Руководства, Инструкции, Бланки

презентация к диссертационной работе образец img-1

презентация к диссертационной работе образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1880 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Презентация магистерской диссертации

Презентация магистерской диссертации Положения, вынесенные на защиту Основные выводы



Актуальность исследования Актуальность данной магистерской работы можно рассматривать исходя из того, что в 1980-х гг. левые силы в западных странах столкнулись с подлинным идейно-политическим кризисом. Традиционная левая идеология перестала соответствовать новым реалиям общественного развития. В 1980-90-е гг. казалось, что ФСП нашла способы успешно противодействовать этому кризису.



Актуальность исследования В 1997 г. на досрочных парламентских выборах социалистам во главе с Жоспеном удалось придти к власти во главе левой коалиции. Несмотря на популярность проводимой Жоспеном политики, ФСП потерпела сокрушительное поражение на президентских и парламентских выборах 2002 г. Тем не менее, в 2004 г. на региональных выборах и выборах в Европарламент социалисты уверенно победили, а также имели все шансы, по оценкам экспертов, победить на президентских и парламентских выборах 2007 г. Однако и на этих выборах ФСП проиграла борьбу за пост президента. Эти выборы должны были дать ответ на вопрос, удалось ли ФСП преодолеть кризис политической идентичности.



Цель исследования рассмотреть внутренние процессы в ФСП в период с 2002 по 2007 гг. и определить, смогла ли она преодолеть внутренний идейно-политический кризис.



Задачи исследования Установить причины поражения социалистов на президентских и парламентских выборах 2002 г.; Проанализировать внутрипартийную борьбу по вопросам идеологии и стратегии; Охарактеризовать деятельность ФСП по разработке новой программной платформы; Выяснить причины поражения социалистов на президентских и парламентских выборах 2007 г. Рассмотреть формы сотрудничества ФСП с другими силами левого лагеря.



Объект исследования история развития и деятельности на политической арене французской социалистической партии в период с 2002 по 2007 гг.



Предмет исследования непосредственно французская социалистическая партия, её внутренняя жизнь и разработка программной платформы на протяжении 2002-2007 гг.



Методы исследования Общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод, восхождение от конкретного к абстрактному);



Научная концепция ФСП на протяжении 2002-2007 гг. находилась в состоянии внутреннего идеологического кризиса, который заключался в том, что проводимый ею политический курс уже не соответствовал определению «социалистический». В обозначенный период партийным лидерам так и не удалось разработать новую трактовку социализма, которая бы учитывала реалии французского общества XXI века и способствовала решению новых проблем. В связи с этим социалисты не смогли опереться в ходе выборов как 2002, так и 2007 гг. на основательную программную платформу. Более того, ФСП была ослаблена разногласиями среди партийного руководства и разрывалась между течениями.



Научная новизна

    • По данной теме практически отсутствуют научные исследования на постсоветском пространстве.


Положения, вынесенные на защиту Среди основных причин поражения кандидата ФСП Л. Жоспена на президентских выборах 2002 г. следует выделить его решение сделать главную ставку в стратегии борьбы за пост президента на достижения политики «левого реализма», которую проводило его правительство в 1997-2002 гг. Отступление правительства от ряда основополагающих принципов левой доктрины привело к распространению в левом лагере мысли о том, что «левый реализм» превратился в «социал-либерализм». В результате, союзники ФСП по левой коалиции выдвинули своих кандидатов и отняли, таким образом, у Л. Жоспена часть избирателей.



Положения, вынесенные на защиту Главная причина поражения социалистов на президентских выборах 2007 г. состояла в том, что им не удалось представить достойный проект реформ политического и социально-экономического курса страны, способного объединить большинство французов. Отсутствие у ФСП новаторских идей привело к сокращению левого электората, что повлекло за собой неудачу кандидата ФСП. Также С. Руаяль был совершён ряд тактических ошибок в ходе избирательной кампании.



Положения, вынесенные на защиту Что касается взаимоотношений социалистов с другими левыми силами Франции, в целом, все левые партии за обозначенный период потеряли прежние позиции. ФСП укрепила свой господствующий статус в левом лагере. Формы сотрудничества социалистов с другими левыми силами не выходили за рамки электоральных соглашений. Ввиду непреодолимых разногласий объединение левых в единый фронт не представлялось возможным в период с 2002 по 2007 гг.



Выводы Таким образом, главная причина неудач социалистов лежит в отсутствии у ФСП проекта нового общества. Такой проект является лучше гарантией обретения партией солидной социальной и электоральной базы, тогда как гибкая текущая политика или удачная предвыборная стратегия не могут создать прочные позиции партии в обществе. Только от способности ФСП разработать проект создания нового общества зависит, обернутся ли выборы 2012 г. возвратом к власти или же очередным поражением.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Похожие:

Другие статьи

Защита кандидатской диссертации: положения и новые правила, презентация и доклад

Как защитить кандидатскую диссертацию

Условно, диссертационную защиту можно разделить на три этапа:

  1. Подготовка документов.
  2. Непосредственно, защита перед советом.
  3. Подготовка документов для отправки в ВАК.

Защита кандидатской диссертации может состояться по прошествии одного месяца со дня публикации работ диссертанта, в которых ему следует отразить основные результаты проведенного исследования. Отдельно следует отметить, что допуску к защите предшествует предварительное рассмотрение диссертации на кафедре, что называется, предзащита кандидатской диссертации. Ниже приведена информация о том, как защитить диссертацию.

Законодательные новшества
  1. Минимальное количество публикаций по теме исследования в журналах списка ВАК, требуемое от диссертанта для предоставления ему допуска к защите, повысилось. Теперь, претендент на звание кандидата (гуманитарные науки, искусствоведение, экономика), должен к дате защиты обладать, минимум, тремя такими публикациями. Соискателям в других научных сферах обязательно иметь, две авторские публикации по теме исследования, напечатанные в журналах ВАК.
  2. Диссертация предоставляется в совет только лишь на правах рукописи. Ее содержание нигде не должно печататься ранее и после рассмотрения работы, авторские права на нее остаются за диссертантом.
  3. Для госслужащих, занимающих руководящие должности, появился новый пункт: должностному лицу госучреждения запрещено представлять свои работы к защите в советы, которые созданы на базе структур, подведомственных учреждению, где он несет государственную службу.
  4. Использование в работе заимствованных текстов, цитат не допускается без ссылок на источник. Использование материалов, разработанных аспирантом в соавторстве с кем-то, без указания соавтора - стопроцентная гарантия отказа в допуске диссертанта к защите кандидатской работы.
  5. Оппонентские отзывы публикуются в интернете.
  6. Оппонентами диссертанта не имеют права быть работники структур, в коих составлялась его работа, в коих работает сам он, его научный руководитель. консультант. К тому же, оппонентом не станет сотрудник организации, где велись исследования, в коих соискатель участвовал на должности исполнителя, руководителя, работника. Оппоненты обязательно должны работать в организациях не смежных, а совершенно разных, если они работают вообще. То же касается ведущей организации диссертанта. В ее роли не выступит учреждение или предприятие, в коем работает соискатель.
  7. Отзыв от ведущей организации публикуется в интернете.
  8. На публичных информационных площадках, исходный текст кандидатской работы выкладывают за 2 месяца до назначенной даты защиты.
  9. Любые отзывы на диссертации либо автореферат публикуют в интернете.
  10. Любое лицо может заявить о лишении ученой степени. Это можно сделать в течении 10 лет после успешной защиты. Если такое лишение произведено, полнейшие сведения обо всех, причастных к этому уполномоченных лицах публикуется в интернете.

Подробнее о действующих правилах, регулирующих порядок диссертационной защиты, можно узнать, прочитав положение о защите диссертаций .

Презентация

Презентация диссертации отлично дополнит ваш доклад на защите диссертации. Презентации не являются обязательными, но могут быть весомым плюсом в глазах диссертационного совета. Презентацию следует подготавливать тщательно, но без чрезмерного усердия. При создании презентации нужно учитывать, что перенасыщенность спецэффектами, а также слишком затянутое представление не могут быть интересными в данном формате; длинная презентация, скорее наоборот, переутомит диссертационный совет и «вгонит» его в скуку.

Совет состоит из людей преклонного возраста, для которых интерактивные шоу и аудиовизуальные материалы во время защиты научной работы - новинка. Оптимальная длительность продолжительность презентации – 20 минут.

Для создания презентации вам понадобится специально предназначенное ПО и домашний ПК, а для демонстрации - плакаты, проектор и ноутбук.

Процедура

Чтобы в полной мере знать, как проходит защита кандидатской диссертации, нужно изучить саму процедуру.

Заседание совета состоится лишь в случае, если в работе его участие примет не менее 66% от полного состава. Хотя бы по два доктора наук каждой специальности обязано участвовать в заседании.

Решение о том, что соискателю все-таки присуждается ученая степень, будет принято, если его поддержит не менее 66% заседавших.

Защита протекает в формате научной дискуссии; обязательно соблюдаются принципы научной этики. Обсуждение осуществляется в рамках высочайшей требовательности. Обоснованность, как и кристально чистая достоверность рекомендаций, отраженных в работе, подвергается тщательнейшему анализу. Если диссертация представляется не на русском языке, по просьбе соискателя защиту можно провести на языке данной научной работы.

Обязательным является присутствие оппонентов диссертанта на заседании. Разрешается проводить защиту при отсутствии, максимум, 1 оппонента, ежели его отзыв является положительным и при условии, что причина его отсутствия уважительна. Отзыв оппонента, который отсутствует, должен быть оглашен на заседании.

После проводится голосование (тайное). Предварительно, открыто, большинством избирается комиссия для подсчета голосов (минимально - 3 члена совета). Ежели результат положителен, совет примет заключение по научному труду посредством открытого голосования. В этом заключении отобразят результаты исследования, оценят их достоверность, практико-теоретическую значимость, разумеется и новизну; предоставят рекомендации по применению результатов, укажут, критерии, в соответствии с коими диссертация оценивалась. Копию заключения на руки автор получает в течении месяца.

Положения

И все-таки, как защитить кандидатскую диссертацию? Положения, выносимые на защиту диссертации – один из главных элементов научной работы - «соль» диссертации. Их указывают во введении в диссертацию. Обычно это – до 5 пунктов, в коих сжато отображают научные задачи, поставленные и решенные автором и их место, и значение в науке.

Научные положения также можно охарактеризовать, как краткие формулировки выводов, но без описания обоснований, то есть, выводы, сжатые до максимума, в формате «…в ходе исследования выявлено следующее…», «…определено то-то…», «…доказано, что…». Каждый пункт положений должен состоять не более, чем из трех предложений. И именно свои научные положения диссертант на защите будет доказывать диссертационному совету и отстаивать перед оппонентами.

Презентация на тему: Презентация магистерской диссертации

Презентация магистерской диссертации - презентация

1 Презентация магистерской диссертации Презентация магистерской диссертации

2 Тема: Англосаксонские и кельтские мотивы в произведениях Дж.Р.Р. Толкиена. Магистрант Магистрант Кафедры зарубежной литературы Кафедры зарубежной литературы Климентенок Илья Антонович Климентенок Илья Антонович Руководитель: Руководитель: Простаков Виктор Николаевич Простаков Виктор Николаевич

3 Актуальность работы 1. англосаксонские и кельтские литературные традиции вызывают все больший интерес в научных литературных кругах; 2. англосаксонская и кельтская литературы стали неотъемлемой частью университетской программы многих европейских университетов; 3. изучение творчество Дж.Р.Р. Толкиена включено в большинство курсов по истории английской литературе 4. произведения Дж.Р.Р. Толкиена очень популярны и информация о их происхождении будет интересна, как ученым так и простым литераторам.

4 Цели и задачи диссертации: Цель: Установить: присутствуют ли в произведениях Дж.Р.Р. Толкиена англосаксонские мотивы. А, если присутствуют, то установить какие. Сопутствующие задачи: Проанализировать литературную традицию англосаксов. Проанализировать литературную традицию англосаксов. Проанализировать литературную традицию кельтов; Проанализировать литературную традицию кельтов; изучить творчество Дж.Р.Р. Толкиена. изучить творчество Дж.Р.Р. Толкиена.

5 Объект и предмет исследования: Объект исследования: творчество Дж.Р.Р. Толкиена. Предмет исследования: англосаксонские и кельтсие литературные мотивы в произведениях Дж.Р.Р.Толкиена.

6 Научная гипотеза: Дж.Р.Р. Толкиен в своих произведениях «Хоббит», «Сильмариллион», «Властелин колец» использовал элементы англосаксонской и кельтской литературных традиций. Дж.Р.Р. Толкиен в своих произведениях «Хоббит», «Сильмариллион», «Властелин колец» использовал элементы англосаксонской и кельтской литературных традиций.

7 Содержание работы: Глава 1. Англосаксонские и кельтские литературные традиции. Глава 2. Творчество Дж.Р.Р. Толкиена. Глава 3. Мотивы повлиявшие на творчество Дж.Р.Р. Толкиена. Введение Заключение Литература

8 Основные результаты: англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» выступает как прототип повести-сказки Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит». англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» выступает как прототип повести-сказки Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит». на выведение орков Дж.Р.Р. Толкиена вдохновил все тот же «Беовульф», в котором часто употребляется слово «orcneas» в значении чудовища; на выведение орков Дж.Р.Р. Толкиена вдохновил все тот же «Беовульф», в котором часто употребляется слово «orcneas» в значении чудовища; дракон Смог проник в произведения Толкиена из англосаксонской эпической поэмы «Беовульф»; дракон Смог проник в произведения Толкиена из англосаксонской эпической поэмы «Беовульф»; если мы обратимся к героям «Властелина колец», то Голлум имеет свой прототип в Эддах. если мы обратимся к героям «Властелина колец», то Голлум имеет свой прототип в Эддах. предводитель скандинавских богов-асов Один является прототипом волшебника Гэндальфа из «Властелина колец». предводитель скандинавских богов-асов Один является прототипом волшебника Гэндальфа из «Властелина колец».

9 Научная новизна: Англосаксонсая и кельтская культура, литературные традиции полностью не изучены и, поэтому представляют большой интерес как для ученых работающих над этой темой, так и для всех людей, интересующихся этим вопросом. Англосаксонсая и кельтская культура, литературные традиции полностью не изучены и, поэтому представляют большой интерес как для ученых работающих над этой темой, так и для всех людей, интересующихся этим вопросом. Тенденции и мотивы, подвигшие Дж.Р.Р. Толкиена на создание своих произведений тоже полностью не изучены и представляют большой интерес для исследования. Тенденции и мотивы, подвигшие Дж.Р.Р. Толкиена на создание своих произведений тоже полностью не изучены и представляют большой интерес для исследования.

10 Положения, выносимые на защиту: англосаксонская и кельтская литературные традиции выступают как богатейшие литературные культуры раннего Средневековья; англосаксонская и кельтская литературные традиции выступают как богатейшие литературные культуры раннего Средневековья; англосаксонские и кельтские литературные традиции не исчезли с исчезновением этих культур; англосаксонские и кельтские литературные традиции не исчезли с исчезновением этих культур; основу произведений Дж.Р.Р. Толкиена составляют англосаксонские и кельтские мотивы; основу произведений Дж.Р.Р. Толкиена составляют англосаксонские и кельтские мотивы; жанр фэнтези, чьим родоначальником является Толкиен, во многом обязан своим созданием англосаксонской и кельтской литературным традициям. жанр фэнтези, чьим родоначальником является Толкиен, во многом обязан своим созданием англосаксонской и кельтской литературным традициям.

Презентация к уроку на тему: Презентация к магистерской диссертации - quot; Современные формы сопровождения учителя - quot

Презентация к уроку на тему:
Презентация к магистерской диссертации "Современные формы сопровождения учителя"
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Тема магистерской диссертации «Современные формы сопровождения учителя в методической работе школы»
Выполнила студентка 2 курса ПаушеваЕ.А.Научный руководитель: Авво Б.В.

Слайд 2
Закон «Об образовании» Глава 5 Статья 55
«При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…».

Слайд 3
Тема работы «Современные формы сопровождения учителя в методической работе школы».Объект – методическая работа школыПредмет – современные формы сопровождения учителя.Проблема исследования состоит в следующем: как помочь учителю организовать свою работу в новом образовательном пространстве?Гипотеза: методическая работа в школе в настоящее время непродуктивна, поскольку формы сопровождения учителя не соответствуют потребностям современных педагогов.Цель – анализ и теоретическое обоснование существующих форм сопровождения учителей и создание методических рекомендаций по организации работы новой формы сопровождения.

Слайд 4
«Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.«педагогическую компетентность учителя -его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития». В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики».

Слайд 5
Формы сопровождения учителей начальных классов:педагогическая консультация; организация встреч с авторами учебно-методических комплектов для начальной школы;педагогическая студия;Формы сопровождения молодых специалистов:педагогическая консультация; организация встреч с авторами учебно-методических комплектов для начальной школы;педагогическая студия;Индивидуальный образовательный маршрутЗанятия в Школе молодого специалистаОрганизация обратной связи "учитель – наставник – методистСодействие в подготовке к конкурсам, фестивалямОрганизованное посещение и анализ уроков;

Слайд 6
«Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей.Консультирование - взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом». Супервизия - профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; способ создания психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности.

Слайд 7
Комплексное сопровождение:изучение потребностей учителейвыбор современных форм сопровождения с учетом андрагогических принципов включение педагогов в единую информационную сеть

Слайд 8
Школьный методический кабинетПедагог-наставникПсихологическое сопровождение

Слайд 9
«Служба поддержки учителя»создается на добровольной основе, каждый желающий может предложить свои услуги. состав этой службы :методист новаторсоциальный педагогкоординатор по обучению педагогов психолог компьютерный специалист

Слайд 10
«Служба поддержки учителя»возможны риски, поскольку школьные сотрудники не в состоянии выполнить весь объем функций данной службы, также как и сотрудники, работающие по договорунеобходимо продумать вопрос финансирования

Слайд 11
Спасибо за внимание!

Презентация защиты магистерской диссертации - Презентация 3826-1

Презентация защиты магистерской диссертации

Культура шаровидных амфор на территории беларуси >>

Презентация защиты магистерской диссертации. Минск – 2006/2007.

Слайд 1 из презентации «Культура Беларуси» к урокам истории на тему «Всемирная история»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Культура Беларуси.ppt» можно в zip-архиве размером 4174 КБ.

Всемирная история

краткое содержание других презентаций о всемирной истории

«США 19 век» - Рабочее движение. Железные дороги в США. 1870. Чётко обозначилась специализация с/х. В конце XIX века завершилось формирование рабочего класса. Объединяла трэд-юнионы квалифицированных рабочих США и частично Канады. АФТ – наиболее влиятельный профсоюз (возник в 1886). «Грейндж». Фермерское хозяйство.

«Немецкая национальная одежда» - Считалось, что Бог любит белый цвет. Знаете ли вы об особенностях немецкой национальной одежды? Знаете ли вы об особенностях чувашской национальной одежды? Объект исследования: Вывод. Чувашские наряды. Чувашская одежда. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Немецкие наряды. Наблюдение Описание Анализ теотретической литературы Практическая работа.

«Семь чудес света» - К таблице. Семь чудес света - знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Мавзолей в Галикарнасе. Конкорд. Храм Артемиды в Эфесе. Асуанская плотина. Семь чудес света. Презентация по истории, 5 класс МОУ СОШ № 5, г. Светлый Автор – Былба Екатерина Владимировна. Аэропорт кансаи.

«Письменность» - Письменность Древнего Египта. Причины возникновения письменности. Эволюция письма. Идеография. Qlypho (надписи). Развитие науки и культуры. Стебли папируса Папирус – водный травяной цветок. Вид письменности. Hieros (священный). Иероглиф- отдельное слово. Проект «Письменность как признак развития цивилизации».

«Художественная культура Китая» - В живописи 15-17 вв. прочно сохранялись старые традиции. План: Изобразительное искусство Музыка Театр и кино. Китайская музыка – одна из древнейших в мире. Театральное искусство Китая связано в своих истоках с народным песням и плясками. Китай. Значительные успехи достигнуты также в области музыки для кино.

«Война за независимость» - 1775 – 1783 гг. – Война за независимость. Война за независимость. США – президентская республика. Законодательная власть. Население Америки в годы войны. Бенджамин Франклин. Схема органов власти. Лоялисты – противники независимости. Томас Джефферсон. Исполнительная власть. 1774 г. – Первый Континентальный конгресс в Филадельфии.

Всего в теме «Всемирная история» 22 презентации

Презентация к диссертационной работе образец

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИИ

Проверьте диссертацию, автореферат или статью на плагиат! Недовольны результатом? Закажите повышение уникальности текста на бирже рерайтинга!

Презентация к защите

На защите диссертации некоторые соискатели учёной степени полагают, что если они подготовят «грандиозную» презентацию с плакатами, проекторами, аудиовизуальными эффектами и прочими свистелками и перделками, то им сразу присудят докторскую степень вместо кандидатской…

Однако эти энтузиасты начисто забывают про overkill effect ? то есть, массивное, чрезмерное и излишнее использование какого-либо средства для достижения скромной цели. Действительно, многие учёные секретари диссертационных советов заранее предупреждают соискателей, чтобы не нагружали и не напрягали членов диссовета своими «супер-дупер» презентациями, а сосредоточились на докладе. на который отводится всего лишь 8-15 минут времени.

Тем не менее, иногда без презентации вообще не обойтись. В этом случае необходимо подготовить заранее необходимые аудиовизуальные средства для показа презентации (проектор, ноутбук, слайды, плакаты со схемами и графиками, которые можно нарисовать с помощью сервиса www.gliffy.com — альтернатива MS Visio: онлайн-сервис для рисования схем и диаграмм), а также подготовить раздаточный материал на тот случай, если техника откажет. Количество слайдов или плакатов в Вашей презентации лучше сократить до минимума. Их общее количество не должно превышать 10. В противном случае, если их будет больше, их просто перестанут воспринимать присутствующие на защите.

Представляемые материалы не должны быть слишком яркими или содержать цвета в стиле «ультра». Рекомендуемые образцы Вы можете посмотреть на сайте http://prezentacii.com. Одноцветные или умеренно-раскрашенные плакаты или слайды будут вполне уместны. И, составляя композицию плакатов или слайдов, следует позаботиться, чтобы их презентация следовала в концептуальном порядке. Кроме того, представляемые материалы должны дополнять доклад соискателя учёной степени на защите диссертации, а не vice versa (наоборот).

Удачи на защите!

Подготовка презентаций (рекомендации)

Подготовка презентаций (рекомендации)

Приведённые ниже рекомендации по поготовке выступлений и презентаций адресованы, главным образом, студентам и аспирантам.

Типы презентаций

Прежде чем приступать к подготовке презентации, необходимо определить целевую аудиторию и продолжительность выступления. От этого будет зависеть всё построение презентации. Презентация одной и той же работы на 5 минут и на полтора часа — это две разные презентации; первая не делается простым выбрасыванием слайдов из второй.

Рассмотрим наиболее типичные частные случаи.

Защита дипломной работы

Это наиболее короткая презентация, 5–10 минут. Необходимо сосредоточиться на постановке задачи и перечислении собственных результатов. Аттестационной комиссии должно стать понятно: была какая-то сложная проблема, Вы усердно поработали над её решением, и что-то удалось улучшить. Члены комиссии могут плохо разбираться в специфике и даже терминологии именно Вашей работы, поэтому не надо говорить о технических деталях. В то же время, на слайдах эти детали могут быть показаны в виде довольно сложных формул, таблиц, графиков. Рекомендуется цветом или жирным шрифтом выделять те их ключевые фрагменты, на которых Вы останавливаетесь при обсуждении. Например, Вы говорите: «в этом функционале введено штрафное слагаемое, позволяющее…». Штрафное слагаемое можно выделить цветом; но объяснять саму формулу — излишняя детализация и пустая трата драгоценного времни. Если она кого-то заинтересует, то он задаст вопрос или обратится за деталями к основному тексту работы. На защитах обязательно надо подчёркивать, что именно в работе предложено лично автором. С другой стороны, здесь не место для излишнего самовыражения. Приветствуется строгий стиль презентации (оптимально — чёрный на белом фоне) и чёткая речь без единого лишнего слова.

Защита диссертации

Кандидатская — 15–20 минут, докторская — 30–45 минут. Казалось бы, появляется время на то, чтобы остановиться на некоторых технических деталях. Однако, и объём работы существенно больше. Про каждую решённую задачу приходится говорить так же конспективно: постановка, зачем нужна, что получилось. Только в самых интересных случаях, которыми автор гордится особо, можно сказать примерно следующее: «Идея метода (доказательства, алгоритма) заключается в том, чтобы…». Чем выше ранг защиты, тем выше требования к актуальности решённых задач, новизне и нетривиальности предагаемых методов решения. Поэтому обязательно надо подчёркивать такие детали: сколько лет эта проблема оставалась открытой до Вас, какие возможности открывает её решение, во сколько раз возросло качество решения, и т.п. Разумеется, самовыражение также не приветсвуется.

Доклад на научной конференции

Типичное выступление на конференции занимает 20 минут. Это оптимальное время для того, чтобы рассказать об одном завершённом исследовании, успев раскрыть наиболее важные технические детали. Презентация ориентирована на подготовленного слушателя, который уже в теме. Поэтому излишняя популяризация и вступительные фразы «о пользе полезного» неуместны. Степень детализации должна определяться тем, сколько человек (по Вашей субъективной оценке) способны понять Ваши объяснения. Желательно, чтобы каждый слайд и каждая идея были поняты хотя бы половиной аудитории. Пара шуток в течение доклада, подчёркивающих Вашу индивидуальность и вносящих некоторое оживление, вполне уместны. Дизайн слайдов должен быть строгим; ничто не должно отвлекать от понимания сути самой работы.

Популярный доклад

Доклад для неподготовленной аудитории должен быть максимально популярным и ярким. Время такого доклада может варьироваться от 10 минут до полутора часов. В любом случае необходимо очень доходчивое введение в проблему, с самого начала мотивирующее слушателей быть внимательными. Желательно, чтобы в начале доклада была интрига, которая будет объяснена ближе к концу. Не менее важно адекватное понимание, зачем слушателям данной аудитории нужны те знания, которые Вы им собираетесь сообщить. Если времени достаточно много, можно сделать исторический экскурс со старыми фотографиями и портретами знаменитых учёных. Красивые иллюстрации, продуманный дизайн слайдов и артистическое самовыражение докладчика желательны, так как удерживают внимание аудитории. Доклад должен быть насыщен полезными и нетривиальными фактами, но рассказывать их надо без технических деталей. Это самая важная особенность данного жанра презентаций — надо уметь выразить самую суть настолько доходчиво, чтобы понял даже школьник.

Бизнес-презентация для клиента (заказчика)

Это сложный жанр, так как слушатель, скорее всего, будет максимально пристрастным. Если Вы пытаетесь продать свою услугу, то покупатель вправе требовать обоснований, почему он должен купить её именно у Вас. Продолжительность презентации и состав слушателей, как правило, известны заранее. Поэтому презентация должна быть максимально точно рассчитана на степень подготовленности конкретных людей. Подача материала на слайдах должна быть профессиональной с точки зрения дизайна. Диаграммы, схемы, графики и прочие виды деловой графики приветствуются. Слайды должны демонстрировать, что Ваша компания накопила огромный профессиональный опыт, рассказать о котором в одной презентации просто немыслимо. Излишнее наукообразие не привествуется. Формулы допустимы лишь в крайних случаях (например, если вы продаёте методику расчёта доходности). Речь должна быть максимально доходчивой; впечатление, что Вы хотите запутать слушателя, равносильно провалу.

Бизнес-презентация для партнёра

Продолжительность презентации — договорная. Предполагается, что слушатель настроен дружественно, и, скорее всего, будет вникать во все детали и задавать вопросы, пока не добьётся полной ясности. Хорошим тоном в этой ситуации является экономия времени Вашего партнёра. Поэтому слайды и структуру выступления необходимо тщательно продумать так, чтобы провести слушателя шаг за шагом, от простого к сложному, по всем деталям презентуемого проекта. Здесь неуместны рассуждения о пользе полезного, так как в общих вопросах партнёр, скорее всего, осведомлён не хуже Вас.

Выступление на семинаре

Стиль презентации зависит от того, сколько времени Вам выделено. Это нечто среднее между выступлением на конференции и презентацией для партнёра. Слушатель максимально дружественен. Ваша цель — добиться полного понимания у всей аудитории. Поэтому презентация должна плавно переходить от популярного введения к более сложным техническим деталям. Дизайн слайдов должен быть простым и строгим (оптимально — тёмный на белом); ничто не должно отвлекать от понимания сути работы.

Лекция

В типичном случае полтора часа. Выступающий имеет максимальную свободу выбора средств для раскрытия темы; но и удерживать внимание аудитории на протяжении длительного времени гораздо сложнее. Чтобы слушатели не потеряли живой интерес к предмету, в самом начале неплохо объяснить, зачем всё это нужно, коротко рассказать про области применения, и на протяжении всей лекции время от времени возвращаться к этим примерам, демонстрируя связь теории и практики. Дизайн слайдов должен быть простым и строгим (оптимально — тёмный на белом); ничто не должно отвлекать от понимания содержания лекции.

Рекомендации Советы начинающим
  • Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, запишите и выучите свою речь наизусть. Запись выступления на 7 минут занимает примерно полторы страницы текста (формат А4, шрифт 12pt).
  • Имеет смысл быть аккуратным. Неряшливо сделанные слайды (разнобой в шрифтах и отступах, опечатки, типографические ошибки в формулах) вызывают подозрение, что и к содержательным вопросам докладчик подошёл спустя рукава.
  • Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада. На защитах необходимо также указывать фамилию и инициалы научного руководителя и организацию. На конференциях — название и дату конференции. Это делается в том числе и для того, чтобы при обмене файлами с коллегами и при выкладывании в Интернете назначение презентации было понятно без дополнительных комментариев.
  • Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
  • Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
  • Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
  • Не проговаривайте формулы словами — это долго и безумно скучно. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновремено записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.
  • Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты, на лекциях — до 5 минут. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.
  • На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего.
  • Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: «По горизонтальной оси отложено …, по вертикальной оси — …, видно, что…».
  • При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соотвествуют строки, а чему — столбцы.
  • Вводите только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого использования (как и в статьях). Если объяснение некоторого результата требует цепочки из 20 определений, то необходимо найти способ объяснить это короче.
  • Громоздкие обозначения надо всячески упрощать, избавляясь от лишних индексов, крышечек, тильдочек, и т.п. Никто не заставляет Вас придерживаться в точности тех же обозначений, которые введены в статье или диссертации. Там это наверняка оправдано, а здесь надо быть проще.
  • В коротком выступлении нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами — время дорого. В лекции, наоборот, можно (и часто нужно) возвращаться к наиболее важным идеям, рассматривая их с новых точек зрения. Как говорил Фейнман в своих лекциях по физике, «мы понимаем явление, если находим ему несколько различных объяснений».
  • Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели; достаточно ли у них специальных знаний, чтобы её понять? Непонятные фразы следует безжалостно изымать из презентации.
  • Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление.
  • Последний слайд с выводами в коротких презентациях проговаривать не надо. Вы только что всё это говорили, во второй раз будет звучать как занудство. Другое дело — лекция или выступление на семинаре, когда сказано было так много, что слушатель может растеряться: а что же самое главное… В таком случае необходимо резюме, «сухой остаток».
Сколько примерно времени уйдёт на подготовку презентации?

Разумеется, это зависит от продолжительности выступления (числа слайдов) и степени готовности иллюстративного материала.

  • Допустим, что речь идёт о защите выпускной работы; материал готов, но презентацию надо целиком сочинять «с нуля», и опыта у Вас нет. Тогда в типичном случае придётся потратить один или два дня до обсуждения с шефом и ещё один день на переделку всего после обсуждения. Короче, три дня запланировать нужно.
  • Не надо думать, что хорошую презентацию можно сделать за три часа накануне выступления. Это пахнет провалом.
  • Готовую презентацию надо просмотреть внимательно семь раз; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или «некрасивостей».
  • Это всё были рекомендации на тот случай (увы, наиболее распространённый), когда Вы в цейтноте. На самом деле лучше сделать презентацию за один день и оставить себе три недели на скрытую работу подсознания. На протяжении этого времени Вы будете периодически мысленно возвращаться к своему выступлению и каждый раз понимать, что ещё какую-то вещь можно рассказать гораздо короче и понятнее. Иногда приходится полностью переделывать ту последовательность изложения, которая сначала казалась оптимальной.
Иерархическая модель мышления

Человеческое мышление иерархично, или, если угодно, фрактально. Пытаясь понять тему, человек выделяет несколько идей как самые главные (более 5–7 одновременно в голове не удержать, реально — 3–4). Чтобы каждую из них понять поглубже, он их разбивает на более простые под-идеи; те в свою очередь на ещё более простые идеи. И так далее. Всю иерархию идей целиком в голове не удержать, поэтому где-то она неминуемо обрезается. При этом мелкие технические подробности так и остаются непонятыми, однако без особого ущерба для целостного восприятия всей картины. Вся эта работа производится каждым слушателем индивидуально и полуосознанно в процессе восприятия выступления. По сути дела, выступление — это передача «иерархии идей» от человека к человеку. Многие принципы ясного изложения направлены на то, чтобы передавать эту иерархию в наиболее явном виде. Слушатель не должен тратить своих ментальных усилий на «восстановление» иерархии идей из неструктурированного потока фраз. Это достигается различными техническими приёмами:

  • Название доклада на первом слайде должно отражать самую главную идею, то есть соотвествовать вершине иерархии.
  • В начале выступления желательно привести содержание доклада. Оптимально — три пункта, в каждом — три подпункта. Это структура работы, два верхних уровня иерархии. Если выступление короткое, проговаривается только верхний уровень.
  • Наиболее сложные участки выступления лучше разбивать на шаги или этапы, предваряя их очень простым слайдом со списком шагов. Например: «Предлагаемый метод заключается в выполнении трёх шагов:…» или «Есть три причины, по которым стандартный подход не оптимален. Рассмотрим каждую из них в отдельности». Если этих вспомогательных фраз не говорить, содержание доклада не изменится; однако восприниматься он будет гораздо тяжелее.
  • Важные идеи верхних уровней обязательно должны быть отражены на слайдах и сказаны словами. Если идея «проскакивает» только на слайде — это верный признак её второстепенности.
  • В течение выступления можно несколько раз сказать «основная идея в том, чтобы…». Но злоупотреблять этой фразой не стоит.
  • Наиболее важные слова, идеи, фрагменты можно выделять цветом на слайде, чтобы они сразу бросались в глаза. Этим тоже нельзя злоупотреблять.
Ещё несколько тонкостей
  • Речь и слайды не должны совпадать, тогда презентация станет «объёмной». Речь должна быть более популярна и образна. Слайды должны содержать больше технических подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. В коротком выступлении в них можно тыкать по ходу изложения, но при этом не надо останавливаться на объяснении всех мелочей.
  • Первые же фразы должны интриговать. Например, можно сказать о том, насколько сложной или насколько важной является данная задача, или о том, насколько неожиданным будет решение — это позволит удержать внимание слушателей до конца. Но тогда концовка действительно должна оказаться нетривиальной — иначе слушатель будет разочарован.
  • После того, как достигнете совершенства по всем вышеперечисленным пунктам, научитесь смотреть людям в глаза и понимать по ходу дела, кто что не понял.
Этапы подготовки презентации
  1. Составление плана презентации, выделение основных идей первого и второго уровня. Структура научной презентации примерно такая же, как и структура научной статьи:
    • постановка задачи;
    • известные ранее результаты и проблемы;
    • критерии, по которому предполгается оценивать качество решения;
    • цели данной работы;
    • основные результаты автора;
    • условия и результаты экспериментов;
    • на последнем слайде — перечисление основных результатов работы.
  2. Продумывание каждого слайда (на первых порах это можно делать вручную на бумаге), при этом важно ответить на вопросы:
    • как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации?
    • что будет на слайде?
    • что будет говориться?
    • как будет сделан переход к следующему слайду?
  3. Изготовление презентации с помощью одной из перечисленных ниже систем.
Дело техники MS PowerPoint

Наиболее частый выбор. Если на слайде много формул, рекомендуется набирать его полностью в MS Word (иначе формулы приходится размещать и выравнивать на слайде вручную). Для этого удобно сделать заготовку — пустой слайд с одним большим Word-объектом «Вставка / Объект / Документ Microsoft Word», подобрать один раз его размеры и размножить на нужное число слайдов. Основной шрифт в тексте и формулах рекомендуется изменить на Arial или ему подобный; шрифт Times плохо смотрится издалека. Обязательно установите в MathType основной размер шрифта равным основному размеру шрифта в тексте. Никогда не выравнивайте размер формулы вручную, вытягивая ее за уголок. В серьёзных научных презентациях не следует использовать эффекты анимации. Это средство привлечения внимания для дурачков. Коллеги на конференциях и члены комиссии на защитах могут обидеться, что к ним это применяют…

MS Word

MS Word тоже пойдет. Установите ориентацию страниц landscape, сделайте поля поменьше, установите размер основного шрифта около 25. Очень хорошо, когда на каждом слайде внизу написан номер текущего слайда и сколько слайдов всего. Word позволяет сделать это с помощью колонтитулов. Рекомендуется сначала создать образец чистой страницы с установленным размером шрифта, полями, колонтитулами и заголовком, и потом копировать его для каждого нового слайда. Готовую презентацию лучше показывать не в самом Word'е, а записать документ в PDF-файл и во время презентации использовать полноэкранный режим Acrobat Reader.

LaTeX-овский пакет beamer

Несомненно, это наиболее профессиональный выбор. LaTeX -овский пакет beamer на порядок превосходит средства Microsoft Office по качеству результата. Рекомендуется освоить его всем, кто собирается заниматься наукой и дальше — на конференциях и защитах beamer'ские презентации производят очень хорошее впечатление. Презентация стандартным образом переводится в формат PDF и показывается в полноэкранном режиме с помощью Acrobat Reader'а.

Есть несколько тонкостей использования beamer.

  1. Единственный правильный способ компиляции — DVI>PS>PDF. Все остальные приводят к тем или иным ошибкам.
  2. Наиболее правильный способ вставки картинок — как файлов EPS (Encapsulated PostScript).
  3. Рисунки типа графиков функций лучше вставлять как векторную графику, а не как растровую.

Многие программы умеют сохранять свою графику в формате EPS.

Matlab тоже умеет, но при этом вместо русских букв в EPS-файле оказывается ерунда. Эту проблему можно обойти, если график распечатать на виртуальном PDF-принтере, и затем использовать Acrobat Distiller, чтобы из PDF-страницы вырезать кусок с графиком (функция Tools/Crop) и затем экспортировать его в файл EPS.

ChartLib умеет сохранять EMF-файл, который затем можно сконвертировать в EPS. Фокус с PDF-принтером также проходит.

Если нужно вставить растровое изображение, то рекомендуется сначала записать его как PNG-файл, затем сконвертировать в EPS утилитой bmeps, которая входит в состав MiKTeX.

С растровыми изображениями типа скриншотов или графиков лучше работать через формат PNG, а с фотографиями — через формат JPEG, он также поддерживается утилитой bmeps:

Растровые изображения, вставленных как png, при выводе pdf-файла могут оказаться размазанными, как будто изображение сконвертировали в JPEG с потерей качества. Эта беда лечится программой GhostScript (отвечающей за преобразование PS>PDF), которой надо в командной строке передать опцию -dPDFSETTINGS=/prepress. Например, в Windows команда вызова GhostScript выглядит так:

где %N — имя компилируемого tex-файла без расширения.

См. также Ссылки
  • Mike Dahlin. Giving a Conference Talk. University of Texas at Austin. May 10, 2006.
  • Алексей Каптерев. Смерть через PowerPoint (6 минут видео).
  • Алексей Каптерев. О мастерстве презентации (2.5 минут видео).
  • Алексей Каптерев. Что такое правильная история (19 минут видео).
  • Алексей Каптерев. Анонс курса «Мастерство презентаций» (12 минут видео).
  • Chicken chicken chicken — некоторые шаблоны, часто употребляемые в научных презентациях (4 минуты видео).