Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации аттракционов img-1

руководство по эксплуатации аттракционов

Рейтинг: 4.4/5.0 (1867 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации.

Подготовка и пуск аттракциона в эксплуатацию.

Процесс подготовки включает в себя несколько основных этапов:

- расконсервация и сборка аттракциона после периода хранения или перевозки;

- внешний осмотр с определением геометрических и эксплуатационных характеристик.

Проведение технических мероприятий

- устранение выявленных дефектов и регулировочные работы;

- проведение испытаний статических и динамических.

Документальное оформление ремонтно-восстановительных работ

- оформление технической и эксплуатационной документации - составная часть безопасной эксплуатации, отражающая условия работы и обслуживания аттракционов на протяжении всего их жизненного цикла.

- обучение обслуживающего персонала приемам эффективной и безопасной работы с аттракционом и посетителями, проблема сезонных кадров.

Целью данной статьи не является осуществить повторения вместе с Вами давно и хорошо знакомых вопросов. Причиной послужило реальное тревожное состояние дел, выявленные в ходе работы с Заказчиками Центра нерешенные и, что хуже, не решаемые годами вопросы.

Практика показывает, отношение к планированию планово-предупредительных работ (далее ППР) на местах чрезвычайно поверхностно и, как следствие, не приносит положительных результатов.

Можно выделить два фактора. Безопасность и надежность аттракционов. Чтобы стало понятно, какой смысл вкладывается в каждый из них, необходимо пояснение, надежность – это способность аттракциона выполнять функции, заложенные в него разработчиком с разной степенью готовности. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (п.3.17 ГОСТ Р 1.0-92). Следовательно, говоря о надежности, понимается совокупность эксплуатационных технических характеристик и конструктивных параметров аттракционов. Безопасностью назовем результат взаимного влияния надежности и организационно-правовых мероприятий проводимых собственником и направленных на уменьшение рисков эксплуатации. Таким образом, связанные неразрывно эти факторы являются системообразующими на весь жизненный цикл аттракциона, более того, они отражают состояние дел в каждый отдельный момент времени, влияют на риски для окружающих, наконец, определяют личную безопасность и безопасность ваших клиентов (посетителей).

Теперь о практических мероприятиях, составляющих надежность работы аттракционов.

Расконсервация и сборка аттракциона, как правило не вызывает трудностей и является, обычно, стартовой точкой сезона.

Внешний осмотр – привычная и общепринятая процедура, единственно, хочется отметить, чтобы после сборки и осмотра аттракциона владелец провел элементарные геометрические измерения на соответствие паспортным данным еще до запуска. Необходимо обращать внимание на состояние оснований - бетонных и иных площадок.

В случае выявления несоответствия с технической документацией либо явного дефекта в конструкции возникает вопрос о восстановительных работах. Единственно верным рецептом может быть только один: консультироваться исключительно со специалистами завода-изготовителя и работу поручать только квалифицированным исполнителям.

Регулировочные и настроечные работы необходимо выполнять согласно руководству по эксплуатации аттракциона, причем необходимо помнить, что регулировка обеспечивает лишь временные устойчивые параметры работы, требующие во время эксплуатации постоянного наблюдения и контроля.

Проведение статических и динамических испытаний. как показала практика, за редким исключением, во многих парках стало только бумажной работой. На самом деле – это важнейший элемент в цепи безаварийной работы. Это единственный процесс в Ваших руках способный помочь выявить и обозначить, в том числе скрытые дефекты без привлечения специалистов неразрушающего контроля.

В результате выполнения перечисленных мероприятий зачастую возникнет необходимость приобретения материалов и защитных покрытий. В сегодняшних условиях, при тендерном отборе поставщиков, важно обращать внимание не столько на цену, сколько на оптимальное, с точки зрения технического применения, соотношение цена - потребительские свойства материалов. Невозможно допускать, чтобы краска с низкими защитными свойствами и невысокой ценой, наносилась, к примеру, на аттракцион «Круговой обзор», когда только подготовка поверхности и защита её стоит десятки тысяч рублей.

В условиях отсутствия запасных частей либо дороговизны их у профильных поставщиков (завод-изготовитель) иногда владелец обращается к предприятиям имеющим возможность изготовить аналогичные на месте. При этом необходимо помнить, что запчасти, изготовленные и установленные на аттракцион в отсутствии конструкторской документации переносят все риски эксплуатации на заказчика и исполнителя.

О мероприятиях, определяющих безопасность работы аттракционов.

Отдельно необходимо отметить работы по подготовке к пуску в эксплуатацию импортных аттракционов. При наличии полной, переведенной на русский язык, техдокументации не вызывает трудностей ни сборка, ни настройка с регулировкой. На практике, к сожалению, ситуация складывается с точностью «да наоборот». Объяснения можно услышать самые разные, однако проблему это не снимает. Никто кроме Вас самих не вправе затребовать от поставщика или производителя исчерпывающе-полной техдокументации. Владельцу необходимо быть защищенным самому и защитить своих посетителей от нерадивости или нерасторопности поставщиков, монтажников, производителей и т.д.

В исключительных случаях возможно изготовление техдокументации с привлечением сторонних организаций. В таком случае надо помнить, что процесс этот очень ответственен и требует серьезных затрат времени и средств.

Если уж речь зашла о документации, то нельзя не остановиться на списке документов, сопровождающих аттракцион на всем пути его жизненного цикла:

- Паспорт или формуляр аттракциона;

- Руководство по эксплуатации;

- Акт о приемке и пуске аттракциона в эксплуатацию;

- Акты о статических и динамических испытаниях аттракциона;

- Акт технического освидетельствования;

- Журнал ежедневного учета работы;

- Информационные материалы для пассажиров;

- Инструкция по работе аттракциона и действиям оператора в чрезвычайной ситуации;

- Журнал учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ.

