Руководства, Инструкции, Бланки

образец конфликтной ситуации img-1

образец конфликтной ситуации

Рейтинг: 4.9/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Примеры конфликтных ситуаций

Примеры конфликтных ситуаций

Конфликты широко изучаются в психологии, философии, социологии, их рассматривают в школах, училищах и университетах в соответствующих дисциплинах. Часто школьникам и студентам требуется привести разные примеры конфликтных ситуаций. Сейчас мы кратко рассмотрим типологию конфликтов, а также их примеры.

Внутриличностный конфликт

Такой конфликт происходит внутри одной личности. Это столкновение равных по силе, но совершенно различных интересов, стремлений, потребностей, мотивов у одного человека. Такие конфликты рождают у человека недовольство собой, неудовлетворенность своей жизнью, неуверенность, сомнения. Пример внутриличностного конфликта: человек работает на нелюбимой, но высокооплачиваемой работе, в то же время он мечтает заниматься совсем другим делом, но оно не приносит так много денег. Человек не чувствует душевного удовлетворения, так как занимается не тем, чем хочет, однако он не может бросить работу, потому что она приносит хорошие деньги.

Межличностный конфликт

Самый распространенный вид конфликта – это межличностный конфликт, который представляет собой столкновение интересов, убеждений, желаний и т. д. разных людей. Примеров можно привести очень много. Пример 1: пара выбирает, какой фильм посмотреть вместе. Она хочет романтическую комедию, он – захватывающий боевик, при этом они не идут на компромисс и никто не хочет уступать. Пример 2: начальник просит выполнить много срочных заданий, причем часть из них не входит в обязанности работника и не будет оплачиваться отдельно. Работник отказывается бесплатно выполнять эти задания, а начальник за невыполнение грозится уволить работника.

Конфликт между личностью и группой

Такой конфликт представляет собой столкновение интересов и желаний отдельного человека и целой группы. Обычно группе способна противостоять сильная и смелая личность. Пример: весь класс решил прогулять урок, а один ученик не соглашается это делать и идет на урок. Еще пример: все работники компании, кроме одного, согласились поработать в выходной день, а тому, что против, хочется отдохнуть в этот день или у него есть свои планы на выходной.

Межгрупповой конфликт

Это столкновение интересов и убеждений целых групп людей. Примеры: неприятие друг другом разных религий, межнациональные войны, борьба партий за власть и т. д.

Мы рассмотрели основную типологию конфликтов, а также примеры конфликтных ситуаций для каждого вида.

Другие статьи

Конфликтные ситуации в магазине

Охрана труда Конфликтная ситуация в магазине

Доброжелательно поприветствовать покупателя:

Вежливо и учтиво объяснить и показать (где именно указан на товаре) срок реализации данного товара.

После положительного разрешения создавшейся ситуации, обратиться к покупателю с фразой:

? Если Вам понадобится еще информация, всегда рады Вам помочь.

Покупатель просит продавца показать месторасположение в торговом зале интересующего его товара.

Доброжелательно поприветствовать покупателя:

Вежливо и корректно просит покупателя проследовать за ним к месту расположения данного товара, даже если товар расположен в другом конце торгового зала.

Вежливо и учтиво показывает, где именно расположен товар.

После положительного разрешения создавшейся ситуации, обратиться к покупателю с фразой:

· Если Вам понадобится еще информация, всегда рады Вам помочь.

Покупатель случайно повредил упаковку товара или разбил какой-то товар.

Предупредить об этом инциденте охранника.

Доброжелательно поприветствовать покупателя:
    Здравствуйте.

Вежливо и корректно попросить покупателя проследовать на кассу и оплатить поврежденный товар.

В случае отказа покупателя оплатить поврежденный товар, предупредить о факте боя заместителя управляющего магазином, в случае необходимости уборки, вызвать в зал уборщицу.

Не допуская невежливого отношения к покупателю, не проявляя раздражения: спокойным и доброжелательным тоном, попросить покупателя быть более внимательным при передвижении в торговом зале.

Продавец начал сканировать товар, но покупатель просит продавца повременить с оплатой товара, так как он хочет еще вернуться в торговый зал, потому что забыл еще кое-что купить.

Обслужить покупателя, соблюдая Распоряжение №1081 – П от 02.11.07г. (стандарты обслуживания покупателя на РКУ)

Покупатель отказывается оплатить отсканированную покупку, мотивируя отсутствием нужной денежной суммы.

