Руководства, Инструкции, Бланки

молодой учитель классное руководство img-1

молодой учитель классное руководство

Рейтинг: 4.0/5.0 (1835 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Методические рекомендации молодому учителю

Методические рекомендации молодому учителю

Современной школе необходимы молодые учителя, способные принести в мир добро и веру, честность и благородство, стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства.

Профессия учителя трудна, но почетна и прекрасна. Поэтому помните:

самое благое поприще – служение добру и правде;

самая верная дорога – дорога честного труда;

самое значительное дело – то, которое Вы сами выбрали и которому вы преданны;

самый мужественный поступок – признание собственных ошибок;

самая прочная жизненная опора – знания.

> работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, распоряжения администрации школы, обязанности, возложенные на вас уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями и должностными инструкциями;

> проходить раз в пять лет аттестацию > соблюдать дисциплину труда – основу порядка в школе, вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность времени, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;

> всемерно стремиться к повышению качества выполняемой работы, не допускать упущений в ней, строго соблюдать исполнительскую дисциплину, постоянно проявлять творческую инициативу, направленную на достижение высоких результатов трудовой деятельности;

> соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;

> быть всегда внимательными к детям, вежливыми с родителями учащихся и членами коллектива; систематически повышать свой теоретический, методический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

> быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе, в быту и общественных местах, соблюдать правила общежития;

> содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

> беречь и укреплять собственность ОУ (оборудование, инвентарь, учебные пособия и т.д.), экономно расходовать материалы, топливо, электроэнергию, воспитывать у обучающихся (воспитанников) бережное отношение к имуществу;

> проходить в установленные сроки периодические медицинские осмотры.

Помните всегда, что вы несете полную ответственность за жизни и здоровье детей во время проведения уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, организуемых ОУ. Если вдруг один из ваших подопечных пострадает, немедленно сообщите об этом администрации ОУ. Надеемся, что в вашей педагогической практике этого никогда не случится.

Директор приказом по ОУ имеет право в дополнение к учебной работе возложить на вас классное руководство, заведование учебным кабинетом и другие образовательные функции. Исполнение этих функций тоже входит в ваши обязанности!

Урок как «педагогическое произведение»

Преподавание – это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, Вы сможете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Преподавание в современной школе требует педагогического творчества. А для этого надо соблюдать требования к уроку и к учебному процессу в целом.

На наш взгляд, знание и соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную компетенцию современного учителя.

Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога? Конечно, урок. Это тяжёлая работа, когда в течение 45 минут от Вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок даёт ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет своё стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог, академик М.Н.Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем «педагогическое произведение».

Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.

А помните ли Вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к Вам на урок пришел завуч. Он может проверить:

структуру и организацию урока;

методику проведения урока;

работу и поведение учащихся на уроке;

Говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике

Не сравнивать ребенка с другими

Избегать чтения морали и лекций о поведении.

5. Обсуждайте проступок ученика позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика нужно, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, а может быть, завтра. Отреагировать на проступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает Ваш ученик. А серьезное обсуждение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым, а что нет.

6. Позволяйте ученику «сохранять лицо». Не задевайте чести и достоинство ученика. Позвольте ему исполнить безвредную игру «По-своему», т.е. дайте ему возможность использовать «свои способы» защиты, например:

выполнить Ваши требования не сразу, «тянуть» несколько секунд;

строить гримасы, выполняя Ваше требование;

перед тем как подняться, говорить что-то типа «не буду», «не хочу», чтобы последнее слово осталось за ним.

Тогда Вы как учитель получите то, что хотели и не заденете чести ученика. Оба в выигрыше!

7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, так как это позволит в дальнейшем обучать и детей адекватному выражению своих чувств.

Если же конфронтация не закончилась и назревает взрыв, лучше всего увести скандалиста от конфликта и зрителей. Существуют техники временной изоляции. Например, удаление в пределах классной комнаты или изоляция в кабинете школьной администрации. Это делается в крайнем случае, когда нет другого выхода – нужны немедленные действия. Можно предложить ученикам сделать самостоятельный выбор, за который придется нести ответственность.

Нарушения поведения имеют свои последствия или свою расплату. Ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Ученики должны думать о последствиях, тогда они научатся выбирать наиболее подходящее поведение.

Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о санкциях, будет форма «когда (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».

Санкции, которые Вы применяете к ученику, должны быть связаны с этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в классе, ученик получил в школе, а не дома.

Формулирование санкций должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

К сожалению, учителя позволяют себе несдержанность, грубость, оскорбления учеников. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть, запугивание и т.д. Такая реакция учителя противоречит педагогической целесообразности воздействия на ученика, зачастую является причиной невротизации школьников, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога.

В целях сохранения психоэмоционального здоровья, необходимо вооружить молодого специалиста знаниями и умениями по предупреждению и устранению состояния напряженности, повышать уровень его эмоциональной устойчивости. Необходимо овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов, операционными умениями по этической защите, что позволит эффективно решать сложные проблемы дисциплины в классе и сохранить уважение и любовь учащихся (таких сложных и разных), завоевать авторитет.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Классное руководство

В помощь молодому классному руководителю

Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Это ответственно. Классный руководитель – школьная мама (школьный папа), причем многодетная (-ый). Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся. Быть хорошим классным руководителем – это призвание. Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-наставнику рассказать о том, какие обязанности имеет классный руководитель.

Функциональные обязанности классного руководителя


В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
  • изучение личности учащихся;
  • анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);
  • координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;
  • организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, «огоньков», конкурсов, экскурсий и т.д.;
  • социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);
  • активная работа с родителями учащихся;
  • педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;
  • организация ведения классного журнала и дневников учащихся.

    Осуществляя свои функции, классный руководитель

    в начале учебного года:

  • составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
  • организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);
  • изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
  • уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
  • собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
  • проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
  • организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие (для III – VII классов) или на год (для VIII – XI классов) (в течение сентября);
  • составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября);
  • отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
  • осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
  • осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
  • осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
  • осуществляет контроль за дежурством по классу;
  • проверяет дневники учащихся;
  • осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
  • проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;
  • существляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы;
  • организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
  • помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
  • проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
  • дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
  • контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;


    в течение четверти:

  • организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
  • помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
  • организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
  • оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
  • организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
  • уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
  • проводит педагогические консилиумы;
  • проводит родительские собрания;
  • организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
  • посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя;


    в конце четверти:

  • организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
  • сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
  • организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;


    во время каникул:

    организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами);


    в конце учебного года:

  • организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
  • проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
  • организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
  • сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
  • организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;
  • получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.


    Классный руководитель выпускного класса:


  • организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса;
  • собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т.д. (к началу очередного учебного года);
  • собирает информацию для заполнения аттестатов о полном среднем образовании или свидетельство о неполном среднем образовании;
  • собирает сведения о сдаче экзаменов по выбору учащихся;
  • контролирует приход учащихся на экзамены.
  • Советы молодому классному руководителю

    Советы молодому классному руководителю

    йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

    молодому классному руководителю

    руководителя МО классных руководителей МОУ «Нижне-Наратбашской средней школы Буинского района Республики Татарстан»

    Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель.

    Итак, кто же он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?

    Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход… Читает записку от родителей…

    Классный руководитель помогает обрести себя, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой…

    Его любят, его обожают, к нему возвращаются после долгих лет разлуки со школой. Именно он является примером для сотен, тысяч школьников – примером Настоящего Классного Руководителя.

    Итак, вас назначили классным руководителем? Что делать? С чего начать?

    16лет назад я пришла в школу молодой, неопытной вчерашней студенткой и чувствовала в себе огромные силы для того, чтобы воплотить в реальность свои идеи и замыслы. Но, осознав в дальнейшем всю ту ответственность, которая легла на мои плечи за жизнь и будущее маленького человека, испытала страх. Передо мной стояли маленькие дети, которые ждали от меня нового, интересного и увлекательного путешествия в мир Детства, а также взрослые юноши и девушки, воспринимавшие меня как ровесницу, ведь разница в возрасте была всего 5- 6 лет. Думаю, вы тоже испытываете сейчас волнение и тревогу, и вопросов у вас больше, чем ответов. Это вполне естественно и нормально. Я постараюсь помочь вам, как в своё время помогли мне советом более опытные педагоги, мои наставники. Вы не одни в бушующем море российской педагогики. Главное, понять, что рядом опытные учителя, со своей сложившейся системой работы, готовые поделиться с вами наработками, интересными находками.

    Так как же не обмануть ожидания детей и взрослых? Как стать для них настоящим другом? Эти вопросы определили моё становление в качестве педагога-воспитателя.

    Просто передавать детям знания, не вкладывая в свою работу душу, не так-то и трудно. Труднее завоевать доверие маленького человека, который чутко распознает всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчение, сказка о том, что добро всегда должно победить зло.

    Вместе с тем на практике иногда приходится сталкиваться с проявлениями агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Ты, конечно, знаешь, что сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации. Родители стремятся улучшить финансовое благополучие семьи, а детям не хватает их внимания. Поэтому у детей возникает трудность в усвоении нравственных норм окружающего мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

    Поэтому я как воспитатель классного коллектива считаю для себя главным научить ребёнка приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека – это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктуют время, общество и наша деятельность. Каждому из нас при взаимодействии с миром необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно.

    Вы спросите: «Так какая же роль в жизни каждого ребёнка отведена учителю? Кто такой учитель: диктатор, коммуникатор, пастырь?» Вы скажете: «Почувствовать неуловимую грань, разделяющую эти сложные и ответственные социальные роли, непросто». Да, я соглашусь с вами. Да и разделимы ли они вообще? Кому из нас, работающих в школе, не приходилось вести этот бесконечный внутренний диалог с самим собой. Он изматывает, но и без него, на мой взгляд, движение к подлинному профессионализму невозможно.

    Мой путь – это неизбежное творческое восхождение на профессиональную вершину в качестве предметника и классного руководителя, если она, конечно, достижима. Существуют ли критерии, которыми можно оценить профессионализм учителя? Если вы меня спросите: «Каково самое главное требование к себе?»

    Дети ждут от учителя понимания, сочувствия, душевной теплоты. Каждый день, на каждом уроке, каждую минуту и секунду словом, жестом, взглядом мы учим и учимся сами.

    (Слайд №10) Уметь сочетать предметную компетентность, знание методики с пониманием детской души – значит, стать настоящим мастером в учительской профессии. Эта формула реализуется проще, если любишь своё дело, если горит в душе искра Божья. Тогда такое серьёзное и скучноватое понятие, как методика, звучит совсем по-иному. И какими бы ни были моральные, энергетические затраты, всё забывается, уходит на второй план, когда учитель видит понимание в детских глазах, чувствует их привязанность и, может быть, любовь. Судьба подарила каждому педагогу возможность найти своё продолжение в детях. Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них. Это большое счастье и вместе с тем колоссальная ответственность.

    Для меня школа – это сгусток энергии, положительной и отрицательной. При всей полярности этих субстанций, сладости одной и горечи другой, они равнозначно питают мою душу. А уж привыкнув к этому энергетическому коктейлю, жить без него больше не можешь.

    Каким же я хочу видеть своего ученика?

    Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющий переживать за другого. Это выпускник мыслящий, независимый, интеллигентный, уважающий себя и других. Как ему «устроиться» в этом сложном, быстро меняющемся мире завтра? Хочется, чтобы, выйдя из школы, он не затерялся и не растерялся в нём. Вот и стараюсь на своих уроках искать подходы, которые помогут воспитать человека творческого, коммуникабельного, чётко знающего, где, каким образом и для каких целей он сможет применить свои знания, то есть быть профессионалом того дела, которому решил посвятить свою жизнь. Вот и выходит, что та вершина, к покорению которой я стремлюсь, есть результат нашего с детьми обоюдного обучения и формирования.

    А каким хотят меня видеть мои ученики?

    В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

    Каким классным руководителем являетесь вы? Проверим?

    Классный руководитель должен быть… (выберите правильные ответы)

    Уважаемые коллеги, от нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит

    его взгляд на себя, свою жизнь, его взаимодействие с окружающим миром. Если вам не безразлично будущее маленького человека, если вы готовы нести за это ответственность, то вы правильно выбрали свой профессиональный путь. Не падайте духом, если что-то не получается: опыт приходит с годами. Будьте целеустремлённы, терпеливы, проявляйте доброту, излучайте тепло, общайтесь с людьми. Это поможет вам в вашем становлении как педагога, классного руководителя и Человека.

    Возможно ли Другого изменить?

    О ткрыть, сломать и вновь свинтить,

    С удьбу без колебаний предсказать,

    П отом туда дорогу смело указать

    И не давать с дороги сбиться,

    Т олкать и осуждать, мешая ошибиться,

    А кто нам дал такое право?

    Т ого и я не знаю, ох, не знаю, право…

    Е сть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:

    Ю тится взлет людской судьбы…

    Презентация по теме: Советы молодому классному руководителю

    Презентация по теме:
    Советы молодому классному руководителю

    Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель.

    Итак, кто же он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?

    Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход. Читает записку от родителей…

    Классный руководитель помогает обрести себя, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой.

    Его любят, его обожают, к нему возвращаются после долгих лет разлуки со школой. Именно он является примером для сотен, тысяч школьников – примером Настоящего Классного Руководителя.

    Итак, вас назначили классным руководителем? Что делать? С чего начать?

    16лет назад я пришла в школу молодой, неопытной вчерашней студенткой и чувствовала в себе огромные силы для того, чтобы воплотить в реальность свои идеи и замыслы. Но, осознав в дальнейшем всю ту ответственность, которая легла на мои плечи за жизнь и будущее маленького человека, испытала страх. Передо мной стояли маленькие дети, которые ждали от меня нового, интересного и увлекательного путешествия в мир Детства, а также взрослые юноши и девушки, воспринимавшие меня как ровесницу, ведь разница в возрасте была всего 5- 6 лет. Думаю, вы тоже испытываете сейчас волнение и тревогу, и вопросов у вас больше, чем ответов. Это вполне естественно и нормально. Я постараюсь помочь вам, как в своё время помогли мне советом более опытные педагоги, мои наставники. Вы не одни в бушующем море российской педагогики. Главное, понять, что рядом опытные учителя, со своей сложившейся системой работы, готовые поделиться с вами наработками, интересными находками.

    Так как же не обмануть ожидания детей и взрослых? Как стать для них настоящим другом? Эти вопросы определили моё становление в качестве педагога-воспитателя.

    Просто передавать детям знания, не вкладывая в свою работу душу, не так-то и трудно. Труднее завоевать доверие маленького человека, который чутко распознает всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчение, сказка о том, что добро всегда должно победить зло.

    Вместе с тем на практике иногда приходится сталкиваться с проявлениями агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Ты, конечно, знаешь, что сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации. Родители стремятся улучшить финансовое благополучие семьи, а детям не хватает их внимания. Поэтому у детей возникает трудность в усвоении нравственных норм окружающего мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

    Поэтому я как воспитатель классного коллектива считаю для себя главным научить ребёнка приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека – это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктуют время, общество и наша деятельность. Каждому из нас при взаимодействии с миром необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно.

    Вы спросите: «Так какая же роль в жизни каждого ребёнка отведена учителю? Кто такой учитель: диктатор, коммуникатор, пастырь?» Вы скажете: «Почувствовать неуловимую грань, разделяющую эти сложные и ответственные социальные роли, непросто». Да, я соглашусь с вами. Да и разделимы ли они вообще? Кому из нас, работающих в школе, не приходилось вести этот бесконечный внутренний диалог с самим собой. Он изматывает, но и без него, на мой взгляд, движение к подлинному профессионализму невозможно.

    Мой путь – это неизбежное творческое восхождение на профессиональную вершину в качестве предметника и классного руководителя, если она, конечно, достижима. Существуют ли критерии, которыми можно оценить профессионализм учителя? Если вы меня спросите: «Каково самое главное требование к себе?»

    (Слайд №9) Я отвечу: «Твори и не навреди».

    Дети ждут от учителя понимания, сочувствия, душевной теплоты. Каждый день, на каждом уроке, каждую минуту и секунду словом, жестом, взглядом мы учим и учимся сами.

    (Слайд № 10 ) Уметь сочетать предметную компетентность, знание методики с пониманием детской души – значит, стать настоящим мастером в учительской профессии. Эта формула реализуется проще, если любишь своё дело, если горит в душе искра Божья. Тогда такое серьёзное и скучноватое понятие, как методика, звучит совсем по-иному. И какими бы ни были моральные, энергетические затраты, всё забывается, уходит на второй план, когда учитель видит понимание в детских глазах, чувствует их привязанность и, может быть, любовь. Судьба подарила каждому педагогу возможность найти своё продолжение в детях. Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них. Это большое счастье и вместе с тем колоссальная ответственность.

    Для меня школа – это сгусток энергии, положительной и отрицательной. При всей полярности этих субстанций, сладости одной и горечи другой, они равнозначно питают мою душу. А уж привыкнув к этому энергетическому коктейлю, жить без него больше не можешь.

    Каким же я хочу видеть своего ученика?

    Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющий переживать за другого. Это выпускник мыслящий, независимый, интеллигентный, уважающий себя и других. Как ему «устроиться» в этом сложном, быстро меняющемся мире завтра? Хочется, чтобы, выйдя из школы, он не затерялся и не растерялся в нём.
    Вот и стараюсь на своих уроках искать подходы, которые помогут воспитать человека творческого, коммуникабельного, чётко знающего, где, каким образом и для каких целей он сможет применить свои знания, то есть быть профессионалом того дела, которому решил посвятить свою жизнь.
    Вот и выходит, что та вершина, к покорению которой я стремлюсь, есть результат нашего с детьми обоюдного обучения и формирования.

    А каким хотят меня видеть мои ученики?

    В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

    Каким классным руководителем являетесь вы? Проверим?

    Классный руководитель должен быть… (выберите правильные ответы)

    Уважаемые коллеги, от нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит

    его взгляд на себя, свою жизнь, его взаимодействие с окружающим миром.
    Если вам не безразлично будущее маленького человека, если вы готовы нести за это ответственность, то вы правильно выбрали свой профессиональный путь. Не падайте духом, если что-то не получается: опыт приходит с годами. Будьте целеустремлённы, терпеливы, проявляйте доброту, излучайте тепло, общайтесь с людьми. Это поможет вам в вашем становлении как педагога, классного руководителя и Человека.

    В озможно ли Другого изменить?

    О ткрыть, сломать и вновь свинтить,

    С удьбу без колебаний предсказать,

    П отом туда дорогу смело указать

    И не давать с дороги сбиться,

    Т олкать и осуждать, мешая ошибиться,

    А кто нам дал такое право?

    Т ого и я не знаю, ох, не знаю, право…

    Е сть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:

    Л ишь в чуде внутренней борьбы

    Ю тится взлет людской судьбы…

    Легко ли быть молодым учителем

    Легко ли быть молодым учителем

    Легко ли быть молодым учителем


    Легко ли быть молодым учителем.

    Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

    Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

    Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

    За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

    Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

    В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

    Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

    Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

    В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

    Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

    Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.

    Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.

    Памятка для молодого учителя


    1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

    2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

    3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

    4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

    5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

    6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

    7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

    8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

    9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

    10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

    Рекомендации молодому учителю

    ? Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

    ? Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

    ? Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

    ? Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

    ? Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

    ? Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

    ? Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

    ? Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

    ? Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

    ? Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

    ? Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

    ? Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

    ? Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

    ? Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

    ? Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

    ? Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

    ? В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

    ? Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

    ? Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

    ? Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.


    ПАМЯТКА
    классному руководителю

    Уважаемый молодой коллега!

    Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю­наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в школе классным руководителем.

    Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте. составляя план:

    • сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

    • написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);

    • определить цель, поставить воспитательные задачи.

    Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

    Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

    Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

    Вы можете включить в план работы следующие разделы:

    • учебные дела;

    • участие в общешкольных мероприятиях;

    • дела класса;

    • работа с родителями;

    • индивидуальная работа с учащимися.

    Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:

    • классный журнал;

    • план воспитательной работы с классным коллективом;

    • тетрадь классного руководителя в любой форме;

    • дневники учащихся;

    • личные дела учащихся;

    • психолого­педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

    • папки с разработками воспитательных мероприятий.

    Составьте себе памятку:

    • кабинет, закрепленный за вашим классом;

    • помещение, прикрепленное для генеральной уборки;

    • прикрепленный пришкольный участок;

    • дни дежурства по школе;

    • график дежурства по классу;

    • день выпуска общешкольной или классной газеты;

    • список учащихся, которым необходимы проездные билеты;

    • список многодетных и социально не защищенных семей;

    • сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

    • сведения о занятости учащихся во внеурочное время;

    • распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);

    • педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;

    • список учителей­предметников, работающих в классе;

    • расписание занятий класса;

    • расписание по личной учебной нагрузке;

    • состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);

    • цепочка для срочного оповещения учащихся;

    • дни рождения учеников класса по месяцам;

    • дела, которые требуют предварительной подготовки;

    • акции, в которых может принять участие класс.
    Похожие: