Руководства, Инструкции, Бланки

как писать аналитическую записку образец img-1

как писать аналитическую записку образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1807 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Аналитическая записка - Студопедия

Аналитическая записка

В аналитической записке магистрант обобщает проделанную им работу и описывает, что он узнал и чему научился в ходе практики. Излагает, с какими делами и правовыми вопросами он ознакомился. Кроме того, в отчете оценивает саму практику: как она была организована, что полезного дала для получения профессиональных знаний и навыков, какие были трудности при прохождении практики.

Аналитическая записка традиционно состоит из трех частей – введения, основной части и заключения.

В аналитической записке должны быть раскрыты следующие положения:

Вводная часть. Во вводной части аналитической записки магистрант указывает свою фамилию, имя, отчество, номер академической группы, наименование института и того органа или организации, где он проходил учебную практику, цели и задачи, поставленные и осуществленные в период прохождения практики, общие сведения о базе практики, порядке и сроках практики, фамилию и должность руководителя от органа или организации.

Основная часть. По своему содержанию представляет собой анализ выполненной работы. В этой части надлежит систематизировать работу, выполненную за время практики. Кратко описать ее по каждому разделу.

В основу содержания аналитической записки должен быть положен план-график работы. Магистрант отчитывается по каждому пункту плана-графика, указывает затраченное время на освоение того или иного участка работы в органе или организации и о том, какие он приобрел знания и навыки. По каждому пункту плана-графика нужно указать, с какими конкретно трудностями магистрант встречался, чем они были вызваны (например, проблемами в теоретической и практической подготовке самого магистранта и т.п.).

Магистранты, проходящие практику в следственных органах должны указать на присутствие при расследовании уголовных дел, какая категория уголовных дел находилась в производстве его руководителя. Какие трудности встречаются при расследовании уголовных дел на практике. Имелись ли затруднения при планировании расследования уголовных дел и какие именно. Имелись ли затруднения при планировании расследования уголовных дел, выполнении следственных действий, составлении процессуальных документов. Нужно указать при каких процессуальных действиях присутствовал за время прохождения учебной практики. Особое внимание надо обратить на нарушения законности, если они имели место в период прохождения практики.

При освещении своей работы на практике в области прокурорского надзора следует отметить, с какими конкретно отраслями прокурорского надзора был ознакомлен практикант и какая работа им была проделана. Аналогичным образом должна быть проанализирована практика в суде, адвокатуре и других органах.

В этой же чести следует отразить:

· востребованность в ходе практики теоретических знаний, полученных за период обучения в вузе;

· анализ наиболее сложных и интересных дел, изученных на практике;

· указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики;

· изложение спорных, сложных юридических вопросов и их решение;

· качество руководства со стороны руководителей практики.

Заключительная часть. В заключительной части отчета магистрант должен оценить результаты прохождения практики, т.е. кратко, наглядно показать, что дала ему практика. Помогла ли закрепить теоретические знания, полученные в институте. Выполнена ли программа практики, если нет, то объяснить причину. Необходимо отразить также выявленные проблемы, возникающие в практической деятельности и предложить пути их решения. Кроме того, в заключительной части отчета магистрант должен изложить свои идеи по улучшению работы организации, где он проходил практику.

Желательно, чтобы практикант указал в своем отчете насколько он удовлетворен выполняемой в процессе практики работой.

Аналитическая записка должна быть не менее 5 листов.

Отчет сопровождается приложением документов, составленных практикантом самостоятельно при ее прохождении, а также, по мере необходимости, может сопровождаться рисунками, схемами, таблицами. Процессуальные документы, прилагаемые к отчету, выполняются на бланках, а в тех случаях, когда специальные бланки отсутствуют или не применяются в практике, на машинописных листах с соблюдением требований закона, предъявляемых к соответствующим документам.

Примеры процессуальных и иных документов, необходимо подобрать по всем этапам практики.

К отчету должно быть приложено не менее десяти документов, различных по своему содержанию.

Образцы документов должны быть тщательно оформлены, подписаны и заверены непосредственным руководителем учебной практики.

Представление заимствованных документов или их копий не допускается.

Другие статьи

Аналитическая записка

Аналитическая записка. Структура и содержание

Развитие инноваций в России находится на правильном пути, страна испытывает острую необходимость в формировании различных структур, которые могли бы улучшить деятельность всех организаций. В нашем государстве действует специальный орган, который ведет разработку различных инноваций. Так, для улучшения деятельности предприятий, компаний и даже банков было введено такое новшество, как аналитическая записка – это документ, который содержит обобщенные данные о проведенном анализе или исследовании. Он составляется с целью актуализации или формулирования проблемы, а также для предоставления выводов. В своем содержании он должен описывать предложения о решении выявленных проблем в процессе анализа.

Стандартная аналитическая записка по предприятию должна содержать аннотацию, содержание, введение, основной текст, вывод, подпись осуществляющего анализ и предложения. В конце проверяющий должен пронумеровать все страницы и указать их количество.

В аннотации нужно кратко изложить суть документа и причины его создания. Также стоит уточнить его цели и задачи, методы, которые осуществлялись при анализе, обоснование результатов. Именно в этой части указываются источники информации, на которые основывался создатель записки. Аннотация должна помещаться на 2-3 страницах.

В этой части нужно указать структуру частей аналитической записки, отметить, на какой странице располагается тот или иной подпункт, а также определить общее количество страниц.

Оно должно состоять из нескольких частей, которые нельзя выделять подзаголовками, но они должны присутствовать. В этой части нужно описать существующие проблемы и недочеты. Нужно сформировать цель, основания и причины проведения анализа. Указываются все вопросы, которые необходимо решить в ходе следствия. Также в этой части нужно указать методику, которая использовалась при обрабатывании информации.

Аналитическая записка – это документ для руководства, в котором самой важной частью является основная. Ей нужно уделить особое внимание, так как она должна точно описать состояние той или иной организации. Именно на основании этой части можно будет выявить существующие проблемы на предприятии. Все темы нужно будет выделить в подразделы. Исследования можно проводить на основании самостоятельно найденных источников или иной литературы. В конце текста должны быть изложены обобщения.

Любая аналитическая записка должна заканчиваться прогнозами, выводами и предложениями. Выводы делаются на основании полученных результатов в ходе исследования. В этой части не стоит пересказывать основную часть, нужно сделать ее обобщение. Выводы должны быть логичными и связанными с основным текстом. Не приветствуются точные повторения текста. Нельзя сделать вывод из того, что не было описано выше. Обязательно проконтролируйте, чтобы были общие оценки протекающих процессов на дальнейшую перспективу. Информация должна быть четкой и краткой, без лишней воды. Заключение не должно быть больше одной страницы. На Западе аналитическая записка обозначается словосочетанием Executive summary. Составляется она для начальства предприятия или организации, чтобы они могли сами оценить состояние компании. В случае необходимости могут быть даны указания по устранению существующих проблем, учитывая выводы и предложения из записки.

Образцы аналитических справок, примеры формы

Как правило аналитические справки составляют для того что бы в них была необходимая информация по вопросам, возможно проблемам. которые требуют необходимого решения. Составленная аналитическая справка содержит в себе внушительный по содержанию объемный текст (часто до трёх страниц). Как было отмечено выше, текст аналитической справки составляют из трех частей. В первой части изложены основание составления, во второй — проанализированы ситуации, возможно вопросы требующие решения, в третьей — содержатся выводы и предложения.
Существуют так же аналитические справки по спорным вопросам. Подобного рода документ содержит в себе включительно, как правило, две противоположные позиции (к примеру, налогового органа и независимых экспертов) со сделанными выводами и что самое главное, так это вариантами действий в подобной ситуации с проведённой оценкой возможных последствий для каждого варианта. Благодаря так составленным аналитическим справкам, подписчик не только могут определить в чем собственно проблема, но и сразу могут получить необходимую информацию о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.

В этой категории можно ознакомиться с образцами аналитических справок и примерами их заполнения.

Есть чем поделиться с нами?

Переменные и постоянные расходы: составление бизнес плана

  • Бизнес в Швеции и Стокгольме: что нужно знать новичку?

  • Раздел №1: составление резюме для плана

  • Открываем бизнес в Турции и Стамбуле

  • Открываем бизнес за рубежом — документы, формы, покупка готового

    Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России. На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2016 год.

    Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

    Копирование страницы, переписывание полностью или частично - приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

    Подпишитесь на наши новости

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

  • Пример аналитической записки

    / Пример аналитической записки Кафедра финансов и цен Аналитическая записка «Анализ основных функциональных направлений бюджетной политики в РФ на федеральном уровне 2007-2008 гг.» Выполнили студентки: Финансового факультета Гр. 2401 Москва 2008 Преамбула

    Бюджет является весьма важным инструментом социально-экономического развития. Существует необходимость разработки новых методов и механизмов, которые обеспечат высокие темпы развития страны. Это касается и бюджетной политики государства. В связи с этим, положительным фактом является закрепление в качестве основных целей бюджета расширения горизонта планирования и превращения бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования.

    Единое государство должно иметь единый государственный бюджет. Он должен отражать всю сумму доходов и расходов за соответствующий период на территории страны.

    За счет расходов бюджета общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

    Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Должен установиться жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств.

    Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств с одной стороны, и с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

    Проект федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года впервые сформирован и будет исполняться на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2008–2010 годы.

    В данной аналитической записке была осуществлена попытка детально охарактеризовать основные функциональные направления бюджетной политики на 2007-2008 гг. провести оценку эффективности их исполнения, обозначить приоритеты на дальнейшую перспективу по каждому направлению.

    Анализ бюджетной политики в области доходов

    Доходы федерального бюджета в 2007 году составили 6 965,3 млрд. рублей или 22,3% к ВВП. В 2008 г. реальный объем доходов ожидается в размере 6 644,45 млрд. рублей или 19 % к ВВП и по сравнению с 2007 годом снизится на 3,3 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов. Основным фактором столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны – с 20,7 % в 2006 году до 18,9% в 2007 году и 14,9% в 2010 году. В том числе нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся с 8,1% ВВП в 2007 году до 6,8% ВВП в 2008 году. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета остаются неизменными в 2007-2008 гг. в размере 12,2% ВВП.

    Доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

    - падения цены на нефть марки «Юралс»;

    - изменения объемов экспорта;

    - снижения курса рубля по отношению к доллару США.

    Изменение налогового законодательства в 2008 году приведет к снижению доходов федерального бюджета относительно действующего законодательства на 237,1 млрд. рублей, или на 0,68% к ВВП вследствие:

    освобождения от обложения налогом на при­быль организаций дивидендов, получаемых при стра­тегическом участии российской организации в рос­сийской или иностранной компании, выплачивающей дивиденды;

    снижения ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15% по доходам, полученным в виде ди­видендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

    установления налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщи­ков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал;

    сокращения перечня спиртосодержащей про­дукции, которая в целях налогообложения акцизами не рассматривается как подакцизные товары.

    Консолидированный бюджет на 01 января 2008г. составил 13 250 675 092 900,61руб. Степень централизации доходов федерального бюджета составила 52,3 %.

    Как и в предыдущие годы, увеличение доходов федерального бюджета в определенной степени достигается за счет перераспределения доходов консолидированного бюджета в пользу федерального. Указанная централизация доходов влечет значительное перераспределение бюджетных средств между уровнями бюджетной системы посредством механизмов бюджетного выравнивания. В связи с этим ежегодно значительно увеличивается объем межбюджетных трансфертов, в том числе в виде финансовой помощи, предоставляемых бюджетам других уровней. И хотя Бюджетный кодекс провозглашает принцип «одноканального направления»: один налог – один бюджет, более 80 % налоговых поступлений в бюджеты субъектов Федерации – это отчисления от федеральных налогов. При этом особенно сузилась финансовая база местных бюджетов. Осталось всего 2 местных налога – земельный и налог на имущество физических лиц. Это притом, что расходные полномочия местных бюджетов в соответствии с последними законодательными изменениями расширились. Эти изменения еще более усугубили несбалансированность местных бюджетов.

    Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2007 г. составил 12,6%. Данный показатель в 2008г. по прогнозам составит 12,1%.

    Достигнутая к настоящему моменту налоговая нагрузка на экономику является адекватной сложившемуся уровню развития социально-экономических отношений и в целом не нуждается в принципиальном пересмотре. Налогообложение организаций несырьевого сектора является достаточно низким по сравнению, как с развитыми, так и развивающимися странами и создает российским компаниям ощутимые конкурентные преимущества. Принципиально разный уровень налоговой нагрузки на сырьевой и несырьевой сектора экономики является ключевым элементом налоговой политики нашей страны. Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

    Что касается приоритетов в налогообложении, то здесь можно выделить следующие ключевые моменты:

    1) Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

    2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

    Инструменты реализации налоговой политики:

    * снижение налоговой нагрузки на экономических агентов как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов;

    * унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения;

    * повышение эффективности налогового администрирования (внедрение новых принципов работы налоговой службы, разработка критериев оценки деятельности налоговых органов, которые будут учитывать не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом);

    * осуществление дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного и медицинского страхования;

    * продолжение применения единой ставки налога на доходы физических лиц, при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране;

    * создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности (расширение видов организаций, выполнение которыми научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость);

    * снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, до 15%;

    * реформирование системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров.

    * регулирование взимания налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне;

    * изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела.

    «Степень (%) фактического (кассового) исполнения бюджета по доходам в сравнении с утвержденной в бюджете величиной (по основным подгруппам доходов)»

    Анализ бюджетной политики в области расходов

    Самую значительную часть в расходах бюджета занимают межбюджетные трансферты и при этом их доля возрастает с 33,8 % в 2007 г. до 34,3 % в 2008 г.

    Обращает на себя внимание также тот факт, что сокращаются в относительном выражении и расходы на здравоохранение и спорт, а также на обра­зование.

    Если в 2007 г. расходы на здравоохранение и спорт составляют 3,8% расходной части бюдже­та (206,4 млрд руб. в абсолютном выражении), то в 2008 г. — уже 3,3% (273,0 млрд руб.). Такая же по­нижательная динамика и по расходам на образова­ние: с 5,1% расходной части бюджета (277,9 млрд руб.) до 4,7% (308,9 млрд руб.).

    И ведь одновременно никто не заявляет, что мы отказываемся от реализации национальных проек­тов по здравоохранению и образованию. Но если до 2007 г. соответствующие доли в расходах росли, то теперь запланировано их снижение. Фактически получается, что реализация нацпроектов начинает сворачиваться, и с этим вряд ли можно смириться. Не только из-за того, что уже оказались разогретыми соответствующие социальные ожидания, но и пото­му, что здравоохранение и образование по-прежне­му реально нуждаются в приоритетном государственном бюджетном внимании.

    Интересно, что в текстовой части Основных на­правлений бюджетной и налоговой политики на 2008—2010 годы приоритетность нацпроектов «Здра­воохранение» и «Образование» никто под сомнение не ставит. Говорят общие слова о том, что целью политики в сфере здравоохранения на эти годы бу­дет повышение доступности и качества медицинской помощи, а в области образования — его модер­низация, стимулирование доступности качественно­го образования и т.д.

    В общем, слова правильные, только вот бюджет­ные проектировки свидетельствуют об обратном — о том, что приоритетные нацпроекты реально пере­стают быть именно приоритетными. По анализируемым данным, следует отметить, что абсолютным приоритетом бюджета станет активная промышленная политика. Так, больше всего (на 44 процента) в 2008 году должны вырасти расходы по статье "национальная экономика",

    Повышаются и расходы Инвестиционного фонда. Расходы, нацеленные на развитие экономики, ведутся по многим направлениям. Они включают финансирование инфраструктурных проектов в энергетике и на транспорте, развитие высокотехнологичных отраслей (авиастроение, судостроение, наноиндустрия), прикладных исследований. Также растут социальные расходы, здесь следует выделить расширение финансирования пенсионной системы и демографической программы

    Общими факторами формирования бюджетных расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

    приоритетные формы и сферы расходов;

    Крупнейшие направления расходов федерального бюджета:

    Трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социального и пенсионного обеспечения (20,4%), трансферты региональным бюджетам (13,9%);

    национальная оборона (14,6%) и национальная безопасность (11,7%);

    На национальную экономику приходится 10,9% расходов бюджета, большая часть которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей.

    В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

    Достойная жизнь для граждан

    Последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения – ключевой и безусловный приоритет бюджетной политики.

    Продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере.

    Последовательно увеличивается денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц.

    Расходы федерального бюджета на социальное обеспечение населения к 2010 году возрастут за 3 года на 34%, в том числе в 2008 году – на 20%.

    Продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

    Продолжится реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

    Устойчивый рост для экономики

    Будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

    Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры.

    В полном объеме будет обеспечена реализация федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП.

    Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения населения и экономики электроэнергией

    К 2010 году будет завершена реструктуризация угольной промышленности.

    Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения

    Возрастут масштабы и повысится эффективность государственной поддержки сельского хозяйства.

    Уверенность в будущем для страны

    В полном объеме будет финансироваться демографическая программа.

    Будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Образование».

    Существенно возрастут расходы на науку.

    Предусмотрены все необходимые средства для предотвращения возникновения и защиты страны от внешних угроз.

    Увеличивается расходы на геологическое изучение недр и охрану окружающей среды.

    Национальная оборона и безопасность

    Расходы на эти цели в 2007–2010 годах стабильно составляют около 20% общего объема расходов федерального бюджета (без учета расходов на обслуживание государственного и муниципального долга).

    В рамках Государственной программы вооружений на 2007–2015 годы будет закуплено различного рода вооружение.

    Необходимая государственная поддержка будет оказана оборонно–промышленному комплексу. Модернизация и техническое перевооружение предприятий оборонно–промышленного комплекса осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Наиболее значимыми из них являются ФЦП «Развитие оборонно–промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и на период до 2015 года», на реализацию которой в 2008 году предусмотрено 18,5 млрд.рублей, в 2009 году – 21,3 млрд.рублей, в 2010 году – 28,4 млрд. рублей; ФЦП «Национальная технологическая база», на реализацию которой в 2008 году предусматривается 8,3 млрд.рублей, в 2009 году – 9,8 млрд.рублей, в 2010 году – 11,3 млрд.рублей.

    соответствие темпов роста отдельных разделов расходов приоритетам бюджетной политики;

    Проанализировав данные таблицы 2, можно сказать, что темпы роста приоритетных разделов расходов соответствует приоритетам бюджетной политики, а именно:

    Приоритетный раздел расходов

    * данные приведены в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью

    наличие новых инструментов реализации бюджетных расходов;

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ РОССИИ» НА 2007 - 2010 ГОДЫ 2 924 564,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (2007 - 2016 ГОДЫ)» 2 611 880,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА 2007 - 2011 ГОДЫ» 6 029 700,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА 2007 - 2011 ГОДЫ» 4 229 467,2 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА» НА 2007 - 2011 ГОДЫ 6 300 000,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2012 ГОДЫ» 11 660 000,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА 2007 - 2015 ГОДЫ» 2 380 700,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2007 - 2010 ГОДЫ)» 1 029 100,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИИ В 2007 - 2011 ГОДАХ» 820 300,0 тыс. руб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ АТОМНОГО ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2015 ГОДА» 18 000 000,0 тыс. руб.

    В сумме данные ФЦП составляют 12,1 % от суммы всех ФЦП, прописанных в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2007 год»

    1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЮГ РОССИИ (2008 – 2012 ГОДЫ)" 9 000 000,0 тыс. руб.

    2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ 9 536 200 тыс. руб.

    3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА 2008 - 2012 ГОДЫ" 350 000,0 тыс. руб.

    4. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ" 1 320 000,0 тыс. руб.

    5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА" 9 989 000,0 тыс. руб.

    6. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2008 - 2011 ГОДЫ" 13 828 710,0 тыс. руб.

    В сумме данные ФЦП составляют 6,9 % от суммы всех ФЦП, прописанных в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

    удельный вес бюджетных инвестиций в общей сумме расходов.

    Бюджетные инвестиции в абсолютном значении возросли на 38,8 млрд. руб. Их удельный вес в общей сумме расходов снизился на 1 процентный пункт.

    Анализ бюджетной политики в области финансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом.

    - степень сбалансированности бюджетного фонда (размер дефицита/профицита в % к ВВП)

    Охарактеризуем 4 основных параметра сбалансированности бюджета в 2007-2008 годах:

    1. Профицит федерального бюджета в 2007 году составил 1,501.84 млрд. руб. (доходы 6965.32 - расходы 5463.48), что составляет 4,8% к ВВП (в 2007г. этот показатель достиг значения в 31220 млрд. руб.).

    В планируемом 2008 году по проекту Министерства Финансов профицит будет составлять 74,15 млрд. руб. что составит от прогнозного ВВП в 35 000 млрд. руб. 0,2%.

    Хотелось бы отметить, что в связи с новыми приоритетами в бюджетной политике на 2008-2010 года отмечена тенденция к снижению профицита бюджета. Таким образом, эпоха бюджетного профицита подходит к концу, в 2009-2010 годах бюджет становится практически сбалансированным.

    2. Ненефтегазовый дефицит рассчитывается как ненефтегазовые доходы – расходы бюджета. В 2007 году по оценкам специалистов он должен составить –1861,7 млрд. руб. или -6,1% к ВВП. В 2008 году этот показатель планируется в объеме –2292,8 млрд. руб. или –6,6% к ВВП.

    Вообще в плановый период 2008-2010 гг. прогнозируется замедлением добычи и экспорта нефти в сочетании со снижением мировых цен на углеводородное сырье (так же, как рост поступлений в предыдущие годы объяснялся обратными тенденциями), поэтому правительство планирует увеличить долю ненефегазовых доходов.

    3. Нефтегазовый трансферт это средства из Резервного Фонда для финансирования текущих расходов. В 2007 году по оценкам специалистов он должен составить 1511,2 млрд. руб. (4,9% к ВВП). В 2008 году же он запланирован в размере 2120,0 млрд. руб. (6,1% к ВВП).

    В 2008-2010гг. нефтегазовый трансферт сокращается с 6,1%ВВП до 4,5%ВВП - пропорционально снижению нефтегазовых доходов - примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП). Величина нефтегазового трансферта после переходного периода – начиная с 2011 года - должна устанавливаться, исходя из задачи обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета и необходимости безусловного исполнения принятых государством обязательств.

    Согласно базовому варианту прогноза Агентства энергетической информации США (февраль 2007 года) цены на нефть (пересчитанные на марку «Юралс») в период 2011-2015 г. продолжат падение до уровня 42 долл.США/бар. в долларах 2005 года, и затем не превысят 50 долл.США/бар. до 2030 г. При реализации базового варианта текущие нефтегазовые доходы в 2014 году прогнозируются в размере 3,6% ВВП. При этом с некоторой вероятностью может также реализоваться сценарий низких цен, при котором цены снизятся до 26-27долл.США/бар. в долларах 2005 года.

    Прогнозы свидетельствуют, что даже при базовом варианте ценовой динамики нефтегазовые доходы федерального бюджета продолжат падение и уже к 2015 г. упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. составят 3,2% ВВП. Таким образом, для того, чтобы в таких условиях поддерживать стабильные размеры нефтегазового трансферта необходимо в предыдущий период накопить достаточные размеры Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) и выгодно разместить их, чтобы получаемый инвестиционный доход позволял компенсировать сокращающиеся в процентах от ВВП поступления нефтегазовых доходов. Расчеты показывают, что максимальные размеры нефтегазового трансферта, при котором может сохраняться стабильность на долгосрочную перспективу, составляют 3,7% ВВП. Эта величина нефтегазового трансферта на долгосрочную перспективу значительно превосходит расчетную среднюю величину нефтегазового трансферта за период 2000-2006 гг. составляющую 2,6% ВВП.

    4. Дефицит с учетом нефтегазового трансферта в 2007 году по проекту должен был составить -350,5 млрд. руб. что составляет -1,1% к ВВП. Но реальная цифра такова: дефицит –188,9 млрд. руб. (0,6% к ВВП). По прогнозу в 2008 году этот показатель составит –172,8 млрд. руб. или –0,5% к ВВП.

    «Расчетные и прогнозные показатели использования

    нефтегазовых доходов (% ВВП)»

    - структура источников финансирования бюджетного дефицита

    Всего в 2007 году было привлечено 188,9 млрд. руб. или 0,6% к ВВП. Из них внутренние источники – это 350,3 млрд. руб. (1,1% к ВВП); внешние –161,4 млрд. руб. (-0,5% к ВВП).

    Сальдо источников финансирования в 2008 году запланировано следующим образом:

    Привлечение 547,7 млрд. руб. ( 6,85% внешнее, 93,15% внутреннее)

    Погашение -374,27 млрд. руб. ( 51,63% внешнее, 48,37% внутреннее)

    В 2008 году погашение дефицита в 172,8 млрд. руб. (0,5% к ВВП) будет проходить так:

    Привлечение 509,61 +328,57

    Привлечение 37,46 -155,77

    - объемы использования средств стабилизационного фонда

    Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1.01.06 года на уровне 27$ США за баррель сорта Юралс).

    В фонд поступают следующие доходы:

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Таможенные пошлины на вывозимые из страны нефть и газ.

    Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

    Формирование и использование средств Фонда

    Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

    Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

    Так, в 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

    - 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

    - 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

    - 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

    - 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

    «Совокупный объем средств Стабилизационного фонда РФ»

    Видно, что зачисляемые в Стабилизационный фонд остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2007 года выросли по сравнению с аналогичным периодом в 2006 году почти на 109 млрд. рублей, или в 3 раза.

    Недавно Стабилизационный фонд был разбит на 2 части:

    Фонд национального благосостояния (ФНБ)

    Средства Резервного фонда вкладываются в западные ценные бумаги (доходность которых составляет 2,5-3% годовых). Средства ФНБ используются для покрытия дефицита в бюджете Пенсионного фонда РФ.

    Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

    Для расчета нормативной величины Резервного фонда предполагается, что:

    - цена нефти марки «Urals» снижается с 51,7 долл. США/барр. – средняя цена в трехлетнем бюджете на 2008-2010 годы – до 29,4 долл. США/барр. – среднегодовая цена на нефть за последние 10 лет (с 1997 по 2006 годы);

    снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета при снижении цены на нефть марки «Urals» на 1 долл. США/барр. составляет 0,15% ВВП (в условиях 2008 года).

    Исходя из этого необходимый размер Резервного фонда составляет 10% ВВП.

    По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем Резервного фонда составил 3 082,28 млрд. рублей (127,81 млрд.$ США). Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:

    56,95 млрд. долларов США;

    6,37 млрд. фунтов стерлингов.

    Прогнозируемая величина Резервного фонда в 2009 и 2010гг. – 3709,2 млрд.рублей (9,3%ВВП) и 4129,7 млрд.рублей (9,2%ВВП).

    По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 777,03 млрд. рублей, что эквивалентно 32,22 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:

    14,31 млрд. долларов США;

    1,62 млрд. фунтов стерлингов.

    - используемые инструменты управления

    Управление средствами Фонда

    Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

    Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

    В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

    путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;

    путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

    Правила инвестирования средств Фонда

    Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

    долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;

    долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);

    долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

    долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;

    долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

    долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

    Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

    Minсрок - 0,25Maxсрок - 3

    В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

    Фунт стерлингов 10 %

    Стабилизационный фонд задумывался как механизм для сглаживания краткосрочных колебаний, и его средства было разрешено инвестировать только в высоколиквидные надежные активы, с тем чтобы эти активы можно было мгновенно превратить в бюджетные ресурсы, замещающие потери. Теперь эту функцию будет выполнять резервный фонд. А фонд будущих поколений предназначен для долгосрочного сбережения, и его средства будет возможно инвестировать в более широкий круг активов, менее ликвидных, но зато более доходных.

    Одна из главных целей бюджетной политики на 2008-2010 гг. состоит в обеспечении сбалансированности бюджетной системы и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики.

    Основные потенциальные угрозы стабильности российской бюджетной системы связаны с неблагоприятной динамикой нефтегазовых доходов в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе. Практика последних лет показала, что рынок нефти вышел из долгосрочного тренда, и определить теперь долгосрочный уровень цен практически невозможно. К тому же на рынке нефти значительно увеличилась амплитуда ценовых колебаний, что только повысило риски, поскольку государственные расходы растут быстро, а сокращаются, как показывает практика, гораздо медленнее. Поэтому идет сочетание нескольких факторов: ожидаемого постепенного снижения мировых цен на нефть и газ, замедления роста добычи и экспорта углеводородов, и повышение курса рубля, от которого зависят поступления основных доходов нефтегазового сектора: НДПИ на нефть и вывозных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ. Результатом станет более чем двукратное снижение соотношения нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП: с 10,9% в 2006 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. Прогнозные расчеты свидетельствуют, что этот процесс продолжится и в дальнейшем.

    Для того чтобы обеспечить оптимальное сочетание эффективного использования бюджетных ресурсов с обеспечением долгосрочной макроэкономической стабильности в 2008 году будет осуществлен переход от функционирования Стабилизационного фонда к более сложному механизму управления нефтегазовыми доходами. Он предполагает создание двух фондов:Резервного . предназначенного для замещения выпадающих доходов бюджета в случае снижения цен на нефть, иФонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) . который призван обеспечивать долгосрочную бюджетную сбалансированность. Новый механизм позволяет существенно снизить зависимость бюджетной системы от внешней конъюнктуры, сделать бюджетные расходы стабильными и предсказуемыми. В то же время он позволяет увеличить использование нефтегазовых поступлений на нужды бюджета по сравнению с предшествующим периодом в результате того, что в 2009-2010гг. несколько ослабляются требования к расходам бюджета, связанные с ограничениями денежно-кредитной и курсовой политики. Появляется принципиальная возможность сократить сбережение бюджетных средств, увеличив государственные расходы. В период 2008-2010 гг. использование нефтегазовых доходов резко возрастет: с 2,9% ВВП в 2006 г. до 5,3% ВВП в среднем за 2008-2010 гг. (6,1% ВВП в 2008 г. 5,3% ВВП в 2009 г. и 4,5% ВВП в 2010 г.). Сбережение нефтегазовых доходов в этот период резко снизится: с 8,0% ВВП в 2006 г. и 6,8% ВВП в среднем за 2004-2006 гг. до 0,6%-0,7% ВВП в 2008-2010 гг.