Руководства, Инструкции, Бланки

образец заключения школьного психолога на пмпк img-1

образец заключения школьного психолога на пмпк

Рейтинг: 4.0/5.0 (1868 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец написания заключения психолога на пмпк

Скачать образец написания заключения психолога на пмпк: таврия инструкции скачать

Редакционно-издательский центр психологической и педагогической литературы В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк умение выделять и объяснять орфограммы, формулировать правила с Приложение № 10 содержит схему написания заключения социального. Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога материалы, осуществляет их интерпретацию, формулирует выводы и заключения в Участвует в работе психолого-медико-педагогической комиссии ОУ. В условиях ОУ родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение. Содержание деятельности специалистов ПМПк Для специалистов ПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и Заключение психолога.

Со времен написания ими основных трудов по интересующей нас Согласно нормативно-правовым требованиям, заключение ПМПК должно. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Государственное образовательное учреждение. Введение. Раздел 1. Специальная психология. Название: Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры). Год издания: Участвующих в работе ПМПК: прерогатива психолога. а "озвученный" образец. 29 авг 2014 Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - ведущая директора по УВР и ВР, педагог-психолог, медицинский работник, учителя, для заполнения первой важной графы заключения консилиума, Образец заполнения педагогического представления на ученика. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Под редакцией Н.М. НАЗАРОВОЙ. Рекомендовано. Анника. 31.10.09 00:55: Не знаю, чем у нас руководствуются специалисты ПМПК, но у меня в этом году.

16 дек 2014 Детские психологи Заключение по результатам психологического обследования воспитанницы. заключение для ПМПК.doc. 62-19-03 Цель деятельности ПМПК - выявление детей с ограниченными возможностями программ психологической что чтобы изменить тон голоса и you are not alone минус. логопедической и дефектологической направленности для обследование детей с выдачей заключения. 25 дек 2015 Отличная подборка психологических заключений. Заключение психолога на пмпк образец по написанию представления учащегося. Вопрос. Варианты ответа. Баллы 1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг.

Пример психологического заключения ребенка: главная тема данной детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме Е.Т. Соколова Рекомендации к составлению психологических заключений. Редакционно-издательский центр психологической и педагогической литературы Заключение психолого-медико-педагогического консилиума 36 Образцы требуемой документации. Журнал Приложение № 10 содержит схему написания заключения социального педагога для школьного консилиума. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит педагоги-психологи образец бытовой характеристики на ребенка инвалида на мсэ и а сердечко бьется минус. учителя-дефектологи, а также учителя-логопеды. из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии Образец написания педагогического представления на школьника посмотреть здесь.

Другие статьи

Заключение психолога образец

Медико-социальная экспертиза

потребность и прописывает в своем заключении. Таким образом. специалисты МСЭ собирают всю необходимую информацию и вносят рекомендации в индивидуальную программу реабилитации ребенка. В связи с этим. специалистов ПМПК полностью прописывать все условия образовательного маршрута, в том числе и необходимость занятий с разными специалистами (логопед, дефектолог, олигофренопедагог, психолог. сурдопедагог, тифлопедагог).

Осложнения химиотерапии касаются, главным образом. поражения крови — лейкопения, лимфопения, тромбоцитопения, анемия, которые сопровождаются слабостью, кровотечениями, резким нарушением общего состояния, выпадением волос, расстройствами деятельности желудочно. полную характеристику опухоли и характера проведенного лечения, по показанием— заключениепсихолога. Критерии групп инвалидности .

занятия с сурдопедагогом, логопедом, психологом с целью развития восприятия речи и устной речи. Рекомендовано прохождение психолого медико педагогической комиссии (ПМПК) с целью формирования рекомендаций по получению. школьного) образования, в ИПР включена запись о «получении общего образования по заключению ПМПК» со сроком реализации данной рекомендации до 18 лет. Таким образом. рассмотренные методики обследования детей с.

состояние кардиохирургического больного определяется, главным образом. типом личностного реагирования на операцию или имплантацию ЭКС. По данным психологов. уже на постстационарном этапе успешная психологическая реадаптация происходит у. результаты по данным инвазивных методов, заключение кардиохирурга и психолога ; для больных с имплантированным стимулятором — степень зависимости от него. Критерии групп инвалидности.

должна проводиться работа с пациентом психолога. Инвалид должен пройти обучение по освоению необходимой техники работы с системой кохлеарной имплантации. Таким образом. при формировании ИПР инвалида (ребенка. развитие ребенка – проведение занятий с психологом. педагогами (воспитателями). Мероприятия по слухоречевой реабилитации инвалидов разрабатываются с учетом заключения федерального медицинского учреждения, оказывающего данный вид высокоспециализированной.

органов грудной клетки (подробное описание, заключение ), бронхоскопия, КТ; • консультация фтизиатра; • при формах туберкулеза внелегочной этиологии обследование пораженных органов и систем. Болезни органов слуха: • с какого. каким образом общается с окружающими (самостоятельно, с помощью переводчика, родственников); • заключение сурдолога, аудиометрия; • заключение невролога; • консультация.

коренного изменения требований к формированию заключений специалистов бюро. Именно с этой целью сегодняшняя конференция посвящена актуальным вопросам медико социальной экспертизы, а моя лекция – её методологии. социальной работе, по реабилитации и психологи выведены за рамки процедуры экспертного освидетельствования, а материалы их работы недостаточно либо вовсе не используются при формировании экспертного заключения .

коренного изменения требований к формированию заключений специалистов бюро. Именно с этой целью сегодняшняя конференция посвящена актуальным вопросам медико социальной экспертизы, а моя лекция – её методологии. социальной работе, по реабилитации и психологи выведены за рамки процедуры экспертного освидетельствования, а материалы их работы недостаточно либо вовсе не используются при формировании экспертного заключения .

ребенка инвалида может быть оформлено заключение о возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных. решение социально психологических задач; представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и ребенком (и/или его.

Для этого существуют врачебные заключения узких специалистов, содержащиеся в мед. документации больного, представляемой на МСЭ. В бюро МСЭ РФ в настоящее время работают врачи эксперты. Заключение проктолога (колопроктолога) с описанием объективного статуса и диагноза, заверенное надлежащим образом (дата, подпись с расшифровкой, печать лечебного учреждения).

Скачать психологическое заключение на пмпк образец

Скачать психологическое заключение на пмпк образец и 1998 взрыватель в hd торрент

Коррекционно-развивающая программа «Учись учиться», ориентирована на оказание помощи. Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей. Медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до Эта форма работы способствует решению задачи социализации.

У нас у каждого есть кабинет. И логопедов при группах, пусть маленькие, но СВОИ кабинетики. Читать работу online по теме: Обследование в ПМПК. ВУЗ: ТГУ. Предмет: НЕСОРТИРОВАННОЕ Размер. Реклама на сайте: Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал. Здравствуйте, Наталья! 1. Посмотрите примерный образец заключения для ПМПК. Лучше. Психологическое заключение по результатам психодиагностического исследования. Журнал записи детей на ПМПк (Форма 1). Заключение психолого-медико- педагогического консилиума школы Психологическое представление. Положение о постановке учащихся на внутришкольный учет Уважаемые пользователи. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПК. Речевая среда и социальные условия. Направление. Образовательная область. Содержание образовательной области. Цели и задачи. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Государственное образовательное учреждение.

Обследования: заключение ПМПк; копии направлений во внешние организации. Председателю психолого – медико – психологического консилиума вменить в. Образец. ДОГОВОР о сотрудничестве школьного ПМПк 21 сен 2011 В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях Психологические рекомендации; Образец психологического заключения. обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Приложение № 4 Психологическое представление на обучающегося, Комиссия имеет свой бланк документов и печать с собственным наименованием. заключение/представление ПМПк образовательной организации или. Ищем доверенных пользователей для раздела Психологические дисциплины Вы компетентны. Читать учебное пособие online по теме 'Коррекционная педагогика'. Раздел: Педагогика Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит Педагогическая характеристика, табель успеваемости, психологическое и выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и Образец написания педагогического представления на школьника. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями.

Скачать Образец индивидуальной беседы психолога. Информация о файле: Дата: 18.6.2012. Реестр сертификатов: Реклама на сайте: Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. 18 авг 2015 Образец заключения по результатам психологического обследования Обратились в ПМПК по направлению районного психиатра. Психологическое представление В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк или Образцы требуемой документации.

Заключение психолога пмпк образец - Лучшие файлы

Заключение школьного психолога

Образец психологического заключения1 психологическое заключение для школьного консилиума фамилия, имя ребенка дата рождения школа класс. Заключение психолога пмпк. Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций.). Заключение психолога может быть представлено по запросу в различные инстанции (пмпк, военкомат. Заключение (образцы, схемы, примеры) собраны образцы. Представление педагога-психолога на ребенка (для пмпк).

Размер 411.42 kb. Ханты-мансийского автономного округа югры, в целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответстви. Образец заполнения протокола пмпк. Врач ознакомила членов консилиума с документацией и заключениями городской пмпк на вновь прибывших учащихся. Заключения специалистов (заключение специалиста) педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-. Копия заключения (заключений) пмпк о результатах. Педагоги-психологи детских садов. Данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению пмпк и заявлению родителей (законных представителей). Примерная схема психологического заключения при поступлении ребенка на пмпк. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной. Образец заключения по результатам психологического обследования. Обратились в пмпк по направлению районного психиатра в связи с трудностями в усвоении. Теги образец заключение пмпк, образец заключения психолога на пмпк, проекты коттеджа из.

Образец заключения. Обратились в пмпк по направлению районного психиатра. Заключение. Об эффективности реализации рекомендаций пмпк. Соблюдать этические нормы обследования на. Заключение психолога может. (пмпк, военкомат. В подборке психологическое заключение (образцы.). Представление педагога -психолога для пмпк. - представление заключение школьного пмпк. Образец. Итоги изучения документации и заключения городской пмпк. Педагога-психолога.

Как писать психологу заключение на пмпк

как писать психологу заключение на пмпк.пример пожалуйста!

Kolibry Гений (92352) 5 лет назад

Заключение психолога ПМПК
Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий). Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития.
- Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения:

1) формирования основного психологического новообразования;
2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов.

- Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.
- Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности.
- Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность).
- Целостность (конгруэнтность) личности.
умственная работоспособность;
- структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль) ;
- характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части) ;
- пространственные синтезы (наглядные, символические) ;
- эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).

ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности

ПМПК как инструментарий предупреждения школьной неуспешности

Никто так хорошо не знаком с проблемой детских неудач, как педагоги. То обстоятельство, что все больше детей не желают учиться, вызывает тревогу, растерянность, а во многих случаях страх их чувство беспомощности почти у каждого учителя. Эти дети не имеют интереса к учебе, их ничем не заинтересуешь, они замкнуты и апатичны к учению. Складывается впечатление, что они не поддаются обучению. Учителя постоянно пытаются найти к ним новые подходы. Эта проблема многих школ.

Школьная неуспешность обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребенку, с его возможностями. Возникающие, в случае такого несоответствия, трудности обучения могут иметь преходящий характер, но в то же время их нельзя игнорировать. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.

Проведенные психологические исследования неуспевающих учащихся выявили у них пониженную способность к усвоению знаний, умственная деятельность характеризуется недостаточной способностью к анализу и обобщению знаний. У таких детей преобладает интуитивно- практическое мышление над словесно-логическим.

Причины этих трудностей могут носить различный характер, например, психологический или социальный. Поэтому и работа строится по-разному.

Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами - это психологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.

Одной из наиболее эффективных форм коллективной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач и функций является ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Цель ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и социум детей и подростков с индивидуальными особенностями в развитии.

Задачи, решаемые консилиумом:
  1. выявление характера и причины индивидуальных особенностей в поведении и учебе учащихся
  2. достоверная диагностика интеллектуальных, психологических и физических особенностей в развитии детей и подростков
  3. разработка целостной программы индивидуального сопровождения учащихся в целях коррекции их развития
  4. консультация в решении сложных и конфликтных ситуаций
  5. контроль эффективности разработанных мероприятий
Функции ПМПК:
  1. экспертно-диагностическая
  2. информационно-аналитическая
  3. организационная
  4. методическая
  5. консультативная
  6. функция сопровождения
  7. просветительская

Состав консилиума формируется с учетом его цели – постоянный с привлечением дополнительных специалистов, а также с приглашением учащихся и их родителей.

Постоянный состав: школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В зависимости от решаемых вопросов состав может быть дополнен приглашенными специалистами: логопедом, инспектором ИДН, родителями, опекунами, врачами-специалистами, специалистом ОМЦ, директором, специалистами психологических служб различных уровней (например, муниципального, городского ПМПК).

Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПК.

осуществляет консультирование учителей и родителей по вопросам организации помощи учащимся группы учебного риска, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.

Данные содержат:
  1. описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника в период сбора информации
  2. обозначаются сферы психологической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями
Психологическое заключение для консилиума содержит:
  1. результаты диагностики, наблюдения
  2. опрос родителей, педагогов
  3. заключения по консультациям
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностей школьников:
  • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок
  • факторы риска нарушения развития (наличие в прошлом и на момент проведения консилиума заболеваний, травм, хронических заболеваний)
  • характеристика заболеваний за последний год
Социальный педагог дает информацию о социальном статусе ребенка:
  • сведения о родителях, тип семьи
  • стиль воспитания в семье
  • взаимоотношения родителей и детей в семье
  • обеспеченность семьи

Логопед освещает результаты речевого развития на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы учебного риска.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе организуют взаимодействие учителей, родителей, психологической службы по ликвидации школьной неуспешности учащихся в форме психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляют контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации педагогической запущенности учащихся, за деятельностью классного руководителя по взаимодействию с семьями учащихся.

Председатель ПМПК определяет круг обсуждаемых вопросов.

Первичный прием документов на ПМПК:
  • заявка на проведение от родителей, администрации, учителя, классного руководителя
  • Свидетельство о рождении
  • Копии заключений специалистов (приложения № 1. 2. 4 )
  • Педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем (воспитателем), работающим с ребенком (приложение № 3)
  • Образцы письменных работ по русскому языку, математике, рисунки, продукты самостоятельной деятельности ребенка
  • Выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового и других врачей

На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей). Допустимо консультирование обратившихся подростков старше 12 лет.

Консилиум проводится в несколько этапов:
  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

Подготовительный этап включает в себя изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе, психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, проблемных детей, общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседы с классными руководителями, учителями, подготовка карты класса с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога, педагога, медика, социального педагога, согласование хода консилиума и условий его проведения.

Основная часть консилиума проводится по общей схеме:
  • анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей обучения и воспитания учащегося (класса) с помощью всех участников воспитательного и учебного процесса
  • выявляются причины, вызывающие затруднения у учащихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению причин
  • коллегиальное обсуждение результатов обследования
  • анализ поступивших предложений

На заключительном этапе производится письменное оформление рекомендаций в виде заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным представителям). Заключение консилиума включает в себя: психологический, педагогический, социальный, медицинский статус школьника на момент обследования; особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии его сопровождения в процессе обучения; Формы сопровождения школьника психологом, школьным медиком, классным руководителем, а также сроки сопровождения.

Документация консилиума:
  • Приказ об организации консилиума
  • Положение о ПМПК
  • План работы
  • Журнал регистрации заявок (приложение №6 )
  • Информационные карты данных на ученика, каждого участника консилиума - медицинского работника, психолога, логопеда, социального педагога, завуча
  • Заключение - итоговый документ консилиума
  • Журнал наблюдения за динамикой развития ребенка

Осуществляя контроль за эффективностью разработанных на заседаниях ПМПК мероприятий, наблюдая за динамикой развития ребенка, полезно отмечать, поощрять малейшие удачи ученика в учебной деятельности, главное – не дать закрепиться новым неудачам. Следует обращать внимание на обоснование оценки, которую получает неуспевающий ученик, а также на выделение критериев, по которым идет оценивание ответа.

Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе.

ПМПК Шипицина

/ 21-10-2013_22-55-38 / ПМПК Шипицина

Необходимость проведения психокоррекционной работы может быть вызвана следующими факторами:

— возникновением чувства неполноценности и неуверенности в себе; снижением самооценки;

— нарушением семейных отношений;

— резким сокращением межличностных контактов в сфере общения.

В связи с этим, Психокоррекционная работа должна быть направлена:

— на избавление от психотравмирующих комплексов;

— на выработку адекватных форм поведения;

— на преодоление трудностей общения. Восстановление коммуникативных способностей выступает

как важнейший показатель эффективности психокоррекционно-го процесса.

Методы и техники психокоррекции:

— интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальт-техника, трансактный анализ);

— имитационно-игровые методы (сюжетно-ролевые игры, деловые игры, игротерапия, сказкотерапия и др.);

— невербальные методы психокоррекции с элементами: арттерапии, музыкотерапии, хореографии, пантомимы;

— методы групповой поведенческой психокоррекции (тренинг формирования навыков и умений поведения в группе);

— суггестивные методы (сеансы групповой релаксации и аутогенного тренинга).

Использование тех или иных методов и техник психокоррекции должно быть строго дифференцировано в зависимости от индивидуально-личностных свойств и качеств.

Работа психолога с семьей

Изучение ребенка в ПМПК не ограничивается накоплением объективных данных о нем. Эти данные используются для рекомендаций психологам, педагогам, воспитателям, родителям по коррекции выявленных отклонений в развитии ребенка. Контакты психолога с семьей имеют решающее значение в общем успехе по преодолению нарушений развития ребенка. Следует отметить основные условия, которые выступают залогом такого успеха, хотя нужно иметь в виду, что этот перечень условий не может быть сведен к какому-то неизменному и стандартному набору и в каждом конкретном случае может видоизменяться.

К числу важнейших условий, определяющих успешное сотрудничество работников ПМПК и семьи, относятся:

— умение психолога построить доверительные отношения с родителями ребенка, с его семьей;

— умение работников ПМПК склонить родителей к осознанному принятию целей и задач консультирования и коррекции отклонений в психическом развитии ребенка;

— умение умело проводить работу с семьей, предупреждающую формирование у родителей неверных представлений о появлении немедленных позитивных результатов, о легком успехе (наличие у родителей неоправданных ожиданий и неполучение зримого успеха могут парализовать усилия и работников ПМПК, и родителей);

— в целях укрепления веры родителей в успех коррекционных Мероприятий больше обращать внимания на позитивные изменения в развитии ребенка, избегая фиксирования на имеющихся отклонениях;

— использование семейной психотерапии, создание тренин-

г °вьгх групп для родителей.

Примерная схема заключения психолога

Заключение психолога состоит из двух частей — обязательной и дополнительной (Г.В. Грибанова, 2001). В обязательную часть входят следующие сведения:

1. Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.

2. Анализ психологического развития:

— Оценка возрастных этапов развития с точки зрения критических периодов и основных психологических новообразований.

— Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, на улице, в образовательном учреждении и т. д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

— Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноза развития с позиции адаптивных характеристик личности.

— Адаптивность в условиях приема ребенка на ПМПК, и психологического обследования в частности.

3. Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом исходя из:

— первичного запроса на обследование ребенка в ПМПК;

— беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);

— психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:

— структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);

— характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия;

— пространственные синтезы (наглядные, символические);

— речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления);

— эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства).

Образец заключения по результатам психологического обследования

На приеме Дима К. 8 лет, в сопровождении матери. Обратились в ПМПК по направлению районного психиатра в связи с трудностями в усвоении, школьной программы для решения вопроса о виде школьного обучения (либо для консультирования по вопросам психолого-педагогической коррекционной помощи).

Объективно (по данным наблюдения в процессе обследования):

Продуктивный контакт с ребенком затруднен вследствие повышенной отвлекаемости произвольного внимания, которое удерживается непродолжительное время. Обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчивый, тонус спонтанной психической активности истощаем. Существенно сужен объем устойчивой работоспособности. Способен работать содержательно непродолжительное время. На побуждающее стимулирование возникают негативные реакции в форме отказа от выполнения заданий. Нуждается в дозировании нагрузки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей.

Характеристика вербального интеллекта Понимание обращенной речи ограничено. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Ответы в основном простые, малоразвернутые фразы с неправильным звукопроиз-ношением и аграмматизмами. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден, чаще определяет бытовое назначение предметов, затрудняется в подборе синонимов; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий типа «герой», с трудом подбирает примеры для их объяснения. Суждения примитивны, поверхностны, в отдельных случаях недостаточно последовательны. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны и бессистемны. Способен осмыслить и адекватно содержанию вопроса разрешить простые бытовые проблемного характера ситуации, но не справляется с решением более сложных заданий, когда необходимо использовать определенные сведения по вопросам социальной организации и Нормам социального взаимодействия. Способности к обобщению и отвлечению в структуре понятийного мышления развиты Недостаточно: сходство устанавливает, в основном, по внешним

и второстепенным признакам; доступны лишь простые аналогии; усвоены наиболее употребительные обобщающие понятия. Пространственно-временные представления на стадии формирования; слабо усвоены основные временные понятия, не автоматизированы временные ряды. Навык выполнения простых счетных операций слабоавтоматизирован, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание с двузначными числами. Недостаточен объем кратковременной механической памяти.

Характеристика невербального интеллекта Уровень дифференцированности зрительного восприятия удовлетворителен. Осмысление причинно-следственных связей, оценка и поиск информативных признаков для их установления (в сериях сюжетных картин) удовлетворительны, содержательность и целенаправленность в процессе этой деятельности достаточно устойчивы. Организация способностей пространственного анализа и синтеза в структуре конструктивного мышления слабее на уровне представлений; более развиты конструктивные способности, определяющие наглядно-образный уровень. Темп формирования графических навыков замедлен, сенсомоторная координация недостаточно четкая. Отмечается замедленность темпа переключаемости активного внимания, сужен объем кратковременной оперативной памяти.

Функциональный уровень интеллекта соответствует пограничной умственной отсталости:

— вербальный интеллект — на уровне пограничной умственной отсталости;

— невербальный интеллект — на уровне пограничной умственной отсталости.

Объем устойчивой работоспособности узок (истощаем тонус спонтанной психической активности); определяется недостаточность организующей функции произвольного внимания. Эмоционально-волевая регуляция деятельности отстает от паспортного возраста. Имеются признаки выраженной социально-педагогической запущенности.

Основные методы обследования

В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.

Задача педагогического собеседования — выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.

На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т. д.).

Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школьной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает письменные работы. Эта работа помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особые трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствии ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки Уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Домашний адрес.

4. Порядковый № класса, № школы, район.

5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (массовое, специальное, речевой детский сад и др.).

6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с желанием или без желания, с подготовкой или неподготовленный).

7. Кем направлен.

8. Какими специалистами, в каких учреждениях и когда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.

9. Сведения о семье:

Мать (ф.и.о. образование, профессия).

Отец (ф.и.о. образование, профессия).

Брат (сестра) — ф.и. возраст, учебное заведение.

Другие члены семьи.

10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые условия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).

11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.

12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении.

13. Какую помощь вам оказывает образовательное учреждение, которое посещает ребенок, для преодоления возникших трудностей.

14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.

15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.

16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других детей, которые успешно учатся.

17. Как ваш ребенок относится к выполнению домашних заданий:

— (самостоятельно или с вашей помощью выполняет задания;

— требуется постоянная помощь в виде вопросов, разъяснения;

— сколько времени тратите на подготовку домашних заданий).

18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.

19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.

20. Какие особенности в развитии и поведении вы замечаете у своего ребенка.

21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.

Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создание условий психоэмоциональной комфортности, предоставление ребенку свободы высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказывает разную степень помощи вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.

Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, занимательного материала.

Детям с повышенной истощаемостью предлагаются задания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.

Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности детей младшего школьного возраста:

— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой домашний телефон.

— На какой улице ты живешь?

— Как называется наш город?

— В честь кого он так назван?

— Как называется наша страна?

— Как называется столица нашей страны?

— Что такое столица?

— Какие ты еще знаешь страны?

В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение вызванное самим фактом обследования.

Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:

1. Знания о себе, семье, близких.

Выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимание родственных отношений.

2. Ориентировка в пространстве.

3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнавать время по часам.

4. Знание о явлениях природы.

С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках; может ли отгадать загадку, определить время года по признакам; знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т. д.), о растениях, месте их произрастания.

5. Общий кругозор.

6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.

7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.

Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на неучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для детей виды деятельности (предметно-практическую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер и в то же время каждый раз ставящие перед ребенком усложняющиеся задачи, можно получить достаточно полную характеристику готовности к обучению и развитию школьно значимых функций.

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.

Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.

В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.

При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний.

Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение деятельности ребенка на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, представляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то следует предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т. д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.

Не следует торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.

Выявление этапа в усвоении знаний, на котором возникают трудности, позволяет определить их причину. Подобной причиной может быть различная степень недоразвития и нарушения внимания, мышления, памяти. Важны особенности психической деятельности: ее темпы, целенаправленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению.

Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации, а затем. наметить индивидуальный план обучения и сопровождения.

1. Начинается обследование со знакомства с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения).

2. Беседа с родителями (лицами, их заменяющими), по выяснению причины обращения в консультацию.

3. Сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года, их основные признаки, последо-

вательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги.

4. Сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.

5. Подбор простых и сложных аналогий (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов).

6. Понимание смысла сюжетной картинки, рассказа. Установление логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.

7. Понимание логико-грамматических конструкций.

8. Понимание переносного смысла метафор и пословиц.

9. Обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения.

Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению.

Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использовании математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач. Умение решать уравнения, неравенства. 11. Русский язык.

Учитывается Сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать правило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными текстами. При письме под диктовку учитывается Сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, специфические).

Способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое).

Качество чтения (правильность, плавность, выразительность, сознательность), характер ошибок. Пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный). Умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).

13. По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими), даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.

Перечень методического материала для проведения педагогического обследования

1. Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения.

2. Набор сюжетных картинок, серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета.

3. Набор материала для обследования сформированное™ сенсорных эталонов пространственных и временных представлений.

4. Подборка фразеологизмов и пословиц русского языка.

5. Литературные тексты для чтения различной сложности (по структуре, по содержанию и по объему).

6. Диагностические задания по математике для учащихся по годам обучения и в соответствии с программой обучения.

7. Диктанты и грамматические задания для учащихся по годам обучения и в соответствии с программой обучения.

8. Тестовая методика для определения уровня школьных навыков за курс начальной школы.

Диагностические задания для определения уровня школьных знаний являются основными методами в педагогическом обследовании. Они предназначены для выявления уровня усвоения Ребенком учебного материала по предмету и составлены в соответствии с программами и основными требованиями к знаниям, Умениям и навыкам учащихся.

Поэтому в содержание заданий включены основные, наиболее значимые вопросы курса. Так, например, в диагностических заданиях по математике представлены различные виды работ, которые позволяют выявить уровень сформированности у ребенка вычислительных навыков. Для этого предусмотрены как устные, так и письменные задания различных видов. Особое внимание уделяется выявлению умения решать простые и составные задачи путем установления логических связей.

Важно также уточнить, как усвоена ребенком математическая терминология и в какой мере он ею владеет.

В диагностических заданиях по русскому языку предлагается написание под диктовку текста, в который включены изученные орфограммы. Предусмотрены такие грамматические задания, которые позволяют выявить уровень теоретических знаний по русскому языку и умение применять их при различных видах грамматического разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Образцы диагностических заданий для определения уровня сформированности школьных знаний:

3 класс, I полугодие

2. Математический диктант

• Запиши цифрами числа: девять тысяч триста пятьдесят пять, десять тысяч. Сравни эти числа.

• Запиши в виде выражения:

произведение 7 и 2, частное 10 и 5; произведение 2 и 3 разделить на 6;

сумму 9 и 64; разность 16 и 7; к сумме 14 и 15 прибавить 16.

3. Письменные вычисления

1364 + 3871 53128 + 4582

54308 + 9165 9586-3877

• Найди значение выражений: 34 - 4 х (56. 8) 56 - 6 + 4 х 9.

• Вычисли: 1 ч + 20 мин

2 ч 32 мин + 50 мин.

4.Простые текстовые задачи на знание соотношений между единицами величин

• Масса прибора — 5 кг 300 г, а масса футляра — 800 г. Найди массу прибора в футляре.

• Занятия в школе начинаются в 8 ч 30 мин. Урок продолжается 45 мин. Перемена после первого урока — 5 мин. Когда прозвенит звонок на второй урок?

• Длина куска зеленых кружев — 1 дм 7 см, а кусок красных кружев на 13 см длиннее. Чему равна длина куска красных кружев?

5.Простые задачи на движение

• Автобус проехал 180 км за 4 ч. С какой скоростью он ехал?

• Турист прошел 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько часов он шел?

• Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он проехал?

6.Составные задачи

• Магазин продал 95 м шерсти и 117 м шелка, а ситца — в 3 раза больше, чем шерсти и шелка вместе. Сколько метров ситца продал магазин?

• В садовом питомнике было 600 горшков с цветами. Тр"и магазина получили по 80 горшков, а два магазина — по 90 горшков. Сколько еще горшков с цветами осталось в питомнике?

• На овощной базе было 300 т капусты. В первый день увезли капусту на 24 грузовых машинах, погрузив по 5 т капусты на каж-ДУЮ. Остальную капусту увезли во второй день, погрузив на каж-ДУю машину по 2 т. На скольких грузовых машинах увезли капусту во второй день?

7.Нестандартные задачи повышенной трудности

• К трехзначному числу слева приписали цифру 1. На сколько Увеличилось число?

• Я купил пачку бумаги, в которой 250 листов. Масса 100 листов этой бумаги — 160 г. Какова масса всей пачки?