Руководства, Инструкции, Бланки

Кто Осуществляет Методическое Руководство И Контроль В Области Создания И Обеспечения Готовности Насф img-1

Кто Осуществляет Методическое Руководство И Контроль В Области Создания И Обеспечения Готовности Насф

Рейтинг: 4.6/5.0 (1474 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Создание и функционирование нештатных аварийно-спасательных формирований I Общие положения

Создание и функционирование нештатных аварийно-спасательных формирований
I. Общие положения

1. Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) представляют собой самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неот­ложных работ в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют: Конституция Российской Федера­ции, федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъек­тов Российской Федерации.

3. Порядок создания НАСФ (далее – Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 19.01.2006г. № 7383).

4. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обо­роне» НАСФ создают организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

НАСФ создаются орга­низациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и с учетом примерного Перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение №1). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ.

Перечень организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, создающих формирования, разрабатывается, утверж­дается и доводится до соответствующих руководителей организаций феде­ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

5. Нештатные аварийно-спасательные формирования создают органи­зации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Феде­ральным законом «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», к категории опасных производственных объектов;

отнесение организации, в соответствии с Порядком отнесения орга­низаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постанов­лением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления;

отнесение организации к системе жизнеобеспечения муниципальных образований в военное время (энерго-, водо-, тепло-, газообеспечение).

6. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для:

проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участия в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

обеззараживания территорий, санитарной обработке населения, специальной обработке техники, зданий;

участия в восстановлении функционирования необходимых коммуналь­ных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечения мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного и другим видам обеспечения;

7. Состав и структуру нештатных аварийно-спасательных форми­рований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения в соответствии с утвержденным МЧС России порядком и с учетом настоящих методических рекомендаций, исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Состав, структура и оснащение создаваемых неш­татных аварийно-спасательных формирований согласовываются с террито­риальными органами МЧС России в установленном порядке.

8. Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением инструментами и материалами (приложение №2).

9. Федеральные органы исполнительной власти в отношении органи­заций, находящихся в сфере их ведения:

определяют организации, которые создают формирования;

организуют создание, подготовку и оснащение формирований;

ведут реестры организаций, создающих формирования;

организуют планирование применения НАСФ;

осуществляют контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением НАСФ по предназначению.

10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

определяют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;

определяют по согласованию с организациями виды, количество и чис­ленность создаваемых формирований;

ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществ­ляют учет формирований;

организуют создание, подготовку и оснащение формирований;

организуют планирование применения формирований;

осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

11. Организации, создающие формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением инструментами и материалами;

укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их спе­циальной техникой, оборудованием, снаряжением инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью формиро­ваний;

осуществляют всестороннее обеспечение применения формиро­ваний;

поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

12. При создании и комплектовании нештатных аварийно-спаса­тельных формирований учитываются наличие имеющихся штатных аварийно-спасатель­ных формирований и служб, их состав, предназначение и возможности. Общая численность личного состава НАСФ составляет от 7 до 10% от общей численности работников организации.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 24 часа, в военное время – 6 часов.

НАСФ подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Численность нештатных аварийно-спасательных формирований, их виды, оснащенность средствами индивидуальной защиты, приборами и оборудованием отражаются в паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в паспорте безопасности опасного объекта.

13. Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполни­тельной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо­ваний и организаций, разрабатываемым в обязательном порядке.

В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий ЧС и при проведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападении противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны составляют нештатные аварийно-спасательные формирования. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

I эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу свою работу в военное время.

II эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований 1 эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части I(II) эшелона, перенос усилий на новые участки работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределены по сменам с соблюдением их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

14. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы осуществляют методическое руко­водство и контроль за созданием формирований, разрабатывают с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом.

15. Основаниями для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законода­тельством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указан­ные формирования.

16. Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных форми­рований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномо­ченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

II. Виды нештатных аварийно-спасательных формирований

17. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности . территориальные формирования и формирования организаций;

по составу . исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

18. Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орга­нами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

19. Формирования организаций создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Все формирования включают формирования общего назначения и формирования специального назначения, создаваемые в зависимости от решаемых задач и местных условий, и предназначены для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основными формированиями общего назначения, создаваемыми про­мышленными организациями, являются сводные команды (группы) и спаса­тельные команды (группы). В непромышленных организациях создаются, в основном, спасательные команды (группы).

Для решения специальных задач в организациях создаются форми­рования специального назначения.

20. Формирования общего назначения создаются на базе строительных, ремонтно-восстановительных, монтажных организаций, служб, подразде­лений и предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения), зонах катаст­рофического затопления и иных чрезвычайных ситуаций.

К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы) общего назначения, сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).

Сводная команда (группа) общего назначения является основным фор­мированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спаса­тельных работ.

21. Формирования специального назначения создаются на базе ремонт­ных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий.

К формированиям специального назначения относятся:

группы (звенья) инженерной, радиационной, химической и биологи­ческой разведки, предназначенные для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

посты радиационного, химического и биологического наблюдения — для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

команды, группы, пункты радиационной, химической и биологической защиты — для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфек­ции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

команды, группы и звенья связи — для обеспечения связью руково­дителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварий­но-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты — для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

Похожие работы: Методическиерекомендации по ликвидации последствий радиационных аварий

Методическиерекомендацииразработаныколлективомсотрудников ЦСИ ГЗ В.А. Владимиров, А.Г. Лукъянченков, А.И. Ткачев и Департамента гражданскойзащиты. радионуклидным составом. согласовываются региональнымицентрами МЧС России с управлениями военных.

Методическиерекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных.

формирование гражданской идентичности. Структура гражданской идентичности. региональных нормативно-правовых актов. 1.3. Положение принимается государственно-общественным органом управления. 1.1. Настоящие методическиерекомендацииразработаны с целью.

Методическиерекомендации по апробации проектов новых образовательных программ и ум к

гражданского. центра (далее – МОРЦ) ГБОУ СПО КАС № 7 были разработаныМетодическиерекомендации. региональных органов управления образования), представителей учебно-методических объединений вузов. - Доработка, корректировка Методическихрекомендаций. коллектива.

межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определяется методическимирекомендациями. утвержденными Главным управлением Министерства.

рекомендации. должна составитьсоставить. соответствии с Методическими указаниями по. управлениягражданскойзащиты. управления Ростехнадзора, регионального диспетчерского управления и центра. представители заводского коллектива и. сотрудников можно разработать.

Другие статьи

О создании нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях и учреждениях города

Постановление Администрации г. Шахты от 09.10.2012 N 4871 О создании нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях и учреждениях города

Текст документа по состоянию на январь 2014 г.

В соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований", постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 848 "О нештатных аварийно-спасательных формированиях", а также в целях создания и совершенствования деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования "Город Шахты", повышения эффективности выполнения возложенных на них задач в мирное и военное время постановляю:

1. Утвердить Положение о порядке создания нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования "Город Шахты" (приложение).

2. МКУ г. Шахты "Управление по делам ГОЧС" (Котляров А.М.):

2.1. Определить перечень организаций, в которых должны создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ).

2.2. Определить перечень территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований города.

2.3. Осуществлять контроль за созданием, подготовкой и оснащением нештатных аварийно-спасательных формирований на территории города.

2.4. Организовать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований на территории города.

2.5. Вести реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

3. Постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

4. Признать утратившим силу постановление Мэра города Шахты от 19.05.2006 N 83 "О создании нештатных аварийно-спасательных формирований на предприятиях, в организациях и учреждениях г. Шахты".

5. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

И.о. Мэра города Шахты
В.Н.МАМОНОВ

"Управление по делам ГОЧС"

Приложение
к постановлению
Администрации
города Шахты
от 09.10.2012 N 4871

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ШАХТЫ" 1. Общие положения

1.1. Настоящие Положение о порядке создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Положение) определяет порядок создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны организаций, расположенных на территории муниципального образования "Город Шахты".

1.2. Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - формирования) представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

1.3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О пожарной безопасности" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты.

1.4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создают организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

- наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов;

- отнесение организации в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

- подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

- размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления;

- отнесение организации к системе жизнеобеспечения (энерго-, водо-, тепло-, газообеспечение).

1.5. НАСФ создаются в целях:

- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- участия в борьбе с пожарами;

- обнаружения и обозначения районов города, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);

- санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий города;

- участия в восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;

- обеспечения мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, медицинского, автотранспортного обеспечения;

- участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами.

1.6. Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с Порядком создания НАСФ, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Создание, подготовка, оснащение и применение НАСФ осуществляются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России, и настоящего Положениего исходя из задач гражданской обороны и защиты населения.

1.7. Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций города, разрабатываемым в установленном законом порядке.

1.8. Администрация муниципального образования "Город Шахты":

- определяет организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

- координирует и осуществляет методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований;

- ведет реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляет их учет;

- организует планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

- осуществляет контроль за созданием, подготовкой и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

1.9. Организации, создающие НАСФ:

- разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальной техникой и имуществом;

- укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

- осуществляют всестороннее обеспечение применения НАСФ;

- осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ;

- осуществляют планирование применения территориальных НАСФ;

- поддерживают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

1.10. При создании НАСФ учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и служб.

1.11. МКУ г. Шахты "Управление по делам ГОЧС" осуществляет методическое руководство деятельностью НАСФ на территории города. Контроль за деятельностью НАСФ осуществляет Администрация города.

1.12. Основаниями для ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначались НАСФ.

2. Виды НАСФ

2.1. НАСФ подразделяются:

- по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;

- по составу исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

- по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ специального назначения.

2.2. Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часов, военное время - 6 часов.

3. Комплектование НАСФ личным составом

3.1. Личный состав НАСФ комплектуется из числа работников организаций в период мобилизации и в военное время. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации).

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.

3.2. Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

4. Обеспечение НАСФ техникой и имуществом

4.1. Обеспечение НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

4.2. Финансирование создания и деятельности НАСФ осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих НАСФ, с учетом Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Приказа МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

5. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований

5.1. Подготовка и обучение НАСФ для решения задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляются в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-техническими документами организаций, создающих формирования.

5.2. Аттестацию НАСФ и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные аттестационные комиссии в соответствии с квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

6. Страхование и социальные гарантии личного состава НАСФ

Страховые и социальные гарантии личного состава НАСФ, а также граждан, не являющихся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заместитель
главы Администрации
И.И.МЕДВЕДЕВ

Учебные цели

/ Учебные цели

Закон РФ от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне».

Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания НАСФ».

Методические рекомендации по созданию, подготовке, оснащению НАСФ. –М. МЧС, 2005.

Организация и ведение ГО и защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. (Под общей редакцией Т.Н.Кириллова).

Основы организации и ведения ГО в современных условиях. (Под общей редакцией С.К.Шойгу).

НАСФ. Предназначение, создание, подготовка, оснащение. Москва «Институт риска и безопасности», 2006.

Мультимедийная система со слайдами по теме.

Видеомагнитофон, телевизор с видеокассетами по теме.

Настоящая методическая разработка предназначена для проведения занятий со всеми категориями слушателей, за исключением должностных лиц эвакоорганов и комиссий по устойчивости.

При изучении первого вопроса преподаватель излагает обучаемым основные принципы создания, предназначения и задачи аварийно-спасательных служб и НАСФ. При этом следует обратить внимание слушателей на классификацию формирований по подчиненности, по составу, по предназначению.

При рассмотрении всех учебных вопросов преподаватель нацеливает слушателей на практическое применение полученных знаний, увязывает с созданием АСС и НАСФ в организациях.

В системе мероприятий ГО и РСЧС важ­ное значение имеют организация и ведение работ по спа­сению населения, оказавшегося в очагах поражения и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихий­ных бедствий.

Как показывает трагедия Чернобыля, аварии на атомных электростанциях, а также на крупных химичес­ких, нефтеперерабатывающих, металлургических, биотехнологических и многих других предприятиях могут привести к катастрофическим последствиям, гибели лю­дей, большим материальным потерям. Многие аварии по своим последствиям сравнимы с воздействием современ­ных военных средств поражения. Например, взрыв на железнодорожной станции Свердловск-Сортировочный двух вагонов с тротилом и гексогеном разрушил или по­вредил 642 жилых многоквартирных дома, большое чис­ло школ и других зданий, медицинская помощь оказана более чем 1000 чел.

Тяжелейшим испытанием не только для армянского народа, но и для всей страны стало катастрофическое землетрясение 7 декабря 1988 г. в Армении, повлекшее разрушение 3 городов, 58 поселков и крупные человеческие жертвы. Только в спасательных работах участвовало свыше 70 тыс. чел.

Несмотря на значительное смягчение международной обстановки, опасность войны, в том числе с использованием ядерного оружия, пока не исключает­ся, и у нас нет права забывать об этом.

Поэтому, одним из направлений государственной политики является подготовка сил, средств, органов управлений и ликвидации ЧС оперативному проведению АСДНР.

1 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Порядок создания спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований

Порядок создания спасательных служб

Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.

Правовые основы создания и деятельности спасательных служб составляют Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98 № 28-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2.11.2000 № 841, ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), организационно-методические указания по подготовке населения Российской

Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006–2010 годы.

Основными задачами спасательных служб являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.

Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Виды спасательных служб

Спасательные службы подразделяются на следующие:

спасательная служба общего назначения;

медицинская спасательная служба;

противопожарная спасательная служба;

инженерная спасательная служба;

коммунально-техническая спасательная служба;

автотранспортная спасательная служба;

спасательная служба оповещения и связи;

спасательная служба охраны общественного порядка;

спасательная служба торговли и питания;

спасательная служба защиты животных и растений;

спасательная служба материально-технического снабжения;

спасательная служба снабжения ГСМ;

спасательная служба убежищ и укрытий;

спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей;

спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;

служба радиационной и химической защиты;

спасательная служба ритуальных услуг.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие спасательные службы.

Порядок создания, оснащения и применения НАСФ

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ, «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения чрезвычайной ситуации и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны составляют войска гражданской обороны и нештатные аварийно-спасательные формирования. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон — для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв — для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона

«О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ, в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, на соответствующих территориях вправе:

определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа,военное время - 6 часов.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Основаниями для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.

Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

Виды нештатных аварийно-спасательных формирований

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: на территориальные формирования и формирования организаций;

по составу. исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации:

на посты, группы, звенья, команды;

по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.

Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.

Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спасательных работ.

Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений, предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:

группы инженерной, радиационной, химической и биологической разведки - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;

посты радиационного, химического и биологического наблюдения - для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;

команды, группы радиационной, химической и биологической защиты - для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;

команды и звенья связи - для обеспечения связью руководителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;

медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты - для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;

инженерные команды, группы, звенья — для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;

аварийно-технические команды — для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;

автомобильные и автотранспортные колонны — для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы - для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;

подвижные автозаправочные станции - для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;

команды защиты и эвакуации культурных ценностей - для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-художественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культурных ценностей;

команды и группы охраны общественного порядка - для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);

команды защиты животных - для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды,

обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

команды защиты растений - для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства;

противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;

подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;

подвижные пункты продовольственного снабжения - для обеспечения личного

состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;

подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;

звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов - для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.