Руководства, Инструкции, Бланки

воген т мультимедиа практическое руководство

Рейтинг: 4.3/5.0 (319 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Разработка видеолекций по теоретической механике - Документ

С.А. Донских, В.Н. Сёмин

РАЗРАБОТКА ВИДЕОЛЕКЦИЙ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

Широкое применение видеолекций призвано способствовать эффективному решению ряда актуальных задач модернизации образования.

Сохранение фундаментальности образования. Один из путей сохранения фундаментальности отечественного образования – создание видеолекций по базовым дисциплинам, являющимся основой для профилирующих дисциплин различных специальностей. Привлечение к созданию таких видеолекций ведущих преподавателей вузов способно сделать их эффективным средством формирования у студентов научного мировоззрения, широты взглядов, логичного и беглого мышления, повысить интерес к учёбе, что необходимо для развития познавательной потребности и познавательных способностей. Видеолекции, являясь средством обучения студентов, одновременно могут служить и образцами для подготовки молодых преподавателей, инструментом поддержания традиций, обеспечения преемственности, каналом обмена опытом между педагогическими школами. Усилению фундаментальности образования способствуют также видеолекции по специальным дисциплинам, созданные ведущими преподавателями вузов – такие лекции очень полезны для формирования научного мировоззрения, гражданской позиции учёного и специалиста, установки на успешную профессиональную деятельность.

Усиление практической направленности образования. Практическая направленность, понимаемая в широком смысле, характеризуется, в частности, сформированностью у выпускника учебного заведения профессионального мышления и наличия комплекса актуальных знаний, умений и навыков, позволяющих ему сразу по окончании учебного заведения включиться в практическую производственную или научную деятельность по определённой специальности на определённых должностях.

Видеолекции по профилирующим дисциплинам, созданные с привлечением ведущих преподавателей вузов, крупных учёных, ведущих специалистов промышленности и выдающихся учителей являются эффективным средством формирования у обучающихся профессионального мышления. Большой вклад видеолекции могут внести в повышение актуальности содержания обучения, соответствия его современному уровню науки и техники. После развёртывания необходимой инфраструктуры для создания, распространения и применения видеолекций, формирования у обучающихся привычки работать в отсутствие преподавателя, актуализация содержания обучения достигается путём применения новой версии электронного ресурса (который во многих случаях может находиться на перезаписываемом носителе или на сайте ВУЗа), что намного быстрее и дешевле переподготовки или смены преподавательского состава, особенно с учётом его возрастного состава.

Укрепление связи профессионального образования с рынком труда. Усилить связь профессионального образования с рынком труда путём применения видеолекций возможно за счёт сокращения времени отклика системы образования на потребности рынка труда, повышения маневренности системы образования. Создать и растиражировать видеолекции быстрее и проще, чем подготовить десятки, сотни, а иногда и тысячи квалифицированных преподавателей для чтения соответствующих лекций. Видеолекции необходимы также для опережающего создания эффективных автоматизированных учебно-методических комплексов в соответствии с прогнозируемыми потребностями рынка труда, когда спрос со стороны абитуриентов и потребителей кадров ещё не сформировался - например, при появлении научных открытий, революционных технологий, вводе в строй крупных производственных комплексов.

Повышение уровня преподавания. При должном техническом и методическом уровне создания и применения видеолекций их педагогическая эффективность сравнима с эффективностью аудиторных лекций того же преподавателя, особенно, если они идут параллельно с «живыми» семинарскими, практическими и лабораторными занятиями этого же преподавателя. Благодаря этому, путём привлечения к созданию видеолекций лучших лекторов, можно поднять уровень преподавания. Весьма полезно и перспективно привлечение к созданию видеолекций лучших специалистов сферы образования, учёных с мировым именем, действующих ведущих специалистов различных отраслей экономики.

При наличии федерального банка видеолекций ведущих преподавателей вузов и учёных на едином образовательном портале, учебным заведениям, особенно некрупным региональным, больше не нужно будет идти на компромиссы в качестве преподавания при отсутствии в их штате высококвалифицированного лектора по какому-либо предмету, так как в этом случае они смогут применить видеолекции, прочитанные по данной дисциплине лучшими преподавателями России. При этом в процессе проведения лицензионной экспертизы учебных заведений применение видеолекций с соответствующим грифом может засчитываться при оценке кадрового обеспечения учебного процесса как наличие квалифицированных преподавателей в количестве, необходимом для чтения соответствующего курса лекций.