Если покупатель отказывается оплатить отсканированную покупку, мотивируя отсутствием нужной денежной суммы, продавец обязан вежливо, не проявляя беспокойства и раздражения, предложить покупателю аннулировать одну или несколько позиций товара в чеке (по личному выбору покупателя). Для проведения аннуляции продавец зовет охранника и заместителя управляющего (Распоряжение № 121 Про аннуляцию чеков)

Покупатель отказывается от какого-либо товара, после того как продавец выдал покупателю чек и сдачу.

Если покупатель отказывается от покупки по каким-либо причинам, с требованием вернуть уплаченные им деньги, законодательством предусмотрен возврат денежных средств покупателю исключительно из операционной кассы, то есть РРО.

Продавец вежливо и корректно просит покупателя подождать несколько минут.

Через охранника предкассовой зоны продавец вызывает на кассу заместителя управляющего магазином, который возвращает сумму, указанную в чеке, предварительно проверив товар.

Покупатель, после того как приобрел покупку и вышел из магазина, возвращается через 10-15 минут и обращается к охраннику с заявлением, что продавец ошибся и недодал ему 10 гривен сдачи.

Продавец зовет заместителя управляющего. Заместитель управляющего снимает Х-отчет и уводит кассира в подсобное помещение, где кассир пересчитывает кассу в присутствии покупателя и охранника. Если сумма денежных средств превышает сумму, указанную в Х-отчете, покупателю возвращается сумма денег и кассир приносит свои извинения.

Покупатель расплачивается ветхой или рваной купюрой за товар

Кассир вежливо просит у покупателя другую купюру. Если покупатель говорит, что это тоже деньги и такие купюры принимают в любом банке и т. д. кассир принимает ветхую купюру согласно Распоряжения №33 Об обмене непригодных к обращению платежных банкнот либо же проводится аннуляция (Распоряжение № 121 Про аннуляцию чеков)

Кассир здоровается, покупатель отвечает грубостью (возможно, он уже второй раз сегодня заходит в магазин)

Главное для кассира в данной ситуации – не обращать внимания на грубость покупателя, и, тем более, не воспринимать эту грубость как личную обиду. Пройдет еще не один месяц, пока мы приучим покупателя к стандартам обслуживания.

Покупатель просит пачку сигарет определенной ТМ. Кассир говорит, что таких сигарет нет. Покупатель начинает возмущаться, потому что видел сигареты на другой кассе.

Вместо фразы «Таких сигарет нет» кассир говорит:

- Мы не передаем сигареты на кассах.

При этом спросить у других кассиров, у кого такие сигареты есть, и, выяснив, на какой кассе есть сигареты определенной ТМ, попросить покупателя подойти и вне очереди совершить покупку сигарет.

Кассир, соблюдая стандарты, предлагает пакетик покупателю, у которого мелкий товар. Покупатель отвечает грубостью.

Главное для кассира в данной ситуации – не обращать внимания на грубость покупателя, и, тем более, не воспринимать эту грубость как личную обиду. Пройдет еще не один месяц, пока мы приучим покупателя к стандартам обслуживания.

Кассир во время сканирования товара, предлагает пакет в середине покупки. Покупатель возмущен.

Кассир должен вежливо извиниться перед покупателем и помочь сложить в пакет весь отсканированный товар.

Покупатель расплачивается очень крупной купюрой, у кассира нет сдачи.

Кассир приносит извинения за причиненные неудобства, просит покупателя подождать пару минут на кассе и просит обменять купюру кассиров на соседних кассах или заместителя управляющего.

Кассир, рассчитываясь, не дал покупателю 2 копейки. Он возмущен

Если в кассе отсутствуют монеты, номинацией 1-2 копейки, кассир заранее должен предупредить об этом покупателя и извиниться за временные неудобства.

Покупатель просит продавца надрезать арбуз (дыню, палку колбасы)

Продавец вежливо объясняет покупателю, что формат магазина не предусматривает данную услугу.

На кассе покупатель выясняет, что цена на ценнике не соответствует цене в чеке. Кассир говорит, что на самом деле на полке цена неправильная. Покупателю уже все равно, он просто уверен, что в магазине непорядочный персонал.

В такой ситуации необходимо объяснить покупателю, что в компании единая система учета товара, и что цены устанавливает единые по всей сети Центральный офис. Даже если бы сотрудники магазина и хотели обмануть покупателей, они бы этого сделать не смогли по техническим причинам – вся система автоматизирована, а сейчас в Центральном офисе поменяли цену, мы, к сожалению, не успели поменять ценник.

