Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция водителя миксера img-1

должностная инструкция водителя миксера

Рейтинг: 4.7/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция водителя

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Постановление Минтруда РФ от 10.10.1992г. №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих»

1.2. Водитель относится к категории рабочих.

1.3. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность водителя.

1.4. Водитель назначается на должность и освобождается от нее приказом директора техникума.

1.5. На должность водителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, стаж вождения от 2 лет.

1.6. Водитель подчиняется непосредственно директору, начальнику хозяйственного отдела техникума.

1.7. Водитель должен знать:

- Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;

- основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;

- правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;

- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

- порядок проведения технического обслуживания автомобилей.

1.8. Водитель руководствуется в своей деятельности:

- законодательными актами РФ;

- Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами техникума;

- приказами и распоряжениями директора техникума;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. На время отсутствия водителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по техникуму.

2.1. Осуществление вождение автомобиля.

2.2. Обеспечение технически исправное состояние автомобиля.

2.3. Своевременное прохождение техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

2.4. Ведение путевых листов, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

3. Должностные обязанности

Водитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.

3.2. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.

3.3. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.

3.4. Осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля.

3.5. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).

3.6. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

3.7. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.

3.8. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

3.9. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.

3.10. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

3.11. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.

3.12. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3.13. Исполняет другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.

Водитель имеет право:

4.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).

4.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.

4.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.

4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

Водитель несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных – в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения – в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

6.1. Взаимодействует с бухгалтерией по отчетности по путевым листам и расходу топлива.

6.2. Соблюдает конфиденциальность.

Другие статьи

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля определяет основные принципы работы водителя. Инструкция не обязательный документ, но рекомендуется ее оформлять, чтобы избежать спорных моментов. Составляется работником отдела кадров или юридической службы при приеме на работу водителя. Инструкция утверждается руководителем.

Каждое предприятие разрабатывает и использует приемлемую для специфики своей деятельности форму документа. За основу, обычно, берется типовая форма должностной инструкции водителя .

Заполняется форма машиночитаемым способом или комбинированным (в бланк вносятся данные о работнике вручную). При оформлении инструкции детально описываются все обязанности и права водителя, квалификационные требования, последствия недобросовестной работы.

Должностная инструкция содержит:

  • общие положения;
  • обязанности водителя;
  • права;
  • ответственность;
  • заключительные положения.

В документе отражается порядок приема, а также увольнения работника, его подчиненность. Оговаривается стаж работы и наличие определенной категории водительских прав для управления легковым автотранспортом, знание ПДД. Водитель обязан знать устройство автомобиля, его технические характеристики, правила эксплуатации.

Подписывается инструкция руководителем подразделения и начальником юридического отдела. Водитель должен ознакомиться под роспись с инструкцией. Одновременно с оформлением данного документа составляется и инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля. Документ необходим для стабилизации и оптимизации рабочего процесса.

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля (doc)

Должностная инструкция_Водитель

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя, работающего на служебном автомобиле в "___________________", именуемом далее "Фирма".
1.2. Под термином "Водитель" имеется в виду непосредственный штатный водитель фирмы или другой сотрудник, эксплуатирующий в служебных целях на постоянной или временной основе автомобиль фирмы или автомобиль, находящийся в распоряжении фирмы.
1.3. Настоящая Инструкция действует в отношении сотрудников, эксплуатирующих личные автомобили в служебных целях.
1.4. Водитель фирмы должен знать:
1.4.1. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.
1.4.2. Основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).
1.4.3. Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания.
1.4.4. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.).
1.4.5. Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.

2. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ ФИРМЫ

2.1. Обеспечить корректное плавное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и резкие обгоны впереди идущих автомобилей. Водитель обязан и может предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.
2.2. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль лишь на охраняемых стоянках.
2.3. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.
2.4. Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.5. Содержать двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищать их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
2.6. Строго выполнять все распоряжения руководителя фирмы и своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.
2.7. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.
2.8. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
2.9. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.
2.10. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива. Штатные водители отмечают также количество отработанного времени.
2.11. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования "на хвосте" автомобиля фирмы. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.
2.12. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным фирме в ее текущей хозяйственной деятельности. Проявлять разумную конструктивную инициативу.

3. ПРАВА ВОДИТЕЛЯ ФИРМЫ

3.1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.
3.2. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

4. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Настоящая Должностная Инструкция сообщается водителю под расписку. Один экземпляр Инструкции хранится в личном деле работника.

Должностная инструкция водителя автомобиля: грузового, легкового, водителя скорой помощи

Должностная инструкция водителя автомобиля

Должностная инструкция — это документ, существенно упрощающий обусловленные трудовым договором отношения работника и работодателя. Теоретически без инструкции обойтись можно — Трудовой Кодекс не утверждает, что её необходимо составлять в обязательном порядке.

Но практика показывает, что чем более подробно и тщательно она написана, тем реже возникают спорные моменты, отнимающие время и тормозящие процесс исполнения должностных обязанностей.

Водитель автомобиля — не менее ответственная должность, чем менеджер или специалист в какой-либо области, и наличие чёткой инструкции для него крайне важно.

