Руководства, Инструкции, Бланки

заявление об отсутствии конфликта интересов образец img-1

заявление об отсутствии конфликта интересов образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1909 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Постановление Правления Пенсионного фонда России от N 5п - О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориал

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2014 г. N 5п "О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов" (с изменениями и дополнениями)
  • Постановление Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2014 г. N 5п "О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов" (с изменениями и дополнениями)
  • Порядок принятия работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов
    • Приложение N 1. Уведомление (рекомендуемый образец)
    • Приложение N 2. Рекомендуемый образец журнала регистрации уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
    • Приложение N 3. Заявление (рекомендуемый образец)
    • Приложение N 4. Рекомендуемый образец журнала регистрации заявлений о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2014 г. N 5п
"О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов"

С изменениями и дополнениями от:

17 сентября 2014 г. 11 мая 2016 г.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954; N 53 (ч. I), ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40 (часть III), ст. 5031) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Дроздова А.В.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2014 г.

Регистрационный N 31584

Порядок
принятия работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов
(утв. постановлением Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2014 г. N 5п)

С изменениями и дополнениями от:

17 сентября 2014 г. 11 мая 2016 г.

1. Настоящий Порядок в целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"*(1) и постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции"*(2) устанавливает правила принятия работниками Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальных органов (далее - работники) мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Настоящий Порядок распространяется на работников, занимающих должности, включенные в Перечень должностей в ПФР и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правления ПФР от 4 июня 2013 г. N 125п (зарегистрировано в Минюсте России 28 июня 2013 г. регистрационный N 28916)*(3) (далее - Перечень должностей).

3. Принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов является должностной обязанностью работника, неисполнение которой служит основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под конфликтом интересов в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

4. В целях недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов работник обязан уведомить работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

4.1. Уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (далее - Уведомление) составляется в письменном виде в произвольной форме или по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Порядку) в двух экземплярах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 17 сентября 2014 г. N 375п пункт 4.2 изложен в новой редакции

4.2. Первый экземпляр Уведомления представляется:

а) Председателю Правления ПФР (уполномоченному им лицу):

- работниками ПФР и работниками территориальных органов ПФР, занимающими должности, назначение на которые осуществляется Председателем Правления ПФР, его заместителем;

б) управляющему отделением ПФР (уполномоченному им лицу):

- работниками отделения ПФР и работниками территориальных органов ПФР, подведомственных отделению ПФР, занимающими должности, назначение на которые осуществляется управляющим отделением ПФР;

в) руководителю территориального органа ПФР, подведомственного отделению ПФР (уполномоченному им лицу):

- работниками территориальных органов ПФР, подведомственных отделению ПФР, занимающими должности, назначение на которые осуществляется руководителем территориального органа ПФР, подведомственного отделению ПФР.

Второй экземпляр Уведомления представляется работником непосредственному начальнику.

4.3. Первые экземпляры Уведомлений в течение одного рабочего дня подлежат обязательной регистрации в специальном Журнале регистрации уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (приложение N 2 к настоящему Порядку), который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью.

4.4. Структурное подразделение и (или) работник, ответственные за реализацию полномочий в сфере противодействия коррупции, докладывают работодателю (уполномоченному им лицу) о поступившем Уведомлении.

4.5. По результатам рассмотрения Уведомления работодатель (уполномоченное им лицо) принимает одно из следующих решений:

- об отсутствии конфликта интересов;

- о наличии конфликта интересов и необходимости принятия мер по его урегулированию;

- об организации проверки содержащихся в Уведомлении сведений.

4.6. Проверка содержащихся в Уведомлении сведений проводится в порядке, установленном Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, и работниками Пенсионного фонда Российской Федерации, и соблюдения работниками Пенсионного фонда Российской Федерации требований к служебному поведению, утвержденным постановлением Правления ПФР от 5 июня 2013 г. N 133п (зарегистрировано в Минюсте России 23 июля 2013 г. регистрационный N 29126)*(4) .

4.7. Материалы проверки, указанной в пункте 4.6 настоящего Порядка, докладываются структурным подразделением и (или) работником, ответственными за реализацию полномочий в сфере противодействия коррупции, работодателю (уполномоченному им лицу) для принятия решения о направлении Уведомления и результатов проверки содержащихся в нем сведений в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

5. В случае невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей работник в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обязан подать заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (далее - Заявление ).

Информация об изменениях:

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 17 сентября 2014 г. N 375п пункт 5.1 изложен в новой редакции

5.1. Заявление подается в письменном виде в произвольной форме или по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к настоящему Порядку):

а) в Управление кадровой политики:

- работниками ПФР и работниками территориальных органов ПФР, занимающими должности, назначение на которые осуществляется Председателем Правления ПФР, его заместителем;

б) в кадровую службу отделения ПФР:

- работниками отделения ПФР и работниками территориальных органов ПФР, подведомственных отделению ПФР, занимающими должности, назначение на которые осуществляется управляющим отделением ПФР;

в) в кадровую службу территориального органа ПФР, подведомственного отделению ПФР:

- работниками территориальных органов ПФР, подведомственных отделению ПФР, занимающими должности, назначение на которые осуществляется руководителем территориального органа ПФР, подведомственного отделению ПФР.

5.2. Заявления подлежат обязательной регистрации в течение одного рабочего дня в специальном Журнале регистрации заявлений о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (приложение N 4 к настоящему Порядку), который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью.

5.3. Журнал регистрации заявлений о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (далее - Журнал) ведется в ПФР - Управлением кадровой политики, в территориальных органах ПФР - кадровыми службами территориальных органов ПФР.

5.4. Заявление подлежит рассмотрению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В течение двух рабочих дней с момента поступления Заявления Управление кадровой политики, кадровые службы территориальных органов ПФР осуществляют передачу Заявлений в соответствующие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по акту приема-передачи.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954; N 53 (ч. I), ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40 (часть III), ст. 5031; N 52 (ч. I) ст. 6961.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3833.

*(3) Российская газета, 2013, N 154; 2014, N 24.

*(4) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, N 38; Российская газета, 2014, N 24.

Информация об изменениях:

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 11 мая 2016 г. N 420п приложение изложено в новой редакции

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 1
к Порядку принятия работниками
Пенсионного фонда Российской
Федерации, его территориальных
органов мер по недопущению любой
возможности возникновения
конфликта интересов
(с изменениями от 11 мая 2016 г.)

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 2
к Порядку принятия работниками
Пенсионного фонда Российской
Федерации, его территориальных
органов мер по недопущению любой
возможности возникновения конфликта
интересов

Журнал
регистрации уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

Отдельные работники ПФР и его территориальных органов должны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Неисполнение данной обязанности грозит дисциплинарным взысканием.

Речь идет о сотрудниках, которые в целях борьбы с коррупцией обязаны отчитываться о доходах, имуществе и имущественных обязательствах (собственных, а также своих супругов и несовершеннолетних детей).

Указанные лица должны уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его появления.

Приведена рекомендуемая форма такого уведомления.

По результатам рассмотрения уведомления работодатель (уполномоченное им лицо) принимает одно из следующих решений: об отсутствии конфликта интересов; о его наличии и о необходимости принятия мер по его урегулированию; об организации проверки содержащихся в уведомлении сведений.

Результаты проверки направляются в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Если сотрудник по объективным причинам не может отчитаться о доходах, он должен сообщить об этом. Установлен образец соответствующего заявления. Оно рассматривается на заседании вышеуказанной комиссии.

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2014 г. N 5п "О мерах по недопущению работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возникновения конфликта интересов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 марта 2014 г.

Регистрационный N 31584

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 9 апреля 2014 г. N 80

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 11 мая 2016 г. N 420п

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 17 сентября 2014 г. N 375п

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Другие статьи

Справка за подписью руководителя об отсутствии конфликта интересов образец

OrYIFOrOr ksI RYIoO O YIFrrORofYIYI RYIe srO O OFRYIyfUG YIRyuG YIfU. YIfYIOrOfYIo srO RYIe - Or rNONryi ryiOUYIyu yiSCHGrffrr s, oRSHA OYIfYIyu oaSCH Ossoyi SCHOofYIyu aoOYIR, yieo OUoRofYIo oyiSCHOU rOoOGfrYI. eSCHGfYI YIfrU rRSHFSCHAyu foYIFaoffUa Orra SCH ryiSCHoRoU.

erafYIyu ksI – RYIoO Efyi-ooONSCHO YI oOoOr-F O OrYIFOrOo yiOUofUG srO Ryu yiSCHGfYI. ryiSCHoRyua OoRoyu NrRSHUrU OUNrO OFRYIyfUG OorO YI OYISCHfyirO yiSCHGrffUG srO. k 2013 rSCH OrYIFOrOr ksI rOrYIRr YIFrrORofYIo yiOUofUG RyufoOUG srO YIfrU.

erafYIyu ksI oYIRYIFYIOSCHoyu f YIFrrORofYIo RyufoOUG srO YIF RYIe. kUryiro yiyoOr, UYIOryiyu OorOyu aa, OYIoaRoaUo ofU – Oo Or OYIORoyio ryiSCHoRoU, yirrOUo Gryu yiSCHYISH RyufoOUo sU Ryu yiSCHGfYI YIyiRAyYIoRSHfr SCH YIFOofrr OrYIFOrYIoRyu aoNoRSHfUG srO.

