Руководства, Инструкции, Бланки

образец рассказа по серии сюжетных картин img-1

образец рассказа по серии сюжетных картин

Рейтинг: 4.9/5.0 (1811 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План-конспект занятия по теме: Составление рассказа - quot; Ужин - quot; по серии сюжетных картин

План-конспект занятия по теме:
Составление рассказа "Ужин" по серии сюжетных картин.
Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа "Ужин" по серии сюжетных картин

  • обучение детей связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;
  • формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую ситуацию.
  • развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;
  • упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;
  • развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
  • воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.

Оборудование: серия сюжетных картин "Ужин".

1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру "Узнай по описанию".

  • Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная (кто?). мама.
  • Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый. папа.
  • старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая. бабушка.
  • Старый, умный, строгий, добрый, седой, мудрый. дедушка.
  • Веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая. сестра.
  • Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, умный, подвижный. брат.

2. Объявление темы.

Л: Назовите этих людей одним словом: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка. (Семья.)

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье.

3. Беседа по серии картин.

Выставляется 3 предметные картинки.

  • как вы думаете, какое время суток изображено на картинках? (Вечер.)
  • Почему вы так думаете?
  • Откуда вернулись домой Саша и Маша? (Дети вернулись из школы.)
  • А откуда пришли мама и папа? (Родители пришли с работы.)
  • Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин.)
  • Что стала делать мама? Зачем?
  • Какую работу выполняет Саша?
  • Что можно приготовить из картофеля?
  • А чем занята Маша?
  • Что она будет делать?
  • Кого вы не увидели в кухне за работой?
  • А почему здесь картинка с изображением пылесоса? (Потому, что нужно сделать уборку в квартире.)
  • Когда всё было готово, что сделала семья? (Семья села ужинать.)
  • Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином.)
  • Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?
  • Как можно назвать наш будущий рассказ?

4. Совместное составление рассказа по серии картин.

Один из детей выходит и совместно с логопедом составляет рассказ из ответов, полученных на вопросы.

Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть дру друга за семейным ужином.

5. Рассказы детей. Дети составляют пересказ самостоятельно.

6. Физкультурная минутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Если на улице дождик идёт,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.

Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий да.

Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну.

Составление рассказа "Ужин" по серии сюжетных картин.

Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Данное занятие предназначено для учащихся 2 классов с НВОНР.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»

Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию.

Презентация по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели".

Другие статьи

Составление рассказа по серии сюжетных картин

LiveInternet LiveInternet Составление рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.


Домик для гусеницы.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.


Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом — оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор


Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.


Как ворона горох вырастила.


Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

Образовательный салон в помощь педагогам ДОУ

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Цель. учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин; активизировать употребление в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа; закреплять правильное произношение звуков «л» и «р», умение дифференцировать их на слух.

1. Работа по сюжетным карточкам.

Воспитатель(раздает детям картинки, объединенные единым сюжетом (по две на каждый стол). Предлагает рассмотреть свою картинку и картинку соседа). Что общего в этих картинках? Чем они отличаются?

Скажите, что делают дети. (Сажают, поливают.) А если дети делали все это раньше, давно, то как вы скажете? (Сажали, поливали.)

Воспитатель. Представьте себе, что это каждый из вас изображен на картинке. Что ты делаешь? (Я сажаю, поливаю.) А если ты только собираешься это делать, то как надо ответить на вопрос «Что ты будешь делать?» (Я буду сажать, поливать.)

2. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Воспитатель выставляет на стенд четыре картинки, связанные общим содержанием. Предлагает рассмотреть их и составить последовательный рассказ. Вызывает четырех детей. Советует им договориться, кто начнет рассказ, кто продолжит и кто закончит.

Воспитатель(выслушав ответы, воспитатель спрашивает остальных детей). Понравился вам коллективный рассказ? Как вам понравился конец рассказа?

Аналогично выполняется задание по картинкам из другой серии и дается их оценка.

3. Логопедическая минутка.

Воспитатель читает скороговорку: «Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила».

Дети повторяют ее в умеренном, а затем в ускоренном темпе.

СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТА ПО КАРТИНЕ

Цель. учить придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине; составлять рассказ из личного опыта; активизировать употребление в речи названий профессий и соотносимых с ними действий; учить различать на слух и дифференцировать произношение звуков «д» и «дь»; подбирать строчки с заданным ритмом.

1. Вводная беседа.

Воспитатель. Расскажите, какая профессия у ваших мам и что они делают. Например, моя мама учительница, она учит детей читать, писать, считать. (Можно спросить почти всех детей.)

2. Составление рассказа по картине.

Показывает картину «Подарки маме к 8 Марта».

Предлагает рассмотреть и задает в о п р о с ы:

1. Что изображено на картине?

2. Чем заняты дети?

3. Подумайте, чем все закончилось.

4. Как можно назвать эту картину?

Воспитатель. Сначала расскажите, как дети задумали подготовить подарки маме, как готовились к этому дню. Потом расскажите о том, что нарисовано на этой картине, сами придумайте интересный конец. (Ответы трех-четырех детей.)

Вспомните, как вы готовились к празднику 8 Марта, какие сделали подарки мамам, бабушкам, сестрам, что интересного произошло в этот день и как он закончился. Рассказ должен быть кратким и законченным. (Ответы двух-трех детей.)

Постарайтесь ответить на мой вопрос в рифму:

– Как ты маму поздравлял? (Я ей варежки связал; я ей дом нарисовал.)

– Как ты маму поздравляла? (Я ей сумочку связала.)

Педагог предлагает произнести любую понравившуюся строчку громко и тихо.

3. Логопедическая минутка.

Воспитатель читает скороговорку: «Дарья дарит Дине дыни». Дети повторяют, вначале выделяя слово «Дарья», а затем слово «Дина».

Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

/ составляем рассказ по серии сюжетных картинок

УДК 376 Издательский Дом «Литера»

ББК 74.3 приглашает к сотрудничеству авторов

В75 Телефоны редакции: (812)560-8684,325-4741

По вопросам реализации обращаться в Санкт-Петербурге: (812) 441 -3649, 441 -3650

В75 Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб. Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).

Книга представляет собой пособие по развитию речи детей 4—6 лет, где им предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Для детей и родителей, логопедов и педагогов.

Воробьёва Татьяна Анатольевна

Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

Редактор Ф. Волох

Дизайн серии А. Малахов

Художник О. Анциферова

Обложка Е. Савик, 3. Смирнова

Корректоры Е. Караванова, Н. Андрианова

Верстка М. Цветова

Подписано в печать 28.01.10. Формат 84 х 108 1 /16. Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Усл. печ. л. 10,08. Тираж 6000 экз. Заказ №20830.

ООО «Издательский Дом „Литера"» 192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул. 24

Отпечатано по технологии CtPв ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр. 15

© Воробьёва Т. А. 2010
ISBN978-5-407-00051-8 © Издательский Дом «Литера», 2010

Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе. Большое внимание этому уделяется в детском дошкольном учреждении. Немаловажную роль в этом вопросе играет семья. Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и нередко накладывают тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

В 6—7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые — раздражительными. В семье часто ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Однако постепенно круг общения ребёнка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие.

Следовательно, чем раньше (но в соответствии с возрастными возможностями) мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Ещё острее встаёт вопрос с развитием речи в школе, где недостатки устной и письменной речи могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия), коррекция которых требует серьёзной работы логопеда.

Наша книга представляет собой пособие для развития речи детей 4—6 лет, где им предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. В книге представлены серии из двух, трёх, четырёх и пяти картинок.

Серии сюжетных картинок могут использоваться логопедами, дефектологами и психологами также для тестирования детей.

Пособие объединено темой «Моя семья». И это не случайно, так как именно в последние годы наше государство уделяет большое внимание поддержке семьи, материнства и детства и эта тема наиболее близка и понятна ребёнку.

В книге 184 картинки: 18 комплектов из двух картинок, 17 комплектов из трёх картинок, ^комплектов из четырёх картинок и 9 комплектов из пяти картинок. Перед началом работы все картинки нужно вырезать и распределить по комплектам и сериям.

Для этого на оборотной стороне каждой картинки помещено название серии и номер картинки. Например: серия из двух картинок «Здравствуй, малыш!» будет обозначена так: 111 а (первая картинка) и 111 б (вторая картинка). Римские цифры обозначают количество картинок в серии (соответственно будет II,III,IVиV), арабские цифры — номер комплекта, буквы — порядок следования внутри комплекта.

Также на обороте картинки даны опорные слова, обращаясь к которым можно составить рассказ; помочь ребёнку, если возникнут сложности в подборе слов для рассказа.

Опорные слова — это имена существительные, глаголы и имена прилагательные.

Опорные слова помогут расширить словарный запас детей. Следует помнить, что эти слова не являются догмой. Творчество и фантазия ребёнка только приветствуются. Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строить предложения, развивают связную речь, логику, мышление.

Работа по сюжетным картинкам проводится преимущественно в устной форме, но с их помощью в школе можно проводить письменные работы (изложения, сочинения).

Работа по серии сюжетных картинок многообразна.

Сначала мы рекомендуем предложить ребёнку картинки со знакомыми сюжетами. Начинайте с серии, состоящей из двух картинок.

Постепенно переходите к более сложным сериям: из трёх, четырёх и пяти картинок.

Картинки раскладываются перед ребёнком произвольно. Ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Посмотри, подумай, где первая картинка, а где вторая?» Другой вариант: «Посмотри, подумай, что было сначала, а что было потом?» Если ребёнок разложил картинки верно, то обязательно похвалите его. Если же он затрудняется, то помогите ему наводящими вопросами.

В некоторых сериях логика рассказа не нарушается от перестановки двух картинок (например, картинки IVЗг иIVЗд или картинки (112а,I1126 и И 12в).

Если ребёнок поменял картинки местами, но обосновал это и рассказ не потерял своей последовательности, то согласитесь с ним.

После того как ребёнок верно определил последовательность картинок, предложите ему составить рассказ сначала по первой картинке, затем по второй. Далее рассказы можно объединить в одно целое.

Используйте опорные слова. Помните, что дети легче употребляют в своей речи имена существительные и затрудняются в подборе имён прилагательных и глаголов. Терпеливо знакомьте ребёнка с новыми словами, объясняйте их значение.

Название каждой серии картинок, предложенное автором, условно. Предложите ребёнку после составления рассказа придумать своё название.

Для развития воображения, фантазии полезно также следующее задание: составьте рассказ, а затем предложите ребёнку придумать его продолжение.

В особо сложных случаях вы сами раскладываете картинки, а ребёнок только вам помогает. Затем вы сами рассказываете по картинкам, а он слушает. После ответов на вопросы по каждой картинке, ребёнок рассказывает, используя ваш образец и прибегая к вашей помощи.

Вы можете сами разложить картинки, намеренно нарушив их последовательность, и попросить ребёнка помочь вам. «По-моему, я неправильно разложил(а) картинки. Посмотри, помоги мне найти ошибку, исправь её».

Советуем вам обращать внимание на детали, изображённые на картинке. Например: на картинке III5aизображены часы. Вы можете вместе с ребёнком определить, в котором часу мальчик проснулся, когда делает зарядку.

Картинки IV8а—в помогут детям выучить и закрепить названия предметов зимней одежды. После составления рассказа по картинкамIV10а, б вы можете попросить ребёнка назвать домашних животных, побеседовать о том, какую пользу они приносят.

Развитие связной речи с использованием сюжетных картинок — это только один из видов работы по развитию речи, который не предполагает коррекции звукопроизношения.

Если ваш ребёнок серьёзно отстаёт в речевом развитии и у него нарушено произношение, мы советуем вам как можно раньше обратиться к логопеду.

Старайтесь не принуждать ребёнка к работе по сюжетным картинкам. Делайте это в игровой форме. Предложите ему рассказать интересную историю любимой кукле или мишке.

Если картинки используются индивидуально, то ребёнок может их раскрашивать.

Чаще хвалите своего сына или дочь, радуйтесь их успехам.

Желаем вам интересных занятий и успехов!

Существительные: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, малыш, фотограф, роддом, сын, дочь, внук.

Глаголы: встречать, рождаться, фотографироваться, ехать, знакомиться, радоваться.

Прилагательные: маленький, новорождённый(малыш), радостный, заботливый.

Существительные: дом, кроватка, фотоаппарат, фотография, стена, комната, лицо.

Глаголы: лежать, играть, смотреть, радоваться, висеть, любить, заботиться.

Прилагательные: весёлый, здоровый, любимый, маленький, заботливый.

Существительные: мама, малыш, брат, кроватка, рожок, молоко, аппетит.

Глаголы: поить, кормить, ухаживать, заботиться, сосать.

Прилагательные: вкусный, детский, заботливый.

Существительные: малыш, мама, брат, кроватка, сон, тишина, книга, вязание.

Глаголы: засыпать, спать, поесть, вязать, читать, сидеть.

Прилагательные: сытый, спокойный, сонный.

Существительные: пирамидка, кольцо, малыш, коврик, мяч, кубики, утка.

Глаголы: собирать, надевать, играть, смотреть, сидеть.

Прилагательные: красивый, большой, смышлёный, весёлый.

Существительные: пирамидка, кольцо, мяч, кубики, мама, малыш, коврик, картина, стена.

Глаголы: собирать, надевать, нанизывать, играть, смотреть, показывать, хвалить.

Прилагательные: красивый, большой, самостоятельный, радостный, весёлый.

Существительные: дети, песочница, песок, совок, формочки, мама, коляска, скамейка.

Глаголы: копать, строить, лепить, качать, играть, разговаривать.

Прилагательные: песочный, старательный.

Существительные: дети, мама, мальчик, девочка, куличик, крепость, формочки, совок.

Глаголы: показывать, смотреть, улыбаться, радоваться.

Прилагательные: песочный, весёлый.

Существительные: дети, брат, сестра, фартук, косынка, мама, помощь, уборка, пыль, пылесос, тряпка, комната.

Глаголы: помогать, убирать, вытирать, пылесосить, стараться, гудеть.

Прилагательные: чистый, грязный, влажный, старательный.

Существительные: мама, папа, работа, пылесос, радость, родители, брат, сестра.

Глаголы: прийти, увидеть, хвалить, радоваться.

Прилагательные: чистый, свежий, уютный, довольный.

Существительные: внук, дедушка, игра, шахматы, стол, стул.

Глаголы: приносить, просить, предлагать, поиграть, класть, сидеть.

Прилагательные: интересный, занимательный, умный, деревянный.

Существительные: внук, дедушка, доска, фигуры, партия, шах, мат.

Глаголы: расставлять, играть, думать, выигрывать, увлекаться.

Прилагательные: увлекательный, интересный, шахматный.

Существительные: папа, сын, скамейка, молоток, гвозди.

Глаголы: мастерить, пилить, забивать, стараться, держать.

Прилагательные: деревянный, аккуратный, удобный, заботливый.

Существительные: папа, мама, сын, дочь, семья, скамейка.

Глаголы: сидеть, разговаривать, радоваться.

Прилагательные: деревянный, удобный, садовый.

Существительные: мама, папа, брат, сестра, стол, стул, веранда, чайник, чай, чашка, блюдце, печенье.

Глаголы: накрывать, пить, сидеть, беседовать.

Прилагательные: горячий, ароматный, вкусный.

Существительные: брат, сестра, кухня, тарелка, чашка, блюдце, раковина, кран, вода, сушилка, полотенце.

Глаголы: мыть, вытирать, помогать.

Прилагательные: чистый, старательный, дружный.

Существительные: девочка, кошка, забота, питомец, блюдце, молоко, пакет.

Глаголы: спать, наливать, заботиться, доставать.

Прилагательные: домашний, пушистый, заботливый.

Существительные: девочка, кошка, молоко, холодильник, блюдце, пакет.

Глаголы: лакать, ставить, убирать, открывать, закрывать, урчать, мурлыкать.

Прилагательные: сытый, ласковый, весёлый, игривый.

Существительные: зима, снег, дети, ком, одежда(шапка, куртка, варежки, шарф, сапоги).

Глаголы: гулять, идти<снег), падать(снег), катать, скатывать, поднимать, лепить.

Прилагательные: зимний, снежный, пушистый, мягкий, мокрый, липкий, тяжёлый, большой, маленький.

Существительные: зима, снег, дети, снеговик, морковка, ведро, уголёк, метла, улыбка.

Глаголы: слепить, поднимать, ставить, прилеплять, втыкать, надевать, радоваться, улыбаться.

Прилагательные: большой, маленький, железный, оранжевый, чёрный, весёлый.

Девочка и кошка

Существительные: кошка, девочка, кровать, сон, коврик, одеяло, подушка, тапочки.

Глаголы: спать, видеть(сны).

Прилагательные: пушистый, крепкий(сон), сладкий(сон).

Девочка и кошка

Существительные: девочка, кошка, кровать, коврик, рубашка(ночная), тапочки.

Глаголы: просыпаться, потягиваться, зевать.

Прилагательные: пушистый, сонный.

Существительные: брат, сестра, дети, рисунок, карандаши, краски, цвет, бумага, кисточка.

Глаголы: рисовать, окунать, раскрашивать, стараться.

Прилагательные: красивый, яркий, разный, разноцветный(названия цветов).

Существительные: брат, сестра, корабль, бабочка, рисунок.

Глаголы: нарисовать, раскрасить, показать.

Прилагательные: морской, речной, большой, красивый, яркий.

Существительные: папа, сын, продукты, магазин, полки, тележка, касса, выбор.

Глаголы: покупать, нести, помогать, платить, выбирать, везти.

Прилагательные: свежий, тяжёлый, лёгкий, заботливый, большой.

Существительные: мама, дочка, покупки, продукты, кухня, шкаф, полки.

Глаголы: вынимать, расставлять, раскладывать, выкладывать, помогать.

Прилагательные: свежий, вкусный, кухонный.

Существительные: бабушка, внучка, диван, кукла, спицы, шерсть, клубок, нитки, узор, кофта, свитер, труд.

Глаголы: вязать, стараться, учить, учиться, показывать, сидеть.

Прилагательные: разноцветный, кропотливый, терпеливый, старательный, аккуратный.

Существительные: бабушка, внучка, кукла, кофта, свитер.

Глаголы: связать, постараться, радоваться, одевать, наряжать, примерять.

Прилагательные: мягкий, пушистый, шерстяной, красивый, удобный, тёплый, пуховый.

Существительные: лето, день, луг, поляна, трава, цветы, мама, дети, книга.

Глаголы: собирать, отдыхать, бегать, читать, сидеть, загорать.

Прилагательные: солнечный, тёплый, летний, красивый, ясный, разный, полевой, любимый.

Существительные: брат, сестра, мама, поляна, луг, цветы, букет.

Глаголы: собрать, подарить, радоваться, благодарить.

Прилагательные: луговой, разноцветный, ароматный, красивый, радостный.

Качели для внуков

Существительные: лето, дача, двор, качели, дедушка, внуки.

Глаголы: сделать, закрепить, мастерить, помогать.

Прилагательные: деревянный, лёгкий, прочный, радостный.

Качели для внуков

Существительные: дедушка, внуки, качели, двор, дача.

Глаголы: смотреть, качаться, смеяться, взлетать.

Прилагательные: высокий, низкий, весёлый, смелый.

Существительные: лето, дача, папа, сын, забор, краска, ведро, кисть, фартук, цвет.

Глаголы: красить, работать, стараться, помогать.

Прилагательные: зелёный, аккуратный, трудолюбивый, ловкий.

Существительные: папа, сын, ведро, краска, кисть, результат.

Глаголы: покрасить, уходить, уносить, радоваться.

Прилагательные: новый, чистый, красивый, довольный.

Существительные: семья, мама, папа, брат, сестра, малыш, стол, стул, ложка, обед, посуда, аппетит.

Глаголы: обедать, кормить, есть, заботиться.

Прилагательные: детский, приятный, хороший, вкусный, маленький, заботливый.

Существительные: мама, дочка, кухня, посуда, раковина, фартук, полотенце.

Глаголы: мыть, вытирать, помогать, разговаривать.

Прилагательные: сытый, весёлый, заботливый, чистый.

Существительные: малыш, мяч, спина, пол, комната.

Глаголы: лежать, радоваться, улыбаться.

Прилагательные: маленький, забавный, весёлый, резиновый.

Существительные: малыш, мяч, бок.

Глаголы: переворачиваться, тянуться, доставать, улыбаться.

Прилагательные: упорный, маленький, ловкий, интересный.

Существительные: малыш, живот, мяч, руки.

Глаголы: дотянуться, достать, взять, держать.

Прилагательные: ловкий, довольный, весёлый.

Существительные: малыш, сестра, кольцо.

Глаголы: сидеть, играть, улыбаться, грызть, кусать.

Прилагательные: круглый, удобный.

Существительные: малыш, сестра, погремушка.

Глаголы: ползти, стараться, тянуться, доставать.

Прилагательные: весёлый, упорный, интересный.

Существительные: малыш, сестра, шаг, ножки, ручки.

Глаголы: идти, шагать, улыбаться, радоваться.

Существительные: мама, малыш, коляска, скамейка, день, погода, воздух, прогулка.

Глаголы: гулять, дышать, качать, лежать, сидеть.

Прилагательные: свежий, ясный, солнечный, полезный.

Существительные: мама, папа, малыш, коляска, работа, улыбка.

Глаголы: идти, спешить, махать, радоваться, встречаться.

Прилагательные: ясный, солнечный, радостный.

Существительные: семья, мама, папа, малыш, коляска, прогулка, улица, двор, скамейка.

Глаголы: сидеть, гулять, качать, улыбаться, любоваться.

Прилагательные: ясный, солнечный, семейный, совместный.

Существительные: сестра, брат, малыш, кроватка, плач.

Глаголы: плакать, подходить, задуматься, помочь.

Прилагательные: детский, младший, старший.

Существительные: сестра, брат, малыш, кроватка, удивление, игрушка, заяц.

Глаголы: придумать, успокоить(ся), играть, удивиться), показывать, веселить, улыбаться.

Прилагательные: младший, старший, детский, мягкий, смешной.

Существительные: сестра, брат, игрушка, заяц, улыбка, радость.

Глаголы: успокаиваться, улыбаться, радоваться, веселиться.

Прилагательные: спокойный, радостный, весёлый, довольный.

Существительные: утро, мальчик, часы, время, стрелка, режим, кровать, коврик, майка, трусы, тапки.

Глаголы: просыпаться, потягиваться, вставать, показывать, соблюдать.

Прилагательные: сонный, мягкий, круглый.

Существительные: утро, мальчик, часы, время, стрелка, режим, коврик, майка, трусы, тапки, зарядка.

Глаголы: показывать, соблюдать, делать, заниматься.

Прилагательные: утренний, бодрый, активный.

Существительные: утро, день, мальчик, ванная, коврик, раковина, душ, мыло, паста, щётка(зубная), полотенце.

Глаголы: умываться, чистить (зубы), принимать (ДУШ).

Прилагательные: каждый, опрятный, чистый, аккуратный, тёплый, холодный, резиновый.

Существительные: осень, день, мама, папа, дочь, лес, дорога, корзина, грибы.

Глаголы: идти, разговаривать.

Прилагательные: осенний, пустой, бодрый.

Существительные. мама, папа, дочь, лес, место, палка, гриб, корзина.

Глаголы. собирать, искать, ходить, находить, аукать.

Прилагательные. грибной, крепкий, червивый, полный.

Существительные. мама, папа, дочь, корзина, гриб, лес, дорога, тропинка, дом.

Глаголы. собрать, идти, нести, радоваться, возвращаться, устать.

Прилагательные. довольный, усталый, полный, крепкий, свежий.

Существительные. лето, дача, мама, дочь, огород, грядка, лейка, вода, рассада, растения.

Глаголы. сажать, помогать, поливать, работать, расти.

Прилагательные. влажный, старательный, аккуратный.

Существительные. осень, дача, мама, дочь, огород, урожай, грядка, морковь, огурец.

Глаголы. созреть, собирать, рвать, выдёргивать, вытаскивать, складывать.

Прилагательные. хороший, зелёный, оранжевый, сочный, зрелый.

Существительные: осень, дача, огород, мама, дочь, морковь, огурцы, корзина, урожай, витамины.

Глаголы: собрать, радоваться, заготовить, хрустеть.

Прилагательные: полный, крупный, сладкий, зелёный, оранжевый.

Существительные: мама, папа, дети, весна, сад, саженцы, лопата, земля, яблоня.

Глаголы: копать, сажать, рыхлить, вырасти.

Прилагательные: тоненький, молодой, аккуратный, заботливый.

Существительные: весна, сад, мама, папа, дети, дерево, яблоня, ствол, ветки, лопата, лейка, кисть, мел.

Глаголы: окапывать, белить, поливать, ухаживать, расти.

Прилагательные: заботливый, белый, влажный.

Существительные: семья, яблоня, яблоки, корзина, лестница, ветка, урожай.

Глаголы: собирать, залезать, достать, заполнить, радоваться.

Прилагательные: большой, полный, крупный, спелый, сочный, сладкий.

Существительные: зима, декабрь, папа, ёлка, мама, сын, дочь, семья, прихожая.

Глаголы: принести, встречать, радоваться.

Прилагательные: зелёный, большой, пушистый, ароматный, хвойный.

Существительные: семья, ёлка, ветки, игрушки, гирлянды, бусы, шары, лампочки, подставка.

Глаголы: наряжать, украшать, стараться.

Прилагательные: нарядный, праздничный, красивый, блестящий, хрупкий.

Существительные. семья, ёлка, маска, костюм, хоровод, танцы.

Глаголы. водить <хоровод), нарядиться, танцевать, петь, смеяться.

Прилагательные. новогодний, красивый, нарядный, радостный, весёлый.

Существительные. праздник, дети, брат, сестра, малыш, ёлка, звезда, костюм.

Глаголы. нарядиться, плясать, танцевать, радоваться, смеяться, петь, сидеть.

Прилагательные. детский, новогодний, долгожданный, высокий, нарядный, интересный, разный.