средства, в третьей - общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проек­ту суммами должно быть 50% на 50%.

Требования к оформлению проекта

1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе принадлежность учреждению и организации, год и место составления

3. Если проект больше 5 страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и номеров страниц.

4. Если в проекте использованы цитаты, то есть сноски на источники, если авторы использовали литературу - в конце приложен список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.

5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страни­цы, главы были бы разделены на смысловые абзацы.

6. Если не требует организатор конкурса или организация, куда вы подаете программу, - не нужно прилагать фотографии или прило­жения (сценарии, анкеты, социальные опросы, отзывы и др.); если это требуется - приложения аккуратно оформляются в формате А4 и нумеруются, после проекта прикладывается список приложений.

7. Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положению/аннотации к конкурсу).

8. Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электрон­ном варианте - дискета обязательно должна быть подписана.

9. Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.

10. Ясно излагается только до конца понятая мысль. В тексте программы употребляются только те понятия, которые можно однозначно вкопать, как можно меньше научных и профессиональных слов.

11. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц текста. Запомните, что ни одна уважающая себя организация не предоставит финансирование под неконкретный проект, если даже он будет состоять из трех томов.

12. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, для кого мы готовим текст.

13. Аннотация проекта (как правило, она необходима) характеризует ваш проект с максимальной четкостью, содержит не более 200-230 слов (I страница), для коротких проектов один абзац (3-10 строк). В краткая информация о заявителе, описание проблемы, цель предполагаемый результат, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат.

14.Финансовые документы прилагаются в конце проекта (сметы, бланки,описания, комментарии к бюджету и др.).

15.Заявки, официальные письма и прочее прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).

Способы привлечения средств к реализации социальных проектов

Специфика социального маркетинга в сфере некоммерческой деятельности заключается в частичном финансировании минимума услуг государством посредством технологии социального заказа и одновременном поиске реальных и потенциальных потребностей общества в услугах, разработке новых форм их удовлетворения, аккумуляции ресурсов различных источников. Поэтому разработка многоканального финансирования и ресурсообеспечения проектов и программ осуществляется за счёт привлечения дополнительных средств и новых источников - это составляющая часть современного социального маркетинга.

Цикл фандрайзинговой деятельности состоит из следующих этапов:

1.Опре деление проблемы, выбор технологии для ее решения и представление на рынок инновационной услуги (продукта), определе­ние ее стоимости.

2. Поиск ресурсов, определение потенциальных источников финансирования.

3. Установление контактов с вкладчиками и благотворителями, полу­чение средств.

4. Бла годарности, аналитические и финансовые отчеты.

В ходе разработки каналов привлечения ресурсов нужно помнить, что фандрайзинг предполагает:

1. Планомерный и систематический сбор средств.

2. Приобретение новых партнеров, друзей.

5. Возможность формирования положительного имиджа организации или учреждения, реализующего проект.

Организаторы проекта должны быть убеждены в его полезности, но нельзя автоматически ожидать, что любой человек разделит ваше мнение. Проектная группа выявляет потенциальный круг благотворителен выясняет кто они и чего хотят, готовит привлекательную информациюо проекте, убедительные аргументы в поддержку проекта и определяет адекватные способы привлечения ресурсов.

Эффективное общение и честность помогут привлечь средства, в этих целях вы можете воспользоваться фандрайзинговыми технологиями такими как: реклама, проведение мероприятий (презентаций, событий) почтовые письменные отправления, общение по телефону, личные беседы, сбор вкладов, создание фонда развития, заем (денег или времени), pабота со средствами массовой информации.

Наиболее эффективной технологией для получения средств от органов государственной власти или фондов является написание заявки ни грант либо участие в конкурсе проектов (по размещению средств).

Реклама эффективна, как правило, в отношении сочувствующих лиц и населения, ее преимущество в том, что можно быстро охватить большое количество людей.

Рассылка писем с предложениями о сотрудничестве считается малоэффективной, если впоследствии не состоится личная встреча. Беседы по телефону и личные беседы эффективны с теми, кто уже оказывал вам поддержку и был доволен результатами вашей деятельности.

Технологии вкладывания, займа, спонсорства эффективны в отношении предпринимателей, крупных промышленных и торговых организаций, которые также хорошо откликаются на предложения о сотрудничестве и социальной рекламы себя через ваш проект.

Рекламные брошюры, буклеты, другая представительская продукция необходимы для формирования положительного общественного мнения как среди потребителей услуг, так и среди благотворителей.

Современные технологии фандрайзинга насчитывают бесконечное число форм и методов привлечения партнеров и финансирования. Ясно одно - никто не даст деньги под пустые обещания потратить их на «благое дело», средства выделяются под конкретные проекты и программы, которые могут дать результаты.

Похожие документы:

взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы. блок-таблицы, матрицы и другие носители. социального проектирования Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — созданиесоциальныхпроектов. Социальныйпроект.

Основы проектной деятельности; технология и алгоритмсоздания творческого проекта. Практическая работа: заполнение дневника. Архитектор (6) Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4) Социальный работник (3) - Предприниматель (5) Преподаватель вуза (3) -.

Рабочая учебная программа

мат­рицы ответственности. Тема 6.4. Информационная технология созданиясоциальногопроекта Практикум. Подготовка докладов по теме. реальные объекты или процессы. 5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности 6. Назначение.

для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом. организаций, посильного участия в социальныхпроектах и мероприятиях, проводимых детско. социологии, социальной и педагогической психологии; • создание условий для социальной деятельности.

для представителей основных (для данного проекта ) социальных групп – работодателей, управленцев, родителей, учащихся. существующей в сфере высшего профессионального образования62. Алгоритмсоздания диагностических средств для оценки качества.