Руководства, Инструкции, Бланки

группа нормы и правила которой служат для личности образцом называется img-1

группа нормы и правила которой служат для личности образцом называется

Рейтинг: 4.9/5.0 (1876 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психология менеджмента организаций - Конспект, страница 15

27. Психология группы в организации.

Организация - специфическая форма объединения группы индивидов (двух и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели или целей.

Под структурой организации понимается относительно постоянная система взаимосвязей работников и их связей в целом.

1) Социально-демографическая структура организации определяется половым, возрастным, этническим составом работников, уровнем их образования, квалификацией и стажем работы.

2) Профессиональная структура связана с потребностью организации в работниках определенных специальностей.

3) Функциональная структура основана на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Это 4 разновидности персонала – административный, производственный, обслуживающий, инженерно-технический персонал.

4) Официальная (формальная) и неофициальная (неформальная) структура организации.

В зависимости от выделения того или иного основного признака возможны различные классификации социальных групп (виды групп).

1. Условные (произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, например, по уровню образования, полу, возрасту, квалификации, стажу работы, семейному положению)

2. Реальные группы (образования, в которых люди объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности, общения или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают принадлежность к этому образованию).

Виды групп о численности:

1. Малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2. Средняя группа - относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии;

3. Большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Виды групп по времени существования: кратковременные и долговременные.

Виды по структурной целостности группы:

1. Первичная (неразложимое далее на составные части небольшое по численности структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра, узкий круг коллег по работе, компания друзей, семья).

2.Вторичнаягруппа (совокупность первичных малых групп, характеризуется безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями, это практически всегда средняя группа).

Кроме того различают:

1. Группы членства (в них человек просто находится, состоит).

2. Референтные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом, это значимый для человека круг общения. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, но они всегда являются источником норм или правил, к которым человек хочет приобщиться. Референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

Неформальные группы в организации.

- создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры. Основная проблема в связи с этим - цели неформальных групп не должны противоречить целям организации, а в идеале - способствовать достижению целей организации.

Групповая динамика - это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности организации и психологические изменения, происходящие в ней; это процесс взаимодействия членов организации на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. Групповая динамика выражена в следующих основных процессах и явлениях: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, то есть выработка групповых мнений, правил, ценностей и др.; формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения; конфликты и др.

Проявляясь постоянно и не прекращаясь ни на минуту, указанные процессы и явления, в конечном счете, формируют следующие групповые феномены в организации: систему социальных связей и контактов, групповое (коллективное) мнение, групповые (коллективные) настроения; внутриорганизационные (внутриколлективные) обычаи, традиции, привычки,

В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Каждый из членов организации играет двойную роль. Первая роль - чисто функциональная и вытекает из формальной структуры организации. Вторая роль менее очевидна, однако она существенно важна для успешной деятельности коллектива. Выделяют 8 деловых ролей:

1.«Лидер» занимает главенствующее положение в группе, но добивается этого ненавязчиво и как бы небрежно. Он часто обладает тем, что называется личным обаянием и авторитетом.

2.«Реализатор» является лидером группы в реализации конкретно поставленной задачи. Его главная задача — придать четкую форму самой деятельности группы и ее результатам. Он не терпит разболтанности, неясности, нечеткости мышления.

3.«Генератор идей» поставляет группе оригинальные идеи, мысли, предложения; он человек идей.

4. «Объективный критик », его вклад в общее дело заключается во взвешенном и беспристрастном анализе, а не в выдвижении творческих идей.

5.«Организатор, или начальник штаба» организует практическое выполнение заданий.

6.«Снабженец» выходит за пределы группы вовне и приносит с собой новые идеи, информацию и вообще сообщения о всяческих новостях. Он любит общество, очень раскован и общителен.

7.«Душа группы» - самый чуткий и чувствительный из всех. Он больше всех осведомлен и о семейных делах, о личной жизни остальных членов группы.

8.«Отделочника, или контролера» беспокоит все, что может «получиться неправильно». Он никогда не обретет душевного спокойствия, пока лично сам не проверит каждую деталь и не убедится, что все сделано, ничего не забыто, ничто не упущено.

28. Управление социально-психологическим климатом в организации.

СПК - состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.

На формирование СПК влияют:

Факторы макросреды - общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, уровень жизни населения, социально-демографические, этнические и региональные факторы.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации: объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации; субъективные (социально-психологические факторы)- формальная структура (характер официальных и организационных отношений) и неформальная структура (наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, споров, стиль руководства, психологическая совместимость).

При изучении СПК за основные показатели обычно берутся:

1. Удовлетворенность членов группы характером и содержанием труда (характер труда; размер заработной платы; престиж профессии; наличие перспективы; специфические особенности и условия работы; сопутствующие работе возможности.

2. Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе и менеджерами.

3. Удовлетворенность системой морального и материального стимулирования.

4. Стиль руководства фирмой.

5. Отношение сотрудников фирмы к работе, товарищам, менеджерам.

6. Установки и ценностные ориентации сотрудников фирмы.

7. Трудовая и общественная активность сотрудников. Уровень конфликтности сотрудников

8. Реальная и потенциальная текучесть кадров

9. Профессиональная подготовка персонала.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Характеристикиблагоприятногосоциально-психологического климата: в организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, Сотрудники организации активны, полны энергии, Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации;

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда.

Характеристикинеблагоприятного климата. в организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, члены организации инертны, пассивны.

Управление СПК включает в себя осуществление следующих мероприятий:

1) управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);

2) оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;

3) комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;

4) опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;

5) предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Для оздоровления климата необходимо применить ряд организационных и социально-психологических приемов:

приглашение профессионального психолога.

проведение конкретного эмпирического исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений сотрудников;

информирование организации о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.);

принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат;

контроль над реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.

Изучение СПК, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов организации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, менеджерам и коллегам. Методы: наблюдение, интервью с руководителями и работниками; опрос работников по специально разработанной анкете; анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность производительность, качество труда. Диагностика СПК осуществляется с использованием следующих методик Например: Оценка лояльности сотрудника к организации (Л.Г. Почебут); Групповая мотивация (В.А. Розанова); Экспресс-методика по изучению СПК в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто); социометрический опрос.

Другие статьи

Группа нормы и правила которой служат для личности образцом называется

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки Малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку Воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 8):

По психологическим характеристикам различают: 1) Группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (Номинальные группы, конгломераты ) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Психология малых групп - Психология - Столяренко Л

6.5. Психология малых групп

Роберт Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

С точки зрения типа связей индивидов в группе выделяют первичные и вторичные группы. Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, а их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа может выступать для них:

o как средство биологического выживания;

o средство социализации и формирования психики человека;

o способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);

o средство удовлетворения потребности человека в общении, ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

o средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

o средство информационного, материального и прочего обмена.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые.

Условные группы объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению.

Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей на основе взаимных контактов. Она немногочисленна - от трех до 15 человек (при большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы). Люди, включенные в такую группу, связаны общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном контакте, что способствует возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Как социальное явление такая группа характеризуется определенными психологическими признаками: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели. Группе присущи некоторые общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

а) группы членства - люди, состоящие в них, могут объединяться лишь формально, не разделяя при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения;

б) референтные группы - эталонные группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с группами членства. Они выполняют: 1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, поскольку референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Объединение людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизнедеятельности, называется контактной группой. По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп:

1. Неорганизованные ( номинальные группы, конгломераты)

или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.). Эти группы являются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

2. Организованные группы. Они представлены такими видами, как ассоциация и кооперация.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в ней носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

3. Сложные внутренне организованные группы. К ним относят коллективы и корпорации.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма. Деятельность корпорации может нарушать интересы других групп или общества в целом.

Коллектив - устойчивая организованная группа, в которой люди объединены целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой деловых и эмоциональных взаимоотношений между членами группы.

ТЕМА 8

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ И МАЛАЯ ГРУППА

8.1. Личность и социум.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт многочисленных остаточных групповых влияний. Почти все (за исключением физиологически обусловленных особенностей) в психологии человека складывается и закрепляется в ходе социального взаимодействия.

Отношения между людьми, складывающиеся в социуме, несут в себе социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему данных отношений.

Группа (социум) является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, строить Я-концепцию. Иначе, как от других людей, в процессе общения с ними, человек знания о себе получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее -разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».

Исходя из того, кто он есть (исходя из своей Я-концепции), человек строит свои отношения с другими. Когда в серии экспериментов посредством гипноза успешно изменялась личная определенность испытуемого (его Я-концепция), он был более не в состоянии определить своих отношений с экспериментатором и приходил в замешательство.

Во всех сообществах существует своего рода дифференциация участников по рангу. Социальный статус - это обозначение положения личности в сообществе в зависимости от прав и обязанностей, которые она получает благодаря своему положению. Статус, как бы ни был он низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.

Личность может менять свое место в социальной среде (изменять свой статус), может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать свою социальную среду.

Важно помнить, что группа может обезличивать, деиндивидуализировать человека. Поскольку в группе он анонимен, ему не нужно особенно задумываться о последствиях своего поведения. Человек намного легче в группе достигает сильного эмоционального возбуждения. В сплоченных группах у индивида резко снижается уровень самосознания и самоконтроля. Следствием деиндивидуализации является импульсивность поведения, повышенная реактивность.

8.2. Виды и характеристики малых групп.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признак>' (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать о существовании друг друга.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленна по своему составу (от 2 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства и 2) референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют следующие функции: I) социального сравнения; 2) нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым индивид стремится приобщиться.

Неорганизованные или случайно организованные группы

(зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.)

характеризуются добровольным временным объединением людей на

основе сходства интересов или общности пространства.

^ По уровню развития выделяют следующие разновидности групп.

v Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются

• только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

л/ Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей

организационной структурой, межличностные отношения носят

деловой характер, подчиненный достижению требуемого

результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде

V Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

л/ Коллектив - группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

8.3. Лидерство в малых группах.

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально (руководитель), а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей (лидер). Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не просто ведет других, но и хочет вести их за собой, а другие не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера всегда оцениваются выше, чем соответствующие качества остальных членов группы,

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при
решении группой определенной задачи;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах
группы и ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы,

большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; - большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. Основные функции лидера:

организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

выработка и поддержание групповых норм; внешнее представительство группы в отношениях с другими группами;

принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства •• лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.' В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных: на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

Разработаны такие классификации стилей лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (К. Левин); стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека (Р. Лайкерт).

8.4. Конформизм и групповое давление.

Конформизм (от лат. conformis - подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Внешний конформизм характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутреннего конформизма могут служить идентификация (полное или частичное уподобление партнеру по взаимодействию в сил)' позитивного эмоционального отношения к нему) и интернализация, т.е. внутреннее усвоение установок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.

Вопросы оля самоконтроля и повторения

1. Какие разновидности групп вам известны?

2. Что такое группа? Малая группа'?

3. Чем группы членства отличаются от референтных групп?

4. Какие бывают виды групп по уровню своего развития? Каковы их
характеристики ?

5. Что такое лидерство?

6. Чем лидер отличается от руководителя? В чем совпадают эти понятия?

7. Каковы основные признаки лидерства?

8. Какие функции выполняет лидер'.'

9. Какие виды лидеров и стили лидерства вам известны?
10.Что такое конформизм и групповое давление?

11 .Чем внешний конформизм отличается от внутреннего?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему люди объединяются в малые группы?

2. Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если
известно, что:

- они почти не знают друг друга;

- их всех знает человек, который не входит в эту группу;

- члены группы никогда не собираются вместе.

3. Приведите примеры феноменов группового давления и конформизма.

4. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?

5. Какой стиль лидерства наиболее эффективен?

6. Психолог А.В. Петровский утверждает, что «социально-психологический
облик группы первичен, черты ее лидера вторичны». Можно ли
безоговорочно согласиться с данным утверждением?

7. Конформизм - это плохо или хорошо?

8. Как меньшинство может влиять на большинство?

9. Как вы справляетесь с нежелательным для вас групповым давлением?
Всегда ли вы в состоянии ему противостоять?

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Взаимодействие в группе

Взаимодействие в группе

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Взаимодействие в группе по характеру и формам организации подразделяется на следующее.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. В группах распределение власти тесно связано с характером коммуникации, обмена информацией и идеями.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы:
а) группа закрытого типа;
б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
г) каждый человек знает свое жесткое место;
д) в группе ценятся традиции;
е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;

случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также типичны для новых коммерческих структур в ситуации рыночной неопределенности;

открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;

группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все - синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:
пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
случайная- ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета "пророка", который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2 (т. е. 5, 7,9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют восемь социальных ролей, и, если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за "того парня", что и создает конфликтную ситуацию.

Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли. Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми; 2) генератор идей, стремящийся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей; 5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива; 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто "тонет" в мелочах; 7) работяга, не стремящийся занять ничье место; 8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

В группах протекают динамические процессы:
давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;
формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;
изменение активности членов: возможны феномены фацилитации - усиление энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен "групповая нормализация" - формирование усредненного группового стандарта-нормы;
феномен "групповой поляризации", "экстремизация" - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто "сдвиг к риску", когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально;

1 стадия - ориентировка в ситуации, адаптация, притирка (общение по парам) - складываются межличностные отношения

ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
2 стадия - формирования групповых норм, становление группового самосознания

3 стадия - стадия конфликтов (столкновение между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, возможны конфликты с руководителем и официальным активом группы)

4 стадия - переходная от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы (стабилизация, распределения ролей, лидерства)

5 стадия - экспериментирования - появляется сложившаяся группа - чувство "мы", постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели, но группа работает "рывками": удачи-неудачи

6 стадия - опыт успешного решения проблем (преобладает деловая структура отношений)

ЭТАП СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
7 стадия - эмоциональное сплочение (личные взаимодействия становятся очень тесными, доброжелательные отношения - эмоциональное сопереживание)

8 стадия - актуализация (деловое, эмоциональное и ценностное сплочение, близость мнений, ценностное единство, способность к самоуправлению, способность к эффективному разрешению проблем и расхождений)