Руководства, Инструкции, Бланки

методическое руководство библиографической деятельностью img-1

методическое руководство библиографической деятельностью

Рейтинг: 4.6/5.0 (1825 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Вопрос 26

Вопрос 26. Управление библиографической деятельностью библиотеки.

Планирование библиографической работы (перспективное и оперативное). Нормирование библиографической работы, методика планирования с учетом норм времени. Учет библиографической работы и отчетность (формы учета библиографической деятельности).

Планирование является ведущей функцией управления в социальных системах. В основе планирования библиографической работы, как и работы библиотеки в целом, лежат общие принципы планирования: научная обоснованность, директивность. Нельзя забывать также о главенствующей роли планирования в управлении библиографическими процессами, особенно в условиях организационно расчлененной библиографической службы библиотек, когда библиографические процессы выполняются разными отделами библиотеки.

Различают два вида планирования - перспективное и оперативное (текущее). Перспективный план, разрабатываемый чаще всего на пять лет, носит прогностический характер и отражает тенденции развития библиографической деятельности библиотеки.

Годовой план библиотеки состоит из: текстовой части, в которой излагаются основные задачи библиотеки на очередной год; перечня видов работ всех подразделений с цифровыми показателями по соответствующим разделам; объяснительной записки к плану. План библиографической работы является структурным разделом общего годового плана библиотеки.К контрольным показателям рекомендуется относить число читателей библиографического отдела, число посещений, количество книговыдач, библиографических справок, количество абонентов системы информирования,информационных мероприятий, составленных библиографических пособий и т.д.Набор показателей, подлежащих включению в годовой план, определяется с учетом типа библиотек. Однако при любом решении вопроса библиографическому подразделению крупной библиотеки в своем годовом плане целесообразно отражать все направления библиографической деятельности с детальным раскрытием их содержания. К этим направлениям относятся:

• формирование СБА (комплектование фонда справочных и библиографических изданий, пополнение каталогов и картотек, их редактирование, ввод БЗ в БД и т.д.);

• составление библиографических пособий и их использование в работе с читателями;

• работа по библиотечно-библиографическому обучению читателей;

• методическая помощь библиотекам по вопросам библиографической работы;

• участие в научно-исследовательской работе библиотеки;

•повышение квалификации работников библиографического подразделения.

Нормирование библиографических процессов.

Роль годового плана как главного средства управления намного повышается благодаря использованию в планировании норм времени на выполнение библиографических процессов. Они позволяют достаточно точно определить объемы работ и рассчитать трудовые затраты на всю совокупность библиографических процессов, обосновать учет и отчетность, сравнить нагрузку исполнителей, оценить деятельность подразделений библиотеки и их сотрудников по сходным показателям, определить коэффициент трудового участия.

В 1997г. были выпущены «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М, 1997), утвержденные Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Они отличаются полным набором процессов и операций, относящихся.в частности, к библиографической деятельности.

В свое время были изданы нормы времени, адресованные соответствующим типам библиотек.Одним из требований к планированию не основе норм является четкое формулирование названий процессов и правильное определение единиц их измерения и учета.

Методика планирования библиографической работы с использованием норм времени.

Разработка плана начинается обычно с изучения задач библиографической работы на предстоящий год. Предпосылкой для всех этапов планирования служит надежная информационная база, включающая знание об окружении библиотеки, ее пользователях и даже о ее конкурентах.

Анализируются итоги прошлого года и основные (предварительные) показатели, характеризующие выполнение плана текущего года, востребованность продуктов и услуг (как правило, план на следующий год составляется за 2 месяца до окончания текущего года). Необходимо не только обратить внимание на количественные показатели, но и выявить положительные моменты, учесть недостатки в работе и вызвавшие их причины, сделать правильные выводы.

Проект годового плана обсуждается на производственном совещании сотрудников библиографического подразделения и утверждается руководством библиотеки.

Помимо годового и квартальных планов в библиографическом подразделении практикуется составление специальных (целевых) планов на отдельные виды работ -проведение конкретного научного исследования, составление ретроспективного библиографического пособия и т.д.

Учет библиографической работы библиотек и отчетность.Планирование библиографической работы не только способствует совершенствованию организации труда, но и позволяет наладить систематический контроль за всеми процессами, учет и отчетность. Учет в сочетании с контролем выступает в качестве важной функции управления библиографической деятельностью. В конечном итоге учет и контроль - это средство целенаправленного воздействия на коллектив сотрудников, участвующих в реализации плана.

Формы учета библиографической работы.

Текущая работа библиографов учитывается в индивидуальных дневниках, а также в едином журнале библиографического подразделения, где учет ведется по основным разделам, обозначенном в плане. Весьма важным в организации учета является правильное определение, как самих процессов, так и единиц учета. Единицами учета являются заявленная абонентами тема и оповещение о каждом документе. Такой первичный учет позволяет ежемесячно подводит итоги работы по процессам, подсчитывать время, затраченное на выполнение всех процессов, а также составлять индивидуальные отчеты каждый квартал.

Особенности учета справочно-библиографической работы.

Учет в этой области имеет специфические особенности. Его целесообразно вести по единой форме не только в библиографическом подразделении, но и в других отделах, занимающихся справочно-библиографическим обслуживанием. Ведение унифицированного. Единообразного учета способствует правильному и обоснованному планированию работы, изучению потока запросов, совершенствованию справочно-библиографического аппарата, повышению квалификации работников.

К объектам учета относятся разовые библиографические и фактографические запросы и ответы на них, выполненные в форме справок и консультаций (включая отказы), а также запросы, перенаправленные в другие библиотеки или службы информации. Учетной единицей является запрос и ответ на него - устная или письменная справка, содержащая сведения о документах по определенной теме, или об одной уточненной библиографической записи, или о местонахождении конкретного документа, или о выявленном факте. Соответственно учет выполненных запросов производится путем суммирования всех справок, зарегистрированных в учетных формах, принятых в библиотеке.

Книга учета и бланки запросов являются важными первичными учетными документами; на их основе анализируют состояние справочно-библиографического обслуживания и составляют отчет.Важнейшей частью управления является контроль за выполнением плановых заданий, а также проверка выполнения предписаний технологических и должностных инструкций, соблюдения стандартов, норм времени на библиографические процессы.

Контроль выступает в качестве важнейшей функции управления библиографической деятельностью библиотек. Контроль за выполнением основных библиографических процессов возлагается на заведующего библиографическим отделом, а в ЦБС, не имеющих библиографического отдела, - на работника отдела методической и библиографической работы, или другого подразделения, в который входит библиографический сектор.

Отчет о выполнении планов библиографической работы.

Итоги выполнения квартальных и годовых отчетах, являющихся завершающим звеном учета, контроля и отчетности библиографического подразделения. Составляются отчеты на основе ежеквартальных отчетов библиографов, дневников и книги учета справочно-библиографической работы и библиографического информирования.

Форма и структура отчета должны соответствовать форме и структуре плана.

В отчетах библиографическая деятельность представлена показателями, характеризующими библиографическое обслуживание: количество выполненных справок, количество индивидуальных и групповых абонентов информационного обслуживания.

Другие статьи

Тема 7

Тема 7. Методическое обеспечение библиографической деятельности

Сущность методического руководства библиографической деятельностью, его основные направления.

Система методического руководства библиографической деятельностью научно-методическими центрами библиотечных сетей своих ведомств: организационно-функциональная структура, иерархические уровни. Участие библиографических подразделений в методической работе библиотеки.

Выявление, анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта библиографической деятельности. Повышение квалификации и переподготовка кадров библиографических подразделений библиотеки.

Анализ библиографических материалов и библиографических изданий.

Особенности методической работы библиографического подразделения библиотек разных типов. Инструктивно-методические документы, отражающие библиографическую работу и основные ее направления. Формы и методы методической помощи в организации и управлении библиографической деятельностью.

Аудиторные практические занятия.

Тема 8. Методическое обеспечение краеведческой деятельностью

Сущность методического руководства краеведческой деятельностью, основные цели, задачи, направления.

Система методического руководства краеведческой деятельностью научно-методическими центрами библиотечных сетей своих ведомств: НББ, ОУНБ, ЦРГБ. Участие краеведческих подразделений в обеспечении методической работы библиотеки в области краеведения.

Подготовка и издание материалов по организации и управлению краеведческой деятельностью для библиотек различных ведомств и сетей, разработка инновационных проектов и программ в области краеведения. Методическое сопровождение организации и проведение творческих лабораторий, обучающих семинаров, практикумов, конференций по краеведческой тематике.

Выявление, анализ, обобщение и внедрение инновационного опыта краеведческой деятельности в работе библиотек: организация повышение квалификации и переподготовка кадров краеведческих подразделений библиотеки в рамках системы непрерывного образования библиотечных работников. Подготовки и выпуск краеведческих информационных изданий.

Особенности методической работы краеведческого подразделения библиотек разных типов. Инструктивно-методические документы, отражающие краеведческую деятельность. Формы и методы методической помощи в организации и управлении краеведческой деятельностью.

Посещение отдела Белорусской и краеведческой литературы Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Тема 9. Виртуальные научно-методические службы библиотек

Виртуальные научно-методические службы библиотек: способы организации и функционирования. Цели, задачи, основные направления деятельности.

Правовые механизмы функционирования виртуальных методических служб и их нормативно-правовая документация: положение о функционировании ВНМС, технологические и должностные инструкции. Анализ деятельности виртуальных методических служб. Корпоративное взаимодействие с методическими службами других библиотек.

Аудиторные практические занятия.

Методическое руководство библиографической деятельностью

1.3Библиографическая деятельность библиотеки

Библиографическая деятельность занимает достаточно высокую ступень в человеческой деятельности вообще как сложная общественная структура, содействуя исторически преемственному процессу передачи накопленных человечеством духовных богатств, документально закрепленных в определенной знаковой форме, как особая знаковая система, а также деятельность по ее созданию.

Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи, функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными, и в пределах самой библиографической деятельности начинается процесс разделения труда. Деятельность по созданию библиографической продукции начинает отделяться от деятельности по доведению библиографической информации до потребителей. Тем самым разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

В настоящее время к основным направлениям библиографической деятельности библиотек относятся:

- создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

- составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

- консультативная и методическая работа.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы. В основе организации библиографической деятельности библиотеки лежат следующие принципы:

- нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

- рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

- доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законом порядке.

Курс «Библиографическая деятельность библиотеки» занимает одно из основных мест среди базовых дисциплин, определяющих теоретический уровень профессиональной подготовки библиотекарей-библиографов.

Цель преподавания дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки» – изучение библиотеки как информационного центра, призванного создавать необходимые условия для реализации права граждан на свободное получение информации.

Предметом изучения курса является библиографическая деятельность библиотек.

Курс «Библиографическая деятельность библиотеки» должен обеспечить целенаправленную подготовку будущего специалиста, получение им профессиональной компетентности в области науки и практики библиотечного дела, владеющего современными технологиями практической библиографической деятельности.

Основные задачи курса «Библиографическая деятельность библиотеки» – дать систематизированные знания, касающиеся всех основных направлений практической библиографической деятельности; рассмотреть вопросы библиографического обучения работников библиотеки и читателей, а также управленческого и научно-методического руководства библиографической деятельностью библиотеки; обеспечить целенаправленную подготовку будущего специалиста, получение им профессиональной компетентности в области библиографической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны изучить:

- общие принципы организации и управления библиографической деятельностью библиотеки;

- организационно-функциональную структуру библиографической службы библиотек разных типов;

- организацию, содержание и возможности использования основной базы библиографической деятельности;

- технологию библиографирования и библиографического обслуживания.

Итогом изучения курса должно стать приобретение практических навыков по умению:

- вести справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей;

- создавать справочно-поисковый аппарат библиотеки;

- составлять рекомендательные и научно-вспомогательные указатели;

- вести библиографическое обучение читателей.

Тема 1 Введение

Цель: Ознакомить студентов с задачами и содержанием курса, определить его место в системе общенаучной и профессиональной подготовки библиотекарей-библиографов.

Задачи: Раскрыть связь и взаимодействие с другими профессиональными дисциплинами, структуру курса; представить основные формы учебной деятельности и литературу по курсу.

Когда возникла библиографическая деятельность? Кто ею занимался?

Назовите основные направления библиографической деятельности.

С какими профессиональными дисциплинами связан данный курс?

Тема 2 Понятийный аппарат организации библиографической работы

Цель: Изучить содержание и структуру библиографической деятельности библиотеки.

Задачи: Рассмотреть терминологические аспекты организации библиографической деятельности, соотношение понятий «библиографическая работа» и «библиографическая деятельность». Раскрыть сущность термина «организация библиографического труда» как комплексное понятие, отражающее форму существования и его организацию как конкретного объекта.

Назовите ГОСТы, в которых даны определения терминов «библиография» и «библиографическая деятельность».

В чем сущность соотношения понятий «библиографическая работа» и «библиографическая деятельность»?

Почему термин «организация библиографического труда» рассматривают как комплексное понятие?

Тема 3 Организационно-функциональная структура библиографической службы библиотек разных типов

Цель: Изучить основные направления библиографической деятельности и принципы ее организации в библиотеках разных типов; рассмотреть библиографические процессы как «сквозную» функцию библиотек и иерархические уровни организации библиографической службы.

Задачи: 1. Изучить функции библиографического подразделения библиотек (библиографического отдела, сектора) как главного звена библиографической службы библиотеки, его задачи, структуру, функции в библиотеках разных типов (областная библиотека, ЦБС, специальные библиотеки).

Изучить библиографические функции небиблиографических подразделений библиотек, библиографические процессы в небиблиографических подразделениях библиотек разных типов. Сочетание принципов централизации и децентрализации библиографической работы.

1 Назовите основные принципы организации библиографической деятельности в библиотеке.

Какие функции выполняет библиографическое подразделение библиотеки?

Перечислите функции библиографического отдела областной библиотеки.

В чем заключается сущность библиографической деятельности библиографического отдела ЦБС?

Особенности организации библиографической службы в специальных библиотеках.

Какие библиографические функции выполняет отдел комплектования?

Какие направления библиографической деятельности присущи отраслевым и комплексным отделам областной библиотеки?

В чем сущность принципов централизации и децентрализации библиографической работы?

Какими документами регламентируется библиографическая деятельность библиотеки?

Тема 4 Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Определение и функциональное назначение справочно-библиографического аппарата. Общие вопросы организации справочно-библиографического аппарата

Цель: Изучить общие вопросы организации справочно-библиографического аппарата библиотеки и особенности его организации в библиотеках разных типов.

Задачи: Рассмотреть определение и функциональное назначение справочно-библиографического аппарата, общие требования к его организации. Изучить составные части справочно-библиографического аппарата: справочно-библиографический фонд и систему каталогов и картотек, как традиционных, так и электронных. Научить студентов созданию и ведению всех составных частей справочно-библиографического аппарата.

Дайте определение справочно-библиографического аппарата библиотеки.

В чем заключается сущность дискуссии о понятиях «справочно-библиографический аппарат» и «справочно-поисковый аппарат»?

Какие документы включает в себя справочно-библиографический фонд?

Какое функциональное назначение у фонда (архива) выполненных справок как части справочно-библиографического фонда?

Назовите основные виды каталогов и дайте их характеристику как источников библиографической информации?

Функции какого традиционного каталога выполняет электронный каталог?

Какие возможности дает Интернет по доступу к мировым информационным ресурсам?

В чем назначение систематической картотеки статей?

Почему алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу рассматривают как средство сопряжения каталога с систематической картотекой статей и другими частями справочно-библиографического аппарата?

Тема 5 Организация и технология библиографирования

Цель: Изучить библиографирование как одно из важнейших направлений библиографической деятельности библиотеки и методическое обеспечение составительской деятельности. Рассмотреть соотношение общей и частных методик составления библиографических пособий. Изучить виды библиографической продукции.

Задачи: Изучить технологию составления ретроспективных и текущих библиографических пособий, особенности создания научно-вспомогательных и рекомендательных указателей.

Что включает в себя понятие «библиографирование»?

Сотрудники каких отделов занимаются библиографированием?

В чем сущность общей и частной методики библиографирования?

Назовите основные этапы составления библиографических пособий.

Что включает в себя подготовительный этап составления библиографических пособий?

Какие операции включает в себя аналитический этап?

Какой этап включает в себя отбор и группировку документов?

Что входит в справочный аппарат библиографического пособия?

В чем назначение вспомогательного указателя библиографического пособия?

Какие возможности электронных баз данных используются при создании библиографических пособий?

В чем заключается особенность технологии создания текущих библиографических указателей?

Тема 6 Организация и технология библиографического обслуживания

Цель: Изучить современные требования к организации и технологии библиографического обслуживания в библиотеках разных типов. Рассмотреть организационно-технологическое обеспечение и проблемы координации библиографического обслуживания.