Справка за подписью руководителя об отсутствии конфликта интересов образец . еда — это всего лишь еда, и ты просто сидишь за столом. - Справка за подписью руководителя об отсутствии конфликта интересов образец

В Севастополе байкер погиб, впечатавшись в машину судебных приставов: Яковлев перешел в «Крылья Советов» на правах аренды

Дьяченко снялась с матча US Open из-за травмы, Справка за подписью руководителя об отсутствии конфликта интересов образец, И еще, я так чувствую, что всемирная история будет оооочень веселой (судя по преподу)

Госпрограмма "Жилище" продлена до 2020 года с допфинансированием 691 млрд. руб. прощание с родной бабурочкой, катания по ночному городу. Около 90 раненых под Радой в том числе несколько человек в тяжелом состоянии. Это результат брошенных. … Дура, не верит, что я с июля месяца не живу в общаге. Короч, мы это_интересно_studiyasapogovoy_ В декабре состоится мировая премьера седьмой части легендарной космической саги. Сохраняем овощи и фрукты методом заморозки. __whOre__ не раскисай. До завтра и хороших снов ¦ Я надеюсь, что те кто меня бесит до сих пор страшные С 1 сентября в России изменятся некоторые законы DistMist Против коммунистов, против антикоммунистов, в буденовке с комм. эмблемой, атеист, да еще православный, безусловно-… Виктор Терещенко может сняться с выборов Завтра 1 сентября. Боль и разочарование ждет тебя. Чо за закон подлости я сегодня выспаться хотела проснулась блин в 4:41 и уснуть не могу. Вот дерьмо,хотя это случается со мной постоянно В Беларуси снизили цены на бухло, чтобы вы знали за кого голосовать через месяц ahab7822 Нет здесь все за Едыну Украину. Конечно ты прав, а где делают .Ну хуй его знает где делают. В проигрыватели nero есть такая функция, просмотор dvd фильма с того момента где остановился Я снова уебалась глазом и у меня синяк Победитель просто лол Картофель к праздничному столу - быстро, вкусно, красиво. Коротко о себе: воспитанная, но пошленькая. Новые столкновения на Грушевского: в центре Киева прошли стычки Готовим вместе с «Глобус»: лечо из помидоров Что нам. цельнозернового хлеба с творожным сыром • Травяной чай. Матвиенко: кризис с беженцами и ИГ - результат политики Запада Что в нашем спрайте klodimka kri0211 Rockn___Rolla. Украинцев волнует война в Донбассе, а не децентрализация - нардеп Мищенко новости Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки. B. И. Ленин

Ослабление рубля не привело к росту спроса на туры по России: В компании добавили, что ожидали большего интере. …

Я чмо, а свифт королева

Пётр Порошенко выступит с телеобращением из-за беспорядков в Киеве

Волна распродаж, начавшаяся 19 августа после публикации протокола заседания FOMC и превратившаяся в. Самое лучшее 1 сентября) утром поехать в город, чтоб посмотреть Синистер 2)) Вы полтора года не замечаете ликование украинских троллей,приветствующих насилие и бомбёжки на Донбассе Показательно https:/… Товарищи с не очень знакомых номеров, для начала В Белом доме оставили открытым вопрос о будущей работе Барака Обамы Sovushka47 сука мне завтра вставать рано, в 12, надоели писать?????? почему джесси снова спит, а зак не спит, но сидит на одном месте ?? ?? Пора прощаться с летом. И мне ничуть не жаль) Это было. У меня вопрос, почему Чичваркин, в Лондоне, где мягкие законы жестче чем в тоталитарной России ни способен ни на что>>> 9deaf 3b28030 2f245fd26 8b3c53600acf майнкрафт 0.13 аддоны Скачать пе на 0 3b033 25cd5e52 9f326ea371462 05601

eU RofyirU ks – Or rOrafUU OUNrO OYISCHfyirO, OorO YI oyiSCHO. rNoffr OUoRyuAyu O YI aoNoRSHfUG srO. eRYIyoyiYIo – sU YIF RYIe rNRYIrOffUo oyiSCHOfUaYI RofyiaYI. Zr YIFrORYIOAyu YIfrU. ErOOoaoffUo sU – RyufoOUo sU OrUG oraoOYIyoyiYIG srOa.

eSCHGfYI rOOoaoffUaYI saYI YIaoA OSCHro, NrRoo YIFOofro, fFOfYIo – yiSCHGfYI YIRyu RroOf. ZGo Oor ryiOUOAyu RyufoOUaYI RofyiaYI OG YIRYI yiOyirU. ksI OYIFfffUU RYIoO Efyi-ooONSCHO YI oOoOr-F O OrYIFOrOo yiSCHGrffUG RyufoOUG srO, yieo yiOUofUG srO.

eSCHGrffUo sU r OrYIFOrYIoRyu

erafYIyu ksI rYIf YIF yiOSCHfoUUYIG OrYIFOrYIoRoU aoNoRSHfUG srO. RU OrYIFOrYIa sU f FyiF, yirrOUo arefr yiSCHYISH rra YI O OrFfYISCH. OFrrORofYIo RYIe srO OrYIGrYI f ara rOOoaoffra rNrOSCHrOfYIYI. iRYI k YIfoOoSCHA sU, Ryu NYIFfo YIRYI Ryu RYIyfrr YIrRSHFrOfYIyu, r yiSCHYIo YIG SCH OoSCHGor OrYIFOrYIoRyu yiSCHGrffUG srO Efyi-ooONSCHO.

Заявление об отсутствии конфликта интересов образец

Скачать заявление об отсутствии конфликта интересов образец и принтер hp officejet 4500 инструкция

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан Утративший силу. Кодекс. Типовая декларация конфликта интересов Заявление Ответ «да» необязательно означает наличие конфликта интересов, но выявляет вопрос. Главная Разъяснения по частым вопросам Жилищные споры выселение и выписка из квартиры. 5. Организация школьной службы примирения. 5.1. История развития школьных служб примирения.

Комментарий к Федеральному закону "О ветеранах" Федеральный закон "О ветеранах" как основа. Глава 10. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству Что означает подготовка. 7 сен 2014 Декларация — заявление, объявление, документ, провозглашающий отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта. Предисловие ; Раздел i. Судья в гражданском процессе ; 1. Общие положения. Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. n 1099 "О мерах по совершенствованию государственной. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Указом Президента Российской. -заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам Образцы документов, обеспечивающие работу комиссии: Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе. Образец жалобы в порядке подчиненности Порядок подачи и рассмотрения. 1. Типовая форма. УВЕДОМЛЕНИЕ. О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ если какие-либо финансовые или иные интересы или договоренности с какой- либо. Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. n 2332-У "О перечне, формах и порядке составления. Введение; Часть первая Судебная форма защиты субъективных прав и законных интересов.

Форма заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием и примерные справка о составе учредителей юридического лица с указанием доли участия и заказчиком отсутствует конфликт интересов, под которым понимаются отсутствие сведения по строкам, помеченным звездочкой, не является. Другое мнение от адвокатов. Куда жаловаться на адвоката. Адвокат несет ответственность. Глава 28 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений § 1 Назначение. Образец документа. В_____ районный суд Заявитель: Ф.И.О. (адрес) Ответчик: педиатрическое бюро. В бесплатном сервисе от Бухсофт Онлайн Вы можете скачать образец и описание типового. Ответ: Конфликт интересов с конкурсным управляющим, как правило, наблюдается. 10 млрд рублей превысил объем закупок малого объема Москвы в первом полугодии 2016 года. Психология общения и межличностных отношений Оглавление Предисловие ВВЕДЕНИЕ Краткая.

— отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым. Хотите получить доступ ко всем материалам? Приглашаем познакомиться поближе. Система. Вы открыли рубрикатор! Здесь собраны и разбиты на темы все рекомендации. Урегулированию конфликта интересов В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии. заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам отправке почтовых сообщений, форма направления сообщений граждан.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 5

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений. Автор рассматривает способы организации работы сотрудников так, чтобы конфликта интересов не возникало, а также методы урегулирования все же возникших конфликтов.

Национальный план противодействия коррупции в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. В то же время следует понимать, что сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции было бы неправильно. Конфликт интересов, во всяком случае, связан именно с конфликтом, конфликтом публичного и частного интереса. Необязательно такой конфликт имеет коррупционный результат. Государственные или муниципальные служащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли и не совершая никаких противоправных действий. Однако сама ситуация конфликта между частным и публичным интересами требует более тщательного контроля за принимаемыми ими при этом решениями. В связи со всем вышеизложенным представляется необходимым рассмотреть его сущность более подробно.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия. В научной литературе конфликт интересов в сфере предпринимательской деятельности определяется как "противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего) и личными интересами этого уполномоченного" [1].

Термин "конфликт интересов" в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на надлежащее выполнение им своих должностных обязанностей.

В Российской Федерации в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утв. Президентом РФ в 2001 г. было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о гражданской службе) определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Таким образом, подход, в соответствии с которым конфликт интересов - это противоречие между частной заинтересованностью и публичной обязанностью - был сохранен. В то же время с учетом того, что личная заинтересованность была определена в данном Законе посредством получения материальной выгоды, определение конфликта интересов было сужено по сравнению с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Позднее практически аналогичное определение конфликта интересов было введено в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009, далее - Закон о муниципальной службе).

Конфликт интересов не является административным (служебным) спором, т. к. возникает не по поводу установления или применения условий труда, разногласие по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления в данном случае отсутствует [2]. Вместе с тем решение, принятое в результате разрешения конфликта интересов, может быть обжаловано в комиссию по служебным спорам или в суд. В таком случае возникает индивидуальный служебный спор по поводу урегулирования конфликта интересов.

Новое определение конфликта интересов

Институт конфликта интересов подвергся серьезным изменениям после принятия Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции). По сравнению с указанными выше Законами о гражданской и муниципальной службе, указанный Закон в определении сущности конфликта интересов содержит следующие новеллы:

- теперь конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного или муниципального служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (т. е. по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей;

- Закон о противодействии коррупции подчеркивает, что личная заинтересованность государственного и муниципального служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Сложно сказать, что понимают законодатели под косвенной личной заинтересованностью. Можно лишь предположить, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным или муниципальным служащим доходов, а о создании реальной возможности их получения. Однако в любом случае понятие "личной заинтересованности" и "конфликта интересов" остается, к сожалению, оценочной категорией.

Помимо вышеуказанного, новеллой Закона является распространение института урегулирования конфликта интересов на все виды государственной службы, в т. ч. правоохранительную и военную.

Понятие личной заинтересованности в Законе о противодействии коррупции также претерпело некоторые изменения по сравнению с используемыми в Законах о государственной гражданской и муниципальной службе.

Во-первых, из ее определения законодатель исключил указание на неосновательное обогащение. Данную новеллу следует считать обоснованной, т. к. использование в законодательстве о государственной и муниципальной службе гражданско-правового термина "неосновательное обогащение" справедливо критиковалось в юридической литературе. В частности, О. В. Казаченкова писала: ". сторонами в обязательствах вследствие неосновательного обогащения могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Гражданский служащий в силу своего особого статуса не может являться участником гражданского оборота. В связи с этим распространение гражданских норм на отношения, регулируемые законодательством о государственной службе, представляется неправомерным" [3].

Во-вторых, вместо общего указания на натуральную форму получения доходов либо доходов в виде материальной выгоды законодатель конкретизировал, что речь может идти о получении ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав. При определении имущественного характера услуг и указанных прав правоприменителю следует руководствоваться гражданским и налоговым законодательством Российской Федерации.

В-третьих, законодатель отказался от подробного определения иных лиц, которые могут получить доход в случае использования государственным или муниципальным служащим своего служебного положения (как это было сделано в Законах о государственной гражданской и муниципальной службе). Нельзя не отметить, что указание на "граждан или организации, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами" обоснованно критиковалось за чрезмерную расплывчатость, т. к. любой государственный и муниципальный служащий, будучи членом социума, естественно, связан различными обязательствами со значительным количеством различных организаций (таковыми, например, являются обязательства платить коммунальные платежи; рассчитываться по взятому в банке кредиту и т. п.).

Однако в этом плане еще более сложно признать удачным используемое в Законе о противодействии коррупции понятие "третьи лица". Под третьими лицами вполне естественно можно понимать абсолютно любых граждан и организации. В результате этого, исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы, личной заинтересованностью, влекущей возникновение конфликта интересов, можно признать такие действия служащего, которые повлекут получение доходов органами государственной власти или иными государственными организациями (ведь они, безусловно, по отношению к государственному или муниципальному служащему также являются третьими лицами). Представляется, что в любом случае в дальнейшем потребуются уточнение и разъяснение термина "третьи лица", используемого в рассматриваемом Законе.

Показательно, что несмотря на то, что Закон о противодействии коррупции содержит новое определение конфликта интересов, распространяющееся на все виды государственной, а также муниципальную службу, старое определение данного понятия было сохранено. Более того, практически одновременно с принятием Закона о противодействии коррупции законодатели внесли изменение в Закон о муниципальной службе, дополнив его ст. 14.1, в которой также содержится иное определение конфликта интересов на муниципальной службе.

С нашей точки зрения, это свидетельствует об отсутствии системного подхода в законотворческой деятельности. При этом указанные различия носят сущностный характер, т. е. ситуация, признаваемая конфликтом интересов, исходя из норм одного Закона, может не трактоваться в качестве такового другим (например, если личная заинтересованность гражданского или муниципального служащего связана с получением им при исполнении должностных обязанностей доходов для третьих лиц, не подпадающих в списки близких родственников и свойственников). В таких ситуациях, на наш взгляд, следует руководствоваться общим правилом о конкуренции общей и специальной норм и применять положения специальных Законов о государственной гражданской и муниципальной службе соответственно.

Два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта

В ст. 11 Закона о противодействии коррупции выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: государственный (муниципальный) служащий и представитель нанимателя. Применительно к государственным и муниципальным служащим законодатель в связи с этим закрепляет две основные обязанности:

- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

- уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Что касается первой из них, то она подразумевает необходимость государственного или муниципального служащего воздерживаться от контактов с различными организациями, сферы деятельности которых пересекаются с его должностными обязанностями (кроме тех случаев, разумеется, когда такое взаимодействие, наоборот, входит в его должностные обязанности); максимально дистанцироваться от личных предпочтений при принятии управленческих решений и т. п.

Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов возникает у государственного или муниципального служащего в момент, когда он узнает об этом. Представляется, что речь должна идти только о реальной угрозе возникновения конфликта интересов, т. к. просто "угроза" его возникновения существует, естественно, всегда. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, т. к. оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возникший конфликт. Здесь уместно отметить, что, несмотря на то, что понятие "конфликт интересов" применительно к сфере государственной и муниципальной службы используется уже достаточно длительный срок и комиссии по урегулированию конфликта интересов созданы во многих органах государственной власти, количество дел, рассматриваемых ими, остается относительно небольшим.

По результатам проведенного автором настоящей статьи опроса служащих органов государственной власти, располагающихся на территории Саратовской области (как областных, так и федеральных), были получены следующие наиболее типичные ответы о причинах этой ситуации:

- государственные служащие не всегда различают ситуации, когда у них возникает конфликт интересов (либо считают данный конфликт крайне незначительным), и не информируют об этом представителя нанимателя (или непосредственного начальника);

- государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов с целью извлечения из сложившейся ситуации незаконной выгоды;

- государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов для того, чтобы не менять устраивающую их ситуацию (при этом никакой незаконной выгоды они фактически не получают);

- государственные служащие скрывают наличие конфликта интересов из опасения применения к ним санкций и отрицательного влияния информации о наличии в прошлом конфликта интересов на их карьеру;

- представители нанимателя не инициируют рассмотрение ситуаций, связанных с конфликтом интересов конфликтными комиссиями, не желая, чтобы указанные ситуации получали огласку, и предпочитая разрешать их самостоятельно;

- представители нанимателя не инициируют рассмотрение ситуаций, связанных с конфликтом интересов конфликтными комиссиями, с целью получения выгоды из сложившейся ситуации.

Разумеется, в некоторых случаях могут иметь место и другие причины.

Для иллюстрации имеющейся практики можно привести следующие типичные примеры конфликтов интересов.

Пример 1. Служащая территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по Саратовской области обратилась к представителю нанимателя с уведомлением о намерении работать по совместительству в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе. Предполагаемая работа заключалась в исполнении обязанностей главного редактора периодического печатного издания, учредителем которого выступал данный территориальный орган. Представитель нанимателя передал решение этого вопроса на рассмотрение конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что конфликт интересов в данном случае будет отсутствовать.

Пример 2. Служащий министерства Саратовской области обратился к представителю нанимателя с уведомлением о намерении работать по совместительству в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе. Предполагаемая работа заключалась в исполнении обязанностей специалиста по кадровой работе в коммерческой организации. Представитель нанимателя передал решение этого вопроса на рассмотрение конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что в данном случае может возникнуть конфликт интересов, т. к. в должностные обязанности данного служащего входит осуществление проверок соблюдения законодательства организаций различных форм собственности, в т. ч. потенциально и организации, в которой он планировал работать по совместительству.

Пример 3. Служащий территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по Саратовской области обратился к представителю нанимателя с уведомлением о возникновении у него конфликта интересов. Данный служащий по должности был наделен полномочием по рассмотрению дел об административных нарушениях. Обращение к представителю нанимателя было вызвано тем, что в этом случае ему было поручено рассмотрение дела об административном правонарушении, совершенном организацией, одним из учредителей которой выступал его родной племянник. Представитель нанимателя передал решение этого вопроса на рассмотрение конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что в указанной ситуации будет иметь место конфликт интересов. На основании данного решения представитель нанимателя принял решение об отстранении государственного служащего от рассмотрения конкретного дела.

Пример 4. ООО было привлечено к административной ответственности. Постановление о наложении административного наказания в виде штрафа им было обжаловано в судебном порядке. В качестве одного из доводов в жалобе содержалась информация о том, что государственный служащий территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти по Саратовской области, вынесший постановление о наложении административного наказания, является родственником лица, работающего в конкурирующей с обществом организации, в связи с чем принятие им решения не могло быть объективным. Данная информация была получена представителем нанимателя государственного служащего, рассмотревшего административное дело, который принял решение о необходимости привлечения конфликтной комиссии. Предметом рассмотрения конфликтной комиссии являлся вопрос о возможном нарушении государственным служащим обязанности, предусмотренной п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона о гражданской службе. Комиссия пришла к выводу, что конфликт интересов в данном случае отсутствовал, мотивируя это тем, что, во-первых, помимо организации, в которой работал родственник государственного служащего, в данном сегменте рынка осуществляют свою деятельность еще несколько организаций, так что привлечение к ответственности общества не могло создать указанной организации серьезного преимущества; во-вторых, родство между ними было дальним.

На основании имеющейся практики представляется возможным сделать следующие выводы:

1) в большинстве случаев источником информации о конфликте интересов являются обращения самого служащего к представителю нанимателя или непосредственному начальнику. В принципе представитель нанимателя может получать информацию и из других источников, таких как:

- декларации о доходах, подаваемые государственными и муниципальными служащими; иные предоставляемые ими сведения;

- заявления, включая и анонимные, граждан и организаций, в т. ч. считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственного или муниципального служащего, связанных с конфликтом интересов;

- материалы публикаций в средствах массовой информации;

- результаты служебных проверок и т. п.

В то же время на практике случаи получения информации не от самого участника конфликта встречаются достаточно редко (в рассматриваемых случаях это только пример 4);

2) большая часть ситуаций урегулирования конфликтов интересов связана с трудоустройством государственного служащего на другую работу, помимо основной. Указанная ситуация является максимально формализованной, поскольку ч. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе прямо указывает, что в данных случаях государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя. Как представляется, это свидетельствует о том, что интенсификация функционирования механизма урегулирования конфликтов интересов возможна при более детальном закреплении в законодательстве обязанности государственных служащих информировать о наличии или реальной угрозе возникновения конфликта интересов.

Закрепление в нормативных актах достаточно широкого перечня ситуаций, в которых государственных служащий обязан сообщать о наличии конфликта интересов или реальной угрозе его возникновения, по нашему мнению, позволит снизить воздействие первой, четвертой и пятой причин невысокой эффективности работы данного антикоррупционного механизма из указанных выше. Связано это с тем, что:

во-первых, повысится степень информированности государственных служащих о ситуации конфликта интересов (воздействие на первую причину);

во-вторых, повысится стимул сообщать о наличии конфликта интересов у тех служащих, которые опасаются это делать, чтобы не помешать должностному росту, т. к. в условиях формализации ситуации конфликта интересов они будут уверены, что несообщение о ней более вероятно скажется на их карьере отрицательно (воздействие на четвертую причину);

в-третьих, повысится стимул инициировать предусмотренную Законом процедуру урегулирования конфликта интересов и у представителей нанимателя, т. к. формализованная ситуация конфликта интересов имеет больше шансов быть выявлена в процессе проверки деятельности органа государственной власти (воздействие на пятую причину).

Определенное воздействие будет оказано и на другие причины низкой эффективности функционирования механизма предупреждения и урегулирования конфликта интересов, хотя и в меньшей степени.

В этом плане представляется перспективным закрепление в подзаконных актах, устанавливающих особенности предотвращения и разрешения конфликта интересов в различных государственных органах, перечня ситуаций, связанных с наличием потенциальной угрозы возникновения конфликта интересов. Ситуация с трудоустройством государственного служащего на работу по совместительству и является по сути такой ситуацией (конфликт интересов еще отсутствует, но угроза его возникновения становится реальной, что требует инициирования процедуры проверки).

В действующем законодательстве можно встретить примеры описания таких ситуаций.

Так, например, в Положении об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2006 N 113, используется понятие "предконфликтной ситуации". При этом предконфликтная ситуация определяется как "ситуация, в которой у должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда и членов Общественного совета при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, может возникнуть конфликт интересов". В Положении также даются примеры некоторых предконфликтных ситуаций.

Безусловно, указанное Положение во многом способствует той формализации механизма урегулирования конфликтов интересов, о которой мы писали выше, и с этих позиций может быть оценено только позитивно. В то же время не совсем удачным представляется использование термина "предконфликтная ситуация". Использование слова "предконфликтный" заставляет предположить, что ситуация непосредственно предшествует конфликту, т. е. конфликт обязательно возникнет. Между тем во многих случаях речь идет лишь о реальной угрозе его возникновения. В связи с этим более правильным представляется вести речь о "ситуации потенциального конфликта интересов".

Представляется, что о случаях возникновения таких "ситуаций потенциального конфликта интересов" служащий должен информировать всегда. В то же время перечень подобных ситуаций не должен носить исчерпывающего характера. Указанные меры позволят, с одной стороны, повысить информированность государственного служащего о ситуациях, связанных с угрозой возникновения конфликта интересов, с другой - упростить процедуру привлечения его к юридической ответственности, если обязанность информирования о такой угрозе им не была выполнена.

Способы урегулирования конфликтов

Что касается непосредственно разработки перечня таких ситуаций, то, как представляется, здесь необходимо идти двумя путями.

Во-первых, вполне возможным выглядит разработка ситуаций потенциального конфликта интересов общего характера, которые могут возникнуть во многих государственных и муниципальных органах. Такой ситуацией, например, будет являться осуществление государственным служащим контрольных или юрисдикционных полномочий в отношении организации, в которой работает он сам, его близкие родственники или свойственники. При их определении можно опираться на перечень, приведенный в п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе.

Такая же ситуация возникает и в случае, если близкие родственники (свойственники) государственного служащего имеют какие-то права собственности в данной организации. Закрепление подобного рода конкретных ситуаций выглядит гораздо более перспективным по сравнению с использованным в Законе о противодействии коррупции расплывчатым указанием на сущность конфликта интересов и личной заинтересованности, поскольку действия служащего при их возникновении будут четко регламентированы законодательством.

Перечень ситуаций потенциального конфликта интересов общего характера может быть закреплен в отношении федеральных государственных служащих указом Президента Российской Федерации, а в отношении служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - нормативными актами соответствующего уровня.

Во-вторых, обязательной является разработка перечней ситуаций потенциального конфликта интересов, которые связаны со спецификой деятельности конкретного государственного органа. Разработка таких ситуаций должна быть поручена (рекомендована) конкретным органам власти.

Само уведомление о возникновении конфликта интересов или об угрозе его возникновения осуществляется в письменной форме. Для этого государственными и муниципальными служащими подается заявление либо служебная (докладная) записка произвольной формы [4]. Неисполнение рассматриваемой обязанности государственным или муниципальным служащим должно трактоваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности. Однако при этом следует помнить, что во всех таких случаях необходимым условием привлечения служащего к ответственности является установление его вины. Применительно к обеим обязанностям, указанным выше, служащего это выглядит достаточно сложным в силу оценочного характера конфликта интересов и, соответственно, мер, которые могут быть предприняты с целью его недопущения. В то же время эта проблема может быть во многом снята при условии закрепления в законодательстве перечней ситуаций потенциальных конфликтов интересов.

Вторым субъектом, на которого Федеральный закон "О противодействии коррупции" возлагает обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является представитель нанимателя. В ч. 4 и 5 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" содержится указание на основные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе. Таковыми являются:

- изменение должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов (в т. ч. отстранение его от исполнения должностных (служебных) обязанностей);

- отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.

Использование всех рассмотренных выше мер отнесено к компетенции представителя нанимателя. Однако решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов чаще всего требует выяснения большого количества обстоятельств и, соответственно, достаточно больших временных затрат. Поэтому для урегулирования конфликта интересов на некоторых видах государственной службы предусматривается создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. Составы комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы, в свою очередь, была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Комиссии по урегулированию конфликта интересов осуществляют свою деятельность на основании Положения. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 было утверждено новое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение о комиссиях), пришедшее на смену Положению, утв. Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 269.

Новое Положение о комиссиях достаточно существенно меняет компетенцию и порядок принятия решений указанными комиссиями. Основные изменения при этом коснулись именно компетенции комиссий, которая была серьезно расширена. Собственно, указанное расширение было предопределено еще с принятием Закона о противодействии коррупции, который распространил сферу действия законодательства о конфликтах интересов на все виды государственной службы (а не только гражданскую, как Закон о гражданской службе).

Однако расширение компетенции комиссий по соблюдению требований к служебному поведению по урегулированию конфликта интересов коснулось не только круга государственных служащих, на которые распространяются их полномочия, но и самого объема этих полномочий. В соответствии со старым Положением о конфликтных комиссиях данные комиссии решали два круга вопросов:

- о наличии или отсутствии в действиях гражданского служащего нарушений требований к служебному поведению;

- о наличии или отсутствии в конкретном случае личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Новое Положение о комиссиях устанавливает, что помимо указанных, комиссии по урегулированию конфликтов интересов рассматривают также вопросы, касающиеся:

- проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими;

- рассмотрения заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- рассмотрения обращения бывшего государственного служащего, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.

Фактически в соответствии с новым Положением о комиссиях конфликтные комиссии призваны контролировать большинство механизмов, предусмотренных федеральным антикоррупционным законодательством. В связи с этим представляется, что в своем новом статусе они, собственно, уже не соответствуют наименованию "комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", т. к. их полномочия уже явно более широки. Возможно, более правильно их было бы именовать "комиссии по противодействию коррупции в органах государственной власти" с внесением соответствующих изменений во все необходимые документы.

К сожалению, в новом Положении о комиссиях так и не был преодолен наиболее существенный недостаток предыдущего Положения - рекомендательный характер решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В свое время, еще до принятия Положения о комиссиях 2007 г. автором настоящей статьи на основании анализа буквы и, самое главное, духа Закона о государственной гражданской службе высказывалось мнение, что решения комиссий по урегулированию конфликта интересов должны носить обязательный характер.

Данный вывод основывался на рассмотрении процедуры урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе как элемента антикоррупционного механизма нового Закона, основанного на максимальной элиминации дискреционных полномочий в данном вопросе отдельных должностных лиц, коллегиальном и открытом решении данного вопроса. К сожалению, введенная в Положение норма о необязательном характере решений таких полностью, на наш взгляд, выхолостила процедуру урегулирования конфликтов интересов.

Новое Положение о комиссиях также закрепляет, что решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, за исключением решения по вопросу о разрешении государственному служащему работать в коммерческой или некоммерческой организации для руководителя государственного органа, носят рекомендательный характер. Единственное введенное исключение, когда решение комиссии носит обязательный характер, совершенно объективный характер, т. к. связано с принятием решения относительно гражданина, уже не являющегося государственным служащим и, следовательно, руководителю государственного органа не подчиненного.

Не решают проблему необязательности решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и нормы Положения, регламентирующие процедуру учета руководителем государственного органа решений комиссии (п. 34). Хотя на руководителя и возлагаются в связи с этим определенные обязанности "рассмотреть протокол заседания комиссии", "уведомить в письменной форме комиссию о рассмотрении ее рекомендаций и принятом решении", они, очевидно, руководителя практически не связывают.

Показательно также, что решение руководителя государственного органа принимается к сведению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов без обсуждения, что делает это оглашение не только практически бесполезным, но даже и вредным, т. к. несогласие руководителя с решением комиссии может стимулировать ее членов (напомним, в большинстве случаев находящихся от руководителей в состоянии служебной зависимости) к поиску в аналогичных ситуациях решений, которые "понравятся" руководителю.

По нашему мнению, в рамках реализации программы противодействия коррупции на государственной службе законодателю следовало бы внести изменения в указанное Положение, предусмотрев именно коллегиальное решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов. Аналогичным образом необходимо решать этот вопрос и на других видах государственной и муниципальной службы.

1. Дедов Д. И. Конфликт интересов. М. Волтерс Клувер, 2004.

2. Зеленцов А. Б. Яхин Ф. Ф. О предмете административно-правового спора // Юрист. 2003. N 11. С. 36.

3. Казаченкова О. В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 81.

4. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев.

кафедрой административного права