Если покупатель продолжает возмущаться, кассир зовет заместителя управляющего, который возвращает разницу.

Сумма покупки больше чем 1000 грн, оплата производится пластиковой картой. Необходимо подтверждение банка

Кассир просит покупателя подождать 2 минуты, зовет заместителя управляющего через охранника на предкассовой зоне. Заместитель управляющего в свою очередь обязан позвонить в банк для подтверждения суммы покупки и личности покупателя.

Покупатель пришел в магазин с желанием поругаться. В зале он находит зацепку и начинает оскорблять продавца и угрожать ему.

Продавец вежливо выслушивает все замечания покупателя. Приносит свои извинения. В подобных ситуациях нужно:

- не воспринимать все ругательства как собственные оскорбления

- не вступать в конфликт с покупателем (потому что именно за этим он и пришел в магазин; когда покупатель не получит удовлетворения в виде конфликта, он пойдет ссориться и грубить в другое место)

- сохранять доброжелательный вид и улыбку на лице

Если ругательства и угрозы покупателя переходят границы, продавец зовет охранника

Кассир слишком быстро сканирует товар. Покупатель не успел сложить его в пакет. Кассир начал обслуживать следующего покупателя. Товар смешался, покупатель делает замечание кассиру

Прежде всего извиниться. Стараться разделять товар после сканирования разделителем. Если нет возможности разделения товара, подождать, пока покупатель сложит товар, либо помочь ему сложить товар в пакет.

В зале нет ценника на товар. На кассе покупатель просит до сканирования сказать, сколько стоит товар

Вежливо попросить подождать покупателя минутку и, попросить охранника на предкассовой зоне выяснить стоимость товара по рации.

Отсканированный товар поврежден по вине продавца.

Попросить прощения у покупателя, вежливо попросить подождать некоторое время и попросить помощи у охранника на предкассовой зоне, передать продавцу, находящемуся в зале, принести покупателю идентичный неповрежденный товар.

Покупатель в пакетик сложил несколько сырков. Кассир, сканируя товар, вынул его с пакетика и не сложил обратно. Покупатель возмущен.

Извиниться перед покупателем и помочь сложить ему товар в пакетик. Впредь, складывать товар в пакетик (кассир потратит на это действие какое-то время, при этом, сэкономит пару минут на уборке кассовой ленты и сканера.

Покупатель передумал брать товар, который принес на кассу. Кассир вежливо попросил его отнести товар на место. Покупатель отказывается

Вежливо попросить покупателя впредь заранее планировать свои покупки, и, во время перерыва самостоятельно отнести товар на полку.

У кассира закончилась лента в час-пик. Покупатели в очереди начинают возмущаться

Когда кассир видит цветовые сигналы на ленте, предупреждающие о том, что лента на исходе, он должен известить покупателей, стоящих в очереди, что через некоторое время сделает технический перерыв на 2-3 минуты для того, чтобы заменить ленту в кассовом аппарате.

Покупателя мучает жажда. Он, совершая покупки в торговом зале, берет бутылку минеральной воды, открывает и выпивает ее. На кассу он приходит с пустой бутылкой

Покупатель имеет право распаковать товар в торговом зале. При этом кассир на кассе должен вежливо попросить у покупателя упаковку для сканирования штрих-кода. Если покупатель повредил упаковку и невозможно считать штрих-код, через охранника, просим продавца, находящегося в торговом зале, принести та кассу идентичный товар.

В свою очередь, охранник, заметивший покупателя с распакованным товаром, должен проконтролировать его оплату.

Покупатель утверждает, что в чеке есть сумма денег, которая, по его мнению, лишняя. Ваши действия.

Кассир вежливо просит покупателя выложить весь приобретенный товар и чек. Проверяет товар по чеку, и, если обнаруживает ошибку (например один и тот же товар пробит 2 раза) кассир зовет заместителя управляющего, который производит возврат денежных средств (согласно Распоряжения № 897-ЭК от 21.12.04 г.

В торговом зале ребенок хватает не взвешенный банан и съедает его.

Продавец, заметивший ситуацию, вежливо просит родителей заплатить за средний по величине банан.

Покупатель со спиртными напитками подходит к кассе. Кассир не может определить возраст покупателя.

Согласно Распоряжения 498-П от 11.06.08 г. кассир обязан вежливо попросить у покупателя удостоверение личности, где указана его дата рождения. Если покупатель отказывается предъявить документ, кассир приносит свои извинения за то, что вынужден инициировать аннуляцию чека.

Конфликтные ситуации в магазине - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Примеры анализа конфликтных ситуаций

Примеры анализа конфликтных ситуаций Содержание работы

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

Эрл Стенли Гарднер «Дело о тонущем утёнке»

Сущность ситуации: Один молодой человек, что бы произвести впечатление на девушку, поспорил с приятелем, что заставит утёнка потонуть, не прикасаясь при этом к нему и пальцем. Принесли таз с водой, туда посадили утёнка и на глазах у всех, утёнок начал тонуть. Оказалось, что в воду предприимчивый молодой человек, добавил синтетическое моющие средство (СМС), которое обезжирило пёрышки утенку.

Конфликтующая пара (КП): Утенок – Вода.

Тип конфликта: С опряженное полезно-вредное действие

Противоречие: Вода: топящая утёнка (–)

Способ разрешения противоречия: Переход к надсистеме: просто вода не топит (поддерживает) утёнка, а вода с СМС топит его. ДА

Ресурсы: тип – вещественный (СМС); по месту нахождения – системный надсистемный (взят извне); по степени готовности – готовый; по качеству – нейтральный; в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

А. Конан Дойль: Из цикла рассказов о Шерлоке Холмсе.

Рассказ «Жёлтое лицо»

Сущность ситуации: В коттедж, соседний с домом мистера М. въехали постояльцы. Проходя мимо него, он вдруг увидел в одном из окон 2-ого этажа чьё-то лицо. Это лицо поразила его своим неестественным мертвенно-жёлтым цветом лица. Оказалось, что в этом коттедже жена мистера М. держала свою черную дочь от первого брака с афроамериканцем, а чтобы по округе не ползли слухи, что в округе появился чёрный ребёнок, на девочку одевали маску.

КП: Мистер М. – «Лицо»

Тип конфликта: Недостаточное полезное действие (лицо было правильного очертания, но производило неприятное впечатление из-за цвета кожи неестественно-желтого)

Противоречие: «Лицо»: естественного цвета (+)

Способ разрешения противоречия:

Переход к надсистеме: лицо в системе естественного цвета, а в надсистеме- неестественного цвета (лицо естественного цвета + маска = лицо неестественного цвета).

Ресурсы: тип –вещественный; по месту нахождения – системный надсистемный (маска); по степени готовности – готовый; по качеству – нейтральный; в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

Сущность ситуации: Фаворит скачек, конь по кличку Серебряный, был похищен накануне заезда. Похитители, чтобы не нашли коня, закрасили серой краской белую звёздочку на лбу у коня, которая отличала его от остальных лошадей.

КП: Конь – Сыщики

Тип конфликта: недостаточно полезное действие (конь недостаточно «информативен» для сыщиков)

Противоречие: Конь: Серебряный(+) и конь неСеребряный(–)

Способ разрешения противоречия:

Переход к надсистеме: данный конь Серебряный, а в надсистеме не Серебряный.

(Серебряный + краска = неСеребряный)

Ресурсы: тип –вещественный; по месту нахождения – системный надсистемный (краска); по степени готовности – производный (надо покрасить белую звездочку, провести изменения шерсти в этом месте); по качеству – нейтральный; в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

Сущность ситуации: Судья, прочитал записку бессмысленного содержания. «С дичью дело, в моем, закончено. Плева предупредил Хадсой, последний рассказал ослухобойках всё. Фазаньих курочек берегитесь», и с ним случился удар, от которого он скончался. Оказалось, если выделить каждое третье слово, оказалось записка с конкретным смыслом: «Дело закончено. Хадсой рассказал всё. Берегитесь»

КП: Судья – Записка.

Тип конфликта: Вредное действие (записка убила человека )

Противоречие: Записка: безвредная, бессмысленная (–)

опасная, с определенной угрозой (+)

Способы разрешения противоречия:

Изменение свойств системы. записка в одном и том же месте, в одно и тоже время безвредная и бессмысленная, однако опасная и имеет конкретное содержание. Записка содержит в себе зашифрованное предупреждение об опасности.

Переход в подсистему. В целом записка – бессмыслица, а её часть (каждое третье слово) содержат угрожающий смысл.

Ресурсы: тип – информационный; по месту нахождения –системный и подсистемный, по степени готовности – производный (надо понять еще, что в записке); по качеству – нейтральный (как бы бессмыслица); в количественном отношении – достаточный; по ценности – дешёвый.

Похожие материалы Информация о работе

Конфликтные ситуации на работе: поведение и разрешение

Как вести себя при конфликтных ситуациях на работе

Часто на работе бывают такие ситуации, когда какой-нибудь ваш поступок окружающие трактуются совсем противоположно, нежели вы думали. В результате могут получиться конфликтные ситуации. что не благоприятствует карьере. О том, как избежать таких поступков, вам расскажет сайт Деньги для Леди .

Конфликтные ситуации: примеры и решения проблемы

Благими намерениями устлана дорожка в ад. Это выражение зачастую вспоминается, когда вы хотели, как лучше, а получилось как всегда. Чтобы не попадать в конфликтные ситуации впредь, мы предлагаем вам рассмотреть примеры таких ситуаций и возможные варианты их решений. Итак, приступим к примерам.

  1. Вы сидите с сотрудницей на служебной кухне. Обсуждаете свекрух, мужей, детей. Неожиданно к вам заходит еще один/одна коллега. Вы соответственно замолкаете, кидаете взгляд на новичка и молча, продолжаете трапезу. Естественно вновь пришедший подумает, что вы говорили либо про него, либо про шефа, либо еще какие сплетни распускали. Теперь за вами обеими будет репутация сплетниц.

Что делать. Такие неловкие ситуации возникают довольно часто. Не стоит тут же оправдываться и говорить «мы не о тебе говорили». Вряд ли вам кто-то поверит. Лучше договорите фразу до конца, а затем попробуйте перевести разговор в другое русло. Не лишним будет включить в ваш разговор новичка. Если человек вам неприятен, то быстро закончите разговор и отправляйтесь работать.

  1. Любопытной Варваре.… Давайте рассмотрим конфликтные ситуации следующего характера. Сотрудница просит вас подежурить на телефоне, так как у нее много работы, она не хочет отвлекаться по пустякам, а ей должен позвонить К. И вот через время раздается звонок и абонент просит позвать сотрудницу. Вы, помня о ее занятости, спрашиваете: «это К. – А кто?». Теперь о вас подумают как об излишне любопытной персоне. А вы просто проявили участие и, возможно, заработались. Но это никому не интересно – вы излишне любопытная персона.
Что делать. Не нужно объяснять абоненту ситуацию и оправдывать свое любопытство. Да и перед сотрудницей делать этого тоже не стоит. Лучше сделайте обиженный вид и сообщите коллеге: «Все, я заработалась. Теперь подходим к телефону по очереди. А то я задаю людям лишние вопросы». Если вы посмеетесь над собой, такой возможности будут лишены другие.
  1. Дома вы приготовили еду, которую никто не желает есть. Может некогда им, может по какой еще причине. И вы решили отнести лакомство на работу и угостить им коллег. Ставите на стол и говорите: «я вам вкусняшку принесла, а то мои домочадцы не хотят ее есть». Реакцией будут изумленные лица и вопрос «и поэтому ты решила этим нас накормить?».

Что делать. Не стоит отвечать «не пропадать же добру, пусть хоть кто-то съест». Разрешить такие конфликты можно следующим образом. Нужно улыбнуться и ответить шуткой и первой откусить кусочек угощенья. Ну и может ответить шутнице тем же, когда она будет угощать коллектив домашним лакомством.

  1. Шеф очень устал и попросил вас принести его сигареты, которые остались в прихожей в кармане пиджака. Вы идете в прихожую, там нет никого. Вы начинаете искать сигареты по карманам, и тут вас увидел другой сотрудник. Понятное дело, что можно подумать.

Что делать. Это очень неприятные и действительно крайне конфликтные ситуации. Не нужно оправдываться и говорить я все объясню. Спокойно ответьте, что шеф попросил занести сигареты, так как очень устал, а вы не знаете, в каком кармане они лежат. И задайте вопрос «а вы не подскажите, в каком кармане они лежат, а то шеф просил быстрее, там срочное дело». А когда зайдете к шефу, обязательно расскажите об инциденте.

  1. Зачастую мы попадаем в конфликтные ситуации просто из-за того, что можем ляпнуть, что-то не подумавши. Например, в разговоре с шефом сказать «представляете, вчера звонил кандидат на должность менеджера. А ему лет чуть больше чем вам, какой из него менеджер?». И тут же понимаете, что сказали глупость, а шеф начинает смущаться или краснеть от злобы.

