Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Инвентаризации Рв И Рао img-1

Инструкция По Инвентаризации Рв И Рао

Рейтинг: 4.7/5.0 (1699 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

СГУК РВ и РАО

СГУК РВ и РАО

Принципы организации и функционирования Системы государственного учета и контроля РВ и РАО

Система государственного учета и контроля (СГУК) радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) создана в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 22).


Организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО

К настоящему времени в результате развития нормативной и правовой базы организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО приобрела представленный выше облик и включает в себя органы управления системой трех уровней – федерального (Госкорпорация «Росатом»), регионального (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и ведомственного (федеральные органы исполнительной власти). Госкорпорация «Росатом» в рамках системы выполняет функции органа управления как на федеральном уровне, так и на ведомственном.


Цели, состав и органы управления системы
государственного учета и контроля РВ и РАО

В состав объектов учета и контроля в соответствии с классификацией в действующих федеральных нормах и правилах (НП-067-11) включены: закрытые радионуклидные источники (ЗРИ), открытые радионуклидные источники (ОРИ) в виде изделий, ОРИ кроме изделий, изделия из обедненного урана, радиоактивные отходы в виде ЗРИ, радиоактивные отходы кроме ЗРИ.

Система оперирует тремя информационными потоками: данные инвентаризации (первичной, плановой и внеочередной), оперативная отчетность, годовая отчетность.
Инвентаризация (ежегодная для РВ и раз в пять лет - для РАО) позволяет не только уточнять данные о наличии и характеристиках этих материалов в местах их размещения, но собирать дополнительную информацию о характеристиках пунктов хранения.

Оперативная информация представляется от каждого обособленного подразделения организации в соответствии с регламентом, установленным приказом Госкорпорации «Росатом» от 06.12.2013 г. № 1/19-НПА «Об утверждении форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов», как правило не позднее 10 суток с момента проведения операций, связанных с перемещением или изменением состояния РВ и РАО в месте нахождения, передачей их в другие обособленные подразделения или другим юридическим лицам, получением РВ и РАО. Такой подход позволяет организовать учет и контроль РВ с момента их производства, отслеживать все их перемещения между обособленными подразделениями юридических лиц до момента перевода их в категорию РАО. Аналогичным образом отслеживаются преобразования и перемещения РАО вплоть до размещения их в пунктах долговременного хранения или захоронения. Поскольку при перемещениях РВ и РАО отчеты представляются как передающей, так и получающей сторонами, обеспечивается контроль сохранности РВ и РАО при передачах между юридическими лицами.

Ежегодная отчетность предприятий позволяет не только контролировать правильность отражения операций по обращению с РАО в оперативной отчетности, но и собирать для дальнейшего анализа дополнительную информацию – о выбросах и сбросах радионуклидов в окружающую среду, радиоактивно загрязненных территориях и т.д.

В настоящее время организован непрерывный контроль радионуклидных источников от производства до размещения на хранение в виде РАО. Это не только предотвращает несанкционированное использование РВ, но и позволит в дальнейшем идентифицировать владельцев бесхозяйных объектов учета и контроля.

Собираются и систематизируются данные о РАО, пунктах их хранения, установках переработки и кондиционирования, сбросах и выбросах радионуклидов, загрязненных территориях. Разработаны классификаторы такой информации.

В настоящее время СГУК РВ и РАО зарегистрировано около 2200 юридических лиц и их территориально-обособленных подразделений (филиалов и представительств), осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с обращением с РВ и РАО, ведущих учет и контроль РВ и РАО в соответствии с ФНП в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11) и представляющих отчетность в порядке, установленном Госкорпорацией «Росатом».

На данный момент в рамках СГУК РВ и РАО функционируют 6 ведомственных и 77 региональных информационно-аналитических центров.

Технологический процесс сбора, передачи и обработки данных, поступающих в информационную систему СГУК РВ и РАО подчинен требованиям приказа Госкорпорации «Росатом» от 06.12.2013 г.

№ 1/19-НПА, в частности:

  • организация направляет отчет в РИАЦ субъекта Российской Федерации, на территории которого она осуществляет деятельность, и копию отчета в орган управления использованием атомной энергии, признавший ее пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии;
  • организация, находящаяся в ведомственном подчинении, и/или координацию и регулирование деятельности которой осуществляет федеральный орган исполнительной власти, представляет копию отчета в ведомственный информационно-аналитический центр (ВИАЦ) органа управления СГУК РВ и РАО;
  • при отсутствии соответствующего РИАЦ и ВИАЦ, отчет направляется непосредственно в ЦИАЦ СГУК РВ и РАО;
  • организация направляет отчет с сопроводительным письмом на бумажном носителе, а также в электронном виде, или только в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью;
  • отправка электронной версии отчета осуществляется по каналам связи, предусматриваемым специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО, либо по почте на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации от несанкционированного доступа;
  • электронные версии отчетов представляются в формате, определяемом специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО;
  • на бумажных носителях информация в ЦИАЦ не представляется, кроме тех случаев, когда отчет представляется только ЦИАЦ. Оригиналы отчетов организаций на бумажном носителе хранятся в РИАЦ и ВИАЦ.

Таким образом, интеграция данных в ЦИАЦ осуществляется с помощью штатного программного обеспечения, которое используется как отдельными организациями, так и ИАЦ регионального и ведомственного уровня, в основном посредством загрузки файлов информационного обмена специального вида и данных, которые вводятся вручную. Использование общего ПО обеспечивает представление данных, предварительная проверка которых может быть осуществлена в подготовившей эти данные организации.

По результатам входного контроля и анализа поступающих данных на полноту и достоверность формируются замечания экспертов, работающих в отдельных сегментах информационной системы, которые направляются в адрес представивших эти данные РИАЦ или организаций с требованием устранения недостатков.

Другие статьи

Программа ввода оперативных данных

Программа ввода оперативных данных

Программное обеспечение для ввода оперативных данных предназначено для ввода и обработки данных оперативной отчетности организаций в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

Программа рассчитана на функционирование на персональных ЭВМ под управлением операционной системы Windows 9x, ME, NT, 2000, XP, 7.

Вся техническая поддержка осуществляется разработчиками: +7 (495) 710-76-48; факс: +7 (495) 710-76-50; e-mail: ciac@rosrao.ru; viac@rosrao.ru (адрес: 119017, Москва, ул. Б. Ордынка, 24, ФГУП «РосРАО», ИАЦ СГУК РВ и РАО).

контроль правильности введенной информации,

формирование и печать отчетных форм,

формирование файла для представления отчетности на магнитных носителях или средствами электронной почты.

Программа «Оперативный учет РВ и РАО», соответствующая формам приказа Госкорпорации «Росатом» от 31.08.2009 № 600 «Об утверждении и введении в действие форм отчетности в области государственного учета и контроля РВ и РАО, порядка и сроков представления отчетов».

C 01 января 2010 года введены в действие новые формы представления оперативной отчетности.

Для операций, произошедших до 01.01.2010 года, отчетность предоставляется по формам приказа Минатома РФ от 24.07.2000 № 449.

Загрузка информации из баз данных предыдущих версий программы (по формам приказа Минатома РФ от 24.07.2000 № 449 в виде наличия на дату) осуществляется из меню "Сервис" и далее "Загрузка данных из старых форм".

Программа ввода оперативных данных (версия от 24.10.2012) (ссылка на скачивание программы файл OpUchSetup.zip, 7,9 Мб)

Инструкция по установке программы (ссылка на скачивание Инструкции файл InstrOpUch.pdf, 505 Кб)

Подробное описание программы (инструкция пользователя) (ссылка на скачивание Инструкции файл Инструкция ОпУчет.doc, 3,4 Мб)

* Если на Вашем компьютере уже установлена программа ввода оперативных данных (пр.№600), то для обновления программы достаточно скачать файл OpUchExe.zip и заменить этот файл на Вашем компьютере файлами из этого архива.

Система государственного учета и контроля РВ и РАО

Система государственного учета и контроля РВ и РАО

Обмен информацией о выявленных случаях нарушения правил хищения и несанкционированного использования РВ и РАО (согласно проекту постановления)

Развитие и совершенствование системы государственного учета и контроля РВ и РАО препятствует их использованию в противоправных целях и способствует укреплению радиационной и экологической безопасности.

Система государственного учета и контроля (СГУК) радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) создана в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст.22). Целями такой системы являются определение наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения, предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставление органам государственной власти, управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности информации об их наличии и перемещении, а также об экспорте и импорте.

Постановлением Правительства Российской Федера-ции от 11 октября 1997 г. № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» заказчиком работ, связанных с созданием и функционированием СГУК РВ и РАО, определено Министерство РФ по атомной энергии (позднее – Росатом).

В 1998-2000 годах Минатомом России были подготовлены основные правовые и методические документы, обеспечивающие создание и функционирование этой системы. К ним относятся Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, методические рекомендации по проведению первичной инвентаризации РВ и РАО, формы представления оперативной информации по учету и контролю РВ и РАО в системе государственного учета и контроля, а также инструкция по их заполнению, формы федерального государственного статистического наблюдения 2-тп (радиоактивные вещества), 2-тп (радиоактивность) и рекомендации по их заполнению. Это позволило с 1 июля 2000 года приступить к проведению первичной инвентаризации РВ и РАО, а с 1 января 2001 года – начать сбор и анализ оперативной отчетности организаций.

Организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО (рис.1) включает в себя органы управления системой трех уровней – федерального (ГК «Росатом»), регионального (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и ведомственного (федеральные органы исполнительной власти). Заметим, что ГК «Росатом» в рамках системы выполняет функции органа управления как на федеральном уровне, так и на ведомственном.