Для чего нужна должностная инструкция водителя автомобиля

Этот документ подробно описывает все обязанности и права водителя, а также ответственность, которая возникает при осуществлении его профессиональной деятельности.

По сути, она призвана доходчиво объяснить человеку, управляющему авто, как и для чего он должен это делать, какие у него есть полномочия, какими будут последствия некачественной работы или допущенных злоупотреблений.

Всё это, в свою очередь, преследует конечную цель: стабилизировать и оптимизировать рабочий процесс. Если водителю не ясны какие-то отдельные моменты, он может придти к неверным выводам и, соответственно, принять и осуществить нерациональное решение.

Общая должностная инструкция водителя

К общим положениям можно отнести следующие:

  • Назначается на должность, смещается с должности водитель на основании приказа генерального директора организации;
  • Подчиняется либо лично генеральному директору, либо руководителю отдела или другого структурного подразделения;
  • Если по какой-то причине он отсутствует, то его права и обязанности временно передаются другому работнику;
  • На должность водителя может быть назначено только лицо, обладающее водительскими правами минимум категории В и стажем вождения от 2 лет.
  • ПДД и штрафные санкции, полагающиеся за их нарушение;
  • главные технические характеристики и устройство автомобиля в целом, предназначение, устройство, общий принцип работы и способы обслуживания агрегатов, узлов и приборов автомобиля;
  • правила эксплуатации автомобиля, всестороннего ухода за ним, поддержания его в удовлетворительном и пригодном для использования состоянии;
  • признаки, основные причины и возможные последствия неисправностей, которые могут появиться при эксплуатации транспортного средства, наряду с этим — методы их обнаружения и исправления;
  • основы осуществления технического обслуживания автомобилей.

Руководствуется в своей деятельности :

  • положениям законодательных актов России;
  • Уставом организации и правилами принятого в организации трудового распорядка (а также другим актами компании, если такие есть);
  • приказами и распоряжениями руководства;
  • и положениями собственно должностной инструкции.

В инструкции должны быть обозначен примерно такой список обязанностей:

  • Он следит за технической исправностью закрепленного за ним транспортного средства;
  • Предпринимает все действия, направленные на сохранность ТС и всех ценных вещей, которые лежат внутри. Это означает, что водитель не должен бросать авто без присмотра, непременно ставит автомобиль на сигнализацию во всех случаях, когда покидает его, следит за исправной блокировкой дверей во время поездки;
  • Непосредственно управляет автомобилем, и делает это со всей осторожностью, чтобы устранить угрозу жизни и здоровью пассажиров и обеспечить технически и эксплуатационно удовлетворительное состояние самого автомобиля;
  • Контролирует техническое состояние доверенной ему машины. Когда нужно, выполняет своими силами необходимые работы, направленные на обеспечение его безопасной эксплуатации;
  • В предусмотренные сроки проводит ТО в сервисном центре;
  • Следит за чистотой в салоне и ухаживает за составными элементами авто с применением всех соответствующих средств;
  • Не употребляет в ходе рабочего процесса алкоголь, а также наркотические или психотропные вещества;
  • До поездки составляет подробный маршрут следования и согласовывает его со своим начальником;
  • Помечает в путевых листах составленные маршруты и прочие технические подробности: например, километраж пройденного пути и расход бензина (или иного топлива);
  • Ежедневно после истечения рабочего времени ставит автомобиль на охраняемую стоянку или в гараж;
  • И, наконец, в отдельных случаях выполняет служебные поручения, полученные от начальства.

Водитель обладает правами:

  • Требовать от пассажиров неукоснительного выполнения правил дорожного движения;
  • Получать различную нужную ему для осуществления своих обязанностей информацию;
  • Сообщать начальству свои предложения относительно улучшения рабочего процесса, а также повышения уровня безопасности при эксплуатации автомобиля;
  • Требовать от руководства поддержания оптимальных условий в процессе осуществления своих должностных обязанностей;
  • Принимать и осуществлять решения в рамках своей компетенции.

В каких же случаях и за что именно он несёт ответственность?

  • За невыполнение или недостаточно профессиональное, некачественное выполнение своих, прописанных в инструкции, должностных обязанностей;
  • За небрежность в соблюдении актуальных инструкций, приказов и распоряжений, относящихся к необходимости сохранения коммерческой тайны и любой прочей конфиденциальной информации, не подлежащей разглашению;
  • За нарушение правил принятого трудового распорядка, в случаях нарушения трудовой дисциплины. Некачественное соблюдение правил техники безопасности, в том числе и противопожарной безопасности, тоже в зоне ответственности водителя.

Скачать образец должностной инструкции водителя автомобиля в формате word можно ЗДЕСЬ (файл 33 кБ)

Должностная инструкция водителя автомобиля скорой медицинской помощи

Конечно, в своей работе водитель автомобиля СМП должен придерживаться стандартных, общих положений, которые были обозначены выше. Однако специфика медицинской сферы диктует свои условия и требования.

Важнейшее из этих требований заключается в том, что водитель должен обладать минимальными медицинскими навыками. Ему не нужны диплом медицинского ВУЗа и умение орудовать скальпелем, но пройти спецподготовку по оперативному оказанию первой медицинской помощи придётся обязательно.

