Руководства, Инструкции, Бланки

приказ о внутреннем финансовом контроле бюджетного учреждения образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1147 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Внутренний контроль в бюджетном учреждении

Внутренний контроль в бюджетном учреждении

Внутренний контроль в бюджетном учреждении нужно утвердить локальным актом. Учреждение само решает, как разработать такой документ и что в него включить.

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении – пример

Инструкцией по применению Единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н ) предусмотрено, что порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть утвержден локальным актом (разработано соответствующее положение о нем). Однако в нормативных документах этому вопросу почти не уделено внимания, поэтому учреждению нужно самостоятельно решить, как разработать такой документ и что в нем должно содержаться.

Прежде всего рекомендуется создать отдельное структурное подразделение, которому будет поручен внутренний контроль в бюджетном учреждении. Это может быть отдел, служба, департамент и т. д. Создание такого подразделения утверждается решением руководителя бюджетного учреждения, в котором (либо в отдельном положении) необходимо определить цель и направление деятельности службы.

Также важно прописать, кому подчиняется новое подразделение, с какими службами взаимодействует. Остановимся подробнее на некоторых важных аспектах, которые должны быть включены в положение о службе внутреннего контроля.

Задачи и функции службы, которой поручен внутренний контроль в бюджетном учреждении

Основные задачи службы финансового контроля:

  • обеспечение руководителя достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности различных подразделений учреждения по результатам контроля;
  • оперативные рекомендации органам управления по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, контроль за их устранением.

Функции службы внутреннего финансового контроля можно сформулировать следующим образом:

  • осуществление финансового контроля (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по разработанным направлениям согласно ежегодно утверждаемому руководителем плану;
  • проведение экспертизы заключаемых учреждением хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;
  • оказание методической помощи работникам при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, консультирование по вопросам финансового, налогового, бухгалтерского и иного законодательства;
  • оказание помощи руководству в разработке технических заданий, плана ФХД, смет доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности, оценке предложений внешних аудиторских организаций.
Права и обязанности

Служба внутриведомственного финансового контроля осуществляет внутренний контроль в бюджетном учреждении и имеет право:

  • получать документы учреждения (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц учреждения по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;
  • привлекать соответствующих специалистов подведомственных учреждений для оказания содействия в проведении финансового контроля.

Далее перечислим обязанности службы, которые следует закрепить в положении о службе внутреннего финансового контроля:

  • соблюдать при осуществлении финансового контроля требования положения о службе внутреннего контроля в бюджетном учреждении и иных актов законодательства;
  • составлять отчеты в соответствии с установленными требованиями;
  • проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;
  • соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении финансового контроля;
  • в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении учреждению убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом руководителю учреждения и делать соответствующую запись в аудиторском отчете;
  • участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.
Полномочия специалистов службы

Как правило, контрольные функции возлагаются на аудиторов, финансовых контролеров. Квалификационные требования к профессиональной подготовке сотрудников службы финансового контроля, их права и обязанности регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или рядом других нормативных документов. Их полномочия также должны быть закреплены приказом (распоряжением) руководителя о создании службы либо отдельным положением о службе внутреннего контроля.

Внутренние контролеры могут проверять:

  • выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы доходов и расходов по предпринимательской и приносящей доход деятельности учреждения;
  • выполнение госзадания на оказание государственных услуг;
  • соблюдение принципов ведомственного управления;
  • состояние бухгалтерского учета и отчетности;
  • правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • соблюдение законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности;
  • процедуры размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • состояние активов.

Руководителем службы финансового контроля могут быть определены иные направления проверок в соответствии с законодательством исходя из профиля подведомственного учреждения. При этом сотрудники данного отдела будут нести ответственность за:

  • искажение результатов проведенных ими проверок;
  • несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну учреждения, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств;
  • обеспечение сохранности и возврата полученных документов.

Служба финансового контроля отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверок, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Основными условиями независимости службы финансового контроля являются назначение и освобождение руководителя этой службы и ее сотрудников от занимаемых должностей, установление им размеров заработной платы и других выплат по решению руководителя службы внутриведомственного финансового контроля. Следует предусмотреть, что данная служба подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

Внутренний контроль в бюджетном учреждении – программа проверки

Ежегодно руководитель учреждения утверждает план проведения проверок. Его формирует и представляет служба финансового контроля. Непосредственно при направлении сотрудников на проверку утверждается специальная программа проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В ней нужно отразить важные ключевые моменты.

Подлежащие проверке сегменты

Программа проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения может включать рассмотрение:

  • своевременности и целесообразности проведения процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждения;
  • правил бухгалтерского учета и представления в бухгалтерской отчетности объектов учета, которые не установлены стандартами и инструкциями;
  • порядка бухгалтерского учета, в случае когда нормативные акты допускают альтернативный порядок бухгалтерского учета, и формирования показателей отчетности;
  • перечня дополнительных аналитических показателей об имуществе и обязательствах на забалансовых счетах;
  • корреспонденции счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций дополнительно к перечню, установленному инструкцией по бухгалтерскому учету;
  • методики бухгалтерского учета отдельных объектов учета;
  • форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.
Источники информации при проведении проверки

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения источниками информации могут быть:

  • учредительные и иные документы, определяющие организационно-правовую форму проверяемого объекта, функции учреждения;
  • государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет выделенных субсидий;
  • протоколы конкурсных и аукционных комиссий, котировочные заявки и другие документы по размещению заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • уведомления о выделенных денежных средствах, план финансово-хозяйственной деятельности, смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
  • регистры бухгалтерского учета учреждения, первичные и иные бухгалтерские, учетные и расчетно-платежные документы;
  • выписки казначейства;
  • бухгалтерская, налоговая и иная отчетность;
  • штатное расписание, приказы руководителя по личному составу и другие документы, являющиеся основанием для оплаты труда;
  • государственные контракты и другие договоры, соглашения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, предусматривающие расходование средств;
  • материалы по выбору поставщиков товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов, аукционов либо запросов котировок;
  • реестр государственных контрактов;
  • материалы (результаты) инвентаризаций;
  • материалы предыдущих проверок учреждения, проведенных органами государственного финансового контроля;
  • правовая, экономическая и статистическая информация, относящаяся к деятельности учреждения;
  • другие документы.
Проводимые процедуры

Контролеры могут проверить:

  • соответствие деятельности учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам;
  • правильность организации бухгалтерского учета и составления плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, законность использования средств;
  • наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • исполнение процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд, а также исполнение участниками-победителями договорных условий.
Проверка реализации целей учреждения

Еще один элемент, на котором основан внутренний контроль в бюджетном учреждении – проверка реализации целей учреждения.

Требования, установленные учетной политикой учреждения, обязательны для всех структурных подразделений бюджетного учреждения (в том числе выделенных на отдельный баланс) и сотрудников. При наличии в учреждении филиалов, структурных подразделений, осуществляющих самостоятельный учет хозяйственной деятельности, в учетной политике отражаются особенности ведения ими бухгалтерского учета.

Служба внутреннего контроля может проводить проверку реализации целей, ради которых были созданы данные учреждения. Остановимся на основных нюансах этой специфической проверки подробнее. В этом случае проверка может включать рассмотрение:

  • документов головного учреждения в части организации производственного (учебного, научного и т. п.) процесса;
  • требований к качеству государственных услуг, оказываемых структурными учреждениями;
  • лицензий, разрешений и иных документов по обеспечению соответствующих видов деятельности;
  • обеспеченности основного персонала материально-техническим оборудованием;
  • санитарных и иных норм, установленных для обеспечения производственного процесса в соответствующих отраслях.
  • учредительные документы учреждения;
  • наличие положения о бюджетном учреждении (устава), его регистрацию в соответствующих организациях;
  • не ведет ли учреждение деятельность, не предусмотренную учредительными документами;
  • соответствуют ли договоры, служебные контракты, должностные регламенты и иные аналогичные документы должностных лиц нормам действующего законодательства;
  • наличие документов, подтверждающих выделение в доверительное управление имущества;
  • есть ли все необходимые разрешительные документы (лицензии, подтверждения об аттестации, аккредитации) на деятельность, которую ведет учреждение. Все ли требования выполняются в полном объеме.

Проверяются документы руководителя, главного бухгалтера учреждения, материально ответственных лиц, а также сотрудников, принятых на работу в течение проверяемого периода. Результаты контрольных мероприятий отражаются в таблице 5 Пояснительной записки (ф. 0503760).

Н. Гусева,
главный бухгалтер Росфиннадзора

Видео

приказ о внутреннем финансовом контроле бюджетного учреждения образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении

    Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении

    Положению о внутреннем контроле в нормативных актах уделяется не много внимания. Данный материал поможет грамотно составить этот важный документ.

    Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

    Одно из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения – правильно организованный внутренний финансовый контроль в бюджетных учреждениях.

    Система финансового и хозяйственного надзора в учреждении включает:

    • нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;
    • субъекты, то есть должностных лиц, ведущих надзор;
    • объекты надзора;
    • виды, формы и методы финансового и хозяйственного надзора;
    • целенаправленное руководство финансовым и хозяйственным контролем;
    • планирование деятельности в области надзора.

    При организации муниципального финансового контроля в учреждении следует обратить внимание на сложившуюся практику, а также руководствоваться нормами:

    • Бюджетного кодекса РФ;
    • Налогового кодекса РФ;
    • Трудового кодекса РФ;
    • Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • отраслевых и ведомственных инструкций;
    • локальных нормативных актов.

    Все новации законодательства – в статьях и сервисах журнала «Учет в учреждении». Не забудьте оформить подписку !

    Основные задачи внутреннего контроля

    Он направлен на проверку в учреждении:

    • соблюдения федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;
    • исполнения приказов и распоряжений руководителя учреждения;
    • законности совершения кассовых операций ;
    • организации учета и обеспечения сохранности имущества;
    • соответствия операций регламентам и полномочиям сотрудников;
    • наличия внутрихозяйственных резервов и принятия мер к их использованию в интересах обеспечения деятельности учреждения;
    • соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учете;
    • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
    • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности ;
    • предотвращения ошибок и искажений в учете;
    • причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, а также мер их устранения, предупреждения и своевременного возмещения причиненного ответственными лицами материального ущерба;
    • опыта практического применения и совершенствования действующих положений, инструкций и иных актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения.
    Положение о внутреннем контроле

    В Положении определяются организация финансового надзора, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние. В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н порядок организации и обеспечения (ведения) субъектом учета финансового контроля утверждается на основании акта субъекта учета, устанавливающим в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета. Таким образом, наиболее правомерным представляется утверждение положения о внутреннем контроле в составе учетной политики учреждения – в качестве одного из приложений. Издавать отдельный приказ не обязательно.

    Структура и состав положения о контроле бюджетного учреждения существенно зависят от отрасли и масштаба деятельности учреждения, а также от состояния ведомственной нормативной базы. В какой-либо отрасли основные принципы формирования и утверждения положения могут быть установлены ведомственным нормативным актом.

    При отсутствии подобной инструкции или аналогичного документа в положение можно включить следующие разделы.

    1. Цели, задачи и принципы контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках контрольных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.
    2. Порядок организации. То есть объекты надзора, график проведения мероприятий (инвентаризаций, ревизий, проверок) и порядок их оформления.
    3. Права и обязанности контролирующих и проверяемыл лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссий по проведению внутреннего контроля, порядок привлечения работников учреждения для участия в работе комиссии, разграничение полномочий и т. п. Также определяется перечень лиц, ответственных за проведение ревизий и проверок, и список лиц, уполномоченных проводить служебные расследования по материалам ревизий и проверок по отдельным направлениям.
    4. Ответственность сторон в части соблюдения положения о внутреннем контроле.
    5. Порядок обработки результатов мероприятий, устранения выявленных недостатков и выполнения вынесенных предложений.
    6. Оценка состояния эффективности системы контроля в учреждении. Оценка производится субъектами проверки и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
    7. Иные необходимые разделы.

    Должностные лица, на которых возложена работа по организации проверок в учреждении, рассматривают материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимают меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

    Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по улучшению этой деятельности. Также следует принимать необходимые меры для укрепления кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдения законности, предупреждения и пресечения бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

    Внутренний финансовый контроль

    Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля. взаимозависимы и проводятся последовательно. Вначале следует проверка:

    • финансово-плановых документов (составления смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);
    • порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличия положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, и т. п.);
    • других локальных документов, необходимых для финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

    Позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

    Проверка документов

    В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

    • создать график документооборота учреждения (возможно, в качестве приложения к учетной политике);
    • последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);
    • гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);
    • брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;
    • организовать архив;
    • сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;
    • своевременно составлять первичные документы.

    В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении:

    • Оформляются в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться не отраженной в учете.
    • Содержат обязательные реквизиты, установленные законодательством о бухгалтерском учете.
    • Соответствуют типовым унифицированным формам, если таковые установлены.
    • Соответствуют формам документов, описанным в учетной политике организации (если формы документов установлены учетной политикой учреждения).

    Кроме того, специальные расчеты и бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях внесения таких исправлений в бухгалтерский учет, излагаются просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

    Оформление ревизий и проверок

    По результатам проведенного мероприятия внутреннего контроля составляется соответствующий акт проверки. В нем следует отразить:

    • программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;
    • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
    • виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;
    • анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;
    • выводы о результатах мероприятий внутреннего надзора;
    • размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;
    • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

    При включении в акт внутренней проверки выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

    Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам внутреннего финансового контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

    Популярные статьи по теме

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

    Проект Приказа Министерства финансов РФ Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финан

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (подготовлен Минфином России 17.06.2016)

    Обзор документа

    Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (подготовлен Минфином России 17.06.2016)

    Досье на проект

    В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разъяснения основных требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля приказываю:

    1. Утвердить Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля согласно Приложению N1 к настоящему приказу.