Рис. 1. Организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО

Федеральный орган управления СГУК РВ и РАО должен обеспечивать:
– учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;
– сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровне;
– формирование баз данных для государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;
– организацию информационного взаимодействия органов управления СГУК федерального, регионального и ведомственного уровней;
– проведение научных, методических и программно-технических разработок для создания, функционирования и совершенствования СГУК, доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях;
– разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативных документов (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения их количества и радионуклидного состава т.д.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных;
– координацию работ на федеральном уровне;
– представление органам государственной власти и управления использованием атомной энергии, а также другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении, экспорте и импорте РВ и РАО в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;
– деятельность информационно-аналитических организаций и центра сбора, обработки и передачи информации (Центрального информационно-аналитического центра государственного учета и контроля РВ и РАО, ЦИАЦ), обеспечивающих функционирование системы на федеральном уровне;
– сотрудничество с зарубежными странами в рамках международных соглашений и программ (проектов) по вопросам учета и контроля РВ и РАО.

Органы управления системой на ведомственном и региональном уровне обеспечивают выполнение аналогичных функций в соответствии с масштабом стоящих перед ними задач.

Надзор за функционированием системы возложен на Ростехнадзор, который также осуществляет лицензирование соответствующих видов деятельности, контроль соблюдения установленных норм и правил при обращении с РВ и РАО. Отметим, что количество организаций, зарегистрированных в системе, больше, чем тех, кому выданы лицензии на осуществление деятельности с использованием РВ и/или РАО. Это связано, в основном, с тем, что лицензии выдаются юридическим лицам, а субъектами учета в системе являются территориально обособленные подразделения организаций (только такой подход позволяет учитывать и контролировать перемещение РВ и РАО между объектами их хранения).

Система оперирует тремя информационными потоками.

Оперативная информация представляется от каждого обособленного подразделения организации в течение 10 суток с момента проведения операций, связанных с перемещением или изменением состояния РВ и РАО в месте нахождения, передачей их в другие обособленные подразделения или другим юридическим лицам, получением РВ и РАО. Такой подход позволяет организовать учет и контроль РВ от момента их производства, все их перемещения между обособленными подразделениями юридических лиц до момента перевода их в категорию РАО. Аналогичным образом отслеживаются преобразования и перемещения РАО вплоть до размещения их в пунктах долговременного хранения или захоронения. Поскольку при перемещениях РВ и РАО отчеты представляются как передающей, так и получающей сторонами, обеспечивается контроль сохранности РВ и РАО при передачах между юридическими лицами.


Рис. 2. Динамика создания информационно-аналитических центров


Рис. 3. Динамика развития системы по количеству зарегистрированных
обособленных подразделений организаций

Ежегодная отчетность предприятий по формам федерального государственного статистического наблюдения позволяет не только контролировать правильность отражения операций по обращению с РВ и РАО в оперативной отчетности, но и собирать для дальнейшего анализа дополнительную информацию – о выбросах и сбросах радионуклидов в окружающую среду, радиоактивно загрязненных территориях и т.д.

Периодическая инвентаризация (ежегодная для РВ и проводящаяся раз в пять лет для РАО) позволяет не только уточнять данные о наличии и характеристиках этих материалов в местах их размещения, но собирать дополнительную информацию о характеристиках пунктов хранения.

В целом создание и функционирование СГУК позволило значительно улучшить учет и контроль РВ и РАО на российских предприятиях. Большую роль в этом сыграло введение в действие в 2006 году федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации, НП-067-05), а также усиление надзора за их исполнением со стороны Ростехнадзора.

В настоящее время организован непрерывный контроль радионуклидных источников от производства до утилизации или размещения на хранение в виде РАО. Это не только предотвращает несанкционированное использование РВ, но и позволит в дальнейшем идентифицировать владельцев бесхозных источников. В настоящее время на учете находится более 120 тыс. закрытых радионуклидных источников.

Собираются и систематизируются данные о РАО, пунктах их хранения, установках переработки и кондиционирования, сбросах и выбросах радионуклидов, загрязненных территориях. Впервые разработаны классификаторы такой информации.

Результаты анализа информации, накопленной в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, были использованы при подготовке многих руководящих документов, наиболее важными их которых являются Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» и проект федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами».

Пути совершенствование системы

За время функционирования СГУК РВ и РАО был выявлен ряд недостатков этой системы. Например, из числа органов управления системой исключены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук, хотя в их ведении находятся организации, использующие радиоактивные вещества. ФМБА России не включено в перечень федеральных органов государственного регулирования радиационной безопасности. Нет установленного порядка информационного взаимодействия органов управления системы с органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и ограничений по учету РВ в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ, некоторые классы РВ не учитываются ни на одном уровне.

Кроме того, систему необходимо привести в соответствие с изменившейся структурой и функциями органов исполнительной власти и условиями хозяйственной деятельности предприятий.

В ГК «Росатом» подготовлен проект постановления «Об утверждении Правил организации и функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов», которое должно заменить Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 г. № 1298. Изменения направлены на выполнение рекомендаций МАГАТЭ, приведение действующих правил в соответствие с ФЗ «Об использовании атомной энергии» в редакции Федерального закона от 05.02.2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточнение используемой терминологии, установление разграничений между системой государственного учета и контроля ядерных материалов и СГУК РВ и РАО, устранение указанных недостатков.

В частности, согласно этому документу Министерство природных ресурсов и экологии РФ должно разработать, публично обсудить с органами управления СГУК РВ и РАО и утвердить в установленном порядке положение о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Проект постановления также предусматривает, что Ростехнадзор, ФМБА и Роспотребнадзор будут представлять федеральному органу управления СГУК и МВД России в согласованном формате и в согласованные сроки информацию о выданных лицензиях и заключениях о соответствии условий работы с РВ, РАО и радионуклидными источниками санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, о приостановлении или аннулировании действия разрешительных документов, а также о выявленных случаях нарушения правил учета и контроля, хищения и несанкционированного использования РВ и РАО. Это позволит улучшить координацию и взаимодействие всех федеральных органов исполнительной власти, ответственных за радиационную безопасность и предотвращение случаев несанкционированного использования радиоактивных материалов.

В соответствии с действующими правилами организации ведомственного подчинения не обязаны представлять информацию в региональные информационно-аналитические центры субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется их деятельность. Такое положение противоречит вступившей в действие статье 11 федерального закона «Об использовании атомной энергии», которая относит к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования атомной энергии осуществление учета и контроля радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках СГУК РВ и РАО. Кроме того, в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» в компетенцию органов государственного управления использованием атомной энергии входят признание (назначение) эксплуатирующих организаций и обеспечение безопасности объектов, если эксплуатирующая организация не способна сделать это. Очевидно, что для эффективного исполнения своих полномочий в этой сфере органы государственного управления должны иметь доступ к информации об учете и контроле РВ и РАО в организациях, которые они признали эксплуатирующими.

Для решения обозначенных проблем в проекте постановления изменен порядок представления организациями отчетных документов. Проект гласит, что «организации и их обособленные подразделения представляют информацию в региональные информационно-аналитические центры по месту осуществления деятельности и в органы управления использованием атомной энергии, признавшие их пригодными эксплуатировать объекты использования атомной энергии. Организации и их обособленные подразделения, находящиеся в ведении и/или координацию и регулирование деятельности которых осуществляют органы управления Системы на ведомственном уровне, представляют информацию в ведомственные информационно-аналитические центры» (п. 23).

Проект устанавливает прозрачные разграничения полномочий между Министерством обороны и системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Правила организации и функционирования СГУК РВ и РАО не распространяются на радиоактивные вещества оборонного назначения и ядерные материалы, учитываемые в системе государственного учета и контроля ядерных материалов. При этом впервые вводится понятие «радиоактивное вещество оборонного назначения» – радиоактивное вещество, используемое или предназначенное для использования в составе вооружения или военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники (п. 3).

Полномочия федерального органа управления системой расширяются. В дополнение к имеющимся функциям, он получает полномочия по организации контрольных проверок информационно-аналитических центров и отдельных организаций, разработке и утверждению типовых форм учета и отчетности, форм представления оперативной информации и рекомендаций по их заполнению и способам передачи информации, методических рекомендаций по проведению инвентаризации РВ и РАО, пунктов их хранения и захоронения, ОЯТ, установок переработки радиоактивных отходов, загрязненных территорий в зонах наблюдения организаций, порядка заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, рекомендации по учету и контролю обнаруженных бесхозных РВ и РАО.

***
СГУК РВ и РАО должна стать элементом международной системы контроля обращения радиоактивных материалов. Показательно решение Третьего заседания Совета по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, согласно которому предусматривается создание рабочей группы экспертов государств-членов ЕврАзЭС по гармонизации национального законодательства по учету, контролю и хранению источников ионизирующего излучения, обмену опытом и формированию предложений по установлению порядка информационного обмена.

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. N 67 г. Москва "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 марта 2012 г.

Регистрационный N 23652

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, Ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6 ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385), приказываю :

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-11).

Руководитель Н. Кутьин

Прим. ред. приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 02.07.2012.


Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-11)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 1999, № 27, ст. 3380; 2000, № 28, ст. 2981; 2002, № 4, ст. 325; № 44, ст. 4392; 2003, № 40, ст. 3899; 2005, № 23, ст. 2278; 2006, № 50, ст. 5346; 2007, № и, ст. 1692; № 46, ст. 5583; 2008, № 15, ст. 1549).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к учету и контролю радиоактивных веществ (далее - РВ), специальных неядерных материалов, ядерных материалов (далее - ЯМ), кроме ЯМ, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ЯМ, и радиоактивных отходов (далее - РАО) в организациях, осуществляющих деятельность с РВ и РАО.

3. Настоящие Правила распространяются на деятельность по учету и контролю РВ и РАО при производстве, использовании, хранении, транспортировании РВ, ЯМ (кроме ЯМ, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ЯМ), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении РАО, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ), а также при выполнении работ и предоставлении услуг организациями.

4. ОЯТ подлежит учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. Учет ОЯТ в системе государственного учета и контроля РВ и РАО осуществляется с целью прогнозирования количества РАО при последующей переработке ОЯТ или их захоронении.

5. Требования настоящих Правил не распространяются:

на РВ (в том числе в составе изделий) оборонного назначения;
на ЯМ, которые учитываются исключительно в системе государственного учета и контроля ЯМ;
на радионуклиды, содержащиеся в радиоактивных загрязнениях окружающей среды.
Используемые термины и определения приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

II. Общие положения

6. Задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:

учет производства (образования), получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО;
учет радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу;
учет радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами;
учет и контроль РВ;
учет и контроль РАО, размещаемых в пунктах хранения и захоронения;
обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;
обеспечение своевременного перевода РВ в категорию РАО;
обеспечение своевременного выявления несанкционированных действий в отношении РВ и РАО и информирование об этих действиях информационного аналитического центра системы государственного учета и контроля РВ и РАО соответствующего субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
обеспечение расследования инцидентов, связанных с утратой или обнаружением РВ и РАО;
обеспечение своевременного представления отчетов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

7. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях, осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования, относящиеся к организации, распространяются на ее территориально обособленные подразделения.

8. Учет и контроль РВ и РАО должен проводится с использованием информационных технологий, предусматривающих предоставление информации, обмен информацией в электронной форме.

9. Основными принципами осуществления учета и контроля РВ и РАО являются:

непрерывность учета и контроля;
периодичность проведения инвентаризаций;
определение фактического наличия;
своевременное документирование результатов операций;
своевременное выявление нарушений;
внесение изменений в журналы, акты, накладные, паспорта и иные документы, содержащие учетные данные (далее - учетные документы) с указанием даты и лица, внесшего изменения, с возможностью прочтения ошибочно сделанной записи;
исправление отчетных данных путем представления новых отчетных документов;
дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ) с учетом их категорий по потенциальной радиационной опасности.

10. Категория ЗРИ должна устанавливаться изготовителем согласно методике категорирования ЗРИ по потенциальной радиационной опасности, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам. Если категория ЗРИ не была установлена изготовителем, то ее должен устанавливать собственник ЗРИ. Категория ЗРИ указывается в паспорте на него либо в отдельном документе.


III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

11. В организации в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются:

ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значения минимально значимой активности, указанные в приложении № 3 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений активностей радионуклидов к их табличным значениям превышает единицу); если организация осуществляет обращение только с ЗРИ, но масса ЯМ хотя бы в одном источнике превышает значения, указанные в таблице приложения № 4 к настоящим Правилам, и/или суммарная масса плутония-239 в плутонии, содержащем менее 60 % плутония-238, и урана-235 в уране с обогащением по урану-235 более 20 % (данные о процентном содержании должны быть отражены в паспорте на источник), содержащаяся в источниках, состоящих на учете в организации, превышает 800 г, то ЯМ, содержащиеся в ЗРИ, состоящих на учете в организации, подлежат также учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ;
открытые радионуклидные источники (далее - ОРИ), если активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения, указанные в приложении № 3 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений удельных активностей радионуклидов к табличным значениям удельных активностей превышает единицу);
РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения минимально значимой удельной активности в РАО, указанные в приложении № 3 к настоящим Правилам;
ЯМ, включая изделия из обедненного урана, не состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ (в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам). Суммарная масса ЯМ определяется согласно приложению № 5 к настоящим Правилам;
РВ, содержащиеся в ОЯТ, подлежат учету в системе государственного учета и контроля ЯМ и в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
радионуклиды, содержащиеся в выбросах в атмосферу;
радионуклиды, содержащиеся в сбросах сточных вод.

12. Перечисленные объекты учета и контроля - далее по тексту РВ, РАО, если нет дополнительных уточнений.

13. Учетными единицами РВ, РАО при учете и контроле являются:

для ЗРИ - отдельный источник, упаковка однотипных ЗРИ, имеющая только один паспорт до момента её разукомплектования;
для изделия из обедненного урана - отдельное изделие;
для ОРИ в виде отдельного изделия - отдельный источник;
для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке либо партия РВ однородного радионуклидного состава;
для РАО, кроме отработавших ЗРИ, - упаковка, партия РАО однородного радионуклидного состава, законсервированное хранилище;
для РАО в виде отработавшего ЗРИ - отдельный источник или упаковка с иммобилизированными ЗРИ;
для ОЯТ - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент.

14. В организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 1 и 2 категорий, ОРИ, высокоактивными РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ, РАО, должна быть создана централизованная служба (назначено подразделение), на которую возложены функции по осуществлению учета и контроля и предоставлению отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

15. В организации, осуществляющей обращение с ЗРИ 3-5 категорий, с не относящимися к высокоактивным РАО, при наличии в ней нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ, РАО, приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должна быть создана служба либо определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ, РАО в организации и предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

16. В организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ, РАО, приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ, РАО в организации и предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. Лица, осуществляющие работы по учету и контролю РВ и РАО, должны иметь разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240.

17. Учет и контроль РВ, РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ, РАО. Должна быть разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО в соответствии с требованиями настоящих Правил, утвержденная руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

18. В инструкции организации (территориально обособленного подразделения) следует определить:

перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ, РАО; порядок организации работ по учету и контролю; структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем; порядок постановки на учет и снятия с учета РВ, РАО; применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ, РАО для учета и контроля;
перечень и формы учетных и отчетных документов;
порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю;
порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ, РАО; порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ, РАО;
порядок проведения инвентаризаций;
процедуры оценки технологических потерь РВ, РАО (для производств).

19. При наличии в организации отдельных документов, в которых отражены вопросы, подлежащие включению в инструкцию организации, допускается указание в инструкции соответствующих ссылок.

20. При наличии в организации (территориально обособленном подразделении) нескольких подразделений, в которых осуществляется деятельность с РВ, РАО, для каждого такого подразделения должны быть разработаны и утверждены руководителем организации или лицом, им уполномоченным, инструкции по учету и контролю РВ, РАО, в которых должны быть определены:

порядок организации работ по учету и контролю; состав и функции персонала при учете и контроле РВ, РАО; применяемые в подразделении методики и средства измерений и контроля наличия РВ, РАО для учета и контроля;
перечень и формы учетных и отчетных документов;
порядок контроля выполнения в подразделении требований к учету и контролю;
порядок проведения инвентаризаций;
процедуры оценки технологических потерь РВ, РАО (для производств); порядок постановки на учет и снятия с учета РВ, РАО.

21. Проверка соответствия учетных единиц РВ, РАО учетным данным должна осуществляться с помощью подтверждающих измерений или расчетных методик.


IV. Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

22. РВ, РАО должны ставиться на учет при их производстве (образовании), переводе из одной категории в другую (РВ, РАО, ЯМ), обнаружении ранее неучтенных, получении от другой организации.

23. Вновь изготовленные РВ должны ставиться на учет при поступлении на склад готовой продукции.

24. РВ, РАО должны ставиться на учет с оформлением учетных документов в соответствии инструкцией по учету и контролю РВ, РАО.

25. Организация, изготовившая или получившая партию РВ и производящая ее разукомплектование для дальнейшей поставки другим организациям, обязана обеспечить каждую вновь образовавшуюся партию РВ или отдельный источник паспортом. При использовании для этой цели паспорта предприятия-изготовителя (его копии) новое количество источников должно быть заверено печатью организации-отправителя. Источники 1 и 2 категорий должны иметь индивидуальные паспорта. Источники 2 категории при отсутствии технической возможности нанесения на них индивидуальных номеров должны иметь групповые паспорта.

26. Снятие с учета РВ должно производиться при:

завершении технологической операции, связанной с расходованием;
истечении назначенного срока службы, срока эксплуатации;
их утрате;
технологических потерях (для производств);
снижении активностей до значений ниже минимально значимых, установленных в приложении № 3 к настоящим Правилам; переводе в категорию ЯМ;
переводе в категорию РАО с одновременной постановкой РАО на учет; передаче другой организации.

27. Снятие с учета РАО должно производиться в установленном в организации порядке в случаях:

передачи РАО другой организации; утраты РАО;
снижения активности до значений ниже, установленных в приложении № 3 к настоящим Правилам;
в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.


V. Меры контроля доступа к радиоактивным веществам и радиоактивным отходам

28. Учет и контроль РВ, РАО должен поддерживаться проведением организационно-технических мероприятий, обеспечивающих контроль доступа к РВ, РАО.

29. Персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее - пломбировочные устройства) должны соответствовать требованиям национальных стандартов. Порядок применения пломбировочных устройств должен быть определен в инструкции по учету и контролю РВ, РАО.

30. Пломбировочные устройства должны устанавливаться в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются РВ, РАО.

31. Состояние пломбировочных устройств должно проверяться периодически с частотой, большей, чем частота инвентаризации. Результаты периодически с частотой, большей, чем частота инвентаризации. Результаты таких проверок должны регистрироваться документально.

32. Применение пломбировочных устройств и обращение с ними в организации (получение (приемка), хранение, установка, снятие, проверка подлинности и уничтожение снятых или недоброкачественных пломбировочных устройств) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами (программой).


VI. Измерения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для осуществления их учета и контроля

33. Измерения РВ, РАО в организации должны проводиться в целях установления или подтверждения учетных данных.

34. В организации, осуществляющей обращение с РВ, РАО, должна быть разработана программа измерений, включающая в себя перечень методик выполнения измерений (инструкций), средств измерений, стандартных образцов, требования к точности измерений, перечень процедур пробоотбора и формы представления результатов. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

35. Методики выполнения измерений (инструкции) должны быть оформлены в виде отдельных документов.

36. Методики выполнения учетных измерений должны быть метрологически аттестованы.

37. Перечень средств измерений, используемых в системе измерения РВ, РАО, должен содержать тип средства и его модификацию.

38. Используемые средства измерений должны быть метрологически поверены.

39. Для обеспечения качества измерений в организации должна быть разработана и внедрена программа контроля качества измерений, содержащая график калибровки или поверки средств измерений, планы пересмотра и переаттестации методик выполнения измерений и стандартных образцов, планы внутреннего оперативного контроля качества измерений.

40. Программой должен предусматриваться контроль качества проведения измерений для подтверждения сходимости, воспроизводимости результатов и их погрешностей.


VII. Требования к передаче радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между организациями

41. Передача ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более 106 Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО должна сопровождаться оформлением предварительных уведомлений, подписанных руководителем организации-отправителя или лицом, им уполномоченным.

42. При передаче РВ, РАО организация-отправитель отправляет в адрес организации-получателя сопроводительные и приходно-расходные документы.

43. В учетных документах должны указываться данные об упаковке с РВ и РАО (типы и идентификаторы пломбировочных устройств, брутто-масса упаковки). Сведения о характеристиках перемещаемых РВ, РАО (паспортные данные) должны приводиться в документах, отправляемых отдельно или вместе с грузом.

44. После отправления РВ, РАО организация-отправитель должна направить паспорта (формуляры, сертификаты) на них (если они не были отправлены с грузом) организации-получателю в течение трех рабочих дней.

45. Отправление РВ, РАО организацией-отправителем должно сопровождаться записью в учетных документах организации-отправителя.

46. При получении РВ, РАО организацией-получателем в течение трех рабочих дней должно быть проверено соответствие данных организации-отправителя об упаковках с РВ, РАО, организовано их временное хранение.

47. Постановка на учет РВ, РАО должна предваряться внешним осмотром, проверкой количества учетных единиц (упаковок) и соответствия мест их размещения, идентификаторов, установленных пломбировочных устройств данным сопроводительных документов, подтверждающими измерениями РВ, РАО, расчетными методиками и иными доступными методами или их комбинациями.

48. Постановка на учет РВ, РАО должна быть произведена не позднее 10 суток после получения РВ, РАО и паспортов (формуляров, сертификатов) на них по установленным в организации методикам проведения подтверждающих измерений.

49. Условия приема-передачи должны быть определены договором между организациями. Этим договором должны быть также определены порядок проведения подтверждающих измерений и порядок действий при выявлении расхождений характеристик РВ, РАО.

50. Данные, полученные в результате измерений, должны оформляться документально. Необходимо приводить сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, типы и идентификаторы пломбировочных устройств, дату выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.

51. Постановка на учет РВ, РАО организацией-получателем должна сопровождаться записью в учетных документах организации-получателя и уведомлением об этом организации-отправителя согласованным с ней способом.

52. Организация-отправитель после получения уведомления о постановке на учет РВ, РАО (кроме упомянутых в пункте 40) в организации-получателе должна снять их со своего учета.


VIII. Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Общие требования к проведению инвентаризации

53. В организации должны проводиться следующие виды инвентаризации РВ, РАО:

первичная;
плановая;
внеочередная.

54. Инвентаризация проводится в соответствии с положением, утвержденным в организации. Положение по инвентаризации для организаций, осуществляющих обращение с высокоактивными РАО, должно быть согласовано с Госкорпорацией "Росатом".

55. Первичная инвентаризация должна проводиться в организации один раз при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

56. Плановая инвентаризация должна проводиться:

для РВ - в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, включая ОЯТ, не реже одного раза в год;
для РАО - в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, - не реже одного раза в 5 лет.

57. Внеочередная инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ, РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ, РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях по решению руководителя организации, Госкорпорации "Росатом", Ростехнадзора в пределах их компетенции.

Требования к проведению инвентаризации радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

58. Для проведения инвентаризации распорядительным документом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должна быть назначена инвентаризационная комиссия, определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещения РВ, РАО на период инвентаризации (кроме непрерывных технологических процессов) без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение.

Инвентаризация в организации должна проводиться по подразделениям.

59. Комплект документов для проведения инвентаризации РВ, РАО должен содержать перечень документов, необходимых для проведения инвентаризации, и включать:

документы, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации;
учетные документы;
список наличного количества на дату инвентаризации.

60. До начала инвентаризации РВ учетные единицы должны быть приведены в состояние, позволяющее проверить их наличие, целостность и идентификационные признаки.

61. При проведении инвентаризации должно быть определено фактическое наличие РВ, РАО и должна быть осуществлена проверка его соответствия списку наличного количества.

62. При проведении инвентаризации необходимо выполнять подтверждающие измерения, которые должны подтвердить отсутствие недостачи или излишка.

63. Для учетных единиц должны выполняться проверки: наличия учетных единиц;

соответствия типа учетных единиц и их идентификаторов учетным данным;
целостности учетных единиц;
соответствия типа пломбировочных устройств учетным данным; состояния пломбировочных устройств;
массы и/или объема РВ, РАО в учетных единицах с целью определения их соответствия учетным данным;
наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.

64. По результатам инвентаризации должен быть оформлен акт инвентаризационной комиссии. В акте должны быть отражены:

результаты проверки ведения учетных документов, проверки наличия учетных единиц РВ, РАО;
основные результаты инвентаризации по установленным Госкорпорацией "Росатом" формам;
все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ, РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;
предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ, РАО.


IX. Действия при обнаружении недостачи (излишка) радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

65. При передачах РВ, РАО в случае выявления организацией-получателем недостачи (излишка) РВ, РАО организацией-получателем совместно с организацией-отправителем в течение 24 часов должны быть приняты меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения. Информация об этом происшествии должна быть немедленно представлена в Госкорпорацию "Росатом", Ростехнадзор.

66. В случае выявления недостачи (излишка) РВ, РАО при проведении инвентаризации организация в течение 24 часов должна принять меры для расследования причин возникновения данного обстоятельства и его устранения. Если в течение этого срока причины не были установлены либо были установлены, но последствия не были устранены, то информация о данном обстоятельстве должна быть представлена в Госкорпорацию "Росатом", Ростехнадзор.

67. Информация должна содержать:

описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить недостачу (излишек) РВ, РАО;
количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО на момент обнаружения недостачи (излишка);
принятые меры и план последующих действий.


X. Учетные и отчетные документы, предварительные уведомления

Учетные документы

68. Учетные документы ведутся в организации. Они должны содержать данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО, включая их количество, изменения количества, а также обо всех операциях, проведенных с РВ и РАО. Допускается электронная форма ведения учетных документов с защитой информации от несанкционированных изменений и сохранением сведений обо всех корректировках и изменениях в носителях учетных данных.

69. К носителям учетных данных о РВ и РАО относятся:
подлинники приходно-расходных документов; паспорта (формуляры, сертификаты);
подлинники учетных документов - журналы учета РВ, журналы учета РАО и иные документы, установленные в организации (перечни обязательных сведений в журналах учета, ведение которых осуществляется централизованной службой или лицом, ответственным за учет и контроль РВ, РАО в организации (приведены в приложениях № 6-12 к настоящим Правилам);
электронные базы данных.

70. Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:

по РВ:
в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию;
постоянно для РВ, находящихся в организации; по РАО и ОЯТ:
в течение 10 лет после передачи РАО или ОЯТ в другую организацию или снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;
постоянно для РАО и ОЯТ, находящихся в организации; по сбросам и выбросам радионуклидов:
в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;
постоянно в случае превышения допустимых значений.

Отчетные документы

71. Отчетные документы должны составляться и оформляться на основе учетных документов и результатов инвентаризации по формам, введенным в действие в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

72. Отчетные документы организация должна предоставлять Ростехнадзору по запросу.

73. Исправление учетных данных должно производиться только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи и с отметкой ее как ошибочной.

74. Исправление отчетных данных должно производиться только путем представления новых отчетных документов.

Предварительные уведомления

75. При передаче ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более 106 Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО между организациями организация-отправитель не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты отправления должна направить предварительное уведомление об отправлении организации-получателю, в информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО соответствующего субъекта Российской Федерации и в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией-отправителем.

76. При передаче ОРИ (кроме ОРИ на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, и ОРИ на основе радионуклидов с минимально значимой активностью более 106 Бк), ЗРИ 1 и 2 категории и высокоактивных РАО между организациями организация-получатель в течение 24 ч после получения предварительного уведомления от организации-отправителя должна направить уведомление о готовности к получению организации-отправителю, в соответствующий информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО и в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией- получателем.

77. В случае внеплановых отправлений предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех дней после определения сроков отправления, но не позже дня отправления.

78. Информация о получении должна быть направлена в сроки, установленные Госкорпорацией "Росатом", в информационно-аналитический центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО и в структурное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное осуществлять федеральный государственный надзор за организацией - получателем.

79. Форма предварительного уведомления приведена в приложении № 13 к настоящим Правилам.


XI. Требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

80. Должностные лица и персонал, осуществляющий учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение, периодическое повышение квалификации и проверку знаний не реже одного раза в три года.

81. Должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в организации, должны проходить переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

Термины и определения

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

Законсервированное хранилище радиоактивных отходов - хранилище, в котором завершено размещение РАО и проведен комплекс работ по приведению его в состояние, обеспечивающее долговременное безопасное хранение РАО, а также контроль и наблюдение за хранилищем в течение всего времени консервации.

Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - процедура определения фактического наличия РВ и РАО в организации и сверка с данными учетных документов.

Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.

Нарушение в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (нарушение) - недостача или излишек, несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО, несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным, нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО.

Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.

Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.

Партия радиоактивных веществ (радиоактивных отходов) - совокупность РВ (РАО), содержащихся в учетных единицах, количественный и/или качественный состав которых в целях учета и контроля РВ и РАО определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.

Подтверждающие измерения - количественные и качественные измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных о РВ и РАО.

Радиоактивные вещества оборонного назначения - РВ, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения или военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники.

Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - перечень РВ и РАО, находящихся в наличии, с указанием их количества, составленный на основании учетных документов.

Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение учетных данных по РВ и РАО, составление и ведение учетных и отчетных документов.

Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются документом и/или отдельной записью (строкой) в учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в течение определенного периода времени.

Учетные данные - данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО, атрибутивные признаки учетных единиц, используемые для целей учета.

Фактическое наличие радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - измеренное или определенное расчетным путем в соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.