Задачи: Изучить виды библиографического обслуживания, их соотношение в библиотеках разных типов; проблемы координации библиографического обслуживания и интеграции библиотечной компьютерной сети. Рассмотреть сущность информационных потребностей и основные группы потребителей библиографической информации. Научить студентов практическому применению форм и методов информационного и справочно-библиографического обслуживания.

Что такое «информационная потребность», «документальная потребность», «библиографическая потребность»?

Назовите виды библиографического обслуживания.

В чем сущность дифференцированного и недифференцированного библиографического обслуживания?

В чем заключается задача дифференцированного библиографического информирования?

Назовите основные группы потребителей избирательного распространения информации.

В чем заключается задача дифференцированного обслуживания руководства?

Какие комплексные формы информирования Вы знаете?

Дайте определение справочно-библиографического обслуживания по ГОСТ 7.0-99.

Какие типы справок Вы знаете?

Чем отличается библиографическая справка от фактографической?

В чем сущность релевантности и пертинентности в области библиографического обслуживания?

Тема 7 Информационная культура работников библиотеки и читателей

Цель: Рассмотреть роль информационной культуры в профессиональной, научной и учебной деятельности, в саморазвитии личности. Изучить цели и задачи библиографического обучения работников и читателей библиотеки, формы и методы обучения.

Задачи: Рассмотреть формы и методы библиографического обучения библиотекарей и читателей. Научить студентов практическому применению форм библиографического обучения и воспитания информационной культуры у читателей библиотеки.

Дайте определение понятия «информационная культура».

В чем заключается задача библиографического обучения сотрудников библиотеки?

Назовите формы и методы библиографического обучения библиотекарей.

От чего зависти специфика библиографического обучения различных групп читателей?

Назовите устные формы библиографического обучения читателей.

Какие наглядные формы библиографического обучения читателей Вы знаете?

Расскажите о комплексных формах библиографического обучения читателей.

Тема 8 Управление библиографической деятельностью библиотеки

Цель: Изучить общие вопросы управления библиографической деятельностью. Рассмотреть основные виды и общие черты управления, функции, принципы и методы.

Задачи: Показать студентам библиографическую деятельность как специфический объект управления, рассмотреть объекты и субъекты управления. Изучить вопросы планирования, учет и отчетности, научной организации труда, нормы на библиографические процессы, показатели и критерии библиографической деятельности библиотеки.

В чем сущность управления библиографической деятельностью?

Назовите принципы управления.

Какие методы управления Вы знаете?

В чем заключаются функции управления?

Представьте схему линейно-функциональной структуры управления библиографической деятельностью.

Какие виды планирования Вы знаете?

В чем назначение нормирования библиографических процессов?

Как используются нормы времени при планировании библиографической работы?

Как учитывается библиографическая работа? Назовите формы учета.

Какие формы методической работы Вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

Содержание практических занятий

Тема 3 Организационно-функциональная структура библиографической службы библиотек разных типов

Цель практических работ по данной теме – изучение документов, регламентирующих библиографическую деятельность в библиотеках разных типов.

Практическая работа №1. Документы, регламентирующие деятельность библиографического отдела областной библиотеки

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №2. Документы, регламентирующие деятельность библиографического отдела центральной библиотеки ЦБС

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №3. Документы, регламентирующие деятельность библиографического отдела вузовской библиотеки

Вид контроля – устный опрос

Тема 4 Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Определение и функциональное назначение справочно-библиографического аппарата. Общие вопросы организации справочно-библиографического аппарата

Цель практических работ по данной теме – изучение общих вопросов организации справочно-библиографического аппарата в библиотеках разного типа, его структуры и функционального назначения; документов, регламентирующих создание, ведение и использование справочно-библиографического аппарата.

Практическая работа №4. Структура и функции справочно-библиографического аппарата массовых библиотек.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №5. Анализ фонда библиографических указателей научной библиотеки ПГУ.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №6. Сравнительная характеристика традиционных и электронных каталогов.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №7. Библиографические базы данных: сравнительная характеристика с картотеками.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №8. Заполнение паспорта систематической картотеки статей.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №9. Анализ паспорта алфавитного каталога.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №10. Составление паспорта на тематическую картотеку.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №11. Анализ паспорта картотеки трудов ППС ПГУ.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №12. Структура СБФ ЦГБ.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №13. Структура СБФ ОУНБ.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №14. Структура СБФ библиотеки-филиала.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №15. Разработка схемы памятки по систематическому каталогу.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №16. Разработка схемы памятки по систематической картотеке статей.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №17. Разработка схемы памятки по системе тематических картотек.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №18. Анализ путеводителей по СБА.

Вид контроля – устный опрос

Тема 5 Организация и технология библиографирования

Цель практических работ по данной теме – изучение основных этапов библиографирования документального потока, приобретение навыков создания библиографических пособий разного типа.

Практическая работа №19. Составление плана-проспекта тематического научно-вспомогательного библиографического указателя.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №20. Составление плана-проспекта тематического рекомендательного библиографического указателя.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №21. Составление плана-проспекта персонального библиографического указателя.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №22. Составление плана-проспекта отраслевого библиографического указателя.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №23. Составление научно-вспомогательного списка литературы.

Вид контроля – собеседование

Практическая работа №24. Составление рекомендательного списка литературы по заданной теме.

Вид контроля – собеседование

Практическая работа №25. Составление рекомендательного списка литературы по заданной теме.

Вид контроля – собеседование

Практическая работа №26. Составление рекомендательного списка литературы по заданной теме.

Вид контроля – собеседование

Тема 6 Организация и технология библиографического обслуживания

Цель практических работ по данной теме – изучение общих вопросов организации библиографического обслуживания, основных групп потребителей библиографической информации и их потребностей, запросов; технологии выполнения информационного и справочного обслуживания пользователей библиотек.

Практическая работа №27. Потребители библиографической информации, изучение их интересов (анализ читательских формуляров, анкетирование).

Вид контроля – собеседование

Практическая работа №28. Технология выполнения запросов читателей-специалистов (избирательное распространение информации, дифференцированное библиографическое информирование).

Вид контроля – собеседование

Практическая работа №29. Анализ поступлений литературы по бюллетеню «Новые книги».

Вид контроля – письменная работа

Практическая работа №30. Составление плана проведения Дня специалиста.

Вид контроля – письменная работа

Практическая работа №31. Технология выполнения тематической справки.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №32. Технология выполнения уточняющей справки.

Вид контроля – устный опрос

Практическая работа №33. Технология выполнения фактографической справки.

Вид контроля – коллоквиум

Тема 8 Управление библиографической деятельностью библиотеки

Цель практических работ по данной теме – изучение форм и методов управления библиографической деятельностью библиотеки, ведения учета библиографической работы, составление планов и отчетов.

Практическая работа №34. Планирование библиографической работы с использованием норм времени.

Вид контроля – тест

Практическая работа №35. Формы учета библиографической работы.

Вид контроля – тест

Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: Учебник. – СПб, 2003. – 304с.

Коршунов О.П. Библиографоведение. Общий курс: Учебник. – М. Кн. палата, 1990. – 232с.

Каталоги и картотеки ЦБС: Практ. пособие. – М. 1985. – 128с.

Справочник библиографа. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб, 2003. – 559с.

Столяров Ю.Н. Документный ресурс. – М. 2001. – 149с.

Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения: ГОСТ 7.0-99. – Минск, 1999. – 23с.

Андреева Н.Е. Маркетинговое планирование библиографической деятельности библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1997. – №2. – С.31-37.

Барышева О.В. Гиляревский Р.С. Библиография в эпоху электронной коммуникации // Библиография. – 1999. – №6. – С. 3-13.

Реферат: Проблема организации справочно-библиографического обслуживания

Проблема организации справочно-библиографического обслуживания Факультет национальной культуры Саранск 2002 ВВЕДЕНИЕ

1. Методика и организация справочно- библиографического обслуживания (СБО)

Информационно-библиографические издания имеют разную видовую структуру: это и Реферативные журналы, и Сигнальная информация, и экспресс-информация, и библиографические указатели по всем отраслям науки (научно-вспомогательные и рекомендательные), и Реферативные сборники, и обзорная информация. Все они предназначены в помощь учебной работе и научно-исследовательской деятельности ученых и студентов университета.

