Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации аттракционов

Рейтинг: 4.4/5.0 (1072 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации

Памятка для подготовки аттракционов к эксплуатации.

Подготовка и пуск аттракциона в эксплуатацию.

Процесс подготовки включает в себя несколько основных этапов:

- расконсервация и сборка аттракциона после периода хранения или перевозки;

- внешний осмотр с определением геометрических и эксплуатационных характеристик.

Проведение технических мероприятий

- устранение выявленных дефектов и регулировочные работы;

- проведение испытаний статических и динамических.

Документальное оформление ремонтно-восстановительных работ

- оформление технической и эксплуатационной документации - составная часть безопасной эксплуатации, отражающая условия работы и обслуживания аттракционов на протяжении всего их жизненного цикла.

- обучение обслуживающего персонала приемам эффективной и безопасной работы с аттракционом и посетителями, проблема сезонных кадров.

Целью данной статьи не является осуществить повторения вместе с Вами давно и хорошо знакомых вопросов. Причиной послужило реальное тревожное состояние дел, выявленные в ходе работы с Заказчиками Центра нерешенные и, что хуже, не решаемые годами вопросы.

Практика показывает, отношение к планированию планово-предупредительных работ (далее ППР) на местах чрезвычайно поверхностно и, как следствие, не приносит положительных результатов.

Можно выделить два фактора. Безопасность и надежность аттракционов. Чтобы стало понятно, какой смысл вкладывается в каждый из них, необходимо пояснение, надежность – это способность аттракциона выполнять функции, заложенные в него разработчиком с разной степенью готовности. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба (п.3.17 ГОСТ Р 1.0-92). Следовательно, говоря о надежности, понимается совокупность эксплуатационных технических характеристик и конструктивных параметров аттракционов. Безопасностью назовем результат взаимного влияния надежности и организационно-правовых мероприятий проводимых собственником и направленных на уменьшение рисков эксплуатации. Таким образом, связанные неразрывно эти факторы являются системообразующими на весь жизненный цикл аттракциона, более того, они отражают состояние дел в каждый отдельный момент времени, влияют на риски для окружающих, наконец, определяют личную безопасность и безопасность ваших клиентов (посетителей).

Теперь о практических мероприятиях, составляющих надежность работы аттракционов.

Расконсервация и сборка аттракциона, как правило не вызывает трудностей и является, обычно, стартовой точкой сезона.

Внешний осмотр – привычная и общепринятая процедура, единственно, хочется отметить, чтобы после сборки и осмотра аттракциона владелец провел элементарные геометрические измерения на соответствие паспортным данным еще до запуска. Необходимо обращать внимание на состояние оснований - бетонных и иных площадок.

В случае выявления несоответствия с технической документацией либо явного дефекта в конструкции возникает вопрос о восстановительных работах. Единственно верным рецептом может быть только один: консультироваться исключительно со специалистами завода-изготовителя и работу поручать только квалифицированным исполнителям.

Регулировочные и настроечные работы необходимо выполнять согласно руководству по эксплуатации аттракциона, причем необходимо помнить, что регулировка обеспечивает лишь временные устойчивые параметры работы, требующие во время эксплуатации постоянного наблюдения и контроля.

Проведение статических и динамических испытаний. как показала практика, за редким исключением, во многих парках стало только бумажной работой. На самом деле – это важнейший элемент в цепи безаварийной работы. Это единственный процесс в Ваших руках способный помочь выявить и обозначить, в том числе скрытые дефекты без привлечения специалистов неразрушающего контроля.

В результате выполнения перечисленных мероприятий зачастую возникнет необходимость приобретения материалов и защитных покрытий. В сегодняшних условиях, при тендерном отборе поставщиков, важно обращать внимание не столько на цену, сколько на оптимальное, с точки зрения технического применения, соотношение цена - потребительские свойства материалов. Невозможно допускать, чтобы краска с низкими защитными свойствами и невысокой ценой, наносилась, к примеру, на аттракцион «Круговой обзор», когда только подготовка поверхности и защита её стоит десятки тысяч рублей.

В условиях отсутствия запасных частей либо дороговизны их у профильных поставщиков (завод-изготовитель) иногда владелец обращается к предприятиям имеющим возможность изготовить аналогичные на месте. При этом необходимо помнить, что запчасти, изготовленные и установленные на аттракцион в отсутствии конструкторской документации переносят все риски эксплуатации на заказчика и исполнителя.

О мероприятиях, определяющих безопасность работы аттракционов.

Отдельно необходимо отметить работы по подготовке к пуску в эксплуатацию импортных аттракционов. При наличии полной, переведенной на русский язык, техдокументации не вызывает трудностей ни сборка, ни настройка с регулировкой. На практике, к сожалению, ситуация складывается с точностью «да наоборот». Объяснения можно услышать самые разные, однако проблему это не снимает. Никто кроме Вас самих не вправе затребовать от поставщика или производителя исчерпывающе-полной техдокументации. Владельцу необходимо быть защищенным самому и защитить своих посетителей от нерадивости или нерасторопности поставщиков, монтажников, производителей и т.д.

В исключительных случаях возможно изготовление техдокументации с привлечением сторонних организаций. В таком случае надо помнить, что процесс этот очень ответственен и требует серьезных затрат времени и средств.

Если уж речь зашла о документации, то нельзя не остановиться на списке документов, сопровождающих аттракцион на всем пути его жизненного цикла:

- Паспорт или формуляр аттракциона;

- Руководство по эксплуатации;

- Акт о приемке и пуске аттракциона в эксплуатацию;

- Акты о статических и динамических испытаниях аттракциона;

- Акт технического освидетельствования;

- Журнал ежедневного учета работы;

- Информационные материалы для пассажиров;

- Инструкция по работе аттракциона и действиям оператора в чрезвычайной ситуации;

- Журнал учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ.

Необходимо делать записи по всем видам работ, проводимым на аттракционе в журнал ежедневного учета работы, без разделения на важные и не очень . При техническом освидетельствовании, проводимом испытательной лабораторией аттракционной техники, одним из основных пунктов является работа с эксплуатационной документацией, журналом ежедневного учета работы аттракциона, журналом учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Следовательно, чем полнее стартовая информация при освидетельствовании, тем более объективной и точной получается оценка технического состояния в целом.

«Центр по безопасности аттракционов» по традиции из года в год придерживается одного не писаного правила: заключенные договора на освидетельствование аттракционов – есть основание к диалогу с заказчиком в течение года. Вызвано это жизненной необходимостью. Как один из примеров можно привести ситуацию, возникшую с аттракционом «Вихрь» во время внеочередной проверки в середине сезона. Оказалось, что в цанговом соединении оси вращения зонта - одном из самых ответственных соединений, где предусмотрено заводом-изготовителем, казалось бы, все чтобы стягивающие болты не раскручивались, они оказались с ослабленной затяжкой, хотя при проведенных перед проверкой ППР болты были затянуты и законтрены. В результате все заказчики Центра, были срочно оповещены о необходимости самостоятельной проверке данного узла. В результате проверки из 11 аттракционов 4 нуждались в повторной затяжке болтов, а на одном вообще выпал болт с изношенной резьбовой частью. Причиной, по мнению специалистов Центра, является безответственное отношение - после затяжки болты не были законтрены отгибными шайбами или шайбы не были установлены вовсе. Другой случай, когда в результате акта вандализма был поврежден уже проверенный, ранее работоспособный аттракцион «Колокольчик». Заказчиком с нашей помощью были определены дефекты, их характер и сложность. Завод-изготовитель поставил запасные части и аттракцион заработал в кратчайшие сроки. Издержки парка при этом оказались обоснованными и минимальными. По каждому из заказчиков, работающему с Центром, существует техническая история на аттракцион, вернее история дефектов и их устранения. В случаях смены владельца или замены ключевых технических специалистов, мы даем возможность новым владельцам узнать историю эксплуатации.

Некоторые владельцы не фиксируют моменты, связанные с травматизмом пассажиров. Такое поведение ведет не только к неправильной оценке текущего состояния общей безопасности, оно целенаправленно закладывает фундамент будущих ЧП. Кто знает - с какими последствиями.

Ключевой фигурой во время работы аттракциона становится оператор. От того насколько грамотно он способен организовать загрузку посетителей, насколько тактично и своевременно может снять напряженность в отношениях с пассажирами, зависит имидж парка и безопасность работы. Отсюда и необходимость подходить к подбору кадров на эти места с особой тщательностью, стараться исключить случайности. Кроме навыков работы с аттракционом и инструктажа по ТБ оператор на рабочем месте должен знать свои действия в чрезвычайных ситуациях и иметь возможность их исполнить. Необходимо на месте пребывания оператора иметь памятку, отражающую его обязательные действия и действия, обусловленные местными условиями.

Далее остановимся на наиболее типичных ошибках организации технического обслуживания в отсутствии планов по ППР.

Сегодняшнее положение дел в парках таково, что владелец, как правило, эксплуатирует аттракционную технику «по состоянию», т.е. от дефекта до дефекта.

При этом учитываются (т.е. фиксируются в журнале) только те поломки, которые связаны с заменой покупных либо крупных элементов конструкции. В лучшем случае на основании выполненных ремонтных работ делается анализ причинно-следственных связей вызвавших дефекты. И уже совсем хорошо, когда в результате анализа планируются планово-предупредительные работы на будущее. При такой организации работ, когда не регистрируются дефекты, даже мельчайшие из них приводят к аварийности, владелец сознательно двигается к ближайшему проявившемуся дефекту, не имея, ни малейшего представления насколько серьёзной может быть поломка.

С другой стороны взглянем на Б как на процесс бесконечных ремонтно-восстановительных и профилактических работ, сборки и разборки механизмов. Бесконечная регулировка и подгонка сопрягаемых узлов. Механики не сидят без работы, железо всегда на виду, руководитель планирует прибыль. В этом, казалось бы идеальном подходе к Б, риски заложены самой системой! Любой механизм, подвергшийся вмешательству (ремонтные работы) подвержен 3 стадиям функционирования:

1-период - это период приработки и регулировки после ремонта или сборки (установки) характеризуется наибольшим количеством регулировок, протяжек, заменой прокладок в пневмо и гидросистемах и т.д. В среднем надежность на этом этапе составляет не более 55-60%.

2-период - период наиболее стабильной и рентабельной работы аттракциона. Характерны для него минимальные эксплуатационные затраты и надежность в т.ч. Б самая высокая – до 90%. Продолжительность периода может составлять для аттракциона от серьезного производителя до ¾ всего ресурса.

3-период - это время лавинообразного появления дефектов, связанных с коррозионным и усталостным разрушением металла, износом механизмов, старением РТИ и т.д. Надежность аттракциона не поддается планированию и требуется постоянное вмешательство ремонтников. В зависимости от уровня организационно-технических мероприятий период может длиться бесконечно долго.

Предложенные Вам две схемы, как правило, характерны для любой формы организации технической службы. И не проявляются в чистом виде, отдельно друг от друга. Важно определить для каждого аттракциона по какой из них работать и когда. В этом и заключается грамотная политика по организации ППР.

При отсутствии системного и серьезного подхода к Планово Предупредительным Мероприятиям, включающими в себя не только смазку, регулировку, но в не меньшей степени и работу с документацией, контакт с постоянными партнерами-дефектоскопистами - владелец навсегда останется в сетях собственноручно созданных проблем.

На самом деле организационный диапазон работы технической службы в парках простирается от единой централизованной службы до вполне привычного варианта с одним мастером на все руки. Вам на местах и определяться, как наиболее эффективно защитить себя, свой персонал и, конечно же, своих посетителей.

руководство по эксплуатации аттракционов:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Инструкция по охране труда для дежурного аттракционов

    1. На титульном листе (обложке) журнала записывается наименование организации, наименование участка (бригады), наименование журнала, наименование аттракциона и его заводской номер, дата начала ведения (заполнения) журнала.

    2. Последующие страницы журнала допускается оформлять с цифровым обозначением граф (без указания их наименований).

    Поделиться "Инструкция по охране труда для дежурного аттракционов"

    Related Posts
    • Инструкция по охране труда при работе с гальваническими ваннами
    • Инструкция по охране труда при работе на стерилизаторах (сухо-жаровых шкафах)
    • Инструкция по охране труда при работе на электрографическом оборудовании
    • Инструкция по охране труда при шиномонтажных работах
    • Инструкция по охране труда при работе на трехножевых бумагорезальных машинах
    • Инструкция по охране труда при эксплуатации водоэлектронагревателей

    Copyright © 2016. All Rights Reserved.

    Регистрация аттракционов и получение талона допуска

    Регистрация аттракционов и получение талона допуска

    Регистрация аттракционной техники (под аттракционной техникой понимается - стационарные и передвижные механизированные аттракционы, подвижные элементы которых приводятся в действие с использованием электрической или иной энергии, перечень основных видов которой приведен в приложении 1 к постановлению правительства Москвы от 13.06.2006 №392-ПП «Об утверждении временного положения о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в городе Москве» (далее - Постановление), например: карусели, детские железные дороги, Колеса обозрения, автодромы и т.д. в этот перечень не входят батуты, надувные батуты, мобильные бассейны с шарами для зорбинга, детские мини-качалки (с монетоприёмниками), аэродинамические трубы, Segway и т.п.).

    Государственная регистрация аттракционной техники

    1) Получить правоустанавливающие документы на занимаемый участок, где будет располагаться аттракционная техника;

    2) Назначить аттестованных инженерно-технических работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также оперативно-технического, ремонтного и обслуживающего аттракционы персонала;

    3) Провести техническое освидетельствование аттракционной техники на месте установки, с привлечением специализированных организаций, имеющих аттестаты аккредитации испытательных лабораторий выданных федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

    4) Предоставить в отдел инспекции заявление и необходимый комплект документов в соответствии с п.3.3 Постановления;

    5) После положительного рассмотрения представленного комплекта документов, на место установки аттракционной техники осуществляется выезд инженеров-инспекторов;

    6) В случае положительного заключения, на следующий рабочий день за днём выезда, назначается время для посещения отдела инспекции для получения результата государственной услуги и представления оригиналов необходимого комплекта документов для регистрации аттракционной техники.

    Подразделения, оказывающие услугу и режим их работы

    Для регистрации аттракциона необходимо предоставить следующий комплект документов:

    - копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

    - копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя;

    - копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

    - паспорт аттракциона (на русском языке), оформленный в соответствии с требованиями нормативных актов;

    - приказы об организации внутреннего контроля, назначении аттестованных инженерно-технических работников, отвечающих за безопасную эксплуатацию аттракциона, а также оперативно-технического, ремонтного и обслуживающего аттракционы персонала;

    - заключение специализированной организации о возможности продления срока эксплуатации (для аттракциона, отработавшего нормативный срок службы);

    - сертификат соответствия на аттракцион (при наличии);

    - заключение специализированной организации о техническом состоянии аттракциона (для импортных аттракционов, ранее бывших в эксплуатации);

    - акт о приемке аттракциона после завершения монтажа;

    - акт специализированной организации о замере сопротивления изоляции и протокол измерения сопротивления заземлительного контура;

    - акт специализированной организации об устройстве основания (фундамента) под установку аттракциона или об устройстве пути (при наличии);

    - правоустанавливающие документы на занимаемый участок;

    - копия страхового полиса страхования гражданской ответственности владельца аттракциона за причинение вреда жизни и/или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде при эксплуатации аттракциона (при наличии);

    - руководство по эксплуатации.

    Получение (талона) допуска на аттракцион

    Талоны (допуски) на ежегодную (сезонную) эксплуатацию аттракционной техники, выдаются на аттракционы, зарегистрированные в Гостехнадзоре города Москвы.

    - паспорт аттракциона (на русском языке), оформленный в соответствии с требованиями нормативных актов;

    - приказы об организации внутреннего контроля, назначении аттестованных ответственных лиц и персонала по эксплуатации и обслуживанию аттракциона с приложением копий удостоверений об их аттестации;

    - заключение специализированной организации о возможности продления срока эксплуатации (для аттракциона, отработавшего нормативный срок службы);

    - акт обследования технического состояния аттракциона, выданный специализированной организацией;

    - копия страхового полиса страхования гражданской ответственности владельца аттракциона за причинение вреда жизни и/или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде при эксплуатации аттракциона (при наличии);

    - ранее выданный талон (допуск).

    Подразделения, оказывающие услугу и режим их работы

    Инспекция по надзору за аттракционной техникой» и Сектор по надзору за аттракционной техникой по Троицкому и Новомосковскому административным округам города Москвы

    г. Москва, Подколокольный пер. д. 13, стр. 1

    Понедельник, среда:
    с 08:00 до 17:00 - выезд на наблюдение и мониторинг за эксплуатацией аттракционной техники.
    Вторник, Четверг:
    с 08:00 до 12:00 – прием заявителей по предоставлению государственных услуг, консультированию, выдаче справок и т.п.;
    с 12:45 до 17:00 - выезд на наблюдение и мониторинг за эксплуатацией аттракционной техники.
    Пятница:
    с 08:00 до 12:00 - выезд на наблюдение и мониторинг за эксплуатацией аттракционной техники.
    с 12:45 до 15:45 - работа по оформлению текущих документов и архивных дел, подготовка отчётов, подведение итогов работы за неделю.

    Также Вы можете отправить заявление на получение данной услуги через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы ( pgu.mos.ru ).

    ГОСТ Р 54991-2012 Безопасность аттракционов

    ГОСТ Р 54991-2012 Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов

    Государственный стандарт Ростехрегулирования от 01 января 2013 года № ГОСТ Р 54991-2012

    ГОСТ Р 54991-2012 Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов

    Принят 18 сентября 2012 года
    Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

    [ГОСТ Р 53130 - пункт 5.8.9.1]

  • 7.9.9 При получении в результате ежегодного технического освидетельствования отрицательных результатов испытаний, выявлении высокой степени износа деталей или других отклонений параметров принимают решение о проведении ремонта или выводе аттракциона из эксплуатации.
  • 7.9.10 Результаты ежегодного технического освидетельствования оформляют актом и заносят в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
  • 7.10 Техническое освидетельствование в целях продления срока службы
  • 7.10.1 Эксплуатация аттракционов с истекшим сроком службы (выработанным ресурсом), указанным в руководстве по эксплуатации, без оценки технического состояния запрещается.
  • 7.10.2 При наличии в составе аттракциона функционально самостоятельных сборочных единиц: транспортных средств (электромобилей, велосипедов, картингов и т.п.), павильонов сроки службы (ресурс) должны быть дифференцированы (даны отдельно для каждой из этих сборочных единиц).
  • 7.10.3 Аттракцион может быть обследован и освидетельствован силами технической службы эксплуатанта.
  • При отсутствии в структуре эксплуатанта собственной технической службы оценку технического освидетельствования проводит специализированная организация в присутствии представителя эксплуатанта.
  • 7.10.4 Для аттракционов, указанных в 7.9.2, техническое освидетельствование проводит только специализированная организация.
  • 7.10.5 При техническом освидетельствовании аттракциона обязательной проверке подлежат: несущие металлоконструкции (опоры, подвески, платформы и т.п.) и их сварные соединения методом неразрушающей дефектоскопии; соответствие размеров осей, втулок, шарниров и других соединений сидений, платформы, стрел, подвесок чертежам изготовителя аттракционов; качество электрической проводки и электрооборудование.
  • 7.10.6 При проведении технического освидетельствования аттракционов в обязательном порядке проводят статические и динамические испытания.
  • 7.10.7 По результатам технического освидетельствования составляют акт с приложением материалов обследования, протоколов испытаний и замеров, а также заключение о выводе аттракциона из эксплуатации или приводят перечень необходимых восстановительных (ремонтных) работ для продления срока эксплуатации.
  • 7.10.8 После ремонта и устранения всех неисправностей при техническом освидетельствовании аттракциона технической службой эксплуатанта составляют акт с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации.
  • 7.10.9 После ремонта и устранения всех неисправностей при техническом освидетельствовании аттракциона специализированной организацией эксплуатант вторично представляет аттракцион организации, проводившей техническое освидетельствование аттракциона, для проверки полноты и качества восстановительных работ и выдачи окончательного заключения с указанием срока эксплуатации до следующей оценки технического освидетельствования аттракциона.
  • 7.10.10 При положительных результатах технического освидетельствования аттракциона (первичного или после ремонта) специализированная организация выдает эксплуатанту (владельцу) аттракциона письменное заключение о возможности эксплуатации аттракциона с указанием даты следующей проверки.
  • 7.10.11 При положительных результатах технического освидетельствования аттракциона в целях продления срока службы проводят мероприятия согласно 7.9.7-7.9.8.
  • 7.11 Техническое освидетельствование аттракциона (по усмотрению эксплуатанта)
  • Объем и содержание оценки технического состояния аттракциона (освидетельствование по усмотрению эксплуатанта) определяет эксплуатант (владелец) аттракциона.
  • 7.12 Техническое освидетельствование после капитального ремонта
  • 7.12.1 После капитального ремонта следует проводить техническое освидетельствование.
  • 7.12.2 Техническое освидетельствование после капитального ремонта проводят согласно 7.10.3-7.10.6 настоящего стандарта.
  • 7.12.3 Результаты технического освидетельствования после капитального ремонта оформляют актом с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации, с определением срока следующего технического освидетельствования.
  • 7.12.4 Аттракцион, пришедший в негодность вследствие физического износа или аварий, не подлежащий восстановлению, выводят из эксплуатации.
  • 7.13 Эксплуатация
  • 7.13.1 Посадка и высадка пассажиров
  • 7.13.1.1 Все посадочные места и устройства фиксации должны быть исправны.
  • 7.13.1.2 Размещение пассажиров следует проводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
  • 7.13.1.3 Перед посадкой пассажиры должны иметь возможность ознакомиться с правилами безопасности во время катания (пребывания) на аттракционе и необходимостью четкого соблюдения их.
  • 7.13.1.4 Перед пуском аттракциона оператор (помощник оператора) должен убедиться, что каждый пассажир правильно размещен на посадочном месте и зафиксирован устройствами фиксации, и что никто, находящийся рядом, не подвергается опасности.
  • 7.13.1.5 Для оператора (помощника оператора) должна быть разработана инструкция по безопасной эксплуатации аттракциона в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
  • Инструкция для оператора (помощника оператора) должна содержать порядок его действий в непредвиденных, чрезвычайных ситуациях.
  • При необходимости ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона разрабатывает инструкцию по процедуре безопасной и быстрой эвакуации пассажиров в случае застревания их вне зоны высадки.
  • Оператор (помощник оператора) должен быть обучен действиям в соответствии с инструкциями.
  • 7.13.2 Рабочий цикл
  • 7.13.2.1 Аттракцион эксплуатируют только при благоприятных погодных условиях. В руководстве по эксплуатации должны быть указаны ограничения, связанные с изменениями погодных условий.
  • 7.13.2.2 При эксплуатации скорость движения аттракциона и его подвижных частей должна соответствовать параметрам, указанным в эксплуатационных документах.
  • 7.13.2.3 Оператор должен находиться у пульта управления аттракционом на протяжении всего сеанса, управляя аттракционом в соответствии с требованиями инструкции и уделяя внимание безопасности пассажиров.
  • 7.13.2.4 Каждый оператор имеет право управлять одновременно только одним работающим аттракционом.
  • 7.13.3 Наблюдение за посетителями
  • 7.13.3.1 Оператор (помощник оператора) должен пресекать недопустимые действия пассажиров в отношении оборудования, предназначенного для обеспечения их безопасности.
  • 7.13.3.2 Если при пользовании аттракционом посетитель из-за своих физических данных может подвергнуться опасности, его не допускают на аттракцион или обеспечивают дополнительными средствами безопасности при их наличии.
  • 7.13.3.3 На платформах и трибунах число посетителей не должно превышать указанное в формуляре. Аварийные проходы должны быть свободными.
  • 7.13.3.4 Для ожидающих посетителей предусматривают безопасные места, доступ на которые регулируется перилами, турникетами или другими средствами.
  • 7.13.3.5 В закрытых (темных) аттракционах предусматривают аварийные проходы и выходы, свободные от препятствий, с соответствующим аварийным освещением, а также расстановку знаков, указывающих направление движения.
  • 7.13.3.6 Если элементы аттракциона размещены на высоте более 3 м над землей, доступ посетителей к этим зонам исключается.
  • 7.13.3.7 В местах прохода посетителей под конструкциями аттракциона безопасные расстояния выбирают с учетом перемещения движущихся частей аттракциона согласно требованиям ГОСТ Р 53130 (5.8.4.2.2).
  • 7.13.3.8 В местах перехода посетителями рельсовых путей принимают меры по предупреждению риска споткнуться и упасть.
  • 7.13.4 Действия во время простоя
  • 7.13.4.1 Эксплуатант должен обеспечить безопасность аттракциона в нерабочем состоянии.
  • 7.13.4.2 Во время простоя аттракцион должен быть обесточен, исключен доступ посторонних лиц к аттракциону и кабине оператора.
  • 7.13.4.3 Движущиеся части аттракциона фиксируют.
  • 7.13.4.4 При наличии общего ограждения аттракционного комплекса при простое посетителей и посторонних лиц удаляют за ограждение, а входы контролируют.
  • При отсутствии общего ограждения территорию аттракционного комплекса контролируют.
  • 7.14 Техническое обслуживание аттракциона
  • 7.14.1 В организации, эксплуатирующей аттракционы, должна быть организована система технического обслуживания.
  • Техническое обслуживание аттракциона проводят в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
  • 7.14.2 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона организует разработку инструкций по техническому обслуживанию аттракциона.
  • 7.14.3 Работы по техническому обслуживанию проводит квалифицированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и получивший допуск для выполнения соответствующего вида работ на данном аттракционе (группе аттракционов).
  • 7.6.4* Виды технического обслуживания аттракционов:
  • _______________
    * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

  • - ежедневное (или техническое обслуживание при использовании аттракциона);
  • - периодическое;
  • - сезонное.
  • 7.14.5 Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке к использованию аттракциона по назначению, а также непосредственно после окончания использования аттракциона по назначению.
  • Ежедневное техническое обслуживание проводится обслуживающим персоналом и включает в себя:
  • - внешний осмотр;
  • - состояние мест для посетителей;
  • - исправность устройств безопасности;
  • - состояние приводных механизмов;
  • - состояние лестниц и платформы;
  • - исправность органов управления;
  • - смазку мест трения, предусмотренных эксплуатационной документацией.
  • 7.14.6 Периодическое техническое обслуживание выполняется через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.
  • Периодическое техническое обслуживание проводится обслуживающим персоналом согласно плана-графика профилактических работ аттракционов, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации.
  • Периодическое техническое обслуживание включает в себя мероприятия ежедневного технического обслуживания и дополнительно:
  • - проверку исправности электрооборудования;
  • - проверку целостности сварных соединений;
  • - другие мероприятия согласно эксплуатационной документации.
  • 7.14.7 Сезонное техническое обслуживание аттракционов выполняется для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях или в целях подготовки их к длительному межсезонному хранению.
  • Сезонное техническое обслуживание включает в себя мероприятия, предусмотренные эксплуатационной документацией.
  • 7.14.8 План-график и объем работ по техническому обслуживанию должны быть разработаны с учетом требований эксплуатационной документации.
  • 7.14.9 Сведения о проведенном ежедневном, периодическом и сезонном техническом обслуживании заносятся в формуляр и журнал учета технического обслуживания аттракциона.
  • 8 Ремонт и модификации
  • 8.1 Ремонт
  • 8.1.1 Ремонт включает:
  • - замену крепежных деталей;
  • - сварочные работы;
  • - замену деталей и частей оборудования;
  • - замену структурных элементов оборудования.
  • 8.1.2 Ремонт должен обеспечивать соответствие технических характеристик аттракциона требованиям первоначального проекта.
  • Виды ремонта:
  • - текущий;
  • - средний;
  • - капитальный.
  • 8.2 Текущий ремонт
  • 8.2.1 Текущий ремонт аттракциона выполняет техническая служба по эксплуатации аттракциона.
  • 8.2.2 Перед проведением текущего ремонта должны быть проведены необходимая подготовка с выявлением подлежащих ремонту мест в конструкции, модулях и механизмах, выбор запасных частей и материалов.
  • 8.2.3 Объем и состав текущего ремонта определяются дефектной ведомостью, подготовленной инженерно-техническим работником после остановки аттракциона на текущий ремонт.
  • 8.2.4 Сварочные работы выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53130 (пункт 6.1.6).
  • 8.2.5 Изготовитель указывает способы защиты конструктивных элементов аттракциона от коррозии и гниения и периодичность их проверок.
  • 8.3 Средний ремонт
  • Средний ремонт выполняет техническая служба по эксплуатации аттракциона при наличии квалифицированного персонала или специализированная организация.
  • 8.4 Капитальный ремонт
  • 8.4.1 Капитальный ремонт проводят на аттракционе, выработавшем установленный ресурс.
  • 8.4.2 Капитальный ремонт проводит только специализированная организация.
  • 8.4.3 Объем и состав капитального ремонта определяются эксплуатационной документацией и дефектной ведомостью, подготовленной специализированной организацией после остановки аттракциона на капитальный ремонт.
  • 8.4.4 Показатели предельного состояния критичных компонентов устанавливают в эксплуатационной документации.
  • 8.4.5 Не разрешается эксплуатация аттракциона, на котором хотя бы одна сборочная единица достигла предельного состояния, без проведения капитального ремонта.
  • 8.4.6 После капитального ремонта все рабочие параметры аттракциона не должны отличаться от параметров нового. Величину послеремонтного ресурса должна устанавливать организация-изготовитель аттракциона и указывать в эксплуатационной документации.
  • 8.4.7 По окончании капитального ремонта необходимо наличие следующих документов:
  • - акта выполненных работ;
  • - документов подтверждения соответствия (сертификатов, деклараций) на использованные материалы и комплектующие;
  • - копий удостоверений сварщиков.
  • 8.4.8 Сдачу аттракциона в эксплуатацию после капитального ремонта оформляют актом, подписанным руководителем организации, проводившей ремонт, и представителем эксплуатанта.
  • 8.4.9 В "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона" заносят соответствующую запись о проведении капитального ремонта.
  • 8.4.10 После капитального ремонта проводит техническое освидетельствование аттракциона независимая компетентная организация, аккредитованная в области проведения данного вида работ с выполнением статических и динамических испытаний.
  • 8.4.11 Результаты технического освидетельствования оформляют актом и протоколами испытаний.
  • 8.5 Модификации
  • 8.5.1 Изменения, не затрагивающие технические характеристики и конструкции аттракциона, модификацией не являются.
  • 8.5.2 Все работы по модификации аттракциона проводят после консультаций и письменного согласования с изготовителем.
  • 8.5.3 Модификацию проводят только в соответствии с планом, согласованным и утвержденным организацией-изготовителем данного аттракциона (при отсутствии изготовителя - специализированной организацией, имеющей опыт работы в области аттракционной техники и осуществляющей уставную деятельность по проектированию и производству аттракционов).
  • 8.5.4 Согласованная и утвержденная документация с внесенными изменениями, учитывающими модификацию, является дополнением к руководству по эксплуатации.
  • 8.5.5 После модификации обязательно проводят проверку технического состояния аттракциона и испытания в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации аттракциона.
  • 8.5.6 Результаты проверки технического состояния аттракциона и испытаний оформляют актом и протоколами испытаний.
  • 8.5.7 Все сведения по модификациям заносят в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
  • 9 Требования безопасности при эксплуатации
  • 9.1 Назначение ответственного лица
  • Нормативными документами назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию аттракциона и ответственные за техническое состояние аттракциона.
  • 9.2 Обязанности ответственного
  • Обязанности ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона устанавливаются должностной инструкцией.
  • 9.3 Ответственный за эксплуатацию аттракциона
  • Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации аттракциона в соответствии с требованиями:
  • - нормативной документации по безопасной эксплуатации аттракциона;
  • - эксплуатационной документации.
  • 9.4 Оценка эффективности мероприятий
  • Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона должен периодически, не менее одного раза в 6 мес, оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.
  • 9.5 Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность - согласно ГОСТ Р 53130 (подраздел 7.9).
  • 9.6 Информационное обеспечение для безопасной эксплуатации аттракциона
  • 9.6.1 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона на основе информации, содержащейся в эксплуатационных документах, обеспечивает изготовление плакатов, пиктограмм и табличек для лиц, эксплуатирующих аттракцион, и для посетителей.
  • Аттракцион должен быть снабжен плакатами с предупредительными надписями: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ", "АТТРАКЦИОН НЕ РАБОТАЕТ", вывешиваемыми обслуживающим персоналом в случае проведения профилактических и ремонтных работ или возникновения аварийных и других ситуаций.
  • 9.6.2 Информационные таблички или инструкции для лиц, эксплуатирующих аттракцион:
  • - табличку или инструкцию, содержащую основные требования к функциям оператора, размещают на рабочем месте оператора, в месте, установленном ответственным за безопасную эксплуатацию аттракциона;
  • - табличку или инструкцию, содержащую требования по ежедневным проверкам, размещают на рабочем месте механика (электрика) аттракциона, в месте, установленном ответственным за безопасную эксплуатацию аттракциона.
  • 9.6.3 Дополнительные указания (текстовые предупреждения, знаки, сигналы, символы) размещают в местах, установленных ответственным за безопасную эксплуатацию аттракциона.
  • 9.7 Информационное обеспечение для посетителей аттракциона
  • 9.7.1 Информационное обеспечение для посетителей аттракциона включает:
  • - разрешение на эксплуатацию аттракциона (если требуется);
  • - правила пользования аттракционом для посетителей с информацией об ограничениях пользования аттракционом, в том числе с использованием пиктограмм.
  • 9.7.2 Указанные таблички, надписи, рисунки, плакаты, пиктограммы размещают перед входом на аттракцион в местах, доступных для чтения посетителями.
  • 9.8 Знаки информационные
  • Знаки информационные для общественных мест - по ГОСТ Р 51885.
  • 9.9 Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона
  • Ответственный за безопасную эксплуатацию аттракциона может разработать дополнительные требования и указания для посетителей в соответствии с ГОСТ Р 53130 (подпункт 7.4.7.4).
  • Дополнительные требования безопасности не должны противоречить требованиям, разработанным изготовителем.
  • 9.10 Обеспечение оказания экстренной помощи
  • 9.10.1 Площадка аттракциона должна быть снабжена средствами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
  • Обязательным требованием является наличие информации о том, где можно получить медицинскую помощь и где находятся средства оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
  • 9.10.2 Входы, выходы, эвакуационные пути, проходы, предназначенные для работников службы спасения, скорой помощи, службы эксплуатации, должны быть всегда доступны, открыты и свободны от препятствий.
  • 9.11 Безопасность персонала
  • 9.11.1 Необходимо обеспечивать соблюдение мер безопасности персонала, выполняющего работы по обслуживанию и ремонту.
  • 9.11.2 Рабочее место оператора, помощника оператора (контролера-посадчика) должно быть оборудовано средствами, защищающими обслуживающий персонал от воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков (кабинами, зонтами, навесами, в том числе если они не предусмотрены конструкцией аттракциона).
  • Рабочее место оператора должно обеспечивать максимальный обзор аттракциона.
  • 9.11.3 Во время проведения сборки, разборки и ремонтных работ посторонние лица в зону проведения работ не допускаются.
  • 9.12 Хранение аттракциона
  • 9.12.1 Хранение аттракциона производят в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
  • 9.12.2 Аттракцион должен быть поставлен на межсезонное хранение не позднее 10 дней со дня завершения его работы.
  • Работы, связанные с хранением, следует проводить с учетом соблюдения мер безопасности персонала.
  • 9.12.3 Двери электрошкафов, кабин и ограждений должны быть закрыты на замок.
  • 9.12.4 Подготовку аттракциона к межсезонному хранению проводят в соответствии с требованиями эксплуатационных документов.
  • 9.12.5 Постановку аттракциона на межсезонное хранение следует оформлять актом (приведен в приложении Д настоящего стандарта) с отметкой в "Журнале учета технического обслуживания и ремонта аттракциона".
  • 9.12.6 Складирование элементов конструкции аттракциона должно исключать возможность его самопроизвольного перемещения и опрокидывания.
  • 9.12.7 В зоне складирования элементов конструкции аттракциона должны быть предусмотрены проходы и проезды, обеспечивающие нормальное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
  • 9.12.8 Работы персонала, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, следует проводить с учетом соблюдения требований по охране труда.
  • 10 Вывод из эксплуатации и утилизация аттракциона
  • 10.1 По истечении срока службы, если его продление невозможно, эксплуатация аттракциона должна быть прекращена, аттракцион должен быть утилизирован.
  • 10.2 Требования по разборке и утилизации аттракциона при выводе из эксплуатации указывают в инструкции по утилизации или в специальном разделе руководства по эксплуатации.
  • 10.3 Лицо, проводящее выведение аттракциона из эксплуатации, разборку и утилизацию аттракциона, несет ответственность за безопасность при проведении этих работ.
  • 11 Расследование аварий и несчастных случаев
  • 11.1 Расследование аварий и несчастных случаев в зависимости от их характера осуществляет комиссия, эксплуатант в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  • 11.2 По результатам расследования аварии составляют акт (приведен в приложении Е настоящего стандарта).
  • 12 Требования к персоналу
  • 12.1 Руководящий и административно-технический персонал
  • 12.1.1 Эксплуатант аттракциона выполняет следующие работы:
  • - устанавливает общий порядок, обеспечивающий безопасность посетителей на аттракционе и на территории размещения аттракциона;
  • - обеспечивает трудовую дисциплину, выполнение обслуживающим персоналом должностных обязанностей и инструкций по безопасности;
  • - систематически проверяет состояние охраны труда и безопасной эксплуатации аттракциона;
  • - запрещает эксплуатацию аттракциона в случаях выявления недостатков и нарушений, которые могут привести к аварии или несчастному случаю;
  • - оперативно информирует органы государственного контроля и надзора и инспекцию по труду об авариях и несчастных случаях на аттракционе и принимает участие в расследовании причин.
  • 12.1.2 Обеспечение мер безопасности персонала осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 12.2 Обслуживающий персонал
  • 12.2.1 К обслуживанию и ремонту аттракциона допускают персонал не моложе 18 лет, специально подготовленный и прошедший инструктаж по технике безопасности и охране труда:
  • - оперативный [оператор, помощник оператора (контролер-посадчик)];
  • - технический (электрик, механик и др.).
  • 12.2.2 На указанные должности принимают лиц, прошедших обучение, стажировку и инструктаж по безопасной эксплуатации аттракционов, а также медицинское освидетельствование на профессиональную пригодность.
  • 12.2.3 К выполнению работ по монтажу, наладке, ремонту и поддержанию аттракционов в исправном состоянии, связанных с проведением их на высоте или производящихся под напряжением, следует допускать лиц, имеющих удостоверения по выполняемым видам работ.
  • 12.2.4 Персонал должен иметь точную информацию о выполняемой работе, уровне ответственности и полномочий.
  • 12.2.5 Оперативный персонал в своей работе должен руководствоваться инструкциями по безопасной эксплуатации конкретных аттракционов, разработанными на основе типовой инструкции по безопасной эксплуатации аттракциона для оператора, помощника оператора (контролера-посадчика) (приведена в приложении Ж настоящего стандарта) и соответствующими должностными инструкциями.
  • 12.2.6 Каждый аттракцион должен находиться под непосредственным контролем оператора на протяжении всего цикла его работы, а также все время, пока он открыт для посетителей. В случае необходимости передачи контроля за аттракционом другому оператору делают запись в "Журнале учета передачи ответственности по эксплуатации аттракциона" (приведен в приложении И настоящего стандарта), который хранится у ответственного за безопасную эксплуатацию аттракциона.
  • 12.2.7 Технический персонал обязан изучить руководство по эксплуатации и знать конструкцию обслуживаемого аттракциона, соблюдать инструкции по технике безопасности и охране труда.
  • 12.2.8 Режим труда и отдыха для персонала, обслуживающего аттракцион, устанавливают в правилах внутреннего распорядка организации в соответствии с нормами законодательства и с учетом местных условий.
  • 12.2.9 Административно-технический и обслуживающий персонал, который по своим служебным обязанностям связан с эксплуатацией аттракциона, должен проходить инструктажи и обучение безопасности труда согласно ГОСТ 12.0.004.
  • 12.2.10 Проверку знаний работающих должна проводить постоянно действующая комиссия, назначенная приказом по организации.
  • 12.2.11 Знания лиц, прошедших обучение, следует проверять в индивидуальном порядке и оформлять протоколом заседания комиссии.
  • 12.2.12 После проведения инструктажа, завершения обучения, стажировки и проверки знаний выдают удостоверение (оформляют допуск к самостоятельной работе), которое фиксируют в "Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте".
  • 12.2.13 Форма протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда и специальной технологии операторов (приведена в приложении К настоящего стандарта).
  • 12.2.14 Форма удостоверения оператора аттракциона (приведена в приложении Л настоящего стандарта).
  • 12.2.15 Форма приложения к удостоверению оператора аттракциона (приведена в приложении М настоящего стандарта).
  • 13 Методы испытаний
  • 13.1 Виды, порядок и объем испытаний устанавливают в эксплуатационной документации.
  • 13.2 Органолептическими методами проверяют техническое состояние элементов несущих конструкций посадочных площадок, ограждений, активных и пассивных элементов безопасности, крепления посадочных мест, наличие фиксирующих устройств и проводят пробный пуск.
  • 13.3 При техническом освидетельствовании аттракционов проводят:
  • - проверку установки аттракциона на площадке и соблюдение контуров безопасности;
  • - проверку посадочных площадок, лестниц, ограждений;
  • - визуальную проверку аттракциона;
  • - контрольные пуски без нагрузки;
  • - проверку аттракциона на соответствие требованиям эксплуатационной документации;
  • - проверку деревянных деталей;
  • - проверку состояния металлических конструкций (неразрушающие методы контроля);
  • - проверку узлов сопряжения элементов конструкций аттракциона (болтовых и др. соединений);
  • - проверку состояния всех механизмов, канатно-блочной системы и других узлов;
  • - проверку пассажирских модулей (посадочных мест);
  • - проверку состояния устройств безопасности и фиксации пассажиров;
  • - проверку состояния электрооборудования (визуальная проверка и наличие актов испытаний электротехнической лаборатории);
  • - проверку состояния гидро- и пневмооборудования;
  • - проверку состояния рельсовых путей (для соответствующих аттракционов);
  • - проверку тормозных устройств;
  • - разборку и диагностирование критичных узлов аттракциона;
  • - статические и динамические испытания с грузами, имитирующими полную нагрузку аттракциона.
  • 13.4 Испытания конструкции на прочность следует проводить в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной документации каждого конкретного аттракциона.
  • Аттракцион вида маятниковых качелей следует подвергать статическим испытаниям рассредоточенной нагрузкой, величину которой указывают в эксплуатационной документации.
  • Динамические испытания с асимметрической нагрузкой запрещаются.
  • 13.5 Статические испытания проводят под нагрузкой (75х2) кг на каждое посадочное место в течение 10 мин (без вращения, без подъема посадочных модулей).
  • Динамические испытания проводят под нагрузкой (75±5) кг на каждое посадочное место в течение 1 часа (с максимальными скоростями вращения, подъема или значениями других характеристик, зафиксированных в формуляре) с перерывами от 3 до 4 мин.
  • Количество проведенных циклов - не менее 6.
  • Для детских аттракционов масса испытательного груза соответственно:
  • - аттракционы для детей до 8 лет - (30±5) кг;
  • - аттракционы для детей до 12 лет - (45±5) кг.
  • Для проведения статических и динамических испытаний владелец аттракциона должен обеспечить наличие комплекта испытательных грузов (мешки с песком и т.п.).
  • 13.6 Приемосдаточные испытания после окончания сборки проводят по программе и методике, установленной эксплуатационной документацией.
  • По результатам испытаний составляют акт.
  • 13.7 Проверка оптических и звуковых сигналов опасности - по ГОСТ Р 51340.
  • 13.8 Скорость, ускорения движения посадочных мест аттракциона и перегрузку, действующую на пассажира, определяют расчетно-инструментальными методами (приведены в приложении Н настоящего стандарта).
  • 13.9 По результатам всех проверок и испытаний оформляются протоколы испытаний и акт о допуске аттракциона к эксплуатации.
  • Приложение А (рекомендуемое). Акт о допуске аттракциона к эксплуатации
  • Приложение А
  • (рекомендуемое)
  • Акт N о допуске аттракциона к эксплуатации