Руководства, Инструкции, Бланки

космодром восточный руководство img-1

космодром восточный руководство

Рейтинг: 4.0/5.0 (1827 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

На космодроме Восточный отработают освобождение заложников - Российская газета

На космодроме Восточный отработают освобождение заложников

В Амурской области на космодроме Восточном проходят антитеррористические учения, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу регионального УФСБ.

По сценарию, вооруженные люди захватили автобус с 50-ю специалистами космодрома и проникли на территорию технического комплекса. Под угрозой уничтожения заложников и взрыва здания террористы "выдвинули неприемлемые для руководства страны политические требования".

читайте также

К работе подключился оперативный штаб в Приамурье - структурное подразделение Национального антитеррористического комитета. В его состав входят специалисты ФСБ, УМВД, МЧС, представители правительства области, руководство космодрома и другие - всего около 500 человек.

- Цель учения - отработка взаимодействия оперативного штаба в Амурской области с ЦЭНКИ КЦ "Восточный", Восточным филиалом ФГУП НТЦ "Охрана" и областной антитеррористической комиссии при проведении совместных мероприятий по противодействию терроризма, в том числе контртеррористической операции на объекте космодрома "Восточный", - сообщил руководитель регионального аппарата оперативного штаба Алексей Назаркина

Проходящие сейчас учения являются заключительными. Предыдущие два этапа были оценены на "хорошо".

Космодром Восточный - российский космодром в Амурской области, вблизи города Циолковского. Строительство космодрома началось в 2012 году. 28 апреля 2016 года состоялся первый пуск с выводом на орбиту трех искусственных спутников Земли.

Другие статьи

Космодром восточный руководство

Новости

Дальневосточный окружной военный суд в Хабаровске в четверг приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении бывшего руководства "Дальспецстроя" и экс-спикера Хабаровской краевой думы о хищении средств при строительстве космодрома "Восточный", передает РИА Новости .

"Сегодня открылось первое судебное заседание по уголовному делу в отношении бывшего главы "Дальспецстроя" Юрия Хризмана, его сына Михаила, главного бухгалтера предприятия Владимира Ашихмина, экс-спикера краевой думы Виктора Чудова. Защиту четверых подсудимых осуществляют семь адвокатов. Гособвинение поручено нескольким государственным обвинителям", — сказала пресс-секретарь суда Атрощенкова.

По ее словам, потерпевшими по делу признаны предприятия "Дальспецстрой" при Спецстрое России и государственная корпорация "Роскосмос".

"Заседание будет проходить в закрытом режиме, поскольку исследование материалов дела предполагает изучение сведений, составляющих государственную тайну", — уточнила Атрощенкова.

Ранее сообщалось, что в уголовном деле около 300 томов. Юрий Хризман и Владимир Ашихмин находятся под домашним арестом, Виктор Чудов и Михаил Хризман под арестом.

По данным следствия, в 2006–2009 годах бывший начальник ФГУП "Дальспецстрой" Юрий Хризман, его сын Михаил, а также Чудов, действуя в составе организованной группы, похитили около 106 миллионов рублей, принадлежавших этому предприятию.

Как утверждает СК, Хризман и Ашихмин злоупотребили должностными полномочиями при использовании авансов по 11 государственным контрактам на цели, не связанные со строительством объектов космодрома "Восточный", что повлекло причинение ущерба РФ в 5,2 миллиарда рублей.

Во время строительства космодрома «Восточный» из бюджета похитили свыше 5 млрд. рублей

Правоохранительные органы установили, что из бюджета похищены почти 5,4 млрд. рублей, которые были направлены на строительство космодрома «Восточный». Похищенные средства «осели» в различных российских регионах.

«Расследование уголовных дел продолжается. Следствие проводит действия на территории более чем 20 субъектов страны», – сообщил информированный источник.

По его словам, число фигурантов дела увеличивается. «Следствие уже установило, что в хищениях участвовали не только руководители «Дальнеспецстроя», но и их подчиненные. В число подозреваемых входит бывший главный бухгалтер одного из филиалов организации Бугай Е.Г.», – приводит слова источника «Интерфакс» .

Агентство уточняет, что уже возбуждено 20 уголовных дел, связанных с хищением денежных средств, злоупотреблениями должностными полномочиями, задержками в выплате зарплат рабочим.

Отметим, в конце июля генпрокурор РФ Юрий Чайка сообщил, что при строительстве космодрома «Восточный» было похищено почти 7,5 млрд. рублей .

В Амурской области арестован глава компании, обвиняемой в невыплате зарплат на «Восточном»

По делу о невыплате зарплаты на космодроме «Восточный» арестован глава компании «Стройиндустрия-С» Сергей Терентьев. Об этом сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

«Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области генеральному директору ООО «Стройиндустрия-С» Сергею Терентьеву предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, повлекшая тяжкие последствия)», - уточнил Владимир Маркин.