Что делать. Ни в коем случае не стоит начинать извиняться и причитать. Что вы не то хотели сказать, совсем другое имели в виду. Это бессмысленно и унизительно. Лучше скажите «Ой, извините, я бестактная».

  1. У вас случилась неприятность, после чего вы решаете с головой уйти в работу. Задерживаетесь допоздна, рано приходите, берете дополнительную работу. Одним словом делаете все, чтобы меньше думать о плохом. Но коллеги начинают говорить фразы типа «всех денег не заработать», «а, хочешь выслужиться?».

Что делать. Не стоит объясняться и изливать душу. Просто проигнорируйте. Вы делаете свою работу, а почему и как это не чужого ума дело.

  1. Вы нашли свободную минутку и решили порисовать смешные рожицы на бумаге. Тут вас за этим занятием застает коллега. Естественно его вопрос будет «тебе заняться не чем?». Что ж, тут ваш сотрудник прав на все 100%. Подобные конфликтные ситуации кажутся довольно безобидными, но могут навлечь на вас дурную славу лодыря. Улыбнитесь и скажите, что решили дать минутку мозгам отдохнуть.
  1. Вы не лестно отзываетесь о сотруднике, который вас обидел. Говорите про него не литературными эпитетами. И вдруг понимаете, что этот «негодяй» стоит у вас за спиной. Что ж, во-первых, нечего распространять обиды и очернять сотрудников, даже если они этого заслуживают. Во-вторых, раз уж решили сплетничать, то будьте добры, позаботьтесь о конфиденциальности разговора и избавьтесь от лишних ушей .
  1. Самые распространенные случаи конфликтных ситуаций – это когда вы проспали на работу и необходимо оправдаться. Звоните начальству или коллегам и говорите, что вы стоите в пробке, а тут неожиданно срабатывает будильник или кто-то из домочадцев просит говорить тише, ведь они еще спят. Что ж, не знаешь как врать – говори правду!

Сайт Деньги для Леди желает вам не попадать ни в какие конфликтные ситуации. А если уж довелось, то выходите из них достойно!

Примеры конфликтов

Примеры конфликтов. Виды конфликтов

Неотъемлемой частью современной жизни общества являются социальные конфликты во всем своем многообразии. Примеры конфликтов встречаются нам повсюду, начиная с мелких ссор и заканчивая международными противоборствами. Следствие одного из таких противоборств - исламский фундаментализм – рассматривается в масштабах одной из наиболее крупных мировых проблем, граничащей с угрозой Третьей мировой войны. Однако исследования в области специфики конфликта как социально-психологического феномена показали, что это достаточно широкое и сложное понятие, чтобы оценивать его однозначно с деструктивной точки зрения.

Понятие конфликта

Наиболее распространенными в научном знании считаются два подхода относительно природы конфликта (Анцупов А. Я.). Первый определяет конфликт как столкновение сторон, мнений или сил; второй – как столкновение противоположных позиций, целей, интересов и взглядов субъектов взаимодействия. Таким образом, в первом случае рассматриваются примеры конфликтов более широкого значения, имеющие место как в живой, так и в неживой природе. Во втором случае присутствует ограничение круга участников конфликта группой людей. При этом любой конфликт включает в себя определенные линии взаимодействия между субъектами (либо группами субъектов), которые перерастают в противоборство.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, – существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример – давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности (группы) потребностей можно рассматривать в качестве причины конфликтов.

Примеры типологизации конфликтов

Как отмечает Н. В. Гришина, в обыденном сознании примеры конфликтов включают в себя достаточно широкий круг явлений – начиная с вооруженного столкновения и противостояния определенных социальных групп и вплоть до супружеских разногласий. При этом не важно, идет ли речь о дискуссии в парламенте или борьбе личностных желаний. В современном наукознании можно встретить огромное количество различных классификаций, при этом нет четкой дифференциации между понятиями «типы» и «виды» конфликтов. Примеры из обеих групп чаще употребляются как синонимы. Между тем, на наш взгляд, целесообразнее выделять три основных аспекта в типологизации конфликтов:

  • типы конфликтов;
  • виды конфликтов;
  • формы конфликтов.

Первый аспект представляется наиболее широким по объему. Каждый из типов может включать в себя несколько видов конфликтов, которые, в свою очередь, могут протекать в той или иной форме.

Типы и виды конфликтов

К основным типам конфликтов относятся:

  • внутриличностный (интраперсональный);
  • межличностный (интерперсональный);
  • межгрупповой;
  • конфликт между личностью и группой.

Таким образом, акцент в данном случае делается на субъектах (участниках) конфликта. В свою очередь межличностный, межгрупповой конфликты, а также конфликт между личностью и группой представляют собой примеры социальных конфликтов. Первым социальный конфликт, наряду с внутриличностным и зооконфликтом, выделил в самостоятельный тип немецкий социолог Г. Зиммель. В некоторых более поздних концепциях внутриличностный конфликт также включается в понятие социального, что, однако, является дискуссионным моментом.

Среди основных причин социальных конфликтов принято выделять ограниченность ресурсов, расхождения людей в ценностно-смысловом контексте, различия в жизненном опыте и манере поведения, ограниченность определенных возможностей человеческой психики и др.

Внутриличностный конфликт

Подразумевает субъективно переживаемое рассогласование определенных тенденций в самосознании личности (оценок, установок, интересов и т. д.), взаимодействующих друг с другом в процессе развития (Митина Л. М. Кузьменкова О. В.). Иными словами, речь идет о столкновении определенных мотивационных образований, которые не могут быть удовлетворены (реализованы) одновременно. Так, например, человек может не любить свою работу, однако бояться уволиться из-за перспективы остаться безработным. Ребенок может испытывать желание прогулять урок и одновременно бояться быть наказанным за это и т. д.

В свою очередь, данный тип конфликта может быть следующих видов (Анцупов А. Я. Шипилов А. И.):

  • мотивационный («хочу» и «хочу»);
  • конфликт неадекватной самооценки («могу» и «могу»);
  • ролевой («надо» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»);
  • нравственный («хочу» и «надо»);
  • адаптационный («надо», «могу»).

Таким образом, данная классификация выделяет три основных компонента личностной структуры, вступающих в противоборство друг с другом: «Я хочу» (хочу), «Я должен» (надо) и «Я есть» (могу). Если сопоставить данную концепцию с известной структурой личности, разработанной Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа, мы можем наблюдать конфликт Ид (хочу), Эго (могу) и Супер-Эго (надо). Также в данном случае целесообразно вспомнить трансактный анализ Эрика Берна и выделяемые им три позиции личности: Ребенок (хочу), Взрослый (могу), Родитель (надо).

Межличностный конфликт

Данный тип имеет место в случае разногласий и столкновений между отдельными людьми. Среди особенностей его можно отметить, что он протекает по принципу «здесь и сейчас», может иметь как объективные, так и субъективные причины, а также, как правило, характеризуется высокой эмоциональностью участвующих сторон. Межличностный тип может также подразделяться на отдельные виды конфликтов.

Например, в зависимости от специфики отношений подчиненности между участниками, межличностные конфликты можно разделить на конфликты «по вертикали», «по горизонтали», а также «по диагонали». В первом случае мы имеем дело с субординационными отношениями, например, руководитель – работник, учитель – ученик. Второй случай имеет место тогда, когда участники конфликта занимают равные положения и не подчиняются друг другу – коллеги по работе, супруги, случайные прохожие, люди в очереди и т. д. Конфликты по диагонали могут возникать между оппонентами, находящимися в косвенном подчинении – между начальником службы и дежурным по части, между страшим и младшим и т. д. (когда участники находятся на разных по уровню должностях, но в субординационных отношениях друг с другом не состоят).

Также межличностные конфликты могут включать в себя такие виды, как семейный (супружеский, детско-родительский, конфликт между братьями и сестрами), бытовой, конфликт в организации (пример организационного конфликта мы наблюдаем всякий раз, когда происходит столкновение в той или иной производственной структуре между ее субъектами в рамках рабочего взаимодействия) и др.

Межгрупповой конфликт

К межгрупповым конфликтам принято относить столкновения между отдельными представителями разных социальных групп (больших, малых и средних), а также между данными группами в целом. В данном случае также можно выделить такой вид, как конфликт в организации (примеры: между работниками и руководством, администрацией и профсоюзом, студентами и преподавателями и др.), бытовые (если в конфликте участвуют несколько представителей двух и более групп – например, в коммунальных квартирах, в очереди, общественном транспорте и т. д.).

Также можно выделить такие примеры социальных конфликтов на межгрупповом уровне, как межнациональные, межкультурные и религиозные. Каждый из данных видов охватывает широкие слои населения и характеризуется значительной протяженностью во времени. Кроме того, выделенные виды могут иметь пересекающийся характер. Отдельную категорию представляют международные конфликты (примеры которых мы постоянно наблюдаем в новостях), в том числе и между отдельными государствами и их коалициями.

Конфликт между личностью и группой

Данный тип обычно имеет место в том случае, когда отдельный индивид в группе отказывается действовать так, как остальные ее участники, демонстрируя тем самым нонконформистское поведение. Либо он совершает определенный поступок, который в данной группе считается неприемлемым, что провоцирует конфликт. В качестве примера может выступать художественный фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983 г.), в котором главная героиня, Лена Бессольцева, вступает в конфликт с классом. Также ярким примером нонконформистского поведения в группе, провоцирующего конфликт, является трагическая судьба итальянского философа Джордано Бруно.

Формы конфликтов

Данная категория подразумевает наличие определенной специфики действий, формирующих конфликт. Среди основных форм, в которых возможно протекание конфликта, можно выделить следующие (Самсонова Н. В.): диспут (полемика), претензия, осуждение, бойкот, забастовка, саботаж, стачка, брань (ругань), ссора, угроза, вражда, посягательство, принуждение, нападение, война (политические конфликты). Примеры диспута и полемики можно также встретить в научных сообществах, что лишний раз доказывает возможность конструктивного характера конфликта.

Применительно ко всем типам конфликтов можно рассмотреть три основных теоретических подхода:

Мотивационный подход

С точки зрения данного подхода враждебность определенной личности или группы является отражением прежде всего ее внутренних проблем. Так, например, с позиции Фрейда, аутогрупповая враждебность является неизбежным условием любого межгруппового взаимодействия, имея универсальный характер. Основная функция данной враждебности – средство поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы. Отдельное место в данном случае занимают политические конфликты. Примеры можно найти в истории формирования фашистского движения в Германии и Италии (идея расового превосходства), а также в истории борьбы с «врагами народа» в период сталинских репрессий. Фрейд связывал механизм формирования аутогрупповой враждебности по отношению к «чужим» с эдиповым комплексом, инстинктом агрессии, а также с эмоциональной идентификацией с лидером группы - «отцом» и др. С точки зрения нравственности подобные факты нельзя рассматривать как конструктивный конфликт. Примеры с расовой дискриминацией и массовым террором, тем не менее, ярко демонстрируют возможность сплачивания членов одной группы в процессе конфронтации с другими.

В теоретической концепции агрессивности американского психолога Леонарда Берковица в качестве одного из ключевых факторов межгрупповых конфликтов выступает относительная депривация. То есть одна из групп оценивает свое положение в обществе как более ущемленное по сравнению с положением других групп. При этом депривация носит относительный характер, так как ущемленное положение в реальности может не соответствовать действительности.

Ситуационный подход

Данный подход ориентирован на внешние факторы, ситуацию, обуславливающие возникновение и специфику конфликта. Так, в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа было установлено, что враждебность одной группы по отношению к другой значительно снижается, если вместо соревновательных условий им предоставляются условия сотрудничества (необходимость выполнения совместной деятельности, в которой результат зависит от общих усилий всех участников). Таким образом, Шериф приходит к выводу о том, что факторы ситуации, в которой взаимодействуют группы, являются решающими в определении кооперативного или конкурентного характера межгруппового взаимодействия.

Когнитивный подход

В данном случае акцент делается на доминирующей роли когнитивных (мыслительных) установок участников конфликта относительно друг друга. Так, в ситуации межгрупповых конфликтов враждебность одной группы по отношению к другой не обязательно обусловлена объективным конфликтом интересов (что утверждалось в реалистической теории конфликтов в рамках ситуационного подхода). Соответственно, не кооперативный/конкурентный характер ситуации становится решающим фактором в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а возникающие в процессе него групповые установки. Сами по себе общие цели ведут к разрешению конфликтов между оппонентами – оно зависит от сформированности социальных установок, объединяющих группы и способствующих преодолению их противостояния.

Тэджфел и Тернер разработали теорию социальной идентичности, согласно которой конфликты между группами не являются обязательным следствием социальной несправедливости (в отличие от мотивационного подхода). Сталкиваясь с данной несправедливостью, индивиды имеют возможность самостоятельно выбирать те или иные способы ее преодоления.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.