Кроме того, список стандартных требований расширяется за счёт специальных — таких, как знания:

  • правил использования применяемого медицинского оборудования и медицинских инструментов;
  • правил техники безопасности при эксплуатации медицинских инструментов, приборов и прочего оборудования;
  • психологии профессионального общения;
  • основ медицины катастроф;
  • о санитарно-гигиеническом содержании медицинского салона.

Крайне важно для водителя автомобиля СМП уметь выбрать маршрут, по которому можно добраться до адреса максимально быстро. Вместе с фельдшерами он должен быть готов перенести и погрузить в машину пациента, а затем помочь выгрузить его в больнице.

Врачу бригады водитель при необходимости помогает наложить жгуты и перевязки, настроить и приготовить к использованию специальную медицинскую аппаратуру. А ещё он должен тщательно следить за применением норм личной гигиены — это имеет особое значение, потому что стерильность является непреложным условием при работе в медицинской среде.

Скачать образец должностной инструкции санитара-водителя можно ЗДЕСЬ (файл в формате word, 58 кБ).

Отличия в должностной инструкции водителя грузового автомобиля

Основная задача водителя — доставка грузов. Для этого нужны специальные навыки и опыт вождения от трёх лет. Также в должностной инструкции должны быть прописаны детальные требования в зависимости от типа груза. В любом случае, водитель грузовика, в отличие от водителя легкового авто, должен тщательно проверять техническое состояние машины перед каждым выездом.

Ещё один немаловажный пункт, который стоит указывать в инструкции — об обязательном ежедневном медицинском осмотре. Габариты и вес грузового автомобиля обуславливают повышенную опасность в отношении всех участников дорожного движения, и если состояние здоровья водителя неудовлетворительно, риск ДТП с масштабными последствиями возрастает до недопустимых размеров.

ДИ для тех, кто управляет легковым автомобилем

Водитель легкового автомобиля специализируется в основном на перевозке людей, документов либо лёгких, малогабаритных грузов. К нему не предъявляется каких-то особых требований помимо общих.

Дополнительные положения включаются в инструкцию руководством организации, в которой работает водитель, только в соответствии с конкретной ситуацией.

В целом же профессиональная деятельность водителя легкового автомобиля вполне достаточно регламентируется нормами общей должностной инструкции казанной выше.

Подводя итоги

Должностная инструкция водителя автомобиля — документ, принципиально важный для регулирования рабочего процесса этого специалиста. Она должна содержать информацию о требованиях к водителю, а наряду с этим — сведения о его должностных обязанностях, правах и ответственности.

При этом разделы, посвящённые правам и ответственности, обычно унифицированы и не требуют корректировки, а вот обязанности должны быть обозначены как можно более подробно и четко. Это позволит свести к минимуму риск возникновения проблемных ситуаций и оптимизирует рабочий процесс.

Специалисты, управляющие грузовыми автомобилями и машинами скорой медицинской помощи, должны обладать специальными навыками. От них также требуется больший относительно водителей легковых авто опыт вождения.

Главное дополнительное требование к водителям машин СМП — умение оказать первую медицинскую помощь и навыки пользования медицинским оборудованием. Для водителей грузовиков прежде всего важно прохождение ежедневного медицинского осмотра и качественное техническое обслуживание автомобиля. Все эти особенности должны быть указаны в должностной инструкции подробнейшим образом.

Профессиональные водители досконально знают дорожные знаки и их обозначения.

Видео — о сложных моментах, которые возникают во взаимоотношениях водителей с работодателем:

Комментарии к статье:

Ну а как же иначе? Водитель — это профессия, для которой просто обязана существовать инструкция. В случае штатных и нештатных ситуаций водитель должен руководствоваться именно этим документом

Специфика нашей работы такова, что в должностных инструкциях водителей мы расписываем все очень подробно. Даже то, что нельзя курить в салоне, быть опрятно одетым, а летом не ездить с голым торсом. Ну и конечно же стаж вождения автомобиля от 5 лет.

Проблема в том, что хоть и инструкции существую, но мы люди по своей природе часто их игнорируем или работаем по своим правилам. Дисциплина, вот что нам так не хватает в разных сферах деятельности, включая водителей.

В любых ситуациях человек, который ответственный за своих пассажиров или за то как он ведет себя на дороге, обязан вести себя в соответствии с инструкциями и предписаниями. Проблема в другом, а именно в том, что мы часто их игнорируем или списываем на случай.

Надо же, а я и не знал, что водитель Скорой должен обладать некими медицинскими навыками и разбираться в медицинском оборудовании. Их что, из бывших фельшеров набирают или специально обучают перед работой?

Это дело давно уже пора регламентировать и привести к общему знаменателю. А то здесь сплошная неразбериха. Так же как и в использовании служебного автомобиля. Вот, например, я лично водителем не работаю, но периодически пользуюсь служебным автомобилем. И здесь тоже нет никаких внятных инструкций: как быть со страховкой, нужна ли доверенность, путевой лист и пр.
Правда, как показывает практика, у нас часто все эти новые «должностные инструкции» вносят ещё больше путаницы.

В статье хотелось бы увидеть порядок разработки и утверждения такого документа. Ведь это также представляет интерес, и важно в конкретных производственных условиях.

Обязанности это хорошо, и правовые нормы тоже. С такими документами злобные работодатели не смогут накладывать все огрехи на водителя, но скорее всего такие начальники просто от этого откажутся.

Должностная инструкция должна быть обязательно и водитель должен хорошенько её изучить в самом начале работы, на берегу так скажем. Он будет чётко понимать что должен делать в той или иной ситуации. И работодатель будет понимать за что ему поощрять водителя, а за что наказывать.

Так нет, если нет должностной инструкции водителя можно по сути уволить, наказать только за прогул и пьянку на рабочем месте. А тот же выговор объявить сложно, потому что конкретные трудовые обязанности точно нигде не зафиксированы.

Иногда в должностной инструкции так много пишут, что если следовать всему, то некогда основную работу выполнять. Считаю, что она нужна, но тщательно продуманная.

Примерная должностная инструкция водителя троллейбуса - образец 2016 года

Примерная должностная инструкция водителя троллейбуса

1. Общие положения

1. Водитель троллейбуса осуществляет управление троллейбусом с соблюдением правил дорожного движения и правил технической эксплуатации троллейбуса.

2. Водитель троллейбуса непосредственно подчиняется начальнику маршрута.

3. Водитель троллейбуса обязан выполнять оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения, выполнением расписания движения:

на территории депо - диспетчера троллейбусного депо по выпуску; при работе на линии - работников службы движения (диспетчера конечной станции, ревизора (техника) движения и других), ревизоров по безопасности движения, работников ГИБДД и других лиц, уполномоченных регулировать движение.

В экстремальных ситуациях водитель троллейбуса выполняет также указания начальника (директора) депо, заместителя начальника депо по эксплуатации, заместителя начальника депо по перевозкам, начальника отдела эксплуатации.

4. Водитель троллейбуса, не работавший в качестве водителя более одного года, допускается к управлению троллейбусом после подтверждения аттестационной (квалификационной) комиссией организации городского электрического транспорта теоретических знаний и практических навыков вождения троллейбуса в объеме требований тарифно-квалификационной характеристики ранее присвоенной водителю квалификации, а также после стажировки на маршруте. Конкретная продолжительность стажировки на маршруте устанавливается аттестационной (квалификационной) комиссией в зависимости от стажа и срока перерыва в работе по специальности.

5. Водитель троллейбуса должен знать:

свою должностную инструкцию;

правила дорожного движения;

правила технической эксплуатации троллейбуса;

правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В;

инструкцию о порядке допуска персонала к работе при эксплуатации электроустановок;

инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;

систему технического обслуживания и ремонта троллейбусов;

устройство, принцип действия и возможные неисправности обслуживаемых троллейбусов и их оборудования;

способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;

порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт троллейбусов и оформления возврата троллейбуса в троллейбусное депо по технической неисправности;

инструкцию по производству маневровых работ на территории троллейбусного депо;

инструкцию по сцепке и буксировке троллейбусов;

инструкцию о порядке эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения;

правила пользования троллейбусом;

способы связи с оперативным персоналом службы движения и троллейбусного депо;

профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;

расположение конечных станций маршрутов;

особенности вождения троллейбусов в осенне-зимних условиях;

порядок действия работников городского электрического транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы террористических актов;

режимы труда и отдыха водителей троллейбуса;

порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

методы экономии электроэнергии;

порядок оформления поездной документации;

положение о книжке водителя;

действующие формы оплаты проезда;

существующие формы проездных билетов;

устройство компостеров, звукоусилительной установки;

приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя;

правила внутреннего трудового распорядка организации городского электрического транспорта.

6. Водитель троллейбуса во время работы должен иметь при себе:

удостоверение на право управления троллейбусом;

удостоверение о проверке знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

7. Водитель троллейбуса обязан быть вежливым и предупредительным в обращении с пассажирами, объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда.

8. При обнаружении в троллейбусе забытых вещей обязан действовать в соответствии с инструкцией, разработанной в организации городского электрического транспорта.

9. Водитель троллейбуса обязан регулярно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством организации городского электрического транспорта.

10. При наличии в водительском удостоверении отметки "Очки" или при наличии предписания медицинской комиссии водитель троллейбуса обязан работать в очках и иметь при себе запасные очки.

2. Обязанности водителя троллейбуса

1. Основной обязанностью водителя троллейбуса является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

2. Водитель троллейбуса обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру троллейбусного депо по выпуску удостоверение на право управления троллейбусом и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу троллейбуса, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета.

При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.

3. Водитель троллейбуса должен проверить в книге троллейбуса наличие подписи мастера, подтверждающей, что троллейбус технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.

При наличии в книге троллейбуса заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру троллейбусного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.

Водитель должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра, который хранится в книге троллейбуса, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

4. При приемке троллейбуса водитель троллейбуса должен проверить:

полноту и правильность экипировки;

внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины троллейбуса производится водителем);

исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;

исправность штанг, головок токоприемников и штангоуловителей, отсутствие погнутости штанг, сохранность изоляции штанг, крепления башмаков, исправность башмакоуловителей, правильность крепления веревок, состояние контактных вставок, наличие запасных ставок головок токоприемника;

крепление колес и состояние шин;

усилие при вращении рулевого колеса;

окружной люфт рулевого колеса при работающем гидроусилителе (с помощью второго лица);

исправность освещения салона, контрольных ламп, фонарей освещения подножек и задней двери;

работу звонка звукового сигнала, зуммера, фар, габаритных фонарей, стоп-сигналов, дверных механизмов и стеклоочистителей;

действие светового сигнала положения дверей пассажирского помещения;

работу контроллера водителя, реверсора, группового реостатного контроллера;

при отключенном автоматическом выключателе проверяется порядок включения и выключения контакторов и реле, плавность хода педалей управления;

работу мотор-компрессора, регулятора давления, манометров, тормозного крана и отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы;

правильность установки кресла водителя, зеркал заднего вида и солнцезащитного козырька;

работу звукоусилительной установки;

наличие противооткатного упора (башмака), порошковых или углекислотных огнетушителей (2-х для троллейбуса двухосного и 3-х для сочлененного), медицинской аптечки, знака аварийной остановки;

наличие жидкости в бачках стеклоочистителей.

В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель троллейбуса должен сообщить об этом диспетчеру депо по выпуску.

При отсутствии неисправностей водитель троллейбуса должен расписаться в путевом листе и книге троллейбуса о приемке троллейбуса в технически исправном состоянии.

5. Перед выездом из депо водитель троллейбуса должен поставить в кассету фамильную вставку; при бескассовом обслуживании установить код компостеров.

6. При выезде из депо водитель троллейбуса должен проверить действие тормозов, рулевого управления, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе троллейбуса на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить троллейбус, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию.

Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем троллейбуса без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта.

7. По прибытии на конечную станцию водитель троллейбуса должен явиться к диспетчеру станции, предъявить ему удостоверение на право управления троллейбусом, книжку водителя и отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию.

8. Во время работы на линии водитель троллейбуса обязан:

соблюдать правила дорожного движения;

строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;

обеспечивать сохранность подвижного состава;

экономно расходовать электроэнергию;

культурно обслуживать пассажиров;

соблюдать правила техники безопасности;

после каждого оборотного рейса осматривать салон и технологические отсеки троллейбуса с целью выявления посторонних предметов;

соблюдать правила технической эксплуатации троллейбусов;

соблюдать инструкцию по бескондукторному обслуживанию пассажиров.

9. Во время движения водителю троллейбуса запрещается:

отвлекаться от управления троллейбусом;

провозить в кабине кого-либо, кроме стажера в период его работы и закрепленного за маршрутом водителя-инструктора;

разговаривать, продавать абонементные талоны и проездные билеты;

пользоваться радиоприемником и магнитофоном;

производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров);

производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки троллейбуса;

начинать движение и вести троллейбус с открытыми дверями;

10. Следовать укороченным рейсом или измененным направлением водитель троллейбуса может только по разрешению диспетчера конечной станции или линейного работника службы движения при наличии соответствующей записи в путевом листе.

11. Водитель троллейбуса обязан производить остановку троллейбуса на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения троллейбуса.

12. При задержке троллейбуса в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети, аварии, дорожно-транспортном происшествии) водитель троллейбуса должен немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер троллейбуса, маршрут следования и место стоянки.

13. При управлении троллейбусом водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

пуск и разгон троллейбуса производить плавно, без рывков, равномерно переводя педаль контроллера водителя с первой на последующие позиции;

не допускать продолжительной езды на маневровой позиции контроллера водителя во избежание перегрева пусковых резисторов;

при движении, по возможности, держаться направления под контактными проводами. При отклонении от оси контактных проводов следует соблюдать осторожность, а при больших отклонениях снижать скорость во избежание схода головок токоприемников с контактных проводов. Отклонение от оси контактной сети свыше 4 метров не допускается;

служебное торможение следует осуществлять плавно, максимально используя выбег;

остановку троллейбуса фиксировать стояночным тормозом, после чего сразу же отпускать тормозную педаль;

во избежание порчи электродвигателя и силовой передачи запрещается производить торможение переводом реверсора контроллера водителя в положение "назад";

при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно сбросить педаль контроллера водителя и остановить троллейбус.

14. При подъезде к остановочному пункту водитель троллейбуса обязан:

включить указатель поворота и снизить скорость движения с таким расчетом, чтобы остановка троллейбуса была произведена плавно;

произвести остановку троллейбуса так, чтобы задняя дверь находилась против указателя остановки, а расстояние от бордюра остановочной площадки до колес не превышало 200 - 400 мм. Касание бордюра шинами не допускается;

объявить название остановочного пункта;

после полной остановки троллейбуса и фиксации его стояночным тормозом открыть двери салона для высадки и посадки пассажиров;

при скоплении воды (грязи) на остановочном пункте остановить троллейбус так, чтобы вода (грязь) не препятствовала выходу и входу пассажиров в троллейбус.

15. На остановочном пункте водитель троллейбуса обязан следить за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право. Водитель троллейбуса обязан следить за наполнением троллейбуса в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении троллейбуса. Водитель троллейбуса при необходимости должен осуществлять продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте.

16. Перед отправлением с остановочного пункта водитель троллейбуса обязан:

объявить пассажирам об окончании посадки: "Осторожно, двери закрываются";

закрыть двери салона;

объявить название следующего остановочного пункта;

включить указатель поворота;

убедившись, что все двери салона закрыты и нет опасности для начала движения, плавно тронуться с места.

17. Водитель троллейбуса обязан останавливать троллейбус:

на остановочных пунктах маршрута следования;

на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;

при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;

при угрозе наезда или столкновения;

при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;

по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;

при наличии препятствий для движения;

при внезапном толчке, стуке;

при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров и пешеходов;

при срабатывании сигнала отрыва токоприемников от контактной сети или снятия напряжения с контактной сети.

Водитель обязан остановить троллейбус экстренным торможением в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

18. Скорость движения в пути следования и дистанция между троллейбусом и впереди идущим транспортом выбираются водителем троллейбуса в зависимости от сложившейся ситуации, но при всех условиях должны соответствовать правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации троллейбуса.

19. При недостаточной видимости (менее 300 м) водитель троллейбуса обязан вести троллейбус с максимальной осторожностью и пониженной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

20. В туман, ливень, град, метель, снегопад (если видимость более 30 м) водитель троллейбуса обязан включить фары, габаритные фонари и все группы освещения салона троллейбуса и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, подавая короткие звуковые сигналы.

При видимости менее 30 м водитель должен прекратить движение троллейбуса. Под видимостью из кабины водителя следует понимать максимальное расстояние четкого, без напряжения зрения водителя, распознавания объектов на дороге, встречных и попутных транспортных средств.

21. При параллельном движении водитель троллейбуса, стоящего на остановке, должен пропустить движущийся троллейбус.

22. При слиянии контактных проводов у сходной стрелки преимущественным правом проезда пользуется троллейбус, следующий с правой (по ходу движения) стороны.

23. В случае необходимости выйти из троллейбуса (на конечной станции или в пути) водитель троллейбуса обязан затормозить троллейбус стояночным тормозом, выключить силовую цепь и цепь управления, убедившись, что троллейбус надежно удерживается на месте, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять рукоятку и взять ее с собой. Надеть сигнальный жилет, закрыть дверь кабины водителя и, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса.

На уклоне поставить противооткатный упор (башмак) под колесо троллейбуса со стороны уклона. Если по возвращении к рабочему месту необходима постановка токоприемников, водитель троллейбуса перед этим должен зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, реверсор находится в положении "0".

24. В осенне-зимний период эксплуатации троллейбусов, во избежание юза, водитель троллейбуса обязан:

особенно внимательно вести троллейбус с учетом необходимости торможений в связи с внезапным появлением препятствий на пути следования и увеличением тормозного пути;

подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения, которое может привести к возникновению юза или заноса троллейбуса;

осуществлять электродинамическое торможение плавным движением педали тормозного контроллера;

при торможении пневматическим тормозом производить подачу воздуха в тормозные цилиндры малыми порциями;

при возникновении юза в процессе торможения водитель троллейбуса должен немедленно растормозить троллейбус с таким расчетом, чтобы колеса начали вращаться, а затем начать вновь плавное торможение.

25. При работе на линии в условиях гололеда или скользкой дороги (если протяженность зоны этого гололеда не превышает 100 метров) водитель троллейбуса должен учитывать увеличение тормозного пути троллейбуса.

Если зона гололеда превышает 100 метров, водитель троллейбуса обязан прекратить движение. Движение возобновляется только после обработки проезжей части противогололедными материалами.

26. При проезде участков дороги, покрытых водой или мокрым снегом, водитель троллейбуса должен соблюдать скорость движения не выше 5 км/час. Если уровень воды или мокрого снега превышает 150 мм, движение троллейбуса прекращается, о чем немедленно сообщается старшему (центральному) диспетчеру.

27. При проезде спецчастей контактной сети водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения, согласно требованиям правил технической эксплуатации троллейбуса, убедиться в правильности прохождения токоприемников по контактной сети;

при проезде секционных изоляторов и других обесточенных участков сети быстро вывести пусковую педаль контроллера водителя в положение "0" для получения выбега, затем, определив по контрольной лампочке или зуммеру, что обесточенный участок пройден, установить пусковую педаль контроллера водителя в положение соответствующей в данный момент скорости движения;

проходить линейный контакт автоматической стрелки по левому направлению движения при включенном тяговом двигателе, по правому направлению - выбегом;

не допускать остановки троллейбуса на обесточенных участках контактной сети;

в случае, если автоматическая стрелка не сработала, остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, выключить высоковольтные и низковольтные цепи, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять и взять ее с собой, надеть сигнальный жилет (а в сырую погоду диэлектрические перчатки), закрыть дверь кабины водителя и переставить токоприемники вручную. При остановке на уклоне подложить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак).

28. При сходе токоприемников с контактных проводов водитель троллейбуса обязан выключить автоматический выключатель, все высоковольтное оборудование, цепь управления, поставить вал реверсора в положение "0", взять с собой ручку реверсора, надеть сигнальный жилет (а в сырую погоду диэлектрические перчатки), выйти из троллейбуса и, соблюдая осторожность, завести штанги под крючки лиры. При установке токоприемников на контактные провода необходимо соблюдать следующую очередность: сначала ставится правая штанга (минусовая) на провод отрицательной полярности, а потом левая (плюсовая) на провод положительной полярности.

29. При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, вызвать бригаду скорой технической помощи, находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 5 метров), не касаться и не подпускать к нему людей, предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.

30. При обнаружении неисправностей контактной сети водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус и предупредить водителя сзади идущего троллейбуса о наличии неисправности, только после этого следовать дальше, а водитель следующего троллейбуса должен поступить аналогичным образом.

О неисправности контактной сети водитель троллейбуса обязан сообщить ближайшему работнику службы движения, а при его отсутствии - диспетчеру конечной станции.

Водитель троллейбуса должен проезжать зону ремонта контактной сети при скорости не более 5 км/час, руководствуясь указаниями работников бригады по ремонту контактной сети.

31. При обнаружении тока утечки, свидетельствующем о нарушении изоляции, водитель троллейбуса обязан немедленно прекратить перевозку пассажиров:

остановить троллейбус у тротуара, в месте, отдаленном от остановки;

затормозить стояночным тормозом;

отключить высоковольтное оборудование троллейбуса;

снять токоприемник с контактных проводов с помощью дистанционного управления штангоуловителем;

открыть двери салона, высадить пассажиров, посадить их в троллейбус, следующий за ним;

вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса на буксире в депо для ремонта.

При отсутствии в троллейбусе штангоуловителей водитель троллейбуса обязан:

несколько раз предупредить пассажиров об опасности выхода из троллейбуса;

поставить реверсор контроллера в положение "0", вынуть ручку реверсора и взять ее с собой, выключить автоматический выключатель и высоковольтное оборудование;

надеть сигнальный жилет и диэлектрические перчатки;

открыть переднюю дверь;

выпрыгнуть из троллейбуса (двумя ногами);

снять вручную токоприемники с контактных проводов, соблюдая следующую очередность: сначала левую штангу с провода положительной полярности (плюсовую), затем правую с провода отрицательной полярности (минусовую);

завести штанги под крючки лир;

открыть все двери салона;

высадить пассажиров и посадить в следующий троллейбус;

вызвать техническую помощь для буксировки троллейбуса в депо для ремонта.

32. В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или салоне водитель троллейбуса должен немедленно остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, отключить высоковольтные электрические цепи, открыть двери салона, принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, снять с контактных проводов токоприемники и приступить к ликвидации огня, если произошло возгорание.

При возникновении пожара в троллейбусе тушение производится только углекислотным или порошковым огнетушителем. Если пожар потушить своими средствами не удается, необходимо срочно вызвать пожарную команду.

33. При дорожно-транспортном происшествии водитель троллейбуса, причастный к нему, обязан действовать в соответствии с требованиями правил дорожного движения, а также:

немедленно остановить (не трогать с места) троллейбус;

включить аварийную световую сигнализацию;

выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим;

вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях принять меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение;

сообщить о случившемся в ГИБДД и старшему (центральному) диспетчеру или линейному работнику службы движения;

записать фамилию и адреса очевидцев;

ожидать прибытия сотрудников ГИБДД и ревизорского аппарата или службы движения;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

При необходимости освобождения проезжей части необходимо зафиксировать в присутствии свидетелей положение троллейбуса, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

После оформления дорожно-транспортного происшествия в ГИБДД водитель троллейбуса должен явиться в депо для дачи письменного объяснения о случившемся.

34. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель троллейбуса должен немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения переезда.

Одновременно водитель троллейбуса должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле троллейбуса и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Сигналом остановки служит круговое движение руки с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - факелом или фонарем. Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

35. При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, водитель троллейбуса обязан немедленно поставить троллейбус в сторону от движения, затормозить стояночным тормозом, при необходимости поставить под колесо (со стороны уклона) противооткатный упор (башмак) и вызвать техническую помощь.

36. При буксировке неисправного троллейбуса с линии водитель троллейбуса должен вести троллейбус строго по колее тягача (автомашины).

37. Подачу троллейбуса задним ходом водитель троллейбуса может производить только после того, как лично убедится в безопасности этого маневра.

38. Как во время работы на линии, так и при остановке по технической неисправности водителю запрещается оставлять троллейбус без надзора.

В случае внезапного заболевания в пути следования водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус у тротуара, высадить пассажиров, снять токоприемники с контактных проводов и сообщить о случившемся линейному работнику службы движения, а при его отсутствии - старшему (центральному) диспетчеру и в дальнейшем действовать в соответствии с полученными указаниями.

Водителю категорически запрещается оставлять управление троллейбусом при возникновении опасности дорожно-транспортного происшествия. В этих условиях водитель обязан принимать необходимые меры для предотвращения аварии или дорожно-транспортного происшествия.

39. Водитель троллейбуса обязан выполнять следующие работы на линии без вызова бригады технической помощи:

смену предохранителей (только со снятыми токоприемниками и в диэлектрических перчатках);

установку и ремонт головок токоприемников, смену контактных вставок (при опущенных и закрепленных токоприемниках с площадки лестницы заднего борта);

устранения "заедания" дверей (выход ролика из направляющего желоба, погнутость самих направляющих);

подтягивание гаек крепления колес и фланцев полуосей;

регулировку работы стеклоочистителей (без разборки).

40. В течение смены водитель троллейбуса обязан:

производить внешний осмотр троллейбуса;

проверять состояние покрышек, крепление колес;

проверять состояние резинокордных оболочек пневмоподвески, кранов уровня пола, токоприемников и рулевого управления;

при необходимости удалять предметы, застрявшие между сдвоенными шинами;

поддерживать чистоту номерных знаков;

поддерживать чистоту в кабине;

при бескондукторной работе производить очистку подножек от грязи, снега и льда;

своевременно удалять конденсат из пневмосистемы;

заменять маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;

менять кодировку компостеров (если они установлены).

41. Возврат троллейбуса в депо вне расписания водитель троллейбуса может осуществить только с разрешения старшего (центрального) диспетчера, что оформляется записью в книге троллейбуса и путевом листе, с указанием причины возврата и заданного режима движения при следовании в депо.

Троллейбус, возвратившийся в депо, сдается водителем троллейбуса работнику депо согласно специальной инструкции, разработанной в организации городского электрического транспорта.

42. Во время ремонта троллейбуса, прибывшего в депо вне расписания, водитель троллейбуса поступает в распоряжение диспетчера депо и по его указанию может быть отправлен на линию на другом троллейбусе до конца своей смены.

43. Смена водителей троллейбуса на линии производится на конечной станции под контролем диспетчера.

Водитель может передавать управление троллейбусом только сменщику, указанному в наряде депо, водителю-инструктору, закрепленному за маршрутом, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе (при наличии у них удостоверений на право управления троллейбусом).

Водитель троллейбуса, прибывший на конечную станцию для работы во вторую (третью) смену, должен отметиться у диспетчера, предъявить ему удостоверение на право управления троллейбусом, книжку водителя и пройти предрейсовый медицинский осмотр.

44. Водитель, сдающий троллейбус, обязан сообщить сменяющему его водителю сведения:

о техническом состоянии троллейбуса и всех случаях неисправностей и повреждений, которые имели место в течение смены;

о полученных распоряжениях, в частности о режиме движения троллейбуса;

о состоянии дороги и контактной сети.

45. Водитель, принимающий троллейбус, обязан проверить его согласно пункту 4 настоящей Инструкции.

46. Водителю, сдающему троллейбус, запрещается откладывать устранение возникших неисправностей и сдавать сменщику заведомо неисправный троллейбус. Неисправности, выявленные при смене, должны быть устранены обоими водителями или линейным слесарем. Об этом должна быть сделана запись в книге троллейбуса.

47. При отсутствии сменщика водитель троллейбуса должен руководствоваться указаниями диспетчера конечной станции.

48. Водитель троллейбуса может следовать в депо только после соответствующего оформления путевого листа диспетчером конечной станции по маршруту, указанному в расписании (кроме аварийного случая и возврата по технической неисправности с линии, что оформляется согласно пункту 40 настоящей Инструкции).

49. Перед въездом на территорию депо водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус и убедиться, что в троллейбусе нет посторонних лиц.

50. По прибытии в депо водитель троллейбуса обязан предъявить троллейбус приемщику для осмотра его состояния, сделать соответствующую отметку в путевом листе и по указанию приемщика (диспетчера депо) поставить троллейбус на отстой или передать водителю-перегонщику.

51. При постановке троллейбуса на отстой водитель троллейбуса обязан:

затормозить троллейбус стояночным тормозом;

перевести реверсор контроллера водителя в положение "0" и снять его рукоятку;

выключить высоковольтные и низковольтные цепи;

закрыть дверь кабины водителя;

снять с контактных проводов токоприемники и надежно их закрепить;

при наличии уклона поставить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак);

закрыть все окна и двери салона;

закрыть крышевые люки;

спустить конденсат из пневмосистемы;

сделать запись в книге троллейбуса о наличии или отсутствии неисправностей (при наличии повторных заявок - запись в книгу повторных заявок);

сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист;

сдать в инструментальную закрепленный за троллейбусом инструмент;

при бескондукторной работе сдать дежурным кассирам выручку, билетно-учетный лист, остаток проездных билетов и абонементных талонов.

3. Права водителя троллейбуса

Водитель троллейбуса имеет право:

1. Отказаться от выезда из депо или приемки троллейбуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации троллейбуса.

2. Ограничивать вход пассажиров в троллейбус в зависимости от наполнения троллейбуса.

3. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед старшим (центральным) диспетчером об изменении режима движения.

4. Прекратить движение в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

4. Ответственность водителя троллейбуса

Водитель троллейбуса несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.