Необходимо делать записи по всем видам работ, проводимым на аттракционе в журнал ежедневного учета работы, без разделения на важные и не очень . При техническом освидетельствовании, проводимом испытательной лабораторией аттракционной техники, одним из основных пунктов является работа с эксплуатационной документацией, журналом ежедневного учета работы аттракциона, журналом учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Следовательно, чем полнее стартовая информация при освидетельствовании, тем более объективной и точной получается оценка технического состояния в целом.

«Центр по безопасности аттракционов» по традиции из года в год придерживается одного не писаного правила: заключенные договора на освидетельствование аттракционов – есть основание к диалогу с заказчиком в течение года. Вызвано это жизненной необходимостью. Как один из примеров можно привести ситуацию, возникшую с аттракционом «Вихрь» во время внеочередной проверки в середине сезона. Оказалось, что в цанговом соединении оси вращения зонта - одном из самых ответственных соединений, где предусмотрено заводом-изготовителем, казалось бы, все чтобы стягивающие болты не раскручивались, они оказались с ослабленной затяжкой, хотя при проведенных перед проверкой ППР болты были затянуты и законтрены. В результате все заказчики Центра, были срочно оповещены о необходимости самостоятельной проверке данного узла. В результате проверки из 11 аттракционов 4 нуждались в повторной затяжке болтов, а на одном вообще выпал болт с изношенной резьбовой частью. Причиной, по мнению специалистов Центра, является безответственное отношение - после затяжки болты не были законтрены отгибными шайбами или шайбы не были установлены вовсе. Другой случай, когда в результате акта вандализма был поврежден уже проверенный, ранее работоспособный аттракцион «Колокольчик». Заказчиком с нашей помощью были определены дефекты, их характер и сложность. Завод-изготовитель поставил запасные части и аттракцион заработал в кратчайшие сроки. Издержки парка при этом оказались обоснованными и минимальными. По каждому из заказчиков, работающему с Центром, существует техническая история на аттракцион, вернее история дефектов и их устранения. В случаях смены владельца или замены ключевых технических специалистов, мы даем возможность новым владельцам узнать историю эксплуатации.

Некоторые владельцы не фиксируют моменты, связанные с травматизмом пассажиров. Такое поведение ведет не только к неправильной оценке текущего состояния общей безопасности, оно целенаправленно закладывает фундамент будущих ЧП. Кто знает - с какими последствиями.

Ключевой фигурой во время работы аттракциона становится оператор. От того насколько грамотно он способен организовать загрузку посетителей, насколько тактично и своевременно может снять напряженность в отношениях с пассажирами, зависит имидж парка и безопасность работы. Отсюда и необходимость подходить к подбору кадров на эти места с особой тщательностью, стараться исключить случайности. Кроме навыков работы с аттракционом и инструктажа по ТБ оператор на рабочем месте должен знать свои действия в чрезвычайных ситуациях и иметь возможность их исполнить. Необходимо на месте пребывания оператора иметь памятку, отражающую его обязательные действия и действия, обусловленные местными условиями.

Далее остановимся на наиболее типичных ошибках организации технического обслуживания в отсутствии планов по ППР.

Сегодняшнее положение дел в парках таково, что владелец, как правило, эксплуатирует аттракционную технику «по состоянию», т.е. от дефекта до дефекта.

При этом учитываются (т.е. фиксируются в журнале) только те поломки, которые связаны с заменой покупных либо крупных элементов конструкции. В лучшем случае на основании выполненных ремонтных работ делается анализ причинно-следственных связей вызвавших дефекты. И уже совсем хорошо, когда в результате анализа планируются планово-предупредительные работы на будущее. При такой организации работ, когда не регистрируются дефекты, даже мельчайшие из них приводят к аварийности, владелец сознательно двигается к ближайшему проявившемуся дефекту, не имея, ни малейшего представления насколько серьёзной может быть поломка.

С другой стороны взглянем на Б как на процесс бесконечных ремонтно-восстановительных и профилактических работ, сборки и разборки механизмов. Бесконечная регулировка и подгонка сопрягаемых узлов. Механики не сидят без работы, железо всегда на виду, руководитель планирует прибыль. В этом, казалось бы идеальном подходе к Б, риски заложены самой системой! Любой механизм, подвергшийся вмешательству (ремонтные работы) подвержен 3 стадиям функционирования:

1-период - это период приработки и регулировки после ремонта или сборки (установки) характеризуется наибольшим количеством регулировок, протяжек, заменой прокладок в пневмо и гидросистемах и т.д. В среднем надежность на этом этапе составляет не более 55-60%.

2-период - период наиболее стабильной и рентабельной работы аттракциона. Характерны для него минимальные эксплуатационные затраты и надежность в т.ч. Б самая высокая – до 90%. Продолжительность периода может составлять для аттракциона от серьезного производителя до ¾ всего ресурса.

3-период - это время лавинообразного появления дефектов, связанных с коррозионным и усталостным разрушением металла, износом механизмов, старением РТИ и т.д. Надежность аттракциона не поддается планированию и требуется постоянное вмешательство ремонтников. В зависимости от уровня организационно-технических мероприятий период может длиться бесконечно долго.

Предложенные Вам две схемы, как правило, характерны для любой формы организации технической службы. И не проявляются в чистом виде, отдельно друг от друга. Важно определить для каждого аттракциона по какой из них работать и когда. В этом и заключается грамотная политика по организации ППР.

При отсутствии системного и серьезного подхода к Планово Предупредительным Мероприятиям, включающими в себя не только смазку, регулировку, но в не меньшей степени и работу с документацией, контакт с постоянными партнерами-дефектоскопистами - владелец навсегда останется в сетях собственноручно созданных проблем.

На самом деле организационный диапазон работы технической службы в парках простирается от единой централизованной службы до вполне привычного варианта с одним мастером на все руки. Вам на местах и определяться, как наиболее эффективно защитить себя, свой персонал и, конечно же, своих посетителей.

Другие статьи

Инструкция по охране труда для дежурного аттракционов

1. На титульном листе (обложке) журнала записывается наименование организации, наименование участка (бригады), наименование журнала, наименование аттракциона и его заводской номер, дата начала ведения (заполнения) журнала.

2. Последующие страницы журнала допускается оформлять с цифровым обозначением граф (без указания их наименований).

Поделиться "Инструкция по охране труда для дежурного аттракционов"

Related Posts
  • Инструкция по охране труда при работе с гальваническими ваннами
  • Инструкция по охране труда при работе на стерилизаторах (сухо-жаровых шкафах)
  • Инструкция по охране труда при работе на электрографическом оборудовании
  • Инструкция по охране труда при шиномонтажных работах
  • Инструкция по охране труда при работе на трехножевых бумагорезальных машинах
  • Инструкция по охране труда при эксплуатации водоэлектронагревателей

Copyright © 2016. All Rights Reserved.

Регистрация аттракционов и получение талона допуска

Регистрация аттракционов и получение талона допуска

Регистрация аттракционной техники (под аттракционной техникой понимается - стационарные и передвижные механизированные аттракционы, подвижные элементы которых приводятся в действие с использованием электрической или иной энергии, перечень основных видов которой приведен в приложении 1 к постановлению правительства Москвы от 13.06.2006 №392-ПП «Об утверждении временного положения о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в городе Москве» (далее - Постановление), например: карусели, детские железные дороги, Колеса обозрения, автодромы и т.д. в этот перечень не входят батуты, надувные батуты, мобильные бассейны с шарами для зорбинга, детские мини-качалки (с монетоприёмниками), аэродинамические трубы, Segway и т.п.).

Государственная регистрация аттракционной техники

1) Получить правоустанавливающие документы на занимаемый участок, где будет располагаться аттракционная техника;

2) Назначить аттестованных инженерно-технических работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также оперативно-технического, ремонтного и обслуживающего аттракционы персонала;

3) Провести техническое освидетельствование аттракционной техники на месте установки, с привлечением специализированных организаций, имеющих аттестаты аккредитации испытательных лабораторий выданных федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

4) Предоставить в отдел инспекции заявление и необходимый комплект документов в соответствии с п.3.3 Постановления;

5) После положительного рассмотрения представленного комплекта документов, на место установки аттракционной техники осуществляется выезд инженеров-инспекторов;

6) В случае положительного заключения, на следующий рабочий день за днём выезда, назначается время для посещения отдела инспекции для получения результата государственной услуги и представления оригиналов необходимого комплекта документов для регистрации аттракционной техники.

Подразделения, оказывающие услугу и режим их работы

Для регистрации аттракциона необходимо предоставить следующий комплект документов:

- копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

- копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

- паспорт аттракциона (на русском языке), оформленный в соответствии с требованиями нормативных актов;

- приказы об организации внутреннего контроля, назначении аттестованных инженерно-технических работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также оперативно-технического, ремонтного и обслуживающего аттракционы персонала;

- заключение специализированной организации о возможности продления срока эксплуатации (для аттракциона, отработавшего нормативный срок службы);

- сертификат соответствия на аттракцион (при наличии);

- заключение специализированной организации о техническом состоянии аттракциона (для импортных аттракционов, ранее бывших в эксплуатации);

- акт о приемке аттракциона после завершения монтажа;

- акт специализированной организации о замере сопротивления изоляции и протокол измерения сопротивления заземлительного контура;

- акт специализированной организации об устройстве основания (фундамента) под установку аттракциона или об устройстве пути (при наличии);

- правоустанавливающие документы на занимаемый участок;

- копия страхового полиса страхования гражданской ответственности владельца аттракциона за причинение вреда жизни и/или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде при эксплуатации аттракциона (при наличии);

- руководство по эксплуатации.

Получение (талона) допуска на аттракцион

Талоны (допуски) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционной техники, выдаются на аттракционы, зарегистрированные в Гостехнадзоре города Москвы.

- паспорт аттракциона (на русском языке), оформленный в соответствии с требованиями нормативных актов;

- приказы об организации внутреннего контроля, назначении аттестованных ответственных лиц и персонала по эксплуатации и обслуживанию аттракциона с приложением копий удостоверений об их аттестации;

- заключение специализированной организации о возможности продления срока эксплуатации (для аттракциона, отработавшего нормативный срок службы);

- акт обследования технического состояния аттракциона, выданный специализированной организацией;

- копия страхового полиса страхования гражданской ответственности владельца аттракциона за причинение вреда жизни и/или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде при эксплуатации аттракциона (при наличии);

- ранее выданный талон (допуск).

Подразделения, оказывающие услугу и режим их работы

Инспекция по надзору за аттракционной техникой» и Сектор по надзору за аттракционной техникой по Троицкому и Новомосковскому административным округам города Москвы

г. Москва, Подколокольный пер. д. 13, стр. 1

Понедельник, среда:
с 08:00 до 17:00 - выезд на наблюдение и мониторинг за эксплуатацией аттракционной техники.
Вторник, Четверг:
с 08:00 до 12:00 – прием заявителей по предоставлению государственных услуг, консультированию, выдаче справок и т.п.;
с 12:45 до 17:00 - выезд на наблюдение и мониторинг за эксплуатацией аттракционной техники.
Пятница:
с 08:00 до 12:00 - выезд на наблюдение и мониторинг за эксплуатацией аттракционной техники.
с 12:45 до 15:45 - работа по оформлению текущих документов и архивных дел, подготовка отчётов, подведение итогов работы за неделю.

Также Вы можете отправить заявление на получение данной услуги через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы ( pgu.mos.ru ).

ГОСТ Р 54991-2012 Безопасность аттракционов

ГОСТ Р 54991-2012 Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов

Государственный стандарт Ростехрегулирования от 01 января 2013 года № ГОСТ Р 54991-2012

ГОСТ Р 54991-2012 Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов

Принят 18 сентября 2012 года
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

[ГОСТ Р 53130 - пункт 5.8.9.1]

  • 7.9.9 При получении в результате ежегодного технического освидетельствования отрицательных результатов испытаний, выявлении высокой степени износа деталей или других отклонений параметров принимают решение о проведении ремонта или выводе аттракциона из эксплуатации.
  • 7.9.10 Результаты ежегодного технического освидетельствования оформляют актом и заносят в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
  • 7.10 Техническое освидетельствование в целях продления срока службы
  • 7.10.1 Эксплуатация аттракционов с истекшим сроком службы (выработанным ресурсом), указанным в руководстве по эксплуатации, без оценки технического состояния запрещается.
  • 7.10.2 При наличии в составе аттракциона функционально самостоятельных сборочных единиц: транспортных средств (электромобилей, велосипедов, картингов и т.п.), павильонов сроки службы (ресурс) должны быть дифференцированы (даны отдельно для каждой из этих сборочных единиц).
  • 7.10.3 Аттракцион может быть обследован и освидетельствован силами технической службы эксплуатанта.
  • При отсутствии в структуре эксплуатанта собственной технической службы оценку технического освидетельствования проводит специализированная организация в присутствии представителя эксплуатанта.
  • 7.10.4 Для аттракционов, указанных в 7.9.2, техническое освидетельствование проводит только специализированная организация.
  • 7.10.5 При техническом освидетельствовании аттракциона обязательной проверке подлежат: несущие металлоконструкции (опоры, подвески, платформы и т.п.) и их сварные соединения методом неразрушающей дефектоскопии; соответствие размеров осей, втулок, шарниров и других соединений сидений, платформы, стрел, подвесок чертежам изготовителя аттракционов; качество электрической проводки и электрооборудование.
  • 7.10.6 При проведении технического освидетельствования аттракционов в обязательном порядке проводят статические и динамические испытания.
  • 7.10.7 По результатам технического освидетельствования составляют акт с приложением материалов обследования, протоколов испытаний и замеров, а также заключение о выводе аттракциона из эксплуатации или приводят перечень необходимых восстановительных (ремонтных) работ для продления срока эксплуатации.
  • 7.10.8 После ремонта и устранения всех неисправностей при техническом освидетельствовании аттракциона технической службой эксплуатанта составляют акт с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации.
  • 7.10.9 После ремонта и устранения всех неисправностей при техническом освидетельствовании аттракциона специализированной организацией эксплуатант вторично представляет аттракцион организации, проводившей техническое освидетельствование аттракциона, для проверки полноты и качества восстановительных работ и выдачи окончательного заключения с указанием срока эксплуатации до следующей оценки технического освидетельствования аттракциона.
  • 7.10.10 При положительных результатах технического освидетельствования аттракциона (первичного или после ремонта) специализированная организация выдает эксплуатанту (владельцу) аттракциона письменное заключение о возможности эксплуатации аттракциона с указанием даты следующей проверки.
  • 7.10.11 При положительных результатах технического освидетельствования аттракциона в целях продления срока службы проводят мероприятия согласно 7.9.7-7.9.8.
  • 7.11 Техническое освидетельствование аттракциона (по усмотрению эксплуатанта)
  • Объем и содержание оценки технического состояния аттракциона (освидетельствование по усмотрению эксплуатанта) определяет эксплуатант (владелец) аттракциона.
  • 7.12 Техническое освидетельствование после капитального ремонта
  • 7.12.1 После капитального ремонта следует проводить техническое освидетельствование.
  • 7.12.2 Техническое освидетельствование после капитального ремонта проводят согласно 7.10.3-7.10.6 настоящего стандарта.
  • 7.12.3 Результаты технического освидетельствования после капитального ремонта оформляют актом с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации, с определением срока следующего технического освидетельствования.
  • 7.12.4 Аттракцион, пришедший в негодность вследствие физического износа или аварий, не подлежащий восстановлению, выводят из эксплуатации.
  • 7.13 Эксплуатация
  • 7.13.1 Посадка и высадка пассажиров
  • 7.13.1.1 Все посадочные места и устройства фиксации должны быть исправны.
  • 7.13.1.2 Размещение пассажиров следует проводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
  • 7.13.1.3 Перед посадкой пассажиры должны иметь возможность ознакомиться с правилами безопасности во время катания (пребывания) на аттракционе и необходимостью четкого соблюдения их.
  • 7.13.1.4 Перед пуском аттракциона оператор (помощник оператора) должен убедиться, что каждый пассажир правильно размещен на посадочном месте и зафиксирован устройствами фиксации, и что никто, находящийся рядом, не подвергается опасности.
  • 7.13.1.5 Для оператора (помощника оператора) должна быть разработана инструкция по безопасной эксплуатации аттракциона в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
  • Инструкция для оператора (помощника оператора) должна содержать порядок его действий в непредвиденных, чрезвычайных ситуациях.
  • При необходимости ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона разрабатывает инструкцию по процедуре безопасной и быстрой эвакуации пассажиров в случае застревания их вне зоны высадки.
  • Оператор (помощник оператора) должен быть обучен действиям в соответствии с инструкциями.
  • 7.13.2 Рабочий цикл
  • 7.13.2.1 Аттракцион эксплуатируют только при благоприятных погодных условиях. В руководстве по эксплуатации должны быть указаны ограничения, связанные с изменениями погодных условий.
  • 7.13.2.2 При эксплуатации скорость движения аттракциона и его подвижных частей должна соответствовать параметрам, указанным в эксплуатационных документах.
  • 7.13.2.3 Оператор должен находиться у пульта управления аттракционом на протяжении всего сеанса, управляя аттракционом в соответствии с требованиями инструкции и уделяя внимание безопасности пассажиров.
  • 7.13.2.4 Каждый оператор имеет право управлять одновременно только одним работающим аттракционом.
  • 7.13.3 Наблюдение за посетителями
  • 7.13.3.1 Оператор (помощник оператора) должен пресекать недопустимые действия пассажиров в отношении оборудования, предназначенного для обеспечения их безопасности.
  • 7.13.3.2 Если при пользовании аттракционом посетитель из-за своих физических данных может подвергнуться опасности, его не допускают на аттракцион или обеспечивают дополнительными средствами безопасности при их наличии.
  • 7.13.3.3 На платформах и трибунах число посетителей не должно превышать указанное в формуляре. Аварийные проходы должны быть свободными.
  • 7.13.3.4 Для ожидающих посетителей предусматривают безопасные места, доступ на которые регулируется перилами, турникетами или другими средствами.
  • 7.13.3.5 В закрытых (темных) аттракционах предусматривают аварийные проходы и выходы, свободные от препятствий, с соответствующим аварийным освещением, а также расстановку знаков, указывающих направление движения.
  • 7.13.3.6 Если элементы аттракциона размещены на высоте более 3 м над землей, доступ посетителей к этим зонам исключается.
  • 7.13.3.7 В местах прохода посетителей под конструкциями аттракциона безопасные расстояния выбирают с учетом перемещения движущихся частей аттракциона согласно требованиям ГОСТ Р 53130 (5.8.4.2.2).
  • 7.13.3.8 В местах перехода посетителями рельсовых путей принимают меры по предупреждению риска споткнуться и упасть.
  • 7.13.4 Действия во время простоя
  • 7.13.4.1 Эксплуатант должен обеспечить безопасность аттракциона в нерабочем состоянии.
  • 7.13.4.2 Во время простоя аттракцион должен быть обесточен, исключен доступ посторонних лиц к аттракциону и кабине оператора.
  • 7.13.4.3 Движущиеся части аттракциона фиксируют.
  • 7.13.4.4 При наличии общего ограждения аттракционного комплекса при простое посетителей и посторонних лиц удаляют за ограждение, а входы контролируют.
  • При отсутствии общего ограждения территорию аттракционного комплекса контролируют.
  • 7.14 Техническое обслуживание аттракциона
  • 7.14.1 В организации, эксплуатирующей аттракционы, должна быть организована система технического обслуживания.
  • Техническое обслуживание аттракциона проводят в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
  • 7.14.2 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона организует разработку инструкций по техническому обслуживанию аттракциона.
  • 7.14.3 Работы по техническому обслуживанию проводит квалифицированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и получивший допуск для выполнения соответствующего вида работ на данном аттракционе (группе аттракционов).
  • 7.6.4* Виды технического обслуживания аттракционов:
  • _______________
    * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

  • - ежедневное (или техническое обслуживание при использовании аттракциона);
  • - периодическое;
  • - сезонное.
  • 7.14.5 Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке к использованию аттракциона по назначению, а также непосредственно после окончания использования аттракциона по назначению.
  • Ежедневное техническое обслуживание проводится обслуживающим персоналом и включает в себя:
  • - внешний осмотр;
  • - состояние мест для посетителей;
  • - исправность устройств безопасности;
  • - состояние приводных механизмов;
  • - состояние лестниц и платформы;
  • - исправность органов управления;
  • - смазку мест трения, предусмотренных эксплуатационной документацией.
  • 7.14.6 Периодическое техническое обслуживание выполняется через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.
  • Периодическое техническое обслуживание проводится обслуживающим персоналом согласно плана-графика профилактических работ аттракционов, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации.
  • Периодическое техническое обслуживание включает в себя мероприятия ежедневного технического обслуживания и дополнительно:
  • - проверку исправности электрооборудования;
  • - проверку целостности сварных соединений;
  • - другие мероприятия согласно эксплуатационной документации.
  • 7.14.7 Сезонное техническое обслуживание аттракционов выполняется для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях или в целях подготовки их к длительному межсезонному хранению.
  • Сезонное техническое обслуживание включает в себя мероприятия, предусмотренные эксплуатационной документацией.
  • 7.14.8 План-график и объем работ по техническому обслуживанию должны быть разработаны с учетом требований эксплуатационной документации.
  • 7.14.9 Сведения о проведенном ежедневном, периодическом и сезонном техническом обслуживании заносятся в формуляр и журнал учета технического обслуживания аттракциона.
  • 8 Ремонт и модификации
  • 8.1 Ремонт
  • 8.1.1 Ремонт включает:
  • - замену крепежных деталей;
  • - сварочные работы;
  • - замену деталей и частей оборудования;
  • - замену структурных элементов оборудования.
  • 8.1.2 Ремонт должен обеспечивать соответствие технических характеристик аттракциона требованиям первоначального проекта.
  • Виды ремонта:
  • - текущий;
  • - средний;
  • - капитальный.
  • 8.2 Текущий ремонт
  • 8.2.1 Текущий ремонт аттракциона выполняет техническая служба по эксплуатации аттракциона.
  • 8.2.2 Перед проведением текущего ремонта должны быть проведены необходимая подготовка с выявлением подлежащих ремонту мест в конструкции, модулях и механизмах, выбор запасных частей и материалов.
  • 8.2.3 Объем и состав текущего ремонта определяются дефектной ведомостью, подготовленной инженерно-техническим работником после остановки аттракциона на текущий ремонт.
  • 8.2.4 Сварочные работы выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53130 (пункт 6.1.6).
  • 8.2.5 Изготовитель указывает способы защиты конструктивных элементов аттракциона от коррозии и гниения и периодичность их проверок.
  • 8.3 Средний ремонт
  • Средний ремонт выполняет техническая служба по эксплуатации аттракциона при наличии квалифицированного персонала или специализированная организация.
  • 8.4 Капитальный ремонт
  • 8.4.1 Капитальный ремонт проводят на аттракционе, выработавшем установленный ресурс.
  • 8.4.2 Капитальный ремонт проводит только специализированная организация.
  • 8.4.3 Объем и состав капитального ремонта определяются эксплуатационной документацией и дефектной ведомостью, подготовленной специализированной организацией после остановки аттракциона на капитальный ремонт.
  • 8.4.4 Показатели предельного состояния критичных компонентов устанавливают в эксплуатационной документации.
  • 8.4.5 Не разрешается эксплуатация аттракциона, на котором хотя бы одна сборочная единица достигла предельного состояния, без проведения капитального ремонта.
  • 8.4.6 После капитального ремонта все рабочие параметры аттракциона не должны отличаться от параметров нового. Величину послеремонтного ресурса должна устанавливать организация-изготовитель аттракциона и указывать в эксплуатационной документации.
  • 8.4.7 По окончании капитального ремонта необходимо наличие следующих документов:
  • - акта выполненных работ;
  • - документов подтверждения соответствия (сертификатов, деклараций) на использованные материалы и комплектующие;
  • - копий удостоверений сварщиков.
  • 8.4.8 Сдачу аттракциона в эксплуатацию после капитального ремонта оформляют актом, подписанным руководителем организации, проводившей ремонт, и представителем эксплуатанта.
  • 8.4.9 В "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона" заносят соответствующую запись о проведении капитального ремонта.
  • 8.4.10 После капитального ремонта проводит техническое освидетельствование аттракциона независимая компетентная организация, аккредитованная в области проведения данного вида работ с выполнением статических и динамических испытаний.
  • 8.4.11 Результаты технического освидетельствования оформляют актом и протоколами испытаний.
  • 8.5 Модификации
  • 8.5.1 Изменения, не затрагивающие технические характеристики и конструкции аттракциона, модификацией не являются.
  • 8.5.2 Все работы по модификации аттракциона проводят после консультаций и письменного согласования с изготовителем.
  • 8.5.3 Модификацию проводят только в соответствии с планом, согласованным и утвержденным организацией-изготовителем данного аттракциона (при отсутствии изготовителя - специализированной организацией, имеющей опыт работы в области аттракционной техники и осуществляющей уставную деятельность по проектированию и производству аттракционов).
  • 8.5.4 Согласованная и утвержденная документация с внесенными изменениями, учитывающими модификацию, является дополнением к руководству по эксплуатации.
  • 8.5.5 После модификации обязательно проводят проверку технического состояния аттракциона и испытания в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации аттракциона.
  • 8.5.6 Результаты проверки технического состояния аттракциона и испытаний оформляют актом и протоколами испытаний.
  • 8.5.7 Все сведения по модификациям заносят в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
  • 9 Требования безопасности при эксплуатации
  • 9.1 Назначение ответственного лица
  • Нормативными документами назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию аттракциона и ответственные за техническое состояние аттракциона.
  • 9.2 Обязанности ответственного
  • Обязанности ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона устанавливаются должностной инструкцией.
  • 9.3 Ответственный за эксплуатацию аттракциона
  • Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации аттракциона в соответствии с требованиями:
  • - нормативной документации по безопасной эксплуатации аттракциона;
  • - эксплуатационной документации.
  • 9.4 Оценка эффективности мероприятий
  • Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона должен периодически, не менее одного раза в 6 мес, оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.
  • 9.5 Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность - согласно ГОСТ Р 53130 (подраздел 7.9).
  • 9.6 Информационное обеспечение для безопасной эксплуатации аттракциона
  • 9.6.1 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона на основе информации, содержащейся в эксплуатационных документах, обеспечивает изготовление плакатов, пиктограмм и табличек для лиц, эксплуатирующих аттракцион, и для посетителей.
  • Аттракцион должен быть снабжен плакатами с предупредительными надписями: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ", "АТТРАКЦИОН НЕ РАБОТАЕТ", вывешиваемыми обслуживающим персоналом в случае проведения профилактических и ремонтных работ или возникновения аварийных и других ситуаций.
  • 9.6.2 Информационные таблички или инструкции для лиц, эксплуатирующих аттракцион:
  • - табличку или инструкцию, содержащую основные требования к функциям оператора, размещают на рабочем месте оператора, в месте, установленном ответственным за безопасную эксплуатацию аттракциона;
  • - табличку или инструкцию, содержащую требования по ежедневным проверкам, размещают на рабочем месте механика (электрика) аттракциона, в месте, установленном ответственным за безопасную эксплуатацию аттракциона.
  • 9.6.3 Дополнительные указания (текстовые предупреждения, знаки, сигналы, символы) размещают в местах, установленных ответственным за безопасную эксплуатацию аттракциона.
  • 9.7 Информационное обеспечение для посетителей аттракциона
  • 9.7.1 Информационное обеспечение для посетителей аттракциона включает:
  • - разрешение на эксплуатацию аттракциона (если требуется);
  • - правила пользования аттракционом для посетителей с информацией об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм.
  • 9.7.2 Указанные таблички, надписи, рисунки, плакаты, пиктограммы размещают перед входом на аттракцион в местах, доступных для чтения посетителями.
  • 9.8 Знаки информационные
  • Знаки информационные для общественных мест - по ГОСТ Р 51885.
  • 9.9 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона
  • Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона может разработать дополнительные требования и указания для посетителей в соответствии с ГОСТ Р 53130 (подпункт 7.4.7.4).
  • Дополнительные требования безопасности не должны противоречить требованиям, разработанным изготовителем.
  • 9.10 Обеспечение оказания экстренной помощи
  • 9.10.1 Площадка аттракциона должна быть снабжена средствами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
  • Обязательным требованием является наличие информации о том, где можно получить медицинскую помощь и где находятся средства оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
  • 9.10.2 Входы, выходы, эвакуационные пути, проходы, предназначенные для работников службы спасения, скорой помощи, службы эксплуатации, должны быть всегда доступны, открыты и свободны от препятствий.
  • 9.11 Безопасность персонала
  • 9.11.1 Необходимо обеспечивать соблюдение мер безопасности персонала, выполняющего работы по обслуживанию и ремонту.
  • 9.11.2 Рабочее место оператора, помощника оператора (контролера-посадчика) должно быть оборудовано средствами, защищающими обслуживающий персонал от воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков (кабинами, зонтами, навесами, в том числе если они не предусмотрены конструкцией аттракциона).
  • Рабочее место оператора должно обеспечивать максимальный обзор аттракциона.
  • 9.11.3 Во время проведения сборки, разборки и ремонтных работ посторонние лица в зону проведения работ не допускаются.
  • 9.12 Хранение аттракциона
  • 9.12.1 Хранение аттракциона производят в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
  • 9.12.2 Аттракцион должен быть поставлен на межсезонное хранение не позднее 10 дней со дня завершения его работы.
  • Работы, связанные с хранением, следует проводить с учетом соблюдения мер безопасности персонала.
  • 9.12.3 Двери электрошкафов, кабин и ограждений должны быть закрыты на замок.
  • 9.12.4 Подготовку аттракциона к межсезонному хранению проводят в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
  • 9.12.5 Постановку аттракциона на межсезонное хранение следует оформлять актом (приведен в приложении Д настоящего стандарта) с отметкой в "Журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
  • 9.12.6 Складирование элементов конструкции аттракциона должно исключать возможность его самопроизвольного перемещения и опрокидывания.
  • 9.12.7 В зоне складирования элементов конструкции аттракциона должны быть предусмотрены проходы и проезды, обеспечивающие нормальное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
  • 9.12.8 Работы персонала, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, следует проводить с учетом соблюдения требований по охране труда.
  • 10 Вывод из эксплуатации и утилизация аттракциона
  • 10.1 По истечении срока службы, если его продление невозможно, эксплуатация аттракциона должна быть прекращена, аттракцион должен быть утилизирован.
  • 10.2 Требования по разборке и утилизации аттракциона при выводе из эксплуатации указывают в инструкции по утилизации или в специальном разделе руководства по эксплуатации.
  • 10.3 Лицо, проводящее выведение аттракциона из эксплуатации, разборку и утилизацию аттракциона, несет ответственность за безопасность при проведении этих работ.
  • 11 Расследование аварий и несчастных случаев
  • 11.1 Расследование аварий и несчастных случаев в зависимости от их характера осуществляет комиссия, эксплуатант в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  • 11.2 По результатам расследования аварии составляют акт (приведен в приложении Е настоящего стандарта).
  • 12 Требования к персоналу
  • 12.1 Руководящий и административно-технический персонал
  • 12.1.1 Эксплуатант аттракциона выполняет следующие работы:
  • - устанавливает общий порядок, обеспечивающий безопасность посетителей на аттракционе и на территории размещения аттракциона;
  • - обеспечивает трудовую дисциплину, выполнение обслуживающим персоналом должностных обязанностей и инструкций по безопасности;
  • - систематически проверяет состояние охраны труда и безопасной эксплуатации аттракциона;
  • - запрещает эксплуатацию аттракциона в случаях выявления недостатков и нарушений, которые могут привести к аварии или несчастному случаю;
  • - оперативно информирует органы государственного контроля и надзора и инспекцию по труду об авариях и несчастных случаях на аттракционе и принимает участие в расследовании причин.
  • 12.1.2 Обеспечение мер безопасности персонала осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 12.2 Обслуживающий персонал
  • 12.2.1 К обслуживанию и ремонту аттракциона допускают персонал не моложе 18 лет, специально подготовленный и прошедший инструктаж по технике безопасности и охране труда:
  • - оперативный [оператор, помощник оператора (контролер-посадчик)];
  • - технический (электрик, механик и др.).
  • 12.2.2 На указанные должности принимают лиц, прошедших обучение, стажировку и инструктаж по безопасной эксплуатации аттракционов, а также медицинское освидетельствование на профессиональную пригодность.
  • 12.2.3 К выполнению работ по монтажу, наладке, ремонту и поддержанию аттракционов в исправном состоянии, связанных с проведением их на высоте или производящихся под напряжением, следует допускать лиц, имеющих удостоверения по выполняемым видам работ.
  • 12.2.4 Персонал должен иметь точную информацию о выполняемой работе, уровне ответственности и полномочий.
  • 12.2.5 Оперативный персонал в своей работе должен руководствоваться инструкциями по безопасной эксплуатации конкретных аттракционов, разработанными на основе типовой инструкции по безопасной эксплуатации аттракциона для оператора, помощника оператора (контролера-посадчика) (приведена в приложении Ж настоящего стандарта) и соответствующими должностными инструкциями.
  • 12.2.6 Каждый аттракцион должен находиться под непосредственным контролем оператора на протяжении всего цикла его работы, а также все время, пока он открыт для посетителей. В случае необходимости передачи контроля за аттракционом другому оператору делают запись в "Журнале учета передачи ответственности по эксплуатации аттракциона" (приведен в приложении И настоящего стандарта), который хранится у ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона.
  • 12.2.7 Технический персонал обязан изучить руководство по эксплуатации и знать конструкцию обслуживаемого аттракциона, соблюдать инструкции по технике безопасности и охране труда.
  • 12.2.8 Режим труда и отдыха для персонала, обслуживающего аттракцион, устанавливают в правилах внутреннего распорядка организации в соответствии с нормами законодательства и с учетом местных условий.
  • 12.2.9 Административно-технический и обслуживающий персонал, который по своим служебным обязанностям связан с эксплуатацией аттракциона, должен проходить инструктажи и обучение безопасности труда согласно ГОСТ 12.0.004.
  • 12.2.10 Проверку знаний работающих должна проводить постоянно действующая комиссия, назначенная приказом по организации.
  • 12.2.11 Знания лиц, прошедших обучение, следует проверять в индивидуальном порядке и оформлять протоколом заседания комиссии.
  • 12.2.12 После проведения инструктажа, завершения обучения, стажировки и проверки знаний выдают удостоверение (оформляют допуск к самостоятельной работе), которое фиксируют в "Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте".
  • 12.2.13 Форма протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда и специальной технологии операторов (приведена в приложении К настоящего стандарта).
  • 12.2.14 Форма удостоверения оператора аттракциона (приведена в приложении Л настоящего стандарта).
  • 12.2.15 Форма приложения к удостоверению оператора аттракциона (приведена в приложении М настоящего стандарта).
  • 13 Методы испытаний
  • 13.1 Виды, порядок и объем испытаний устанавливают в эксплуатационной документации.
  • 13.2 Органолептическими методами проверяют техническое состояние элементов несущих конструкций посадочных площадок, ограждений, активных и пассивных элементов безопасности, крепления посадочных мест, наличие фиксирующих устройств и проводят пробный пуск.
  • 13.3 При техническом освидетельствовании аттракционов проводят:
  • - проверку установки аттракциона на площадке и соблюдение контуров безопасности;
  • - проверку посадочных площадок, лестниц, ограждений;
  • - визуальную проверку аттракциона;
  • - контрольные пуски без нагрузки;
  • - проверку аттракциона на соответствие требованиям эксплуатационной документации;
  • - проверку деревянных деталей;
  • - проверку состояния металлических конструкций (неразрушающие методы контроля);
  • - проверку узлов сопряжения элементов конструкций аттракциона (болтовых и др. соединений);
  • - проверку состояния всех механизмов, канатно-блочной системы и других узлов;
  • - проверку пассажирских модулей (посадочных мест);
  • - проверку состояния устройств безопасности и фиксации пассажиров;
  • - проверку состояния электрооборудования (визуальная проверка и наличие актов испытаний электротехнической лаборатории);
  • - проверку состояния гидро- и пневмооборудования;
  • - проверку состояния рельсовых путей (для соответствующих аттракционов);
  • - проверку тормозных устройств;
  • - разборку и диагностирование критичных узлов аттракциона;
  • - статические и динамические испытания с грузами, имитирующими полную нагрузку аттракциона.
  • 13.4 Испытания конструкции на прочность следует проводить в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной документации каждого конкретного аттракциона.
  • Аттракцион вида маятниковых качелей следует подвергать статическим испытаниям рассредоточенной нагрузкой, величину которой указывают в эксплуатационной документации.
  • Динамические испытания с асимметрической нагрузкой запрещаются.
  • 13.5 Статические испытания проводят под нагрузкой (75х2) кг на каждое посадочное место в течение 10 мин (без вращения, без подъема посадочных модулей).
  • Динамические испытания проводят под нагрузкой (75±5) кг на каждое посадочное место в течение 1 часа (с максимальными скоростями вращения, подъема или значениями других характеристик, зафиксированных в формуляре) с перерывами от 3 до 4 мин.
  • Количество проведенных циклов - не менее 6.
  • Для детских аттракционов масса испытательного груза соответственно:
  • - аттракционы для детей до 8 лет - (30±5) кг;
  • - аттракционы для детей до 12 лет - (45±5) кг.
  • Для проведения статических и динамических испытаний владелец аттракциона должен обеспечить наличие комплекта испытательных грузов (мешки с песком и т.п.).
  • 13.6 Приемосдаточные испытания после окончания сборки проводят по программе и методике, установленной эксплуатационной документацией.
  • По результатам испытаний составляют акт.
  • 13.7 Проверка оптических и звуковых сигналов опасности - по ГОСТ Р 51340.
  • 13.8 Скорость, ускорения движения посадочных мест аттракциона и перегрузку, действующую на пассажира, определяют расчетно-инструментальными методами (приведены в приложении Н настоящего стандарта).
  • 13.9 По результатам всех проверок и испытаний оформляются протоколы испытаний и акт о допуске аттракциона к эксплуатации.
  • Приложение А (рекомендуемое). Акт о допуске аттракциона к эксплуатации
  • Приложение А
  • (рекомендуемое)
  • Акт N о допуске аттракциона к эксплуатации