Создание и применение видеолекций позволит преодолеть тенденцию к снижению уровня преподавания в связи со старением преподавательских кадров. Возрастёт надёжность преподавания - исключается необходимость замены лекторов в связи с краткосрочной болезнью лектора и замены преподаваемых дисциплин в связи со стойкой утратой лектором трудоспособности при невозможности найти квалифицированного преподавателя для его замены.

Повышение доступности качественного образования для граждан с низкими доходами. Благодаря возможности тиражирования видеолекций, стоимость их копий снижается пропорционально тиражу, так как затраты на создание лекций распределяются на весь тираж. В результате при больших тиражах цена компьютерных видеолекций на CD-ROM или DVD может быть доведена до 3-5 руб. за час. В результате этого себестоимость обучения с использованием видеолекций и ДОТ может быть в несколько раз ниже себестоимости очного обучения. При применении для преподавания качественных учебно-методических комплексов (УМК), содержащих видеолекции ведущих преподавателей, качество обучения с применением ДОТ не будет уступать среднему уровню качества традиционного очного обучения. Оборудование для просмотра видеолекций в настоящее время стало вполне доступным. Его стоимость сравнима со стоимостью одного семестра очного обучения в учебном заведении или нескольких месяцев занятий с репетитором. Просмотр компьютерных видеолекций возможен на персональном компьютере типа PC ценой около 15000 руб. Наконец, видеолекции могут издаваться в формате (avi, mp4), позволяющем просматривать их с помощью современных мобильных телефонов, становящихся с каждым годом всё более мощными мультимедийными системами.

Использование видеолекций в подготовительных отделениях ВУЗов дало бы возможность школьникам не только качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ, но и привыкнуть к особенностям преподавания в ВУЗе, познакомиться с манерой чтения лекций теми преподавателями, с которыми им придётся встретиться после поступления в ВУЗ.

Создание и укрепление единого русскоязычного образовательного пространства. Применение видеолекций позволит обеспечить высокий уровень, единство содержания и методики преподавания на всей территории страны, в частности, во всех филиалах учебного заведения. Обучение с применением видеолекций, в том числе и посредством ДОТ, будет способствовать совершенствованию навыков понимания и применения русской речи.

Решить вышеперечисленные задачи в комплексе в условиях массового ухода с преподавательской работы пожилых преподавателей и ограниченности выделяемых на образование бюджетных средств без широкого использования видеолекций и современных информационных технологий практически невозможно.

Проблемами построения системы широкодоступного удалённого образования в целом и развитием видеолекций в частности стали давно заниматься как в нашей стране, так и на западе. В СССР, а потом и в России, это направление успешно развивает Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ) в г. Санкт-Перербурге. Ещё в 1974 году данный вуз начал внедрять практику трансляции лекций ведущих преподавателей по Ленинградскому телевидению. В настоящее время на его сайте размещены видеолекции по физике, математике, химии, истории и ряду других предметов.

Среди зарубежных вузов, занимающихся созданием подобных программ, бесспорным лидером является Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT). Его проект OpenCourseWare позволяет получать доступ к материалам лекций, семинаров, лабораторных работ по множеству предметов. Кроме того, Massachusetts Institute of Technology предоставляет доступ к видеозаписям лекций по различным предметам и видеозаписям важнейших событий и научных мероприятий, проходящих в институте. Некоторые из этих курсов лекций можно найти в студенческой сети. Качество изображения достаточно хорошее для того, чтобы можно было читать на экране то, что лектор пишет на доске, при этом размер их более чем скромен. Российские студенты, свободно владеющие английским языком, могут этими лекциями пользоваться в открытом доступе, например .

Немалый вклад в дело создания видеолекций вносит и Калифорнийский технологический институт (Californian institute of technology), где был снят сериал «Механическая вселенная»
(52 серии по 30 мин каждая), в увлекательной форме рассказывающий об истории развития физики от Галилея и до квантовой механики. Сериал имеет синхронный русскоязычный перевод и находится на портале .

Опыт MIT и других зарубежных и отечественных вузов показал, что открытая публикация образовательных материалов не привела к падению интереса к очному образованию. Предоставленные материалы изначально не предназначены для замены диалоговой среды очного обучения.

Оказалось, что открытые образовательные материалы увеличивают интерес к программам обучения, предоставляемым институтом, тем самым, являясь одновременно и маркетинговым инструментом .