В состав библиографических ресурсов входит и справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА), который представляет собой комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей, предназначенных для многоаспектного раскрытия единого фонда библиотеки. Он состоит из системы библиотечных каталогов и картотек и справочно-библиографического фонда (СБФ ). [2, с. 136]

СБФ - это часть СБА, включающая издания законодательного, директивного и основополагающего характера (сборники законов, указов и постановлений Правительства Российской Федерации; справочные издания (энциклопедии и энциклопедические словари универсального и отраслевого характера, толковые, терминологические и биографические словари; всевозможные справочночники, календари и путеводители. Система каталогов и картотек библиотеки достаточно разветвлена. Имеются каталоги: генеральный алфавитный каталог (ГАК) для служебного пользования, читательский алфавитный каталог (ЧАК), систематический каталог (СК). Подобные каталоги имеются во всех отделах-фондодержателях на имеющийся в них подфонд. Существуют каталоги по видам изданий: каталог научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР); каталог литературы на инностранных языках; каталог авторефератов диссертаций; каталог книг на марийском языке, нумерационный каталог стандартов.

  • осуществляет информационное, справочно-библиографическое и консультационное обслуживание потребителей информации на основе справочно-библиографического аппарата (каталоги, картотеки, БД, СБФ, фонд неопубликованных библиографических пособий) библиотеки;
  • готовит и издаёт библиографические и аналитико-реферативные материалы по вопросам развития местного самоуправления, социальной защиты населения, педагогике и др.;
  • формирует справочно-библиографический фонд отдела (сборники законодательных документов, справочники и библиографические пособия, фонд выполненных справок, БД);
  • возглавляет работу библиотеки по пропаганде библиографических знаний;
  • осуществляет методическое руководство информационной и справочно-библиографической деятельностью ЦБС Луганской области;
  • проводит научные исследования по вопросам информационного обслуживания. [2, с. 139-140]

СБФ включает универсальные энциклопедии, специальные и тематические энциклопедические издания как межотраслевого характера, так и по отдельным проблемам культуры и искусства. Широко представлены различные издания справочного характера. Издания представлены на русском и иностранных языках, пред- назначены преимущественно для тематического, фактографического и концептографического поиска.

В состав справочно-библиографического фонда включаются также монографии, обобщающие труды, учебники - они важны как источники концептографической, фактографической и библиографической информации. Одним из основных средств справочно-библиографического обслуживания являются библиографические пособия различного содержания и назначения. Справочно-библиографический фонд располагает системой универсальных текущих и ретроспективных библиографических указателей. [19, с. 38-50]

Каталоги дополняют картотеки: систематическая картотека статей (СКС) из периодических и продолжающихся изданий; краеведческая картотека; картотека литературы о Марийском государственном университете и трудов ученых и преподавателей университета; ряд крупных постоянных тематических картотек по основным научным школам и направлениям университета; изотека; алфавитная картотека грампластинок и слайдов; сводная алфавитная картотека отечественных научных журналов, имеющихся в библиотеках города.

Составной частью традиционных библиографических ресурсов являются электронные базы данных (БД). Библиотека располагает несколькими базами данных, созданными в АИБС MARC. Это каталоги новых поступлений с 1991 года; каталоги ретроспективных изданий с 1989 года; каталоги литературы на иностранных языках (новые поступления 1996-1999 гг.); подписка на периодические издания.

1.2. Описание библиотечных каталогов

"Библиотечные каталоги или каталоговедение - это часть библиотековедения, изучающая историю, теорию, системы и формы библиотечных каталогов, методику и технику каталогизации" (Э.Р. Сукиасян). [9, с. 72]

Таким образом, упрощенно можно выделить два блока данного курса: каталогизационные процессы, связанные с составлением библиографического описания (БО), в том числе с индексированием (систематизацией и предметизацией), и каталогизационные процессы, связанные с ведением и редактированием каталогов. У каждого блока есть свод основополагающих документов, регламентирующих данные виды деятельности. в первом случае это - правила каталогизаци-онного описания, язык библиографического описания (ЯБО), классификационные системы, списки предметных рубрик (язык предметных рубрик - ЯПР), тезаурусы и т.п. во втором случае это - правила оформления, ведения и редактирования каталогов.

Процесс формирования БО очень трудоемкий, один из самых дорогостоящих технологических процессов и поэтому в идеале в современной автоматизированной библиотеке единожды сформированное БО используется затем многократно. [9, с. 74-76]

Материал сгруппирован по следующим разделам:
1. Краткий обзор эволюции библиотечных каталогов;
2. Традиционная каталогизация: общая и частная методика составления БО;
3. Алфавитный каталог (АК);
4. Автоматизация каталогизационных процессов. Электронный каталог (ЭК);
5. Классификационные системы, систематический каталог (СК);
6. Предметизация, предметный каталог (ПК);
7. Лингвистическое обеспечение ЭК.

Схематически структуру средств описания библиотечных каталогов можно представить в виде:

2. Эволюция библиотечных каталогов

2.1. Электроника для библиотеки

В рамках программы "Tempus-Tacis" происходит модернизация библиотечного дела научно-технической библиотеки

Внедрение этой системы позволяет полностью автоматизировать библиотечный процесс. Например, в компьютер вводятся данные обо всех читателях и полный перечень библиотечного фонда. Это позволяет с максимальной скоростью определять наличие в библиотеке той или иной книги, нахождение ее у кого-либо из читателей и т.д. Советом библиотеки принято решение ввести в электронный каталог самые необходимые читателям книги, каковыми являются книжные фонды читального зала и справочно - библиотечного отдела. Также в библиотеке создан сектор научно-технической информации, в котором имеются три рабочих компьютерных места, благодаря чему любой читатель сможет быстро узнать о наличии в библиотеке интересующей его литературы, а также где конкретно = в абонементе или читальном зале = находится любая из 700 тысяч единиц хранения библиотечного фонда. В перспективе планируется создание электронной регистрационной картотеки всех читателей библиотеки, что ускорит процесс обслуживания читателей. [25, с. 50-54]

2.2. Формирование ресурсной базы онлайнового СБО

Рассмотрено формирование онлайновой ресурсной базы как технологического процесса справочно- библиографического обслуживания.

В настоящее время существует много проблем организации онлайнового справочно-библиографического обслуживания (СБО). Это - формирование материально-технической базы (наличие мощных ПК, программного обеспечения, телекоммуникационных каналов с высокой скоростью прохождения), подбор и обучение персонала, отработка технологии обслуживания. Важной является комплексная проблема взаимодействия пользователей и персонала, включающая правовое и финансовое регулирование их взаимоотношений, а также обучение пользователей, контроль за их работой в целях обеспечения безопасности компьютерной техники, сетей и информационных массивов. Но приоритетной стала проблема оценки, отбора и использования онлайновых ресурсов, которые в совокупности составляют ресурсную базу онлайнового СБО.

Основой обслуживания пользователей в процессах традиционного СБО всегда являлась и остается "система источников справочно-библиографического поиска" [1, c. 45], т.е. совокупность справочно-библиографических пособий, которые используются для нахождения требуемой информации. В 1970-1980-х гг. проблеме формирования традиционного справочно-библиографического фонда (СБФ) уделялось достаточно много внимания, что нашло отражение в многочисленных научных публикациях. Было постулировано, что СБФ может быть или целостным, объединяющим все справочно-библиографические ресурсы библиотеки, или рассредоточенным по отделам в соответствии с отраслевой специализацией, или носить универсальный характер с дублированием целого ряда изданий в других фондах [3, с 32-33]. Общеизвестно, что основу любого СБФ составляют информационные и справочные издания, являющиеся базой обслуживания.

Рассмотрим, что же представляет собой ресурсная база онлайнового обслуживания.

Активное внедрение новых способов обработки информации и изменение физической сущности части ее носителей, естественно, изменило профессиональные представления о СБФ. Под СБФ стала пониматься "особая группа печатных и электронных ресурсов, отобранная, приобретенная и предоставленная для доступа пользователям в определенном месте библиотекарями справочных отделов" [3, c. 34-36]. Данное определение характерно для переходного периода превращения "автоматизированной библиотеки" (библиотеки с автоматизированным СБА, но фондами, в большинстве случаев состоящими из изданий на традиционных носителях) в цифровую библиотеку (где в фондах преобладают электронные документы).

Дальнейшее внедрение современных информационных технологий, прежде всего сетевых, раздвинуло рамки видовой структуры ресурсной базы автоматизированного СБО, добавив к электронным каталогам библиотек, локальным БД, CD-ROM и DVD-ROM продуктам целый ряд онлайновых ресурсов справочного характера. В настоящее время по данным обзора мирового рынка информационных продуктов, проведенного в конце 1998 г. более 24 компаний и фирм, обслуживающих библиотечную сферу, создают и распространяют около 44 специализированных онлайновых, Web-based и CD-ROM систем [4, с. 73-74]. Эти системы активно используются при выполнении практически всех видов справок в СБО (тематических, фактографических, адресных, библиографических уточнений и др.). Кроме того, помимо специализированных продуктов может быть выделена особая группа потенциальных источников справочной информации, которые все активнее начинают использоваться в онлайновом СБО. Это веб-сайты универсального и отраслевого характера, создаваемые учреждениями, организациями и фирмами, для которых информационная деятельность (т.е. по сути создание информационных ресурсов) является вторичной по отношению к их основной деятельности: сайты крупных книжных издательств, журналов, газет, новостийных агентств, промышленных корпораций, научных центров, правительственных учреждений, торговых палат, музеев, спортивных клубов и туристических фирм. Все перечисленные сайты доступны пользователям и имеют большие возможности для выполнения оперативных запросов в СБО, в том числе фактографического характера.

Особую группу составляют сайты, пригодные для готовых справок (ready reference). Такие сайты хорошо организованы, снабжены системой ссылок на известные справочные источники, традиционно используемые для выполнения готовых справок (энциклопедии, словари, справочники, сборники цитат, адресно-справочные материалы), например World Factbook, Britannica online и др. В целом в качестве потенциальных источников информации могут рассматриваться любые электронные издания, представленные в Интернет. Эффективность их использования в СБО доказана результатами ряда исследований [5, с. 3-6].

В настоящее время специалисты идентифицируют девять видов тематических запросов, при выполнении которых целесообразность обращения к ресурсам Интернет подтверждена практикой: текущие события, юбилейные даты, "горячие темы"; бизнес; правительственная и правовая информация; популярная культура: информация о кино, телевидении, литературных бестселлерах, популярной музыке, выставках; информация о спорте; статистика по Интернет, списки Интернет-провайдеров, бесплатное программное обеспечение, обучающие программы; информация адресно-справочного характера; туристическая информация; медицинская информация просветительско-популярного характера [7, с. 69-70].

Все это делает проблему формирования и рационального использования онлайнового СБФ весьма актуальной для библиотекарей.

Рассмотрим эту проблему более подробно.

Важно определиться, что понимается под онлайновым СБФ. каковы его функции, структура и составные элементы. Являясь составной частью совокупного СБФ библиотеки, онлайновый СБФ представляет собой особую группу электронных удаленных источников информации, собранных и систематизированных в зависимости от потребностей пользователей, доступ к которым осуществляется в целях предоставления пользователям библиографической, фактографической и полнотекстовой информации. Доказано [13, с. 124-125], что онлайновое обслуживание пользователей стало одной из форм "классического" СБО и, естественно, многие функции, в том числе и формирование источниковой базы обслуживания, трансформируясь под влиянием внедрения информационных технологий, остаются в структуре деятельности.

Долгие годы существовала модель распределения функций, характерная для структуры библиотеки с четким разделением (даже некоторым противопоставлением) функций "хранение" - "предоставление доступа". В настоящее время функция доступа стала приоритетной. Резко возрастает количество удаленных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в СБО, их составляющая в СБФ также увеличивается, что ведет к перераспределению функциональной нагрузки между подразделениями.

В таблице показано распределение функциональной ответственности между подразделениями библиотеки при формировании как традиционного, так и онлайнового СБФ. (см. Приложение)

Прежде чем приступить к анализу перечисленных выше этапов формирования онлайновой ресурсной базы СБО, отметим, что проблемы, возникающие на всех этапах технологического цикла, обусловлены сущностными особенностями электронных ресурсов [8, с. 89]. Это - динамичность ресурсов, определяемая их постоянной актуализацией; виртуальность, определяемая возможностями телекоммуникационного пространства; разнообразие видовой структуры информационных массивов справочного характера (от БД до электронных справочников, энциклопедий, словарей); неравнозначность по объему, надежности и достоверности; нередко эксклюзивный характер отдельных ресурсов, не имеющих печатных и других электронных эквивалентов.

Первым этапом формирования онлайнового СБФ является идентификация ресурсов, т.е. определение их физического наличия и местоположения в информационном пространстве. Существуют три основных "барьера", затрудняющих проведение данного этапа. Во-первых, как правило, идентификация затрудняется количеством информационных ресурсов. Во-вторых, достаточно привычным стало существование ресурсов одинакового содержания, представленных в разных форматах и под различным программным обеспечением. И в-третьих, ограниченный срок существования некоторых групп ресурсов также создает определенные трудности. Успех идентификации определяется последовательностью и регулярностью мониторинга информационного пространства. Это требует специальных навыков персонала, его подготовки или переподготовки. Безусловно, оптимизация деятельности невозможна без выделения дополнительного штата.

Если на этапе идентификации традиционных изданий, электронных изданий на CD-ROM или DVD-ROM используется зарекомендовавшая себя система оповещения о вышедших или планируемых к выходу изданий (системы "Books in Print", печатные каталоги книготорговых фирм, БД книгоиздательств, сайты ведущих издательств и книготорговых фирм), то при идентификации онлайновых ресурсов зачастую приходится полагаться на опыт специалистов справочных отделов.

Весьма показателен в плане изменений этап оценки и отбора уже идентифицированных ресурсов справочного характера. Основным принципом комплектования документальных фондов всегда был отбор литературы, обусловливающий качество фонда и его информационную емкость. Это может быть полностью отнесено и к сфере формирования онлайновой ресурсной базы.

В целом процесс отбора любых электронных ресурсов значительно отличается от отбора традиционных ресурсов и требует выработки системы специальных процедур [10, с. 54-56]. Более высокие требования, предъявляемые к отбору онлайновых ресурсов, обусловили необходимость проведения их тщательного анализа. В каждой конкретной библиотеке могут применяться свои критерии оценки, определяемые целями обслуживания, типологической принадлежностью библиотеки, видом информационного ресурса, а также рядом других особенностей. Основным же моментом является то, что отбор производится в соответствии с политикой развития фондов, которая проводится каждой библиотекой достаточно индивидуально. Применительно к нашей отечественной практике отбор онлайновых ресурсов определяется профилем комплектования фондов, в нашем случае профилем комплектования СБФ.

Вместе с тем существует комплекс общепринятых критериев оценки и отбора онлайновых ресурсов, которые нельзя не упомянуть. Среди них основными являются критерии качества ресурсов (имеется в виду их содержание, языковая принадлежность, страна-производитель), технологически обусловленные критерии (наличие браузеров, возможности сохранения результатов поиска, время ответа, обновляемость, наличие обучающих программ для пользователей), бюджетно-стоимостные критерии (вариабельность в ценовой политике производителей или распространителей, возможности финансирования библиотекой закупки ресурса, соответствующего оборудования и программного обеспечения) [19, с. 38-40]. Дополнительными, но чрезвычайно важными считаются лицензионные и организационные критерии. Критерии отбора эволюционизируют, что в свою очередь предъявляет высокие требования к персоналу, осуществляющему оценку и отбор документов.

При отборе онлайновых ресурсов для СБФ возрастает роль справочных подразделений. Специалисты справочных подразделений, которых в зарубежной профессиональной литературе иногда определяют как "специалистов по информационному доступу" (information access specialists) придерживаются ряда критериев, набор которых может варьироваться. Это - цель использования онлайновых БД [12, с. 66-67] рейтинг обращаемости, точность и качество предоставляемой информации, ее цена, простота доступа, временной охват [13, с. 146]. Перечень возможных вариантов может быть продолжен, однако, безусловно, наиболее перспективными представляются два основных подхода при оценке и отборе ресурсов: первый - "доступность ресурса", второй - "используемость ресурса".

В Интернете существует большое количество бесплатных ресурсов, которые могут использоваться в качестве элемента СБФ. Однако их поисковые возможности зачастую ограничены либо тематикой, либо только текущим характером предоставляемой информации [14, с. 28]. Поэтому онлайновое СБО невозможно без использования коммерческих ресурсов. Основной проблемой на этапе комплектования таких онлайновых ресурсов является необходимость принятия решения, будет ли отобранный ресурс приобретаться и станет собственностью библиотеки, или более предпочтительным вариантом явится приобретение прав на временно-ограниченный доступ. Если процессы комплектования традиционными источниками информации всегда означают приобретение. экземплярность. право владения. хранение. то когда речь идет об онлайновых удаленных ресурсах, основными ассоциативными терминами становятся доступ. использование. корпоративное соглашение. библиотечные консорциумы. виртуальность.

Корпоративный доступ, обеспечивающий снижение стоимости доступа в зависимости от количества участников, стал общепринятой практикой за рубежом и начинает развиваться в нашей стране.

Преимуществом комплектования онлайновых ресурсов является возможность подписки на экспериментальное тестирование ресурса для изучения возможности использования в процессах обслуживания.

Этап каталогизации. Как любой другой ресурс, онлайновые ресурсы должны быть описаны и отражены в СБА, т.е. открыты пользователям. В контексте данной статьи представляется целесообразным выделение взаимосвязанных, но все же логически разграничиваемых направлений, которые можно условно определить, с нашей точки зрения, как "общее-частное":

  1. каталогизация собственных ресурсов библиотек и включение их библиографических описаний в электронные каталоги библиотек с целью организации доступа для удаленных пользователей;
  2. каталогизация внешних ресурсов для создания онлайновых СБФ ("справочных библиотек", "книжных полок библиографов справочных отделов", "путеводителей по ресурсам Интернет" или просто списков тех Интернет- и WWW-ресурсов, которые представляют наибольший интерес для персонала и пользователей с точки зрения возможности удовлетворения запросов справочно- библиографического характера).

Первое направление сегодня весьма актуально и является предметом исследований ведущих специалистов в области каталогизации. Первоначально их теоретические и практические разработки были связаны в основном с техническими процедурами применения MARC-формата для описания онлайновых ресурсов, включением в электронные каталоги библиотек ресурсов Интернет, их систематизацией и архивированием. Активно ведутся исследования по созданию и использованию стандартизованного международного формата, созданного OCLC в 1994 г. в рамках проекта Dublin Core Metadata Initiative [15, с. 158].

Второе направление находится на стыке каталогизации и СБО, что само по себе представляет достаточно новое (во всяком случае для отечественных библиотек) явление интеграции отдельных функций ранее автономных видов внутрибиблиотечной деятельности.

Прежде всего остановимся на тех особенностях, которые характерны как для первого, так и для второго направления каталогизации. Уже накопленный опыт зарубежных и отечественных библиотек показал, что основные процедуры каталогизации (создание библиографического описания, идентифицирующего конкретное издание; определение точек доступа для поиска в автоматизированном режиме; внесение шифра хранения, определяющего физическое местоположение документа) применимы для каталогизационной обработки электронных документов, в том числе и онлайновых.

Вместе с тем динамичный характер многих электронных ресурсов, их содержательная и интерфейсная актуализация делают практически невозможным на настоящем этапе осуществление библиографического контроля всех появляющихся онлайновых ресурсов и создают большие проблемы при их каталогизации. Динамичность онлайновых ресурсов определяется прежде всего возможностью их модификации, поэтому основная идентифицирующая информация (автор, название, месторасположение, содержание) может часто изменяться. При каталогизации традиционных документов нестабильного характера каталогизаторы обычно вносят в уже существующую запись дополнения, примечания, добавляют точки доступа либо создают новую запись. Применение такой практики относительно крайне нестабильных онлайновых ресурсов ведет к резкому увеличению объема записей в каталогах и работ, связанных с отслеживанием текущих изменений [16, с. 12].

Другая ситуация складывается при каталогизации онлайновых ресурсов, составляющих СБФ. Тематические и количественные границы такого фонда обычно ограничены, поэтому существующие трудности создания постоянно актуализируемых библиографических описаний могут быть преодолены. Хотя и очевидно, что идентификация онлайновых справочных ресурсов на протяжении всего их жизненного цикла, определение их местоположения в пространстве (URL) и обеспечение их физической доступности для пользователей через прямые ссылки (links), естественно, также ведут к необходимости ограничения объема "активной части" ресурсной базы онлайнового обслуживания. Это еще раз подчеркивает важность этапа отбора и оценки ресурсов.

При формировании онлайнового СБФ информирующая функция расширяется за счет предоставления как персоналу, так и пользователям данных, характеризующих ресурс с точки зрения использования [17, с. 136-137]. К библиографическому описанию ресурса, которое готовят каталогизаторы, добавляется достаточно развернутая информация об объеме и типе ресурса, сроках актуализации, условиях доступа и др. Эта информация может быть предоставлена только специалистами справочных подразделений, которые уже на этапе отбора и оценки, а также при тестировании ресурса ознакомились с его особенностями. Такое усиление каталогизационных записей повышает их информационную емкость и соответственно ориентирует пользователей при выборе ресурса.

Необходимость объединения усилий различных подразделений библиотек по обработке и каталогизации внешних электронных ресурсов подчеркивается в профессиональной печати [18, с. 3-7].

Этапы организации физического и интеллектуального доступа в онлайновом СБО совмещаются. Выполняя роль посредников между информационно-поисковыми системами и пользователями, специалисты справочных подразделений обеспечивают условия, при которых различные категории пользователей могут не только получить непосредственный физический доступ к ресурсам, но и использовать их максимально эффективно. Это прежде всего одновременное предоставление библиографического описания, аннотированных путеводителей по ресурсам, обучающих материалов, обеспечивающих пользователям максимальную используемость ресурса.

Важным направлением в организации интеллектуального доступа к информации является внедрение в практику работы автоматизированного СБО ориентированных на пользователей интерфейсов, не только предельно облегчающих взаимодействие пользователей с персональным компьютером, но одновременно обучающих и развивающих их как потребителей информации. Поэтому крупными фирмами и производителями программного обеспечения и компьютерной техники ведется последовательная работа по совершенствованию интерфейсов, созданию систем, в основу которых положены бихевиориальные модели пользователей. К созданию таких интерфейсов привлекаются специалисты справочных отделов, которые постоянно и целенаправленно не только обслуживают и обучают, но и изучают пользователей.

1. Онлайновый СБФ является составной частью совокупного "классического" СБФ библиотеки и представляет собой группу электронных удаленных источников информации, собранных и отсистематизированных в зависимости от потребностей пользователей.

2. Структура организации СБФ, тематические и хронологические границы отбора ресурсов определяются общебиблиотечной политикой развития фондов, целями и задачами онлайнового СБО, информационными потребностями пользователей конкретной библиотеки, а также параметрами используемости.

3. Анализ этапов формирования онлайнового СБФ позволяет определить его как направление организации онлайнового СБО. Под формированием онлайнового СБФ понимается идентификация, анализ, отбор, обеспечение физического и интеллектуального доступа к справочным онлайновым ресурсам. Несмотря на то, что данное направление деятельности носит пограничный характер относительно других видов внутрибиблиотечной деятельности (комплектование, каталогизация), представляется целесообразным основные обязанности по формированию базы для онлайнового СБО возлагать на справочные отделы библиотек.

4. Учитывая общую тенденцию технологического сближения практически всех основных видов внутрибиблиотечной деятельности, в рамках этапов технологического цикла необходимо создавать межотдельские группы из комплектаторов, каталогизаторов, библиографов в целях обеспечения комплексного характера данного направления деятельности. [10, с. 65-66]

3. библиотека сегодня: традиции и новаторство

3.1. Информационно-сервисный центр при РНБ как пример нового подхода к технологии обслуживания пользователей

В 1998 года Всемирный банк объявил конкурс на получение грантовой поддержки проектов учреждений культуры Санкт-Петербурга в рамках программы реконструкции исторического центра города. Российская национальная библиотека выиграла конкурс, представив проект создания Информационно-сервисного центра с книжным салоном.

Основной целью создания Информационно-сервисного центра при РНБ стало формирование принципиально нового, комплексного подхода к информационному обслуживанию пользователей, независимо от того, являются ли они читателями РНБ или нет. Особенности нового подхода заключаются в общедоступном характере Центра, предусматривающем возможность любому человеку стать его пользователем. В настоящее время, для того чтобы стать читателем РНБ, посетители должны представить ряд документов и оформить читательский билет. Стать же пользователем центра сможет любой желающий, независимо от его гражданства, местожительства и уровня образования. Согласно статистике в 1998-1999 гг. только к услугам библиографов в отраслевых научных и общих читальных залов РНБ обратилось более 100.000 читателей. Можно прогнозировать, что более трети этих посетителей смогут стать пользователями центра. [21, с. 14-16] Важным является и то, что в рамках библиотеки создается альтертивный источник предоставления информационных услуг на платной основе, что в перспективе будет способствовать получению финансовой прибыли для дальнейшего развития Центра (при максимально полной методологической, идеологической и технической интеграции с РНБ). Обслуживающие подразделения РНБ уже имеют достаточный опыт в предоставлении платных услуг (деятельность по предоставлению платных услуг ведется с начала 90-ых годов, однако носит фрагментарный характер, рассредоточена по подразделениям). Кроме того, впервые в РНБ создается центр, который декларирует преимущественную ориентации на предоставление электронной информации.

В основе деятельности Центра лежит многоуровневая организация обслуживания, обеспечивающая универсальное справочное обслуживание по всему тематическому спектру (техника и точные науки; медицина, биология, естествознание; социально-экономические науки; педагогика, языкознание, литература, искусство), углубленное информационное обслуживание по приоритетным тематическим направлениям, специализированное обслуживание в зоне удаленного доступа, а также предоставление комплекса стандартно-офисных услуг (ксерокопирование, сканирование изданий, пересылка факсовых сообщений, аренда персональных компьютеров). Общий пакет предлагаемых услуг составляет более 40 наименований. Среди основных следует отметить:

  1. справочное обслуживание, состоящее в выполнении разовых тематических и фактографических запросов, включая и определение наличия конкретных изданий в фондах РНБ через электронный каталог;
  2. углубленное информационное обслуживание по тематике “Образование за рубежом”, “Грантовая поддержка образования и научной деятельности”, “Текущее законодательство РФ, стран СНГ, стран дальнего зарубежья, международное текущее законодательство”, “Туризм”, “Краеведение”;
  3. выполнение сложных “отсроченных“ запросов, которые не могут быть выполнены на основе ресурсной базы Центра, требующих обращения к традиционному справочно-поисковому аппарату РНБ, визуального просмотра источников, а также привлечения усилий высококвалифицированных библиографов основных и специализированных подразделений библиотеки;
  4. предоставление доступа пользователей к Интернет и WWW-ресурсам, консультирование по навигации, открытие ящиков электронной почты, поиск информации по запросам пользователей в коммерческих БД; предоставление РС для самостоятельной работы; проведение обучающих семинаров по привитию навыков взаимодействия с современной информационной средой. [21, с. 28-30]

Ресурсной базой обслуживания станет специально организованный справочно-библиографический фонд (СБФ), состоящий из традиционных изданий (справочников, словарей, энциклопедий, библиографических указателей), в количестве не превышающем 350-400 единиц хранения. В СБФ включаются только те издания на традиционных носителях, которые не имеют электронных аналогов. Все остальные издания представлены в электронной форме. Для ресурсной базы Центра характерен эксклюзивный характер справочно-библиографического фонда с точки зрения его наполнения (комплектуются преимущественно онлайновые и CD-ROM ресурсы, отсутствующие не только в фондах РНБ, но и других библиотеках города). Все электронные ресурсы условно делятся на 2 группы – для служебного пользования и для конечных пользователей. К первой группе отнесены те электронные ресурсы, которые персонал использует для выполнения устных справок на пункте обслуживания (БД ИНИОН, ГЦНМБ, РКП; полнотекстовые адресно-справочные, фактографические и энциклопедические издания на CD-ROM). Ко второй группе отнесены те электронные издания, которые будут доступны пользователям в сетевом режиме в зоне специализированного обслуживания (популярные энциклопедические издания, обучающие программы). Общее количество ресурсов на CD-ROM не превышает 100 наименований. Особую роль в обслуживании пользователей Центра предстоит сыграть удаленным ресурсам ВИНИТИ, Leхis-Nexis/Dialog-Data S tar. Доступ к эти ресурсам будет осуществляться только персоналом центра по запросам пользователей как в режиме реального времени, так и в отсроченном режиме.

В целом, структура, организация и содержание СБФ Центра определены в специально подготовленном документе “Справочно-информационный фонд Центра”. Его созданию предшествовали серия исследований обращаемости читателей к СБФ ИБО РНБ, изучение информационного поведения пользователей Интернет-класса, маркетинговое исследование рынка информационных продуктов и услуг в Санкт-Петербурге. Все исследования проводились в 1995-1999 гг. [12, с. 66-68]

На завершающем этапе проекта коллективом разработчиков подготовлен ряд документов, регламентирующих деятельность Центра: “Положение об Информационно-сервисном центре”, “Справочно-информационный фонд Центра (Концеция фонда, список справочной литературы, электронные ресурсы, намеченные к закупке)”, “Организационная структура Центра”, “Должностная структура Центра”, “Технологический план производства”, “Формы учета и статистики”. Подготовлены и документы к проведению тендеров на закупку мебели, компьютерного оборудования, традиционных и электронных ресурсов.

3.2. Редкий фонд как информационный источник научных исследований

Информационные ресурсы представляют собой важнейшую источниковедческую базу для проведения научных исследований, обеспечивающих в итоге развитие общества в различных направлениях: экономическом, политическом, социально-культурном, научно-техническом и т.д.

Организация научного знания реализуется через соответствующие структуры, и прежде всего через библиотеку. Она являет собой совокупность условий, единство предметного и духовного мира, в котором осуществляется деятельность пользователей библиотеки.

Библиотека - часть информационной, культурной среды общества, которая характеризуется определенными пространственными и временными параметрами, интеллектуальным, эстетическим, эмоциональным потенциалом. Информационный потенциал библиотечной среды составляет библиотечный фонд. Сущностным свойством библиотечного фонда считается его способность моделировать наиболее значимые и закономерные черты человеческой деятельности. Таким образом библиотечный фонд выступает как документная модель культуры.

Одной из главных задач библиотеки как социального института является возможность и полнота предоставления доступа к информационным ресурсам. Реализуется эта задача через структурирование библиотечного фонда по различным основаниям. Фонд должен быть организован так, чтобы одновременно были осуществлены две цели: эффективное использование и сохранение фонда для последующего использования. Особую значимость представляют собой в данном аспекте редкие фонды.

Фонд редких книг - это особо хранящаяся часть фонда библиотеки, состоящая из уникальных книжных коллекций, ценных произведений печати, большая часть которых является своеобразными книжными памятниками отечественной и мировой науки и культуры.

Многие крупнейшие библиотеки мира с уникальными книжными коллекциями ведут свое происхождение от музеев, где эти коллекции как и прочие документы, выполняли роль экспонатов. Музейный уклон в формировании фондов поддерживают многие библиотеки Италии, Ватикана, Испании, среднеевропейских стран. Однако сегодня коллекции книг выполняют не столько экспозиционные функции, сколько собственно семантически-информационные. [8, с. 131-133]

Редкие фонды имеются в каждой крупной библиотеке Дальнего Востока и активно используются читателями. Однако, следует отметить, что многие библиотеки не имеют удовлетворительных условий для их хранения.

Характерной особенностью для современного периода развития библиотечного дела является возросший интерес специалистов всех отраслей к проблемам организации. хранения и использования этих специфических фондов. Это вызвано многими факторами: повышенным интересом к вопросам истории, краеведения, физическим износом уникальных коллекций и т.п.

Особый интерес у специалистов вызывают проблемы связанные со специальной терминологией. В частности, для формирования редкого фонда крайне важно определить критерии отбора документов в фонд. В связи с этим необходимо четко определить, что входит в понятие "книжный памятник". Большинство специалистов объединяет в это понятие рукописные книги; издания начальных этапов истории печатной книги; книжную продукцию более позднего времени, отражающую значительные достижения социально-политической, экономической, технической и культурной жизни, события большой исторической значимости, а также издания, характеризующие прогрессивное развитие самой книги, ее репертуар, типы, виды, технологическую и редакторскую подготовку, справочный аппарат, художественное оформление и полиграфическое исполнение. Сюда же относятся и особые экземпляры изданий, имеющие или приобретшие значение уникального исторического памятника по широкому кругу общественных явлений.

Актуальной задачей, что подтверждается исследованием документального потока, является изучение редкого фонда (его состава и использования). Например, среди 18 миллионов книг, хранящихся в настоящее время в системе библиотек Академии наук, около 18 тысяч книг (0,1 %) представляет собой первоначальный фонд, сложившийся примерно за три с половиной десятилетия существования хранилища. Эти издания представляют собой важный материал для исследования прежде всего потому, что это тот книжный фонд, тот источниковедческий материал, которым располагала отечественная наука в период своего становления. [26, с. 32]

Изучение как частных библиотек, так и отдельных книг в редком фонде имеет большое значение для развития русской культуры. Интерес представляет то, кому принадлежали частные коллекции, важно место их владельцев в политической и культурной жизни эпохи. Изучение уточнит и дополнит картину русского общества, его научных открытий, интересы и духовные запросы конкретных личностей.

Специалисты по редкому фонду предлагают комплексный метод первоначального исследования рукописной книги с помощью средств вычислительной техники и использования классификационных методов анализа больших групп рукописей по базисным кодикологическим признакам. Такая автоматизированная система ориентирована на развитие исследований в области истории и культуры.

Жизненно важной задачей стало обеспечение сохранности и рационального использования редких фондов. Существенный вклад в решение этих вопросов внесли такие документы как "Положение об общесоюзном фонде книжных памятников истории и культуры" и "Принципы формирования общесоюзного фонда книжных памятников истории и культуры," [23, с. 24-27] которые в настоящий период пересматриваются Российской государственной библиотекой.

Проблема сохранности богатого культурного наследия во всех редких фондах библиотек стоит особенно остро. Для этого необходима конкретная государственная помощь по организации реставрационных работ. Сохранность библиотечных фондов - многоплановая проблема. Помимо технического оснащения, она требует решения правовых, организационных, методических, нравственных вопросов: что сохранять, каковы приоритеты в процессе хранения, как влияет рынок на эти приоритеты, какова предельно рациональная цена сохранности, как систематизировать научные исследования и работу сил, заинтересованных в сохранении книжной культуры?

Факты подтверждают, что библиотеки переживают ответственный период перехода от традиционной технологии, ориентированной на человека как исполнителя, к новой, основанной на микроэлектронике. Новая технология позволяет передавать на расстояние в цифровой форме тексты, рисунки и обеспечивать проникновение информации во все точки земного шара, минуя пограничные и языковые барьеры.

Проблема работы с книжными памятниками постоянно находится в поле зрения Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). Усилия многих наших библиотек по работе с редким фондом оказываются недостаточными из-за крайне слабой материально-технической базы, неудовлетворительного финансирования библиотек, а также недостаточного научного, информационного, методического и организационного обеспечения деятельности библиотек в этой области.

Проблема работы с книжными памятниками постоянно находится в центре внимания ученых различных областей знания, так как является основой для научных исследований любого ученого.

В конечном итоге задача библиографического обслуживания - воздействовать на читательскую активность личности.

Необходимыми предпосылками успешной реализации этих целей является:

  • общая положительная оценка произведений печати, выделяющая его из всей массы печатной продукции для первоочередной пропаганды;
  • выяснение интересов и потребностей читателя;
  • установление соответствия произведения возможностям читательского восприятия.

Библиотекарь - как посредник между рекомендательным пособием и читателем, руководитель чтением.

В конкретной работе по руководству чтением библиотекарь опирается на непосредственное, живое общение с читателем. Исходя из конкретных потребностей читателя, использует методы рекомендательного библиографирования. [19, с. 38-50]

Объектами рекомендательно-библиографического обслуживания являются широкие круги читателей, определенные группы и отдельные читатели.

Основные источники рекомендательно-библиографического обслуживания служат рекомендательные пособия, а в более широком смысле - фонд библиотеки.

Рекомендательные пособия не несут перспективной информации и не могут использоваться в текущем комплектовании. Их роль велика в докомплектовании фондов. Рекомендательные пособия помогают выявить пробелы в комплектовании, степень актуальности состава и содержания фондов; разработать конкретный тематический план и картотеку докомплектования.

Таким образом, использование рекомендательной библиографии помогает сформулировать полноценный по содержанию активно действующий фонд библиотеки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерная особенность библиографической деятельности - отсутствие организационно оформленной целостности, раздробленность, органическая укорененность в различных общественных институтах (библиотечном, редакционно-издательском деле, книжной торговле и др.), обеспечивающих функционирование системы документальных коммуникаций. Следствием этого является несогласованность, дублирование, распыление сил и средств, научная, организационная и технологическая замкнутость и т.п.

Серьезной проблемой для научных работников всех отраслей стало информирование о коллекциях редких фондов. Как правило, такое информирование до сих пор осуществлялось через систему каталогов и указателей ценных изданий, большинство которых хранится в Российской национальной библиотеке. Этой проблеме отводится 3% научных исследований по фондоведению.

Система информационного обеспечения жизнеспособна, если она динамична и способна быстро реагировать на изменения в жизни общества. Любая система нуждается в постоянном совершенствовании. Активное освоение новых технологий в сочетании с традиционными методами подготовки информационных пособий - вот что позволит качественно и оперативно обеспечивать научные разработки информацией.

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Поскольку на данный момент перед нашим государством стоит проблема более глубокого регулирования экономики, вновь вспомнили о необходимости создания разнообразных баз данных, начиная от автоматизированных кадастров и заканчивая персонифицированными базами данных финансовых потоков граждан.

Для обеспечения гарантированной конфиденциальности этих БД необходимо финансировать, по крайней мере, 46% затрат на их создание именно из федерального бюджета. Остальную часть (54%) следует финансировать из бюджетов субъектов и местных бюджетов. [25, с. 134-137]

Кроме того, проблема передачи данных в рамках мультимашинных баз дынных должна решаться именно на федеральном уровне, так как частные (негосударственные) связисты не могут гарантировать бесперебойность и конфиденциальность информации.

К счастью в нашей стране существует немало специалистов, занимавшихся ранее САПР, организацией БД и СУБД, поэтому перспективы развития информатизации в РФ целиком зависят от правового аспекта данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматизация в библиотечном деле: Сб. науч. тр. М. 1982. -123 с.
2. Библиотека в контексте истории. М. 1997. -292 с.
3. Бесстремянная Ю.С. Медникова Л.Д. Миронова Т.Н. Первичный и вторичный отбор изданий: соотношение и взаимозависимость // Библиотековедение. 1997. №1. С. 32-36.

3. Библиотечные фонды в контексте современного библиотековедения: Сб. науч. тр. СПб, 1995. -215 с.

4.Булдакова Е.В. Систематизация электронных информационных ресурсов // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. - С. 73-78.

5.Васильченко Н.П. Закономерности и принципы формирования библиотечных фондов // Научные и технические библиотеки. 1992. № 6. С. 3-6.
6.Галеева И.С. Справочник "Информационные ресурсы Интернет": опыт создания электронного путеводителя // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. Судак, 1999. Т. 1. С. 267-268.

7.Дворкина М. Феномен секретных фондов // Библиотека. - 2000. № 10. - С. 69-70

8.Дунаева Т.Г. Современное библиографоведение: грани взаимодействия различных концепций // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. – 134 с.

9.Еремова И.Я. Скворцова В.А. Организация фонда крупной библиотеки // Советское библиотековедение. 1991. № 3. С. 71-76.
10.Жабко Е.Д. Онлайновый доступ к внешним данным как форма справочно- библиографического обслуживания // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 11. С. 54-66.

11.Заборовская С.В. Библиографические издания РМБИЦ // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. - С. 124-127.

12.Коломейчук Е. Что имеем - то храним // Библиотека. - 2000. - № 10. - С. 66-68.

13.Лаптева Г.М. Повышение роли изданий временного хранения в составе фондов ГПНТБ СО РАН // Библиотека в системе коммуникативных каналов территории: Сб. науч. тр. - Новосибирск, 1999. - С. 141-148.

14.Комов В.В. Теоретические основы управления библиотечным фондом // Науч. и техн. б-ки СССР. 1986. № 10. С. 24-28.
15.Майстрович Т.В. Справочно- библиографический фонд библиотеки - ключ к единому фонду страны // Проблемы формирования и развития библиотечной системы страны ( по итогам НИР): Тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М. 1991. Т. 25. С. 153-161.

16.Моргенштерн И.Г. Справочно- библиографическое обслуживание в библиотеках: Науч.-практ. пособие. М. Либерея, 1999. - 80 с.

17.Процек В.П. Вихрева Г.М. Проблемы определения изданий журнального типа в документальном потоке ГПНТБ СО РАН // Библиотека в системе коммуникативных каналов территории: Сб. науч. тр. - Новосибирск, 1999. - С. 136-141.

18.Соколов А.В. Теория формирования библиотечных фондов: тенденция развития // Науч. и техн. б-ки СССР. 1982. № 2. С. 3-7.
19.Стародубова Н.З. Официальные документы в библиотеках России: состав фондов, организация работы и перспективы использования // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - № 7. - С. 38-50.

20.Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: Учеб. для библ. фак. ин-тов культуры. М. 1991. -268 с.
21.Столяров Ю.Н. Теория формирования библиотечного фонда: десятилетие минувшее и предстоящее // Сов. библиотековедение. 1981. № 6. С. 14-30.
22.Хельферих П. Библиотеки и издательства: гармонизация отношений для общей цели // Национальные библиотеки на пороге XXI века: Материалы междунар. семинара. - СПб. 2000. - С. 58-59.

23.Шилов В.В. Об интегрированном критерии отбора документов для библиотечного фонда: вероятностный подход // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2000. - № 8. - С. 24-27.

24.Шилов Е.Е. Ядро библиотечного фонда // Библ. жизнь Кузбасса. Кемерово, 1998. Вып. 4 (31). С. 134-140.
25.Шкроба Н.В. Информация о патентах России - активизация работы // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - № 7. - С. 50-56.

26. Формирование и использование фондов научных библиотек: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1990. -154 с.