По данным глава компании «Стройиндустрия-С», выполнявшей работы по строительству объектов космодрома «Восточный», умышленно не выплачивал работникам зарплату за январь, февраль и первую половину марта 2015 года. Сумма задолженности составила более 14 млн. рублей.

В настоящее время устанавливаются все обстоятельства совершенного преступления, говорится в сообщении пресс-службы Следственного комитета РФ.

Напомним, в конце марта строители, участвующие в возведении космодрома «Восточный», не вышли на работу из-за задержки зарплаты. 6 апреля СКР возбудил уголовное дело по факту невыплаты заработной платы при строительстве объектов на космодроме «Восточный».

На космодроме «Восточный» строители не вышли на работу из-за задержки зарплаты

В Амурской области группа строителей, участвующих в возведении космодрома «Восточный», приостановила работы, протестуя из-за задержки заработной платы. При этом работу приостановили около 50 строителей, задействованных на стартовом комплексе космодрома.

Глава пресс-службы «Дальспецстроя» Валерия Тимохова сообщила в этой связи журналистам, что на космодром уже вылетел исполняющий обязанности руководителя предприятия Юрий Волкодав для разрешения спорной ситуации.

Напомним, «Дальспецстрой» является подразделением Федерального агентства специального строительства, которое возводит космодром «Восточный» в Амурской области. Ранее в «Дальспецстрое» сменился руководитель .

Представитель «Дальспецстроя» уточнила: «Он намерен встретиться с руководителями субподрядных организаций, строителями. Строительная компания «Стройиндустрия», рабочие которой забастовали, находится на субподряде у компании ООО «Идеал». В качестве подрядчика «Дальспецстроя» выступает «Идеал», именно с ней у нашей компании заключен договор».

При этом в «Дальспецстрое» утверждают о выполнении всех обязательств по финансированию договоров, заключенных с ООО «Идеал», передает «Интерфакс» .

Космодром Восточный вырвался на 2-ое место в голосовании за новые купюры

Космодром Восточный вырвался на 2-ое место в голосовании за новые купюры


Золотой мост и космодром «Восточный» — вторые в гонке за место на новейшей, двухтысячной купюре. В поддержку окраины страны выступил фронтмен «Мумий Тролля» Илья Лагутенко. Кроме того, завтра приморцы смогут поддержать местный символ в режиме оффлайн в процессе дня открытых дверей Центробанка, передает nevainfo.ru. Отдать собственный голос за приглянувшейся символ может каждый желающий на сайте твоя-россия.рф. Только в заключительном голосовании приняли участие уже практически 2,5 млн человек. Российский мост на ней представлен вместе с космодромом Восточный, которые представляют Дальневосточный регион. А вот следующий за нами претендент, город Казань, наступает на пятки. На данный момент столица Восточной Сибири занимает седьмую строчку, на шестую выдвинулся Петрозаводск. Основатель и солист «Мумий Тролля», он же — автор хита «Владивосток-2000», призвал граждан России поддержать его отчизну. В программу входят знакомство с историей банка и его работой, специальная экскурсия, лекции и осмотр реального инкассаторского автомобиля.

Как объясняет девушка, выдающая анкету — каждый из 2-х символов появится на аверсе и реверсе банкноты. Все желающие могут побывать в главном помещении основного управления Центрального банка РФ во Владивостоке по адресу: Светланская, 71.

Кроме всего прочего, у приморцев будет возможность поддержать местный символ и в режиме оффлайн в время того, как будет проходить день открытых дверей Центрального банка РФ.

Похожие публикации

ЦЭНКИ - Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры

Космодром «ВОСТОЧНЫЙ»

Россия не может зависеть от перепадов «политической погоды». Прежде всего – обороноспособность, импортонезависимость и – выход в космос. Российская орбитальная группировка, то есть, связь, телевидение, данные ДЗЗ и навигация, новые технологии и материалы, изучение законов жизни Вселенной, познание новых планет. Все это мы делаем для развития Родины, для комфортной жизни людей здесь, на Земле. Иначе нет смысла тратить огромные средства и отвлекать ресурсы промышленности и лучший человеческий капитал. Поэтому Россия и приняла решение о новом, первом гражданском за всю историю страны, космодроме.

В 2007 году РОСКОСМОС представил в Совет Безопасности документ о необходимости создания на территории России нового космодрома. В 2009-м годуРОСКОСМОС включил в Федеральную космическую программу разработку ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности РУСЬ-М. Работы велись до сентября 2011 года. Совет Безопасности России 23 сентября 2011 года прекратил работы по РУСИ и принял решение о создании на космодроме ВОСТОЧНЫЙ в первую очередь космического комплекса с ракетой носителем «Союз-2».

В связи с этим надо было полностью изменить исходные данные к разработке проектно-сметной документации и строить космодром одновременно с ее разработкой. Учитывая сжатые сроки проектирования и строительства, Президент России своим Распоряжением от 1 сентября 2009 года единственным исполнителем по проектным работам назначил компанию ИПРОМАШПРОМ, а по строительным – Спецстрой России. Оплата выполненных работ до утверждения проектно-сметной документации на основании поручения Председателя Правительства России от 12 октября 2011 года проводится по рабочим чертежам и единичным расценкам.

Принятые Президентом и Правительством решения позволили в кратчайшие сроки развернуть практические работы по строительству космодрома. Работа началась с выбора потенциального места расположения нового космодрома из семи возможных районов. Астраханская, Омская, Иркутская и Оренбургская область, Пермский и Хабаровский край, и Амурская область. По разным причинам первые пять районов были исключены и выбирали между Свободным в Амурской области и Советской Гаванью в Хабаровском крае. Совместным решением РОСКОСМОСа и Минобороны была создана рекогносцировочная комиссия из представителей министерств (МИД, Минюст, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минтранс и Минрегиогн), администраций Правительств Амурской области и Хабаровского края, а также представителей промышленности (ЦНИИМАШ, ЦСКБ-ПРОГРЕСС, РКК ЭНЕРГИЯ, Центр имени Хруничева, ИПРОМАШПРОМ и др.). По результатам акта этой комиссии «победила» площадка бывшего космодрома Свободный.

ВОСТОЧНЫЙ – это космодром XXI века.

ВОСТОЧНЫЙ гарантирует независимый выход России в космическое пространство.

ВОСТОЧНЫЙ – это «второе дыхание» всего Дальнего Востока.

ВОСТОЧНЫЙ – это космодром, аэропорт и город ЦИОЛКОВСКИЙ, который станет техноцентром будущего космического кластера.

ВОСТОЧНЫЙ – это новые возможности для молодежи, тысячи рабочих мест.

Космодром ВОСТОЧНЫЙ строится в междуречье рек Зеи и Большой Пёры в 8 тысячах километрах от Москвы и в 180-ти километрах от Благовещенска. Его площадь около 700 квадратных километров. Протяженность с юго-запада на северо-восток: 18 километров, а с юго-востока на северо-запад: 36. Почему здесь? Трассы запусков над водой и малонаселенными районами Дальнего Востока, то есть – безопасность для людей и жилья. Здесь уже есть дорожная инфраструктура: БАМ, трасса Чита-Хабаровск. Относительно рядом морские порты, большой запас электроэнергии, производимой в регионе.

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС – это «сердце» комплекса. 83 сооружения площадью 45 тысяч квадратных метров. В одну смену работает 270 человек.

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для подготовки перед стартом – в том числе заправка топливом. 121 сооружение, площадь 170 тысяч квадратных метров и 1800 человек в смену.

90% веса ракеты – это топливо. На 42-х гектарах расположены сооружения, инженерные сети и транспортные коммуникации.

ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ БАЗА. Здесь – ремонтно-механический завод, склад, дорожное управление, КПП и административно-бытовой корпус со столовой. Всего – 34 тысячи квадратных метров зданий.

ВОСТОЧНЫЙ КОМАНДНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ обеспечивает траекторные измерения движения ракеты-носителя с космическим аппаратом. Анализ данных бортовых систем становится основным беспристрастным документом по полёту. Это исходный материал для принятия решений.

На СКЛАДЕ БЛОКОВ принимаются, хранятся и выдаются незаправленные блоки всех ступеней ракет-носителей и головных обтекателей, которые поступают с заводов-изготовителей. Здание состоит из двух одноэтажных производственных частей и пристройки с помещениями различного назначения. Тепловой тамбур обогревает железнодорожные вагоны, поступающие в холодное время года, перед приемом и разгрузкой, что очень важно в условиях ВОСТОЧНОГО. Современная транспортно-логистическая система позволяет сэкономить время и сократить издержки приема и обслуживания частей ракет-носителей. Блоки выгружены, поставлены на транспортировку и готовы для передачи на сборку ракеты. Ноу-хау в том, что они сразу передаются в ТРАНСБОРДЕРНУЮ ГАЛЕРЕЮ .

Это главная транспортная магистраль. Она совмещена с производственными корпусами и вспомогательными сооружениями. Галерея предназначена для транспортировки составных частей ракет-носителей из корпуса в корпус при подготовке к пуску. Блоки ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков, оборудования и оснастки перемещаются между зданиями технического комплекса. Здание соединено с монтажно-испытательным корпусом ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков и головных обтекателей ракет. И с холодильной станцией, складом блоков ракет-носителей «Союз-2» и энергоблоком.

МОНТАЖНО ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС предназначен для размещения технологического оборудования, сборки, входного контроля и автономных и комплексных испытаний ракет-носителей. Ракета среднего класса «Союз-2» использует экологически-чистые компоненты топлива. То есть керосин-кислород. Союз-2 специально доработан для космодрома ВОСТОЧНЫЙ. С его помощью выводятся космические аппараты весом до 7,5 тонн. В монтажно-испытательном комплексе ракета собирается в так называемый «пакет». Собирается центральный блок, то есть вторая ступень ракеты. Затем к ней пристыковываются боковые блоки, первая ступень. Потом к ракете присоединяется полезная нагрузка. В этом помещении поддерживается определенный температурно-влажностный режим с помощью специальных вентиляционных систем. Такой комплекс – обязательная часть любого космодрома. Общая площадь здания – почти 45 тысяч квадратных метров. Высота – 37 метров. Ракета-носитель с готовыми первой и второй ступенями с помощью специальных траверсов устанавливается на тележки и едет по направлению к стартовому комплексу. В этом корпусе готовятся и испытываются космические аппараты, разгонные блоки и блоки выведения. Как вы понимаете, именно поэтому необходим особенный, самый высокий класс чистоты. Это требование обеспечивается безусловно.

На ЗАПРАВОЧНО-НЕЙТРАЛИЗАЦИОННОЙ СТАНЦИИ мы будем заправлять космические аппараты и разгонные блоки.

После заправки мы СОБИРАЕМ космическую головную часть. То есть – космический аппарат и разгонный блок ракеты-носителя. Первый запуск с космодрома ВОСТОЧНЫЙ – это ракета-носитель Союз-2 с космическими аппаратами ЛОМОНОСОВ и АИСТ и блоком выведения ВОЛГА. Они будут доставлять на Землю данные по научным экспериментам. Эти спутники разработаны в сотрудничестве со студентами. ЛОМОНОСОВ разработан в МГУ, АИСТ – в Самарском государственном аэрокосмическом университете. После проведения всех многочисленных контрольных испытаний ракета перегружается на транспортный агрегат и готова к вывозу на старт по специальному железнодорожному пути.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК КИСЛОРОДА И АЗОТА предназначен для размещения оборудования и систем заправки жидким кислородом, жидким азотом и сжатыми газами.

БЛОК КЕРОСИНА И НАФТИЛА. То же самое – только здесь размещается оборудование систем заправки керосином и нафтилом, сбора проливов и промышленных стоков горючего.

БЛОК СЖАТЫХ ГАЗОВ – оборудование технологических систем производства и хранения сжатых газов.

Ну, и наконец, самое интересное. Ракету-носитель произвели, доставили на космодром ВОСТОЧНЫЙ. полностью проверили. И она готовится к старту. Чтобы попасть на стартовый комплекс, ракета-носитель идет через МОБИЛЬНУЮ БАШНЮ ОБСЛУЖИВАНИЯ. Эта мобильная башня уникальна, в ней 7 ярусов. Ее вес – одна тысяча шестьсот тонн, высота пятьдесят два метра. Такая башня впервые будет в России. На космодромах Плесецк и Байконур нет подобного оборудования. Башня позволяет кроме всего прочего, проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях, что очень важно для запуска ракет-носителей с космодрома ВОСТОЧНЫЙ. Ракета устанавливается в стартовую систему. В ней используется уникальная технология крепления и удержания ракеты. Ракета висит на верхнем силовом поясе, а не стоит, как обычно. Мобильная башня обслуживания как бы наезжает на стартовую систему с ракетой и обхватывает ее. Боевой расчет запуска приступает к окончательной подготовке. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно бОльшей безопасности. В том числе здесь есть система аварийной эвакуации. Ракета-носитель заправляется перекисью водорода, которая используется для разгона турбонасосных агрегатов. Это – агрессивный компонент, он требует особых мер безопасности. Затем ракета-носитель заправляется другими, неагрессивными, компонентами топлива. Самым обыкновенным керосином, на котором летают самолеты. И кислородом. Именно поэтому мы решили начинать запуски с космодрома ВОСТОЧНЫЙ ракет-носителей типа Союз. Это – одна из самых надежных ракет в мире. После завершения всех необходимых операций ракета-носитель уже полностью готова к старту…

ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛОВОГО КОМПЛЕКСА управляются и координируются все работы подготовки и запуска космических аппаратов, транспортных грузовых кораблей, пилотируемых полетов и перспективных космических программ. И конечно – повседневной жизни космодрома.

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ – это «мозг» космодрома ВОСТОЧНЫЙ. 67 км кабеля обеспечивают работу всех систем старта.

АЭРОПОРТ. Будем доставлять возвращаемые многоразовые ступени ракет-носителей и пилотируемый космический корабль нового поколения. Аэропорт – это туризм, визиты иностранных партнеров… Это пресс-туры и поездки наших сотрудников.

БУДУЩИЙ ГОРОД ЦИОЛКОВСКИЙ. 12 тысяч человек будет жить в 40 домах, водить детей в 4 садика и 2 школы. Конечно, здесь будут спортивные комплексы, торговые центры, кафе, рестораны и автостоянки. Мы сделаем все, чтобы нашим сотрудникам было комфортно. Город будет строиться в 2 очереди, сначала для 7-ми тысяч, потом – еще для 5-ти тысяч.

С космодрома ВОСТОЧНЫЙ будут запускаться и отечественные экологически-чистые новые ракеты-носители АНГАРА. По АНГАРЕ тяжелого класса мы работаем в 2 этапа. Сначала – стартовый комплекс с первой пусковой установкой для запусков автоматических космических аппаратов. На втором этапе – еще одна пусковая установка для запусков АНГАРЫ-А5 и ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности АНГАРА-А5В, а также пилотируемого транспортного корабля нового поколения. При этом оба этапа мы осуществляем параллельно с созданием космического ракетного комплекса тяжелого класса и наземной инфраструктуры.

С космодрома ВОСТОЧНЫЙ можно запускать космические аппараты практически на все Орбиты Земли. Включая солнечно-синхронную.

Россия – первая во многом. А в космосе – особенно. Каждый успешный взлет ракеты потрясает! Гагарин, Леонов, первый спутник, первый луноход… Сегодня главное – быть достойными того, чего достигли наши отцы и деды. Мы выходим на следующий этап.

ВОСТОЧНЫЙ – первый шаг к новому будущему для России. Это новые возможности для улучшения качества жизни наших людей.

ВОСТОЧНЫЙ расположен в наиболее безопасном с точки зрения отделения и падения ступеней ракет-носителей районе Российской Федерации. Все отработавшие отделяемые части возвращаются на Землю в труднодоступных и редконаселенных районах, и впоследствии утилизируются.

ВОСТОЧНЫЙ – колоссальный проект, требующий сил, времени, профессионализма и огромных финансовых вложений.

ВОСТОЧНЫЙ – это мирный космос и новый уровень международной кооперации.

ВОСТОЧНЫЙ – это реальный локомотив развития Дальнего Востока.

ВОСТОЧНЫЙ – это будущее космонавтики России.

В общем, здесь все только начинается!

Журнал Новости Космонавтики

Космодром Восточный: как все начиналось. Автор: Фадеев А.

От редакции. В ноябре исполняется пять лет принятию судьбоносного решения о создании нового космодрома в Амурской области. На страницах НК мы регулярно отслеживаем события, касающиеся этого проекта. За прошедшие годы из памяти стерлись многие детали:какие стояли задачи, сколько трудностей пришлось преодолеть, прежде чем экскаваторы начали выемку грунта на первом стартовом комплексе будущего космодрома. Кроме того, многие детали принятия решения стали известны лишь годы спустя. Об этом и о многом другом рассказывает Александр Сергеевич Фадеев, генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Роскосмоса.

В ноябре 2007 г. правительство России приняло решение о создании в Амурской области космодрома научного, социально-экономического и коммерческого назначения в целях обеспечения подготовки и запуска различных КА, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ), выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных программ по изучению и освоению небесных тел, а также международного сотрудничества в данной сфере. 19 июля 2010 г. для начала полномасштабного строительства на ближайшие три года из госбюджета были выделены 24.7 млрд руб (около 809 млн $).

До сих пор, несмотря на принятое высшим руководством страны решение, не утихают споры о необходимости создания космодрома и о месте его строительства. Сегодня речь пойдет о том, как готовилось окончательное решение о создании нового космодрома, какие трудности встретились и что на самом деле происходит сегодня в Свободненском районе Амурской области. Следует констатировать, что ЦЭНКИ принимает самое активное участие во всех вопросах, связанных со строительством космодрома. Вместе с тем не стоит отделять ЦЭНКИ от Роскосмоса – они работают в единой команде, и все победы и поражения касаются обеих организаций в равной степени.

Зачем стране новый космодром
Задача создания нового космодрома объективно связана с условиями организации отечественной космической деятельности (в том числе и перспективной):

  • во-первых, с необходимостью разработки очередного поколения РН, ориентированных на применение экологически безопасных компонентов топлива и обеспечивающих запуск широкого спектра полезных грузов (ПГ), в том числе ожидаемых при осуществлении масштабных космических проектов, связанных с изучением и освоением Луны и других небесных тел;
  • во-вторых, с обеспечением независимости отечественной космической деятельности по всему составу ожидаемых задач, достигаемой, в первую очередь, через достаточность космической инфраструктуры в пределах территории страны;
  • в-третьих, с ориентацией единственного российского космодрома Плесецк под задачи преимущественно в интересах обороны и безопасности страны.
Кроме того, этот вопрос возник и как результат оценки экономического фактора, связанного с оплатой аренды Байконура у Республики Казахстан и затратами на ремонт и реконструкцию объектов космодрома, требующихся для реализации задач космической деятельности Российской Федерации. К факторам, определяющим необходимость создания нового космодрома на территории страны, был отнесен и политический: связанный как со значением данного шага на международном уровне, так и с укреплением политического положения страны путем расширения национальных возможностей по дальнейшему изучению и освоению космического пространства.

Сегодня уже нет сомнений в том, что независимость космической деятельности – важнейший фактор своевременной и полной реализации национальных программ, выполнения принятых международных и коммерческих обязательств в данной сфере. В первую очередь, это подтверждение гарантированных возможностей страны в оказании определенных космических услуг и, как следствие, высокий статус на мировом рынке.

Уровень такой независимости определяется возможностью оперативного выведения в космическое пространство всех типов ПГ, требуемых для решения национальных задач в необходимые сроки. А эта возможность обеспечивается только при наличии ракет-носителей, позволяющих выводить в космос любые необходимые грузы, и при исключении факторов, препятствующих функционированию космодромов и районов падения отделяющихся частей ракет. К таким факторам следует отнести необходимость согласования факта подготовки и запуска, а также задействования районов падения с руководством тех государств, на территории которых располагаются соответствующие объекты наземной космической инфраструктуры.

С созданием нового космодрома и выбором районов падения отделяющихся частей на территории России или в прилегающих океанских (морских) акваториях устраняется зависимость отечественной космической деятельности от позиции руководства зарубежных государств. В сферах космической деятельности военного, научного и социально-экономического назначения обеспечивается требуемая оперативность подготовки и запуска КА, исключаются предпосылки к срыву выполнения отечественных космических программ по политическому, организационному, экологическому и другим факторам.

Данные аспекты имеют отношение прежде всего к использованию космодрома Байконур. Осложнившиеся отношения с Республикой Казахстан (РК) по согласованию запусков КА и пусков МБР уже привели к ряду переносов пусков по национальным и коммерческим программам.
Кроме того, российско-казахстанское Соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур, подписанное 9 января 2004 г. президентами двух стран В.В.Путиным и Н.А.Назарбаевым, налагает на российскую сторону ограничения в использовании Байконура для пусков ракет на токсичных компонентах ракетного топлива. При согласовании с казахстанской стороной Плана запусков КА и пусков ракет с космодрома Байконур последняя ежегодно настаивает на безусловном выполнении вышеуказанных ограничений, что обязывает Роскосмос планировать ограниченное число пусков с Байконура ракет, использующих токсичные компоненты топлива.

Стоит отметить, что за рубежом при определении условий независимости национальной космической деятельности космическая политика однозначно устанавливает требование по достаточности собственной наземной космической инфраструктуры, универсальности средств выведения и экономической приемлемости их эксплуатации. Реализация данного требования подтверждается расширением сети мест запуска космических объектов. Так, в дополнение к десяти имеющимся космодромам (стартовым комплексам) федерального и нефедерального уровня Соединенные Штаты предусматривают строительство еще восьми комплексов, которые будут находиться в распоряжении частно-коммерческих компаний. КНР увеличивает число используемых космодромов до четырех. ЕКА последовательно реализует задачу по созданию полноценного космодрома в Гвианском космическом центре. Возможности строительства собственных средств запуска изыскивают Бразилия, Южная Корея, Австралия, Индонезия. Между тем в отношении России условия такой независимости пока не реализованы.

Среди задач по созданию космодрома первая и наиболее важная – определение оптимального района его размещения. Вообще выбор места нового комплекса – это задача исключительной сложности, даже с учетом значительной площади нашей страны и открытого выхода значительной части ее территории на акватории морей и океанов. Различия в уровне обустроенности и заселенности регионов определяют проблемы в выборе районов падения отделяющихся частей РН по условиям безопасности для населения, промышленных объектов, военной инфраструктуры. Немаловажна и возможность задействования при строительстве местной промышленной и сырьевой базы, транспортных коммуникаций и трудовых ресурсов. При этом не является обязательным наличие в качестве одного из требований пустынной местности, характерной для условий размещения космодрома Байконур в Казахстане.

сложности, даже с учетом значительной площади нашей страны и открытого выхода значительной части ее территории на акватории морей и океанов. Различия в уровне обустроенности и заселенности регионов определяют проблемы в выборе районов падения отделяющихся частей РН по условиям безопасности для населения, промышленных объектов, военной инфраструктуры. Немаловажна и возможность задействования при строительстве местной промышленной и сырьевой базы, транспортных коммуникаций и трудовых ресурсов. При этом не является обязательным наличие в качестве одного из требований пустынной местности, характерной для условий размещения космодрома Байконур в Казахстане.

Как выбирали место строительства
С учетом предъявляемых требований к месту и географии территории в 2007 г. были рассмотрены места возможного низкоширотного (ниже 60°с.ш.) расположения космодрома, в том числе и предложение по строительству космодрома на территории Республики Калмыкия. В результате предварительного анализа отобрали шесть районов. В частности, в европейской части страны было выбрано место в районе Капустина Яра, так как с этого полигона в то время уже осуществлялись запуски КА с использованием РН «Космос-3М» на наклонение около 50°.

Рассмотрение Урала, Сибири и Дальнего Востока показало, что по реализуемости требуемых трасс и наличию развитой промышленной базы для последующего анализа могли быть выбраны районы: Березники Пермского края (Южный Урал), Тара Омской области и Усть-Кут Иркутской области. На Дальнем Востоке рассматривались города Свободный (Амурская область), Советская Гавань и Ванино (Хабаровский край). В последнем случае вблизи места старта можно было разместить морскую спасательную службу, а в перспективе и морской ракетно-космический комплекс.

Предварительная оценка трасс пусков и районов падения при расположении объектов на территории Республики Калмыкия проводилась в предположении обеспечить выведение КА на основные орбиты, аналогичные достигаемым при запусках с космодрома Байконур. Анализ возможных трасс пусков с территории Калмыкии показал, что практически по всем необходимым наклонениям районы падения будут располагаться на суше не только в густонаселенных районах нашей страны, но и на территориях других государств (Казахстана, Азербайджана и Ирана).

С учетом изложенного возможными местами расположения космодрома для анализа были выбраны:
  1. Капустин Яр, Астраханская область (48.7°с.ш.);
  2. Березники, Пермский край (59.7°);
  3. Тара, Омская область (56.8°);
  4. Усть-Кут, Иркутская область (57.2°);
  5. Свободный, Амурская область (51.8°);
  6. Советская Гавань, Хабаровский край (49.2°с.ш.).
Всесторонний анализ возможности размещения нового космодрома в выбранных районах проводился с привлечением ведущих научных организаций и институтов Роскосмоса и Минобороны при участии организаций ракетно-космической промышленности и заинтересованных министерств и ведомств. В результате правительству были предложены только два места возможного строительства – Свободный в Амурской области и Советская Гавань в Хабаровском крае.

Правительство РФ приняло решение: сформировать комиссию для рекогносцировочных работ в местах возможного расположения нового космодрома и поручить ей анализ практической реализуемости выработанных предложений с учетом географического расположения региона, а также возможности использования существующей региональной инфраструктуры (социально-экономических, транспортных, энергетических и трудовых ресурсов). В июле того же года рекогносцировочная комиссия приступила к работе и отправилась на Дальний Восток.

Несомненно, по многим характеристикам наиболее приоритетным выглядело место в Ванинском районе Хабаровского края: абсолютно ровное плато, расположенное на побережье, как никакое другое подходило для строительства. Районы падения отделяемых частей РН по основным трассам располагались в морских акваториях. Вместе с тем рассматриваемый район характеризовался повышенной сейсмической активностью, отсутствием достаточного резерва электроэнергии и несовершенством транспортных магистралей, в первую очередь железнодорожных.

При посещении Амурской области члены комиссии убедились в большом потенциале Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) «Поселок Углегорск» Амурской области, которое могло стать основой для размещения ресурсов, необходимых строительству. В Углегорске также имелась достаточно развитая инфраструктура, принадлежащая Министерству обороны, которую можно было использовать на начальном этапе. Кроме того, Амурская область – это энергоизбыточный регион, и он не имеет ограничений по транспортировке негабаритных грузов, необходимых для возведения и последующей эксплуатации комплекса.

Взвесив все «за» и «против», подсчитав приблизительную стоимость строительных работ как в Хабаровском крае, так и в Амурской области, рекогносцировочная комиссия сделала однозначный вывод о приоритете поселка Углегорск для создания нового космодрома. По результатам работы комиссии был представлен доклад правительству и президенту, по итогам которого 6 ноября 2007 г. вышел указ Президента Российкой Федерации №1473 «О космодроме Восточный».

Сегодня целый ряд факторов убедительно подтверждает правильность и обоснованность данного выбора: от условий обеспечения максимальной безопасности при пусках РН до оптимальности затрат на строительство в регионе, удаленном от европейской части страны. Выбор, сделанный преимущественно по специальным критериям, подтверждается и рядом других факторов. Это актуальность и общегосударственный характер задачи по развитию экономики Дальневосточного региона и усилению его роли в улучшении экономического состояния страны. Это исключительная значимость Дальнего Востока в расширении экономического сотрудничества и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возможная основа для решения данной задачи: расширение сотрудничества в космической деятельности с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индонезией, Малайзией. Наличие соответствующей отечественной космической инфраструктуры на Дальнем Востоке, несомненно, упрощает решение этой задачи.

В подтверждение оптимальности выбранного района для развертывания строительства следует привести и такой фактор. В перспективе можно предполагать формирование тенденции стабильности политической ситуации в Азиатско-Тихоокенском регионе по причине роста экономической взаимозависимости государств, располагающихся в его пределах. На укрепление политической ситуации в регионе будет работать то, что, кроме соглашения между РФ и КНР о содержании вооруженных сил и вооружений в приграничной зоне, создание космодрома вблизи Китая будет демонстрировать понимание отсутствия взаимных военных угроз и содействовать экономическому развитию приграничных районов, базировавшемуся ранее на функционировании военных структур.

Таким образом, строительство нового отечественного космодрома в пределах территории Дальневосточного региона способствует реализации политических и экономических интересов страны, а также убедительно демонстрирует решимость использовать географическое присутствие в регионе для своего национального развития.

Начало работ
Первые финансовые средства по теме «Космодром Восточный» Роскосмос получил уже в 2008 г. И пусть это были «крохи», но главное – «поезд тронулся» и остановить его стало невозможно. В том же году, согласно государственному контракту между Роскосмосом и ОАО «Ипромашпром», была проведена рекогносцировка в обеспечение проектно-изыскательских работ (ПИР) для создания космодрома, по результатам которой определялась предварительная стоимость работ по строительству.

В это же время впервые были подняты вопросы: о переподчинении ЗАТО Углегорск из ведения Минобороны в ведение Роскосмоса – с сохранением статуса закрытого образования для обеспечения особого режима безопасности; о передаче освободившихся объектов и участков земли расформированного космодрома Свободный, необходимых для создания обеспечивающей инфраструктуры комплекса; о резервировании земельных участков в Амурской области для размещения объектов наземной космической инфраструктуры.

Распоряжением Президента РФ единственным исполнителем проектных работ по созданию космодрома определялось ОАО «Ипромашпром», подрядных работ – Спецстрой России.

В декабре 2009 г. соответствующим распоряжением Роскосмоса для строительства объектов космодрома было зарезервировано 103546.6 га земель. В июне 2010 г. с положительным результатом прошли общественные слушания по вопросу перевода земельных участков лесного фонда в категорию «Земли промышленности и иного специального назначения».

Несомненно, «земельный» вопрос – один из самых важных при любом строительстве, тем более при таком масштабном. При резервировании соответствующего земельного участка мы сознательно постарались обойти земли сельскохозяйственного назначения, но все равно столкнулись с трудностями. Земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности, земли населенных пунктов, земли обороны и безопасности, находящиеся в собственности Минобороны, – все это располагало к довольно длительному процессу оформления земельных участков для Роскосмоса.

Тем не менее уже в ноябре 2010 г. документация была полностью оформлена. Постановления администраций ЗАТО «Поселок Углегорск» и Свободненского района Амурской области предоставляли в бессрочное пользование 12 земельных участков для строительства и эксплуатации автомобильной дороги, железнодорожного подъездного пути, системы внешнего электроснабжения в составе первого этапа линейной части объекта «Космодром Восточный» (шесть земельных участков из состава земель населенных пунктов и шесть земельных участков промышленного назначения). Кроме того, для создания линейных объектов были получены восемь свидетельств на земельные участки лесного фонда. Одновременно началась подготовка разрешительной документации по переводу земель лесного фонда общей площадью 9662.748 га (21 земельный участок в Свободненском районе и пять земельных участков в Шимановском районе Амурской области).

Распоряжение Правительства №2424-р о переводе земель лесного фонда в земли промышленного (иного) назначения, выпущенное 28 декабря 2011 г. стало венцом огромной работы Роскосмоса с привлечением и непосредственным участием большого числа организаций Амурской области, администраций муниципальных образований Свободненского и Шимановского районов, ЗАТО «Поселок Углегорск», правительства Амурской области, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных управлений в Амурской области и Хабаровском крае.

Параллельно Роскосмос и Минобороны выполнили работу по передаче на баланс Администрации ЗАТО «Поселок Углегорск», Роскосмоса и Спецстроя России зданий, сооружений и земельных участков расформированного космодрома Свободный.

Всего на момент начала работы подлежало передаче 114 зданий и сооружений и 18 земельных участков. Минобороны списало и утилизировало семь объектов; списало, утилизировало, но не рекультивировало 27 объектов; готовилось к списанию и утилизации 57 объектов.

Приказами министра обороны 50 зданий и девять земельных участков были переданы в собственность ЗАТО. Девять земельных участков и железнодорожный путь не общего пользования перешли в постоянное (бессрочное) пользование и оперативное управление Роскосмоса. Более 55 зданий и сооружений были высвобождены и организована их передача в оперативное управление Спецстроя России.

Кроме того, в связи с принятым министром обороны решением о расформировании 60-го отдельного измерительного пункта (ОИП), дислоцированного на территории ЗАТО, на заключительном этапе находится работа по передаче еще 55 зданий и сооружений, ранее находившихся в собственности Минобороны.

К сожалению, решение об отключении большинства неиспользуемых объектов расформированного космодрома Свободный, принятое Минобороны еще в 2009 г. привело в частичную негодность значительную часть передаваемого казарменно-жилищного и специального фонда.

Продолжение статьи читайте на страницах нашего журнала