В России неоднократно подчеркивалась перспективность создания видеолекций и необходимость разработки методик их реализации. Эти вопросы неоднократно поднимались на различного рода конференциях, связанных с улучшением образовательных материалов. Однако это не привело к созданию методики массового и низкозатратного производства видеолекций. Демонстрируемые в настоящее время образцы являются в основном единичными продуктами. Среда дистанционного видеообразования в нашей стране так и не создана.

Работы по созданию видеолекций проводились на биофаке МГУ. Было создано 12 курсов видеолекций и велась регулярная съёмка семинаров и научных конференций. Однако недостаточное внимание к технологии съёмок и отсутствие системы удобного управления контентом не позволяет считать эти попытки удачными.

В Московском физико-техническом институте (МФТИ) реализуется проект по созданию общеинститутской базы видеолекций, а также инфраструктуры, позволяющей эффективно использовать видеолекции и другие электронные образовательные материалы в образовательном процессе студентов МФТИ и, возможно, в дальнейшем, в других вузах.

Начал своё движение в направлении создания видеолекций и ТТИ ЮФУ. На сайте размещены несколько видеолекций по статике кандидата физико-математи­ческих наук, доцента кафедры физики, директора центра довузовской подготовки Доценко Игоря Борисовича.

Через Интернет распространяется диск с видеолекциями и практическими занятиями по статике, подготовленный группой преподавателей Московского энергетического института (МЭИ) М.И. Кирсановым, Н.В. Осадченко и П.В. Горшковым.

Следует отметить, что по сравнению с традиционными и широко представленными на рынке обучающими программами, видеолекции обладают тем преимуществом, что не требуют установки на компьютер, т.е. не «привязаны» к одному конкретному компьютеру. Они свободно воспроизводятся с диска на любом плеере, копируются на флэш-накопители, конвертируются в различные форматы и т.п. Всё это делает данный образовательный продукт чрезвычайно удобным и мобильным средством обучения.

Процесс создания электронного видеокурса можно разделить на три этапа:

подготовка материалов для курса;

компоновка материалов в единый программный комплекс.

Проектирование электронного видеокурса является основополагающим этапом [8]. Начальным этапом проектирования является разработка педагогического сценария.

Педагогический сценарий– это целенаправленная, личностно ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приёмов [9].

Педагогический сценарий курса даёт представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приёмах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения.

Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса, о структуре мультимедиа средств, необходимых для его изучения.

Затем определяется набор технологий и инструментальных средств, необходимых для создания курса.

Технологический сценарийэто описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В технологическом сценарии, как и в педагогическом, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приёмы его организации.

Участие преподавателя в составлении технологического сценария обеспечивает качественное решение педагогических задач, соединение в едином мультимедиа курсе педагогических и информационных образовательных технологий.

При создании видеолекции единицей представления материала становится кадр, который может быть дополнен графикой, анимацией и другими мультимедиа приложениями. Информация, размещённая на одном кадре, должна быть цельной и представлять собой некоторый завершённый смысл. Исходя из смысловой ценности кадра, следует определять его внутреннюю структуру.

Несколько кадров, составляющих один модуль (раздел) курса, организуются по принципу линейного текста.

При покадровом структурировании линейного учебного текста следует учитывать эргономические требования, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности. Эти требования касаются всего объёма информации, пространственных характеристик, оптимальных условий восприятия информации.

Требования к общей визуальной среде на экране монитора определяются необходимостью создания благоприятной визуальной среды. Степень её комфортности определяется цветовыми характеристиками, пространственным размещением информации на экране монитора.

Эргономические требования способствуют усилению эффективности обучения, активизации процессов восприятия информации и должны обязательно учитываться преподавателем при подготовке видеолекций.

Специфика видеокурсов по физико-математическим дисциплинам связана с формализованным представлением содержания знаний и большой долей учебного практикума, имеющего целью не только развитие навыков решения задач и выполнение лабораторных работ, но и формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.

Теоретический материал по физико-математическим дисциплинам изобилует математическими формулами и системами доказательств, сложными для самостоятельного усвоения. Этим определяется необходимость создания видеолекций и использования демонстрационного материала, дополняющего электронные учебники, составленные на основании традиционных печатных изданий.

Видеолекция позволяет интегрировать различные среды представления информации - текст, статическую и динамическую графику, видео- и аудиозаписи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса.

Применение компьютерных технологий позволяет создавать качественные видеозаписи лекционных демонстраций, имитационные анимационные модели физических явлений и процессов, необходимые для понимания их сущности.

Весьма эффективными при изучении естественнонаучных дисциплин являются видеолекции, анимационные модели которых позволяют частично или полностью компенсировать недостаток натурных объектов и наглядного материала.

Видеолекция – это лекция преподавателя, записанная на цифровую видеокамеру и дополненная мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают её изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Изучая видеолекции различных авторов, мы пришли к заключению, что в настоящее время при их создании используются две основные технологии.

Первая – это прямая съёмка «живой» лекции преподавателя. Съёмка может проводиться как в аудитории в присутствии студентов, так и в специально оборудованной аудитории-студии. По такому пути идёт большинство вузов, в которых развивается данное направление. У этой технологии есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

создание у студентов иллюзии «живого» непосредственного контакта с преподавателем;

максимальная приближённость видеолекции к реальной, «живой» лекции преподавателя;

больший психологический комфорт для преподавателя, который находится как бы в родной стихии и может позволить себе большую свободу поведения, большую эмоциональность и непосредственность, порой даже прямую импровизацию, что имеет огромное воспитывающее воздействие на студентов и способствует лучшему усвоению материала;

меньший объём затрачиваемого времени.

К недостаткам можно отнести:

несколько худшее качество изображения и звука;

погрешности речи (паузы, оговорки, ошибки в записях на доске и т.п.);

присутствие фонового шума от аудитории студентов;

не всегда строгое выдерживание временного графика изложения материала вследствие отвлечения на пояснения, комментарии и ответы на вопросы студентов;

необходимость наличия профессиональной съёмочной и монтажной техники и целого штата сотрудников.

Понятно, что видеолекции такого уровня могут себе позволить только очень крупные вузы с развитой материально-технической базой и обширным выбором привлекаемых преподавателей. Преподавателю-одиночке такая технология практически недоступна.

Вторая – это первоначальное создание анимированной озвученной презентации с использованием программы Microsoft Power Point. В зависимости от дальнейших действий, смену слайдов можно сделать как автоматической, сопоставив каждому слайду-кадру время его «жизни» на экране, так и «вручную» кликом мыши. Отдельно на цифровую камеру снимаются «живые» комментарии преподавателя, которые, если это предполагает сценарий, вставляются в соответствующие места презентации. Такую презентацию можно использовать непосредственно, без перевода в видеоформат.

Затем презентацию с автоматической сменой слайдов нужно запустить на воспроизведение и воспользоваться любой программой видеозахвата, которых немало в интернете, в том числе и бесплатных. Я использовал несложную свободно распространяемую программу Cam Studio.

Презентацию с «ручной» сменой слайдов можно обработать программой Windows Movie Maker, которая позволяет наложить на конструируемый фильм ещё дополнительные анимации и фоновое музыкальное сопровождение.

В полученный видеофильм можно вставить логотип вуза и фоновые рисунки на задний план. Для этого я использовал свободно распространяемую программу VirtualDub Russian.

Второй способ имеет следующие достоинства:

возможность создания видеолекции буквально «на коленке», в домашних условиях, без использования дорогостоящего оборудования и штата сотрудников;

возможность убрать погрешности в сопроводительной речи, при написании формул, текста и при выполнении рисунков.

К недостаткам можно отнести:

несколько худшее качество;

достаточно большие затраты времени.

Созданная мною видеолекция относится к типу обзорных. Она создавалась по второму методу. Подготовлены два варианта: рабочий для использования в учебном процессе и рекламный для размещения на сайте института или распространения за его пределами.

Данная видеолекция предлагалась для самостоятельной работы студентам 31-й и 32-й групп ФМФ и получила от них весьма положительный отзыв.

Ахромушкин Е.А. Поэтапное развёртывание системы дистанционного обучения с последовательным наращиванием дидактических средств обучения студентов со слабыми навыками самостоятельной работы // Человеческое измерение в информационном обществе: тез. докл. Всерос. научн.-практ. конф. М. ВВЦ, 2003. С. 80-81.

Ахромушкин Е.А. Применение видеотехнологий и форумов Интернет для активизации самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях // Информационные средства и технологии: сб. науч. тр. Междунар. конф. М. 2003. С. 15-18.

Ахромушкин Е.А. Применение видеотехнологий в современных автоматизированных учебных комплексах (АУК) по техническим дисциплинам // Современная образовательная среда: тез. докл. Всерос. конф. М. ВВЦ, 2002. С. 48-49.

Видеозапись в школе / под ред. Л.П. Пресмана. М. 1973.

Дерешко Б.Ю. Новые технологии для учебного процесса // Телекоммуникация и информатизация образования. 2000. № 1. С. 61-63.

Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. 20-е изд. М. Высшая школа, 2010. 416 с.

Добронравов В.В. Никитин Н.Н. Курс теоретической механики. 4-е изд. М. Высшая школа, 1983. 575 с.

Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство: пер. с англ. Мн. ООО "Пупурри", 1997.

Дёмкин В.П. Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск, 2002.

Можаева Г.В. Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс. метод. пособие для преподавателей. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2002.

Похожие работы: Курс Философии для вузов и Лицеев начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения. 220-00

Курс обобщает теоретическиеразработки и практический опыт специалистов в области разработки и. Лабораторный практикум по курсу "Механика грунтов". учебник. видеолекций ). 600-00 135121 TeachPro QuarkXPress 6.0*. Книга + CD. Самоучитель (19 час видеолекций.

Курс Философии для вузов и Лицеев. Курс начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения. 220-00 (1)

Курс обобщает теоретическиеразработки и практический опыт специалистов в области разработки и. Лабораторный практикум по курсу "Механика грунтов". учебник. видеолекций ). 600-00 125116 TeachPro QuarkXPress 6.0*. Книга + CD. Самоучитель (19 час видеолекций.

Курс Философии для вузов и Лицеев. Курс начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения. 220-00 (2)

Курс обобщает теоретическиеразработки и практический опыт специалистов в области разработки и. Лабораторный практикум по курсу "Механика грунтов". учебник. видеолекций ). 600-00 125116 TeachPro QuarkXPress 6.0*. Книга + CD. Самоучитель (19 час видеолекций.

на С++" Надолин К.А. механико -математический факультет Разработка электронного учебника по. теоретическоймеханики. Следует отметить, что ни в одном учебнике потеоретическоймеханике. проведения сетевых дебатов и обсуждений. – видеолекции самой широкой.

Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

Разработка лекционных занятий по дисциплине «. искусства, филологии, механики и математики, физических. использование креативных технологий и видеолекцийпо истории и. теоретического обучения, из которых 61-81 кредитов по обязательному компоненту и 41-61 по.

воген т мультимедиа практическое руководство:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Мультимедиа I (2012761)

    Мультимедиа I (2012761) Программа Цели и задачи дисциплины

    Цель: сформировать у студентов знания в области мультимедиа:
    -тенденций развития программных и аппаратных средств мультимедиа;
    - углубленное понимание техник захвата, создания, хранения, поиска, передачи, компрессии/декомпрессии и представления аудио- и видео- информации и ее преобразования (конвертации) и требований к операторам и студиям;
    - понимание алгоритмов, лежащих в основе программных и аппаратных высокопроизводительных вычислительных решений, применяемых при захвате, создании мультимедийного контента, его хранении, поиске, передаче, компрессии/декомпрессии и представления аудио- и видео- информации и ее преобразования (конвертации), а также принципов оценки качества и скорости обработки мультимедиа контента;
    - углубленное знакомство с частью функционала важнейших библиотек, предназначенных для поддержки функций мультимедиа в пользовательских приложениях, их назначением, возможностями и архитектурой.
    - знакомство с важнейшими мультимедийными форматами данных, используемых в HTML5.
    - понимание интерфейсов программирования (API) систем хранения мультимедиа контента, и их взаимодействия с браузерами на клиентских устройствах, в том числе ? и на мобильных.
    - углубленное знакомство с пакетами и программными продуктами, предназначенными для захвата, создания мультимедийного контента, его хранении, поиске, передаче, компрессии/декомпрессии и представления аудио- и видео- информации, а также ее преобразования (конвертации);

    Задачи:
    . На основе приобретенных студентами знаний об особенностях работы органов чувств и обработке зрительной и звуковой информации человеком, диктующей требования к объемам, скоростям передачи и принципам компрессии/декомпрессии научится оценивать требования, предъявляемые как к клиентским, так и серверным /либо облачным/ устройствам поиска/хранения/доступа к контенту.
    . Приобретение студентами знаний программных средств, актуальных для специалистов в области мультимедиа, реализуемых с помощью современных аппаратных ресурсов, применяемых на стороне серверов или облачного хранения, а также знаний основных технических средств, применяемых специалистами, отвечающими за поддержание бесперебойного доступа к контенту.
    . Выработка навыков работы в рассматриваемых программных средствах, а также усвоение принципов поиска и использования мультимедийной информации, включая как технические, так и правовые аспекты.

    Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана

    Курс мультимедиа служит как для закрепления, так и для дальнейшего изучению прикладных аспектов приложения знаний, полученных как в рамках общих курсов по информатике и программированию, так и специальных:  ?Мультимедиа?, ?Математические методы компьютерной графики?, ?Теория информации и основы безопасной передачи данных.  ?Проектирование и разработка корпоративных информационных систем. с учетом специфики, обусловленной педагогической направленностью специализации.
    Требования к уровню знаний и умений соответствуют требованиям к подготовке студентов 5-го курса, обучающихся по специальности ?педагог профессионального обучения.

    Методы преподавания дисциплины

    Практические занятия, семинары.

    На практических работах изучаются принципы работы систем мультимедиа, их интерфейсов, режимов работы.
    Семинары предполагают прохождение теоретического материала - презентаций, посвященных темам курса, доклады
    учащихся по выполненным работам, обсуждение пройденных тем группой.
    Лабораторные работы
    Изучение средств создания контента, его хранения, преобразования, и передачи.
    Изучение библиотек мультимедиа, кодеков и проигрывателей мультимедиа
    Подготовка контента мультимедиа, отладка и запуск контента в приложениях мультимедиа
    Проверка знаний.
    Самостоятельная работа студентов.

    Подготовка контента мультимедиа отладка и запуск приложений мультимедиа.

    Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    В результате изучения курса студенты должны быть способными, в соответствии с полученными знаниями и навыками (см. цели и задачи дисциплины):
    подготовить презентационные материалы;
    выбрать требуемые форматы и уровни компрессии;
    реализовать приложение, реализующее интерактивный выбор и воспроизведение мультимедийной информации средствами HTML5;
    реализовать и протестировать как работу серверного, так и клиентского ПО, установленного на различных программно ? аппаратных платформах

    Практические работы
    • Тенденции развития мультимедиа.
    • Программные и аппаратные средства распределенного хранения и обработки мультимедиа.
    • Создания мультимедиа данных: организация коллективной работы и специализация.
    • Форматы растровой графики, применяемые в HTML5: canvas.
    • Форматы векторной графики, применяемые в HTML5: SVG
    • Форматы аудио, применяемые в HTML5: audio
    • Форматы видео, применяемые в HTML5: video
    • Семантические элементы в HTML5.
    • Реализация мультимедиа службы для гетерогенной клиентской среды
    Лабораторный практикум
    • Применение растровой графики HTML5
    • Применение векторной графики в HTML5
    • Применение аудио в HTML5
    • Применение видео в HTML5
    • Применение семантических элементов в HTML5
    Информационно-техническое обеспечение дисциплины

    1. http://www.625-net.ru/tools.htm
    Утилиты для мультимедиа-разработчика
    2.Коллекция утилит с комментариями по темам: мультимедиа, видео, DVD, звук, графика, системные тесты.
    2.Коллекция утилит с комментариями по темам: мультимедиа, видео, DVD, звук, графика, системные тесты.

    Литература
    1. Бочков А.Л. Меженин А.В. Графика и мультимедиа для Web. СПб.
    1. Лоусон Б. Шарп Р. Изучаем HTML 5. Санкт-Петербург: Питер, 2011. ?253 с.
    2. Леонтьев В. Мультимедиа. Фото, видео и звук на компьютере. Карманный справочник М. Олма Медиа Групп, 2009. - 379 с.
    3. Кречман Д. Л. Пушков А. И. Мулитимедиа своими руками. ? СПб. БХВ ? Санкт-Петербург, 1999. ? 528 с.
    4. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство: Пер. с англ. ? Минск: ООО ?Попурри. 1997. ? 500 с.
    5. Алексеева М.Б. Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа: Учеб. пособие ? СПб. Изд. Дом ?Бизнес-пресса. 2002. ?176 с.
    6. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. 272 страницы
    7. Лабберс П. Олберс Б. Салим Ф. HTML5 для профессионалов. Москва, Издательский дом ?Вильямс? 272 с.
    8. Алексеева М.Б. Балан С.Н. Системы мультимедиа: Учеб. пособ. ? СПб. СПбГИЭУ, 2001._ 160 с.
    1. Миано Дж. Форматы и алгоритмы сжатия изображений в действии. М. Издательство Триумф, 2003 ? 336 с.
    2. Иванов А. Видеомонтаж на компьютере. 460 стр. Практическое пособие. 2002 - КОРОНА принт. 460 стр.
    3. Гамалей В.А. Самоучитель по цифровому видео: как снять и смонтировать видеофильм на компьютере. М. ДМК Пресс,2007. ? 376 с.
    4. Казанцев О.В. Никитин И.К. Методы и средства Мультимедиа. Звук. МАИ. Факультет прикладной математики. Кафедра вычислительной математики и программирования.
    5. Леонтьев В. Мультимедиа. Фото, видео и звук на компьютере. Карманный справочник М. Олма Медиа Групп, 2009. - 379 с.
    6. 1. Д.Сэломон. Сжатие данных, изображений и звука - Москва: Техносфера, 2004. - 368с.

    Воген т мультимедиа практическое руководство

    Воген т мультимедиа практическое руководство

    Воген т мультимедиа практическое руководство Скачать

    В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Сначала эта идея нашла своё выражение и компьютерную реализацию в виде системы гипертекста – система работы с комбинациями текстовых материалов. Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Данная концепция была основана на возможности поиска информации в соответствии с её смысловым содержанием, а не по формальным признакам, которыми считаются, к примеру, порядок номеров, индексов или алфавитный порядок. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. Согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал — до 10-15%, практические мероприятия и тренинги — до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства — около 25%, тесты — не более 5%.

    Различают следующие виды КМОС. Схема — это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи — взаимным расположением частей и использованием разнонаправленных стрелок. Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. В данном аспекте способен оказать действенную помощь целый ряд зарубежных и некоторых отечественных компьютерных программ. Наличие большого количества иллюстраций в тексте, неоправданное количество переходов на тот или иной вид рисунков, предоставление студенту «неограниченной» свободы передвижения (за счет средств компьютерной навигации) по всему полю гипертекста к другим объектам посредством ссылок, может привести к противоположного результату. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Это определение, сформулированное в 1988 году, тем не менее, до сих пор чётко отражает цели мультимедийных технологий. На сегодняшний день мультимедиа – технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики.
    Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс. Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно — высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. В процессе обучения наиболее эффективными являются анимации, где излагаемая информация иллюстрируется условно-графическими изображениями (схемы, блок-схемы, диаграммы, траектории) и реальными изображениями (например, в виде образов, поверхностей, тел, в том числе и развивающихся в динамике). В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. В ходе чтения данного абзаца последовательно вызываются на экран три рисуночных кадра. Это обусловлено не только интеграцией отдельных музыкальных предметов, но и широким спектром использования информационных технологий в различных видах образовательной и воспитательной деятельности. Математические методы компьютерной графики. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Что такое наглядное обучение.


    Технология мультимедиа

    Технология мультимедиа Введение

    Мультимедиа – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

    • Мультимедиа – интерактивная система, обеспечивающая одновременную работу звука, анимированной компьютерной графики, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.
    • Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были Компакт-диски). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
    Классификации понятия мультимедиа

    Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа». В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации

    История появления мультимедиа технологии
    • Проводя краткий исторический экскурс, стоит отметить, что ещё более 30 лет назад мультимедиа ограничивалась пишущей машинкой «Консул», которая не только печатала, но и могла привлечь внимание заснувшего оператора мелодичным треском. Несколько позднее компьютеры уменьшились до бытовой аппаратуры, что позволило собрать их в гаражах и комнатах. Новым веянием в развитии мультимедиа явился компьютерный гороскоп 1980 года, который при помощи динамика и программируемого таймера синтезировал расплывчатые устные прогнозы на каждый день, а, кроме того, ещё перемещал по экрану звёзды. Появление самого термина – мультимедиа – также произошло в то время. Причём, скорее всего, он служил ширмой, отгораживающей лаборатории от взглядов непосвящённых.
    • По мере накопления критической массы технологий, появляются бластеры, CD - ROM и другие плоды эволюции. Появляется Интернет, WWW, микроэлектроника. Становится очевидным, что человечество переживает стадию информационной революции: общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новую технологию. За неимением более корректного термина используется определение мультимедиа. В наши дни это понятие может полностью заменить компьютер практически в любом контексте. На сегодняшний день в английском языке уже приживается новый термин – информационное приспособление (information appliance).
    Описание и основные возможности мультимедиа технологии
    • Появление систем мультимедиа подготовлено как с требованиями практики, так и с развитием теории. Тем не менее, резкий рывок, произошедший в этом направлении за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Прежде всего, это прогресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объём памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков – аналоговых и CD – ROM, а также их массовое внедрение. Важную роль сыграла также разработка методов быстрого и эффективного сжатия (развёртки данных).
    • Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т. д. Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.

    Мультимедийные игры – такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети. Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде. Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

    • Современный, полностью оснащённый мультимедиа, персональный компьютер напоминает домашний стереофонический Hi - Fi комплекс, объединённый с дисплеем – телевизором. Он укомплектован активными стереофоническими колонками, микрофоном и дисководом для оптических компакт – дисков – CD – ROM. Кроме того, данный агрегат содержит новое для ПК устройство – аудиоадаптер. Он позволяет перейти к прослушиванию чистых стереофонических звуков через акустические колонки с встроенными усилителями.

    На сегодняшний день мультимедиа – технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Среди их целей – создание продукта, содержащего, по определению ЕвропейскойКомиссии, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий, «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами(Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Это определение, сформулированное в 1988 году. тем не менее, до сих пор чётко отражает цели мультимедийных технологий. Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа принято считать концепциюорганизации памяти «MEMEX», предложенную американским учёным Ваннивером Бушем ещё в 1945 году. Данная концепция была основана на возможности поиска информации в соответствии с её смысловым содержанием, а не по формальным признакам, которыми считаются, к примеру, порядок номеров, индексов или алфавитный порядок. Сначала эта идея нашла своё выражение и компьютерную реализацию в виде системы гипертекста – система работы с комбинациями текстовых материалов.

    • Позднее появилась гипермедиа – система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации. Завершающим этапом явилась мультимедиа, соединившая в себе обе эти системы. Тем не менее всплеск интереса в конце 80 – х годов к применению мультимедиа – технологии в гуманитарной области, в частности в историко-культурной, связан с именем выдающегося американского компьютерщика – бизнесмена Билла Гейтса. Именно он является автором идеи создания и успешной реализации на практике мультимедийного коммерческого продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нём всех возможных «сред»: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы.

    Этот продукт носит название «National Art Galeri. London» и именно он аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа:

    • художественный дизайн интерфейса и средств навигации;
    • представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред. Это тем более логично, если исходить из самого термина multimedia от англ. multi – много, media – среда;
    • наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта, в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации.

    Также активно используются в представлении информации и являются несомненным достоинством и особенностью технологии следующие возможности мультимедиа:

    • возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Данная возможность особенно ценна в процессе презентаций произведений искусства и уникальных исторических документов;
    • возможность хранения большого объёма разнообразной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30 – 45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
    • возможность сравнения и обработки изображения разнообразными программными средствами с научно – исследовательскими или познавательными целями;
    • возможность использования технологии гипертекста и гипермедиа – выделение в сопровождающем изображении, текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации;
    • возможность осуществления непрерывного аудиосопровождения (музыкального или любого другого), соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
    • возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д. функции «стоп – кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
    • возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации. К примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической, анимационной демонстрацией геометрических построений её композиции и т. д.;
    • возможность подключения к глобальной сети Internet;
    • возможность работы с различными приложениями: текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией;
    • возможность создания собственных выборок из представляемой в продукте информации. Для этого предусмотрены специальные режимы – режим «карман» или «мои пометки»;
    • возможность создания «закладок» - так называемого «запоминания пройденного пути» на заинтересовавшей экранной «странице»;
    • возможность автоматического просмотра всего содержания продукта – «слайд – шоу»;
    • возможность создания анимированного и озвученного «путеводителя – гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»);
    • включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
    • возможности «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупнённое содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.
    Заключение

    Компьютерные систем мультимедиа находят широкое применение в образовании, искусстве, рекламе, науке, торговле и других областях человеческой деятельности. Причем в каждой из этих областей применение мультимедиа открывает новые возможности, которые были недоступны при использовании старых технологий.

    Современные компьютерные обучающие программы, как правило, создаются в технологии мультимедиа. Используя одновременно зрительный и звуковой информационные каналы ученика, такие программы помогают ему лучше понять и запомнить учебный материал. Кроме того, интерактивный режим работы позволяет ученику самому влиять на темп обучения, проверять степень усвоения материала, возвращаться к повторению непонятых фрагментов урока.

    Все большей популярностью пользуются электронные справочники, энциклопедии, художественные и музыкальные альбомы, созданные в технологии мультимедиа. Они содержат невиданные ранее объемы информации с цветными иллюстрациями, анимационными фильмами, видеороликами и музыкальным сопровождением. Например. мультимедийная музыкальная энциклопедия дает возможность послушать музыкальные произведения и одновременно увидеть выдающихся дирижеров и исполнителей.

    Список литературы Список видеороликов