Руководства, Инструкции, Бланки

техническое руководство это img-1

техническое руководство это

Рейтинг: 4.0/5.0 (1831 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Технический директор

Технический директор. Его права и обязанности

January 25, 2013

Одну из главных должностей на любом предприятии, связанном с производственным процессом, занимает технический директор. Человек, ее занимающий, относится к категории руководителей высшего звена. Это определяет круг его обязанностей и прав. Они прописаны в специально составленной должностной инструкции.

Назначение на должность "технический директор" осуществляется приказом генерального директора, на основании имеющихся законодательных актов. Он подчиняется только генеральному директору организации.

Для того чтобы занять должность технического директора, необходимо иметь высшее образование с техническим уклоном. Кроме этого, желателен стаж работы в сфере управления производством не менее 5 лет.

Современные условия труда предъявляют к специалистам различного уровня новые требования. Поэтому технический директор обязан владеть компьютером и уметь пользоваться программами, которые необходимы при выполнении его обязанностей. Сегодня это очень актуальное требование.

Помимо этого, человек, занимающий эту должность, обязан быть компетентным и в некоторых других областях.

Технический директор должен знать всю документацию, касающуюся его работы. Сюда входят приказы, нормативные акты, постановления и многое другое.

Он должен ориентироваться в технологических картах и отслеживать соответствие проводимых работ установленным нормам.

Также технический директор обязан знать правила составления технической, нормативной и прочей документации, необходимой в процессе работы. Он отвечает (частично или полностью) за соблюдение техники безопасности при проведении работ.

Он должен также ориентироваться в трудовом законодательстве, правилах и нормах охраны труда и внутреннего распорядка.

Это то, что должен знать технический директор. Требования к человеку, занимающему эту должность, включают и некоторые личные качества.

Так как это управленец, то он должен обладать организаторскими способностями, уметь находить общий язык с подчиненными, быть энергичным, коммуникабельным.

Организаторские способности являются главными среди качеств, которыми обязан обладать технический директор. Инструкция не оговаривает их, но они обязательны для данного человека.

Человек, замещающий генерального директора в вопросах, касающихся технической стороны производственного процесса, организует всю необходимую работу в этом направлении.

Он является ответственным за техническую эксплуатацию зданий, оборудования и следит за своевременным проведением строительных и ремонтных работ. Кроме этого, технический директор проверяет наличие всей необходимой для этого документации. Он осуществляет контроль за снабжением объектов необходимыми материалами, их использованием и принимает готовые объекты.

Это главные требования, предъявляемые к должности "технический директор". Обязанности включают и контроль за всеми техническими средствами, водоснабжением, электропроводкой, канализацией, системой вентиляции и за их рациональным использованием.

Он имеет право отдавать распоряжения, контролировать соблюдение всех требований и норм. Также технический директор может вносить предложения по улучшению качества работы, ее безопасности и трудовой дисциплины.

В случае невыполнения своих обязанностей он несет всю ответственность. Он обязан в срок подавать достоверную информацию о проведенных работах, соблюдать коммерческую тайну, выполнять приказы вышестоящего руководства и правила внутреннего распорядка.

Это должность, которая является очень ответственной и предполагает наличие многих личностных и профессиональных качеств.

Другие статьи

Техническое руководство - это

техническое руководство это: Смотреть что такое "техническое руководство" в других словарях:

техническое руководство — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN technical regulation A government or management prescribed rule that provides detailed or stringent requirements, either directly or by referring to or incorporating the… … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по медицинскому обслуживанию — Данное техническое руководство содержит информацию о медицинском обслуживании на Олимпийских и Паралимпийских играх и о том, как ОКОИ необходимо планировать программы медицинского обслуживания и допинг контроля в поддержку организации Игр. В… … Справочник технического переводчика

техническое руководство МОК по фотосервисам — Руководство, в котором определяются.стандартные схемы размещения мест для фотосъемки, а также излагаются общие принципы, правила и процедуры обслуживания фотографов на объектах Игр при проведении различных соревнований. ОКОИ использует данный… … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по СМИ — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (коммуникации и средства массовой информации) EN Technical Manual on Media … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по коммуникациям — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (коммуникации и средства массовой информации) EN Technical Manual on Communications … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по организации питания — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (службы Игр) EN Technical Manual on Food & Beverage Services … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по приездам и отъездам — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (службы Игр) EN Technical Manual on Arrivals and Departures … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по размещению — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (службы Игр) EN Technical Manual on Accommodation … Справочник технического переводчика

Техническое руководство по транспорту — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (службы Игр) EN Technical Manual on Transport … Справочник технического переводчика

техническое руководство МОК по финансам — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (финансы и правовое обеспечение) EN IOC technical manual on finance … Справочник технического переводчика

техническое руководство по защите бренда — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (защита интеллектуальной собственности) EN technical manual on brand protectionTM on BRP … Справочник технического переводчика

Книги

ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Л

ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Л Транскрипт

1 ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Л 13 5-ое издание - 1969 г. ЛЕТ, национальное предприятие, г. Куновице, ЧССР ПРЕДИСЛОВИЕ Это руководство предназначено для информации всех, кто пользуется планерами БЛАНИК и их обслуживает. Содержание руководства разделено на: Часть 1 - Техническое описание и Часть 2 - Инструкцию по эксплуатации. Часть 1 - Техническое описание. Содержит общие данные, включая размеры, веса, летные данные и такое техническое описание оборудования. Эта часть предназначена для общей информации о самолете. Часть 2 - Инструкция по эксплуатации. Содержит указания, предназначенные для обслуживающего персонала, включая указания по ремонту второстепенных поврежденных деталей и для устранения мелких дефектов, которые могут быть выполнены в рамках возможности обслуживания планера. Дополнения или изменения в тексте этого руководства, возникшие с изменением конструкции планера или необходимые добавления для его обслуживания, будут сообщаться посредством бюллетеней. Эксплуатирующая организация, получив бюллетень, должна внести соответствующие изменения в текст этого руководства и записать это изменение в Перечень бюллетеней. В текст настоящего издания внедрены следующие бюллетеня и рекомендации: Л 13/001, Л 13/006, Л 13/010, Л 13/014, Л 13/015-Б, Л 13/027, Л 13/028. СОДЕРЖАНИЕ Часть 1 - Техническое описание. Введение Глава I - Технические данные планера. Глава II - Фюзеляж. Глава III - Крыло. Глава IV - Хвостовое оперение. Глава V - Управление. Глава VI - Посадочное приспособление. Глава VII - Оборудование и снаряжение. Глава VIII - Описание приборов и частей электрооборудования. Часть 2 - Инструкция по эксплуатации Глава I - Перечень инструмента и наземного оборудования для обслуживания и эксплуатации планера. Глава II - Уход за планером. Глава III - Монтаж и демонтаж при ремонте и эксплуатации. Глава IV - Ремонт. Страница 1

2 ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Введение Планер Л-13 двухместный, свободнонесущий, с высоко расположенным крылом, с сидениями одно за другим. Он предназначен для обучения всем видом полетов, начиная- с элементарного обучения вплоть до специального обучения в слепом полете, высшего пилотажа, в ночных полетах и для нормального парения. Он приспособлен к эксплуатации без специального оборудования и для его транспортировки по аэродрому достаточно двух человек. Планер оснащен всеми приборами необходимыми для контроля полета и радиостанцией ЛС-4/1 (для поставок в СССР). По желанию заказчика планер можно оснастить освещением для ночных полетов. В обеих кабинах пилота также можно поместить переносные кислородные дыхательные аппараты обычного типа. Медикаменты необходимые для оказания первой помощи помещены в кабине по правому борту фюзеляжа. Доступ к ним имеется с задней кабины пилота и обозначен красным крестом. фюзеляж овального сечения, цельнометаллический, полумонококовой конструкции. В передней части находится пространство кабин экипажа, закрытое фонарем из плексигласа, который обеспечивает обзор во все стороны, фонарь закрывается без помощи постороннего лица. Крыло свободнонесущее, из двух частей, цельнометаллическое, трапециевидной горизонтальной проекции с отрицательной стреловидностью. Оно оснащено взлетно-посадочными щитками, элеронами и тормозными щитками типа "ДФС". Взлетно-посадочные щитки и элероны частично обтянуты полотном. Хвостовая оперение цельнометаллическое. Рули обтянуты полотном. Руль высоты свободнонесущий, цельнометаллический откидывающийся к рулю поворота, так что при транспортировке не демонтируется. Управление элеронами и рулем рычажное. Движение передается системой рычагов и тяг на элероны, а тросами - на рули высоты и поворота. Управление взлетно-посадочными щитками и тормозными щитками исполняется системой рычагов, тяг и торсионных стержней. Ножное управление, перемещаемое в передней кабине во время полета, в задней - только на земле. Управление триммером исполнено обычными тросами и тросами Боудена. Посадочное приспособление состоит из механически убирающегося шасси с маслопневматическим демпфером и костыля. Механический тормоз колеса шасси приводится а действие особым рычагом, помещенным на левом борту обеих кабин пилота. Глава I. Технические данные планера 1. Общие данные. 2. Допустимые отклонения - люфты - установка управляющих поверхностей. 3. Мощность. 4. Комплектация самолета. 5. Особое оснащение. 1. Общие данные. а) Тип самолета. Л 13 - БЛА.НИК. Минимальный экипаж: 1 пилот Самолет удовлетворяет требованиям British Civil Airworthiness Requirements (BCAR), Section E (Gliders), 2- nd Issue, 16th Мау 1960. б) Фюзеляж Длина 8,40м Наибольшая ширина фюзеляжа 0,62 м Наибольшая высота фюзеляжа 1,14 м в) Крыло Площадь крыла 19,15 м.кв Площадь элерона 2,31м.кв Площадь щитка подъемной силы 3,95м.кв Размах крыла 16,20 м Страница 2

3 Площадь тормозного щитка 0,648 м.кв Глубина крыла в оси фюзеляжа 1,665 м Глубина крыла на концах 0,710 м Удлинение крыла 13,7 Профиль у корня крыла NACA 632А-615 Профиль на конце крыла NАСА 632 2A - 612 Средняя аэродинамическая хорда (САХ) 1,235 м Результирующая закрутка крыла -3º Угол поперечного " V " крыла (подъема) 3 Угол стреловидности -5º г) Хвостовое оперение г1) Горизонтальное Общая площадь 2,659 м.кв Площадь стабилизатора 1,543 м.кв Площадь руля высоты 1,00 м.кв Площадь триммера руля высоты 0,116 м.кв Размах 3,45 м Удлинение 4,40 Угол установки -3º Угол поперечного "V" (подъема) 5 г2) Вертикальное Общая площадь 1,608 м.кв Площадь киля 0,704 м.кв Площадь руля направления 0,904 м.кв Высота 1,64 м Удлинение 1,45 д) Посадочное приспособление д1) Шасси Механически убирающееся с маслопневматическим демпфером и механическим тормозом Демпфер шасси Л 13. 501-17 Рабочая жидкость демпфера АМГ - 10 Давление воздуха в облегченном состоянии 33 ± 1 кг/см Колесо шасси НР 4741 З Х Покрышка и камера 350 х 135 мм Давление в пневматической шине 2,6 кг/см.кв д2) Костыль Демпфер Резина 70º Sh е) Эксплуатационные вещества Смазка ЦИАТИМ 201 по ГОСТ 6267-52 ж) Веса и нагрузки Вес пустого планера, включая стандартное снаряжение без окраски 292,0 кг ± 2 % Максимально допустимый полетный вес 500,0 кг Максимальная нагрузка поверхности 26,1 кг/м.кв Страница 3

4 2. Допустимые отклонения - люфты - установка управляющих поверхностей а) Промер планера нивелирование Взаимное положение фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения контролируется промером нивелирных точек. Координаты реперных точек и их допустимые отклонения предписаны нивелирным чертежом (см, карт, 1, 2, 3). б) Люфты в управлении Допустимый люфт в управлении рулем высоты измеренный на рукоятке ручки пилота Допустимый зазор управления элеронами, измерений на рукоятке ручки пилота Допустимый зазор в управлении рулем направления измеренный на педалях ножного управления 2мм 2 мм 3 мм в) Углы отклонения управляющих поверхностей в1) Руль высоты вверх 32 + 2 вниз 25 ± 1 в2) Руль направления в обе стороны 30 ± 1 вз) Трйммер руля высоты вверх 12 + 1 вниз 35 ± 1 в4) Элероны вверх 34 + 2 вниз 13 + 2 в5) Щиток подъемной силы 8 ± 1 3. Летные данные при полетном весе 500 кг Максимальное скольжение min 1:28 ± 5% Минимальная скорость снижения max 0,82 м/сек Максимальная скорость в посадочной конфигурации V SO max 55 км/час IAS Максимальная скорость пикирования V NE 253 км/час IAS Предельная скорость пикирования с выпущенными тормозными щитками 253 км/час IAS Максимальная скорость буксировки Посадочные щитки в убранном положении V T 140 км/час IAS Посадочные щитки в выпушенном положении V T 110 км/час IAS Максимальная скорость взлета на лебедке Посадочные щитки в убранном положении Vw 120 км/час IAS Посадочные щитки в выпущенном положении Vw 100 км/час IAS Скорость снижения с выпущенными тормозными щитками min на 1 м/сек больше, чем при полете с убранными тормозными щитками. Страница 4

5 Рис. 1 - Чертеж нивелировки планера Л-13 (боковая проекция) а) основаня плоскость фюзеляжа б) горизонтальная нивелирная плоскость с) хорда профиля стабилизатора Размеры в миллиметрах Рис. 2. Чертеж нивелировки планера Л-13 (фронтальная проекция, горизонтальная проекция) Страница 5

6 Рис.З. Отклонения рулей и установка крыла планера Л-13 I - Руль высоты, II - Элерон, III - Руль направления, IV - Взлетно-посадочный щиток, V - Угол установки крыла и закрутки крыла. Примечание: Отклонения элеронов замеряются на ручках управления в обеих кабинах (передней и задней). Отклонения щитка подъемной силы α: ±1 Плоскость нервюры 3 R (мм) Плоскость нервюры 17 R (мм) 5 49,4 37 8 51 38,5 а) плоскость нервюры 1 b) плоскость нервюры 19 с ) плоскость нервюры 33 d) основная плоскость фюзеляжа R) зазор между задней кромкой крыла и взлетно-посадочным щитком Таблицы значений для нивелирования Вертикальные измерения Таблица содержит размеры, выражающие расстояния между реперными точками и нивелировочной плоскостью фюзеляжа. Эта плоскость находится на 90 мм ниже основной плоскости и проходит реперными точками 2, 3, 4 на левом и правом борту фюзеляжа. Допустимая высотная разница между реперными точками 2, 3, 4 на левом борту и реперными точками Страница 6

7 2, 3, 4 на правом борту 1 мм. Вертикальные размеры в таблице приведены без указания величины прогиба в результате собственного веса. Допустимое отклонение угла поперечного положения горизонтального хвостового оперения (реперная точка 15) ± 10 мм, разница между реперными точками на правом и левом борту допускается макс. 10 мм. Допустимое отклонение поперечного угла крыла (реперная точка 11) ± 40 мм, разница между правой и левой сторонами допускается max 40 мм. Проверяется Нивелирная точка Теоретические значения налево и направо (мм) мера разница допуск Прогиб и закрутка фюзеляжа 1 609 - ± 5 Закрутка крыла Угол установки (наладки) крыла относ. горизонтали нивелирной плоскости Угол попер. "V" крыла (подъема) Положение крыла относит, горизонт. нивелирной плоск. Закрутка стабилизатора Угол установки стабилизатора относительно горизонтальной нивелирной плоскости Положение стабилизатора относительно горизонтальной нивелирной плоскости 2 - - - 3 - - - 4 - - - 7 151 8 128,5 22,5 9 371 10 375,5 4,5 11 557,5 12 560 13 51,4 14 49,5 15 191,5 16 193 ±2 ±2 2,5 ±2 1,9 ±2 1,5 ±2 Измерение по горизонтали Горизонтальное измерение производится на плоскости бетонного пола, на котором определяется проекция нивелирных точек при помощи отвеса. Замеряется взаимное расположение отдельных проекций, нанесенных на бетонном полу. Проверяется Нивелирная точка Теоретические значения налево и направо взаимных расстояний проекций (мм) мера допуск Вертикальная плоскость -продольная ось фюзеляжа (*) Положение крыла относительно оси планера 1 - - 5 - ±5 6 - - 6 9192 ± 20 12 Страница 7

8 Положение стабилизатора 5 4963 ± 15 относительно оси планера 15 (*) - Замеряется отклонение точки 5 от соединяющей прямой точек 1 и 6, нанесенной на бетонном полу. Измерение прямых расстояний Замеряется прямое расстояние нивелирных точек, перечисленных в таблице Проверяется Нивелирная точка N5 Теоретические значения направо и налево прямых расстояний нивелирных точек (мм) мера допуск Положение крыла относительно оси 6 9211 ± 20 планера 12 Положение стабилизатора 5 5025 ± 15 относительно оси планера 15 4. Комплектация планера Планер Л-13 БЛАНИК поставляется в следующей стандартной комплектации: а) Фюзеляж Монокок фюзеляжа Л 13 Н 10 1 шт. Носовой обтекатель фюзеляжа Л 13.105 1 шт. б) Крыло Левое крыло Л 13 Н 21вч 1 шт. Правое крыло Л 13 Н 22вч 1 шт. в) Хвостовое оперение Левая половина стабилизатора Л 13.301 1 шт. Правая половина стабилизатора Л 13.302 1 шт. Руль высоты Л 13.303 2 шт. Руль направления Л 13.304 1 шт. Киль Л 13.305 1 шт. г) Система управления Система управления рулем высоты и Л 13.401 1 к-т элеронами в фюзеляже Система управления рулем Л 13.402 1 к-т направления Система управления тормозными Л 13.405 1 к-т щитками и щитками подъемной силы в фюзеляже Система управления триммером руля Л 13.406 1 к-т высоты Система управления в левом крыле Л 13.411 1 к-т Система управления в правом крыле Л 13.412 вч 1 к-т д) Посадочное приспособление Шасси Л 13.501 1 шт. Костыль Л 13.502 1 шт. е) Оснастка Передняя спинка Л 13.802-01 1 шт. Задняя спинка Л 13.802-02 1 шт. Вентиляция кабины Л 13.802-0З 1 шт. Страница 8

9 Приборные доски с Л 13.808-04 2 к-т принадлежностями (см. п. е1) Крепление аптечки Л 13.802-05 1 к-т Левый привязной ремень 570 МОН 0911 2 шт. Правый привязной ремень 570 МОН 0912 2 шт. Левый плечевой ремень МОН 0901 2 шт. Правый плечевой, ремень МОН 0902 2 шт. Обтекатели управления Л 13.805 1 к-т Обивка Л13.806 1 к-т Боковые петли с управлением Л 13.807 1 к-т Оснастка планера (см. п. е2) Л 13.810 1 к-т Уравновешение планера Л 13.808 1 к-т е1) Приборное оборудование (Действует для поставок в СССР) передняя доска 1. Указатель скорости ЛУН 1101.01 1 1 2. Эл. указатель поворота ЛУН1211.1 1 1 3. Вариометр ± 5 м/сек ЛУН 1141 1 1 4. Компас пилотский ЛУН 1222.1 1 1 5. Высотомер до 10 км ЛУН 1121.01 1 1 6. Вариометр до 30 м/сек ЛУН 1147 1 1 7. Эл. горизонт ЛУН 1202 1 1 8. Часы АВРМ 1-9. Радиостанция ЛС-4/1 1 к-т Дополнительное бортовое оборудование (Действует для поставок в СССР) 1. Аккумулятор 12 А 10 1 шт 2. Преобразователь ПАГ - 1øП 1 шт 3. Аптечка - 1 шт Приборное оборудование (Действует для поставок остальным заказчикам) передняя доска задняя доска 1. Указатель скорости ЛУН 1101 или ЛУН 1101.01 1 1 2.Эл. указатель поворота ЛУН 1211,1 1 1 3. Вариометр ± 5м/сек ЛУН 1141 1 1 4. Компас пилотский ЛУН 1222,1 ЛУН 1121 1 1 5. Высотомер до 10 км 1 1 6. Вариометр до 30 м/сек или ЛУН 1121.01 ЛУН 1147 1 1 задняя доска е2) Распределение оснастки планера Страница 9

10 (Действует для поставок в СССР) А/ Оснастка, принадлежащая планеру: 1. Подушки для сидения 2. Задвижные шторки для задней пилот. кабины при обучении полета вне видимости 2 шт. 1 шт. Б/ Наземное оборудование 1. Чехлы для планера Л 13.810-15 1 шт. 2. Буксировочный трос Л 13.810-07 1 шт. 3. Чехол на трубку Пито Л 13.810-11 1 шт. 4. Чехол на кабину Л 13.810-10 1 шт. 5. Трубка для подъема хвостовой ø 25/1,5; дл. 700 1 шт. части планера 6. Швартовочное и блокировочное Л 13.815 1 к-т устройство планера 7. Инструмент Л13.810-05 бч 1 к-т Распределение оснастки планера (Действует для поставок остальным заказчикам) А/ Оснастка, принадлежащая планеру: Подушка переднего сидения Л 13.810-01 1 шт. Подушка заднего сидения Л 13.810-02 1 шт. Подушка под спину Л 13.810-0З 2 шт. Б/ Наземное оборудование: Буксировочный трос Л 13.810-07 1 шт. Чехол на кабину Л 13.810-10 1 шт. Чехол на трубку Пито Л 13.810-11 1 шт. Трубка для подъема хвостовой части планера ø 25/1,5 дл.700 1 шт. Инструмент Л 13.810-05 б.ч. 1 к-т ж) Сопроводительные документы (Действует для поставок в СССР) Техническое руководство планера Л 13 БЛАНИК 1 шт. Руководство по летной эксплуатации планера Л 13 БЛАНИК 1 шт. Формуляр планера 1 шт. Спецификация планера Л 13 БЛАНИК 1 шт. Комплект паспортов и аттестатов приборов, включая перечень приборов 1 к-т Протокол о весе и центровке Схема нивелировки Техническое описание и инструкция.по эксплуатации радиостанции ЛС 4/1 1 шт. 1 шт. 1 шт. Сопроводительные документы (Действует для поставок остальным заказчикам) Техническое руководство планера Л-13 БЛАНИК. Руководство для летной эксплуатации планера Л 13 БЛАНИК формуляр планера 1 шт. 1 шт. 1 шт. Страница 10

11 Свидетельство о пригодности к полетам Спецификация планера Л-13 БЛАНИК Комплект паспортов и аттестатов приборов, включая перечень приборов Протокол о весе и центровке Схема нивелировки 1 шт. 1 шт. 1 к-т 1 шт. 1 шт. 5. Специальная оснастка, поставляемая только по желанию заказчика (Действует для поставок остальным заказчикам) Эл. горизонт ЛУН 1202 на передней и задней приборных досках вместе с преобразователем ПАГ-1фП,и аккумулятором 12 А 10 Часы АВРМ Вариометр ± 30 м/сек ЛУН 1147 в задней приборной доске Задвижные шторки для задней пилот, кабины при обучении полета вне видимости Бортовые огни для ночных полетов Л 13.812-31 б.ч. Бак для водяной нагрузки (балласта) Л 13.820 Лыжи для зимней эксплуатации Л 13.505 Наземное оборудование: (Действует для поставок остальным заказчикам) Чехлы для планера (комплект) Л 13.810-151 1 к-т Швартовочное и блокировочное устройство планера Л 13.815 1 к-т Устройство для заправки амортизатора шасси Л 13.810-17 б.ч. 1 шт. Устройство для фиксации горизонтального хвостового оперения во время транспортировки планера по земле Л 1.810-18 1 к-т Технологическая оправка для стыковки крыла Л 13.810-19 1 шт. Инструмент. (Действует для поставок остальным заказчикам) Набор разверток ø12, 1Н8; 12,2Н8; 12,3Н8 (по 1шт.) Набор разверток ø10, 1Н7; 10,2Н7; 10,3Н7 (по 1шт.) Страница 11

12 Глава - II. Фюзеляж. 1. Монокок фюзеляжа. 2. Фонарь. 3. Киль. Цельнометаллический фюзеляж овального сечения, полумонококовой конструкции разделен на три строительных узла; монокок фюзеляжа, откидной фонарь кабины экипажа и киль. Фюзеляж склепан с килем за одно целое. Фонарь кабины экипажа поворотно соединен с фюзеляжем тремя петлями и может быть легко отброшен во время полета. Рис.4 -Фюзеляж (1) Монокок фюзеляжа, (2) Носовой обтекатель фюзеляжа, (3) Киль Рис. 5 - Чертеж фюзеляжа а - ось фюзеляжа; I,II, III - пол; А, В, С,D - лонжерон Номера в кружках обозначают номера перегородок. Страница 12

13 1. Монокок фюзеляжа Монокок фюзеляжа по производственным причинам разделен на две строительных группы: Переднюю и заднюю часть фюзеляжа. Передняя часть фюзеляжа включает часть от носа фюзеляжа вплоть до шпангоута 6. Задняя часть фюзеляжа включает часть от шпангоута 6 до конца фюзеляжа. 1а) Передняя часть фюзеляжа Рис. 6 - Передняя часть фюзеляжа (1) Шпангоут 1, (2) Шпангоут 2, (3) Шпангоут 3, (4) Шпангоут 5, (5) Шпангоут 6, (6) Лонжерон, (7) Кожух передней приборной доски, (8) Кожух задней приборной доски, (9) Передний лонжерон, (10) Средний лонжерон, (11) Задний лонжерон, (12) Стрингер, (13) Консоль бокового подвеса, (14) Нервюра, составляющая зализ центроплана, (15) Пол между шпангоутами 1-3, (16) Пол между шпангоутами 3 до 5, (17) Пол между шпангоутами 5 и 6, (18) Носовая часть, (19) Обивка, (20) Петля фонаря экипажа, (21) Петля фонаря экипажа, (22) Петля фонаря экипажа, (23) Узел передней подвески крыла, (24) Узел верхней подвески крыла, (25) Нижний узел подвески крыла, (26) Узел подвесного пояса заднего, (27) Консоль управления, (28) Узел привязного пояса переднего, (29) Подвес передней спинки, (30) Консоль регулировки передних педалей, (31) Консоль подвеса перебора управления, (32) Узел подвески шасси, (33) Узел плечевого подвесного спасательного пояса, (34) Подвес задней спинки, (35) Трубка динамического давления (трубка Пито). В объемной передней части фюзеляжа устроена кабина для экипажа. Каркас этой части составлен из шпангоутов и лонжеронов штампованных из листового дюралюмина. Пространство под полом разделено Страница 13

14 двумя лонжеронами на три канала. Средним каналом, между шпангоутами 1 и 3, проходят соединяющие тяги ножного управления, между шпангоутами 2 и 3 находится торсионная трубка ручного управления и в пространстве между шпангоутами 3 и 5 укреплен узел подвески шасси. Верхняя часть кабины пилота армирована жесткими дюралюминовыми профилями. которые у шпангоутов 1 и 3 соединены вместе армированным листовым дюралюмином. Листовой дюралюмин разделяет кабину пилота на две части и кроме своей функции в поддерживающей системе фюзеляжа, служит кожухами бортовых приборов. Носовая часть состоит из двух коков, соединенных сваркой и армирована профилем из листового дюралюмина. Она откидывается вниз, так что дает возможность легкого доступа к ножному управлению и переднему выключателю буксирного троса. Между шпангоутами 5 и 6 устроены две камеры для съемного оборудования. Нижнее пространство, ограниченное полом между шпангоутами 5 и 6, приспособлено для установки аккумулятора, трех баллонов для кислорода, радиостанции и умформера. Верхнее, меньшее пространство, ограниченнее подкладкой на верхнем лонжероне и шпангоутами 5 и 6 предназначено для укладывания двух барографов, документов самолета и сумок с инструментом. На шпангоутах 5, 6а, 6 в верхней части укреплена нервюра, составляющая часть зализа фюзеляжа с крылом. Дюралюминовые листы внешней обшивки соединены с каркасом заклепками впотай. 1б) Задняя часть фюзеляжа Задняя часть фюзеляжа - состоит из двух монококов и концевой части фюзеляжа. Монококи изготовлены из листового дюралюмина, армированы шпангоутами, разделенными по продольной оси самолета. Левый и правый монококи соединяются при сборке двумя продольными заклепочными швами. Между шпангоутами 6 и 8 образован короткий переход от фюзеляжа в крыло. Концевую часть фюзеляжа составляет шпангоут 14, удвоенный шпангоут 15 с обшивкой листовой дюралью со стойками и откидная задняя часть. К шпангоуту 14 приклепаны кронштейны, несущие передаточный рычаг управления рулем высоты. К задней стороне этого шпангоута приклепана заклепками накладка, выступающая из фюзеляжа, которая в дальнейшей фазе производства соединяется заклепками с лонжероном киля, и также кронштейн, поддерживающий подшипник-поднятник руля направления. В шпангоутах 14 и 15 сделаны отверстия, предназначенные для цапф откидных половин горизонтального хвостового оперения. Сдвоенный шпангоут 15 в своей нижней части соединен заклепками, со втулкой для прикрепления демпфера костыля. Откидная концевая часть сварена из двух половин Щель между крылом и фюзеляжа закрыта полосой из листового дюралюмина, притягиваемого пружиной. Рис. 7. - Задняя часть фюзеляжа (1) Шпангоут 7, (2) Шпангоут 8, Страница 14

15 (3) Шпангоут 9, (4) Шпангоут 10, (5) Шпангоут 11, (6) Шпангоут 12, (7) Шпангоут 13, (8) Шпангоут 14, (9) Шпангоут 15, (10) Планка, (11) Съемный обтекатель между крылом и фюзеляжем, (12) Откидная крышка монтажного люка, (13) Крышка монтажного люка (привернута), (14) Шип крепления костыля, (15) Накладка для соединения киля с фюзеляжем, (16) Подшипник руля направления, (17) Откидная концевая часть, (18) Обшивка, (19) Трубка для манипуляционного стержня, (20) Крепление костыля, (21) Лист обтекателя, (22) Пружина, (23) Узел обтекателя, (24) Ушко узла обтекателя. 2. Фонарь Рис.8.Фонарь экипажа (1) Козырек, (2) Откидной фонарь экипажа, (3) Задний капот, (4) Ручка, (5) Закрывающий кулачок (6) Шип ручки, (7) Тяга, (8) Направляющий штифт, (9) Втулка направляющего штифта, (10) Пружина, (11) Шип передней петли, (12) Передняя петля, (13) Шип средней петли, (14) Средняя петля, Страница 15

16 (15) Шайба, (16) Шплинт, (17) Шип задней петли, (18) Задняя петля, (19) Предохранительный ремень, (20) Подвижное окно, (21) Рычаг аварийного сброса, (22) Блок переднего подвеса, (23) Блок заднего подвеса, (24) Передний узел подвески, (25) Средний узел подвески, (26) Задний узел подвески, (27) Поворотная цапфа переднего узла подвески, (28) Поворотная цапфа заднего узла подвески, (29) Направляющая трубка, (30) Трос. Фонарь экипажа разделен на три части, Носовой неподвижный козырек, откидной фонарь экипажа и неподвижный задний капот. Козырек изготовлен из плексигласа толщиной 2 мм. Передней кромкой он прилегает к шпангоуту 1, задней кромкой к ободу шпангоута 2а. Крепление козырька к шпангоутам и к обшивочному листу дюралюмину фюзеляжа, который выступает через кромку верхнего лонжерона, выполнено винтами с потайными головками. В передней части козырька есть отверстие для кабины, см. рис. 39. По всему периметру стыка обшивки со стеклом проведено уплотнение уплотнительной лентой. Фонарь экипажа изготовлен из двух половин, соединенных в поперечном соединением при помощи двух винтов. Две сдвижные форточки на левой стороне фонаря дают возможность доступа извне к передней и задней ручке открытия фонаря. Стекло фонаря привинчено винтами с головками к рамке из дюралюминовых трубок, фонарь размещен в носовой части фюзеляжа в трех поворотных петлях. Контровка откидной части в фонаре выполнена вязальной проволокой в средней петле. При аварийном отбросе фонаря, после сдвигания открытой створки вперед, вязальная проволока перерезается и створка отбрасывается. По всему периметру проведено уплотнение уплотнительной лентой и полосой пеновой резины. На левой стороне рамки припаяны два направляющих штифта, входящие во втулки верхнего лонжерона и две ручки, которыми управляются закрывающие кулачки. Кулачки взаимно соединены тягой и в закрытом положении придерживаются пружинами давления. У планеров сделана обработка петель обтекателя экипажа для отброса обтекателя аварийного сброса. Рычаг аварийного сброса помещен на правой стороне обтекателя экипажа в передней кабине пилота, около передней петли. Петли разъемные. Фиксирование этих соединений проведено поворотными цапфами, которые имеют на одном месте выемку. Установкой этих цапф в положение, в котором выемка цапфы позволит вынос петли из втулки, осуществляется разъединением петель. Установка цапф в требуемое положение осуществляется поворотом рычага аварийного сброса на 160 в направлении полета. Рычаг аварийного сброса соединен с блоком, к которому прикреплен трос, управляющий поворотными цапфами. Второй конец этого троса отматывается вокруг блока, прикрепленного около задней петли, К тросу, управляющему поворотными цапфами, присоединен трос, проходящий в трубке, соединенный с тягой (рис. 8, поз. 7), управляющей замком фонаря экипажа на левой стороне кабины, так что разъединяются одновременно замки на обоих сторонах кабины. Последовательность действий при аварийном сбросе фонаря приводится в "Инструкции для пилота планера Л-13" ("Руководство по летной эксплуатации планера Л-13"). Чтобы осуществить аварийный сброс створки фонаря во время полета, рычаг аварийного сброса зафиксирован в основном положении специальной цапфой, которая перережется во время поворачивания рычага. Кроме того рычаг аварийного сброса снабжен пломбой для контроля целости устройства аварийного сброса. Задний капот, защищающий пространство между шпангоутами 4 и 5, образует часть зализа фюзеляжа. Верхнее окно, привинченное винтами с потайными головками к рамке из листового дюралюмина, соединено заклепками с верхней стороной нервюр, закрывающих зализ фюзеляжа. К нижней стороне этих нервюр прикреплены клейкой рамки левого и правого боковых окошек. Передняя -кромка окон привинчена к ободу шпангоута 4а. Задняя кромка и бока капота привинчены к обшивочным листам. Рамки, обшивочные листы и лента каймы запущены в плексиглас, уплотнение также исполнено уплотнительной лентой. Страница 16

17 3. Киль Цельнометаллический киль вмонтирован в фюзеляж, как самостоятельная строительная группа. Каркас киля составляет главный лонжерон и пять нервюр. Лонжерон исполнен из листового дюралюмина, элементами поддержки для которого служат стойки, соединен с фюзеляжем при помощи накладки на шпангоуте 14. Нервюра 1, состоящая из двух частей, разделена в оси симметрии и дает возможность соединения киля с кромкой при помощи клепки на хребте монокока фюзеляжа. Нервюры от 2 до 5 изготовлены из листового дюралюмина. Нервюра 5 несет петлю руля направления. Обшивка прикреплена к каркасу заклепками впотай и прилегает к монококу фюзеляжа без каких либо переходов, щель между фюзеляжем и килем заклеивается полосой полотна. Рис. 9. Киль (1) Лонжерон, (2) Нервюры, (3) Обшивка, (4) Законцовка, (5) Петля киля. Страница 17

18 Глава III. Крыло 1. Левое крыло в сборе 2. Правое крыло в сборе Рис. 10. Крыло (1) Правое крыло, (2) Левое крыло. Крыло свободнонесущее, цельнометаллическое, трапециевидное в плане, снабжено на обоях концах веретенообразными законцовками. Оно состоит из двух монтажных частей, левого и правого крыла, которые подвешены к фюзеляжу на трех узлах. Соединение каждого крыла с фюзеляжем проводится с помощью вертикальной цапфы, проходящей через оба ушка главного лонжерона и горизонтальной цапфы передней петли. Так как обе части крыла является взаимно зеркальными отражениями, в дальнейшем дается описание только левой половины крыла. Половина крыла состоит из собственно крыла, щитка подъемной силы, элерона и тормозного щитка. Щелевой щиток подъемной силы лежит в четырех направляющих кулисах. В обеих внутренних кулисах он передвигается на шарикоподшипниках, во внешних кулисах подшипники заменены ступенчатыми роликами, которые препятствуют выпадению щитка. Элерон подвешен на трех узлах, по нервюрам 19, 25, 33. Тормозные щитки трапециевидной формы помещены на главном лонжероне между нервюрами 13 и 19. Страница 18

19 Рис.11.Теоретический чертеж крыла а - ось лонжерона крыла, числа в кружках обозначают номера нервюр. 1. Левое крыло в сборе. 1а. Левое крыло. Левое крыло цельнометаллическое, однолонжеронное. Лонжерон, расположенный на 40 % хорды, снабжен полками из тяговых профилей на дюралюмина, которые за нервюрой 19 дополнены листовыми профилями формы "С". Полки прикреплены заклепками к стенке лонжерона, составленной из четырех частей. Ушки главных подвесов соединены тремя рядами заклепок с нижней стороной фланца полок. Ушко переднего узла подвески крыла соединено с крылом при помощи стоек и кронштейнов, составляющих короткий вспомогательный передний лонжерон в передней части крыла. Передняя часть крыла, образующая с главным лонжероном систему, работающую на крутящий момент, составлена из шести обшивочных листов, продольных укрепляющих стоек и нервюр, штампованных из листового дюралюмина. Обшивочные листы, соединенные встык, подкладываются в местах соединения двух листов разной толщины выравнивающими лентами, чтобы обеспечить гладкую поверхность крыла. Обшивка передней части в области нервюр 1-13 дополняется на главном лонжероне, обшивка между нервюрами 13 и 19 оканчивается у углубления для тормозного щитка. Начиная с нервюры 19 до конца крыла, обшивка передней части удлинена за задний вспомогательный лонжерон, замыкающий заднюю часть крыла в пространстве элерона. Обе крайние нервюры, т.е. нервюра 1 и 33, являются сквозными. Нервюра 1 - сильно армированная - несет кронштейн для балансировочного управления и кулису щитка подъемной силы. Дальнейшие три кулисы щитка подъемной силы прикреплены заклепками к нервюрам 7, 13 и 19, которые составляют каркас крыла в пространстве перед щитком подъемной силы. Обшивка этой части состоит из панелей, армированных продольными и поперечными стойками. В месте, где прилегает щиток подъемной силы своей передней частью к крылу, приклеено резиновое уплотнение. К нервюрам 13 и 15 прикреплены подвески для тормозных щитков. К нервюре 15 кроме того прикреплен подшипник крутящей тяги управления тормозными щитками. Задняя коробка закрыта вспомогательным профильным лонжероном. На нервюре 19 кроме кулисы щитка подъемной силы прикреплен узел для навески элерона. Другие узлы подвески элерона находятся на нервюре 25 и 33. Крыло закончено веретенообразной законцовкой, которая может быть снабжена в своей средней части аэронавигационным огнем. Страница 19

Главное - это люди: выбор участников проекта ВРМ

Журнал ВРМ World

Для того чтобы добиться успеха в приобретении и внедрении программного обеспечения для планирования и бюджетирования, организация должна обеспечить участие нужных специалистов на каждом этапе процесса.

В современном мире высокотехнологичных коммуникаций компании позволяют сотрудникам и менеджерам обмениваться информацией, не ограничиваясь функциональными рамками своих должностных обязанностей, что способствует повышению эффективности данного процесса. Эта тенденция более широкого сотрудничества особенно актуальна в области бюджетирования, где компании пользуются преимуществами программного обеспечения ВРМ для организации объединенных процессов. Согласно данным недавнего исследования компании Ventana Research, 61% компаний стремятся создать объединенную среду планирования и бюджетирования.

Но подлинным двигателем этого процесса является отнюдь не технология. Компании все больше осознают, что вклад людей, ежедневно принимающих решения на самых различных уровнях - от региональных торговых представителей до управляющих отдельными отраслями бизнеса и производственных мастеров, - является решающим для обеспечения большей ясности и точности в бюджетировании и прогнозировании. Что может произойти без такого всеобщего участия, легко представить на примере процесса бюджетирования, сконцентрированного в основном на продажах. Если группа продаж прогнозирует, что она обеспечит доставку большего количества единиц товара в тот или иной регион в будущем году, но при этом не консультируется с руководителями производства относительно того, какое значение это будет иметь для производственных мощностей предприятия, товарно-материальных запасов или уровня кадрового обеспечения, то у компании могут быть большие проблемы. Внедрение программного обеспечения для планирования и бюджетирования, использующего возможности интернета, может помочь сделать планы и прогнозы организации более цельными, поскольку сотрудники разных уровней будут обеспечены инструментами для ввода, консолидации, анализа и совместной работы над данными.

Поскольку конечные пользователи таких приложений весьма разнообразны, компания должна обеспечить широкий консенсус в процессе постановки целей, выбора и развертывания программного обеспечения, чтобы все его потенциальные преимущества были реализованы. Организации необходимо достичь согласия среди высшего руководства относительно основных целей, для которых приобретается новая технологическая система, обеспечить поддержку руководителей отделов, где она будет использоваться, а также добиться одобрения тех сотрудников, которые будут ежедневно с ней работать. При отсутствии всех этих факторов новое программное обеспечение в лучшем случае поможет добиться ограниченных результатов. Поэтому, если организация решила реализовывать более цельный подход к бюджетированию, планированию и прогнозированию, она должна обратить самое пристальное внимание на выбор участников процесса обновления.

Технический и организационный руководитель

Появление нового программного обеспечения для планирования и бюджетирования может внести лишь небольшие изменения в текущие процессы организации, или же, наоборот, привести к их фундаментальной трансформации. В любом случае на каждой ступени проекта будет необходимо принимать какие-то решения и разбираться с постоянно возникающими проблемами. Прежде чем компания приобретет пакет программного обеспечения, среди высшего руководства должен быть выбран человек, отвечающий за формулировку общей идеи и основных целей, стоящих за этой покупкой. Он должен работать с другими основными сотрудниками, принимающими решения, чтобы определить, на какие проблемы и возможности следует обратить внимание, какие характеристики программного обеспечения могут понадобиться, каковы бюджетные и временные ограничения проекта и т.д.

Такой организационный руководитель (Executive Champion) должен быть знаком с практикой планирования и бюджетирования, принятой в компании. Данная информация позволит ему со знанием дела обсуждать области, нуждающиеся в улучшении, и способы осуществления. Также организационный руководитель должен быть способен пропагандировать в своей организации сам проект и преимущества, которые он даст, и обосновывать доводы в его поддержку. После приобретения программного обеспечения организационный руководитель должен активно работать с консультантом по внедрению или внутренней IT-группой, чтобы отвечать на возникающие вопросы и принимать решения о том, как приспособить новое решение к практике, уже существующей в организации.

При отсутствии такого руководства на высшем уровне возможны два результата. Первое: сотрудникам, ответственным за внедрение, придется самим организовывать процессы планирования и бюджетирования в компании. Второе - различные отделы и филиалы организации разработают свои собственные подходы к использованию нового программного обеспечения, причем эти подходы могут не согласовываться между собой. Первый результат с большой долей вероятности приведет к разочарованию реальных пользователей нового решения; второй - аннулирует саму идею внедрения интегрированного решения для планирования и бюджетирования. Организационный руководитель является в своем роде вдохновителем проекта, обеспечивает достижение консенсуса, играет роль судьи при разрешении спорных моментов, а также осуществляет успешное проведение проекта через все препятствия, связанные с меняющимися условиями и конкурирующими приоритетами. Таким образом, организационный руководитель - это центральная фигура, от которой зависит достижение организацией тех целей, которые она ставит перед собой, приобретая новое программное обеспечение.

Если организационный руководитель обеспечивает общее стратегическое направление, то технический руководитель (Solution Champion) - это человек, ответственный за управление внедрением новой технологии и поддерживающих процессов. Эта роль требует глубокого понимания процессов бюджетирования и планирования в организации, в частности того, какие категории бизнес-информации должны быть включены и суммированы как часть этих процессов. Таким образом, технический руководитель - это обычно человек, отвечающий за управление финансовой группой. Во многих средних и крупных организациях подходящая кандидатура на должность технического руководителя - сотрудник, подотчетный организационному руководителю. В менее крупных организациях обе этих роли может совмещать один человек, например, бухгалтер-контролер.

В основные обязанности технического руководителя входит контроль таких фаз проекта, как выбор программного решения и выработка требований, сбор информации из различных отделов, участвующих в проекте, а также ежедневная работа с поставщиком программного обеспечения или торговым посредником для успешного выполнения каждой стадии проекта. Этот сотрудник должен хорошо представлять взаимосвязи между различными отделами - продаж, производства и распространения, - чтобы наилучшим образом осуществлять внедрение новой технологии. Таким образом, ключевые качества, которыми должен обладать технический руководитель, - это умение организовывать сотрудничество и задавать нужные вопросы лицам, принимающим решения. Наконец, этот человек должен обладать неограниченным доверием со стороны высших руководителей организации, поскольку данная роль предполагает доступ к конфиденциальной информации, такой как персональные сведения о сотрудниках или их заработках.

Часто руководители проекта внедрения ВРМ обнаруживают, что одно из самых больших преимуществ данной технологии - передача значительной доли ответственности, связанной с бюджетированием, нижестоящим менеджерам организации. Очень важно, чтобы оба руководителя принимали эту возможность.

Выработка ясных и конкретных целей

После того, как оба руководителя проекта определены и разработаны изначальные общие цели проекта внедрения программного обеспечения для планирования и бюджетирования, они могут приступать к следующему важному этапу - вовлечению в проект других сотрудников организации. Технический и организационный руководители должны работать с группой высших менеджеров, чтобы понять их цели, связанные с бюджетированием и планированием. Обычно от данной группы ожидают двух действий: определения целей проекта внедрения и приобретения нового решения и выработки стратегических целей организации.

Постановка ясных и конкретных целей помогает руководителям проекта выбрать ключевых участников внедрения. Размер группы внедрения определяется величиной организации. В небольших компаниях эта группа может состоять лишь из организационного руководителя и торгового посредника. В более крупных организациях эта группа будет включать обоих руководителей, как минимум одного представителя IT-отдела (обычно это директор по информационным технологиям), представителей всех производственных функций и торгового посредника. От группы внедрения зависит постановка конкретных задач, определяющих, как новая технология на практике будет поддерживать ежедневные бизнес-процессы. Это прямо связано с общей концепцией объединения бюджетов, планов и прогнозов. Для того чтобы постоянно получать полные и точные данные от всех участников, компания должна быть уверена, что программное обеспечение настроено таким образом, чтобы обеспечивать им наилучшие условия для работы.

При выработке целей должны быть получены ответы на два основных вопроса: какие элементы текущих процессов организации работают хорошо, а какие нет. Если сотрудники считают, что используемые методы прогнозирования эффективны, то не стоит их менять при установке новой системы программного обеспечения. Но если процесс бюджетирования слишком сложен и требует больших затрат труда, а сотрудникам приходится вручную консолидировать данные из различных информационных источников, то такой процесс - первый кандидат на автоматизацию при обновлении программного обеспечения. Если стратегические лидеры заранее проведут оценку того, насколько эффективно в компании используются инструменты ВРМ, то они смогут более ясно обозначить приоритеты для группы внедрения. Это может существенно сократить время и затраты, связанные с установкой и запуском новой системы.

Иногда необходимость в такой оценке возникает в связи с какими-то неожиданными событиями в компании. Например, это может быть связано с отставкой ответственного за управление бюджетированием.

Также важно установить четкие задачи относительно того, кто должен осуществлять управление программным решением: финансовая группа, внутренние IT-эксперты, или внешние специалисты. Здесь важны два параметра: стоимость и сложность технологии. Если у организации небольшой опыт в области IT, то осуществление изменений в системе и поиск неисправностей в ней лучше доверить внешним экспертам. Но, с другой стороны, привлечение внешних специалистов ограничивает уровень знаний о системе и контроль над ней со стороны финансового отдела.

Независимо от того, кто будет осуществлять управление программным обеспечением, технический руководитель должен работать в тесном контакте с поставщиком технологии и, если необходимо, консультантом по внедрению системы. Это позволит полностью понять все возможности программного обеспечения, а также то, где могут возникать компромиссы между функциональностью и управляемостью. Такой диалог также может выявить прежде незаметные потенциальные возможности, позволяющие расширить область применения программного обеспечения за пределы тех задач, которые были изначально поставлены.

При постановке задач должны быть получены ответы на следующие вопросы. Первое: могут ли конечные пользователи организации принять переход к новому программному решению, если он будет осуществлен сразу, или лучше вносить изменения в процессы планирования и бюджетирования поэтапно? Второе: насколько широко новое решение (или его отдельные возможности) должно быть доступно в разных отделах или среди пользователей различных уровней? Например, какие ограничения должны существовать для различных сотрудников относительно ввода данных, редактирования баз данных, или просмотра отчетов, которые напрямую не касаются их должностных обязанностей? Наконец, насколько сложными должны быть методы ввода данных и создания отчетов, и какое количество информации необходимо лицам, принимающим решения на разных уровнях, например, менеджерам отдельных направлений деятельности компании? Ответы на эти вопросы помогут руководителям проекта определить, когда и как предоставлять доступ к системе, какими должны быть полномочия доступа и другие элементы технологии, необходимые тем или иным сотрудникам.

Планирование и выработка приоритетов как средство оптимизации покупки

Эффективность нового решения для планирования и бюджетирования напрямую зависит от желания и подготовки сотрудников к его использованию. Поэтому члены группы, осуществляющей проект, должны постоянно сообщать пользователям о состоянии дел на всех фазах внедрения.

Существует два основных критерия, по которым сотрудники обычно оценивают важность нового программного обеспечения для организации. Первое - это то, насколько хорошо руководитель проекта (обычно технический руководитель) планирует процесс внедрения; второе - насколько эффективно он подключает других сотрудников к этому процессу. Нет необходимости говорить, что недостижение поставленных целей и невозможность выдержать сроки на самом верхнем уровне проекта приводит к тому, что и другие, более мелкие его элементы не могут быть выполнены вовремя и в рамках установленного бюджета. Внедрение системы также находится под угрозой, если не все участники ясно понимают важность своей роли в этом процессе и свое влияние на успех общего дела.

Последовательный и постоянный обмен информацией очень важен, но не менее существенную роль играет и поддержание необходимого уровня детальности. Предоставление людям излишне подробной информации может привести к тому, что участники проекта окажутся выключенными из него, будут введены в заблуждение относительно своих прямых обязанностей или выпустят из внимания какие-то части информации, связанной с проектом, которая действительно им нужна. Обычно большинству сотрудников необходима следующая информация: на какой стадии находится внедрение в данный момент, чего от них ожидают руководители проекта, и каковы будут следующие действия компании. Предоставление этой информации гарантирует, что у конечных пользователей появится ощущение своей нужности и информированности, но они не будут чувствовать себя перегруженными лишними сведениями. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию в компании хорошего отношения к новому решению.

Помимо этого, организация должна обеспечить время и ресурсы, необходимые для обучения сотрудников работе с новой системой, принимая во внимания требования и культуру, присущие тому или иному бизнесу. Это еще одна область, где опыт поставщика программного обеспечения или партнера по внедрению может оказаться очень полезен.

Вклад в проект вселяет уверенность в надежности результатов

По мере того как конкуренция в современном бизнесе все больше возрастает, компаниям приходится уделять повышенное внимание управлению различными подразделениями, расходами и доходами. Для этого корпоративным менеджерам приходится отказываться от части контрольных функций и вовлекать больше людей в процесс управления. Им также необходимо использовать такие программные решения, которые способствуют сотрудничеству. Помимо этого, в обязанности менеджеров входит обеспечение доступности этих систем для использования всеми работниками, особенно теми, кто не обладает высокой квалификацией в области технологии или корпоративных финансов.

Вовлечение в процесс нужных специалистов и обеспечение необходимого уровня заинтересованности в новом программном обеспечении уже на ранних стадиях его выбора и приобретения - это залог успеха.

Автор: Крис Шерпенсил (Chris Scherpenseel)