Руководства, Инструкции, Бланки

методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных img-1

методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных

Рейтинг: 4.1/5.0 (1895 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Нормативно-правовые акты РФ

Нормативно-правовые акты

"О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н"

Описание

Бюджетная классификация РФ — это группировка доходов, расходов и источников финансирования бюджетов всех уровней (федеральный, региональный, местный). Она используется для составления и исполнения бюджетов и отчётности. Коды бюджетной классификации (или КБК) - это цифровые номера, которые присваиваются учреждениям и организациям в структуре горсорганов России. КБК используются в платежных документах при уплате всех налогов и сборов, а также страховых взносов. Неправильно указанный КБК может создать бухгалтеру серьезную проблему - ведь платеж по налогу не будет правильно распознан, и у предприятия образуется недоимка. Список всех КБК ежегодно обновляется Приказом Минфина.

По вопросу срока представления налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014 года

Описание

В конце 2014 года был принят закон, внесший ключевое изменение в Налоговый кодекс относительно сроков сдачи отчетности по НДС. Этот срок был отодвинут на 5 дней и разнесен по формату отчетности - электронно ее сдавать нужно в один срок, а на бумаге - в другой. Принятие этого изменения внесло сумятицу в налаженные процедуры сдачи отчетов в умах большинства бухгалтеров России. Главный вопрос, которым все задавались, - когда начинать применять сдвиг сроков: с отчета за 1 квартал 2015 года (то есть в апреле) или уже с отчета за 2014 год (то есть в январе). Жирную точку в этом споре поставило Письмо Минфина № 03-07-15/67246 - ведомство официально разъяснило со ссылками на законы и НК РФ, как именно считать эти сроки.

"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Описание

Федеральный закон № 44-ФЗ - основополагающий документ в сфере государственного заказа. Он вступил в силу с 2014 года и ввел в российский деловой и правовой оборот новое понятие - контрактной системы. Теперь все закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (а это все, что покупается или заказывается госорганами федерального, регионального и местного уровней) должны функционировать согласно положениям закона 44-ФЗ. Закон "О контрактной системе" устанавливает принципы осуществления госпоставок в новых условиях, регламентирует правила и процедуры, уточняет ответственность всех участников процесса.

"О бухгалтерском учете"

Описание

Закон № 402-ФЗ с 2013 года заменил собой закон "О бухгалтерском учете", который был принят еще в 1996 году и к настоящему времени значительно устарел. Вместо внесения очередных многочисленных изменений был разработан и принят новый закон 402-ФЗ. В законе обновлены термины и понятия - введены новые, актуализированы старые; уточнены важные моменты ведения учета - такие как учетная политика, состав отчетности, формирование первичных документов. Именно в законе 402-ФЗ установлено, что формы "первички" для себя могут разрабатывать сами предприятия. А еще в документе внимание уделено квалификационным требованиям к главбухам, а также сближению российских и международных стандартов отчетности (РСБУ и МСФО).

"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Описание

Федеральный закон № 223-ФЗ регулирует сферу закупок товаров, работ и услуг отдельными типами организаций - в целом, их можно назвать государственными и около-государственными. К ним относятся все естественные монополии, предприятия сферы ЖКХ, ГУПы и МУПы, автономные учреждения и некоторые другие - их список содержится в самом законе. Условно говоря, все закупки, которые эти юридические лица делают, должны осуществляться по правилам, установленным законом 223-ФЗ. Есть небольшой ряд исключений, и некоторые закупки не подпадают под сферу регулирования 223-ФЗ - например, выбор аудиторской компании, купля-продажа ценных бумаг и ряд других - они тоже все описаны в законе (статья 1). В целом закон устанавливает правила осуществления закупок для этих организаций, включая принципы, виды закупок, правила установления цен и ведения реестров, отчетность и другие вопросы.

"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Описание

Закон 261-ФЗ, принятый в 2009 году, стал важным документом, систематизирующим вопросы и отношения, возникающие в сфере энергосбережения и энергетической эффективности. К разработке и принятию этого закона привела растущая необходимость модернизировать экономику страны в плане энергетики и ресурсов, а также повернуться лицом к проблеме нарастающей нехватки ресурсов. В законе заложены основы и принципы правового регулирования энергосбережения, устанавливаются полномочия государства в этой сфере, определяются права и обязанности участников энергетического рынка, разрабатываются меры экономического стимулирования для применения программ энергосбережения и многое другое.

"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Описание

Закон 212-ФЗ или Закон о страховых взносах в 2010 году перевернул систему социального и пенсионного страхования в России, добавив бухгалтерам головной боли к их и так неспокойной профессиональной жизни. С принятием этого закона был отменен действовавший до тех пор единый социальный налог (ЕСН), а вместо него введена целая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - а именно, ПФР, ФСС и ФОМС России. Закон 212-ФЗ детально описывает, какие взносы и куда работодатель обязан уплачивать за каждого трудоустроенного работника; с каких выплат эти взносы платить нужно, а с каких - нет; каковы ставки взносов в разных ситуациях; кто имеет право на льготы и что делать самозанятым гражданам (ИП, нотариусы, адвокаты и пр.) с пенсионным и социальным страхованием.

"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Описание

Закон регламентирует порядок проведения проверок юридических лиц и ИЧП (предпринимателей), порядок взаимодействия контрольно-надзорных органов друг с другом, права и обязанности контролеров. Кроме того, в законе есть целый раздел, в котором подробно расписаны права и обязанности представителей бизнеса и меры, которые они могут принимать по защите своих прав и законных интересов.

"О противодействии коррупции"

Описание

Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", прежде всего, определяет понятие коррупции как злоупотребление служебным положением с целью извлечения выгоды. Формы коррупции всем известны - это взяточничество, подкуп, любое незаконное использование своей должности или положения в выгодном для себя свете. Закон 273-ФЗ закладывает основы борьбы с коррупцией. Он устанавливает принципы противодействия ей, основы и меры предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий. Он также устанавливает определенные запреты в отношении должностных лиц и ответственность.

"О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Описание

Закон № 79-ФЗ закладывает основу отношений, возникающих в связи с государственной гражданской службой. Иными словами, этот закон регулирует трудоустройство чиновников. И не только трудоустройство, но и все вопросы, связанные с аппаратом чиновников в самом широком правовом смысле. В законе содержатся необходимые термины и определения, установлены принципы госслужбы, есть классификация должностей и рангов, обязанности, запреты, ограничения и требования, предъявляемые к участникам этой системы. В нем также затрагиваются вопросы служебного контракта, оплаты труда госслужащих, их ротация и движение по карьерным лестницам и т.п.

"О качестве и безопасности пищевых продуктов"

Описание

Федеральный закон № 29-ФЗ регулирует сферу отношений в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья. Он вводит большое количество определений - например, БАД, диетические продукты, пищевая ценность, утилизация продуктов и другие. Он устанавливает требования к качеству продуктов и их безопасности на каждом этапе их производства - разработка, изготовление, расфасовка, маркировка, перевозка, хранение и реализация, а также требования к работникам производств, связанных с пищевыми продуктами. Также в законе 29-ФЗ описаны принципы и меры государственного надзора и определена ответственность за нарушение правовых норм в этой сфере.

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Описание

Закон 131-ФЗ - основной правовой акт, которым - вслед за Конституцией - регулируется система местного самоуправления в России. Местное управление является одной из основ конституционного права РФ, его наличие и функционирование - важнейший элемент демократии в нашей стране. Закон 131-ФЗ детально описывает все детали системы местного самоуправления. Он определяет термины, права граждан, основу и символы этого уровня власти. В законе описывается, какие вопросы относятся к компетенции органов местного самоуправления, какие полномочия у них есть, как происходят выборы в эти органы, что такое муниципальный контроль и как оценивается эффективность местных органов власти. Формы управления - такие, как референдум, сход или собрание граждан, выборы в муниципалитеты и другие - тоже описаны в законе 131-ФЗ.

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Описание

Закон № 115-ФЗ по своему смыслу направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, защиту прав и интересов частных лиц, государства и общества от таких доходов, а также на противодействие финансированию терроризма. Устоявшаяся аббревиатура этих понятий - ПОД/ФТ - так и расшифровывается: "противодействие отмыванию доходов / финансирования терроризма". Закон 115-ФЗ на правовом уровне устанавливает механизмы такого противодействия, меры, которые призваны препятствовать легализации преступных доходов. В нем определены права и обязанности отдельных лиц и организаций - банков, страховых и кредитных организация (в том числе, микрофинансовых), ломбардов, фондов кооперативов, операторов связи и т.п.

Другие статьи

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных

от 23 декабря 2009 г. N 76
Не нуждается

в государственной регистрации

(письмо Минюста России

от 26 апреля 2010 г. N 01/6756-ДК)

ПО РАЗРАБОТКЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3060) в целях оптимизации процедуры и порядка разработки федеральными органами исполнительной власти инструкций по делопроизводству, определения их структуры и содержания и применяются федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Методические рекомендации рассчитаны на применение подразделениями федеральных органов исполнительной власти, ответственными за организацию и ведение делопроизводства (далее - Служба делопроизводства), при разработке ими инструкции по делопроизводству федерального органа исполнительной власти (далее - Инструкция по делопроизводству).

Методические рекомендации не распространяются на организацию работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

Применение Методических рекомендаций должно способствовать созданию единой методической основы ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах.

При разработке Методических рекомендаций учтены положения следующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере информации, документации, архивного дела:

1. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124).

2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52 (ч. I), ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2696; 2009, N 46, ст. 5417).

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554).

4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253).

5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3448).

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6439).

8. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776).

9. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 19, ст. 2257).

10. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967; 2005, N 28, ст. 2865).

11. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1127; 2005, N 39, ст. 3925).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. II), ст. 3165).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 2, ст. 123; 2001, N 24, ст. 2461; 2006, N 52, ст. 5587).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 1997, N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; 2009, N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514; 2006, N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413; 2008, N 21, ст. 2459; 2008, N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302; 2009, N 12, ст. 1443; 2009, N 19, ст. 2346; 2009, N 36, ст. 4358; 2009, N 49 (ч. II), ст. 5970; 2009, N 49 (ч. II), ст. 5971; 2009, N 52 (ч. II), ст. 6609).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; 2008, N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; 2009, N 25, ст. 3060; 2009, N 41, ст. 4790; 2009, N 49 (ч. II), ст. 5970).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; 2008, N 14, ст. 1413; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 12, ст. 1443; 2009, N 19, ст. 2346; 2009, N 25, ст. 3060; 2009, N 47, ст. 5675; 2009, N 49 (ч. II), ст. 5970; 2010, N 9, ст. 964).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3060).

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 754 "Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4614).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 72 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 9, ст. 964).

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084).


II. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

В ИНСТРУКЦИЮ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ


Инструкция по делопроизводству разрабатывается Службой делопроизводства на основании приказа федерального органа исполнительной власти, в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (далее - Правила делопроизводства), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477. с учетом положений данных Методических рекомендаций.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3060.
Проект Инструкции по делопроизводству согласовывается с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти и с заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, курирующим вопросы информационного и документационного обеспечения.

В соответствии с пунктом 3 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти федеральный орган исполнительной власти направляет проект Инструкции по делопроизводству на согласование в Федеральное архивное агентство .

Административный регламент по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги "Согласование положений о центральных экспертных комиссиях, центральных архивах и иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций, а также инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти" (утвержден Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 ноября 2007 г. N 1322, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2008 г. регистрационный N 11202).
При наличии у Федерального архивного агентства замечаний по проекту Инструкции по делопроизводству Служба делопроизводства федерального органа исполнительной власти дорабатывает проект Инструкции по делопроизводству и повторно представляет его на согласование в Федеральное архивное агентство.

Если по проекту Инструкции по делопроизводству имеются разногласия, проводятся согласительные процедуры (совещания) между представителями Федерального архивного агентства и федерального органа исполнительной власти в целях выработки взаимоприемлемого решения.

Решение о согласовании Инструкции по делопроизводству оформляется письмом Федерального архивного агентства, направляемым в адрес федерального органа исполнительной власти.

После согласования с Федеральным архивным агентством Инструкция по делопроизводству утверждается приказом федерального органа исполнительной власти.

Утвержденная Инструкция по делопроизводству доводится до сведения структурных подразделений федерального органа исполнительной власти.

Внесение изменений в Инструкцию по делопроизводству осуществляется приказом федерального органа исполнительной власти после их согласования с Федеральным архивным агентством.


III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ
3.1. Общие положения
В разделе "Общие положения" Инструкции по делопроизводству рекомендуется указать назначение инструкции, область ее применения, правовые основания разработки инструкции, порядок ее применения.

В разделе "Общие положения" целесообразно отметить, что Инструкция по делопроизводству разрабатывается в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности федерального органа исполнительной власти документов, совершенствования делопроизводства федерального органа исполнительной власти и повышения его эффективности;

правовым основанием для разработки Инструкции по делопроизводству являются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере информации, документации и архивного дела, а также положение о федеральном органе исполнительной власти, регламент федерального органа исполнительной власти и утвержденные Федеральным архивным агентством Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;

положения Инструкции по делопроизводству распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, в том числе с электронными документами, включая подготовку, обработку, хранение и использование документов, осуществляемые с применением информационных технологий. Системы электронного документооборота (системы автоматизированной обработки документов), применяемые в федеральном органе исполнительной власти, должны обеспечивать выполнение требований Инструкции по делопроизводству;

положения Инструкции по делопроизводству не распространяются на организацию работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

особенности работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию (служебную и иную тайну, персональные данные), регулируются специальными нормативными актами (инструкциями, положениями, правилами), утверждаемыми руководителем федерального органа исполнительной власти;

требования Инструкции по делопроизводству к работе с бухгалтерской, научно-технической и другой специальной документацией распространяются лишь в части общих принципов работы с документами, а также подготовки документов к передаче на архивное хранение;

организацию, ведение и совершенствование делопроизводства на основе единой политики, использование современных информационных технологий в работе с документами, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в структурных подразделениях осуществляет Служба делопроизводства федерального органа исполнительной власти;

функции, задачи, права и ответственность Службы делопроизводства регламентируются положением о ней, должностные обязанности работников Службы делопроизводства и работников, отвечающих за организацию работы с документами в структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти, устанавливаются должностными регламентами;

непосредственное ведение делопроизводства в структурных подразделениях осуществляется работником, назначенным приказом руководителя федерального органа исполнительной власти и совмещающим выполнение делопроизводственных обязанностей с функциональными обязанностями.

Инструкцией по делопроизводству предусматривается, что:

содержание служебных документов не подлежит разглашению, передача служебных документов, их копий, проектов сторонним организациям допускается только с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти;

работники структурных подразделений федерального органа исполнительной власти несут дисциплинарную и иную установленную законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение требований Инструкции по делопроизводству;

при уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения и перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство структурного подразделения, или другому работнику по указанию руководителя подразделения, при увольнении работника или переводе по службе передача документов и дел осуществляется по акту.


3.2. Основные понятия
документирование - фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке;

делопроизводство - деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти;

документ - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти;

электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554).
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

Там же.
реквизит документа - обязательный элемент оформления документа;

подлинник документа - первый или единственный экземпляр документа;

копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;

документооборот - движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки;

регистрация документа - присвоение документу регистрационного номера и запись в установленном порядке сведений о документе;

номенклатура дел - систематизированный перечень наименований дел, формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков их хранения;

экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации;

Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253).
дело - совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности федерального органа исполнительной власти;

служба делопроизводства - структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лица, ответственные за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти.


3.3. Создание документов в федеральном органе


3.3.1. Бланки документов
Согласно п. 5 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477. документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата A4 (210 x 297 мм), A5 (148 x 210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3060).
В Инструкции по делопроизводству целесообразно установить:

порядок разработки, изготовления и введения в действие бланков документов федеральных органов исполнительной власти;

требования к изготовлению бланков;

в необходимых случаях порядок учета бланков.

Служба делопроизводства федерального органа исполнительной власти при разработке и изготовлении бланков документов руководствуется Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52 (ч. I), ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2696; 2009, N 46, ст. 5417), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 2, ст. 123; 2001, N 24, ст. 2461; 2006, N 52, ст. 5587).

Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" установлено, что на бланках федеральных органов исполнительной власти помещается изображение Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" установлено, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.

Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляется по заказам федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Правилами делопроизводства образцы бланков федерального органа исполнительной власти утверждаются приказом федерального органа исполнительной власти.

В Инструкции по делопроизводству может быть предусмотрено использование следующих видов бланков документов федерального органа исполнительной власти:

бланк письма федерального органа исполнительной власти;

бланк письма должностного лица (руководителя, заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти);

бланк структурного подразделения (координационного или совещательного органа).

При необходимости могут использоваться бланки других видов документов.

Бланки документов федерального органа исполнительной власти разрабатываются на основе углового или продольного варианта расположения реквизитов: при угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу, при продольном - посередине листа вдоль верхнего поля.

Рекомендуется в Инструкции по делопроизводству раскрыть состав реквизитов для каждого вида бланков:

для бланка приказа (распоряжения, постановления, протокола):

Государственный герб Российской Федерации;

наименование федерального органа исполнительной власти ;

Здесь и далее в бланках федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам, над наименованием федерального органа исполнительной власти указывается полное или сокращенное наименование федерального министерства (см. приложения N 1 - 10).
вид документа;

место составления (издания) документа;

отметки для проставления даты и регистрационного номера приказа;

для бланка письма федерального органа исполнительной власти:

Государственный герб Российской Федерации;

наименование федерального органа исполнительной власти;

справочные данные о федеральном органе исполнительной власти (почтовый адрес, номера телефона, телефона-факса, адрес электронной почты и другие сведения);

отметки для проставления даты и регистрационного номера;

отметки для ссылки на исходящий номер и дату документа адресанта;

для бланка письма должностного лица (руководителя, заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти):

Государственный герб Российской Федерации;

наименование федерального органа исполнительной власти;

должность лица, подписавшего документ;

справочные данные о федеральном органе исполнительной власти (почтовый адрес, номера телефона, телефона-факса, адрес электронной почты и другие сведения);

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году

Методические рекомендации по разработке программ предпрофильных элективных курсов по химии

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисцплин москва 2011

Методические рекомендации по разработке индивидуальных программ реабилитации семьи и ребенка Кострома 2011

Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации»

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации»

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011-2012 учебном году

А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия (методические рекомендации) Методические рекомендации

Регламент по предоставлению Комитетом по делам архивов Республики Алтай государственной услуги «Согласование инструкций по делопроизводству, положений об архивах, экспертных комиссиях»

Изданы Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти

25 октября 2016 года ОЦПК ВНИИДАД проводит однодневный семинар по методике применения новых Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти / Росархив, ВНИИДАД. М. 2010. 168 с.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

Методические рекомендации устанавливают процедуру и порядок разработки федеральными органами исполнительной власти инструкций по делопроизводству, определяют их структуру и содержание. Методические рекомендации направлены на создание единой методической основы ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах.

Методические рекомендации предназначены для специалистов по документационному обеспечению управления и работников аппарата федеральных органов исполнительной власти, специалистов в области информационных технологий, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки в области документационного обеспечения, учащихся образовательных учреждений, а также всех, кто интересуется проблемами документационного обеспечения управленческой деятельности.

Изменения в оформлении документов согласно новым методическим рекомендациям

Изменения в оформлении документов согласно новым методическим рекомендациям
  • Чернышева О.Н. | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Как изменились правила оформления документов после выхода новых Методических рекомендаций? Ведь госорганам необходимо учесть это в своих внутренних инструкциях по делопроизводству. Проанализировав Методические рекомендации, мы объясняем, что поменялось в составе реквизитов документа, в бланках документов и др. Отметим, что вопрос о судьбе ГОСТа Р 6.30-2003, к сожалению, остался открытым..

Долгожданный подарок. и вовремя!

К новогодним праздникам страна получила долгожданный подарок - 23 декабря 2009 г. были утверждены приказом Росархива Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее - Рекомендации).

Рекомендации были обещаны Правительством России еще 15 июня 2009 года, когда постановлением № 477 был утвержден новый нормативный документ - Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (далее - Правила). Согласно этому постановлению в федеральных органах исполнительной власти вопросы делопроизводства должны регулироваться упомянутыми Правилами и инструкцией по делопроизводству, которую каждый орган исполнительной власти должен разработать для себя на основе Правил.

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477

Делопроизводство в федеральном органе исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477. На основе указанных Правил федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела издает инструкцию по делопроизводству.

Федеральному архивному агентству до 1 января 2010 г. утвердить методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти разработаны в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти в целях оптимизации процедуры и порядка разработки федеральными органами исполнительной власти инструкций по делопроизводству, определения их структуры и содержания ».

Правила встряхнули мирную жизнь документоведов рядом новаций и оставили много вопросов, на которые нельзя было ответить до выхода Рекомендаций. Давайте посмотрим, что "день грядущий нам готовит" в таком старом вопросе, как оформление служебных документов.

От перемены мест слагаемых сумма не меняется?

Прежде всего перестала существовать "библия" документоведов - Типовая инструкция по делопроизводству для Федеральных органов исполнительной власти. На протяжении десятилетий она служила надежным ориентиром для всех организаций, независимо от формы собственности и характера деятельности, при составлении ими инструкций по делопроизводству, наряду с ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Большая часть содержания Типовой инструкции перекочевала в Методические рекомендации, но с потерей статуса нормативного документа будут ли Рекомендации так же авторитетны?

Типовая инструкция для министерств (федеральных органов исполнительной власти) выдержала три переиздания:

  • Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации (1994 г.),
  • Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (2000 г.),
  • Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (2005 г.).
Судьба ГОСТа Р 6.30-2003 неизвестна

Остался открытым вопрос с ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании " от 27.12.2002 № 184-ФЗ "Регулирование в области требований к документации, документационным процессам и операциям, а также к условиям хранения, использования и утилизации (уничтожения - в архивной терминологии) должно оформляться в форме стандартов". Все современные стандарты, в том числе ГОСТ Р 6.30-2003, носят рекомендательный характер. Обязательность положениям ГОСТа можно придать законодательным, распорядительным или нормативным документом. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2005 года содержала статью, которая делала положения ГОСТа Р 6.30-2003 обязательными в части оформления документов.

Статья 11 "Документирование информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗ

В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

Перечень нормативных правовых актов

Следует обратить внимание на перечень "законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере информации, документации, архивного дела", приведенный в Рекомендациях. При составлении инструкции по делопроизводству в раздел "Общие положения" всегда включается статья с таким перечнем, тем самым обозначается правовое поле делопроизводственной деятельности организации.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76

Правовым основанием для разработки Инструкции по делопроизводству являются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере информации, документации и архивного дела, а также положение о федеральном органе исполнительной власти, регламент федерального органа исполнительной власти и, утвержденные Федеральным архивным агентством, Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Списком правовых актов, приведенным в Рекомендациях, нужно пользоваться, но он не является исчерпывающим, в нем отсутствуют требования к языку документа. А именно:

  • Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" устанавливает использование государственного языка в официальных документах;
  • Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1463 "Об использовании в наименованиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация" (с изм. от 02.02.1998).

В приведенных актах содержатся актуальные требования об обязательном использовании государственного языка Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов…, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов…; во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти…; при написании наименований географических объектов… При этом в разделе Рекомендаций 3.3.2. "Оформление реквизитов документов", в части, посвященной реквизиту "текст документа" есть фраза: "В федеральных органах исполнительной власти документы составляются на русском языке как государственном языке Российской Федерации", но она не подкреплена ссылкой на упомянутые законы. Нет такой ссылки и в разделе Рекомендаций 3.3.1. "Бланки документов".

Изменился состав реквизитов!

Впервые со времени выхода ГОСТа Р 6.30-2003 в 2003 году Правила вторглись в состав и наименование реквизитов документа. Общее их число сократилось с 30 до 24, появилось несколько новых, часть реквизитов сменила название.

Много недоразумений вызвал новый реквизит "должность лица, подписавшего документ", который, казалось, являлся частью реквизита "подпись должностного лица" (ранее по ГОСТу - реквизит "подпись"). Только после выхода Рекомендаций стало ясно, что авторы имели в виду наименование должности в должностном бланке или, как теперь в Рекомендациях, "бланке письма должностного лица".

Трудно доказать целесообразность новых имен старых реквизитов:

  • "наименование документа" вместо "заголовок к документу",
  • "указания по исполнению документа" вместо "резолюция",
  • "отметка об исполнении документа" вместо "отметка об исполнении документа и направлении его в дело".

Содержание и оформление этих реквизитов осталось прежним, но внимательный читатель узнает об этом впервые только на 18 странице текста Рекомендаций, где рядом с новым, в скобках, начинают указывать старое название реквизита. Сами авторы Рекомендаций путаются, и в тексте то и дело проскакивают старые "заголовок к документу" и "должностной бланк". В любом случае службам ДОУ придется потрудиться, меняя названия реквизитов в инструкциях по делопроизводству своих организаций.

В ряде случаев есть изменения по содержанию старых реквизитов. Например, в ГОСТе 2003 года есть положение, что заголовок составляется исполнителем к любому документу формата А4, кроме телефонограмм, телеграмм, извещений. В Рекомендациях наименование документа (заголовок к тексту) составляется ко всем документам, за исключением документов, имеющих текст небольшого объема (до 4-5 строк).

В ГОСТе Р 6.30-2003 о согласовании сказано, что оно может быть оформлено грифом согласования, а также справкой о согласовании или представлением протокола обсуждения проекта документа на заседании коллегиального органа. В Рекомендациях согласование документа, созданного в федеральном органе исполнительной власти, с другими органами государственной власти и организациями оформляется грифом (листом) согласования, протоколом или письмом о согласовании.

Рекомендации вернули старый. но нужный реквизит "отметка о конфиденциальности". В последний раз этот реквизит появлялся в государственном стандарте 1997 года "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", тогда он назывался "гриф ограничения доступа к документу". Все эти годы сам гриф никуда из документов не исчезал, но из ГОСТа Р 6.30-2003 он был выведен, так как его написание и содержание регулируется не стандартом, а соответствующими законами (ФЗ "О государственной тайне" 21.07.1993; Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233; ФЗ "О коммерческой тайне" 29.07.2004 и др.).

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477

Реквизитами документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, являются:

  1. Государственный герб Российской Федерации;
  2. наименование федерального органа исполнительной власти;
  3. должность лица, подписавшего документ;
  4. подпись должностного лица (по ГОСТу - подпись );
  5. вид документа;
  6. место составления (издания) документа;
  7. справочные данные о федеральном органе исполнительной власти;
  8. адресат;
  9. дата документа;
  10. регистрационный номер документа;
  11. наименование документа (по ГОСТу - заголовок к документу );
  12. текст документа;
  13. ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта;
  14. отметка о наличии приложений;
  15. гриф согласования;
  16. гриф утверждения;
  17. виза;
  18. оттиск печати;
  19. отметка о заверении копии;
  20. отметка об исполнителе;
  21. указания по исполнению документа (по ГОСТу - резолюция );
  22. отметка об исполнении документа (по ГОСТу - отметка об исполнении документа и направлении его в дело );
  23. отметка о контроле документа;
  24. отметка о конфиденциальности (по ГОСТу - гриф ограничения доступа ).
Бланк документа

Рекомендации содержат следующее определение бланка документа: "бланк документа - набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа". Давайте рассмотрим новый набор реквизитов.

Рекомендации "облегчили" бланки документов, избавив их от кодов ОКПО (ОКОГУ), ОГРН, ИНН/КПП, которые ранее были обязательными для бланка письма, и хотя помещались они в зоне справочных данных, справочными не являлись, а входили в набор реквизитов, придающих документу свойство юридической силы.

Код организации (Код федерального органа исполнительной власти) проставлялся по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) или Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица - это номер, присвоенный по Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (ИНН/КПП) свидетельствовали о постановке на налоговый учет налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица.

Наверное, можно обойтись без кодов ОКПО (ОКОГУ) и ИНН/КПП, но что делать с ОГРН? Ведь согласно Статье 8 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438) основной государственный регистрационный номер юридического лица должен указываться во всех документах юридического лица .

Обратим ваше внимание на еще один важный аспект. С 1 января 2010 года вступает в действие Федеральный закон РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Согласно закону средствами обеспечения доступа являются:

  • письменный запрос, в т.ч. по электронной почте;
  • устный запрос, в т.ч. прием граждан должностным лицом;
  • наглядная информация на стендах в приемных и др. доступных помещениях;
  • опубликование в печати;
  • интернет-сайт организации.

Из этого следует, что с 1 января нынешнего года не только адрес электронной почты. но и интернет-сайт организации перестают быть просто справочными сведениями, которые включались в бланк по усмотрению руководителя организации. Отныне это обязательные реквизиты, помещаемые в зоне справочных данных бланка письма. Рекомендации не учли данное требование закона в разделе, где устанавливается состав реквизитов, обязательных для бланка письма. Интернет-сайт организации здесь отсутствует: "Справочные данные о федеральном органе исполнительной власти (почтовый адрес, номера телефона-факса, адрес электронной почты и др. сведения)".

Рекомендации расширили видовой состав бланков документов федерального органа исполнительной власти. В Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти в разделе 2.5.2 говорилось о применении общего бланка, бланка письма и бланка конкретного вида документа. В Рекомендациях бланки конкретного вида документа подробно расписаны:

  • бланк приказа;
  • бланк распоряжения;
  • бланк указания;
  • бланк постановления;
  • бланк протокола;
  • а бланк письма приводится в трех вариантах:
    • бланк письма федерального органа исполнительной власти;
    • бланк письма должностного лица (руководителя, заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти);
    • бланк структурного подразделения (координационного или совещательного органа).

В приложениях к Рекомендациям образцы общего бланка и бланка указания отсутствуют. Бланк указания упоминается лишь однажды в разделе 3.3.1. "Бланки документов", далее по тексту он больше не встречается. Более того, в разделе 3.3.4. "Подготовка нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти" нет указаний в перечне нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Нет указаний и в разделе 3.3.5.1. "Состав документов федерального органа исполнительной власти". Нужно ли в таком случае вводить указания в Инструкцию по делопроизводству?

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

В деятельности федерального органа исполнительной власти создается комплекс организационно-распорядительных документов: приказы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления (коллегии федерального органа исполнительной власти), протоколы заседаний (совещательных, координационных, экспертных и др. органов), акты, аналитические справки, докладные и служебные записки, договоры (контракты, соглашения), деловая (служебная) переписка и др.

Рекомендации исправили ошибку Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти в части полей документа. Типовая инструкция жестко требовала, чтобы каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, имел поля: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее. Любой человек, хоть раз имевший опыт работы с документами знает, что левое поле в 20 мм не позволяет подшить документ в папку. Рекомендации внесли поправку: не менее 20 мм.

Хочется предостеречь сотрудников служб ДОУ, которым придется перерабатывать инструкции по делопроизводству, от бездумного копирования образцов бланков, приведенных в приложениях к Рекомендациям. Во-первых, набор образцов не полон; во-вторых, все образцы приведены без Государственного герба Российской Федерации; в-третьих, справочные данные приведены вразнобой: где-то есть адрес электронной почты и интернет-сайт организации, а где-то только почта.