    2. Утвердить Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно Приложению N2 к настоящему приказу.

    3. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля".

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова.

    Приложение N1
    к приказу Министерства финансов Российской Федерации
    от ___.___.2016 N ______

    Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля I. Общие положения

    1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения основных требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения единообразного подхода к организации и проведению внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор (администратор) бюджетных средств).

    Настоящие методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при осуществлении внутреннего финансового контроля.

    2. При организации внутреннего финансового контроля необходимо учесть требования статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие, что внутренний финансовый контроль направлен:

    на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором (администратором) бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств;

    на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

    3. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

    управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);

    оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, (далее - нарушения бюджетного законодательства), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств (далее - недостатки в сфере бюджетных правоотношений);

    повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

    4. Бюджетные риски подразделяются на:

    риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

    риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;

    риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур;

    риски недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных финансовым органом в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств).

    5. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

    составление и представление в финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

    составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;

    составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

    составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;

    составление и представление документов в финансовый орган (Федеральное казначейство, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;

    составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;

    формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений;

    исполнение бюджетной сметы;

    принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

    осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

    принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

    принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

    ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

    составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

    обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

    исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений;

    распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;

    осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

    осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

    осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.

    6. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:

    руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств;

    руководители и иные должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также должностные лица иных подразделений государственного органа (органа местного самоуправления), уполномоченные на осуществление операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - операций).

    8. Субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют следующие контрольные действия:

    проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;

    подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;

    сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);

    сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;

    иные контрольные действия.

    9. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.

    Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.

    Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).

    Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

    10. К способам проведения контрольных действий относятся:

    сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной (проводимой) операции;

    выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной (проводимой) операции (группы операций).

    11. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.

    12. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.

    13. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.

    15. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    16. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств (за исключением полномочий по внутреннему финансовому контролю) сплошным и (или) выборочным способом этим главным администратором (администратором) бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки главным администратором (администратором) бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств (далее - мониторинг).

    Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.

    17. Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется в соответствии с картами внутреннего финансового контроля.

    Получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N157н.

    18. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, сроках и (или) периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля, смежного контроля и контроля по уровню подчиненности (подведомственности) и (или) периодичности контрольных действий, а также иных необходимых данных. Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.

    19. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

    20. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) - координатор внутреннего финансового контроля осуществляет анализ результатов внутреннего финансового контроля.

    По итогам рассмотрения указанных результатов руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:

    обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

    изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

    актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств;

    уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

    изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;

    уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

    устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

    применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

    ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также во внедрении механизмов кураторства и наставничества;

    закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, актуализация должностных регламентов и инструкций;

    установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;

    назначение сотрудников на должности руководителей структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с квалификационными требованиями к соответствующим должностям с учетом наличия опыта управленческой деятельности;

    установление требований к доведению до сотрудников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.

    21. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с распределением обязанностей.

    22. Организация внутреннего финансового контроля предполагает формирование и утверждение порядка осуществления внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие:

    формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;

    ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

    составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

    II. Рекомендации по составлению, утверждению и ведению карты внутреннего финансового контроля

    23. Карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

    24. Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств. К таким документам, например, относятся обоснование бюджетных ассигнований, реестр расходных обязательств, бюджетная смета, проект бюджетной сметы, бюджетная отчетность, заявка на кассовый расход, заявка на получение наличных денег.

    26. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года. Уточнение карт внутреннего финансового контроля необходимо проводить:

    при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;

    в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.

    27. Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    28. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля в подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, рекомендуется сформировать перечень операций (далее - Перечень) в случае наличия большого массива операций, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры, (более 10 операций). Примерная форма с рекомендациями по ее заполнению приведена в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

    29. При формировании Перечня рекомендуется определить процессы, составляющую внутреннюю бюджетную процедуру. Примерный перечень указанных процессов приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

    30. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.

    31. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.

    32. Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации о нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях и заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).

    33. Каждый бюджетный риск оценивается по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного администратора (администратора) бюджетных средств (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая не менее четырех позиций, например:

    уровень по критерию "вероятность" - от 0 до 20 %, от 20 до 40 %, от 40 до 60 %, от 60 до 80 %, от 80 до 100%;

    уровень по критерию "последствия" - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.

    34. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

    недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

    длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

    низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;

    наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки осуществляется одним должностным лицом);

    отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

    неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;

    недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры, а также недостаточный уровень квалификации сотрудников указанного подразделения;

    иные причины риска.

    35. Оценки по критерию "вероятность" и критерию "последствия" оцениваются в соответствии с нижеуказанной матрицей бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень риска (например, низкий, средний, высокий, очень высокий).

    Матрица бюджетного риска

    Уровень по критерию "Вероятность"

    Операции с уровнем риска "средний", "высокий", "очень высокий" включаются в карту внутреннего финансового контроля.

    36. Примерная форма карты внутреннего финансового контроля с рекомендациями и примерами по её заполнению приведена в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

    37. Подразделение (лицо), ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, представляет координатору внутреннего финансового контроля главного администратора бюджетных средств информацию об оценке бюджетных рисков.

    38. Координатор внутреннего финансового контроля главного администратора бюджетных средств составляет реестр бюджетных рисков и представляют его с прилагаемыми предложениями по уменьшению выявленных бюджетных рисков руководителю (заместителю руководителя) главного администратора бюджетных средств.

    40. Координатор внутреннего финансового контроля главного администратора бюджетных средств при составлении реестра бюджетных рисков вправе пересмотреть уровень бюджетного риска.

    III. Рекомендации по организации проведения мониторинга

    41. В ходе мониторинга осуществляется сбор (запрос), анализ и оценка сведений, необходимых для расчета показателей, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур объектами мониторинга (далее - показатели мониторинга). К объектам мониторинга относятся подведомственные главному администратору (администратору) бюджетных средств администраторы и получатели бюджетных средств.

    42. Мониторинг проводится ежеквартально (ежемесячно).

    43. К показателям мониторинга по состоянию на отчетную дату относятся:

    объем изменений в бюджетную роспись, бюджетные сметы в количественном и суммовом выражении;

    показатели, отражающие своевременность представления объектами мониторинга плановых документов, необходимых для составления бюджета по расходам главным распорядителем бюджетных средств, а также полноту и обоснованность указанных документов;

    показатели, отражающие равномерность кассовых расходов с учетом требований бюджетного законодательства;

    показатели, отражающие динамику принятия бюджетных обязательств (в разбивке по видам расходов);

    показатели, отражающие своевременность представления объектами мониторинга документов, необходимых для составления главным администратором бюджетных средств кассовых прогнозов (планов), прогнозов поступлений в бюджет, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, а также точность и (или) обоснованность указанных документов;

    объем (динамика) дебиторской (кредиторской) задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, в том числе просроченной и нереальной к взысканию (исполнению) задолженности;

    объем (динамика) кредиторской задолженности по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда;

    объем дебиторской задолженности по доходам бюджета;

    наличие (доля) нарушений и недостатков, фиксируемых органами Федерального казначейства (финансовым органом) в ходе осуществления ими бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

    наличие (доля) нарушений и недостатков, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, а также результаты (полнота) исполнения соответствующих представлений и предписаний;

    показатели, отражающие уровень развития внутреннего финансового контроля объекта мониторинга;

    показатели, отражающие своевременность и объем исполнения судебных актов;

    показатели, отражающие темп роста (снижения) объема материальных запасов;

    показатели, отражающие кадровый потенциал объектов мониторинга;

    иные показатели, необходимые для оценки качества финансового менеджмента.

    44. Форма и сроки представления сведений, необходимых для расчета показателей качества финансового менеджмента, а также формулы (критерии) их расчета устанавливаются регламентом.

    45. По результатам проведения мониторинга составляется доклад, содержащий анализ причин отклонений рассчитанных показателей качества финансового менеджмента от целевых значений указанных показателей.

    IV. Рекомендации по составлению и ведению регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, составлению и представлению отчета о результатах внутреннего финансового контроля

    46. Ведение, учет и хранение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется подразделением, ответственным за выполнение внутренних бюджетных процедур.

    47. Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется уполномоченными лицами путем занесения записей в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

    48. Регистр (журнал) внутреннего финансового контроля рекомендуется составлять по форме и рекомендациям по её заполнению согласно приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

    49. Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.

    50. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке необходимо указать:

    наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур;

    название и порядковый номер папки (дела);

    отчетный период: год квартал (месяц); начальный и последний номера журналов операций;

    количество листов в папке (деле).

    51. Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.

    52. Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.

    53. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств составляет ежеквартальный и годовой отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет).

    54. Отчет составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля по форме и рекомендациям по её заполнению согласно приложению 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

    56. В состав Отчета включается пояснительная записка, содержащая:

    описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;

    сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;

    сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, правоохранительные органы.

    Обзор документа

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: