Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по профилактике злоупотребления пав несовершеннолетними img-1

руководство по профилактике злоупотребления пав несовершеннолетними

Рейтинг: 4.4/5.0 (1827 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков

Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков

Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по ВР, социальным педагогом, преподавателями физической культуры, классными руководителями, библиотекарем, Советом Школьного спортивного клуба, советом профилактики, общешкольным родительским комитетом, советом старшеклассников, медработником, инспектором ПДН, специалисты ПМСцентра. Для работы по направлениям не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, медицинских работников, сотрудников ПДН, КДН).

Реализация программы не требует дополнительных материальных затрат и не нужно специальное оборудование.

Профилактика наркомании будет эффективней, если:
  • детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека на основе позитива;
  • осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научиться бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;
  • в борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины;
  • но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому.
  • Школа, как специальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно:
  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.
Цели программы:
  • Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы;
  • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);
  • Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;
  • Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков;
Задачи программы:
  • Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы.
  • Формирование у несовершеннолетних представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации;
  • Знакомство подростков с различными, эмоциональными состояниями;
  • Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.

"Спорт и здоровый образ жизни"

Программа рассчитана на работу с детьми и подростками школьного возраста (1-11 класс).

В процессе программы проводится работа с учителями, детьми, родителями.

В начале и в конце программы предполагается проведение "круглых столов", мониторинга: диагностика личностного роста школьников, выявление семей группы риска по методике "Социальный статус первоклассников", изучение личных дел первоклассников, анкетирование "Критерии агрессивности ребенка" (опросник Басса-Дарки), тест на конфликтность (Кеннет У. Томас), социограмма "Моя семья" (по Э.Г. Эйдемиллеру), диагностика готовности уч-ся к выбору профессии/карта интересов, методика "Знаете ли вы себя?" (по З.И. Васильеву).

Критерий эффективности - уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:

Усиление личностных качеств, препятствующих развитию девиантного поведения;

Выработка навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

Избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.

"Спорт и здоровый образ жизни".

Целью действия данного блока является пропаганда, реклама здорового образа жизни, укрепления физического здоровья, занятий спортом, создание спортивного клуба.

Участники блока: 1-11 классы.

В данном блоке проводятся спортивные мероприятия, лекции о здоровом образе жизни и безопасном поведении медработником, инспектором ГАИ, пожарными, специалистами ПМС центра, инспектор ПДН. Учащиеся школ №78, №90, №91 г. Сочи посещают спортивные секции ДЮСШ №6 (футбол, гандбол, гимнастика, теннис, дзюдо). (Приложение 1.1).

В течение года проводится спартакиада учащихся СОШ №78, №90, №91 г. Сочи. Она проходит в несколько этапов.

Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, оценка возможностей команд и выявление лучших школьных команд, повышение самоэффективности школьников, укрепление физического здоровья, развитие альтернативных привычек. (Приложение 1.2)

Целью данного блока является профилактика наркомании среди детей и подростков, повышение самоэффективности школьников, методом наглядной агитации, привлечение внимания общественности к здоровому образу жизни.

Основой блока являются конкурсы. (Приложение 2)

Конкурс на лучший плакат

"Быть успешным, значит быть здоровым".

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.

Конкурс проходит в два этапа:

Отборочный (в рамках СОШ №78, №90, №91 г. Сочи).

Конкурс защиты плакатов в форме творческого выступления до 5 мин (социальная реклама ЗОЖ, антиреклама вредных привычек, выступление агидбригады и др.)

Конкурс защиты плакатов пройдет на дискотеке в Головинском ДК, в ходе дискотеки будет организован интерактивный опрос, конкурсы, танцевальная программа.

Составом экспертной группы (представители ПДН, наркоконтроля, комитета по делам молодежи, участковый врач педиатр, библиотекарь, учитель ИЗО) будут определены лучшие работы. Награждение победителей.

"Информационно-обучающий жизненным навыкам"

Подготовка специалистов из числа школьных учителей (18 часов, в течение года)

Работа с детьми (реализовывается на классных часах и часах воспитательной работы):

2-4 (9 занятий, 1 раз в месяц)

5-11 (9-15 часов, 1-2 раза в месяц)

3. Работа с родителями (9 часов, 1 занятие в месяц в течение года)

Содержание III блока.

Подготовка специалистов из числа учителей.

Цель: Формирование навыков, знаний и умений по антинаркотическому воспитанию детей.

Задачи:
  • раскрыть глубину проблемы наркомании,
  • дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания,
  • способствовать повышению педагогической культуры учителей, как способ предотвращения появления факторов риска,
  • научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации.

Учебно-просветительская работа с классными руководителями, учителями-предметниками (18 часов) (Приложение 3.1.)

Работа с детьми (9 часов).

2-4 классы, занятия по программе М.М. Безруких "Все цвета кроме черного". Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы".

Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов.- М. Вентана-Графф, 2003.-64с.- (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).

Цель: настроить детей на познание самого себя, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "Я", воспитывать практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни, пропаганда здорового образа жизни, предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вредных привычках, помочь в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к вредным привычкам, способствовать овладению детьми правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Работа с подростками ( 5-8 классы, 9 часов - 1 раз в месяц).

Цель: подготовка к дальнейшей жизни, успешная адаптация в подростковой и взрослой среде, учить принятию решений и решению проблем, развитие коммуникативных и межличностных отношений, самосознания и сочувствия, учить сдерживанию эмоций и работе со стрессами.

Тематические занятия (программа "Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования" (автор Р.Д.Айвс). Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие (Под ред. Л.М. Шипицыной.- М. Московский городской фонд подержки школьного книгоиздания, 2004г.-101с.). (Приложение 3.3)

Работа с подростками

(Основана на Программе "Формирования устойчивого развития личности как основы профилактики химической зависимости среди детей и подростков", удостоенной Диплома МО РФ на Российском образовательном форуме "Школа-2003" 24.04.2003г.)

(9-11 классы, 9-15 часов, 1-2 раза в месяц).

Цель: сдерживание вовлечения несовершеннолетних в потребление ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок, изменение ценностного отношения несовершеннолетних к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, помочь самоопределиться профессионально, осознать свое предназначение, смысл жизни. (Приложение 3.4.)

Работа с родителями (9 часов)

Цель: Формирование мотивации у родителей на активное позитивное воспитание ребенка, предупреждающее наркотизм.

Задачи:
  • формирование теоретических знаний в области психологии семейных отношений;
  • раскрыть глубину проблемы наркомании;
  • дать объективные сведения о ПАВ;
  • способствовать повышению педагогической культуры родителей, как способ предотвращения появления факторов риска;
  • научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации. (Приложение 3.5)

Целью данного блока является формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

В рамках блока проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии в музеи г. Сочи, походы, праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д. (Приложение 4)

Фестиваль "Молодежь выбирает здоровье" (апрель).

Цель: формирование творческой культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.

В ДК п. Головинка г. Сочи будут организованы миниплощадки, которые покажут результаты своей деятельности в творческой форме:

Конкурс рисунков на асфальте "Я рисую добро".

Викторина "Умники и умницы".

Юмористическая полоса препятствий.

Выступление творческих коллективов школ.

На фестиваль будут приглашены представители комитета по делам молодежи, наркоконтроля, ПДН, СМИ, родители уч-ся, жители микрорайона.

Целью является оказание социальной, медико-психологической (специалисты ПМС центра, детской поликлиники, наркодиспансера и т.д.), правовой помощи детям, подросткам, их семьям (в том числе анонимной); профилактика и предупреждение девиантного поведения детей и подростков.

Формы работы: консультации специалистов, заседание совета профилактики, посещения на дому, беседы с учащимися и родителями, вовлечение в кружковую работу, тестирование и индивидуальное консультирование в Центре занятости.

В состав совета профилактики входят: педагоги школы, инспектор ПДН, член общешкольного родительского комитета, представитель ТОСа, член администрации школы, социальный педагог.

На совет профилактики приглашаются учащиеся (с родителями), систематически пропускающие занятия без уважительной причины, неуспевающие, нарушающие дисциплину, с девиантным поведением, замеченные в употреблении алкоголя, курящие, приглашаются семьи, стоящие на ВШУ и на учете в КДНиЗП. (Приложение 5).

Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди учащихся школы.

Формирование здорового образа жизни.

Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

Формирование социальных норм, коммуникативных навыков.

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Вовлечение учащихся школы в активную общественную жизнь.

Увеличение числа публикаций СОШ №78, №90, №91 г. Сочи по пропаганде здорового образа жизни через СМИ.

Другие статьи

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

В весьма емком обзоре отечественных профилактических программ и анализе их характерных ошибок ученые отмечают, что вовлечение родителей в профилактическую деятельность продиктовано обычно желанием авторов усилить эффективность работы с подростками. В обширном обзоре не названа ни одна программа работы с родителями, хотя среди критериев эффективности профилактических программ. Развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике подростковых программ, чтобы инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики. [17, с. 42]. На этом обсуждение проблем, связанных с привлечением семьи к участию в антинаркотической профилактике, заканчивается.

В работе с родителями учителю необходимо быть готовым к преодолению специфических сложностей:

по сравнению с детьми взрослая аудитория, как правило, гораздо более закомплексована и инертна, а значит, труднее поддается воздействию;

родительская аудитория считает себя достаточно просвещенной и компетентной, чтобы принимать чужие советы относительно воспитания собственного ребенка, тем более что советы носят обобщенный характер и не учитывают специфических особенностей семей и родительской позиции в них.

План занятий с родителями включает пять тем, изложение учителем каждой из них сопровождается выполнением четырех заданий, обсуждением домашнего задания и завершается рефлексией. Темы занятий ориентированы на развитие родительской поддержки маленького ученика: как помочь ребенку стать увереннее, научиться заботиться о других, делать вместе общие дела, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.

Рекомендованные программы адресованы главным образом родителям младших школьников. Они направлены на повышение профилактического потенциала родителей за счет пополнения знаний. Объемы вмешательства не позволяют говорить о формировании навыков, это скорее попытка расшатать привычные стереотипы взаимодействия детей и родителей по наиболее важным аспектам социализации, дать толчок процессам самоанализа и самоконтроля у взрослых. В то же время важно отметить, что антинаркотическая профилактика встраивается в систему мер по укреплению позиций семьи как защитного фактора, препятствующего обращению к ПАВ.

Из доступных нам отечественных программ профилактики только в работе Т.И.Петраковой [17] указывается, что родителей надо не просто вовлекать в активную профилактическую деятельность, но и научить вести диалог со своими детьми о ПАВ. Она не предлагает специальной программы, но излагает логику работы с родителями:

преодоление оборонительной позиции родителей, препятствующей восприятию информации о предпосылках алкоголизации и наркотизации подростка: отрицание самой возможности приобщения их ребенка к наркотикам;

информирование о наркологической ситуации с анализом отдельных случаев и разбором возможного поведения родителей, а также оценкой их последствий;

мотивирование родителей к участию в профилактике (консультирование, формирование групп самопомощи родителей);

"соответствующее обучение" родителей-волонтеров для участия в родительских конференциях и специальных тематических собраниях.

Автор программы считает необходимым обратить внимание родителей на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.), на необходимость осознания собственного отношения к ПАВ и критического подхода к рекламным объявлениям, песням и поговоркам, анекдотам, материалам СМИ по проблеме. Вместе с тем в программе проводится мысль, что дети в общении с родителями должны получать возможность учиться отстаивать свое мнение и понимать свои потребности. В этой связи упоминается известная игровая обучающая ситуация "упаковка рюкзака на всю жизнь", в которой участвуют взрослые и дети, члены семьи. Она может служить хорошим примером совместного проведения времени детей и взрослых, которых обычно трудно мотивировать на подобную деятельность [17, с. 127].

В профилактических целях должны использоваться разные формы работы: беседы, видео и другие средства. Все эти формы могут использоваться для обучения и информирования родителей не только о том, как в школе видят и проводят санитарное просвещение, но также по отдельным вопросам здоровья.

Список родителей, обладающих специальными познаниями и навыками по вопросу потребления ПАВ и другим вопросам здоровья и использование их как консультантов;

Советы родителям по поводу курсов, имеющихся в местных колледжах и университетах по вопросам здоровья, навыкам общения и другим соответствующим предметам;

Предоставление доступа родителям к литературе, аудио/видеооборудованию и листовкам по вопросам здоровья, общения и других жизненных навыков.

Кроме того, в некоторых программах используется обучение родителей для укрепления роли семьи в воспитании детей. Основной акцент этих программ делается на общении родителей и детей, подчеркивая важность побуждения, эмоциональной сдержанности и веры в возможности детей. Исследование превентивных программ показало, что наиболее эффективными являются те, которые формируют семейные взаимоотношения.

Очень важно со стороны родителей осуществить организацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ [7, с. 93].

Использование таких структур как общественные клубы, учреждения дополнительного образования детей, центры социально - реабилитационной направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы.

В целом, изучение отечественного опыта включения семьи в программы профилактики наркозависимости свидетельствует о недооценке ее роли и недостаточном внимании к семейным ресурсам и потенциалу. Имеется настоятельная необходимость разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, как взрослые, так и дети, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ.

Выводы по 2 главе

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, депривация, фрустрация, дефицит удовольствий и положительных эмоций, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ в семье имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Также необходимо со стороны родителей осуществить организацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

Психоактивное вещество -- любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными.

Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и/или запрещённые законодательством, считаются наркотиками.

На ЦНС психоактивные вещества оказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние.

Обычно формирование зависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением. Вся детско-подростковая среда с учетом, конечно, возрастной специфики является объектом ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика (prophylaktikos -- предохранительный) -- термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков

Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.

Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем".

Очень важно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.).

Кроме того, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет установление с ребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата в семье.

Также необходимо со стороны родителей осуществить организацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

В целом, изучение отечественного опыта включения семьи в программы профилактики злоупотребления ПАВ свидетельствует о недооценке ее роли и недостаточном внимании к семейным ресурсам и потенциалу. Имеется настоятельная необходимость разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, как взрослые, так и дети, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ.

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. -- Казань, 1999. - 342с.

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

5. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.

6. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М. 2005 - 156 с.

7. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М. 1993. - 105с.

8. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M. 1983. - 437 с.

10. Личко, А.Е. Подростковая наркомания [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М. 1991. - 334с.

11. Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. -- Владимир, 1995. - 470с.

12. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. М. 2000. - 176 с.

13. Молодежь и общество на рубеже веков [Текст] / Под ред. И.М. Ильинского. - М. Голос, 1999. - 402с.

14. Наркомании и токсикомании у несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно- методических материалов [Текст] / Под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995. - 451с.

15. Николаева, Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. - М. Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.

16. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестник образования. - 2000 г. - № 8. - С. 17 - 25

17. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М. 2000. - 178 с.

18. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М. Институт психотерапии, 2000. - 240 с.

19. Причина распространения и пути профилактики наркомании [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.С. Петровой. - Ростов - на - Дону, 2001.-504 с.

20. Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. 1982. - 128 с.

21. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1984. - 167с.

22. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде [Текст] / Под ред. В.Л. Белова. - М. Нарконет, 2002. - 502 с.

23. Психологические проблемы современной российской семьи [Текст] / Под ред. Семенова П.Т. М. 2005 - 276 с.

24. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб. 2005 - 245 с.

25. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. 1987.- 147с.

26. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. - СПб. 2003 - 167 с.

27. Рудестам, К.Э. Групповая психотерапия [Текст] / К.Э. Рудестам. - СПб, 1998. - 303 с.

28. Сирота, Н.А. Программа формирования здорового образа стиля [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М. 2000. - 78с.

29. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. - М. 2004. - 127 с.

30. Смид, Р. Групповая работа с детьми подростками [Текст] / Р. Смид. - М. 1999. - 206 с.

31. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. - СПб. 2005 - 124 с.

32. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. 1982. - 94 с.

33. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. - 1985. - № 6. - С. 23 - 27

34. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. 1987. - 128 с.

35. Шаг за шагом от наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.,1999.-142с.

36. Школа без наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И. Казаковой. - СПб. Детство- Пресс, 2001. - 368 с.

37. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Размещено на Allbest.ru

Программа работы с семьёй по профилактике злоупотребления пав среди несовершеннолетних на 2013-2015 год

396700 Воронежская область, Кантемировский муниципальный район, с. Митрофановка, ул. Победы 29

«КОЛОКОЛА ТРЕВОГИ НАШЕЙ…»

Программа работы с семьёй

по профилактике злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних на 2013-2015 год.

Автор:Колодка Татьяна Ивановна

Проект-программа «Профилактика ПАВ» направлена на работу по профилактике алкоголя, табакокурения, наркомании, ВИЧ/инфекций, среди учащихся школ.

Основанием для создания проекта-программы послужило массовое приобщение современных подростков к вредным привычкам и к потреблению наркотических средств и психостимулирующих препаратов.

Авторами проекта- программы выступили: социальный педагог МКОУ Митрофановской СОШ Колодка Татьяна Ивановна.

Основной целью данной программы в целом, является создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотических средств, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у большинства учащихся.

Данная программа реализуется в несколько основных этапов:

Обучающий – 2014- 2015 г.

Завершающий – 2015 год.

Начало потребления наркотических средств в России порой идентифицируют со «стартом» социально-экономических преобразований.

Резкая ломка ценностных ориентаций, привычной идеологической и политической среды, ухудшение материального положения населения привели к стрессу, для снятия которого многие граждане стали прибегать к злоупотреблению алкогольными напитками и наркотическими средствами.

Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение <1>.

Также одной из причин является «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.

Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), подросток постоянно испытывает разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, подросток не всегда умеет адекватно определить и оценить тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, он не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подросток не всегда обретает общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция) <4>

Школьные исследования показали, что увеличивается число курящих подростков, страдающих пивным алкоголизмом и употреблением наркотических средств.

Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников, социума. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Основной целью данной программы в целом, является создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотических средств, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у большинства учащихся.

Задачами стоящие перед нами стали:

определение степени вовлеченности контингента в проблему;

организация профилактической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подро­стков;

разработка и внедрение современных воспитательных методик и технологий;

формирование общих и специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ) у педагогов, учащихся и их родителей;

воспитание у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность;

формирование культуры здоровьесбережения на основе сформированной мотивационной сферы;

развитие методической, консультативной деятельности для всех целевых групп профилактической работы;

развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышению культуры взаимоотношений в семье;

организация волонтерского движения;

развитие социального партнерства в рамках реализации программы

Программа построена на основных принципах профилактической работы в образовательных учреждения, согласно концепции комплексной активной профилактики, адаптированная под данное конкретное муниципальное учебное заведение:

Комплексность – согласованное взаимодействие с действующими мероприятиями по профилактике психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде.

Принцип непрерывности ориентирует на обеспечение в вос­питательно-образовательном процессе единства целей и задач, средств и планируемых результатов профи­лактики во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами школьников с учетом возраста.

Принцип интеграции предполагает объединение усилий субъектов воспитательно-образовательного процесса в комплек­сы с целью повышения качества формирования здорового образа жизни личности подростка.

Принцип дифференциации и индивидуализации предпола­гает организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенно­стей учащихся.

Принцип гибкости позволяет развивать индивидуальные потребности, мотивы, ценностные ориентации личности за счет включения в воспитательно-образовательный процесс инно­вационных подходов, моделей дополнительных курсов, бло­ков, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи.

Аксиологичность (ценностная ориентация). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрен­ческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жиз­ни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др. которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ.

Многоаспектность. Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образователь­ной среде являются:

- социальный аспект . ориентированный на формирование позитивных мо­ральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;

- психологический аспект . направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навы­ков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения нар­котиков;

- образовательный аспект . формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направлен­ность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимо­действий при осуществлении профилактических мероприятий:

- социально-средовое воздействие . направленное на разрушение групп детей и подростков, употребляющих психостимулирующие средства и на создание социально-поддерживаю­щей инфраструктуры;

- воздействие на «саморазрушающее » поведение детей и подростков, вовле­ченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») фор­мы поведения детей группы риска;

- воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами ока­зания профилактической помощи.

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:

- разделены на общие, стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментное или аврально, по типу разовой кампании;

- для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психо­логический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирова­ние структур и элементов системы сдерживания распространения, системы со­циально-психологической поддержки <10>.

Ц елевые группы

Консультирование педагогов и специалистов по вопросам индивидуальной работы с уч-ся, родителями.

Изучение современных эффективных технологий профилактической работы

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.

Значимое окружение уч-ся

Формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих

Формирование специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).

Установление контакта, консультир-е и мотивирование для совместной работы лидеров подростково–молодежной среды.

Формирование знаний, отношений и установок.

Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах). Формирование специфических знаний, отношений и установок.

Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах).

Формирование технологического потенциала

Разработка проф-го мероприятия в рамках уч. предмета

Освоение интерактивных форм работы с уч-ся, родителями

Реализация потенциала неспецифической досуговой деятельности .

Организация творческой и досуговой деятельности

Определение степени вовлеченности контингента в проблему. Обследование целевой группы.

Форм-е условий развития проф-го потенциала

Изменение установок и выработка профес-й позиции к проблеме профилактики.

Освоение технологий проведения индив-ой профилакт-й работы

Освоение технологий организации групповой работы

Освоение психолог. технологий

Реализация потенциала специфической досуговой деятельности.

Мероприятия специфической активности с элементами формирования отношения к потреблению ПАВ.

Формирование актива и волонтерская деятельность. Обучение профилактическим воздействиям и стимуляция работы.

Формирование актива родителей.

Мониторинг программной профилактической деятельности.

Организация волонтерского антинаркотичес-кого движения.

Формирование актива и волонтерская деятельность

Этапы реализации программы

Исполнителями основных программных мероприятий выступает социально-психологическая служба, классные руководители, педагоги-предметники, учителя физической культуры, работники столовой, медицинская сестра, библиотекарь, руководители творческих объединений, актив школы.

Модель изменения поведения

Каждый человек обладает определен­ным набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образует картину типичного для него поведения. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и от того, чего человек хочет добиться своими поступками. То есть в его поведении есть определенная мотива­ция.

Мотивация — это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности.

Мотив расценивается психологами как причина поведения. Оттого, насколько успешно реализуются мотивы, за­висит то, какие эмоции будет испытывать человек. Мотивация к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация в данном случае — это знания, личный опыт и до­полнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информа­ция, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от ис­пользуемых им ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека. Поэтому все связи на этой схеме взаимонаправлены. Это означа­ет, что изменение в каком-либо одном блоке приво­дит к изменениям во всех остальных <6>.

В связи с этим работа педагогов направлена на повышение уровня мотивационной сферы учащихся.

Ожидаемые результаты

формирование системы профилактической деятельности и команд ее осуществляющих;

сформированность позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ;

усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося;

изменение форм поведения учащихся в отношении здоровьесбережения;

развитие социального партнерства в рамках реализации Программы.

Снижение роста учащихся, состоящих в «группе риска», на учете.

Основные подходы реализации программы

Информация должна быть достоверной, уместной, с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений) и предоставлять знания о последствиях злоупотребления ПАВ. Этот подход основывается на том, что, имея достоверную информацию о психоактивных веществах, об их влиянии на организм (физиологическом, психическом, психологическом), а также на социальное и экономическое благополучие, человек сможет принять взвешенное, ответственное решение по отношению к своему здоровью.

Этот подход базируется на том, что зависимости от ПАВ чаще всего подвержены люди, испытывающие трудности в понимании и выражении собственных эмоций; люди с заниженной самооценкой и неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своей личности так называемый «запрет на эмоции», недостаточно общительны. В связи с этим они часто не умеют накапливать опыт переживаний и принятия решений в стрессовых ситуациях, готовы на все, чтобы включиться в любые группы, быть принятыми ими. Подростковая наркомания в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемами в эмоциональной сфере, но и на многие другие группы молодых людей. Поэтому отдельно взятая эта модель, хотя и является эффективной, не может использоваться изолировано от других.

Апелляция к ценностям и знаниям.

Подход основывается на теориях об изменении поведения и использует методы поведенческой терапии. Проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем. Эксперименты с наркотиками могут быть:

- попыткой демонстрации взрослого поведения, способом уйти от родительского контроля;

- выражением социального протеста, вызовом по отношению к ценностям социальной среды;

- стремление получить новый, ранее не познанный опыт (поиск удовольствия и расслабления, стремление приобщиться к определенной субкультуре).

Такое поведение можно трактовать как просьбу о помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, акт отчаянья, ответ на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Сторонники этого подхода считают, что подростки с подобными функциональными расстройствами нуждаются в обретении определенных жизненных навыков, которые позволят им обрести устойчивость к различным негативным социальным влияниям и повысят их индивидуальную компетентность.

Воспитание противодействия ПАВ.

Этот подход основывается на привитии социальных навыков, ориентированных на здоровый образ жизни, умение сопротивляться пагубному влиянию и давлению, умение говорить «нет». Программа охватывает 2 направления: профилактику девиантного поведения и выработку стратегий поведения в трудных социальных ситуациях, отказа от данных стратегий.

Этот подход предполагает развитие альтернативных социальных программ, в которых бы подростки смогли бы реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенную поведенческую активность. Например, к ним относятся походы, путешествия с приключениями, занятия творчеством, видами спорта, связанными с риском, разнообразные клубы, кружки по интересам.

Влияние социальной среды и сверстников (работа с семьей и влиянием подростковой среды).Работа с волонтерами. С точки зрения этого подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний. Тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важнейших направлений этих программ является работа с лидерами-подростками, желающими пройти обучение и осуществлять профилактическую антинаркотическую работу среди сверстников.

Укрепление здоровья. Этот подход основывается на сочетании личного выбора и социальной ответственности за здоровье. Здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. В ее основе социальные, личностные и физические возможности человека, обучение здоровому жизненному стилю.

Период и место апробации программы:

Программа реализуется на базе МКОУ Митрофановской СОШ.

План мероприятий на каждом этапе

Группа здоровья для занятий физкультурой и спортом

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Встреча с работником РОВД

Беседа о здоровом образе жизни.

Осуществление обмена информацией с учреждениями

здравоохранения, РОВД, социальной защиты по выявлению

несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков.

Круглый стол с приглашением специалистов.

Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М. 2011. С. 253

Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. Практики/Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М. московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2011 – 182 с.

Н.В.Вострокнутов. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска / Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. М. 2012 г

Воспитательная работа с «проблемными» учащимися / Издательство «Учитель». Волгоград, 2012 г

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Под. научной ред. Л.М. Шипициной.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / Издательство «Учитель». Волгоград, 2009 г

Л.Ю.Лупоядова. Родительский всеобуч 5-7 классы / Брянск, 2010 г

А.Г. Макеева. Не допустить беды. Педагогическая профилактика наркотизма школьников / М. 2011 г

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад / (Ф.Э. Шереги, С.Б. Зайцев). – М. Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2010. – 120 с. – (Серия в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / М-во образования и науки Рос. Федерации).

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. Издательство АПК и ПРО. Москва. 2012.

Психогимнастика в тренинге. Под. редакцией Н.Ю Хрящевой Речь.2011

Психологический практикум и тренинг / Издательство «Учитель». Волгоград, 2009

Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков / Издательство «Учитель». Волгоград, 2008 г

Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / Издательство «Учитель». Волгоград, 2011 г

Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. дополненное. – М. Азбуковник, 2012 – 944 стр.

Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи / Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. М. 2010 г.

Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Профилактика наркомании у подростков / Москва 2011 г.

Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. Речь. 2011

Правовые и нормативные документы

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Министерство образования РФ. М. 2012.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.93 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 718 от 23.03.2010 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи № 12-ФЗ. 2011-12 годах».

(ценностная ориентация). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

(от лат. alternatus — другой) — ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей.

от лат. appellatio — oбращение), 1) обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу.

в таком контексте – это «чужак»: он никаких прав от «стада» не получал, во внутренней иерархии не участвует и вообще как будто бы власти не имеет, потому что находится «вовне».

(франц. volontaire. от лат. voluntarius), лицо, добровольно поступившее на военную службу. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий…

характеристика поведения: - не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе; и - рассматриваемого большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды