Руководства, Инструкции, Бланки

как написать профессиограмму образец img-1

как написать профессиограмму образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать профессиограмму образец

Профессиограмма. Типы профессиограмм. Структура профессиограмм различных типов.

В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии) (см. Иванова, 1992).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

4. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

А.К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

При этом А.К. Маркова выделяет основные требования к профессиограмме:

o четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

o выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности;

o демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

o показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

o направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

o выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы (см. рис. 4.1).

Другие статьи

Как написать профессиограмму образец

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.

Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Свежие статьи

3 октября (пн) в12-00 (мск) состоится очередная передача из цикла «Мозг – инструкция по применению». В этот раз мы будем обсуждать проблему эмоциональной зависимости от другого человека, и несчастную любовь в частности. Любовная зависимость – такая же зависимость, как и любая другая (алкогольная, наркотическая, игровая или пищевая), поскольку ведет к разрушению человеческой личности.

Что вы узнаете, став участником нашей беседы?

1) как и почему формируются зависимые отношения; 2) чем отличается любовь от любовной зависимости; 3) как протекают зависимые отношения, какие неприятные последствия приносят в жизнь, чего они нас лишают; 4) рекомендации по выходу из любовной зависимости.

Гость передачи – практический психолог Анна Хонина, ведущий – проф. Юрий Щербатых. Слушайте и смотрите передачу в понедельник 3 октября в 12-00 (мск) по ЭТОЙ ССЫЛКЕ

2.8 Понятие о профессиограмме.

Профессиограмма- это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области.

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

Первая из них – большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов – как психологов, так и экспертов по данной профессии.

Вторая причина – огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии, в результате чего возникает необходимость создания целого ряда профессиограмм для многих профессий. Выше мы уже приводили пример, что профессиограмма водителя-дальнобойщика и водителя-таксиста будут существенно отличаться по требованиям к показателям их внимания. Существенные различия будут также по отношению к их коммуникативным качествам, скорости реакции, темпераменту и пр. То же самое можно сказать о профессии «менеджер», «врач» и т. д. Получается, что профессиограмм должно быть несколько тысяч, а при больших трудозатратах на их создание это становится нерентабельным.

Ранее, в СССР усилия по созданию профессиограмм координировало и финансировало Министерство труда [1]. ныне же профессиограммы, как правило, создаются или в рамках региональных Центров профориентации или менеджерами по персоналу крупных предприятий. Дело в том, что при проведении профессионального отбора на важные позиции без профессиограммы просто не обойтись. Для того, чтобы из нескольких кандидатов на принять на должность лучшего из них, нужно четко понимать, какие качества предъявляет данная специальность и данное рабочее место к работнику. Поэтому даже схематичная профессиограмма лучше, чем никакая. Другой вопрос, что менеджеру по персоналу приходится регулярно совершенствовать банк профессиограмм и вносить в него необходимые коррективы, пока он не определит важнейшие требования профессии к человеку, который ей занимается.

На примере профессии бухгалтера дадим примерную схему профессиограммы, которую может создать сотрудник кадровой службы для эффективного отбора и обучения персонала (Табл. 2.6).

Как составить профессиограмму

Как составить профессиограмму

Профессиограмма – это документ, устанавливающий внутренние и внешние факторы труда, условия труда, описание объективных и субъективных его характеристик. Профессиограммы пишутся с разными целями. Те, которые направлены на выяснение причин сбоев в производстве, или на совершенствование систем, под силу только узким специалистам. Профессиограммы же из области психологии труда более понятны широкому кругу людей и доступны для составления.

  • Номенклатура профессий
  • Содержание профессии
  • Требования профессии
  • Информация о получении профессии

Составьте общую характеристику профессии. Укажите название по официально принятой номенклатуре. Опишите ее общественную значимость, потребность в данной профессии. Укажите необходимое образование и диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы карьерного продвижения.

Опишите трудовой процесс: ответьте на вопросы, что является содержанием труда, на что направлена деятельность (предмет труда), какими средствами пользуются в процессе труда, каковы его результаты. Охарактеризуйте основные обязанности, это т.н. производственная характеристика профессии.

Отметьте требования, предъявляемые профессией к работнику: какие необходимы общие и специальные знания и умения, для выполнения профессиональных обязанностей, какие требования предъявляются к безошибочности и надежности выполняемых операций. Обрисуйте требуемое состояние здоровья, физиологические особенности человека. Укажите, каковы медицинские противопоказания. Опишите условия труда. Это могут быть и санитарно-гигиенические условия (помещение или открытый воздух, сидя, стоя, шумы, температура); и экономические (оплата труда, льготы, отпуск), и технические и т.д.

Составьте психологическую характеристику труда. В каждой профессии есть привлекательные и непривлекательные стороны, специфические трудности, профессиональные вредности, льготы, возможности самовыражения разной широты. Кроме того, важными характеристиками будет являться широта общения, его постоянность, прямолинейность или опосредованность.

Составьте психограмму. Это важная часть профессиографического описания. Психограмма предполагает описание внутренней картины труда, можно даже в виде фотографии рабочего дня. Опишите точно все виды деятельности, их хронометраж в течение дня, важные события и частоту их повторения. Из этого описания должна сложиться картина, каковы рабочие позы, статистические или динамические нагрузки во время работы. Опишите предъявляемые требования к работоспособности человека, типу мышления, виду памяти, ответственности, самоконтролю, умению действовать в условиях дефицита времени и принимать решения. Изложите, какие еще требования на уровне психических процессов могут быть (к эмоциональности, речи, мотивации, опыту, интеллекту, нравственно-психологической устойчивости, чертам характера).

Укажите сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Как написать профессиограмму образец

Советы бухгалтерам

Профессиограмма
представляет собой подетальную характеристику профессий, включающей определенные действия в сферу своей работы. При этом учитываются условия, при которых возможна нормальная деятельность определенного лица, принадлежащего к данной профессии, а так же устанавливаются определенные условия, при которых возможна наиболее продуктивная деятельность. Разрабатывается целый комплекс мероприятий, направленных на облегчение труда человека своей профессии. Как известно, продуктивность зависит от ряда обстоятельств, к которым имеют отношение нормативы.

Профессиограмма позволяет создать наиболее комфортные условия для нормальной работы и жизнедеятельности человека конкретной профессии. При этом учитываются определенные качества, которые должны быть присущи человеку конкретной профессии. В случае, если профессия не удовлетворяет потребностей человека, следует подумать о смене места работы и должности, поскольку в противном случае высокие достижения не смогут быть реализованы. Рабочее место должно быть оснащено с учетом всех требований и пожеланий со стороны человека, который выполняет свои обязанности.

Профессиограмма поможет разобраться в причинах, по которым не достигается должный и желаемый уровень производительности, а сама профессия не доставляет морального удовлетворения. Если причина кроется вовсе не в самой профессии, а в неправильной организации процесса труда и отдыха, следует принять определенные меры. Отдых имеет важное значение для современного человека – снижение производительности труда и отсутствие высоких достижений может быть вызвано недостатком сна и отдыха, поскольку переутомленный человек не способен давать высокие результаты.

Профессиограммаучителя, практически, как и профессиограмма психолога, требует особого подхода, поскольку и в первом и во втором случае профессионал несет ответственность за другого человека, а так же такая профессия требует понимания человеческой личности. Профессиограмма педагога, как и профессиограммы профессий, связанных с психологией личности и ответственностью за других людей, на первый план выдвигает гуманность и способность понимать другого человека.

Профессиограммаменеджера отражает ответственного, активного человека. Как и все ответственные профессии, профессия юриста требует умственного труда. Профессиограмма юриста строится из расчета удобства рабочего места и отличного оснащения для продуктивной деятельности. Профессиограмма экономиста отражает деятельного собранного человека. Рабочий кабинет экономиста должен иметь соответствующее оборудование и техническое оснащение.

Профессия, связанная с детьми относится к наиболее ответственным, поскольку от каждого действия воспитателя или педагога зависит направление развития формирующейся личности ребенка.

Профессиограммавоспитателя строится на основе требуемых характеристик для человекая, чья деятельность связана с детьми. Профессиограммажурналиста отражает активного, деятельного творческого работника. Так как медицина представляет собой серьезную сферу, работники которой несут ответственность за жизнь другого человека, профессиограммаврача должна соответствовать требованиям, предъявляемым к работнику медицины – профессионализм, высокая ответственность, знание дела, гуманность. Профессиограмма представляет собой образец характеристик определенной личности, относящейся к конкретной сфере деятельности.

Составление профессиограммы представляет собой ответственное дело, поскольку от правильности подбора нужных качеств зависит направление деятельности. Профессиограмма, пример которой можно составить для себя самостоятельно, должна включать важные моменты, наиболее требуемые в конкретной ситуации. профессиограмма социального работника структура профессиограммы

Профессиограммаследователя составляется, исходя из характеристик, наиболее приемлемых для человека данной профессии – высокая работоспособность, знание психологии, ответственность, высокий уровень интеллекта. Так же профессиограмма бухгалтера считается правильно составленной, если включает качества отвественного, пунктуального профессионала, профессиограмма
инженера
характеризует положительного работника как исполнительного и в своем роде творческого. Что касается юридических лиц, то профессиограмма прокурора заполняется с учетом таких моментов, как четкость и точность в принятии решения, организованность, высокий уровень мыслительной деятельности. Менеджеру отводится важное значение в большинстве современных сфер деятельности, поэтому профессиограммаменеджера по персоналу соответствует требованиям, которые предъявляются руководящему лицу. От выбора менеджера по персоналу будет зависеть компетентность работников фирмы.

Профессиограмма преподавателя, как и подобные виды профессиограмм, имеющих отношение к работе с детьми, требует особого подхода. В первую очередь педагог обязан быть ответственным, творческим и гуманным по отношению к детям. Чтобы понять, как составить профессиограмму, следует определиться с важными качествами, необходимыми для конкретной профессии, а так же с условиями труда. Профессиограмма руководителя имеет множество важных моментов, опрееляющих конкретное лицо, как человека, способного принимать решения за других с учетом их мнения, организовывать процесс труда. Профессиограмма программиста характеризует человека умственного труда, при этом для такого профессионала необходимо создать оптимально оборудованное рабочее место. Профессиограмма дизайнера имеет отношение к творческой профессии и складывается из требований, предъявляемых людям, обладающим богатым воображением и творческим подходом. Для осуществления деятельности необходимо соответствующее оборудование. Профессиограммамаркетолога создается с учетом всех необходимых условий для данной профессии, при которой важно иметь возможность проведения исследований определенного рынка товаров. Содержание профессиограммы включает все стороны осуществления деятельности, это и условия труда, и личностные качества. Профессиограмма системного администратора создается из расчета получения наиболее оптимальных характеристик профессионала. В первую очередь, наряду с остальными качествами, системный администратор обладает высокой ответственностью, пунктуальностью и четкостью выполнения поставленных задач. В понятие о профессиограмме входит перечень характеристик как самого профессионала, так и условий выполнения необходимой работы.

Как написать профессиограмму образец

Среда, 18 Февраля 2015 14:17

Профессиограмма

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма.

Профессиограмма - документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется профессиографией. Одной из задач профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Профессиограмма является информационным документом, необходимым для ознакомления с избираемой профессией. Профессиограмма - характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др. Правильный выбор профессии предполагаетвозможно, более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Одним из важнейших источников информации о профессии являются профессиограммы .

  • общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);
  • производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
  • содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;
  • связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;
  • необходимые общие и специальные знания и умения;
  • требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности, медицинские противопоказания);
  • психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);
  • условия труда: санитарно - гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;
  • сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях), родственных профессиях.

Обдумывая свой будущий профессиональный путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана). Составляя профессиограммы, можно использовать статьи из энциклопедии «Мир профессий», разнообразные справочные издания, интернет-ресурсы. Часть сведений практического характера можно почерпнуть из бесед со школьным психологом и специалистами-профконсультантами «Красноярского центра профессиональной ориентации и поддержки населения», в который можно обратится по тел. 201-55-80,201-44-17 ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).

Рассмотрите общие принципы составления профессиограммы

93. Рассмотрите общие принципы составления профессиограммы

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

    1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.
    2. Комплексность изучения.
    3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).
    4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).
    5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).
    6. Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

    • - общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
    • - содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
    • - средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.

Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):

    1. Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).
    2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
    3. Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).
    4. Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).
    5. Диагностические.

Существуют различные схемы профессиографирования. Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:

  • - типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:
    • человек – природа
    • человек – техника
    • человек – человек
    • человек – знаковые системы
    • человек – художественный образ;
  • - классы (цель труда);
  • - отделы (использование средств деятельности);
  • - группы (преимущественные условия труда).

Как составить профессиограмму. Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

    1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).
    2. Как человек делает? (анализ действий).
    3. Для чего человек делает?
    4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).
.

Технология профессиографии

Новости Рунета

06.01.2014 О Концепции информационной безопасности детей
Евгений Осин: "Не могу пройти мимо такого удивительного документа, который описывает, что можно и что нельзя видеть в Интернете российским детям".
Читать в источнике: psyresearchdigest.blogspot.ru

31.08.2013 Гендерные различия и эволюция человеческих эмоций
Профессор Хелен Фишер — антрополог из Университета Ратгерс в Нью-Джерси, стала известна благодаря своим исследованиям поведения влюбленных людей.
Читать в источнике: psysales.com

30.08.2013 Как заставить бесплатный онлайн-сервис приносить деньги
Проблема монетизации веб-проектов актуальна до сих пор, несмотря на то, что интернет-бизнес существует давно и существует успешно. Вместе с пользователями сервиса Quora попытаемся ответить на вопрос о том, как заработать на бесплатном онлайн-сервисе.
Читать в источнике: www.towave.ru

Технологическое предпринимательство - лекция по венчурному инвестированию

В аудиотеке

Журнал Технология профессиографии. Примеры профессиограмм

Технология профессиографии. Примеры профессиограмм

Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:

- методы сбора эмпирических данных - изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
- методы их анализа - метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
- методы психологической интерпретаций - анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.

Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.

Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Источник: Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю.Головин, Мн. Харвест, М. АСТ, 2001.

Пример профессиограммы: "Предприниматель"

Доминирующий способ мышления: адаптация — координация
Область базовых знаний № 1 и их уровень: политика и экономика, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень: предпринимательство, бизнес, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: администрирование (управление)
Межличностное взаимодействие: частое по типу «рядом»
Доминирующий интерес: предпринимательский
Дополнительный интерес: социальный
Условия работы: в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

- организация предприятий малого, среднего и крупного бизнеса;
- планирование работы предприятия, организации;
- организация коммерческой деятельности (производство, продажа, покупка);
- проведение переговоров и участие в них;
- заключение сделок, договоров;
- контроль за выполнением поставленных перед организацией целей и задач;
- руководство компаниями, организациями, управление людьми и проектами;
- работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; изучение и учет деятельности конкурирующих фирм;
- проведение собраний, групп;
- проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

- организаторские способности;
- руководящие и лидерские способности;
- высокий уровень понятийного мышления;
- хорошие аналитические способности;
- вербальные, ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);
- коммуникативность (умение налаживать отношения с людьми, входить в контакт);
- навыки межличностного взаимодействия (умение работать в группе, способность выполнять деятельность в коллективе);
- способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;
- способность к саморегуляции чувств.

Личностные качества, интересы и склонности:

- стремление к независимости свободе действий;
- стремление творчески работать, создавать капитал;
- стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
- потребность реализовать свой личностный потенциал;
- готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и собственные возможности);
- инициативность;
- целеустремленность, амбициозность;
- надежность, обязательность;
- умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- эрудированность;
- умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);
- деловая хватка.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- низкая самооценка;
- боязнь неудачи, неуверенность в себе;
- конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне); - безынициативность;
- неспособность принимать решения;
- косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
- склонность перекладывать ответственность на других.

Области применения профессиональных знаний:

- промышленные фирмы;
- сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
- сфера строительства и добывающей промышленности (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании);
- транспортная сфера (компании по автодоставкам и автоперевозкам);
- сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании);
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- брокерские фирмы и др.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

- экономист;
- продавец;
- инженер;
- страховой агент;
- торговый агент;
- кассир;
- менеджер;
- гид;
- диспетчер.

Источник: Е. С. Романова. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Питер, 2008, 464 с.

Скачать профессиограммы (предприниматель, управленец, менеджер, маркетолог, финансовый менеджер, бухгалтер, системный администратор, web-дизайнер, водитель) (98 КБ): professiograms.zip.

Профессиограмма труда - описание, типы профессиограмм, принципы, правила составления, анализ труда

Профессиограмма – определение, правила составления, типы, методы анализа труда

Каждый психолог, который непосредственно занимается практической деятельность и консультирует людей по вопросам выбора профессии, ведения профессиональной деятельности и управления кадрами, должен иметь навыки создания описания видов профессиональной деятельности, а также должен знать характеристики, которым нужно соответствовать людям, чтобы заниматься то или иной деятельностью. Так же профессиограмма очень сильно облегчает адаптацию персонала. так как дает структурированное представление о их профессиональных мотивах и особенностях. Кроме работы с профессиограммами, то есть, готовыми описаниями профессий, консультанту часто приходится работать самостоятельно, составляя для клиентов описания избранных ими профессий и указывая на особенности этих профессий, не стоит путать это с характеристикой с места работы .

Иногда профессиограммы составляются для определенной категории граждан, выявления эскапизма и других личностных проблем, также может брпаться во внимание определенный регион страны или даже часть мира. Некоторые клиенты на консультации у психолога, работающего в области психологии труда и управления, просят составить профессиограмму для уникальных, новых, специфических профессий. И это не странно, ведь в последнее время появляются такие профессии, которые ране не имели места быть. Многие люди пробуют себя в самых различных технических, биологических, гуманитарных, творческих направлениях деятельности.
Правила составления профессиограммы :

Являет собой характеристику профессии с ее описанием и указанием специфики деятельности в рамках этой профессии. Используется профессиограмма как указатель задач, которые стоят перед человеком, выбравшим определенную профессию. Также в профессиографии используется сложение психограмм. Под психограммами следует понимать перечень качеств определенной личности, которые были бы полезны человеку при работе в определенной отрасли.

Так, существует психограмма профессий для работы в инженерной, медицинской, педагогической, технической и прочих сферах. Психограмма составляется на основе проведения бесед с собеседником. тестов, экспериментальных исследований людей, которые являются специалистами в определенной профессии. Профессионально значимые качества сводятся в один список, и для оценки личности на профессиональную пригодность проводится сравнение ее личностных качеств, указанных в списке.

Труд в данном контексте рассматривается как центральный элемент для исследования, ведь согласно специфике труда и составляются профессиограммы и психограммы. Изучение труда в психологии имеет большое значение. На сегодня существует более десяти разных подходов к изучению специфики (анализ, системность) труда. Рассмотрим подход, разработанный и описанный отечественным психологом, специалистом в области психологии труда, Е.М. Ивановым.

Иванов выделил три уровня анализа труда:
1. Анализ параметров труда. На этом уровне рассматриваются детали, которые являются основными в характеристике труда. Это и техническая грань труда, и вопрос материальных ресурсов, которые используются в профессиональной деятельности, и те цели, которы стоят перед рабочими, и условия, в которых совершается трудовая деятельность. Отдельный вопрос – это описание личности каждого, кто работает в данной сфере. В этом смысле имеют значение многие параметры – пол, возраст, состояние здоровья сотрудника, его профессиональные качества и, конечно же, достижения и промахи, которые он совершает по ходу своей деятельности, все это влияет на составление профессиограммы профессии.
2. Структурный уровень. На этом уровне изучается строение и специфика контактов, которые происходят во время рабочего процесса.
3. Уровень функций. На этом уровне происходит общий анализ трудовой деятельности. Вся информация, полученная на уровне анализа предметов труда, его структуры, обобщается и оценивается в целом. Складывается описание цели, особенностей и структуры взаимодействия субъектов и объектов трудовой деятельности.

Другой специалист в области профессиограмм и психологии труда, Шадриков В.Д. рассматривает труд не как процесс, а как объединенную систему. Также, как и в описании Иванова, здесь есть три уровня:
1. Уровень мотиваций. Мотив – это то, что заставляет человека действовать. В контексте изучения труда, мотивация является толчком к выбору профессии и деятельности в ее рамках .по этому на мотивационном уровне изучается то, на сколько профессия важна для общества, на сколько она востребована и привлекательна для людей, которые ею занимаются.
2. Уровень компонентов деятельности. Труд имеет несколько граней. На уровне компонентов профессиограмма трудовой деятельности по отдельности изучается каждая операция, которая проводится в рамках изучаемой деятельности, берется во внимание информативная база, которая имеет значение для исследуемого вида деятельности, поддается анализу алгоритм и план совершения деятельности, личностные качества профессионалов, задействованных в данном виде труда.
3. Уровень исследования информации. На этом уровне исследуются рабочие кадры, то есть люди, задействованные в определенном виде деятельности. Анализу подлежит их психическое здоровье, в частности готовность к исполнению определенного вида профессиональной деятельности и анализ реакции психики рабочих на специфические профессиональные раздражители, что прямо влияет на социальную профессиограмму профессии. Также поддается изучению то, как психика людей справляется со всей информацией, которой необходимо обладать для успешного ведения профессиональной деятельности в определенной сфере труда. Это, в первую очередь, анализ памяти (ознакомьтесь так же с теорией памяти ), воображения, мышления специалиста.

Типы профессиограмм
Согласно разработкам отечественного специалиста в области психологии труда, Е.М. Иванова, пять основных видов профессиограмм, которые составляются для описания профессий и подбора кадров под них. Итак, рассмотрим описанные Ивановым тип профессиограмм.


1. Первый тип – это профессиограммы, содержащие основную информацию об определенной профессии, то есть, информационные профессиограммы. Их применяют для консультирования людей, которые находятся в поисках работы. В информационной профессиограмме для безработного есть четкое описание профессии, критериев, по которому для нее отбирают кадров, а также в наличии имеются указатели на специфику описываемой профессии. Такую профессиограмму можно получить на бирже труда или в кабинете психолога, который консультирует по вопросам психологии труда. Также информационные профессиограммы используются для работы с подростками и людьми юношеского возраста, которые только приступают к выборы профессии. Профориентирующие профессиограмм должны быть в школах, профессиональных технических заведениях, колледжах, интернатах. Работать с ними молодые люди могут самостоятельно или при помощи психолога-консультанта или педагога-консультанта.
2. Профессиограммы для диагностики недостатков. Их составляют, чтобы описать трудности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности, также подобные профессиограммы содержат описание всевозможных форс-мажорных обстоятельств, критических моментов, опасностей производственного процесса. В них включены пункты, которые касаются как технической стороны вопроса, так и кадровой. Люди, которые работают в изучаемой сфере, могут иметь те или иные личностны недостатки, которые негативным образом способны повлиять на эффективность труда. Это тоже учтено в диагностической профессиограмме. Профессиограммы диагностического типа должны быть в наличии не только у психологов-консультантов, но и у людей, занимающих руководящие должности, для того, чтобы они смогли в случае необходимости предоставить нужную информацию своим подчиненным.
3. Структурные профессиограммы. Разрбатываются для дополнения эргатической системы, когда человек управляет каким-то сложным техническим средством. Это могут быть внесения правил и норм использования техники на производстве или инструкция по эксплуатации транспортных средств (самолеты, поезда, машины, водный транспорт и прочее). Часто структурные профессиограммы используются на предприятиях, которые вводят новые технические средства в процесс трудовой деятельности. Структурные профессиограммы рассчитаны и на то, чтобы совершенствовать навыки и знания кадров, работающих с техническими средствами.
4. Методологические профессиограммы. Эти профессилограммы в некоторой мере связанны из структурными, потому что содержат информацию о том, как методмчески правильно, эффективно и безопасно нужно использовать технику, необходимую на производстве. Также методологические профессиограммы содержат информацию о том, как необходимо действовать человеку в рамках работы с эргатической системой. Иногда в составлении таких профессиограмм участвуют сами специалисты, которым приходилось работать с эргатическими системами. Они, работая над профессиограммами, анализируют свою деятельность, углубляют знания, необходимые в работе, делятся опытом с коллегами. Составление методологических профессиограмм специалистами с разных сфер должно проходить при консультации психолога или руководителя, который обладает всеми необходимыми навыками составления профессиограмм.
5. Профессиограммы отборные. Они составляются для того, чтобы облегчить руководителям предприятий и специалистам кадрового отдела отбор людей, претендующих на работу в той или иной профессиональной сфере. Правильно сложенная отборная профессиограмма позволит работать с потенциальными кадрами сразу в трех направлениях: подбирать рабочих на определенные места, определять уровень квалифицированности специалиста и его роль в трудовом коллективе организации, производить повторную подготовку кадров или направлять людей на новые для них рабочие места.